Елена Котова. Акционерное общество женщин: роман. – Москва: АСТ, 2012. – 351 с., тир. Не указан. Редакционно-издательская группа «Жанры».

 

Рецензия опубликована МП 06.08.13 с сокращениями (кроме синего текста)

07-17.07.13 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Разговоры с сатаной. Этот странный новый женский мир...

Новая женская философия в формате романа, закольцованного дьяволом

АОЖ «За Гранью» создала женская люцифераза и пятый сон Веры Павловны

«Мир надо менять. ... В нем такие неуправляемые метаморфозы, которые мне лично нравятся все меньше. Мужики прибрали к рукам все: нефть, золото, алмазы, горы, реки и моря, вооружение, алкоголь, кино и буквально космос. Бабам не оставили ничего. Предел женской карьере ставит то, что она никогда не сможет голой решать вопросы с мужиками в бане. Никогда не станет своей. У женщин осталась только преходящая женская власть, а потом климакс. Хочешь, Кать, или нет, а надо на этом построить бизнес. К чертовой матери отсосать у мужиков все. Не их отстойную сперму, а бабки и власть...» – так из переписки подруг возникло «Акционерное общество женщин «За Гранью» («АОЖ»).

Роман «Акционерное общество женщин» (АСТ, Редакционно-издательская группа «Жанры») – третья книга автора, необычного вне общего фона даже для нынешнего расцвета книгоиздания. Елена Котова обладает чрезмерно богатым жизненным опытом включая высший международный банкинг и низший отечественный в ординарной психушке. Собою Котова представляет характерный пример немногочисленной, но мощной плеяды новых русских бизнес-леди, которые строят международный имидж настоящей России. Ответный удар типично англосаксонской «мягкой силы» был несоразмерен. История изгнания Е.Котовой из ЕБРР отражена в предыдущем романе «Третье яблоко Ньютона».

Ответ Котовой предельно адекватен на любые жизненные неурядицы от обычных женских банальностей до масштабных уникальностей. Все описано в деталях и издано.

В третьей книге Котова отталкивается от элемента чертовщины и мистики, неизбежной для женщины высокоорганизованного ума и в трудах и в праздности. Повествование романа развивается последовательно и без скачков. Оно обобщает немалый женский опыт на пороге перемен как собственного организма, так и далеко за гранью его в нашей общей ноосфере.

Определить грань перемен своего организма и человечества в целом не всегда просто. Возможно, особенность этих женщин в остром чувстве будущего. Направляющую роль директора в цепи событий, иным словами роль сатаны, исполняет денница Герман Генрихович Вульф-Бобоевич. Текст щедро сдобрен аллюзиями, описаниями персонажей с известными прототипами во властной элите и оригинальными философскими рассуждениями для пытливого ума.

Роман доступен и для поверхностного прочтения как некая развлекуха на уровне «Секса в большом городе». Для тех, у кого климакс обращается в очередную пубертацию, а таковых сейчас большинство, повествование Котовой может стать неким путеводителем по жизни, как гид в манящем чужом городе. В разные места текста органично встроены известные варианты из общего набора женских судеб.

Однако в этом романе есть как бы и второе дно, ради чего он написан. Понимая его, чувствуешь третье и так далее.

Не могу сказать, что понял все и расшифровал. Скорее ошалел от динамики повествования. Главное, что мне очевидно со времен «партийного проекта» «Юность» той еще КПСС, в этой стране существуют некий социокультурный национальный проект. Елена Котова безусловный элемент данного проекта, достаточно нарыть ее back ground в Рунете. Выплывет много любопытного, немного необычного и кое-что откровенно парадоксального. Можно и так сказать, что устами Котовой наша власть рассказывает читателю о себе. Я не призываю безоговорочно верить рассказанному. Суть в самом факте диалога.

Когда речь идет о начальстве, славословия для юбилеев или похорон по определению должны быть лживыми и в любом случае воспринимаются таковыми. Тут мы сталкиваемся с такой эндемической характеристикой России, что объяснить многовековую жизнеспособность этого государства кажется невозможным и становится страшно за наше общее будущее. Однако страна не только живет и выживает, но и в критическую эпоху сохраняет для обезумевшего мира традиционные ценности, нормы морали, формы отношений между людьми или государствами. Причем без осуждения того, что нацелено на разрушение названного. Слова «традиционные ценности» в названии номинации книжной выставки в Турине «всех коробят» – противоречат новым западным ценностям из числа древних причин вырождения исчезнувших империй. Но до Европы у АОЖ пока руки не дошли.

Я увидел в романе Котовой предложение диалога и мне понравилось. Женщины стали активны и узурпируют мужские роли – тенденция века. Вторая тенденция – время поздних расцветов. Это не я придумал и не Котова. Она описала, я прочитал. Роман совсем не женский и к научной фантастике его не отнесешь. Получилась какая-то alpha-female business fiction. В нем есть и справедливый наезд на некоего попа, отобравшего впервые случившуюся любовь молодой еще женщины: «Грех, грех». Тяжелое описание спившейся истерички, о которой муж говорит, что она не выдержала испытание деньгами и праздностью.

Биснес-фантастика в либерально-рыночной шкуре прошила всю нашу жизнь. Без «начальства» ничего нигде никогда не бывает. В советское время с этим делом было просто и все на виду. Англосаксонская модель вошла в глобализацию на основе национальной традиции слабого государства. Вместо изрекающего свою волю герцога по мировой власти, как по сказочному замку гремя кандалами предвзятостей бродят привидения. Призраки за живой народ не отвечают и диалог с ними невозможен.

В каждом романе Котовой есть соответствующие фигуры, выполняющие в цепочке посредников известные поручения. В «АОЖ» автор показала, как планируется фабрикация обвинения начиная с конца – подбора удобных статей Уголовного кодекса. И вывела характерного персонажа, главного акционера общества «Крез гарантий» Евгения Маркизова. Он сам под следствием и напоминает чем-то Ивана Зартова, «свидетеля обвинения» для запланированного размандачивания Геннадия Гудкова.

Ключевые персонажи из второго плана несут нарочитые параллели: следователь по особо важным делам Вильгельм Вильгельмович Путилло и Опанас Дубовицкий, чей почерк чувствуется в санкционированном деле. Проблема в особой супер-VIP-клиентке АОЖ Елене Прохоровне, оказавшейся в непростом положении по известным всей стране причинам.

Таким образом, показан субъект принятия решений, на который можно влиять или по крайней мере искать инструменты влияния для диалога. В романе это происходит как-то естественно. Женщины ненароком создают саморазвивающуюся структуру, готовую для законного захвата власти через преобразование в партию для победы на выборах. Получив соответствующее указание, Опанас Дубовицкий начинает фабрикацией уголовки кампанию ликвидации АОЖ. Флеш-моб мужчин против женщин «Краник жизни» показывают по трем федеральным каналам. Анонс: «Мужчины – за модернизацию ЖКХ страны». ЖК – это жлобские краники, а уж что такое «Ха»? Непереводимая игра слов.

Основательницы АОЖ ищут выход и находят его во встраивании власти в свою структуру. Опанаса вводят в Совет Директоров, чтоб заодно отмылся от облика демона зла. Планов на будущее громадье включая обслуживание мужчин бесплатно как социально обездоленный класс.

Вынутая из уголовного дела основательница Катька открывает юбилейное мероприятие речью. Квинтэссенция – будущее требует любви друг к другу. Любовь разрушает стену, которая столько лет отделяла мужчин от женщин, жен от любовниц, слуг от господ. Любовь превращает будущее в настоящее.

Далее следует призыв любить будущее и работать с ним на основе любви в цитате из главы «Четвертый сон Веры Павловны» (Н.Г.Чернышевский, «Что делать?»). Завершив спич, Катька передает слово представителю младшего акционера АОЖ, государства, Опанасу Дубовицкому. Опанас залился румянцем, который так шел к его лицу, ясных глазам и совсем не вязался с его репутацией изощренного царедворца. «Без вашей любви мужская власть не даст мужчине радости. Ваша власть столь неоспорима, что ей не нужен царский трон! Я кончил, простите за каламбур, это не для прессы, – завершил Опанас, и последние слова его потонули в общем хохоте».

Отметим для сравнения доминирующую неопределенность однополярного мира. В нем нет субъекта диалога и переговорный путь решения недостижим, сколько бы о нем не твердили зарубежные апологеты стабильности. Грубо говоря, мы знаем, кто управляет Россией, но не можем понять, почему так плохо живем, откуда столько вранья и кто так решил, чтоб нам было плохо? Мы не знаем, кто так правит миром и зачем.

На подобные вопросы дают ответы романы Елены Котовой. Будем надеяться, Котова еще что-нибудь напишет и издаст, пока ее опять куда-нибудь не посадили по просьбе Лондона, который с Россией не сотрудничает.

 

Примеры интересных цитат

Ты не любишь кошек? Да нет, ты просто не умеешь их готовить.

109 Закономерное появление черного пуделя во время чтения Фауста

84 Алхимия возраста – это стремление обращать время вспять. Не говоря уже о том, что это анализ собственного процесса умирания и управления им. Занятие точно сатанинское. Но раз дьявол – покровитель процесса познания, то он друг женщины вдвойне, потому что именно эти занятия позволяют женщине жить в гармонии.

299 Нет абсолютной истины, а смыслов у великого дела всегда много. Женщины поняли себя и обуздали свои неразумные страсти, а это уже свобода. ... Страсти это созидательная сила, не-разум – совсем иное.

301 Он правовед и только в мире линейной логики. А мир нелинеен!

302 Чистой совести фанатики страшнее черта, хоть он существо отнюдь не сведущее.

303 Весь рынок, как и мир, только ваш, и только вы решаете, отдать ли таким, как маркизов, малую его толику

Не контролировать, а управлять объектом, поддерживая противоречия внутри него

304-305 Вспомните вторую теорему Геделя. Если проблема неразрешима, надо ее частью большей проблемы и решить ее, тогда первая проблема решится сама собой. ... Все временно в каждой из временно установленных гармоний. ... Опанас мудр. Он сначала уничтожить решил, как было велено, а потом, когда страсти улеглись, решил подождать. Понимает, что при вашей власти ему лучше будет. ... Вы же понимаете, кто правит бал! Вы его и правите, дорогая моя.

308 Появилась группа «Майна», которая рисует похабные картинки, предлагает вые...ть всех женщин. Завтра зовут всех на флеш-моб со слоганом «Мужчина – краник жизни». Рисуют этот самый краник, из которого льются сперматозоиды в синие ведерки... Прикинь вектор атаки.

314 Вы же не станете говорить, что дьявола не существует. Дьявол – явление объективное, точно более реальное, чем бог. С богом человек может встретиться только в ином мире, и эта встреча останется между ними, если вообще произойдет. Дьявол же – это часть этого мира. мы встречаем его время от времени и еще чаще ощущаем его проделки. Правда, Кать? Помнишь черного пуделя из Мерано?

324 Способность женщин к перерождению и к лидерству отобрать у них невозможно, раз они уже осознали ее и научились ею управлять. Как мужчины могут это отобрать? Да и зачем? Они нам все равно не конкуренты. Наша женская власть, как и наш климакс ... это наша естественная монополия. Ты, Кать, на их счет не обольщайся, придумать они могут все что угодно. Например, ввести налог на климакс. ... Или объявить всех женщин иностранными агентами, точнее – пособниками дьявола. У них по части выявления врагов редкая изобретательность. Им все равно, кого травить, им нравится сам процесс.

335. Первый, пожалуй, прецедент в истории, когда разум победил дьявольское искушение власти. это надо же! Иметь на руках все козыри, готовую электоральную машину, абсолютное большинство, гарантированную победу... И так эти карты легко, за одну ночь, бросить на стол и от власти отказаться!

179 Попу нашему никогда не прощу. Он и Нинке голову заморочил. У той первый раз в жизни любовь случилась, а он ей: «Грех, грех!». Я ей тогда еще говорил: «Не таскайся ты, Нинка, в эту церковь, ты же молодая баба, чего ты там забыла?»

221 Книга «Такой большой малый бизнес» О.Мурлова с экономической редактурой Катьки была признана лучшим и самым доступно написанным бизнес-пособием года на апрельской книжной выставке в Турине. Вручение премий книге прошло по четырем номинациям: «За пропаганду малого бизнеса», «За создание лучшего образа деловой женщины», «За пропаганду экологических ценностей и охрану природы», а также «За пропаганду бизнеса, основанного на традиционных ценностях». Всех покоробило слово «традиционных», но до приведения в норму современного общественного сознания Европы у общества еще руки не дошли. Пошли дополнительные тиражи, чему способствовала реклама, причем билборды и растяжки, как им и подобает, были незатейливы и в них упор делался на слово EBIDTA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации).