Теневой бизнес россии
составляет до 40% ввп
Москва, 10 июня 2002. Сегодня комитеты Госдумы по
собственности и по экономической политике и предпринимательству провели
парламентские слушания на тему «Какие темпы экономического роста нужны России?»
С основным докладом выступил представитель комитета
по собственности Игорь Лисиненко («Единство»), который утверждал, что теневая
экономика является общей проблемой и ее доля в ВВП 5-7% считается нормальным и
допустимым явлением, уровень 12-15% уже рассматривается как провал работы
налоговых органов.
По мнению депутата, внедрение специальных мер на
вытеснение производства из тени может дать рост ВВП 10% ежегодно без всяких
капвложений. Лисиненко утверждал, что «бизнес голосует за власть налогами» и
предложили разработать единый закон о регулировании срочных рынков.
В своем выступлении И.Лисиненко также сказал, что из
трех основных ресурсов производства – капитал, ресурсы и люди – в России нет в
достаточном количестве ни одного. Продолжается отток капиталов из страны.
Названные премьером Михаилом Касьяновым цифры – рост реальных доходов населения
в первом квартале 8,7% и рост ВВП в тот же период 3,3% - в сопоставлении
говорят о том, что «мы продолжаем проедать инвестиционные ресурсы».
По словам депутата, важным фактором является проблема
бюджетной дисциплины, наладить которую после десятилетия бесконтрольности
«очень не просто».
Лисиненко утверждает, что в России при всех внешних
атрибутах рыночной инфраструктуры отсутствуют базовые рыночные индикаторы:
среднесрочный прогноз курса рубля и котировок акций, определяемый рынком
валютных фьючерсов и форвардов фондового рынка, также долгосрочный прогноз
ставки рефинансирования Центробанка, который в нормальной рыночной экономике определяется
через доходность 10-летних государственных обязательств.
Депутат напомнил, что после 17 августа 1998 года
Высший арбитражный суд, «чтобы не возиться с ворохом бесперспективных дел по
валютным форвардным контрактам», определил их как сделки-пари, которые ВАС не
подсудны. Лисиненко считает, что эти сделки следует вернуть в правовое поле.
Второй индикатор – ставка рефинансирования ЦБ –
существует формально и используется для расчетов пени, штрафов и для целей
налогообложения, он является директивным показателем, который никак не связан с
открытым рынком. В результате ставка рефинансирования носит запретительный
характер и не стимулирует долгосрочные инвестиции.
Депутат от СПС Владимир Коптев-Дворников в своем
выступлении на слушаниях утверждал, что система налогообложения России нравится
90% чиновников и 90% бизнесменов ее не одобряют.
Участники слушаний приняли рекомендации, в которых предложили правительству доработать и направить в Госдуму законопроект о регулировании срочных рынков, а Госдуме – обеспечить до конца сессии рассмотрение законопроекта «Об основах технического регулирования в РФ». В рекомендациях отмечается необходимость снижения налоговой нагрузки, также предлагается президенту дать поручение Администрации и правительству разработать программу проведения административной реформы с созданием законодательных актов прямого действия, обеспечивающих защиту прав предпринимателей и деятельность саморегулируемых организаций.