Воспоминания,
или мысли над толстой книгой в зеленой суперобложке «Это вам не факт, а
истинное происшествие...»
Н.В.
Тимофеев-Ресовский. Истории, рассказанные им самим, с письмами, фотографиями и
документами. М.: «Согласие», 2000. 880 с., 120 илл., тир. 3000.
Издание
сборника приурочено к столетию Тимофеева-Ресовского, празднование которого
волной прокатилось по бывшему Союзу и отразилось в Берлин-Бухе. Составитель
Наталья Дубровина указала, что сборник задумывался как переиздание «Воспоминаний»
Тимофеева-Ресовского, «вот только дополнения теперь занимают… две трети книги».
Основа книги - расшифровка магнитофонных записей воспоминаний Тимофеева,
публиковавшихся в течение двух с лишним лет в журнале «Человек» (1991-1993).
Воспоминания скомпонованы в 27 глав-историй, от описания предков - Рясовских,
Тимофеевых, Всеволожских, до биологических естественнонаучных принципов включая
«Личную программу», «Волны жизни» и «Про собачий язык и демократию». «Истории»
предваряются тремя краткими, но емкими по смыслу предисловиями - Даниила
Гранина, Владимира Иванова и Симона Шноля. После «Историй» приведены
комментарии к ним, затем - часть обширной переписки Николая Владимировича и
Елены Александровны Тимофеевых-Ресовских, также приложения исследователя
родословной Тимофеева Татьяны Пищиковой, дочери его друзей Марии Реформатской,
директора Медико-генетического центра Владимира Иванова и автора кинотрилогии «Зубр»
Елены Саканян.
Содержательную
завершенность сборнику придает последняя часть приложения «Любовь и защита» кинорежиссера-документалиста
Елены Саканян. Создав памяти своего персонажа долгую жизнь, кинорежиссер
отразила в напечатанном документе почти в сотню страниц историзм перипетий
борьбы высших сил, где неординарная человеческая жизнь - всего лишь предлог.
Писать о
Николае Владимировиче Тимофееве-Ресовском сейчас особенно трудно и здесь
придется сказать похвальные слова в адрес ненавистной советской власти, которая
столь нежно заботилась об ученых, что брала всю агрессивность непримиримой
научной среды на себя, надежно создавая товарищам ученым невыносимые условия.
Невыносимость
этих условий, впрочем, относительна. В чем-то я бы поменялся судьбой с
человеком, чьим последним студентом был в Московском университете. То, что я
услышал от него на лекциях в 1967-1972 гг., утверждало и детализировало
эволюционную идею, позволяющую творчески усвоить максимум информации о жизни
при минимуме тупого заучивания.
Время
нашей науки прошло и забылось. Время построения картины мира и открытий
невидимых глазу гениальных находок и сверхценности естественнонаучного знания -
«только в физике соль, остальное все ноль». Время милых сердцу приоритетов,
семинаров и конференций, запрещенной генетики, когда она существовала.
Воспоминания
Тимофеева имеют ценность на уровне записок Сергея Гершензона, которые не
удалось опубликовать, или опубликованных воспоминаний Сергея Четверикова -
редкие воспоминания о жизни носителя полноценного начала и одного из немногих,
кто способен рассказать именно о жизни, а не выступать на партсобрании. То, что
получилось с воспоминаниями Тимофеева, ценность имеет несоразмерную, но требует
расшифровки, ибо сам он о своем имидже не заботился и существенные для
понимания «феномена Н.В.» моменты его душу просто не затрагивали как
характеристики эпохи, но не человека. Его рассуждения вслух пронизывала сама
эволюционная история и одновременно он вместе со своими мыслями явил собой
пример этакого эволюционного объекта некоей высшей силы. Мыслящего объекта,
который может, в отличие от костей динозавров в палеонтологических отложениях,
рассказать, что чувствует эволюция изнутри, когда происходит.
Тимофеев
думал вслух, поэтому то, что он говорил, могло быть не просто интересным, но
принципиально новым. Было очень заманчиво записывать и тут срабатывал эффект
микрофона. Хорошо, что его записывали, и довольно много для человека того
времени.
Рассказы
живого Тимофеева были ярче «Зубра» Гранина или записанного на пленку его
голоса. Не найдешь в воспоминаниях и того, что зависть к нему - почему он такой
живой и без охраны, на каком основании он жив, а когда умер, то почему
реабилитирован - зависть к нему, отравившая разум многих и многих, явилась
оплодотворяющей силой для творчества других.
После
выхода в свет романа Гранина «Зубр» многие спрашивали: действительно жизнь
этого человека столь необычна? По его собственным живым рассказам получалось
еще ярче, чем по напечатанному. Но живым рассказам Тимофеева мы почему-то
верили безоглядно - в них был такой эффект достоверности, какой редко бывает
даже у профессионального репортера.
Тем более
спасибо писателям и издателям, что есть с чем сравнить свою слабеющую память,
что есть какие-то вехи, ими зафиксированные в виде неопровержимых
документальных свидетельств, что есть тема для продолжения разговора.