Концепции современных российских Интернет–изданий

Опубликовано в Вестнике МГУ N6 2001 год

Лев Израилевич Московкин, парламентский корреспондент газеты «Московская правда»; Наталья Владимировна Вакурова, доцент Государственного университета управления

 

Резкий взлет числа и влияния российских сетевых изданий к выборам 1999–2000 годов лишил конкретного смысла перешедший в хроническую фазу спор на тему «Является ли Интернет средством массовой информации?» – слишком многие силы в России заинтересованы в консервации состояния неопределенности.

Наведение элементарного порядка пока оказалось невозможным ни законодательно, ни путем саморегулирования. Сетевые СМИ пошли естественным путем завоевания доверия серьезной аудитории посредством успешной конкуренции с информационными агентствами с одной стороны, и с традиционными СМИ – с другой. На фоне завершения массовой истерии по поводу Интернета, что является естественной реакцией на любое техническое достижение общественного пользования, российские сетевые издания после предвыборной трансформации завершили колонизацию широкого спектра «ниш» и определились со своими концепциями. Таким образом, российское общество оказалось парадоксально прогрессивным. Однако процесс типологизации еще будет детализировать концепции и уточнять их различия.

Предлагаемая классификация не охватывает средства изотропной информационной среды, т.е. СМК, только анизотропные сетевые издания, выпущенные в виртуальный свет многоролевой редакцией.

Тема организации и структуры редакции издания находится вне задач настоящей статьи. Отметим лишь, что в 90-х годах после ряда кризисов и четырехкратной смены моделей российской прессы практически ни одно традиционное СМИ не имеет полноценной редакции с репрезентативным набором разграниченных ролей. Не выполняется Закон об обязательном экземпляре, на рынке дистрибуции царит силовой произвол, отсутствуют реальные данные о тиражах и экономике изданий. Закон о СМИ – один из прогрессивных символов постсоветской России – смешал конфликтующие роли репортера и издателя, добавив проблем теории журналистики. Указанные признаки характерны для так называемого «переходного периода», т.е. в строгой терминологии – катастрофического перехода, причем хаотизация является необходимой базой возникновения нового.

В сетевых изданиях шел обратный процесс, в них редакционная структура не успела сложиться, не успела заимствовать заданные стереотипы. Сетевые издания практически лишены корректорской правки и редакторской компиляции, их контент чисто авторский. Но соответственно текущему состоянию они лишены не необходимого этапа редакционного процесса, а того фактора, который размывает смысловую информацию и усиливает шумовую составляющую содержания. К тому же в сетевых изданиях не столь значительно оказывают свое разрушительное действие два обычных для российских и советских СМИ явления: моббинг и недостаточная оплата труда журналиста–репортера.

Вследствие отчуждения творческого продукта от личности автора совокупность продуктов общей сферы доступна такой же типологии в рамках теории классификации или формальной процедуры кластерного анализа, как и продукт любой эволюции, например таксономия живого мира, типология сказки, компьютерных программ или жанров журналистики. Конечный результат эвристической или формальной типологической процедуры может быть представлен в двух альтернативных вариантах: «дерева» взаимного происхождения или финальной картины среза кроны этого «дерева» плоскостью настоящего времени. Каждой «ветке», дистанцированной от ближайших «родственников», соответствует стратегия выживания, которую можно сформулировать в рамках концепции существования, развития и конкуренции за свой сегмент рынка по аналогии с системой экологических или социальных ниш. Имеется в виду выбор, с одной стороны, экологической стратегии и адекватной собственной структуры и функции, и с другой, – выбор маркетинговой стратегии, включая паблик рилейшнз.

В смысле концепции СМИ практически речь идет о выборе, иначе множественной дихотомии: дешево–дорого, много–мало, широко–узко, сложно–просто, много или мало информационных ресурсов, их покупка или собственное производство. В концепцию сетевых изданий также включаются наличие или отсутствие сложной архитектуры, тематически не связанной рекламы и баннеров, отсылающих к параллельным изданиям (сайтам), выбор места регистрации (страны) издания, анонимность авторов при использовании эпатирующих псевдонимов (nick) или публикация истинных имен, наличие электронных адресов авторов, наличие или отсутствие форума на сайте, также анкеты. После выбора стратегии и концепции все ресурсы будут брошены на ее реализацию, так как последующая смена стратегии стоит столько же, сколько и предшествующая ошибка. В одной «нише» может существовать только один вариант, второй, полностью идентичный, вытесняет или вытесняется.

По сути, ошибка в выборе концепции издания равна цене его жизни, однако в послевыборный период «смерть», то есть устранение издания с рынка, может наступить не сразу. Рынок интернет-услуг вообще перегрет, на фоне снижения финансирования ряда конкретных сетевых изданий после выборов потенциальный объем инвестирования в Интернет превышает доступную численность авторов и специалистов-исполнителей. Точнее, издателям и редакторам оказались недоступными необходимые для освоения средств идеи, потому что людям стараются платить поменьше или вообще обойтись без них. Поэтому концепции изданий постоянно мутируют, а сами издания меняют владельцев. Естественная пульсация инвестиций, связанная с предвыборными кампаниями, заставляет издателей в промежутках иначе оценивать рынок сбыта информации и даже искать пути удовлетворения запросов аудитории, не связанных с запросами источника финансирования. Отдельно развивается процесс генерации и заимствования идей по повышению привлекательности названий сайтов со словотворчеством и развитием типично сетевого языка.

Одновременно встает теоретический вопрос: если лавинообразное нарастание информационных потоков в значительной степени обеспечено версификацией и виртуализацией при использовании информации second hand, когда подавляющее большинство участников информационного обмена одновременно являются коммуникаторами и коммуникантами, а пути сообщений закольцовываются, как идентифицировать в потоках первичную информации и где находится ее источник? Поиск ответа на вопрос о первичной информации позволит открыть новое информационное пространство и расширить спектр свободных ниш, соответственно – пока еще свободных от конкуренции концепций издания. Пока же сетевые издатели агрессивно заимствуют концептуальные принципы (лезут друг другу в кормушки), преодолевая традиционное разграничение между «газетой» и «супермаркетом» (слияние информации и развлечения произошло раньше).

В отличие от читателя в библиотеке, киберпутешественник часто не отдает себе отчет о своем местоположении в Интернете. Блоки сетевой информации можно достаточно условно разделить на две большие группы: сайты размещения информации, предназначенной для широкого распространения; сайты, предназначенные для сетевого общения, диалога или полилога конкретных участников. В первом случае информационные потоки между коммуникатором и коммуникантом анизотропны, хотя и не в такой степени, как в традиционных СМИ. Практически на всех сайтах имеются форумы, и читатель всегда имеет возможность ответить автору двумя способами: с помощью публикации на форуме или непосредственно по адресу электронной почты. Второй вариант (общение в Сети) в данной статье не рассматривается.

С учетом вышеприведенных рассуждений можно выделить около двух десятков типов сетевых изданий с анизотропным потоком информации.

1. Платные «ленты» информационных агентств (Интерфакс, ИТАР–ТАСС, РИА «Новости», «Эхо Москвы», «МК-Новости», «АиФ-Новости»), публикующие информацию на сайте и поставляющие ее электронной почтой или по радиомодему, причем отдельно текстовые информационные файлы, включая анонсы на завтра (около 17.00 вечера накануне), авторская аналитика (Интерфакс) и изображения (работы фотокорреспондентов ИТАР–ТАСС, РИА «Новости»). Возможна подписка на отдельный блок информации: политической, городской, региональной, зарубежной, отраслевой, анонсы. Возможна частичная поставка на пейджер. Текст не имеет художественного оформления и каких-либо элементов верстки, намеренно лишается авторских особенностей. Подписка стоит очень дорого и доступна в основном высокотиражным ежедневным горизонтальным изданиям. Считается, что вся информация агентства первична и получена через собственный корреспондентский корпус, чаще всего по мобильному телефону. Частично информация, особенно политическая, генерируется самим агентством на пресс–конференциях. Для этого агентства имеют собственные пресс-центры (пресс–клубы). Из-за конкуренции между собой агентства не только не обмениваются информацией, но и не всегда пускают к себе журналистов конкурирующих изданий. Имитация точности передачи информации превращает агентство в сервильный орган по сравнению с изданием бесплатного доступа (см. пункт 8): ньюсмейкеры эксплуатируют внимание к себе, иногда используя назначение, перенос или отмену пресс-конференции как инструмент политической игры и воздействия. Гарантии достоверности информации, к сожалению, неполные. Отличительной особенностью традиционных информационных агентств являются повторы, уточненные версии, а также множественные разносторонние информации с одного места события. Под давлением насыщения информационного рынка политика агентств претерпевает изменения. Например, РИА «Новости» объявило в конце 2000 года о полном отказе от подписки и переводе сайта rian.ru в общедоступный режим работы информационного портала.

2. Политический информационный сайт возникает как прорыв на информационное поле неангажированной авторской подачи текущей информации в связи с предчувствием перемен и одновременно обострением интереса к этим переменам в политическом аспекте. В настоящее время в чистом виде практически не встречается, первым или одним из первых сайтов такой концепции был сitylinе.ru/роlitikа/ Григория Белонучкина, действующий с марта 1997. Его первая публикация – состав правительства после смены вице-премьеров (увольнение Потанина, назначение Чубайса и Немцова). Имманентной особенностью концепции является отсутствие жесткого графика обновления и фиксированного дедлайна, в горячие дни типа отставки правительства Черномырдина или кризиса Кириенко обновление производилось каждый час (в политически спокойные периоды – два раза в неделю). Идея концепции имела предшественника в виде Национальной службы новостей nns.ru, где еще в 1995 году публиковалась политическая информация и которая имела собственный корреспондентский корпус. НСН отпочковалась от «Коммерсанта и «Постфактума», демонстрируя факт вытеснения сферы реализации идеи из зоны традиционных СМИ в сетевую. Позже осенью 1998 Смоленский продал НСН Березовскому, финансирование было урезано и использовалась в значительной степени информация second hand – в обновленной концепции владельцев больше интересовало, что говорят о них, значительный штат сотрудников занимается мониторингом новостной информации СМИ (в этом заключен основной интерес Павловского к контролируемым им сетевым изданиям, впоследствии его концепция изменилась и были созданы новые ресурсы – strana.ru, ukraina.ru и др.). Кроме «ленты», на сайте nns.ru имелся форум, который в дни дефолта был выключен из-за перегрузки.

3. Официальные информационные сайты – органы государственных и научных учреждений (например, ЦИК, ГД, ВЦИОМ), коммерческих организаций и торговых фирм, политических партий, общественных движений, кандидатов во время предвыборной кампании, политических лидеров и любых других ньюсмейкеров. Одним из первых сайтов такого рода был создан для Бориса Немцова с отражением двух сторон ньюсмейкера: как политической фигуры и его человеческих качеств. В принципе, персональные сайты ньюсмейкеров, также государственных институтов и общественных структур могут иметь три различные концепции: представительский сайт привлекательного дизайна с минимумом текстового наполнения и достаточно редком обновлении (не чаще раза в месяц), к такому варианту был близок первоначальный вариант официального сайта Государственной Думы; информационный сайт созданный по привычной структуре с наличием ленты новостей и текущей информации (высказывания, интервью) ежедневного обновления, как на сайте Александра Шохина; художественный сайт, который интересно читать вне связи с текущими политическими событиями и участием в них ньюсмейкера, как у кандидата в депутаты Марии Арбатовой.

4. Информационные сайты смешанного финансирования при прямом участии западных фондов «развития демократии» в России (например, сайт с информацией о выборах rusline.ru).

5. Интернет–пресс-конференция – текущая публикация генерируемой на пресс-конференции информации, на которую иногда приглашаются журналисты, но обязательным компонентом которой являются полученные по электронной почте вопросы из аудитории сети, также трансляция на сайт в режиме on line, для которой достаточно оборудовать компьютер входным видеобластером и установить в зале простейшую любительскую камеру формата video-8 (например, в ЦДЖ на Суворовском бульваре intervision.ru, Галерея Гельмана, РИА «Новости»). Фактически в зале озвучивается незначительная доля заданных вопросов, и текст расшифровывается частично, выпадают наиболее интересные моменты или даже отсутствует трансляция.

6. Сетевая копия традиционного СМИ, иногда расширенная или адаптированная для экранного восприятия (например, «Экспресс-хроника», «ДемВыбор России»). Сетевые версии имеют не только печатные издания, но и телепрограммы и радиостанции (например, svoboda.org, todayko.ru, dorenko.net). В середине 2000 года число сайтов телеканалов и радиостанций достигло по разным оценкам трех сотен.

7. Сокращенная версия традиционного СМИ для облегчения поиска опубликованных материалов с помощью поисковых сетевых машин, но не заменяющая его, что фактически решает проблемы бездействия Закона об обязательном экземпляре (например, «Московская правда» mospravda.ru).

8. Обзорный сайт группы изданий с бесплатным доступом, публикующий краткие выдержки из традиционных СМИ широкого спектра (например, smi.ru).

9. Обзорный сайт группы изданий с платным доступом, публикующий полностью или почти полностью контент изданий традиционных СМИ (например, russianstory.com – используется для заполнения собственной печатной площади зарубежными русскоязычными изданиями).

10. Сайт «информационного агентства» бесплатного или частично платного доступа – «лента», общеполитического плана или с экономическим, отраслевым уклоном. Сайт содержит кроме информационной ленты развлекательно-аналитический контент журнального характера и обязательные рекламные баннеры, успешно конкурирует с лентами Интерфакса, РИА «Новости» и ИТАР–ТАСС доступностью, качеством информации и скоростью публикации. Новые сетевые информационные агентства с большим трудом отвоевывают свой сегмент информационного рынка. До сих пор бытует мнение о недостоверности сетевого издания как источника по сравнению с тремя традиционными агентствами.

Остается ощущение «первичности» сети, читаемость и тиражируемость сетевой информации выше, но ощутимый резонанс выше на публикации в традиционный СМИ. Например, заметка «Где кнопка, Ген?» Алика Макеева (псевдоним Андрея Мяконького; «Московская правда» 04.10.01) вызвала раздраженную реакцию аппарата председателя Государственной Думы, ожднако на ее первоисточник никто не обратил внимания (публикация студентки журфака МГУ Елены Рудневой в gazeta.ru).

В настоящее время в традиционных СМИ можно встретить все больше ссылок на информацию таких агентств, особенно Росбизнесконсалтинг (rbc.ru), также АКМ (acm.ru), АПН (Агентство политических новостей apn.ru), причем вошло в практику цитирование с факсимильным воспроизводством цитируемого блока. Практика неконкретизированных ссылок на Интернет вообще уходит в прошлое, что отражает рост информационной культуры. Сетевое информационное агентство является СМИ с возможностью неотсроченной публикации, пользуется информацией second hand и одновременно наращивая корреспондентский корпус. Поскольку подобных агентств достаточно много и их число увеличивается, корреспонденты сетевых изданий составляют значительную долю аккредитованных журналистов в государственных органах, чаще задают вопросы и активно участвуют в формировании информационного поля.

11. Сетевой журнал как типичное горизонтальное издание, наиболее привлекательное для читателя. Существует в разных вариантах, и, как правило, представляет собой издание сложной архитектуры, над которым работают независимо друг от друга несколько редакторов. Для сетевого журнала характерно стремление охватить тематику в широком спектре горизонтального издания от классического варианта «Нового мира» или «Иностранной литературы» до современного «Коммерсанта» при почти обязательной новостной «ленте» постоянного нерегулярного обновления и еженедельных обзоров – сетевых, политических, др. (например, «Русский Журнал» russ.ru и др.: infoart.ru, zhurnal.ru).

Подобные издания нередко используют информацию second hand в авторских аналитических текстах, которые могут обходиться совсем без информационного повода или быть репликой в бесконечном и малопонятном читателю диалоге. Размер и тематика не ограничиваются, фактически создается виртуальное информационное поле путем использования труда десятков и сотен «компьютерных галерников», что похоже на реализацию массовой эксплуатации писателей в антиутопиях и science fiction (например, «Москва 2042» Владимира Войновича) на темы тоталитарного прошлого. Отсутствует четкая грань между сетевым журналом и «информационным агентством» бесплатного доступа. На уровне самоорганизации аудитория сетевых журналов адекватно разбирается в текущей общественной и политической жизни и в таком смысле является наиболее продвинутым сегментом аудитории в целом. Аудитория сетевых изданий используется для апробации версий перед массовой информационной интервенцией, именно с этим связана поддержка сетевых СМИ во время предвыборных кампаний 1999–2000 годов. Здесь имеет место аналогия с диссидентской средой советского времени. Сетевые журналы представляют собой типичную иллюстрацию современного infotainment, как сочетания информации и развлечения. Издатели экстенсивно исследуют варианты концепций через стратегии принципиально новые или отдаленного заимствования (например, newspepper.ru). «Лента» – новостная компонента сетевого журнала – открыта для изменения формы и типа новости в зависимости от девиации предпочтений аудитории (релевантности): политическая, образовательная, общественная, научная, криминальная, экономическая, спортивная, литературная, синоптическая, театральная, кино и т.д. Наблюдаются сезонные волны и собственно сетевая специализация.

12. Портал как система сайтов общего дизайна в развитие идеи сетевого журнала (например, «Кирилл и Мефодий» km.ru).

13. Специализированные сайты вертикального типа для узких специфических или маргинальных сегментов аудитории: научные, учебные, анекдотов, порнографические, эротические, национальные, конфессиональные, ортодоксальные (например, сайт РПЦ russiаn-оrtоdоx-сhurсh.оrg.ru или сайт храма Христа Спасителя xxс.ru; сайт чеченских сепаратистов Кавказ.ру) и ультраортодоксальные (например, хасидский сайт). Не могут считаться строгой частью именно РуНет, хотя международная аудитория еще более неустойчива.

14. Интернет–кафе как концепция сетевого издания возникла из специфичного для сети жанра на грани санкционированного СМИ и стихийного СМК. Жанр в свою очередь произошел от кибер–кафе Cyberia, возникшего в Лондоне в 1994 году. Интернет–кафе быстро распространилась по Западной Европе на основе идеи привлечения посетителей обычного кафе дополнительной услугой – возможностью за небольшую плату выхода в Интернет и отправки электронной почты при наличии консультативной помощи специального сотрудника заведения. В настоящее время идея Интернет–кафе в значительной степени потеряла смысл вследствие роста доступности Интернета (в некоторых странах компьютерные терминалы установлены в общественных местах, например, на станциях метро), к тому же основной контингент пользователей Интернета как правило имеет бесплатный доступ в своих учебных заведениях. В России идея несколько трансформировалась и в конечном счете реализовалась в форме концепции сетевого издания, например, на базе кафе «Тетрис» в Санкт-Петербурге с сайтом netcafe.spb.ru. В принципе, Интернет–кафе может быть чисто виртуальным, но чаще отражает в сети события физически существующего кафе с помощью трансляции на сайт, как это делается в режиме Интернет-пресс-конференции. В настоящее время Интернет–кафе в России и ближнем зарубежье представляет собой форму СМИ, до некоторой степени противостоящую явлению провициализации бывшей империи. Идея жанра Интернет–кафе заимствована телевидением в форме передачи для пользователей Интернет, склонных иногда отвлекаться от монитора в пользу телеэкрана, но в основном для российской виртуальной сетевой аудитории без достаточного выхода в сеть и использующей ее суррогаты.

15. Сайты–однодневки для информационных провокаций, пародийные (primakov.nu) и двойниковые сайты, также зеркала (например, lujkov.com или 26marta.com). Международное явление, имманентно сопровождающее любую предвыборную кампанию, и повышающее значимость Интернет, особенно в России.

16. Сайты, депонирующие авторские научные или учебные материалы, например, рефераты (referat.ru).

17. «Виртуальные магазины» – сайты–гибриды рекламного журнала и торговой точки; в общем случае – поставка услуг через Интернет от заказа билетов до передачи «коротких сообщений» (SMS), т.е. связи через персональный компьютер с мобильными телефонами в цифровом формате. Данная услуга очень удобна и вполне доступна в России в отличие от, например, индивидуального подбора мебели или одежды, но не может быть широко использована из-за проблем русификации – экономные семибитные байты SMS не позволяют расширить алфавит. Наиболее распространенный вариант данного типа – сайты реальных магазинов и фирм, поставляющие информацию о товарах (например, суперкомпактных компьютерах Макинтош) и распространяющие по подписке версии лицензированных программ (например, ДиалогНаука). В настоящее время электронная коммерция связи с виртуальными магазинами через компьютер или мобильный телефон (соответственно, e-commerce – http-protocol, m-commerce – WAP-protocol) в мире интенсивно и экстенсивно развивается, причем вследствие перегрева рынка наметилась тенденция сдерживания темпов развития и даже свертывание профинансированных коммерческих проектов в странах сетевого насыщения и развитие проектов для стран с дефицитом товаров и услуг населению. Фактически сфера электронной коммерции стала наряду с деятельностью МВФ и «фондирования демократии» третьим неправительственным каналом коммерческих взаимоотношений стран золотого миллиарда и теми государствами, которые могут буферировать их развитое перепроизводство, от СНГ до Африки. В России электронная коммерция экстенсивно развивается, имеется определенное число компаний, но это в значительной степени виртуальное развитие. К тому же криминальная сторона развивается быстрее, в том числе строительство новых форм финансовых пирамид. С другой стороны, в решении вопросов правовой защиты, разработки финансовых электронных документов включая электронную цифровую подпись Россия не так отстает, как принято считать. В любом случае соответствующие сайты выполняют роль своеобразных СМИ, особенно в России.

18. Справочные сайты типа «желтых страниц», но, в отличие от бумажных аналогов, более специализированные (03.ru скорая помощь, консультации; mоsmеd.ru/сityrеf.аsр справочник аптек; km.ru/bаsе/Неаlf справочник фармакологический; сitiсаt.ru ТВ–программа и прогноз погоды; аtiс.ru доставка лекарств; hоmе.wееkеnd.ru афиша Москвы; раgеs.ru, infоsеrviсе.соm фирмы и организации; infо-brоkеr.ru/tеlо/ телефон, адрес или фамилия; рrаvо.аrbt.ru/соnsult федеральное законодательство; еxрrеss2.tsi.ru расписание поездов; tеlеgrарh.ru/trаnsроrt/wеlсоmе.shtml расписание электричек, междугородних автобусов, авиарейсов из Москвы; rusаеrо.ru международные авиарейсы; glаvаgеntstvо.fаs.ru:8101 доставка авиабилетов; mеtrо.ru схема метро; tаxi.ru заказ такси за сутки; skidki.dа.ru скидки распродажи).

19. Электронная «доска объявлений» (например, job.ru) – строго говоря, скорее является СМК.

20. Личный авторский сайт типа сайта сетератора Алекса Экслера exler.ru, выигравшего в 2000 году согласно данным сайта ezhe.ru/zri конкурс «Знаменитость российского Интернета». В 1999 и 1998 году победителями были соответственно Артемий Лебедев и Антон Носик. Носик, известный в политической сфере как «обозреватель газеты «Маарив», редактирует в новостной сайт lenta.ru, но в прошлом он выпускал популярное обозрение «вечерний Интернет». Продолжателем данного чисто сетевого жанра под названием «еженастроенник» и является Алекс Экслер. Секрет популярности обзора, по словам самого автора, не в тематике или адресности в структуре аудитории, а в том, насколько талантливо написано обо всем, что пришло в голову или попалось на глаза в сети или вне ее. Контент сайта предназначен не только для непосредственного чтения, автор фактически поощряет использование своих текстов в публикациях других изданий, например, в сетевом журнале или в традиционных СМИ. Доступ и заимствование материала бесплатны, но обычно выдвигается требование о регистрации и помещении ссылки на последующую публикацию. Схожую роль выполняют сайты типа dorenko.ru, отпочковавшиеся от типа сетевых версий традиционных СМИ: РуНет до некоторой степени буферирует быстрые и непредсказуемые изменения в системе российских СМИ.

21. Поисковые системы типа Rambler, Yandex, Aport, Atrus (au).

22. Специализованные опросные сайты для анкетирования аудитории, например, poll4all.ru.

 

В представленную схему не случайно первым пунктом включены традиционные информационные агентства – претерпев техническую эволюцию, агентство в своей концепции еще более отдалилось от традиционного СМИ, но с возникновением и развитием сетевых изданий оказалось в том же семействе по некоторым характеристикам распространения и восприятия информации. Агентство находится с другой стороны в спектре компьютерной информации от диалоговых СМК с сетевыми анизотропными изданиями между ними.

Проблема рекламы в сети имеет более важное значение для структурирования аудитории, чем в традиционных СМИ. Большинство сетевых изданий общедоступны и бесплатны для читателей за счет рекламодателей, но при этом не могут себе позволить тематически не связанную рекламу. Например, сайт по физике может потерять своих читателей, разместив хотя бы один эротический баннер, хотя многие из его читателей не связаны жесткими моральными нормами и просто склонны разделять жанры и маршруты своего киберпутешествия. Путаясь со своим местоположением на том или ином издании, сетевые читатели злятся и меняют предпочтения.

Из вышесказанного следуют два содержательных отличия концепции сетевого издания. Во-первых, зарплата журналиста несколько выше среднего заработка в традиционной прессе. Во-вторых, сетевое издание может себе позволить использование адекватной многоходовой логики. Для специфических сегментов аудитории поддерживаются специализированные сайты.

Таким образом, отличия сайтов от газет, радиопередач и телеканалов традиционных СМИ в основном заключены в четырех пунктах: (1) реализуется принцип доступа к информации, но не ее направления; (2) обеспечивается автоматизированный поиск информации и неотсроченного использования найденного; (3) имеется возможность паритетного общения автора и читателя; (4) снимается значительная доля ограничений авторской свободы самовыражения за счет отсутствия жесткого ограничения объема в верстке.

Для переходного периода характерно отчуждение творческого продукта от его автора, проблемы авторского права решаются с большим трудом, в том числе и потому, что автор в большей степени заинтересован в скорейшем тиражировании. Проблема авторства – не чисто сетевая, как считают сетераторы (сетевые литераторы). Остро встает проблема информации second hand, когда информационное поле в целом в значительной степени виртуально и искусственно отделено от реальности и очень трудно определиться с идентификацией этой самой «реальности» как первичного источника всего нашего искусственного информационного поля. Данная проблема – системного порядка, никто из участников информационного обмена не может быть лично заинтересован ни в ее решении, ни в чем-то противоположном.

Иными словами, значительная часть сетевой информации просто надумана и в лучшем случае представляет собой более или менее удачное версифицирование с переосвещением вторичной информации или вообще публикуется без какого-либо информационного повода. Собственно, другие источники наполнения возрастающего суммарного объема сайтов, газетных страниц и эфира менее доступны в условиях отсутствия полноценной редакции и при плохом взаимодействии в паре репортер–редактор. Недостоверность, вымысел и графомания в сети не приводят к таким удручающим последствиям, как в традиционных СМИ, по причине структурированности специфической аудитории и более критического отношения к публикациям, чем это характерно для аудитории традиционных СМИ. Сеть открыла новый этап эволюции информационного пространства, сравнимый с обретением настоящей хромосомы в живой природе и транспонируемых элементов как информационных инсерций чужеродной информации. В результате объемы наследуемой и поддерживаемой информации возросли на несколько порядков, получила возможность существовать и эволюционировать не только ограниченная информация непосредственного применения, скорость трансформации и обмена информации резко возросла.

В теме сетевых изданий и вообще виртуального информационного пространства еще многое предстоит осмыслить и понять. К сожалению, теория журналистики грешит описанием того, каким предмет ее изучения должен быть или хотелось бы, чтоб был. Невозможно строить прогнозы до выхода на режим стационарного развития, т.е. до полного завершения катастрофы (называемой в теории журналистики «переходным периодом»). Подчеркнем ассоциативную связь: роль новых для России форм электронных СМИ во время предвыборной кампании 1995–1996 гг. в период выборов 1999–2000 гг. была передана сетевым СМИ, статус которых сохранил неопределенность. При этом телевидение вынужденно возвращало себе черты советской модели, испытывая чрезвычайно жесткое давление со стороны власти, что явилось немаловажным фактором привлекательности сетевой информации: в РуНет признаки внешнего давления не столь заметны.

 

Hosted by uCoz