Предисловие к программе по информатике

Самое главное, если вам неинтересно ничего из теории, но работать на компьютере приходится – это гигиена в работе с файлами: в названиях и размещениях файлов должна быть хоть какая-то, но система. Если называть файлы случайными символами, как это обычно делают программисты, или «переводить» кириллицу в латиницу как ни попадя, серьезные проблемы будут уже на первых десятках файлов, а на сотнях и тысячах компьютер превратится в кладбище трудов его владельца.

Набрать одну машинописную страницу «информации» стоит до четырех долларов. Дорого за 30 строк по 60 знаков? Но сама информация стоит несоразмеримо дороже, если эти 1800 знаков, т.е. восьмибитных байтов, реально ее несут. Заметим: на диске та же страница может занимать пятикратный объем, если она набрана в редакторе Word 6.0/95, десятикратный в редакторе Word 97 и 60-кратный в формате web-страницы.

Соответственно придется платить за магнитные носители, мощность модема, по тарифам провайдера и оператора электросвязи, т.е. опять же дважды и трижды за одно и то же.

Стоят ли того 1800 знаков?

К сожалению, их цену мы узнаем лишь тогда, когда «информацией» заинтересовались и сумели ее использовать бесплатно для нас или вообще против нас наши друзья-конкуренты. Зачастую мы сами же в этом и виноваты, случайно нажав не ту кнопку в почтовой программе, или просто по забывчивости, назвав файл так, что его имя уводит от его сути. Но еще чаще цена информации определяется мерой ее восстановления после потери и вовсе не обязательно от зловредных вирусов, а, например, после возни с русскими шрифтами в программе Word 97, когда весь файл покрывается одними вопросами. Сколько раз твердили, что отечественные программы надежнее, хоть назови Lexicon по-иностранному – не приживается.

Но и это еще не все. Иногда на фоне безумной погони за объемами данных, которые будут навсегда похоронены под собственным неподъемным грузом, проскакивают какие-то сказочные программки, что способны изящно воссоздать сложнейшие в построении эстетические в восприятии картины из минимального исходного объема информации. Сам человек для своего возникновения и развития не требует такого безумного объема «информации», которое он жадно сохраняет неизвестно для чего.

В конце концов, новое – лишь тончайшая пленка между двумя массами хорошо известного и неведомого. Учителя едва успевая осваивать сферу сексуального просвещения от своих продвинутых учеников, которую сами же изгнали на стену туалета и в подворотню, вынуждены поспевать за каждым новым поколением тинейджеров, соединивших стену туалета с компьютером и получивших Интернет.

Учителям не до стандартов предмета информатика, им бы успевать учить названия кнопок и одевать хорошую мину на лицо, «позволяя» ученикам создавать школьные сайты.

В политике – своя игра: одни играя в открытую, изображают собой специалистов в области Интернета, быстро пересаживаясь из одного президиума в другой различных парламентских слушаний и правительственных заседаний. Другие не брезгуют теневыми ролями, эффективно перекладывают тексты законопроектов и постановлений, в результате чего в России такие законы, что подслушивать и прослушивать можно всех, но использовать информацию в суде нельзя – только для продажи конкурентам прослушиваемых или журналистам.

В мире же наступает информатика в форме изучения явлений трансформации и циркуляции информации в природе и обществе – эволюционной идеи. Это видно хотя бы из могучего PR творца программы «Математика» Стефена Вольфрама, но и одновременно из того не слишком печального факта, что привычная нам точная наука, которая «только в физике соль, остальное все ноль», с трудом и многочисленными личными трагедиями подохла или была убита самими учеными в нашей конкурентной борьбе друг с другом. Но осталась эволюционная идея, идея Дарвина и Ламарка, Тимофеева-Ресовского и Берга, также Презента и Куперман – всех тех, кто говорил об одном и том же, отчаянно воюя с единомышленниками, идея бога-творца и человека, чье появление на исторической арене предопределило то человеческое, что существовало задолго до нас. Это называется преадаптацией и хорошо известно в современной политике, когда следствие случается вперед причины.

Все имеющее отношение к Интернету или информатике – не более чем многоролевая игра подобно системе телевидения или банков, каждый найдет себе роль и с упоением ее играет, театр в целом, будь то военные действия или карнавал управляется тем безжалостным диктатором, имя которому – самоорганизация. Но роль диктатора масса претендентов и иногда людям даже удается поверить, что это Сталин, Бил Гейтц или таракан с усами, однако если кто-то хочет понять суть происходящего, у него нет другого выхода, как смоделировать с помощью компьютерной программы типа Марс или построения множества Мандельбро нечто похожее на нашу эволюцию.

Компьютер позволяет к ней приблизиться дальше всех прочих способов.

Так что информатика – это не обучение БЕЙСИКу или системам счисления, это довольно скучная вещь, состоящая из гигиены работы с файлами, умение их грамотно называть, аутогенная тренировка для устранения соблазнов и еще масса всего, что позволит в информационной сфере научить элементарным приличиям типа «здравствуйте» для начала разговора по телефону или умения спускать за собой в туалете. Только тогда авгиевы конюшни беспорядочно накопленной ювенильным человечеством «информации» приоткроют завесу своих тайн.

Тайна, впрочем, состоит в том, что все это не нужно – массив данных это далеко не информация, и от его смысловой свертки, что по сути эквивалентно самозарождению информации и требует таких же энергетических затрат, зависит информация.

Т.е. это слово – информация – порождает в человеческом сознании столь же противоположную информацию, как и слово нация: американская Nation – в точности «советский народ» как конгломерат различных по происхождению людей, по Семенову-Тянь-шаньскому natio – примерно то же, что вновь возникающая раса.

В прошлом мы учились формальной генетике и с успехом эволюционной идее противостояли, потому что теория микроэволюции как расширение генетического анализа на популяционный уровень не оставляла места для дизруптивного отбора, обратного управляющего развитием потока информации от морфы к геному и тем более дарвинова полового подбора. Потом оказалось, что все самое вкусное в науке любых видов имеет привкус диссидентщины: теория автоматов Трахтенброта, лингвистика Налимова или теория систем Александра Малиновского. Поскольку отличники советского образования оказались за бортом современного болота, возрожденная из пепла на галерке спектакля жизни эволюционная идея сначала волшебным образом устранила пропасть между гуманитарным и естественным, а затем и вовсе стала звонким козырем в последнем слове на любом «круглом столе» с острыми углами экономики, политики, психологии и информатики.

Мы предлагаем читателю интервью по этому поводу с Евгением Бунимовичем и собственную программу по информатике.

 

ПРОГРАММА

предмет “Компьютерные технологии в дополнительном образовании”

специализация “Преподаватель информатики и вычислительной техники”

Комментарий и рекомендации. Построение теоретических вопросов и практических заданий таково, что при наличии элементарных знаний по предмету экзаменуемый находит ответ или указание на него в самой формулировке вопроса; выполнение задания возможно без дополнительных источников с помощью самого компьютера, с обязательными требованиями к учащемуся – продемонстрировать владение терминологией, умение вести диалог с компьютером и способность уверенно идентифицировать возникающие проблемы по трем категориям – как собственные (личные), аппаратные или программные. Указанная выше формулировка “элементарные знания по предмету” включает умение ориентироваться в основном учебнике (номера страниц в программе ниже соответствуют пункту №№ 1 и 2 в списке литературы) и в самой программе, привлекая знания по одной теме к пониманию другой. Темы могут быть использованы перекрестно, например “Инструментальная функция РС” из первого вопроса привлекается и для ответа на вопрос “Прикладные программы...”. Темы, не имеющие ответа в доступных учебниках, расписаны подробно. Отвечать на экзамене следует уверенно, в границах темы вопроса, по возможности демонстрируя соответствующие операции на РС, но не затрагивать в устном ответе то, что осталось непонятным, не вызывая излишних дополнительных вопросов. Непонятное желательно прояснить до экзамена на консультации с преподавателем. При самостоятельной подготовке рекомендуется чаще использовать “поиск”, не передвигая курсор по тексту вручную.

 

Теоретические вопросы

1. Компьютер в жизни человека.

Персональный компьютер как рабочий инструмент (дома, в классе, в офисе, конструкторском бюро, бухгалтерии, библиотеке, типографии, теле- или киностудии), мультимедиа и СМК (масс—медиа). Представление об отечественном компьютерном парке (редакции и студии, коммерческие и некоммерческие организации, частное владение, класс информатики школы, колледжа, дома детского творчества). Компьютер в жизни человека: средство общения (вплоть до сексуального), инструмент манипуляции (психологический аттрактор), личная защищенная информационная среда (наркотическая игрушка). Понятие многоролевой игры (одна из двух форм кооперативных эффектов психики наряду с толпой на демонстрации или митинге) вокруг компьютера как научно-технического достижения. Коллизия при различии личных целей вхождения в общую игру – игра ради игры, в частности, моббинга, или достижение конкретной цели, например, выпуск газеты, создание программы и т.д.: проблемы защиты информации в компьютере от потери и повреждения, ее сохранения и поиска непреодолимы в случае коллизии личных целей.

Компьютер Computer (лат. computo вычисляю) программируемая ЭВМ (синоним), аппаратное (Hard) и программное (Soft) обеспечение поставляется отдельно в отличие от калькулятора (лат. Calculatio вычисление стоимости продукции) и созданных на его основе электроннотетрадей или органайзеров.

Четыре функции персонального компьютера: релаксационно—рекреативная (развлечение, отдых, досуг), познавательно—обучающая, коммуникативная (общение, получение информации и ориентация в ней), инструментальная (в отличие СМИ, которые имеют только первые две и при наличии интерактивного режима частично третью).

Коммуникативная функция (надежды, связанные с развитием компьютерного обеспечения). Информационные сети. Роль компьютера в формировании информационного пространства и открытого общества. Компьютер как инструмент личной информационной независимости. Компьютер как наркотик и как средство коммуникации (СМК), соответственно самоизоляция с уходом в виртуальный мир или возврат на новую арену общения. Формирование “открытого общества” – свобода доступа к информации и паритетная коммуникация без барьера между источником и потребителем информации – коммуникация и общение, независимое от личного контакта и от СМИ (третья сфера кроме узкой микро- и односторонней макросоциальной СМИ): адресная электронная почта e-mail и ICQ ("ищу тебя", или “электронный пейджер”); Internet (Word Wide Web) – интерактивное информационное взаимодействие при возможности пермутивного поиска (не контекстный, но все же проще, чем в базе данных).

Рекреативная и обучающая функции компьютера. Условность разделения. Программы-тренажеры, имитаторы и тестирующие на определение IQ (коэффициента умственного развития), способностей, психологических параметров личности и профпригодности (одновременно содержат элементы игры, обучения, тестирования). Жанры компьютерных игр (деление условно; типологии доступен любой эволюционный продукт в т.ч. творческий, включая программы или типы компьютеров.

Инструментальная функция компьютера: набор текста, верстка, рисунки, анимация, черчение и проектирование, моделирование процессов и явлений (стохастические эксперименты Монте-Карло, например, игра “Жизнь”), бухгалтерия, делопроизводство, математические и статистически расчеты, почта, перевод, справочники и базы данных, синтез оркестрового звучания, управление производственными и бытовыми системами, профессиональные тренажеры, тестирование способностей и профпригодности, и т.д.

История персонального компьютера и типы компьютеров с. Ф22 Суперкомпьютер, мейнфрейм, рабочая станция, Personal Computer (PC), персональный компьютер Apple Макинтош, NoteBook лоп-топ, суперкомпактный компьютер, коммуникатор, коммуникационный центр, карманный офис. Их сравнительные преимущества и недостатки. Макинтош – удобство пользования, высокая цена, меньшая доступность Upgrade.

Появление новых информационных технологий гражданского применения и взаимоотношения личности и государства. Спутниковая система определения местоположения абонента GPS. Совмещение различных технологий передачи и обработки информации в цифровых форматах: органайзер, переводчик, диктофон, видео- и фотокамера, телефон, электронная почта, интернет WAP-протокол (экстенсивно растущий рынок информационных услуг общегражданского применения). Противостояние личности и государства, СОРМ и СОРМ-2 (система оперативных розыскных мероприятий). Правовая ответственность в сфере компьютерной информации: статья 272 УК "Неправомерный доступ к компьютерной информации" (лишение свободы до 5 лет); статья 273 УК "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ" (лишение свободы до 7 лет); статья 274 УК "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети" (лишение свободы до 4 лет). Проблемы регулирования оборота информации в сети. Фактическое решение проблем авторства и анонимности сетевых источников, регистрация или лицензирование сетевых СМИ. Концепции сетевых изданий, их развитие в связи с выборами 1999-2000 года в русскоязычной сети. Новый уровень информационной среды, сравнимый с эволюционным скачком приобретения настоящей хромосомы с поддержкой очень больших объемов информации.

Компьютерные специальности и специализации. Пользователь (введение данных, в основном набор тестов), системный администратор, программист. Систематизированные курсы обучения имеются в основном только для пользователей.

Исторические предшественники идеи персонального компьютера. 1. Творчество виртуальной реальности. 2. Реализация интеллектуальной машины как модели мозга. 3. Создание единого информационного пространства с общением в опосредованной форме. 4. Создание управляющих систем. 5. Идеология вычисления значимой информации на основе массивов данных (формализованный процесс свертки информации). 6. Теория автоматов (машина TuringPost 1936). 7. Базы данных и три типа поиска конкретных данных или неопределенной заранее информации в массиве.

Сходство и различие человека и компьютера. Компьютер, как и человек, способен принимать, обрабатывать (трансформировать и транспонировать), хранить долговременно, запоминать оперативно и выдавать информацию (отличия человека: субъективность, образно-эстетическая свертка информации при приеме, защита от шума, экспресс оценка-ответ в форме эмоций, возможность алогичной реакции как признак интеллекта по Turing’у, более широкие возможности ввода различных типов информации и меньшие – вывода, с основной формой информационного обмена в виде эмоционального поведения).

2. Специфика и проблемы информатики как учебного предмета.

Отсутствие: методики, утвержденного общепризнанного учебника, унифицированной современной базы, необходимость большого количества часов практики, отсутствие общепринятого определения предмета (независимые от преподавателя). Нестабильность эффекта группы, асинхронность восприятия, необходимость интимной дистанции общения, разнообразие мотивации (в некоторой степени доступны управлению преподавателем). Обобщение проблем в формулировке национальной особенности – предпочтение эвристики рутине, склонность трансформировать информацию в ущерб транспорту.

Неустоявшаяся методология преподавания в связи с бурной эволюцией компьютерного обеспечения и расширением прикладного поля компьютеризации, как ин-, так и экстенсивным (систематическое обучение сложнее создания более доступного программного обеспечения). Проблема личностного конфликта научения (восприятие нового) или проявление заданных способностей.

Различные формы обучения информатике: групповое и индивидуальное; по предмету и цели – профессиональное (пользование прикладными программами), пользовательское (ориентация и навигация в компьютере), на выявление способностей (например, программированию или верстке), теоретико-мировоззренческое, подготовка преподавателей информатики; по принципу основы построения курса: история и эволюция, устройство и архитектура, системность (принцип “черного ящика”), с точки зрения целей и проблем пользователя.

Асинхронность динамики восприятия, возрастные и индивидуальные типы обучаемости (познавательно-игровое и мотивированное). Несоответствия чувства овладения предметом и реальной компьютерной грамотностью, владения словом и компьютером (грубо говоря, учат те, кто не умеет работать), способностей к программированию и пользовательских, ориентации в Hard (аппаратном) и Soft (программном) обеспечении компьютера. Стратегия преодоления асинхронности в зависимости от конкретного состава группы – синхронизация (все заняты одновременно одной заданной операцией) или синтез индивидуальных подходов с различными заданиями.

Неадекватные реакции обучающегося у компьютера и способы их преодоления преподавателем: нервное возбуждение, агрессия, ступор, немотивированный смех (неадекватное возбуждение при потере самоконтроля, неодолимое желание “нажать на все кнопки” и заниматься иным, чем то, что входит в тему текущего занятия) – первые две могут быть имманентными признаками личности. Ситуативность негативных реакций и отсутствие универсального механизма купирования. Преодоление неоправданной самоуверенности или неуверенности. Способы повышения интереса к процессу обучения компьютерной грамотности и развитию способности вести диалог с машиной.

Индивидуальные особенности, предпочтения, недостатки, их компенсация и использование в преподавании информатики.

Компьютер и здоровье – проблемы слабовидящих и возбудимых учащихся. Проблемы, связанные с недостаточной развитостью мускулатуры пальцев и трудностью освоения клавиатуры у не имеющих практики печати (набора). Проблемы студентов из малообеспеченных семей, воспитанных в условиях депривации и бедного эмоционального поля.

Половые и возрастные индивидуальные предпочтения. Физические и психосоматические недостатки. Проблемы и особенности слабовидящих. Проблемы и особенности левшей (сопряжено с заиканием; сменить функции клавиш мыши и ориентацию рабочего места) и амбидекстров.

3. Исторические корни, теоретические и аппаратные основы информатики

Происхождение термина “информатика” (information + automatique = смихут) и смыслы его применения: от широкого понимания как науки, деятельности, учебной дисциплины и совокупности технологий работы с информацией, до узкого – обучения общим принципам владения персональным компьютером. Технические средства выполнения логических операций (вычислений): примитивные (счеты, абак), механические (зубчатые передачи), электромеханические реле, электровакуумные, полупроводниковые (транзисторы и интегральные схемы на одной пластине кремния со всеми необходимыми соединениями – чипы), нейронные. Разрядность (число битов информации, обрабатываемых компьютером одновременно как одно слово). Компьютер как логическая машина (программа “калькулятор” в логическом режиме как иллюстрация).

Машина (автомат) Тьюринга-Поста.

Основные понятия математической логики и операции Булевой алгебры (высказывания: A, B, C...; операторы и их обозначения: ù, не, отрицание; Ú, или, Or, сложение; &, и, And, умножение; Þ, если... то..., следовательно, импликация; кванторы " всеобщности, $ существования; значения двухзначной логики: 1 – истинно, 0 – ложно; A&B º ù(ùAÚùB); AÞB º ùAÚB). Логические операторы и логические вентили, их истинностные таблицы.

 

 

 

 

A

B

AÚB

 

A

B

A&B

 

A

B

AÞB

истинностные

A

ùA

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

таблицы:

1

0

 

1

0

1

 

1

0

0

 

1

0

0

 

0

1

 

0

1

1

 

0

1

0

 

0

1

1

 

 

 

 

0

0

0

 

0

0

0

 

0

0

1

4. Информация, ее передача и измерение, формы представления и существования в природе

Информация – основа существования жизни (жизнь есть способ существования информации, вне явления жизни нет феномена информации) – то, что связывает жизнь в единое пространственно-временное явление.

Информация: семантическая (сканируемая последовательность символов) и эстетическая (воспринимаемая как образ в эмоциональной реакции) по форме (Абрахам Моль), также эвристическая (острота релевантности между банальностью и оригинальностью) и вычислимая по механизму извлечения – свертке данных). Информация передается на расстояния, переписывается (транскрипция, транспорт между форматами), преобразовывается (эвристическое извлечение смысла: трансформация данных, флуктуационного шума, графики, звуков и т.д. в информацию, также семантической формы в образную и обратно). Пять видов информации (формат файла данных) в компьютере: текстовая (*.txt, *.doc, *.wri), графическая (*.bmp, *.pcx, *.gif, *.jpg, *.tif), звуковая (*.wav, *.snd, *.mid), видео (*.avi, *.gtw), числовая (*.bin). ASCII—код передачи и хранения текстовой информации. Представление об аналоговой и цифровой форме вычислений как перекодировки информации и передачи сигнала (аналоговые – логарифмическая линейка, телефонная связь, ТВ); дискретные (цифровые) – счеты и др. механические вычислители, компьютер. Биты (bit = binary digit), байты (byte 28 bit) и боды (baud), bps (bits per second); 1Kb=210b, 1Mb=210Kb, 1Gb=210Mb. Объемы дисков и ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) современного персонального компьютера, предназначенного для работы с текстами, базы данных, работы в Internet и Multimedia. Разнообразие определений информации, например: как изменение вероятности достижения цели при получении сообщения; объемы (мощности, затраты) на передачу и хранение данных (сообщения); в единицах энтропии как мере неупорядоченности системы H=–Spilog2pi при условии Spi=1 (формула Шеннона, при основании логарифма 2 результат в битах). Соотношение объема текстовой информации и времени доклада при трансформации текста в речь (примерно одно-полтора слова в секунду). Объем текстовой информации и оплата труда наборщика (0,5—1,5 $/стр 60 знаков ´ 30 строк) и верстальщика (оригинал-макет до 40 $/стр А4), определение объема текстового файла и введение данных в документ (“статистика” и “поле”). Документированная информация (документ) зафиксированные на материальном носителе данные (сообщение, информация) с реквизитами, позволяющими их идентифицировать (атрибутировать происхождение и источник). Понятие “открытого общества”, соотношение эмитента информации (коммуникатора) и аудитории. Конфиденциальная информация – сведения о системе, которые при использовании вне ее могут принести ей ущерб (повышение вероятности вырождения как потеря конструктивности, конкурентности, жизнеспособности).

Общие принципы и проблемы транспорта (транскрипции – возможны технология и обучение) и трансформации (преобразование оформленной информации между форматами, эстетическое оформление текста – эвристика, творчество, латеральное мышление, системные эффекты). Пользователь может быть уверен в завершенной трансформации, но попытка транспорта или использования информации требует еще одного преобразования.

Informatio – одно из важнейших понятий цивилизации (как Police или Nation) и потому слишком слабое, чтобы иметь одновременно общепринятое и строгое определение. Наиболее употребительные – два типа определений информации: на основе измерения мощностей носителя и/или передатчика данных (только положительная, например, оплата труда оператора компьютерного набора – по числу страниц или числа знаков документа); как результативность (конструктивный, технологический эффект) содержащегося в данных смысла, воспринимаемого как сообщение для изменения вероятности достижения конкретной цели с позиций потребителя информации, иначе – мера уменьшения неопределенности (например, оплата труда верстальщика при создании оригинал-макета рекламы), может быть отрицательной (т.н. дезинформация, если пошлют в другую сторону). Представление о теореме о поляризации множества приемников при сочетании избыточности и помех при передаче.

Каналы циркуляции информации в обществе (СМК: СМИ, факсимильная связь, электронная почта, интернет и интранет, Web-страница и понятие о гипертексте).

5. Понятия и терминология теории систем

Большие системы, катастрофизм и линейное развитие. Структура хаоса. Синергетика как неравновесная термодинамика Ильи Пригожина (аттракторы и диссипативные структуры) и самоорганизация в обществе как кооперативные эффекты психики – унифицирующие (фашизм или коммуна) и многоролевые (например, компьютеризация общества как многоролевая игра – внутренний конфликт конструктивен в реализации творческой агрессивности различных типов), эволюция системы идей. Синергизм – эффект от совместного действия факторов не аддитивен (не суммируется) и часто непредсказуем (например, наложение помех и избыточности при передаче информации влечет поляризацию множества приемников). Курдюмов: предопределенность прошлого из будущего. Например, эволюция Soft и Hard компьютерного обеспечения. Критерии конструктивности как защита от вырождения: эстетический и программный, парадоксальный эффект конкурентного исключения в катастрофическом режиме – дестабилизация. Признаки системности: невыводимость прогностического описания поведения системы (модели системы) из описания поведения элементов (Александр Хинчин) и отсутствие адекватной связи последствий с действующим фактором. Понятие “большая система” фактор вызывает непредсказуемые нелинейные последствия. Понятие о самоподобных структурах (фракталах), множества Мандельбро (иллюстрация – программа Mars). Самоорганизация как источник эстетической информации. Свертка информации с помощью типологизации, классификации, распознавания образов (pattern recognition). Примеры расхождения понятий “данные” и “информация” в катастрофическом состоянии системы (переходный период) и как критерий отличия человека от компьютера; информация без физической передачи данных.

Принципы системной эволюции. Эволюция системы идей, игр, программ и аппаратного обеспечения (как и любого творческого продукта) доступна типологизации и идентификации “происхождения”. Существует два различных эволюционных режима – наращивание сложности уже известного (технологическое) и оригинальное решение (эвристическое, т.н. “латеральное мышление”). Наличие конструктивного замысла при создании программы обеспечивает ее конструктивность и в дистрибутиве (коммерческом продукте), причем сам автор как правило не предвидит всех возможностей применения, которые могут оказаться неожиданными и экзотическими. Свойства творческой эволюции таковы, что научить пользоваться программным обеспечением человека со средними способностями к овладению компьютером сложнее, чем создать новое, более простое в пользовании ПО (особенные трудности в создании методики обучения работы на компьютере, которая решается исключительно с помощью компьютера).

Источники, способствующие идентификации смысла сообщения (текста или документа): фоновая информация и невербальный канал, кинесика и проксемика (при переговорах, брифинге, пресс-конференции, интервью, дискуссии); видеоряд экранного текста и идентифицирующие сведения для документа.

6. Защита информации в компьютере от шума, потери, повреждения и несанкционированного доступа. Понятие “гигиены работы с файлами”. Сохранение, автосохранение, аварийное сохранение информации. Подготовка компьютера к завершению работы, особенности MS DOS и Windows. Действия пользователя в случае зависания компьютера, отсутствия его реакции на манипуляции с мышью и клавиатурой, также при неадекватной реакции и самопроизвольных изменениях работы компьютера. Выход из программ и закрытие зависающих и проблемных приложений (Escape, Exit, Quit, Alt+Ctrl+Del).

Проблемы транспорта (транскрипции) информации между прикладными программами разных семейств и производства разных фирм и в пределах одного семейства, связанные с несовершенством разработки и проблемами диктата монополий. Общие принципы транспорта информации: 1. в пределах прикладных программ одного семейства, например, текстовых (кроме некоторых профессиональных, где транспорт может не быть предусмотрен разработчиком) “сохранить как” “save as” из более поздней версии в более раннюю (эта функция чаще всего ломается) и через диалоговое окно запроса версии из более ранней в более позднюю; подготовка к транспорту файлов Word 5.0 MS DOS (сменить расширение файла и при необходимости убрать из его текста управляющую часть); проблемы транспорта русских букв и графического оформления текста; 2. Проблемы транспорт файла на принтер или модем; транспорт для освобождения от вирусов и других программных проблем (через кодировку МS DОS, открытием в Wоrd Раd); 3. транспорт информации между различными прикладными программами, связывание файла и перенос информации, техника Drug-and-Drop, программа Оlе 2.0 транспорта в пределах общей среды Windows; 4. возможности транспорта на компьютере со вскрытым не лицензированным программным обеспечением. При транспорте могут быть потеряны элементы оформления, существуют таблицы совместимости программ. Формат RTF сохраняет оформление текста при транспортировании, но увеличивает размер файла и число возможных проблем.

Проблемы недостатка памяти и ее нерационального использования во время работы, лишние резидентные программы, лишняя графическая информация, например, в программах обработки изображения.

Проблемы переполнения диска (начинать введение информации с создания и сохранения файла, убедившись в достаточности места на диске).

Документирование информации файла и введение в его текст ключевых слов Key Words (адекватное название или подзаголовок) для последующего поиска информации. Понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Вирусы (например, бутовые и макро, встраиваются в исполнимую часть файла и переключают работу программы на себя, когда их активизируют) и черви (не встраиваются и не имеют латентной фазы). Антивирусные программы (сканеры и мониторы со списком вирусов и возможностью эвристической диагностики, программы—ревизоры диска, блокираторы), источники и причины вирусного заражения (непроверенные дискеты с чужой информацией и почта; при подозрении на вирусное заражение прекратить работу!). Защита от троянских программ и несоответствия программ – использование фирменных пакетов (дистрибутивов). Пароли: загрузки SetUp, входа в систему Win-95, доступа или изменения файла Word for Windows (сохранить как—параметры—пароль) и архивирование с паролем; атрибуты файла “скрытый” и “только для чтения” NC; защита дискеты от записи (3,5” открыть окно, 5,25” заклеить прорезь).

Тайные папкиработа с программами Folder Guard, Red Hand, Encrypted Magic Folder.

Сетевые экраны.

Контроль за установкой и удалением приложений Windows.

Архивирование во Windows: программы WinRAR, WinZip, ZipMagic и их особенности.

Наиболее типичные причины повреждения и потери программной и текущей информации: несанкционированное выключение питания и несоблюдение правил гигиены работы с файлами вследствие психологического напряжения пользователя в сочетании с неумением вести диалог с компьютером (например, пользователь забыл свой пароль или не проверил дискету антивирусной программой). Вирусы чаще всего распространяются с игрушками и чужими текстовыми файлами Word for Windows, значительный вред может нанести установка на компьютере взломанных несоответствующих программ. Для преодоления существенных проблем и повреждения РС пользователь должен знать тип жесткого диска (винчестера), конфигурацию компьютера (Set Up) и иметь системную дискету, с помощью которой можно произвести запуск.

Для журналиста самым надежным способом защиты его информации является публикация. Практически все резонансные убийства журналистов были направлены на предотвращение публикации некой информации.

7. Поиск информации в компьютере (сохраненной случайно и сохраненной в аварийном режиме, забытой или неизвестной). Поиск по имени файла, времени сохранения, контекстный поиск (архивированная информация недоступна); ограничение поиска по времени сохранения, дискам и папкам, типу файла. Принципы селекции данных – поиск по имени источника (документа), по ключевым словам или их сочетаниям (пермутивный поиск в базе данных – выделение и размещение ключевых слов превращает набор документов в базу данных), контекстный поиск (только в компьютере). Контекстный поиск в оболочке Norton Commander (доступна только кодировка MS DOS) и во Windows (в кодировке Windows могут быть найдены лишние файлы, но кодировка MS DOS тоже доступна; из среды Windows-95 для контекстного поиска недоступны файлы в формате Word-97, причем Office-2000 удобнее и надежнее, пользователь путается меньше, чем в Office-98). Оптимальное размещение информации на дисках (текущие данные, программное обеспечение, архивы). Где и как искать информацию, о сохранении и размещении которой пользователь не позаботился, или которая могла быть утрачена при зависании приложения или в результате аварийного выключения питания.

Проблемы поиска информации в компьютере при смене текстовых редакторов и операционных систем, использующих различные кодировки русских букв, в архивированных и блокированных файлах.

Поиск информации в файле и контекстная замена.

8. Клавиатура персонального компьютера. Ввод данных с клавиатуры.

Раскладка клавиатуры. Функциональные, управляющие (“серые”), алфавитно-цифровые и символьные клавиши. Наиболее употребительные клавиши (Escape “убегание”, отмена действия и Enter “ввод”, продолжение действия). Клавиши регистровые (дублированные Shift, Control, Alter). Клавиши переключения режимов (Num Lock, Caps Lock, Scroll Lock). Ввод прописных и строчных букв. Клавиши стирания символа (Delete, Backspace). Клавиши управления курсором (стрелки, Home, End, Page Up, Page Down). Применение правой цифровой клавиатуры (набор массивов числовых данных; символов с помощью их кодов при нажатой клавише Alt; дублирование клавиш управления курсором при выключенном режиме Num Lock). Примеры клавиш, меняющих свое значение в зависимости от программы (Enter, Spacebar, Insert, Tabulator). Горячие клавиши. Три способа ввода символов – с помощью соответствующей клавиши; через таблицу символов; набор кодов символов с помощью правой цифровой клавиатуры (тире – Alt+0151, минус – Alt+0150, два варианта парных кавычек: “ Alt+0171 (0178), ” Alt+0187 (0181), “ Alt+0147, ” Alt+0148; графические символы в кодировке MS DOS). Клавиши знаков препинания в кодировке MS DOS и Windows. Клавиши, в которые часто попадают пальцы неумелого пользователя и переключают режим (Caps Lock, Insert). Клавиши символов ~ тильда, @ эт (собака), # решетка и № номер, $, %, ^, & амперсант, *, _, \ обратный слеш, |, {, }, [, ], / слеш, <, >, (знать названия символов!). Полезные, но забываемые клавиши – временной остановки Pause (прерывание паузы – Enter), копирования содержимого экрана в буфер, выведение экрана на принтер Print Screen). Завершение работы во Windows при отказе мыши: закрытие приложения Alt+F4, выход в меню F10, переключение позиций диалогового окна Tabulator, переключение окон Alt+Tab, движение курсора стрелками.

9. Меню. Типы, формы и примеры меню: принципы, общность, различия. Меню пользователя (NC), ниспадающее, системное (вызывается щелчком мыши на знаке приложения в верхнем левом углу окна), контекстно-зависимое (вызывается щелчком правой кнопки мыши), главное (вызывается кнопкой “пуск”). Панель задач. Панель Microsoft Office. Кнопки приложений Microsoft Office и их настройка. (см. ниже “Элементы управления в диалоговых окнах”).

Наиболее употребительные клавиши: передвижения по позициям меню – стрелки, Tabulator, Space Bar (пробел); входа в меню – F10, F1, Escape; установки действия позиции – Enter, Insert (вставка); выход из меню – Escape или позиция в самом меню “Выход”, “Quit”, “Exit”. То же с помощью мыши – левая кнопка, кроме вызова в контекстно-зависимого меню правой кнопкой мыши.

Общие опции: сохранение; отмена последнего действия (UnDo); маркирование (активирование) пиктограммы, окна, блока текста, имен файлов в списке; передвижение маркированного объекта; удаление и замещение маркированного участка; вырезание и копирование (вставка в буфер обмена); вставка из буфера обмена; выход из программы (закрытие окна, приложения); просмотр содержимого окна (прокрутка, скроллинг).

10. Интерфейс Norton Commander (NC, VC) и возможности пользователя. Панели, их переключение (активирование), выводимая на панели информация и ее изменение (Brief, Full, Info, Tree). Движение курсора по списку в панели. Выделение имен файлов в списке панели. Переключение сортировки имен файлов в списке. Переключение дисков. Командная строка MS DOS. Меню нижнее (функциональные клавиши – прямое и вызываемое при нажатых клавишах Alt, Ctrl, Shift), ниспадающее, пользовательское. Диалоговые окна интерфейса NC (VC). Работа с файлами в NC (VC), просмотр и редактирование. Совместимость NC (VC) с Win-95.

Некоторые программисты или дизайнеры сайтов предпочитают пользоваться оболочками, работающими на основе интерфейса NC, пренебрегая возможностями мыши, потому что автоматизм знания горячих клавиш позволяет использовать все десять пальцев со скоростью, превышающей возможности современных оболочек, предназначенных для малообразованных пользователей.

11. Графический интерфейс РС.. Пиктограммы и окна. Интерфейс Win-98 как терминала интернета, ее преимущества и недостатки по сравнению более новыми продуктами того же типа, также альтернативными продуктами.

Рабочий стол: панель задач, “Мой компьютер”, “Мои документы”, корзина, портфель и панель “Microsoft office”. Пиктограммы, значки, ярлыки, диалоговые окна и окна приложений. Способы их перемещения по экрану, активизации, сворачивания, разворачивания, закрытия, изменения размеров и просмотра содержимого. Окна приложений и диалоговые. Окно приложения: строка заголовка, панель инструментов (кнопки), строка состояния, линейка (для приложений работы с документами). Особенности работы мышью, контекстно-зависимое меню и всплывающие подсказки. Элементы управления в диалоговых окнах: вкладки, кнопки, переключатели, флажки, списки раскрывающиеся, прокручивающиеся, с множественным выбором и вложенные, счетчики, текстовые поля (аналог командной строки), движки.

12. Необходимые установки РС, осуществляемые пользователем до и во время работы. Проверка и установка текущих даты и времени в NC, Win-3.11, Win-95. Необходимость установки даты и времени: полное использование РС как полноценного источника информации и инструмента оперирования ею; присваиваемые файлу как атрибуты параметры даты и времени последнего сохранения выводятся вместе с именем файла интерфейсом программы навигации, также используются для сортировки файлов “по дате” и при синхронизации каталогов (замещении файлов свежими копиями). Команды Date и Time в MS DOS, пуск—настройка—панель управления—дата/время Win-95. Режимы ввода символов в текст (вставка или замещение, режим прописных букв взамен строчных). Переключение режимов правой цифровой клавиатуры. Переключение режимов клавиатуры En/Ru (на устаревших типах РС – запуск русификатора). Формирование рабочего стола. Перемещение и конфигурация панели задач и панели Microsoft Office. Переключение единицы измерения. Изменение размеров экранных шрифтов, размеров и расположения значков. Корректировка экрана (яркость, контраст и положение). Установки “вид” в программах проводник, текстовом и графическом редакторах. Масштаб изображения на экране. Настройки меню. Word for Windows: строка состояния и линейка; цвет экрана и автоформат. Принятые установки набора текста (при наборе: вид “обычный”, масштаб 75—95%, вывод на экран нечитаемых символов кнопкой символа границы абзаца; для просмотра и вставки объектов: режим разметки страницы, линейка, уменьшенный масштаб изображения на экране; для передачи информации в электронном виде на дискете: шрифт Arial Cyr, кегль 12, выключка строк (выравнивание по обеим сторонам абзаца), все поля 2,5 см, абзацный отступ 1,25 см, интервал 1,5).

13. Работа манипулятором “мышь”. Формы курсора (указателя) мыши. Управление курсором и способы его передвижения по экрану. Активизация окон и пиктограмм. Использование левой кнопки: удержание в нажатом состоянии, щелчок, двойной щелчок. Использование правой кнопки, вызов контекстно-зависимого меню. Примеры совместного использования мыши и клавиатуры (клавиша Ctrl или Shift совместно со щелчком левой кнопкой для выделения имен файлов в программе “Проводник” и другие примеры). Выделение (активация) и перемещение (копирование) объектов и границ объектов. Причины заедания мыши и их устранение.

14. Архитектура аппаратного устройства IBM—совместимого персонального компьютера. Системный блок, вид снаружи (кнопки Power или O/I и Reset, дисководы и лампочки дисководов и HDD) и изнутри (блок питания, материнская плата с процессором, памятью и платами видео и др., жесткий диск HDD). Устройства и способы ввода информации в компьютер: клавиатура, мышь, трекбол, сенсорный экран (виртуальная клавиатура, графити – упрощенный рукописный ввод), инфракрасный порт RC232 (связь с суперкомпактными компьютерами, цифровыми камерами и др. устройствами), сетевые – SMS-сообщения, e-mail, HTML-browser, WAP-browser, ICQ; голосовой ввод, джойстик, геймпад, микрофон, сканер, модем, флоппи-дисководы. Устройства и способы вывода информации из компьютера: монитор, принтер (матричный, струйный, лазерный), звуковые колонки, модем, плоттер, флоппи-дисковод. Периферийные устройства, подключаемые к персональному компьютеру: принтер, сканер, модем, колонки. Обустройство рабочего места оператора персонального компьютера. Регулировки компьютера и его устройств. Подготовка компьютера к работе и завершение сеанса работы. Типы современных компьютеров по предназначению, возможностям, размеру, изготовлению. Основные товарные данные компьютера (комплектация, тип процессора, тактовая частота, объем жесткого диска и памяти) и основные параметры, которые необходимо знать пользователю о своем РС (+ тип жесткого диска и подключение периферии). Понятие “мультимедийный компьютер”, его товарные данные и комплектация (требования к объему памяти, типу процессора и монитора, наличие CD-ROM и устройств вывода звуковой информации).

Представление о типах не-РС компьютеров (РСIBM—совместимый настольный персональный компьютер): сетевые и многотерминальные: мейнфрейм (тысячи терминалов, IBM), супер- (Silicon Graphics) и мини- (до сотни терминалов или РС, разные фирмы), рабочие станции (вариант мини для одного пользователя, выглядят как РС, но намного мощнее и дороже, используются для профессиональных целей); персональные: Notebook (с жидкокристаллическим экраном, существенно дороже настольных РС с аналогичными пользовательскими показателями), Apple (IBM—несовместимы, лучше и удобнее для непрофессионального пользователя, дороже вследствие низкого выпуска), суперкомпактные, "коммуникатор" (мобильный телефон и одновременно органайзер Palm-формата), PDA персональный цифровой секретарь (наручные, Casio). с. Ф28—30.

Понятия Upgrade и Plug & Play.

15. Операционная система и программа-оболочка. ОС – программа, управляющая базовыми действиями компьютера (организация системы файлов, обеспечение средств коммуникаций с оператором, осуществление запуска и выполнения прикладных программ—приложений). Типы операционных систем (примитивные как интерактивный монитор, с оболочками для навигации и графическим интерфейсом с диалоговыми окнами), их предназначение, совместимость, сравнительные достоинства и недостатки: MS DOS (без оболочки-навигатора работать неудобно), OS/2 (многозадачная с ограниченным набором программ для профессиональных задач); семейство Windows – ОС в блоке с многооконным графическим интерфейсом и удобной пользовательской навигацией: Win-95 (“домашняя”), Win-NT (сетевая повышенной надежности), Win-98 (расширенные возможности проводника и работы в Интернет, но недоработанная и ненадежная, не пригодная для профессионального прикладного использования), Win-CE (для суперкомпактных компьютеров) РДТ; UNIX (рабочие станции, мини- и суперкомпьютеры; попытка унификации для машин с разными архитектурами). Оболочки, дополняющие DOS для осуществления навигации (работа с файлами, каталогами, дисками, обеспечение быстрого просмотра и обслуживания): PC-Tools (бедный интерфейс), Norton Commander, Win-3.11 (графический интерфейс с окнами). Получение информации о системе (MS DOSSysinfo, Windows: пуск – настройка – панель управления – система). Примеры команд MS DOS. Навигация в РС: NC (VC), файл менеджер и программ менеджер, проводник, “Мой компьютер”, FAR-manager (надежный, Win-совместимый с аналогичным NC интерфейсом).

16. Файлы и работа с ними. Определение файла (специальным образом организованная информация, доступная как целое под собственным именем пользователю и программам компьютера). Процедуры, в которых информация файла доступна пользователю как целое. Типы файлов (понятие о формате информации). Исполнимые (программные *.exe, *.com, *.bat) и информационные файлы (файлы данных), связь типа файла с расширением и пиктограммой в списке NC или Windows соответственно: системные *.sys; помощи *.hlp; пользовательского меню NC *.mnu; создаваемые программой резервные копии *.bak, *.tmp; тестовые разных форматов *.txt, *.doc, *.wri, *.chi. Размещение на дисках файлов разных типов, в том числе рабочих с текущей информацией. Принципы наименования файлов (облигатные и факультативные). Допустимые и недопустимые символы. Недопустимые символы в именах и расширениях (?, *, +, пробел и русские буквы). Маски и символы, используемые для их написания. Понятие “длинного имени файла”. Работа с файлами: создание (открытие и сохранение нового файла в программе-приложении, например, текстовом редакторе; переименование существующего файла), открытие (доступ к информации файла), поиск (по имени или по содержанию), сохранение (в том числе с паролем для защиты от доступа и от изменений), удаление, восстановление, копирование, перемещение, переименование. Одновременная работа с группами файлов, выделение имен файлов и снятие выделения, маски. Сортировка имен файлов. Программы работы с файлами, их особенности и совместимость.

17. Директории (папки) и диски (тома), работа с ними. Определение директории. Синонимы термина “директория”. Папки как аналоги директорий во Windows 95. Работа с директориями: создание, копирование, переименование, перемещение и удаление; переход между каталогами, их сравнение и синхронизация. Диски физические и логические, переход между ними, их обозначение (Afloppy 5,25”, Bfloppy 3,5”, C, D, E...HDD, CD или последняя буква по алфавиту из использованных – CD-ROM). Обслуживание дисков (форматирование, дефрагментация, диагностика и лечение на предмет вирусного или органического повреждения). NDD, Fformat, SpeeDisk, ScanDisk, Defrag, BackUp. Информация о диске, занятый и свободный объем. Прямой доступ к информации на диске (DiskEdit).

18 Работа с текстом в РС. Наиболее распространенные программы работы с русскоязычными текстами, их сравнительные достоинства и недостатки, совместимость: ChiWriter (псевдографика для устаревших РС не выше 286), NC F4, Lexicon (единственный из распространенных созданный для работы с русскими текстами русскоязычным пользователем), Word 5.0 for MS DOS (устаревший профессиональный, неоправданно распространившийся), Write (упрощенный редактор для графической оболочки Win-3.11 на маломощных РС), Word 6.0 for Windows, Word 7.0 for Win-95, Word 97, Word Pad (упрощенный и более надежный), Note Pad (блокнот для множества небольших текстов) и их производные. Принципы работы с текстом с использованием компьютера (поэтапность, проверка орфографии, верстка; формирование абзацев и страниц производятся автоматически). Параметры страницы и абзаца, ориентация страницы, отступы и табуляция, просмотр страницы, вывод на экран нечитаемых символов. Набор текста, правка, операции с блоками теста, контекстный поиск и контекстная замена.

Этапы работы над текстом: замысел (на бумаге); набор текста (введение информации в компьютер); исправление ошибок (включая двойные пробелы) и форматирование в соответствии со стандартом или условиями заказчика; верстка и введение эстетической компоненты графического оформления в текстовую информацию (рисунки, буквицы, символы и т.д.). Три критерия разграничения форматирования текста и его графического оформления: стандартность процедуры или творчество, доступность конвертации (транспорту) между программами различного назначения, оплата труда.

Кодировки русских букв различаются и требуют перевода между программами: ChiWriter, MS DOS (NC F4, Lexicon, Word 5.0), Write, Windows (Word 6.0, 7, 97). Различные редакторы (Lexicon, Word for Windows, WordPad и т.д.) взаимно не понимают и не переводят: шрифты (жирный, курсив, подчеркивание, показатели степени и индексы), пробелы, границы строк и абзацев, разбивку на страницы, выравнивание и центрирование строк, табуляцию и расстановку переносов и т.д.

19. Оперирование текстовой информацией в компьютере и понятие о верстке: редактирование, компиляция, дайджестирование и верстка как творческий процесс придания текстовой информации эстетической компоненты. Выравнивание (выключка строк) и центрирование. Колонки. Обрамление и заполнение. Типографские термины. Вставки: нумерация страниц, символы, буквицы, сноски, колонтитулы, кадры, рисунки, математические формулы. Вставки объектов, созданных в других приложениях Windows. Расстановка переносов. Выделение жирным шрифтом, наклоном, прописными буквами и подчеркиванием (одинарное и двойное). Списки. Рисование таблиц. Преобразование текста в таблицу.

Шрифты и их типы по предназначению: А – растровые *.fon и ТТ —векторные *.ttf, экранные и печати, равноширинные и пропорциональные, равнотолщинные и с засечками; жирный bold, курсив italic, подчеркнутый трех типов, каллиграфический script; масштабируемые шрифты и их кегли (размер в пунктах 1/72”), гарнитуры разных типов, шрифты кириллицы (+ Cyr) и символьные (Symbol, Wingdings, нот, шахмат, картографии). Установка и удаление шрифтов. Таблица символов. Кернинг, интервал, смещение.

Шрифт – достаточный набор символов конкретного языка, дизайн которых подчинен единому авторскому замыслу.

20. Выведение документа на бумагу. Три типа принтеров по принципу печати – матричные, струйные, лазерные. Параметры принтера: скорость печати, объем буфера, разрешение, возможность цветной печати. Установка типа принтера и параметров в программе печати. Требования к характеристикам бумаги (>80 г/м2), форматы бумаги (А4, ориентация в установках печати и в принтере). Установка полей (файл—параметры страницы). Введение в документ номеров страниц. Требования документооборота – название документа и название файла, введенное в текст документа; колонтитулы.

21. Прикладные программы и устройства РС для выполнения прикладных задач. Электронные таблицы и их возможности с точки зрения пользователя. Программа “Калькулятор”, ее режимы. Понятие электронного офиса и программы Microsoft Office: Word, Excel (табличный редактор – статистические вычисления и графическое представление данных), Power Point (создание пресс-релизов), Binder (“подшивки” документов); Access (база данных), Outlook (работа с почтой). Программы рисования. Способы преобразования изображения в электронную цифровую форму – сканеры и модемы; программы распознавания и устройства перевода цифровой формы в аналоговую и обратно, свертка информации. Принципы обработки и преобразования изображения. Программа QBASIC (Quick + Beginners All-purpose Symbolic Instruction Code, первая коммерческая программа для РС Гейтса и Аллена). Программы перевода, проверки орфографии и верстки. Программы (среды) анимации (Фенси).

См. также инструментальная функция компьютера.

22. Программирование. Языки и среды программирования.

Формы программирования: 1. Пользовательские настройки и установки. 2. Создание макросов. 3. Редактирование игр. 4. Игровое и учебное (демонстрационное) программирование. 5. Создание и редактирование Web-страниц (гипертекста) посредством HTML. 6. Редактирование анимации (от создания мультфильма до совмещения реальных актеров и виртуальных персонажей и декоративного фона). 7. Создания конкретных программ для собственных целей. 8. Системное программирование компьютерного обеспечения. 9. Творчество вирусных программ. 10. Хакерство.

Языки общего назначения. Классификация языков-трансляторов: компиляторы (почти все, результатом является исполнимый файл; наиболее распространенные алгоритмические языки общего назначения Pascal, Ci++; также у нас пока не распространенные Modula 2 продвинутый Turbo Pascal, и Ada), интерпретаторы (по ходу действия исполняет операторы, Бейсик кроме современных вариантов, которые также могут компилировать); Форт (Four; стек – вид памяти, у которой нет произвольного доступа и потому нет необходимости хранить адрес); и язык Ассемблера (низкого уровня; машинные коды, записанные в символьном виде; машинно-зависимый язык, зависит от архитектуры). Языки программирования высокого уровня: структурные (все современные; например, каждой открывающей скобке соответствует закрывающая; метки не используются, программа строится из процедуры и циклы) и неструктурные (простая последовательность операторов; если необходимо повторить действие, ставится метка; например, язык для математических вычислений Fortran и Бейсик; но писать программу структурно или неструктурно можно в любом языке). Специальные языки. Языки для написания систем управления базами данных типа Access (СУБД; например, Clipper). Языки решения логических задач и управления (например, Prolog, Lisp). Бейсик распространен как игрушка и чрезвычайно удобен для занятий в организациях дополнительного обучения, но после обучения этому языку перейти на общераспространенный структурный язык трудно.

Перед написанием программы в компьютере с помощью языка программирования на бумаге рисуется блок схема алгоритмов (граф – блоки со связками в виде отрезков): прямоугольник (обозначает линейное действие или функцию без ветвлений), ромб с горизонтальной большой диагональю (условный переход, ветвление – вход сверху и в стороны два выхода; в ромбе пишется условие, над выходами “да/нет”), параллелограмм (операция ввода/вывода), прямоугольник со скругленными углами (начало и конец программы; в структурной программе их два, в неструктурной одно начало и сколько угодно концов). Сначала рисуется общая схема, которая потом по-блочно детализируется (суть структурного подхода).

В современных языках реализовано объектно-ориентированное программирование – создается объект, который обладает, кроме данных, исполняемый код, который может наследоваться (операция).

Модули, упрощающие процедуру программирования при написании больших программ (специальный файл с данными и с описанием процедуры функций и описанием объектов, также модулей – текст программы может выглядеть: начало – включение модуля и т.д.).

Простая программа выглядит так (в столбец): начало / описание данных / описание процедур и функций / исполняемый текст (собственно текст программы) / конец. Большая часть программы – описание данных и процедур с функциями.

Сложная большая программа выглядит так: начало / описание данных (частичное) / описание процедур и функций (может отсутствовать) / текст программы / конец. Данные занимают очень большой объем, создание правильной структуры данных – важный этап разработки программ (значительная часть времени при обучении программированию). Большая часть – модули.

Функция – разновидность процедуры, возвращающая значение. Процедура – последовательность операторов и процедур, определенная в один общий и имеющая название как идентификатор. У процедур и функций может быть аргумент (может не быть, например, генератор случайных чисел). В структурном языке аргументом процедуры может быть функция. Процедура не может быть аргументом, так как не возвращает значение (только совершает некоторое действие).

Программы и алгоритмы. Программа – это алгоритм, реализованный с помощью конкретного языка программирования (программу можно исполнить, алгоритм нет). Язык программирования – транслятор (переводит запись алгоритма в исполнимые коды): компилятор (переводит за один раз, создавая исполнимый файл *.exe или *.com) и интерпретатор (исполняет построчно, как программа неудобен). Для алгоритма в виде блок-схемы транслятором служит сам человек. Эволюция программ: программа как текст, написанная в текстовом редакторе, запуск компилятора (например, Паскаль) и подача на его вход файл с текстом программы, компилятор проверяет правильность написания программы, на экран выводится список ошибок, которые исправляются опять в текстовом редакторе, и так, пока ошибок не останется, последний запуск компилятора с текстом программы на входе выдает объектный файл *.obj с файлом в машинных кодах, запускается компановщик (программа Link) с созданным файлом на входе и список библиотек функций и процедур в таком же объектном виде (компановщик выбирает из библиотек такие процедуры и функции, на которые есть ссылки в созданном файле, и приписывает их в нему, корректирует адреса, и на выходе получается исполнимый файл); современный Паскаль представляет собой среду, в которой делаются все процедуры автоматически (все современные языки программирования и даже примитивные интерпретаторы представляют собой среды, в которых все необходимое делается без выхода из программы).

Программа Visual BASIC для редактирования Windows

23. Компьютерные развлекательные и обучающие программы как составная часть ТСО. Типология компьютерных игр. Разработка и методика организации компьютерных игр.

Типология создания обучающих программ. Классификация обучающих программ и других программных средств учебного назначения: компьютерный учебник, предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты), лабораторный практикум, тренажеры, справочники, базы данных учебного назначения.

Интерфейс компьютерных обучающих программ; критерии качества обучающих программ (надежность работы, наглядность интерфейса, наличие игрового момента в обучении, познавательность, число часов, необходимых для усвоения предмета). Анализ содержания учебных предметов для создания педагогических программных средств.

Компьютерные фильмы-игры. Знакомство с редактором сценариев. Просмотр готового сценария. Вывод рисунка на полный экран. Вывод на экран фрагментов рисунка. Изменение фона. Работа с частями сценария. Команда перехода ЦИКЛ. Как организовать меню. Объединение сценариев.

Жанры компьютерных игр (деление условно; типологии доступен любой эволюционный продукт в т.ч. творческий, включая программы или типы компьютеров; дескрипторы типов идентифицируются эвристически, например: наличие или отсутствие виртуального персонажа, один персонаж или много, наличие параметров персонажа в виде ума, силы, жизнеспособности, управление изнутри персонажа – шутер, наличие имитации/симуляции технических устройств, машин, оружия, силовой геополитики и т.д.): традиционные (“Шашечный клуб Алексея Агафонова”), логические головоломки (“Тетрис” Алексея Пажитнова), имитационные (фактически тренажеры), аркадные (развлекательные залы с игровыми автоматами – аркадные залы), адвентюрные (поисково-исследовательские; первая компьютерная игра по мотивам Мамонтовой пещеры), ролевые (с параметрами героев), спортивные, стратегические (управление ресурсами).

Релаксационные программы неигрового применения. Калейдоскопы и заставки, программы на основе генератора случайных чисел и множеств Мандельбро (пример самоподобных структур – программа Mars_).

24. Правила и принципы работы на РС.

·       Выключать РС только после завершения работы, закрытия приложений (прикладных и игровых программ), сохранения текущей информации и подготовки РС к выключению. Без необходимости не выключать РС в течение рабочего дня.

·       Выключать РС только кнопкой Power на системном блоке, не трогать вилки и розетки, не включать в общие розетки электроприборы и по возможности исключить несанкционированное выключения питания и скачки напряжения. Использовать сетевые фильтры и при необходимости – источник бесперебойного питания.

·       После аварийного завершения работы во Win-95 следующий сеанс начинать с запуска программы ScanDisk.

·       Не закрывать вентиляционные отверстия системного блока и особенно монитора, не класть на него бумаги.

·       Не переключать и не подключать кабели к системному блоку при включенном РС.

·       При зависании (отсутствии реакции на манипуляции мышью и клавиатурой), при неизбежности перезагрузки начинать с мягкого варианта Alt+Ctrl+Del. В любом случае не выключать питание при работающих дисководах.

·       Защитить работающий РС от ударов и вибраций (особенно чувствителен в ударам жесткий диск HDD).

·       Начинать сеанс работы с обустройства рабочего места в обеспечение удобства пользователя и исключения причин излишнего нервного напряжения.

·       Приступая к новому этапу работы, начинать ввод информации после создания файла и проверки возможности записи на диск (достаточность места).

·       Открывать файл в прикладной программе с жесткого диска и записывать его в процессе работы тоже на жесткий диск HDD (не работать с дискеты Floppy!).

·       Проверять чужие дискеты (и вообще входящую информацию) с помощью свежей версии антивирусной программы. Во время работы регулярно сохранять текущую информацию и соблюдать правила гигиены работы с файлами.

·       Работу с файлами и директориями, также обслуживание дисков производить с помощью программ общего пакета (например, только Win-95 или только NC/NU), не прибегая к несанкционированным “чужим”, тем более взломанным версиям утилит.

·       Следить за своим эмоциональным состоянием, контролировать свои действия и ответы на них РС читать с экрана монитора, научиться вести диалог с РС, предусматривать время во время сеанса для размещения, сохранения и резервирования текущей информации, необходимых настроек РС, обустройства рабочего места и для завершения работы.

·       До выключения компьютера переписать вновь созданные или дополненные файлы на Floppy Disk с помощью программы навигации (“Проводник” или “Мой компьютер” во Windows и “File Manager” во Win-3.11 или Norton Commander в MS DOS), но не из прикладной программы с помощью функции “Сохранить как”.

 

Практические задания

1.      Найти или создать файл с именем по самостоятельному выбору для текущей работы над документом.

2.      Найти в компьютере файл с неизвестным именем, содержащий слово “floppy” (или любое другое по самостоятельному выбору).

3.      Проверить дискету с помощью программы Scandisk.

4.      Проверить и при необходимости установить текущие дату и время.

5.      Установить сортировку имен файлов в списке по алфавиту.

6.      Установить сортировку имен файлов в списке по алфавиту их расширений.

7.      Установить сортировку имен файлов в списке по времени их последнего изменения.

8.      Вставить текущие дату и время в текст файла (NC F4 – Alt+F3; Word for Windows: вставка—поле—дата и время).

9.      Вставить имя файла в его текст (Word for Windows: вставка—поле—FileName).

10.      Открыть тестовый файл, созданный в кодировке MS DOS, с помощью текстового редактора Windows и сохранить его в такой форме (файл—открыть—установка в диалоговом окне “все файлы”, нужная папка и нужный файл—файл MS DOS).

11.      Перевести тестовый файл, созданный в кодировке Windows, в кодировку MS DOS и открыть его с помощью текстового редактора NC (F4) или Лексикон. (файл—сохранить как—текст MS DOS с концами строк—сохранить, затем файл—закрыть—сохранить как текст MS DOS с концами строк).

12.      Получить информацию о системе (пуск—настройка—панель управления— система).

13.      Набрать абзац текста не менее 600 знаков, определив его объем (сервис—статистика или вставка—поле—Num Chars).

14.      Изменить параметры страницы и абзаца представленного текста в соответствии с общепринятыми требованиями.

15.      Исправить все ошибки в представленном тексте (орфография, дефис вместо тире, также ошибки размещения, табуляции и множественные пробелы).

16.      Создать директорию “SP” на диске A и в ней поддиректорию EXAMEN (проводник или NC)

17.      В программе рисования Paintbrush (или другой) изобразить от руки на выбор фигуру: ежика, березку, елочку, домик.

18.      Вставить в текст рисунок из библиотеки (или буквицу) и отредактировать его.

19.      Продемонстрировать перенос объекта из одного приложения в другое с помощью буфера обмена (например, открыть в тексте рисунок Clip Art, перенести его в Paint, перевернуть и вернуть в текст).

20.      Запустить программу Microsoft Word всеми различными доступными способами.

21.      Произвести в тексте контекстную замену.

22.      В программе Калькулятор Sta подсчитать среднее пяти случайных чисел. – (пуск—программы—стандартные—калькулятор—вид—инженерный; используя подсказки, вызываемые правой кнопкой мыши).

23.      В программе Калькулятор продемонстрировать операции Булевой алгебры. – (пуск—программы—стандартные—калькулятор—вид—инженерный, красные кнопки Or Ú, And &).

24.      Создать на рабочем столе ярлык для своего файла.

25.      Запустить антивирусную программу, проверить дискету и при необходимости пролечить.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (3-й семестр)

1.       Какие типы вы выделите для компьютерных программ с точки зрения пользователя? – ОС, оболочки для навигации, служебные программы и утилиты, прикладные программы, игры и тренажеры, заставки и калейдоскопы, языки программирования, шуточные программы и вирусы; пользовательские (возможно обучение с экрана или не требуют обучения, доступны пользователю с невысокими способностями) и профессиональные (самостоятельное обучение практически невозможно).

2.       Какие не-РС компьютеры вы знаете и что означает сокращение РС? – См. в тексте.

3.       Расскажите о преимуществах и недостатках программы Lexicon. – Единственный текстовый редактор, созданный для работы с русскими текстами русскоязычного пользователя, а не приспособленный англоязычный, имеет полный набор необходимых функций (опций), при этом высоконадежен и занимает относительно мало места на диске, меню хорошо и удобно организовано, доступно обучению с экрана, осуществляет оба режима проверки орфографии (в процессе ввода информации и по готовому тексту), имеет удобные опции форматирования, работы с блоками текста (строчными и прямоугольными) и с десятью окнами разного цвета, существенно облегчающими редактирование текстов большого объема. Вследствие особенностей отечественной ментальности не выдержал конкуренции не только с графическими текстовыми редакторами (версия Lexicon для Windows существует и поставляется в пакете “Русский офис”) как и ранее уступал по популярности псевдографическому ChiWriter, но даже и неудобному профессиональному редактору Word 5,0 for DOS, устаревшему, не имеющему встроенной проверки орфографии и недоступному обучению с экрана, со сложным меню и записью в рабочие файлы управляющей информации. В настоящее время Lexicon распространен лишь в узких профессиональных сферах, где по роду работы не требуется графическая верстка текста. В целом отношение к нему снобистское, что частично оправдано необходимостью избавляться вручную от разметки концов строк и страниц, перемены шрифтов, и т.д., при транспорте текста в редакторы и программы верстки, используемые в типографиях и редакциях.

4.       Перечислите и охарактеризуйте сравнительные достоинства и недостатки Windows известных вам разных версий (относительно NC, Apple, MS DOS и т.д.).

5.       В чем состоят основные особенности информатики как учебного предмета?

6.       Что мы видим на “рабочем столе” Windows? – Панель задач с кнопкой “пуск” (вход в главное меню), панель Microsoft Office, ярлыки “Мой компьютер”, “портфель”, “корзина” и другие.

7.       Как осуществляется навигация в РС? – “Мой компьютер”; “Проводник”; “Файл менеджер”; с помощью программы-оболочки Norton Commander.

8.       Для чего используется правая цифровая клавиатура? – ввод символов с помощью кодов и ввод массивов цифровой информации (в частности, при расчетах на калькуляторе).

9.       Расскажите о функциях и типах ОС и программ-оболочек.

10.   Расскажите о принципах “гигиены работы с файлами”. – Название, размещение, сохранение и резервирование файла, установка правильных параметров даты и времени.

11.   Что такое файл и что может с ним сделать пользователь?

12.   Перечислите набор опций, обеспечиваемых программой работы с файлами на примере конкретной программы. – Создание (открытие нового файла и переименование существующего), поиск (по имени и контекстный), удаление, восстановление, переименование, перенос, копирование; сортировка по алфавиту имени или расширения, времени последнего сохранения, размеры; работа с группами файлов с помощью масок, работа с директориями.

13.   Перечислите набор опций, обеспечиваемых программой работы с дисками на примере конкретной программы. – Форматирование, диагностика, лечение, дефрагментация, создание логических и виртуальных дисков.

14.   Перечислите набор опций, обеспечиваемых программой работы с текстом на примере конкретной программы. – Набор в режимах вставки и забоя, операции с фрагментами текста (выделение, удаление, помещение в буфер, вставка, перемещение), контекстный поиск и контекстная замена.

15.   Перечислите набор опций, обеспечиваемых электронной таблицей на примере конкретной программы. – Введение и обработка массивов числовой информации, представление свертки информации в наглядной форме графиков, диаграмм, гистограмм.

16.   Перечислите набор опций, обеспечиваемых программой редактирования изображения на примере конкретной программы. – Рисование линиями, фигурами и пикселями, изменение размера и соотношения размеров рисунка и его элементов, введение рисунка из встроенной библиотеки и с помощью импорта изображения (сканер, модем).

17.   Преподаватели информатики часто высказываются против обучения программированию. Как вы думаете, почему? – Так говорят преподаватели групп профессионального обучения (мотивированного) взрослых пользователей, которые далее настроек программировать не будут. Кроме того, способность к системному программированию или хакерству скорее выявляется и развивается, причем у детей при познавательно-игровом освоении компьютера, но малодоступна обучению у взрослых. Кроме того, чтобы создать что-нибудь значимое в области программного обеспечения, необходимо либо хорошо знать существующее, либо быть гениальным.

18.   Назовите примеры клавиш, меняющих свое значение в зависимости от программы, сочетания с другими клавишами или манипуляций мышью.

19.   Какие типы компьютерных игр вам известны? – Назвать жанры и/или дескрипторы типа один персонаж или много, шутер или управление извне, наличие параметров персонажа, и т.д.

20.   Из каких блоков состоит РС? Что мы видим на лицевой стороне системного блока? – системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, модем, колонки; системный блок: кнопки Power, Reset, Turbo, floppy дисководы, лампы дисководов.

21.   Что такое система? (назовите критерии и особенности “системного” поведения) – Общепринятого формального (строгого) определения не существует. Эффект системности проявляется в отсутствии связи (независимости) прогностического описания поведения системы и описания поведения ее элементов и невыводимости одного из другого (принцип Хинчина). Системы способны к самоорганизации, катастрофизму (нелинейный переход состояния системы) и синергизму (эффект от совместного действия факторов не аддитивен и часто непредсказуем). Термин система часто используется неграмотно или неадекватно, например, для обозначения жесткой структуры иерархического подчинения или как парадигма (общепринятая доминирующая система взглядов) и в общем случае – для обозначения всего, что сложно для понимания, но доступно воздействию как целое.

22.   Чем алгоритм отличается от программы? Какие две формы алгоритмов известны и какая из них используется в процессе создания программы? – Алгоритм есть логическая схема действий для получения заданного результата, представленная в свободной или логически формализованной форме, также в виде графа блок-схемы. Считается, что любой алгоритм в принципе может быть формализован.

23.   Какие формы программирования вам известны? – например, создание исполнимой программы с помощью языка; пользовательские настройки.

24.   Подсчитайте, сколько бит в 1Gb. 210+10+10+3 = 8589934592 (примерно 8,6·109.

25.   Представьте число 1998 в двоичной системе счисления: 200010 = 1024 + 512 + 256 + 128 + 64 + 16 = 210 +29 + 28 + 27 + 26 + 23 + 22 + 21 + 20 = 111110100002 ;199910 = 1024 + 512 + 256 + 128 + 64 + 8 + 4 + 1 = 210 +29 + 28 + 27 + 26 + 23 + 22 + 21 + 20 = 111110011112 (или с использованием калькулятора пуск—программы—стандартные—калькулятор—вид—инженерный, набор числа—Bin).

26.   Подсчитайте количество бит информации как меры разнообразия при условиях: 1. Вероятности рождения мальчика и девочки одинаковые и равны по 0,5; 2. Вероятность рождения мальчика 0,53, девочки 0,47; 3. Рождаются только девочки. 4. В свежей сперме доля сперматозоидов с Y-хромосомой вдвое выше, чем с X-хромосомой. (Результаты: 1 бит; 1,18 бит; 0 бит; 0,91 бит; вычисляется как сумма H=–Spilog2pi, log2p=lgp/lg2).

 

Тренировочные задания, результатами которых студенты отчитываются

1. Написать абзац текста не менее 600 знаков на условную тему “Мое представление о происходящем (то, что вызывает у меня в данный момент ощущение наиболее существенного, от политики до условий выполнения настоящего задания)”.

2. Написать резюме (Curriculum Vitae) о себе в свободной форме со всей необходимой информацией для устройства на работу.

3. Нарисовать “Несуществующее животное” в любом графическом редакторе типа Paint.

4. Нарисовать картинку, отражающую собственные ощущения от происходящего.

5. Соединить текст и рисунок на общую тему, оформив его графически, использовав внедрение объекта.

Условия выполнения: выполнять строго индивидуально, все вопросы задавать преподавателю; претензии и обсуждение заданий возможно только после выполнения; то, что непонятно, должно быть выучено; результат не должен быть непосредственно заимствованным; результат должен быть выправлен, снабжен документирующей информацией непосредственно в тексте файла – фамилия, имя, отчество исполнителя, дата открытия файла и при необходимости дата завершения задания, номер группы, название текста; файл должен быть правильно назван и сохранен, копия представлена преподавателю на дискете или послан на адрес leo.moskovkin@mtu-net.ru; задание выполняется поэтапно – набор текста (максимальное число знаков за минимальное время), исправление ошибок, редактирование и т.д.

 

КАВЕРЗНЫЕ ВОПРОСЫ (рекомендуется не касаться по собственной инициативе, если нет уверенности в понимании):

1.       BASIC (Beginners All-purpose Symbolic Instruction Code, первая коммерческая программа для РС Гейтса и Аллена) – язык программирования, неструктурный интерпретатор. Удобен простотой и доступностью для освоения детьми как способ заставить машину что-то вычислять или рисовать, но не пригоден для создания утилитарных программ или обучения программированию.

2.       Компьютерные игры – как и любой творческий продукт, доступны типологии и идентификации происхождения: традиционные, логические головоломки, имитационные, аркадные, адвентюрные, ролевые, спортивные, стратегические. Дескрипторы кластеризации: наличие героя, его параметров; способ и форма управления; перепрограммирование в процессе игры и.д.

3.       Что такое информация? – Существует несколько взаимоисключающих определений информации, например, как изменение вероятности достижения цели или затраты на передачу и хранение. Единицы измерения информации. Пять форм информации в компьютере и две в природе и обществе. Информационный критерий отличия человека от компьютера – свертка поступающих данных с вычленением значимой информации и защитой от всего остального воспринимаемого как шума (что в других условиях или для другого человека может содержать ценную информацию).

4.       Что такое система? – Общепринятого определения не существует. Диагностические признаки системности: невыводимость описания поведения системы в целом из описания поведения элементов; возможность катастрофического перехода, синергизма и самоорганизации. Критерий будущей конкурентности и невырождения: конструктивность системы как программы или как производителя продукта.

 

СЛОВАРЬ СОКРАЩЕНИЙ

ASCII – American standard code for information interchange

BIOS – basic input/output system – часть DOS, хранящаяся в ROM

CD – compact disk

CMOS – complementary metal-oxide semiconductor – полупостоянная память для поддержки конфигурации и часов

DOS – disk operating system

FAT – file allocation table – таблица размещения файлов

FD – floppy driver,

HDD – hard disk driver, винчестер

HTMLHypertext Markup Language – программа разметки текста для перекрестных связей

MSMicrosoft

NCNorton Commander программа-оболочка для навигации из-под MS DOS

PC – personal computer (MS + Intel), IBM-совместимый

RAMrandom-access memory, ОЗУ – оперативное запоминающее устройство

ROMread only memory, ПЗУ – постоянное запоминающее устройство

TTTrue Type – масштабируемый шрифт, отображаемый на экране и на бумаге одинаково

WinWord – название пакета Word for Windows

WWWWord-Wide Web – система гипертекста с использованием HTML

ПО – программное обеспечение

СУБД – система управления базами данных

Hosted by uCoz