10.07.02 Интервью
Малый предприниматель не должен ни болеть, ни доживать до пенсии
Николай Гончар – автор закона о налогообложении
малого предпринимателя опять поймал правительство на «ошибке»
Независимый депутат Госдумы комментирует одобренный Советом Федерации 10 июля Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах»
…Предприниматель малый
получает серьезнейшую налоговую льготу,
послабление, но дальше возникает вопрос: у него же есть наемные рабочие, и вы
же обозначили их количество, не 3 и не 5-
до ста, значит, 99. Этот лимит будет выбран полностью. Их пенсии – говорят, до пенсии дожить надо – а их больничные листы, как с ними быть? Кто за
них платит? Что, болеть не будут?
Я прикидывал, что
закон о налогообложении малого бизнеса коснется с учетом того, как будут
использоваться все эти льготы, 12 млн. человек наемных рабочих. Я умножаю в
среднем 60 чел. на цифры правительства о числе малых предприятий, получается 12
млн. Представляете, какие это проблемы социального плана у 12 млн. человек!
Аргументация при обсуждении закона не такая. Аргументация предпринимателей: недостаточно крупный масштаб, надо больше ста численность и по обороту были предложения при обсуждении в Думе и 40 млн. руб. Здесь, в Совете Федерации, подобных предложений не вносилось, были возражения: почему вы забираете уплату единого налога по упрощенке и налога на вмененный доход по вмененке – сейчас индивидуалы платят 100% в субъект федерации, а вы у них забираете? Получается, что расщепление пойдет так: 20% - в федеральный бюджет, 70% - в субъект федерации и по решению органов законодательной власти субъекта федерации, м.б. органам местного самоуправления, и 10% - в государственные внебюджетные фонды. Мы же ставили задачу, президент ее ставил, вернуть к состоянию на 1 января текущего года ситуацию с единым социальным налогом (ЕСН). А если его вернуть, то откуда? Первое предложение: оставить все 100% субъектам федерации – нате, но все взаимоотношения по возвратам регулируйте вы, все радости возвратов, зачетов, тоже в субъекты федерации. Вы представляете, что же вы делаете, какое вы напряжение у себя вызываете. Все малые предприниматели – видели ситуацию во Владивостоке? Это социально активная часть наших граждан, очень социально активная, особенно индивидуалы. Вот туда их и переключить. Мы сделали 20% в федеральный бюджет с тем, чтобы хоть частично это перевести на федеральный бюджет. Но если вы хотите взять весь этот замечательный букет проблем только в свои руки – ну, нате.
…Если выплачено с 1 января с социального налога, берете себе. У вас ни методологии, ничего. А федеральный центр говорить МНС: какие методики? – да вы там разбирайтесь… Красота. Более того, они еще подбрасывают такой вариант, это уже правительство, сразу в законе расщепить: 20% - в федеральный бюджет, 10% - в государственный внебюджетные фонды, субъект федерации – 15%, а 45% - местному самоуправлению. А дальше эта норма записывается как распространяющаяся на правоотношения, возникшие с 1 января этого года. Т.е. в одночасье вы, малый предприниматель, должны своему городу, его бюджету, 45% этого налога. А вы его не платили. Т.е. у меня сразу пошла задолженность – штрафы, пени. Когда это увидели – а помните, как работали? – сначала приняли, потом ночью уже смотрели. Я спрашиваю у правительства: вы понимаете, что появилась задолженность? – Ну она будет урегулирована. Что вы, да еще с собственным городом! Вы будете отдать городу.
Еще раз. По формулировке, которую внесло правительство, распределение налога на вмененный доход устанавливается 20% в федеральный бюджет, было 30%, было 70% субъекту, а теперь 15% субъекту, а 45% - органам местного самоуправления. А для того, чтобы дать возможность осуществлять процедуру зачета, мы говорим, что это не единственная норма, мы там отменяем по статье 1 пункт 10 «Единый социальный налог» в законе, который действует с 1 января 2002 года. Я с субъектом федерации, с федеральным бюджетом должен буду что-то там зачитываться, но 45% оказывается я с 1 января должен заплатить городу. А т.к. плательщиком не все процедуры осуществляются не между бюджетами, а через меня, я ведь платежки-то кручу, то я еще не знаю, что я с субъекта получу, а городу я уже должен, а его рука к моему горлу ближе всего. Он мне немедленно сейчас накручивает, и говорит: а ты иди там разбирайся. Веселенькая история получается.
- Неужели
правительство несознательно такие «ошибки» допускает?
- Я это не комментирую. Я не комментирую внутренние, и не только содержательные, столкновения интересов. Каждое ведомство несет свою корзину, одно занимается политикой экономической, другое … Исполнительная вертикаль – это штука непростая.
- Основная претензия
состояла в том, что как же: 100% было по индивидуалам, а сейчас 20, 10 и 70. Я считаю, что надо поправить ситуацию,
связанную с введением ЕСН. Я в администрацию ходил весь ноябрь и декабрь, и
доказывал, на имя Путина записки писал, что принятие нового пенсионного
законодательства приведет к тому, что они просто сдохнут. В чем дилемма?
Где-нибудь в Калуге или Туле, показать выручку чуть меньше, зарплата-то
бывает иногда показывают 30-40
рублей. Но появился подоходный налог 13%.
Вы предприниматель, вы мне даете в конверте, а я уже пошел в налоговую и
заполнил настоящие доходы, да еще и приписал себе прошлые, мне уже надоело, что
дом в деревне я записал на дедушку-ветерана войны, машину на бабушку-ветерана,
я уже хочу жить. Налоговая полиция все это сложила и говорит: Петя, у тебя 5
работников, они в налоговой декларации показали доходы 100 тыс. руб. суммарно,
а ты показал, что ты им выплатил 10 тыс. руб., а у них нет других источников
дохода. Поэтому когда тем свалился ЕСН 35,6% в одночасье, они завопили.
Появился реальный стимул платить живые, настоящие и показывать деньги –
13%, ниже не бывает. И поэтому ЕСН стал
нетерпимым. Я убежден, что таким образом, как мы действуем, создавать какие-то
внутренние отраслевые масштабные оффшорные сектора в экономике – это вздор. НДС понижать до 12-14% отменяя все
до единой льготы для всех.
Понижать ЕСН, и – ребята, давайте
жить честно.
Но представляете, все эти неоднородности экономической среды, это такой источник, это такой бизнес. Вы знаете, что такое возврат НДС за экспорт. Это же 40% - какие возможности создавать деньги из ничего, выкачивая пылесосом деньги из бюджета.