Мария Свешникова. Квартира 41: Роман. – Москва: АСТ, 2013. – 318 стр., тир. 3 тыс. (проза Марии
Свешниковой).
21.04.13 Лев МОСКОВКИН
Книга в Москве
Пульс бога: Вера, Надежда, Алиса – приступы романтизма
«- Я у кого-то вычитала, что гром – это сердцебиение бога, –
шепнула Вера, глядя в окно.
- Ну, ничего – пульс у него в порядке. Жить будет. А откуда
такие резкие приступы романтизма?
- Не знаю. – Вера выстукивала пальцами какой-то до боли знакомый
мотив. Но я так и не мог вспомнить, что это было.
- Я правда хочу, чтобы ты вернулась.
Мне потребовался один день, чтобы вас потерять, и шесть лет, чтобы мы вот так
сидели рядом у моря... Слишком дорогая экономика, чтобы терять дважды.
- Вот именно поэтому я никогда к тебе не вернусь. Стоит мне
вернуться, я навсегда тебя потеряю... – И Вера взяла меня за руку.
А потом , когда гроза ушла куда-то на
северо-восток, мы, мокрые, легли на теплую гальку, оставив на прохладной
июньской воде только ноги, и пятки качались в такт волнам.
На этом рукопись обрывалась...»
Спустя полгода Вера получила смертельную травму на лыжном
курорте и позже умерла. В тот же день 31 декабря травму головы получила Надя,
упав затылком на спинку кровати.
Это называется «Пересечение параллельных судеб». Именно об этом роман Марии Свешниковой «Квартира 41» (Роман.
– Москва: АСТ, 2013. – 318 стр., тир. 3 тыс. (проза
Марии Свешниковой).
Эта странная книга о любви трех женщин, повязанных судьбой
общими мужчинами, временем и местом жительства. Роман написан в жанре «сетературы» – много и интересно. Много бытовых событий,
тонких наблюдений и всевозможных переплетений. После первого десятка страниц
уже не хочется сравнивать с реальной жизнью. Любовно выписанная ткань
повествования намного интересней знакомой реальности. Намного более страшной,
опасной, непредсказуемой.
В романе нет абсолютной доминанты и главного героя. Есть
переплетения параллельных судеб с узелками хиазм на нитях Ариадны. Дежурный
рецензент издательства вывел в аннотации (кстати, далеко не самой неудачной,
как бывает – может, сам автор писал?) на первый план булгаковскую
квартиру N41. С этой мизансцены начинается и на ней
заканчивается. Здесь обитает черный кот Бегемот мизантропического характера. В
этой квартире бок о бок с тенями и чудесами жили в
разное время Вера, Надя, Алиса. Любви не было. Не было персонажа с таким именем
– видимо, чтобы освободить сознание читателя для многословных рассуждений о
том, какая любовь бывает, какой кажется и как прячется за любовь что-то иное.
Как ни странно, читать нестерпимо интересно. Роман
пожалуй даже несет жизнеутверждающий психотерапевтический эффект. Как-то все
становится на свои естественные места, если примерить на себя характеры тех
персонажей, которые показались тебе душевно созвучны.
Создатель сложносочиненного в жанре сетературы
романа не связан условностями соотношения объемов мыслевырыжения
применил довольно любопытный прием. Одна из локальных доминант романа –
рукопись книги от имени человека, который даже не подозревает о ее
существовании. Между тем она ведет его судьбу из квартиры N41,
затем получает завершающее продолжение в квартире дома напротив, буквально окно
в окно.
Имманентную канву сетературы
составляют физиологически пугающе выписанные сцены всевозможного сексуального общения включая демонстративный садомазохизм. Если уж
обнажать душу, то с кровью до костей. Не всегда приятно, зато достоверно.