Евгений Водолазкин

03.05.13 Наталья ВАКУРОВА, кандидат филологических наук

Книга в Москве

Жизнь и житие в одном романе

После вышедшей недавно книги Евгения Володазкина «Инструмент языка», казалось бы, автору было трудно еще чем-либо удивить читателя: прекрасный русский язык, образность, как языковая, так и общефилософская, профессиональное владение так называемыми нарративными технологиями, глубокое знание истории культуры и литературы – все то, что по определению должно быть в творчестве типичного представителя школы академика Лихачева на Васильевском острове.

Тем не менее в романе «Лавр» (М.: Астрель, 2012. – 440 стр., тир. 2 тыс.) автор вышел на новый уровень обобщения и ассоциативности, взяв за основу события времен русского средневековья XV века.

Главный герой романа – средневековый врач Арсений. Впоследствии – Амбросий, в конце Лавр – имя, которое он получил как святой старец в монастырской обители. Воспитал Арсения дед. Он научил его не только распознавать и собирать редкие лечебные травы, но и лечить людей словом и верой в исцеление. Ведь врач – от глагола «врать», то есть «заговаривать боль».

Страшной душевной драмой стала для молодого Арсения смерть его возлюбленной Устины. Девушка пришла к нему на хутор, спасаясь от «мора» – эпидемии чумы. Арсений вылечил ее. Они стали жить как муж и жена. Вскоре Устина «понесла во чреве своем» и молодые стали мечтать о сыне. Арсений сам принимал роды, которые оказались слишком тяжелыми: ни Устину, ни ребенка спасти не удалось. Большим грехом являлось то, что Арсений и Устина не были обвенчаны в церкви. Арсений принимает решение уйти из дома и прожить жизнь в странствованиях, помогая людям в их болезнях и страданиях, чтобы искупить свой грех и вымолить у господа прощение для Устины, так как он считал себя виновным в ее смерти.

Множество городов и селений прошел Арсений, спасая людей от чумы, свирепствовавшей в те времена – и старые, и молодые умирали тысячами. Арсений лечил, но главным в его лечении были не целебные снадобья. Он молился за каждого, вселяя в людей веру, и многие исцелялись. Слава об Арсении уже шла впереди него. Его встречали с почетом, так как он исцелял в том числе правителей, жен и детей их. Ему предлагали за это все возможные блага и богатое жилище. Он отказывался и шел дальше. Лечил страждущих травой чернобыль. Протыкал бубоны и спускал дурную кровь. Видел, как живые превращаются в мертвых

Книга, по сути, не совсем роман. Это жанр, называвшийся в древнерусской литературе «житие» – описание жизни святых, многие из которых впоследствии были канонизированы. Житие – чисто русский церковный жанр, наряду с заимствованными патериками и апокрифами.

Житие Арсения включает в себя и путешествие – паломничество на Святую землю ко гробу господню, которое заняло несколько лет. Хронотоп дороги (тип пространственно-временной организации повествования в литературе в терминологии М.М.Бахтина) реализован в книге Евгения Водолазкина во всем его разнообразии. При этом в описании автор своеобразно сочетает древнерусскую лексику и особенности речи с современными словами – такими, например, как информация, постскриптум, фотограф, балетная походка и др. Водолазкин владеет разными регистрами языка – и современными и древними.

Многие мудрые мысли, высказанные в этом произведении, созвучны сегодняшнему читателю, так как они вечны. Так, например, отмечается тот факт, что в церкви во время службы священник называет публично только мелкие грехи, а большие, серьезные грехи не озвучивает, дабы никто не узнал и не повторил. А лучше и вовсе не узнал о таких прегрешениях. Это ведь к вопросу и о сегодняшней публичной сфере, до исполненной до предела информацией о различного рода преступлениях и рукотворных катастрофах, что они уже воспринимаются как нечто повседневное и естественное.

Вопрос о том, как поступать с правдой? С ней – как с огнем: нельзя подходить слишком близко, чтобы не обжечься, но не следует и слишком отдаляться, чтобы не замерзнуть. Подспудно зреет вечный вопрос «Что есть правда?» Рецензенту проще сослаться на знание особенностей автора. Евгений Водолазкин безусловно владеет естественнонаучным искусством формулировки верифицируемой истины. Тому, кто видит ее, она освещает верный путь, доступный многим. Тут уже вопрос личного выбора каждого, куда идти и что читать по дороге.

...В финале повествования Лавр спасает девушку, попавшую почти в такую же ситуацию, как и Устина. Лавр помог ей, и она родила здорового ребенка. Это продолжение жизни стало окончанием земной жизни Лавра.

Прочитав книгу Евгения Водолазкина, убеждаешься, что ни в какие времена и ни в какие века жизнь на Руси не была легкой. Страна постоянно была на грани, выживала, боролась с голодом и болезнями, воевала, умирала, восставала из пепла и снова начинала жить. Иное не описано в истории и наш новый летописец следует жанру. Кажется, ни при каких правителях народу на Руси не жилось хорошо. Только сила духа и вера давали и дают силы жить. Через глубокое прошлое автор книги показал настоящее так, как не удалось бы показать на самых современных реалиях.

«Лавр» Евгения Водолазкина – очень серьезное чтение для думающих людей, которые ценят прошлое и культуру народа, к которому осознанно принадлежат, – так можно в нескольких словах сказать о том, кому будет интересна эта непростая книга в древнерусском жанре «житие».