05.04.98
ЭКРАНИЗАЦИЯ РАССКАЗА ИСААКА БАШЕВИСА-ЗИНГЕРА
Наталья
Вакурова, Лев Московкин
Дипломный
фильм выпускника ВГИК Александра Горшанова «Тоскующая телка» по рассказу Исаака
Башевиса Зингера (мастерская Н.Г.Джорджадзе) стал лауреатом V-го Открытого
конкурса студенческих фильмов на соискание национальных премий «Святая Анна»,
проходившего с 5 по 17 марта в киноцентре. На просмотре в ЦДРИ, где были
показаны лучшие работы участников фестиваля, фильм на еврейскую тему оказался
кульминацией вечера — игровой и достаточно трудоемкий, к тому же более чем
реалистичный, несмотря на сдвиг временных рамок. В фильме, соответствующем по времени
недавнему прошлому, блестяще отражены особенности еврейского духа, еврейской
манеры разговаривать, излагать, искать общения и, долго растягивая вступление,
закончить вдруг и как бы ничем. Для фильма это может быть отмечено как
недостаток — точное следование фабуле рассказа как литературной основы
экранизации. Однако сам национальный дух передан настолько художественно
достоверно, что как-то забываешь о главном — ко времени действия фильма (не
рассказа) такие более чем типичные евреи остались во рвах и газовых камерах в
числе шести миллионов...
Отвечая на
наши вопросы, автор идеи фильма и его режиссер Александр Горшанов сказал:
«Разумеется,
выбор рассказа Исаака Башевиса-Зингера не случаен. Мне близко мироощущение
человека, которого зовут Зингер. Действие рассказа относится примерно к Польше
1939 года. Выбор еврейской темы — это и просто и непросто. Меня интересовали
общеизвестные проблемы, которые возникают по жизни у людей еврейской культуры,
существующей здесь. При этом мы сознательно старались уйти от местечковости,
избегали внешних и привычных национальных признаков, ставших художественными
штампами штетеле. Экранизация передает не колорит и фольклор, в ней действуют
живые люди с их проблемами. Когда ты должен существовать в условиях обстоятельств,
когда остается единственный вопрос — как выживать, если выжить невозможно?»
Необходимо
отметить — в ответе на последний вопрос автор фильма подразумевает нечто
вечное, гамлетовское, и не совсем то, что составляет основу ставших дозволенными
описаний Холокоста. Успех молодого автора не только открывает личные
перспективы, но и накладывает ограничения. На примитивные предложения
соглашаться не хочется, а серьезных пока не поступает (от еврейских организаций
— вообще ноль). Тем временем дипломный фильм будет показан на фестивале работ
выпускников ВГИКА 14 апреля, затем — в Германии и Израиле (Тель-авивский
фестиваль киношкол).