Хранитель времени Наталья Вакурова

Хранитель времени Наталья Вакурова

Видеозапись см. http://www.youtube.com/edit?action_reinstate=1

Идея преодоления времени возможна только через запечатленное время – запечатленное преодоление времени

Доцент Наталья Вакурова втолковывает Льву Московкину: Человек не может познать время (Монологи о времени в деревне Курдюковка после парной бани)

Наталья Владимировна Вакурова, доцент ГУУ, занимается теорией и практикой средств массовой коммуникации. Исследовательскую работу начинала под руководством завкафедрой телевидения и радиовещания Журфака МГУ Энвера Багирова с контент-анализа телевизионных текстов на основе концепции семи типов хронотопов. Концепция хронотопов отражает самоорганизацию пространственно-временного анализатора человеческого мозга подобно тому, как теория цвета на основе цветового круга соответствует устройству зрительного анализатора. И то и другое возникает эволюционно в мозгу теплокровных для вполне конкретных целей. Затем уже у человека начинает использоваться в широко спектре возможностей, что мы называем искусством или наукой, обеспечивая развитие цивилизации в целом. Н.Вакурова в своих построениях идет от собственного эксперимента, обоснованного известными позициями классиков кино, кинодокументалистики, теории искусства в целом. В результате люди оказываются связанными единую ноосферу, получив возможность оперировать запечатленным временем. Один из экспериментов Н.Вакуровой в фокус-группе выявляет ограниченный набор типов трансформации информации при зарождении нового в жизни. Переключения в точках фуркации происходит в зависимости от психотипа участника. Глобальная суперпозиция подобных схем составляет нашу цивилизацию, в основе которой – запечатленное время. Структурирование времени синхронизует поведение страт населения. Структурирование задает природа. Глобальное поведение структурируется само структурой хаоса подобно самоорганизации тайфунов и цунами по тем же причинам. Вот эту самую важную для нас часть вряд ли можно было сказать в 80-е годы. Человечество структурируется во времени по режимам теории Макроэволюции, отраженном в учебнике истории через Смутное время. Это сейчас Минкульт Владимир Мединский настаивает, что в разных странах происходило одно и то же. А того работа Вакуровой под руководством Багирова была настолько прорывной, что без противодействия не обошлось и даже странно, что диссертация защищена, ВАК утвердил и присвоил звание «доцент». В конце концов, все законы придумывают какие-то люди – Ньютон или Ливанов, Эйлер или Козак. Только одним законам одни люди ищут физическую силу и пространство применения, а другим совсем другого типа люди придают силу юридическую и действие таких законов люди чувствуют на собственной шкуре более ощутимо. Доцент Вакурова связала все столь разное в гармоничной картине. Иначе как понять такие юридико-физические химеры, как декретное время? Сбить Наталью с мысли невозможно, даже после бани ей не все равно – хранитель времени. Впрочем, изменения времени – декретное, зимнее, летнее – мощный инструмент УМС (управления массовым сознанием). В тот погожий летний день главная тема доцента Н.Вакуровой не обсуждалась. Для этого нужно топить баню еще раз и покруче.

- Есть такие категории, которые наука не может до конца познать – не потому что я отношусь к агностикам. Вот кот Ключик наверное относится к агностикам, ему все равно. А что касается познаваемости категории времени, то как я уже говорила, бесконечность времени непредставима в человеческом сознании. Взялись за категорию времени люди искусства. Там, где бессильна наука, сразу же начинает активизироваться искусство. Искусству все равно, им не надо доказывать, не надо опыты ставить. А вы как хотите, как говорится, хотите верьте, хотите нет. Категория времени стала одной из самых используемых в литературе, искусстве категорий. Что касается кино, об этом писал Анри Базен в свое книге «Что такое кино» что люди всегда пытались в искусстве мумифицировать время. Из какого-то кусочка времени сделать мумию и сохранить ее. Ну собственно то, о чем Гете писал «остановись, мгновение, ты прекрасно». Не только потому, что прекрасно, а чтобы просто взять какой-то кусок и сохранить го. В принципе это не во власти человека, но во власти искусства. Искусство может. То есть с одной стороны, искусство может запечатлеть время – вот это мумифицирование времени, он приводил даже такой образ, как какая-то мушка сохраняется в капле янтаря. Она века там. Нужно ее сохранить в каком-то произведении и она там будет всегда, какая-то мысль или что-то, что нужно передать другим поколениям.

Что касается самого искусства, его тематики, содержания искусства, авторы категорию времени очень часто использовали для самого сюжета. Возьми пожалуйста «Портрет Дориана Грея», вози «Шагреневую кожу». Они пытались сказать, как можно преодолеть время. В принципе, идея преодоления времени как что неосуществимое но очень привлекательное, она по сути это главное в искусстве. То есть это идея преодоления времени. Почему кинематограф, фотография, началось с живописи, скульптуры. Скульптор изображает человека – вот человек умрет, а «Мыслитель» все сидит у Родена. Если бы не было этой скульптуры, то и про Родена никто не знал не помнил. Точно так же и другие произведения. Потом фотография. Фотография вообще запечатлевает документально и позволяет сохранить. Почему люди так безумно, безумно фотографируют бесконечно своих детей – чтобы запечатлеть время, когда дети были маленькими, а это время быстро проходит. Потом сидят, наслаждаются альбомами, где так все красиво. Потому что эта идея преодоления времени, она возможна только через запечатленное время. Никакого другого способа нету, понимаешь? То что ты сейчас делаешь, ты пытаешься запечатлеть момент, когда я здесь разглагольствую, запечатленное время нам будет казаться, что мы преодолели. На самом деле мы ничего не преодолели, мы просто запечатлели кусок времени, в котором кто-то найдет – ну, я в этом сильно сомневаюсь, но может быть найдет запись, посмотрит и вернется в это время, когда мы с тобой сейчас разговариваем. Вот так.

- Ты сама посмотри, что сказала, и сравни с тем, что говорят другие.

- Я говорю это не в первый раз. Я просто изучала эту тему. И когда я рассказывала на защите, когда я начала рассказывать, и наши мастодонты, которых уже половины нет потому что они умерли, они чуть ли ни слезу утирали, когда я говорила о том, что все хотели бы преодолеть время, но я назову его качество, которое не позволяет это сделать. Но выдающиеся мыслители всех времен как раз брали за основу эту идею: как человек, будучи существом конечным, может прикоснуться к бесконечности. То есть через преодоление времени. Но возможно это только в искусстве. Поскольку я рассматривала частично, допустим, там телевидение как некую форму искусства, поскольку телевидение так же создает образ зрительный. Тоже может. Поэтому я начала: «Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность».

- Ты сама это придумала?

- Почему? Это сказал Сенека: Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. И как раз именно его мы тратим, пропуская сквозь пальцы. Тратим, обращая внимание на все в общем бренное. А тратим именно время, единственное, что нам принадлежит. Мудрые древние уже давно все сказали.

- Скажи пожалуйста, с какого бодуна ты читала Ясперса и Хайдеггера?

- Ну потому что мне надо было представить не только философию диалектического материализма, но и субъективного идеализма, где у них была совершенно по-своему представлена идея времени.

- В чем разница?

- Что время существует не объективно, как говорили материалисты, что время это объективна категория. А они говорили, что время субъективно и доказывали это. Допустим, какое-то мгновение длится час, а года могут пролететь и потом ты оглядываешься назад – время прошло, ты ничего не помнишь. То есть время – это чисто субъективная категория. Объективно оно как бы не существует, его люди придумали. А придумали для того, чтобы структурировать свою жизнь. Потому что иначе будет очень трудно, невозможно жить, не структурируя время. Но оно легко структурируется через пространство, через периоды в природе, то есть день – ночь – день – ночь, зима – весна – лето – осень – зима. Структурирование происходит в природе. Человек к этому присоединяется, он не может присоединяться. Также он добавляет свое структурирование. Допустим, на работу к девяти, программа «Время» 21:00 и я сижу смотрю. Человек структурирует свое время зависимости от тех предпочтений, которые ему важны. Например, ты ведь смотришь «Парламентский час», стараешься его увидеть. А ведь это ничто иное, как структурирование времени твоего личного. Потому что тебе важен «Парламентский час», например. То есть у каждого человека свое. Поэтому идея субъективности времени, она тоже основана на чем-то. Она же не просто в воздухе висит. Они там доказывают, что можно жить вообще вне времени. Уходят куда-то в горы, абстрагируются от всего. В книге «Лавр» между прочим Евгения Водолазкина, в конце он же становится святым и уже не ощущает, сколько прошло времени. Думает, что прошел день, а прошло несколько лет. Понимаешь? Или он думал, что прошел год, а прошло полдня.

- Я с такими людьми в жизни сталкивался.

- Это связано с другим вообще... ну как бы у него уже личность поменялась к этому времени, он уже по-другому все воспринимает. Он воспринимает не по тому, что происходит в действительности, а по тому, что происходит у него в сознании.

- Все же интересно: когда и в связи с чем ты услышала эти имена – Ясперс, Хайдеггер?

- Ну, в середине семидесятых.

- От кого?

- От Буданцева.

- Интересная фигура?

- Мы же ходили к нему на научные семинары. Мы читали там каких-то младогегельянцев. Он говорит: надо с одной стороны изучить материалистов и с другой стороны надо изучить идеалистов субъективных чтобы сопоставить, не быть такими однобокими – как нас воспитывали на диалектическом материализме. Причем к младогегельянцам относился и Энгельс в свое время. А младогегельянцы это последователи Гегеля, а Гегель же идеалист. Из некоторые перешли в материализм. Как опять-таки Маркс и Энгельс. А начинали они как идеалисты, то есть они представляли мир как отражение человеческого сознания, а не как существующую объективную реальность. Понимаешь? Это Ленин уже потом все застолбил. Он прямо четко... он в работе «Материализм и эмпириокритицизм» дал все определения четко абсолютно, что есть материя, что есть сознание. Как определяем время, как мы определяем пространство. С помощью чего, в каких категориях. Кстати, достаточно даже интересно. Я эту работу знала почти наизусть. Что самое интересное, я этого не ожидала, она мне досталась на кандидатском экзамене по философии. Когда мне досталась работа «Материализм и эмпириокритицизм», я так: хе-хе, щас спою! И когда начала цитировать огромными цитатами определения, бедная философиня ужасно испугалась: ой пожалуйста хватит достаточно достаточно больше не надо! Она с таким страхом остановила этот поток. Потому что видела, я наизусть просто цитирую (смеется).

Ну вот собственно чем я могу завершить? Поскольку мы начали с категории времени, я считаю, что несмотря на то, что время и тем не менее достаточно объективная категория все-таки, вот. Но восприятие человеком времени субъективно. И мы можем думать – боже мой, это было недавно это было давно, ах, это было как вчера... Но это не более чем лирика.

- Может быть все просто: незавершенное действие мы помним на всю жизнь, что мы что-то недоделали и время растягивается. А то что завершено и забыто, становится кратким.

- Но это уже развитие. Я просто говорила в самых общих чертах, а можно конкретизировать и классифицировать какие-то этапы жизни человека.

- Ну ты спорь со мной, я же примитивизирую.

- Нет, я не хочу спорить.

- Почему?

- Потому что это категория до конца непознаваемая человеком.

- Почему?

- Время непознаваемо до конца.

- Почему?

- Как почему? Объясняю, я же в самом начале сказала: человек не может познать окончательно, представить себе вечность. Да он потому и время придумал, чтобы эту вечность структурировать. Иначе ему некомфортно. Понимаешь? Он не может понять, чем начиналось и чем кончилось. Вот обязательно надо. А ни с чего не начиналось и ничем не кончилось.

- Можно подумать, что время без человека не существует?!

- Нет, не существует. Потому что существует вечность. Какое может быть время, если нет начала нет конца? Никто его не структурирует? Никто не знает, что такое один час, одни сутки?

- То есть по твоему получается, что если кто-то что-то не описал, то этого нет?

- Это смотря как описывать. Что значит нету? Времени в представлении человеческом, как люди представляют, этого нет. Потому что это сделано просто для конкретной жизни конкретного человека. Вот ты живешь и тебе это нужно. Ты это используешь, но это не значит, что это было бы нужно человеку, который бы жил вечно и не думал о том, что там... Это не нужно было бы совершенно. Конечно, всходило бы Солнце, было бы утро, был бы день.

- Но Солнце будет всходить не всегда.

- Ну, не всегда. А где-то за полярным кругом то день полярный, то ночь. Тоже это очень условно. Где-то такой день, где-то сякой. Поэтому часовые пояса это вообще катастрофа. И то что время передвигают, это еще одно доказательство, что время можно каким-то декретом передвинуть. О чем это говорит? О том. что это чисто искусственное, это придумка. Нет такого! Вдруг взяли, а давайте сделаем летнее! А вот сделаем зимнее! Это что, объективно? Не конечно. но нам удобно, чтоб было такое время. А давайте! А мне удобно, чтобы вместо одно часа было два...

- Сейчас период умственной эпидемия в терминах русской гуманитарной философии и надо все менять, чтобы народ н заснул.

- Лев, это давно, когда сейчас? Давным-давно летнее и зимнее время придумали. Понимаешь, человек считает, что то что удобно ему, это разумно и это правильно.

- Человек не знает, что удобно ему, он часто путается.

- Ну, он так предполагает, и часто бывает излишне самоуверен. Чаще всего.

- И настроен спорить, с тем, что ему предлагают.

- Левушка, запись не должна быть слишком длинной. Понимаешь, категория времени в таком условной понятии, она должна как бы временной отрезок... Время дискретно. То есть мы можем от начала до конца вырезать кусок. То есть из этого длинного куска наши потомки будут обязательно вырезать. Они обязательно сократят. Потому что слишком долго. Обязательно что-нибудь вырежут, отсекут. Остальное скажут – а, это нам не надо. Так что надо быть кратким, четким, конкретным. Все наверно. Вот у кота нет категории времени. У него есть только пространство, по которому бегают мыши, кроты, коты. Вот это да.

- Ты знаешь, что человек может придумать бесконечное количество степеней свободы – категорий пространства-времени? Три пространственные, одна временная и дальше по нарастающей – как у Калузо, на которого обиделся Эйнштейн: а чегой-то такой умный?

- Я ж не все изучала. Я говорила только по одной проблеме о категории времени.

- Философ мой дорогой! То что читала ты, я не читал. Я даже не читал Марселя Пруста! Помнишь Леонида Завальнюка: а если ты не читал Марселя Пруста, / И вообще ты мне морально чуждый...

- Боюсь, что Марсель Пруст – это не главная книга, которую надо читать. Так что ничего страшного. Хотя Марсель Пруст, что-то он дает безусловно. Но он же довольно нудный, его трудно очень читать.

- Ты ж его читала.

- Было модно в свое время. Я читала. Но я читала только в поисках утраченного времени. Больше ничего не смогла.

- То есть это категория времени для человека – то что было модно? Ты читала то что было в этот момент модно.

- Может быть, вполне допускаю.

- Ясперс больше не моден, более того никто не вспоминает эти имена.

- Я помню, ну что делать.

- Главное, что ты об этом расскажешь. Спасибо тебе!