Лев МОСКОВКИН

Новый роман Василия Аксенова о прошлом веке.

Апофеоз аксеновщины как итог прошлому веку.

Роман, который и романом-то нельзя назвать.

Аксенов как новый Пигмалион

Василий Аксенов Кесарево свечение. – М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 610 с., тир. 15 тыс.

На конец неожиданно ставшего «прошлым» века пришелся пик популярности любимого писателя советских интеллигентов. Василий Павлович преподает два курса в Америке: «Мифы и утопия» – модернизм и авангард в русском обществе, также «Два столетия русского романа» для будущих писателей. В России по его «Московской саге» снимают масштабное кино с переделыванием героев, но сам Аксенов старается не вмешиваться – хочет еще «пописать романы». В США сосед Аксенова не знал, что живет рядом с известным писателем. В России во время коротких наездов Аксенова, который, казалось, отстал от здешних политических перемен, происходил пик «аксеновщины», когда жажда взять интервью «у Васи» или просто поцеловаться с ним для фото превратилось в эпидемию.

Поверхностная популярность обкрадывает творчество писателя, эксплуатируя его имидж, но продолжается недолго. Человеческая жизнь переменчива и волнообразна, в новом веке происходит нечто иное. Прошел пик нездорового внимания к клонированию в мире и к писателю Аксенову у нас.

То, что Аксенов рассказал о себе и о своем новом романе, когда еще писал его, было похоже на монтаж мыслей и с необходимостью дополняло написанное им и о нем. Писатель переместил образность зреющего романа с клонирования на тему «Кесарят», оставив клоны контрапунктом: «Я пишу большой роман, который и романом-то нельзя назвать, потому что это монтаж разных жанров. Внутри романа – пьесы, стихи и статьи. Все это объединяется двумя героями, молодым и старым. Там есть клонированные люди, но это совершенно необязательная тема и она там присутствует в эпилоге как некая проекция на будущее. Сто лет вперед. Роман этот – подведение итогов века. Кесарево сечение – имеется в виду судьбы нескольких поколений русских».

Настал первый год нового века и согласно обещанию автора новый роман пришел в руки читателя. Это действительно калейдоскоп жанров и приемов, который нельзя назвать уже привычным термином роман-матрешка. На шести сотнях страниц есть кажется все, из чего сложился мир в бурном ХХ веке, сфокусировав себя на Россию. Чтобы литература века не заменила для читателя сам век, как это произошло с веком XIX, в романе вскрывается интимная сторона авторского творчества – акт Автора с Героиней, чтобы лучше понять ее. Или себя.

В конечном счете, зачем чему-то случаться, если это никто не опишет? Талантливому автору нет нужды потрясать воображение читателя ужасающими событиями, ставшими символом нашего времени вне связи с каким-то веком. Трудно поверить, что роман «Кесарево свечение» – буквально последнее слово «аксеновщины» в обоих его смыслах, но в нем автор ставит своеобразную точку в истории жанра, рассказывая о том, как это делается.

Жанра, обреченного вечно быть модернистским, потому что владеющий им автор без претензий становится Автором нашего общего будущего, которое мы, может быть, уже не увидим.

Hosted by uCoz