ВЛИЯНИЕ ОБЩЕГО КОНТЕНТА ЖУРНАЛИСТИКИ, PR И РЕКЛАМЫ НА ДОВЕРИЕ АУДИТОРИИ К СМИ

Доцент Наталья Владимировна Вакурова – Опубликованы тезисы конференции ГУУ 30.10.13

информационная повестка дня как инструмент управления массовым сознанием посредством сми

В сб.: «Актуальные проблемы управления – 2013». Тезисы международной научно-практической конференции. Вып.4 – М.: 2013

Н.В.Вакурова

кандилол.н.

(ГУУ, Москва)

1. Информационная повестка дня является основным фактором, определяющим выбор темы журналистского материала. В то же время она становится результатом перекрестно взаимосвязанной деятельности СМИ. В условиях конвергенции СМИ наряду с традиционными средствами коммуникации информационную повестку дня формируют сетевые источники, включающие контент блогосферы и социальных сетей.

Специфика современной информационной повестки дня в том, что для ее формирования используются различные виды источников информации и информационных поводов, которые традиционно разделяются на три группы: событийные, организованные (PR) и календарные.

По мере развития мирового кризиса фактическая событийность в публичном информационном поле редуцируется. Наблюдается устойчивая тенденция сокращения сети корпунктов. Постоянные профильные журналисты замещаются фрилансерами. Предпочтение отдается представителям конвергентной журналистики, использующим разные средства фиксации информации.

Параллельно нарастает использование организованных и симулированных информационных поводов. Значительная часть сообщений новостных агентств представляет собой пресс-релизы. Пресс-релизация на BBC достигла 70%. Это свидетельствует о растущем вовлечении журналистики в PR и далее аккумуляции отдельных кампаний PR в общую стратегию управления массовым сознанием (УМС). Стратегия содержит сознательный уход от термина «пропаганда», использовавшегося в прошлом фашистскими и коммунистическими режимами.

Отмечается навязанность тематики СМИ, нерелевантность информационной повестки дня запросам человека. Искажение истинной картины и смысла событий, подмена понятий, смещение приоритетов и ценностей, – фенология общественной природы не позволяет считать журналистику свободной от управления вне зависимости от возможности идентификации центров влияния, планирования и принятия решений.

Предположительно возможность управления массовым сознанием обусловлена быстрыми и непредсказуемыми переменами в его природе, за которыми общественное мнение не успевает без внешней подсказки. В данном контексте важно то, что актуальная для СМИ повестка дня изначально не является таковой для населения. Действие механизма управления мы видим по формированию такой повестки, которая становится релевантной для аудитории, деформируя массовое сознание.

2. Проведенный в сентябре 2013 года опрос студентов показал, что информационная повестка дня оказывает влияние на представления аудитории об актуальности тех или иных тем. Среди наиболее актуальных на момент опроса были названы: война в Сирии (40%); выборы мэра Москвы и его политика (35%); наводнение на Дальнем Востоке (25%). Безусловно актуальными названы отношения России и США, Олимпиада в Сочи, реформа образования.

Отвечая на вопрос, какие темы избыточно освещаются СМИ, респонденты назвали шоу-бизнес и личную жизнь звезд; жестокость, насилие и криминал; аварии на дорогах; выход на рынок продукции Apple; инаугурацию мэра Москвы; войну в Сирии. Некоторые респонденты отмечали избыточное упоминание в СМИ Навального, Мизулиной, Милонова. Часть опрошенных указала, что слишком много публикаций в СМИ касаются внутренней политики, причем без значимой информации. Отмечена избыточность освещения событий в Сирии.

На вопрос о том, какие темы недостаточно освещаются СМИ, большинство респондентов назвали проблемы миграции и такие темы «социальной сферы», как уровень жизни пенсионеров и ветеранов, помощь сиротам и инвалидам, образование. По мнению опрошенных, слишком мало освещаются в СМИ вопросы науки, культуры и искусства, развитие отечественного спорта, утечка информации за границу, коррупция в стране и «достоверные новости без приукрашивания».

В единичных случаях отмечали недостаточность освещения ЖКХ, нецелевого использования бюджетных средств, проблем Кавказа, дела Ходорковского. Несколько респондентов назвали вопросы стипендий, пенсий и «личного кошелька».

Права меньшинств, вопросы усыновления, проблемы выборов не упоминались ни в каком аспекте.

3. Экспертный анализ результатов опроса свидетельствует, что респондентам сложно вычленить смысловую составляющую вертикального характера узко корпоративного интереса. Люди чувствуют, что их используют в какой-то игре, но поддаются этому, не имея альтернатив и возможности сравнения.

Надежды на независимость блогосферы не оправдались. Конвергенция в журналистике и управление релевантностью робота поисковых машин стали факторами идеологической диверсии.

Доверие к источникам массовой коммуникации нестабильно и основано на дефиците содержательной информации. Журналистика попадает в информационный разрыв между запросами населения и специалистов в конкретной сфере. Горизонтальный интерес утрачивается, вертикальный не достигается.

Война в какой-то точке земного шара традиционно является центром притяжения внимания, если она соответствующим образом подается в СМИ. Конвергенция СМИ вызвала такое развитие темы, что все чаще звучит слово «война» с разными определениями: информационная война, кибер-война, торговая война, прохладная война.

Все это не означает, что СМИ утратили компетенции в сфере управления массовым сознанием. По мере развития кризиса влияние СМИ наращивалось за счет формирования не только актуальной, но и релевантной повестки дня независимо от ее объективности.

На примере событий в Сирии известно, что они подаются взаимоисключающим образом. Для управления повесткой СМИ на средства Qatar foundation построен как вариант Голливуда полигон имитации того, что планировалось, но еще не произошло. Фактором управления повесткой СМИ давно стало влияние на социальные сети. После убийств журналистов в Ираке и Ливии российские СМИ вступили в активную конкуренцию с информационной машиной. Ответом стало освещение спортивных матчей, заранее подавленное в российских СМИ для России.

Очередной итерацией со стороны России стало предотвращение пятой за 14 лет агрессии США и НАТО. Среди планируемых ответов – перенос источника агрессии в Турцию.

Тактическую цель развития информационной сферы можно считать достигнутой. Управление повесткой дня позволяет оптимизировать соотношение прямых потерь катастрофы включая военные и террористические с теми возможностями обновления, которые предоставляет далеко не любая катастрофа.

Отторгая естественные способы достижения благополучия, что в условиях быстрых перемен составляет проблему, нация по собственной воле направляет свои усилия на поиск принципиально нового пути развития, что является единственно верной, характерной для жизни на Земле реакцией на природную катастрофу.

Выводы:

1. Аудитория не может сформулировать свои потребности за пределами публичной информационной сферы. Формирование информационной повестки дня является в свою очередь инструментом влияния на массовое сознание и таким образом управляет декларируемым общественным запросом. Посредством СМИ общество используется для легитимации запросов некой элиты.

2. Процесс генерации повестки не имеет прямой связи с реальными проблемами населения. Некоторые из них попадают под эмбарго для публичного информационного поля и надолго становятся хронически неразрешимыми.