26 - 27 сентября 2013 г

Николай Злобин – эталонный агент влияния, в музей его биологический вслед за Толоконниковой

Началось отторжение, люди кажется не на стороне Проханова, а против Злобина – как Коровин

Понятно, почему Проханов распсиховался в Поединке продажного Соловьева – у него почва уходит из-под ног. И его не жалко

Николай Злобин не носитель никакой идеологии, это эталонный агент влияния – работник по найму, но очень квалифицированный

Русские как ни странно между бунтами бессмысленными и беспощадными до патологии склонны к государственному патернализму

В нынешнем заказчике Злобина США очень слабое государство и его в том числе демагогией экспериментируют над Россией – что там провалилось

Специально для ученой дуры из ВШЭ: сильное государство в головах русских, у ее заказчиков не м.б. как бы ни заботилось о зажравшихся

У нее есть русского только то что в центре Москвы на Мясницкой действует центр управления в форме ВШЭ, которым заменили ЦК КПСС – непонятно?

Сегодня на конференции Нарышкина говорили о чрезвычайной устойчивости России. Она позволяет эксперименты, англосаксам Голливуд не придумает

Злобин кричит врать не надо и врет: ни разу ни копейки от государства не заработал, я со своими взглядами

Нет у нас анти-американизма, мы от вранья устали. Как и сами граждане США, там далеко не все тупые любители Голливуда

«Либеральная модель» требует деформации сознания намного больше чем коммунистический идеал с реализацией в социальное государство

Спустя 20 лет люди чувствуют себя обманутыми, особенно в странах бывшего Варшавского договора (соцлагеря), которые знают альтернативу. Антиамериканизм порождают манипуляции политикой и управление прессой с целью задержать прошлое и все ради притока ресурсов в США на спасение неэффективного государства. Злобин – лишь один из манипуляторов

Народ России никогда не будет жить хорошо только по одной причине – терпеливости. Он просто намного больше допускает. К тому же ресурсы сейчас уходят в США. Половина ВВП США, 20% мирового присваивается и того не хватает, страна сыпется. А без внешнего притока вымрет не три млн как в Великую депрессию, а 25-40%. И страна развалится по инициативе ТНК – своего же порождения

Только умом Россию и можно понять – Михаил Горшков единственный тут субъект познания, а не биологический экспонат политического паноптикума

 

26-27.09.13 Лев МОСКОВКИН

Конституция

Прогрессивность России: Законодательные качели и конститулизация бунта как канализация гнева народного

Что есть демократия: бунт или уважение к имперской государственности?

Гражданское общество привлекательнее улыбки чеширского кота: улыбка есть, кота нет

Научно-практическая конференция «20 лет Конституции России: институты правового государства, гражданское общество и законотворческий процесс» проходила два дня 26-27 сентября в Президент-отеле с практической установкой на развитие института общественного обсуждения законопроектов и создание условий для диалога власти и гражданского общества

Рекомендации заготовлены заранее. Следует создать необходимые условия для расширения конструктивного диалога законодательных (представительных) органов власти с гражданским обществом и создания парламентских площадок для обсуждения наиболее важных вопросов и проблем, требующих законодательного решения. В целях повышения участия гражданского общества в законотворческом процессе необходимо информировать граждан о наличии соответствующих Интернет-ресурсов.

Весомый единоросс Владимир Плигин выступил с интересным выводом: улыбка чеширского кота – привлекательность гражданского общества – есть, а самого кота – гражданского общества – нет.

Действующая Конституция была спешно принята 12 декабря и вступила в силу 23 декабря двадцать лет назад. Прошло всего три месяца после расстрела Верховного Совета. Раскол между лидером нации и парламентом чрезвычайно опасен для любого государства. Оценка тех событий пугает независимо от того, как ее представить.

Тогда страна была на грани гражданской войны, напомнил вице-премьер Сергей Иванов. Принятие Конституции позволило вернуть политические процессы в цивилизованное русло. Спустя 20 лет мы можем констатировать: правовой фундамент надежен и прочен.

Геннадий Зюганов обосновал другую точку зрения. В Конституции написана полная чушь: никакая идеология не может быть государственной. По Конституции президент гарант всего. Зюганов вышел на трибуну с экземпляром Конституции, который Ельцин правил лично, вписывая себе больше полномочий. Общество оказалось отчуждено от принятия законов. Судебная власть полностью ушла от общественного контроля. Администрация президента тот же ЦК. Но при ЦК был Пленум 22 человека хоть какой-то контроль. Государственную власть отделили от местного самоуправления китайской стеной. Закон об образовании обошел Конституцию заменой одного слова – образовательные учреждения стали «организациями».

Зампред Думы Сергей Железняк сказал МП, что требование ослабления полномочий главы государства в пользу парламента – постоянный аргумент оппозиции во всех странах. У нас нет оснований для ревизии.

Представитель президента Гарри Минх объяснил роль президента в законодательстве. Он и глава государства и национальный лидер, участвует в законодательном процессе и остается над схваткой со своими исключительными полномочиями.

Фактически Зюганов поставил задачи, которые придется решать для укрепления государственности и стабилизации общества. Головная боль – обилие принятых законов и скорость выпуска новых. Демократия принесла до пяти тысяч новых законов. Замминюста Юрий Любимов предупредил: правоприменение не успевает за нормотворчеством. Мы принимаем десятки изменений в документы, которые должны быть стабильными: Уголовный кодекс, Административный кодекс. Скорость порождает ошибки. Приходится вносить изменения в акты, еще не вступившие в силу. В ответ на какие-то чрезвычайные происшествия срочно принимаются ужесточения. Потом происходит маятниковое откатывание, санкции были избыточные. Законодательные качели получаются.

Участник прошлых событий, экс-депутат Сергей Глотов на трибуну не попал и с возмущением сказал МП, что законы принимаются в жанре установок Айн Рэнд, чтобы сложное неисполнимое законодательство сделало всех нарушителями. Вспомните, как угробили четыреста тыс предпринимателей! А муниципальный фильтр на выборах?

На этот случай у нашей власти есть академик-правовед Талия Хабриева. Чтобы преодолеть отчуждение общества и власти, она призвала развивать конститулизацию.

Это слово звучало часто, но для многих участников впервые. Как его писать правильно, непонятно.

Академик Хабриева неосмотрительно рассказывала парламентским журналистам сказки о социальной направленности наших законов и победном шествии конституции. Правда, сейчас государство откуда-то уже ушло и обеспечить социальные права все сложнее. Анализ конкретных законопроектов Хабриева не проводит. Например, штраф за отсутствие в машине детского кресла в условиях отсутствия их производства в стране. Зачем нужен был закон о дыме, не знает. Нет ли в нашем законодательстве установки усложнения до такой степени, чтобы нарушителями были все? Книги Айн Рэнд Хабриева читала и не считает, что у нас действуют ее установки. Она писала под действием того общества, от которого бежала, искренне уверена Хабриева.

Айн Рэнд – Алиса Розенбаум – дочь питерского аптекаря. В юности впитала революционные идеи. Ее книги под маркой философии объективизма усиленно насаждает в мире. Для США руководством к действию стали установки двух философов – Айн Рэнд и Фрэнсиса Фукуямы. Этот описал технологию оранжевой революции в наборе мер ослабления национальной независимости.

Опыт парламентского корреспондента показывает правоту Глотова и еще изгнанного из Думы Геннадия Гудкова. Законы стали вредным фактором, лишающим общество стабильности. Этакие вредные факторы макроэволюционного процесса. 20 лет назад стояла задача преодоления парада суверенитетов. Сейчас ситуация не лучше. Регионам свалили полномочия, лишив финансовых источников. Евгений Примаков привел оценку Оксаны Дмитриевой: доля регионов в консолидированном бюджете снизилась до 34-35%. По мнению Примакова, главный вопрос для России: произойдет ли переход от национального к территориальному федерализму? Так устроен федерализм в США, но там общество состоит из нескольких поколений мигрантов.

Член Центризбиркома России Борис Эбзеев сказал о наболевшем. Любая пришедшая к власти сила наутро после победы понимает, что девятый вал демократии, который привел ее к власти, становится угрозой для нее. Возникает вопрос о конститулизации этой самой демократии. Демократия не очень любит Конституцию, гранитные берега которые оберегают социум от проявлений демократии. Высшая форма демократии – это народное восстание, революция, социальный катаклизм. Эбзеев вспомнил 1993 год: глухое но сильное желание перемен. Откровенное предательство, нескрываемая глупость, наивная вера в созидательную силу разрушений поставило под угрозу государственную бытийность Отечества нашего. Конституция у нас хороша, необходимо конститулизировать нас самих. Руки прочь от Конституции!

Сергей Шахрай был не просто участником, но автором. Для забывчивых Шахрай напомнил, что избирательные кампании в Советском Союзе проходили в блоке коммунистов и беспартийных. Существовало негласное правило: избирались 2/3 коммунистов и 1/3 беспартийных – сталевары, доярки. Впервые без блока выборы прошли в 1990 году и было большое опасение. Однако коммунисты получили не 66%, а 86%! Шахрай завершил призывом: парламент России не может быть министерством по производству законов, он должен быть открыт всем ветрам.

Труды Айн Рэнд и Фрэнсиса Фукуямы читало не так уж много людей. Еще меньше понимают роли современной полит-экологии в мировых торговых войнах за ресурсы. Уже не надо собираться с духом и брать Зимний. Бунт растянулся во времени и пространстве в постоянный процесс. Нормотворчество направлено на вытеснение людей из созидательной деятельности в России. Единороссы твердят мантры про всенародное обсуждение законов. Однако ключевые решения принимаются втайне и не в Думе. Но и в Думе содержательные обсуждения проходят в закрытом режиме. Парламент заинтересован в открытости, это требование гостей, которые приходят продавливать заготовленные решения. Так что пусть власть не нас конститулизирует, а себя это слово.

Юридическая наука может обосновать что угодно. Эбзеева легко опровергнуть, доказывая наличие настоящей демократии не в бунте, а наоборот в диктатуре. Любой диктатор боится собственного народа, говаривала Валерия Новодворская. Стремится угадать и воплотить чаяния большинства, чтобы снизить накал естественной ненависти к любой власти. Большинству не нужны демократические выборы с парадом меньшинств. Люди чувствуют себя обманутыми. Думе поручено канализовать возмущение. На политическом сленге – «контитулизовать». Опять у нас получается чистая генетическая инженерия массового сознания с применением противоречиво действующих факторов: провокатора (дестабилизирующих законов) и директора (вовлечение населения в поиск решения). Классический пример успешной генетической инженерии показывает обсуждение «закона о монетизации льгот» в ЦСКП ЕР Юрия Шувалова. Пониманию сути происходящего мешает сукцессирующая установка на вину Думы. В условиях природных перемен отсутствие реакции организма в т.ч. общественного опаснее искусственной катастрофы. Для России это дело привычное. Благодаря высокой эффективности самоорганизации в России сложившаяся двухкомпонентная структура (оперативная и консервативная компоненты генома) допускает перманентную катастрофу. Страна постоянно находится в состоянии пубертатного обновления с оптимизацией соотношения достигнутой новизны и неизбежных потерь. В привычном гуманитарном описании использовать страну как испытательный полигон аморально. Будь я допущен к принятию решений, нес бы ответственность за дефицит суверенитета и эксперименты над людьми не менее опасными, чем делал Сталин. В своей роли констатирую уникальную прогрессивность России. Уровень и качество жизни не имеют никакого отношения к эволюционному прогрессу, но лишь отражают степень терпимости или нетерпимости населения к собственной власти. Наоборот, высокий уровень жизни «золотого миллиарда» стал следствием абортивной формы жизни общественного канцерогенеза. «Экономика» деривативов способна без производства продукта освоить неограниченные ресурсы и не может существовать без их притока извне. Метастазы создают угрозу опаснее природных перемен. Однако пока еще за пределами «золотого миллиарда» действуют стимулирующие вредные факторы макроэволюции. Россия изобрела указанный способ оптимизации, так что оппонирующие коммунистам единороссы совершенно справедливо указывают, что гражданской войны удалось избежать.

Тема избыточности законотворчества продолжилась в пятницу на заседании Президиума Совета законодателей в Ореховом кабинете председателя ГД.

О вредных факторах писал Юрий Чайковский («Зигзаги эволюции») и я в своем последнем эксперименте, проведенном собственноручно in vitro на Allium cepa – для биолога не менее захватывающе, чем на Homo sapiens

См. http://leo-mosk.narod.ru/works/13_01_03.htm

 

Сообщения

 

II научно-практическая конференция «20 лет Конституции России» в Президент-Отеле. Президиум Лукин Примаков Иванов Нарышкин Чайка Торшин Серков

Можно любую модель построить в т.ч. правовую как для легитимации наблюдаемого происходящего, так и наоборот. Однако такая «наука» бездоказательна. Бориса Эбзеева легко опровергнуть: высшая форма демократии – диктатура, угадывающая запрос большинства в страхе перед собственным народом. Фактически законы при дефиците суверенитета принимаются в жанре Айн Рэнд, когда все становятся нарушителями. Парад суверенитетов как известно связан не столько с чаяниями народов, сколько следствие внешнего коррумпирования национальных элит в смутное время. Сейчас реально опасно снижать полномочия главы государства в пользу парламента – на одного влиять извне труднее, чем на несколько сотен.

Что касается истории то действительно схему государственного устройства с законодательным органом в виде Государственной думы придумал Сперанский. Его разработки положили под сукно, а его самого сослали. Но предложение о Государственной думе не забыли.

 

«Разорванное полотно российской истории» – видимо у Нарышкина установка отмежеваться от советского периода, но это нелогично

Сергею Иванову рассказал Примаков, как страшно было 20 лет назад. А он сам и не заметил?

Примаков привел цифры Оксаны Дмитриевой доля регионов в консолидированном бюджете в 2000-2013 годах снизилась до 34-35%

Примаков воплощает очередную мечту Жириновского: Главный вопрос для России произойдет ли переход от национального к территориальному федерализму, как в США

Игорь Лебедев надеется что и эта идея Жириновского сбудется

Прокуроры выступали в качестве истинных правозащитников – Юрий Чайка

Барщевский: отрешение судьи от должности через импичмент в Думе (ропот в зале), высокую зарплату и санкции за давление на суд

Зюганов: В ст. 13 Конституции написана полная чушь: никакая идеология не может быть государственной. Зюганов недоволен тем что президент у нас гарант всего и еще Ельцин своей рукой себе приписал

Эбзеев: Любая пришедшая к власти сила после победы понимает девятый вал демократии который привел ее к власти становится угрозой для нее

Эбзеев: Высшая форма демократии это народное восстание, революция, социальный катаклизм

Эбзеев: 93-й: глухое сильное желание перемен. Предательство глупость наивная вера в созидательность разрушений под угрозу бытийность Отечества

Наша Конституция не предусматривает никакого деления суверенитета – Борис Эбзеев про теории деления суверенитета. Эбзеев не приемлет никакой возможности в т.ч. ЕСПЧ посадить нашу Конституцию на скамью подсудимых. Руки прочь от Конституции! Конституция у нас хороша, необходимо конститулизировать нас самих

Владимир Васильев: Академики проснулись и в Думу пришли. То что их немного освободили от забот – посмотрим обсудим изменим

Васильев вспомнил программу Гудкова Гудкова – его выгнали из Думы, чтобы передать его дело единороссам?

Комиссар Железняк сравнил законодательство с воспитанием детей – всем одинаково кажется что это просто

Игорь Лебедев заставит каждого депутата работать везде и даже в постели, подключив депутатские мозги к Интернету. А там PRIZM’а.

Президент и над схваткой и в схватке – Гарри Минх: Вы знаете, что принцип разделения властей у нас не возведен в абсолют

Юрий Любимов: законодательные качели, ошибки и поправки в законы еще не вступившие в действие – правоприменение не успевает за законотворчеством

Уголовный кодекс для широких слоев населения – статс-секретарь Минюста Юрий Любимов имеет в виду что его нельзя так часто менять

Александр Синенко: только первые законы таблицы Хаммурапи ничему не противоречили, потому что больше ничего не было. Если мы поднимем кодексы до уровня Конституции с принятием 2/3 голосов Думы и 3/4 СФ, не будет такого вала поправок

Владимир Платонов: Москва лучше знает что ей нужно. Мы очень страдаем от административного законодательства

Игорь Тихомиров: Независимость муниципальной власти – мы слишком поспешно капитулировали перед Европейской хартии местного самоуправления

Оксана Гаман-Голутвина: Фирменный знак российского парламентаризма высокое участие крупного бизнеса и менеджмента

Владимир Плигин: улыбка чеширского кота – привлекательность гражданского общества – есть, а самого кота – гражданского общества – нет

 

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин открыл с опозданием на десять минут II научно-практическую конференцию «20 лет Конституции России: институты правового государства, гражданское общество и законотворческий процесс» в киноконцертном зале «Президент-Отеля» на Б.Якиманке.

В президиуме – Владимир Лукин, Евгений Примаков, Сергей Иванов, Сергей Нарышкин, Юрий Чайка, Александр Торшин, Петр Серков.

Конференция проходит 26-27 сентября при большом скоплении прессы включая издательство «Еловый лист».

26 сентября в программе конференции – пленарное заседание и тематические секции:

Секция 1 «Совершенствование разграничения полномочий и межбюджетных отношений как условие развития регионов и реализации конституционных прав граждан»;

Секция 2 «Современная представительная демократия: открытость законодательного процесса, повышение роли экспертизы и качества юридической техники».

 

Открывая конференцию, Нарышкин напомнил что первая конференция прошла год назад. На его взгляд юбилей основного закона это не только исторический но и психологический рубеж. Мы с полным правом можем говорить что в условиях действия современной демократической Конституции мы живем уже не года а десятилетия. Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ровесники Конституции достигли совершеннолетия и проголосовать, через три года смогут не только голосовать, но и сами стать депутатами Государственной Думы. Это будет уже седьмой созыв. 20 лет назад властные конфликты ставили под угрозу. Не путем отказа от демократических идеалов, а их всеобщее признание. Некоторые считают что это до сих пор еще желаемые идеалы. Отчасти соглашусь. За 20 лет лишь однажды в Конституцию были внесены поправки, увеличены сроки и введен отчет правительства. Поправки могут быть внесены, вы слышали идею президента по объединению судов. Конституции я несет дисциплинирующую роль. О парламенте. При всей критике символ демократических традиций прерванных в начале века. О недостатках нам говорят правоведы да мы и сами понимаем. Однако задача была решена в короткий срок. Очевидно парламентская трибуна стала школой. С парламентской трибуны заявили о себе многие представители современной политической элиты. Наш парламент является самым открытым органом власти, такова природа представительной власти. Парламент внес вклад в развитие внешнеполитического курса. Международные нормы являются приоритетом права не для всех государств, хотя некоторые из них являются членами Совбеза ООН. Отрадно что некоторые повели себя разумно и не дали правительству своих стран развязать агрессию против Сирии. Формируется отчет по состоянию российского законодательства. Нагромождение юридических терминов в которых даже специалисты не могут разобраться. Известно что критика законодательных актов зачастую связана с неточностью их исполнения. Времени еще недостаточно чтобы оценить. Разорванное полотно российской истории. Уроки того дореволюционного периода значимы для всех ветвей власти, пренебрежительное отношение к Государственной Думе. До юбилея 12 декабря осталось два месяца. 14 ноября юбилейная Вторая парламентская конференция.

 

Конституция была рождена в непростой период, сказал руководитель аппарата правительства Сергей Иванов. Ему рассказывали вот в президиуме сидят в частности Примаков. Тогда страна была на грани гражданской войны, это правда. Принятие Конституции позволило вернуть политические процессы в цивилизованное русло. Отмечу что наша Конституция не только соответствует самым строгим международным стандартам, а даже превосходит. Конституция установила ту меру личной свободы каждого которая только возможна при сосуществовании людей в едином обществе. Конституция также закрепила единство юридического равенства всех перед законом. Нам еще предстоит немало сделать чтобы реализовать все конституционные положения. Но вектор правильный. Но спустя 20 лет после принятия Конституции мы можем констатировать: правовой фундамент надежен и прочен.

 

Евгений Примаков вспомнил как родилась Конституция. Все республики приняли декларации о своем суверенитете. Многие указали свои претензии к центру. 19 из 21 указали что они суверенные. Роспуск Верховного Совета сопровождался кровавыми событиями в Москве. После принятия Конституции пришлось претворить в жизнь. Принятие Конституции при слабом центре еще не ставило преграды на пути суверенизации республик. Важнейшей частью являются межбюджетные отношения. Соотношение 52:48. Соотношение нарушается, передаются полномочия без обеспечения. По утверждению депутата Оксаны Дмитриевой доля регионов в консолидированном бюджете в 2000-2013 годах снизилась до 34-35%. Главный вопрос для России в том произойдет ли переход от национального к территориальному федерализму, как в США. но в США другой федерализм, население состоит из нескольких поколений мигрантов. Присоединение национальных объединений с административно-территориальными, особенно тех где титульная нация не только малочисленна но занимает малый процент населения. национализм когда на другие нации смотрят свысока, свойственен не только крупным но и малочисленным нациям. Нельзя обойти вниманием большое количество мусульман России. при Дудаеве светский сепаратизм Чечни, все больше окрашивается в цвета ислама. Однако большинство носителей ислама отвергает сепаратизм.

 

Генпрокурор Юрий Чайка утверждал что права людей прокуроры защищают бесплатно. Около полумиллиона граждан восстанавливают права на справедливую оплату труда. Прокуроры вносят около миллиона исков, 95% из которых удовлетворяются. Число противоречащих федеральному законодательству актов остается значительным. Благодаря вмешательству прокуроров не была применена мера заключения под стражу для 5,5 тыс человек. Защищены права 12 млн участников уголовного процесса. Прокуроры выступали в качестве истинных правозащитников.

 

Зампред СФ Александр Торшин говорил без бумажки. Он передал приветствие Валентины Матвиенко, она к сожалению находится в дальней командировке. 20 лет нашей Конституции это действительно срок. Нам есть чем гордиться, развитие было стабильное, не всегда гладким. Сделать анализ всего массива законов. Возглавляет рабочую группу Владимир Плигин. Принято пять тысяч законов! У нас появляется замечательная возможность. Формирование СФ менялось, и случайные люди попадали. Новый порядок позволяет «приземлить» палату регионов. Позвольте поздравить вас с 20-летием Конституции.

 

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, академик Талия Хабриева говорила без бумажки. У науки есть возможность повлиять на тот процесс в который мы вовлечены. Более тысячи национальных конституций. Российская Конституция это часть общего наследия. Первый информационный этап семь лет прошел быстро принятие конституционных законов. Второй десять лет ротационный происходила коррекция. Не всегда правильно. Сейчас мы вступили в третий этап модернизации законодательства. Совершенствование регулирования. Вектор законотворчества развернулся в сторону социально-культурного. Бесконечное деление компетенций несет имиджевое соревнование. Муниципальное правотворчество до сих пор не заняло место прописано Конституцией в правовой системе России. В публичное сфере никогда не было равенства. Новая комбинация федеративных и диспозитивных средств регулирования. Есть два закона которые могут усилить конститулизацию: закон о нормативных актах и закон о Федеральном Собрании. Укрепление потенциала парламента в части взаимодействия с институтами гражданского общества. В мире большой интерес к комплексному регулированию статуса парламента, в первую очередь это связано с тем чтобы развить представительную природу этого государственного органа. Такие возможности есть не меняя конституции. Как преодолеть отчуждение общества и власти? Развивать конститулизацию.

 

Зампред Верховного суда Петр Серков рассмотрено около 130 млн гражданских дел, 22 уголовных, 60 административных, 36 материалов касающихся исполнения судебных решений.

 

Все в нашей жизни неслучайно, заключил представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский на реплику Нарышкина о том что его выступление неслучайно поставлено после Серкова. Барщевский вышел в очках но говорил без бумажки. Сказал о развитии 120 ст. Конституции без изменения Конституции. Каждый год судебная система ходит за деньгами. Можно установить 0,7% и наполнить ст. 120 содержанием. В других странах условие работы судьей стаж работы прокурором и адвокатом от трех до семи лет. Лишается судья должности за пять минут неизвестно в каком кабинете. Барщевский предложил отрешение судьи от должности только через импичмент в Думе (ропот в зале). Не может быть зависимым суд от МВД и фСБ. Необходимо установить высокие санкции за давление на суд для чиновника отрешение от должности. Дешевое правосудие это плохое правосудие, зарплата судей должна быть очень высокой. Необходимо вводить институт следственных судей. Судья который дал санкцию на арест, в суде не признает свою ошибку. Суд присяжных можно расширить по уголовным делам. В передаче «Что? Где? Когда?» в ответ на вопрос что произошло 23 декабря 1993 года несколько человек воскликнули: вступление в силу Конституции. Не принятие а вступление и это вселяет надежду.

Нарышкин обещал поспорить с Барщевским, это можно сделать на секциях.

 

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин рассказал что начали мы с нуля и достигли того что присвоили в Париже высший аккредитационный статус «A». Лукин перечислил проблемы. Возможность влияния на органы власти незначительно. Недостаточно четко отработан баланс между буквой и духом закона. Изменения вносятся поспешно, зачем загружать работой Конституционный суд? Необходимо принятия нового закона предусматривающего создание единой системы защиты прав человека.

 

Учитывая отсутствие Жириновского, Геннадий Зюганов потребовал себе два регламента. И далее сурово сказал что нам приходится платить 16 триллионов дань, только шесть попадает в бюджет, десять – примерно миллиард долларов в день – уходит иностранным и нашим олигархам. Ельцин поручал Гайдару и Бурбулису найти национальную идею. Национальная идея не рождается. Мы народ победы, утопили в Чудском озере крестоносцев, которые разграбили Константинополь. По Конституции президент гарант всего. Ельцин правил текст Конституции лично вписал себе еще полномочия. Общество оказалось отчуждено от принятия законов. В ст. 13 Конституции написана полная чушь: никакая идеология не может быть государственной. Приходит нажива. Заменили в законе об образовании слово учреждение на организацию и обложили платой. Так обходится основной закон. Судебная власть оказалась единственной которая полностью ушла от общественного контроля. Мы должны осмыслить двадцатилетие, нам еще рано хлопать в ладоши. Предложения Зюганова в устранении противоречий. Конституционное собрание крайне необходимо. Администрация президента тот же ЦК. Но при ЦК был Пленум 22 человека хоть какой-то контроль был. Нужен закон об администрации президента. 12 составов правительства праволиберальная политика. Только правительство Примакова – Маслюкова – Геращенко оттащило страну от пропасти. Но оно было левоцентристским. Навальный тот же Ельцин только трезвый и молодой. О федерализме: можно сколько угодно говорить о власти на местах, но если все деньги в центр, а туда полномочия, это безобразие. Власть от МСУ отделили китайской стеной.

Нарышкин поблагодарил за интересное выступление, в нем много оценочных характеристик и политических оценок. Ваши оценки соответствуют позиции партии которую вы возглавляете и мы уважаем. Нарышкин сделал только одну поправку: закон о реформе РАН обсуждался не два раза по 48 часов, а 2,5 месяца напряженной работы.

К сожалению, Зюганов прав.

 

Член Центризбиркома России Борис Эбзеев без бумажки заявил к его великому сожалению два десятилетия борьбы за независимость судебной власти добились независимости судей от закона совести ума здравого смысла. Если этот элемент власти будет оставаться вне пределом бдительного общественного контроля мы его конститулизировать не сможем. Любая пришедшая к власти сила наутро после победы рано чуть свет понимает что девятый вал демократии который привел эту силу к власти становится угрозой для этой силы. Возникает вопрос о конститулизации этой самой демократии. Демократия не очень любит Конституцию, это гранитные берега которые оберегают социум от проявлений демократии. Высшая форма демократии это народное восстание, революция, социальный катаклизм. Хотел бы вспомнить 1993 год: глухое но сильное желание перемен. Откровенное предательство, нескрываемая глупость, наивная вера в созидательную силу разрушений поставило под угрозу государственную бытийность Отечества нашего. По нашей общей вине системный кризис который разразился в стране. Давайте принимать новую конституцию, есть и такие предложения. Сделать ее капитальный или текущий ремонт. У Эбзеева такие предложения вызывают неприятия. Мы приписали себе не только принцип правового государства, а этим вполне удовлетворились либералы но и социального. Да не нужна новая конституция. Нужна конститулизация. Наша Конституция не предусматривает никакого деления суверенитета между субъектами федерации, что бы они себе ни приписали. Не предусматривает никакого внешнего деления суверенитета. Не приемлю никакой возможности в т.ч. ЕСПЧ посадить нашу Конституцию на скамью подсудимых. Эбзеев не очень верит то мы наследник Римской империи. Руки прочь от Конституции! Конституция у нас хороша, необходимо конститулизировать нас самих.

 

Руководитель фракции ЕР Владимир Васильев говорил без бумажки. Напомнил Зюганову как приняли целый ряд законов по контролю над исполнительной властью. Помните Геннадий Гудков даже программу проводил чтобы к принятым законам были понятные подзаконные акты. По законам об образовании о полиции реформе Академии была всенародная дискуссия. Закон упомянутый о реформе Академии наук позволил устранить около шестидесяти замечаний. КПРФ изначально была против но приняла активное участие на завершающем участии и многие поправки были против. Черешнев был против и поддержал. Академики проснулись и в Думу пришли. То что их немного освободили от забот – посмотрим обсудим изменим. Бывает критика конструктивная, бывает критика праздная. Важно чтобы критика не останавливала процесс. Было время шахтеры стучали касками на Горбатом мосту, искали правду. Они ее нашли. Можно говорить что делает губернатор. В Ростове работает комиссия. По Владимиру вообще нет вопросов. Инаугурация прошла. Можно говорить черное, белое все равно остается белым. Сегодня оппозиции непросто представлять власть в Госдуме. Вы назвали цифру нокаутирующую, но мы аппетиты олигархов серьезно поджали. И надо подумать что мы хотим? В условиях снижения инвестиций алюминий субсидировать по линии электроэнергии. Там десятки тыс работающих. По поводу президента. Президент избран всенародно. У нас есть Конституция это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Поскольку Нарышкин попросил покороче используя свою прямую власть над единороссом, Васильев декларативно предположил что дискриминации фракций не будет.

 

Судья Конституционного суда Сергей Князев сообщил что КС с 1995 года принял 16 тыс решений и около 4 тыс постановлений. КС признает законы условно соответствующими Конституции. Учет прецедентной практики ЕСПЧ не отрицает развитие национальных особенностей. Имплементация положений Конвенции по правам человека. Реализуя свои полномочия КС не может навязывать президент правительству парламенту.

 

Сергей Шахрай начал с того что весной этого года в Китае его спросили считает ли он возможным в конституции Китая записать совет безопасности? Шахрай помнит как генсек как честный человек вышел из партии и призвал всех. Политбюро заменили Советом Безопасности. Создали закон об СБ. Закон о политбюро Шахрай с трудом себе представляет. Идея Госдумы Сперанский. Реализована спустя сто лет. Новая Дума пять принципов: законодательный и представительный орган власти, две палаты регионов и партий, непрерывно действующий СФ. Кто не помнит напомню избирательные кампании в Советском Союзе проходили в блоке коммунистов и беспартийных. Существовало негласное правило 2/3 коммунистов и 1/3 беспартийных сталевары доярки. Впервые без блока в 1990 году и было большое опасение. Доклад Воротникова с восторгом коммунисты получили не 66%, а 86%! Парламент России не м.б. министерством по производству законов, он должен быть открыт всем ветрам.

 

Нарышкин не мог себе отказать послушать всех, но пришлось сдвинуть перерыв.

 

Игорь Лебедев сказал МП, что Жириновский присутствовать не смог. Его идеи сбываются. Вот и сегодня прозвучало про переход от национального федерализма к территориальному. Лебедев надеется что и это сбудется. Что касается слов Зюганова о значительных полномочиях президента, то Лебедев отмечает что коммунисты всегда говорят что Россия гибнет это их стиль. Но не погибла же.

 

Академик Талия Хабриева неосмотрительно рассказывала парламентским журналистам о социальной направленности наших законов и победном шествии конституции с 70-х годов. Появились новые формы общественных отношений требующих законодательного регулирования. Государство откуда-то уже ушло и обеспечить социальные права все сложнее. Но есть например возможности саморегулирования. Однако анализ конкретных законопроектов Хабриева не проводит. Например, штраф за отсутствие детского кресла в условиях отсутствия их производства в стране. Зачем нужен был закон о дыме, не знает. Нет ли в нашем законодательстве установки усложнения до такой степени, чтобы нарушителями были все? Книги Айн Рэнд Хабриева читала и не считает что у нас действуют ее установки. Она писала под действием того общества от которого бежала, искренне уверена Хабриева.

 

Секция 2 «Современная представительная демократия: открытость законодательного процесса, повышение роли экспертизы и качества юридической техники». Киноконцертный зал

В предложениях по итогам Секции содержится пункт о том что нуждается в развитии институт общественного обсуждения законопроектов. Следует создать необходимые условия для расширения конструктивного диалога законодательных (представительных) органов власти с гражданским обществом и создания парламентских площадок для обсуждения наиболее важных вопросов и проблем, требующих законодательного решения. Формат такого обсуждения должен обеспечивать участие в нем представителей различных политических сил и социальных групп. В целях повышения участия гражданского общества в законотворческом процессе необходимо проводить работу по информированию граждан о наличии Интернет-ресурсов, цель которых – создать условия для диалога власти и гражданского общества в т.ч. «Российская общественная инициатива».

 

Зампред Госдумы Железняк признался что законодателям часто говорят не все законы вышедшие из стен Думы достаточно понятны. Есть такие сферы как воспитание детей или телевидение, которые кажутся всем понятными.

 

Зампред Думы Игорь Лебедев отвечает у нас за развитие парламентаризма.

Игорь Лебедев рассказал о развитии сетевых форм развития парламентаризма. Сможет ли законодательная власть встроиться в новое информационное общество? Мы приступили к реализации программы электронного парламента. Мы считаем что деятельность каждого депутата должна быть абсолютно открыта для всей страны. Система электронного парламента должна сделать деятельность депутата максимально эффективной вне зависимости от того где он находится круглые сутки. Интернет-сайт ГД уже сейчас имеет хорошее наполнение. Уже доступна база всех законопроектов которые были внесены в Думу. Запущено мобильное приложение. На портале есть специальный канал для комментариев депутатов. принципиальная задача для нас сделать из избирателей не только сторонних наблюдателей законотворчества, а привлечь к работе над законопроектами. Мы не можем гарантировать что каждый законопроект получивший 20 тыс подписей будет принят, но без рассмотрения не останется ни один. Все помещения Думы оборудуются скоростным выходом в Интернет. Задача все перевести в электронную форму. Все депутаты региональных парламентов могут принять участие в работе Государственной Думы.

Железняк добавил, что это еще и потрясающая аналитическая база, замечательное средство самоконтроля депутатов. Эффективность возрастает.

 

Представитель президента в ГД Гарри Минх (без бумажки) хотел поразмышлять о роли и месте президента в законодательном процессе. Президент определяется как глава государства. Выполняется и задача лидера нации. самоидентификация нации, ее самоопределение. Роль лидера нации тоже должна быть реализована в законодательном процессе. Президент выполняет и представительскую функцию. Совмещение двух ролей: арбитр над схваткой в законодательном процессе и сам является активным участником законодательного процесса. Вы знаете, что принцип разделения властей у нас не возведен в абсолют. Впервые введена практика когда предвыборные обещания получили реализацию в виде указов президента. Таких документов как план законодательной деятельности президента мы не знаем. Зато получило развитие в правительстве. Как вы знаете право законодательной инициативы это не только право внесения законопроекта, но и подготовка ко второму чтению. У президента есть специальные права подписать и опубликовать закон. Существует право парламента преодолеть вето президента, но у президента есть возможность обратиться в Конституционный суд. Есть такое право президента как возврат законопроекта без рассмотрения при нарушении конституционной процедуры. Вы знаете что кандидатуры аудиторов председателя и зампреда СП вносит президент. Зюганов говорит что президент РФ это и царь и президент США и неизвестно кто еще. При этом президент на господь бог, он тоже ограничен правом. Его статус и полномочия ограничены Конституцией. Координирующая роль президента в реализации внутренней и внешней политики не влияет на независимость палат парламента, как бы коллеги ни обижались. Как вы видите президент РФ играет заметную роль в законодательном процессе.

 

Статс-секретарь Минюста Юрий Любимов (без бумажки) Минюст дает заключения на все акты от постановления правительства и выше. Участвует в подготовке заключений правительства. Оценивает акты министерств и ведомств. Опыт Любимова показывает целый ряд проблем которые складываются в системные линии. На сегодня правоприменение не успевает за нормотворчеством. За прошлый года Минюст проверил 3,5 подзаконных документов которые признаны правовыми актами. Колоссальная скорость принятия нормотворческих документов. Мы принимаем десятки изменений в документы, которые должны быть стабильными. Уголовный кодекс, Административный кодекс. Практика внесения изменений в акт который еще не вступил в силу. Следствием скорости стали ошибки. Например, заменить «кроме доходов» на «кроме расходов». Понятно что это ошибка, но как работать налогоплательщиков. Принятие ужесточений в ответ на какие-то чрезвычайные происшествия. Происходит маятниковое откатывание, понятно что санкции были избыточные. Законодательные качели. Механизм антикоррупционной экспертизы позволяет предотвратить скандал. Ее результат однозначное основание вернуть документ. Оценка регулирующего воздействия. Новый механизм общественного обсуждения. Завышенные сроки которые в него заложен тормозят ведомства, могли бы уже пять сделать. В целом снижает скорость. Изобретение Минюста мониторинг правоприменения. Субъектом мониторинга являются профессиональные юристы. Постепенно этот механизм развиваем. Хотелось бы использовать внешние механизмы. Экспертный совет по мониторингу предполагаем сделать отраслевым.

Утверждение что Уголовный кодекс для широких слоев населения показывает что нам еще надо работать, с улыбкой заметил Железняк.

 

Представитель правительства в ГД Александр Синенко (без бумажки) отметил что только первые законы таблицы Хаммурапи ничему не противоречили, потому что больше ничего не было. Принцип иерархии, ниже стоящий акт не должен противоречить вышестоящему. Закон не должен противоречить кодексу. Закон о полиции не кодекс, он содержит все обязанности полиции и указание, что другие законы не могут содержать обязанности полиции. Конституция не священная корова, Движение в сторону придания кодексам более высокой силы по отношению к обычным законам. КС посчитал ГК обычным законом, УПК более сильным. Спустя год поправился. Если мы поднимем кодексы до уровня Конституции с принятием 2/3 голосов Думы и 3/4 СФ, не будет такого вала поправок. Любимов уже убежал, но Синенко ему потом скажет.

 

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов считает, что дискуссия что произошло 20 лет назад и кто виноват, еще будут продолжаться но для граждан забыта. Граждане проголосовали за Конституцию. Амнистия для всех кто участвовал в событиях в 91-93 годах. Опыт МГД. Закрытые заседания есть они касается безопасности. В МГД прошло только одно закрытое заседание когда было покушение на депутата. Но все материалы опубликованы. У нас есть механизм изменения закона Москвы по инициативе 50 тыс граждан. Сначала регистрируем инициативную группу чтобы убедиться что это делается не для того чтобы засветить свои политические взгляды. Заседания МГД транслируются в прямом эфире. На всех заседаниях присутствует прокурор. Рассматриваем любой бред, у нас есть один человек который считает что раз в полгода должен что-то подать. Мы отвечаем что этого не может быть потому что противоречит тому-то. Москва лучше знает что ей нужно. Мы очень страдаем от административного законодательства. Но проведение через федеральный закон особых норм для Москвы вызывает раздражение.

 

Замруководителя Института законодательства при правительстве Игорь Тихомиров с подсказки Плигина напомнил что за 20 лет принято 4,8 тыс законов, до этого за пятьдесят лет сто. Заявил что Конституцию надо защищать не руками а умной головой. Вас послушаешь и кажется все хорошо, почему ж мы так плохо живем? Независимость муниципальной власти – мы слишком поспешно капитулировали перед Европейской хартии местного самоуправления. МСУ берет на себя некоторые функции государственной власти. Депутаты ГД не обижайтесь вы допускаете жесткую правовую централизацию. Региональный разрез оказался запущенным. Не видим лицо губернаторов. Качество подготовки законов. Разорвались планы подготовки законов. Планы Думы на осень 111 законопроектов, из них 91 поправка и 15 ратификаций. За последние годы количество правонарушений не уменьшается. Любимый Кодекс всех КоАП вырос в три раза. Наказательная тенденция. Если мы усилим промерное поведение это ключ к решению вопроса. Усилить стимулирующую линию правомерного поведения. У нас что Римское право действует? Доктринально но ничто другое. Завтра что-то лучше делать и тогда жить будет лучше.

Железняк предупредил что ограничить право законодательной инициативы невозможно.

 

Президент Фонда развития информационной демократии Илья Массух 20 лет назад отслужил в армии. Президент обратил внимание на Интернет-сообщество.

 

Замруководителя правового управления Генпрокуратуры Снежана Манакова Конституция находится на вершине российского законодательства. Прокуроры не говоря уже о простых гражданах на всегда успевают следить за законодательным процессом. Внесены изменения предусматривающие право прокурора на обработку персональных данных. Прокуратура одна из первых начала проведение антикоррупционной экспертизы. В последние годы в органы прокуратуры поступает большое количество обращений по совершенствованию законодательства.

 

Завкафедрой сравнительной политологии МГИМО Оксана Гаман-Голутвина представила взгляд политолога («Политическая карта современного бизнеса»). Она представляет российскую часть исследования парламентского присутствия с 1848 года до сего дня – полтораста лет. Портрет российского депутатского корпуса в сравнении с европейскими по четырем критериям: получение мандатов в свободных выборах; опора на партию; получение основного дохода от парламентской деятельности; социальная конфигурация депутата не всегда совпадает с его социальными интересами. Совпадает с интересами группы, из которой он вышел. Представительство народа. Возникает вопрос – что является народом? Представители парламента являются стратегическим взаимодействием общества и власти. Констатация противоречивой логики профессионализации как некоторого ограничения. Как выглядят российские реалии. Профессионализация в соответствии с определением Макса Вебера: живет в политике и для политики. В какой степени парламентарии реализуют не свои групповые интересы а обще профессиональные. Парламент наполнялся значительным числом людей молодого возраста. Возрастает число женщин. В России 14%, во Франции 10%, что существенно отличается от Скандинавии и Германии. Европейские парламенты сначала уровень образования упал, выходцы из широких народных масс. В царской Думе второго созыва 39% депутатов с высшим образованием, 52% в четвертом созыве. В нынешней Думе 98%. 52% имеют научные степени и звания, 10 докторов наук. Фирменный знак российского парламентаризма высокое участие крупного бизнеса и менеджмента.

 

Председатель комитета ГД по госстроительству Владимир Плигин подвел итоги фигурально: улыбка чеширского кота – привлекательность гражданского общества – есть, а самого кота – гражданского общества – нет.

Сергей Железняк поблагодарил всех участников за интересные доклады, а Оксане – за то что она проанализировала всех нас.

 

Член политсовета партии «Патриоты России» Сергей Глотов в комментарии МП сказал что законы принимаются в жанре установок Айн Рэнд, чтобы сложное неисполнимое законодательство нарушителями сделало всех. Вспомните, как угробили четыреста тыс предпринимателей! Кто же будет депутатов консультировать по законодательству, не только при правительстве.

 

Вопросы Л.М.: Можно ли изменить регламент, чтобы заксобрания представляли свои законопроекты, реализовывали права субъекта законодательной инициативы в режиме видеоконференции?

Железняк в ответ сказал что именно это и будем делать для возможности участия представителей региональных заксобраний. Такая задача стоит.

Регулярно звучат упреки излишней концентрации полномочий президента, необходимости парламентской республики. Не опасно ли это с т.зр. внешнего давления, учитывая например опыт Украины? Помнится реакция Владимира Плигина.

По словам Железняка, это постоянное требование оппозиции во всех странах. Железняк не видит оснований для ревизии.

 

Пресс-релизы

 

Сергей Миронов: Если уж «замораживать» тарифы на какое-то время, то делать это нужно для всех

Иногда создается впечатление, что правительство или равнодушно к общественному мнению, или же сознательно провоцирует людей на недовольство, дразня их обещаниями, от выполнения которых потом отказывается.

Так произошло с обещанной заморозкой тарифов естественных монополий на будущий год. Сначала появились «утечки», что тарифы будут прежними для всех потребителей. Но потом правительство неожиданно одобряет «заморозку» только для промышленных предприятий. Для населения же тарифы будут повышены. Правда, нам обещают, что повышение будет меньше уровня инфляции 2013 года. Но это слабое утешение. Лучше уж было вообще ничего не обещать, чем поступать так.

Худшее, что можно предположить о причинах такого поворота – это то, что он стал результатом лоббистских усилий монополистов. Если это так, то правительству следует напомнить, что так называемые естественные монополии, которые находятся под особым государственным контролем, существуют для народа, а не наоборот – народ для монополий.

Считаю, что точку в тарифном вопросе ставить нельзя. Остаюсь при своем мнении: темпы роста тарифов не должны превышать темпов инфляции. И если уж «замораживать» тарифы на какое-то время, то делать это нужно для всех.

 

Валентина Матвиенко посетила Оренбургское президентское кадетское училище

Спикер СФ Валентина Матвиенко посетила Оренбургское президентское кадетское училище.

«Государство создало замечательные условия для ребят, для будущей элиты российской армии», – сказала она в ходе общения с кадетами.

Валентина Матвиенко выразила уверенность, что они выберут для себя профессию защитников Родины. «Но самое главное, что каждый из вас станет патриотом своей страны. Будущее России в ваших руках».

Спикер СФ ознакомилась с условиями жизни и быта учащихся, осмотрела аудитории, классы, спортзал, библиотеку. Особое внимание она уделила телецентру училища, где кадеты учатся создавать профессиональные телевизионные материалы. Валентина Матвиенко рассказала кадетам о Парламентском телеканале Совета Федерации «ВМЕСТЕ-РФ», посмотрела короткий документальный фильм, снятый учащимися.

Прямо из телестудии спикер СФ связалась по телефону с известным режиссером Никитой Михалковым, которого кадеты пригласили приехать в училище.

На память о встрече Валентина Матвиенко подарила кадетам литографию, на которой изображено здание Министерства обороны РФ. «Я надеюсь, что из стен вашего училища выйдут выпускники, которые будут там трудиться, обеспечивая обороноспособность России».

Валентина Матвиенко также посетила жилой комплекс «Экодолье Оренбург» – инновационный проект малоэтажной комплексной жилищной застройки.

 

Спикер СФ встретилась с Губернатором Оренбургской области и Председателем Законодательного собрания региона

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе рабочей поездки в Оренбург провела встречу с Губернатором – Председателем Правительства Оренбургской области Юрием Бергом и Председателем Законодательного собрания региона Сергеем Грачевым.

Одной из главных тем обсуждения стали вопросы реализации социальной политики в регионе.

В частности, спикер Совета Федерации поинтересовалась объемами бюджетных средств, выделяемых в Оренбургской области на социальную сферу, и тем, как выполняется Указ Президента РФ, касающийся повышения заработной платы педагогических работников и врачей.

Юрий Берг отметил, что работа находится на ежедневном контроле. «Мы свою задачу видим в том, чтобы условия жизни на селе минимально отличались от городских».

«Если учителя и врачи получат на селе жилье, это станет серьезным стимулом для закрепления кадров», – подчеркнула Валентина Матвиенко.

 

В. Матвиенко: Совет Федерации готов выступить с инициативой принятия закона об общественном контроле

Общественный контроль и общественная экспертиза становятся неотъемлемым элементом принятия решений на всех уровнях, заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Спикер СФ выступила в Оренбурге с приветственным словом на расширенном заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Приволжского Федерального округа и комитетов Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества; по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Тема мероприятия – «Общественный контроль над органами власти в РФ: актуальные проблемы и перспективы развития».

Спикер верхней палаты парламента высказалась за принятие федерального закона об общественном контроле. «СФ готов выступить с этой инициативой на основе предложений региональных парламентов».

Валентина Матвиенко также предложила рассмотреть вопрос о создании модельного закона по формированию общественных палат в субъектах РФ.

«Важнейший вопрос – открытость власти», – сказала Председатель Совета Федерации, указав, что общество проявляет заинтересованность в участии в управлении государством.

«Мы должны использовать все возможности, чтобы быть более открытыми», – продолжила Валентина Матвиенко. «Если мы не включим граждан в активный процесс управления государством, мы не построим эффективное государство для людей».

Спикер СФ отметила роль Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти в налаживании взаимодействия федеральных законодателей с регионами.

В свою очередь, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич назвал Ассоциацию реальным инструментом влияния на политику регионов.

Он также подчеркнул необходимость шире опираться на независимый общественный контроль. По словам Михаила Бабича, работа общественных советов носит формальный, декоративный характер.

 

Сегодня в России хорошо развиты механизмы открытости со стороны власти, тому подтверждение «открытое Правительство», прямые трансляции заседаний Комитетов Совета Федерации и многие другие явления, отражающие непосредственное взаимодействие общества и представителей власти. Об этом заявил председатель Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас.

«Общественный контроль – необходимый элемент правового государства. Прямое упоминание о нем в Конституции РФ отсутствует, но все ее основные положения подразумевают его, к примеру, статья 3 гласит: единственный источник власти в РФ – народ» – заявил парламентарий.

Андрей Клишас поддержал предложение Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о разработке модельного закона об общественных палатах субъектов РФ с целью унификации принципов их формирования, финансирования и разделения полномочий.

 

Проект закона «Об основах общественного контроля» необходимо вынести на широкое общественное обсуждение, считает председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.

«Этот проект закона представляет большой интерес для многих тысяч граждан и, поэтому предлагаю вынести его, когда он будет для этого готов, на широкое общественное обсуждение. Думаю, что один-два месяца для его обсуждения не будут сильной задержкой в его принятии. Такое обсуждение поможет тому, чтобы новый закон не привел к бюрократизации системы общественного контроля, а, наоборот, усилилась связь граждан с организациями общественного контроля», – считает глава Комитета СФ.

По его словам, одновременно следует разработать законопроект о внесении поправок в законодательство РФ для корректировки действующих правовых норм с этим законом и обеспечения взаимодействия создаваемой системы общественного контроля с органами власти и гражданами.

Степан Киричук также призвал повышать действенность института обращений граждан, выполняющий роль одного из «датчиков» в системах государственного и муниципального контроля. По мнению сенатора, необходимо обеспечить прозрачность прохождения обращений граждан через органы власти. «А для отдельных категорий обращений, например о деяниях, имеющих признаки коррупции, установить особый порядок рассмотрения, при котором ответственными за результат рассмотрения таких обращений и за ответ заявителю были бы руководители достаточно высокого уровня. В этой связи интересен соответствующий опыт субъектов Федерации».

 

26 сентября 2013 г. в Независимом Пресс-Центре состоялся круглый стол: «Проблемы в сфере здравоохранения, связанные с медицинским обслуживанием иностранных граждан».

Направляю Вам для использования в работе тезисы своего выступления на этом мероприятии «Эпидемиологический контроль как часть миграционной политики

Юрий Московский, Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» (http://dobrososedstvo.info, http://dobrososedstvo.com)

Эпидемиологический контроль как часть миграционной политики.

Некоторые предложения по решению вопросов здравоохранения, связанных с пребыванием иностранных граждан в РФ.

Московский Ю.В., директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» (www.dobrososedstvo.info, www.dobrososedstvo.com, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по госкве.

Тезисы выступления на круглом столе «Проблемы в сфере здравоохранения, связанные с медицинским обслуживанием иностранных граждан»

(проводился при поддержке портала «Москва наций»)

Уважаемые коллеги!

Позволю себе высказать некоторые соображения по поводу обсуждаемых вопросов, благо что обозначенные проблемы неоднократно обсуждались на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по госкве, возглавляемого Алисовым Н.А. и Научно-экспертного совета ОКС, возглавляемого ректором МГЮА им. О.Е. Кутафина Блажеевым В.В.

Миграционная обстановка в РФ характеризуется постоянно возрастающим потоком различных категорий внешних и внутренних мигрантов, приезжающих в основном в крупные города как из регионов собственно РФ, так и их зарубежных стран (прежде всего из государств экс СССР).

При этом наибольшие миграционные потоки приходятся на мегаполисы. И прежде всего на Москву и Московскую область, а также Санкт-Петербург. В Московском регионе, например, сосредоточено более 1/3 всех приехавших к нам из-за рубежа, а население Москвы с 2002 года выросло за счёт внутренних и внешних мигрантов, согласно данным переписи населения 2010 года, более чем на 1 миллион человек. Имеются и другие регионы, где приезжих, сравнительно с численностью населения на порядок больше, чем в среднем по стране.

Хотелось бы заметить, что в последнее время всё же началось изучение реальной миграционной ситуации, а не только разговоры о её оценке с точки зрения экспертов, что тоже, конечно важно.

В 2011 году российский Фонд развития международных связей «Добрососедство» (При использовании средств государственной поддержки, выделенных Институтом общественного проектирования (ИНОП) в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ) провел социологическое исследование «Миграционная ситуация в Москве и Московской области: реальность против мифологем».

В Московском регионе социологами, были опрошены, наряду с экспертами, иностранные рабочие из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана.

Следует отметить, что вопреки расхожему мнению о «гастарбайтерах», теряющих свое здоровье на непосильных работах, отвечая на вопрос о состоянии своего здоровья, респонденты – сами же иностранные рабочие, склонны считать его, т.е. своё здоровье, скорее хорошим, причем как до, так и после приезда в Россию. Причём после приезда оно даже, по их мнению, немного улучшилось.

??Оценка степени доверия к различным социальным группам и институтам также входила в задачи этого исследования Фонда «Добрососедство». Респондентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале уровень доверия ближайшему социальному окружения.

Согласно опросу «Добрососедства» среди тех категорий, кому иностранные рабочие из Средней Азии больше всего доверяют, на весьма высокой позиции оказались медицинские работники.

Для справки: наибольшим доверием опрошенных мигрантов пользуются, в первую очередь, те, с кем они вместе живут (8,41), а также медицинские работники (7,86). Высокий уровень доверия имеют те, с кем мигранты работают – коллеги по работе (7,5), начальники и бригадиры (7,38). Доверяют респонденты и местным землячествам (7,39). Наименьшей степенью доверия пользуются и городские чиновники (4,22) и, тогда ещё, милиция (3,99).

Рассматривая различия по странам, следует отметить, что существующие статистически значимые различия не носят принципиальный характер и не меняют рейтинг доверия исследуемых социальных групп и структур.

Следует отметить схожесть проблем, имеющихся у иностранных граждан, приехавших в Россию, и российских граждан, приезжающих в другие регионы нашей страны.

Массовые приезд в Российскую Федерацию иностранных граждан свидетельствует о привлекательности жизни в ней для приезжих, о выгодности для них работы у нас. Российское государство в свою очередь заинтересовано в их приезде для того, чтобы они осуществляли трудовую деятельность на общественно-полезных работах. Но при этом задача российского государства в этой ситуации – защищать граждан России от тех издержек, которые неизбежно несет в себе массовая иностранная и, зачастую, инокультурная миграция. Правда, различия в менталитетах нас и части приезжих связано не столько в межнациональных и религиозных отличиях их от россиян, сколько в противоречиях между городской (урбанистической) и сельской культурой. Ведь сейчас более 80% жителей РФ горожане, а приезжающие ныне из стран «ближнего зарубежья» – люди деревенской культуры.

Затрону ещё один важный аспект, так или иначе связанный с массовой миграцией в Россию.

По экспертным оценкам, приведённым на заседании Общественно-консультативного совета при УФМС России по госкве врачом высшей категории Храмцовым В.Г. – 600-800 тысяч российских граждан ежегодно умирают от эпидемиологических заболеваний или болезней, связанных с ослаблением организма после них.

Количество таких заболеваний прирастает, по настоянию экспертов, и за счёт увеличивающегося потока носителей заразы из-за рубежа.

Разумеется, не только иностранные рабочие являются причиной инфекционных заболеваний россиян. Поддельные медицинские справки и «липовые» освидетельствования массово получают как иностранцы, так и граждане России.

А внутренняя миграция, значительно превосходящая зарубежную, происходит в условиях слабости медицинского контроля и безответственности, как самих граждан, так и «ответственных» структур. Грязь и антисанитария, разводимые бродягами и другими асоциальными элементами, находящимися в местах массового скопления людей возле вокзалов, супермаркетов, рынков и станций метро, также вносят свой значительный вклад в дело заражения россиян различными заболеваниями.

Большие проблемы порождает отсутствие должного медицинского обслуживания в странах исхода иностранных рабочих, и отсутствие медицинского контроля на каналах въезда, и отсутствие должного медицинского обслуживания въехавших иностранных рабочих, прежде всего из стран Средней Азии, многие и которых не имеют полисов медицинского страхования.

Одно из заседаний Общественно-консультативного совета при УФМС России по госкве, возглавляемого генеральным директором Фонда развития международных связей «Добрососедство» Николаем Алисовым, было специально посвящено этой теме – влиянию внешней миграции на эпидемиологическую обстановку в столице. На нём очень активно выступали беспокоящиеся за ситуацию в городе представители Роспотребнадзора, эпидемиологических служб Москвы, Департамента здравоохранения Правительства города, эксперты-общественники, представители национальных диаспор.

Некоторые выводы:

– Первое: в настоящее время иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме по нашему законодательству:

- не обязаны представлять справку о своём здоровье сразу после появления в стране;

- могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток;

- получили право работать у физических лиц по патентам не проходя при этом медицинское обследование,

- если не приобретут медицинского полиса, у них нет права на бесплатную медицинскую помощь (за исключением экстренных случаев).

– Второе: эксперты делают предположение, что заразных больных намного больше, чем указывается в отчетах, чему способствует отсутствие в России системы медицинского освидетельствования мигрантов (как впрочем, и всеобщей диспансеризации российских граждан). Реальных данных о состоянии здоровья приезжих практически нет, так как опасные заболевания у иностранных работников выявляются зачастую только тогда, когда они попадают в стационар во время обследования. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения, так как к врачам они не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Тысячи диагнозов по туберкулезу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному исходу в течение года, что тоже трудно выявить. Это ведет к заражению их товарищей по работе, соседей, вместе с которыми они живут, и российских граждан.

– Третье: бюджеты регионов России и регионов тратят большие деньги на лечение, обеспечение вызовов неотложной помощи иностранными гражданам, заболевшим ещё до въезда в нашу страну, которые и не должны вообще пересекать её границы. Да и их последующее содержание в спецприемниках, высылка и депортация также стоят денег налогоплательщиков, отнимая ресурсы у иные ресурсы госструктур.

– Четвертое по счёту, но очень важное замечание: пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания предпочитают максимально экономить на своих сотрудниках, нанимая персонал из числа приезжих из государств СНГ. Из-за низких «черных» зарплат, а также из-за стремления «сэкономить» многие иностранные рабочие не снимают нормальное жилье, а живут в местах, не предназначенных для этого, в том числе и по медицинским показаниям: в промзонах, в подвалах, на чердаках жилых домов, в подсобных помещениях.

Эта ситуация, безусловно, подкреплена коррупцией в сфере ЖКХ со стороны управляющих компаний (предоставляющих им жильё), в муниципальных органах власти (принимающих их на работу), а также в органах правопорядка (большей частью это касается участковых уполномоченных и сотрудников патрульно-постовой службы).

Незаконное использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов противоречит всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, ведёт к распространению болезней, которые ещё недавно казались в России побежденными (туберкулез, холера и другие инфекционные заболевания).

Нашими экспертами особо оговаривалась мысль, что в наведении порядка в этой сфере заинтересованы не только граждане нашей страны, но и сами иностранные рабочие, которые подвергаются наибольшей опасности от нахождения в одних помещениях с больными, как во время работы, так и после неё. И начинается это буквально с момента начала их путешествия в Российскую Федерацию, ведь они вместе едут в одних поездах и автобусах, летят на одних самолетах. Так что в выявлении и профилактике инфекционных заболеваний заинтересованы все.

Следует отметить, что в настоящее время федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности по налаживанию миграционного контроля всё больше опираются на социально активных граждан, структуры гражданского общества. Это отмечают как эксперты, так и гражданские активисты.

Власти Москвы весьма заинтересовано относятся к предложениям общественности. В частности, ими была поддержана и реализована инициатива, высказанная на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по госкве о создании в структуре Московского городского штаба Народной Дружины (начальник Семерда В.И.) специального подразделения (возглавляет Вовк Г.Г.), тесно взаимодействующего с региональным Управлением ФМС (начальник Кириллова О.Е.). Дружинники оказывают существенную помощь правоохранительным структурам в выявлении нарушителей миграционного законодательства, в частности лиц, использующих поддельные медицинские справки и др. фальшивые документы.

Во время проведения многих слушаний и заседаний представителями общественности высказывались мнения, что необходимость мер по исправлению ситуации в сфере здравоохранения назрела.

В частности заслуживают внимания предложения, высказанные на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по госкве, его научно-экспертного совета, встречах рабочих групп и других мероприятиях:

1. В связи с участившимися случаями выявления поддельных медицинских справок, предъявляемых при оформлении разрешения на работу иностранными гражданами, возникает серьезный риск распространения социально опасных заболеваний (СПИД, туберкулез, сифилис, гепатит и пр.) на территории России. В целях искоренения данного правонарушения сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line.

2. Обязать медицинские учреждения (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. В случае укрывательства таких больных со стороны медицинских учреждений применять к ним санкции вплоть до отзыва лицензий.

3. Участниками ряда круглых столов и экспертами было обращено внимание на участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний – нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Эти схемы используются не только для уклонения от налогов, но и для найма иностранных рабочих без соответствующих медицинских документов. Для пресечения данных фактов участники предложили разработать механизм по привлечению к ответственности генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан с фальшивыми медицинскими документами.

4. В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, было бы целесообразно отстранять от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организации, допустившие в предыдущие годы правонарушения в порядке оформления иностранных граждан на работу, в том числе и при оформлении медицинских документов.

5. Повысить ответственность за изготовление и сбыт (продажу) фальшивых медицинских справок об инфекционных заболеваниях, введя штрафы до 800 тысяч рублей за каждую справку, в таком порядке, как сейчас применяется за каждого нелегально работающего иностранца (в основных мигрантопринимающих регионах штраф ныне составляет до 1,5 миллиона рублей).

6. Работающие на основании патента («патентники») ныне вовсе выпали из поля медицинского контроля и совсем не обследуются. При выдаче разрешения на приобретение патента также необходима медицинская справка, как и при оформлении разрешения на работу.

7. В связи с тем, что гепатит является одной из основных вирусных инфекций, от которой болеют и в конечном итоге погибают российские и иностранные граждане, необходимо расширить число обязательных анализов, сдаваемых при проверке здоровья иностранными гражданами, внеся в их перечень также проверку на гепатит.

8. В связи с тем, что эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависит от контроля за миграционными процессами, с целью недопущения пребывания на территории РФ иностранных граждан, больных инфекционными заболеваниями необходимо:

– правоохранительным органам, прежде всего полиции, а также ФМС, более активно взаимодействовать с общественными структурами и общественными активистами, помогающими выявлять и предотвращать правонарушения, прежде всего: с народными дружинами и опорными пунктами охраны порядка;

– в составе имеющихся и создающихся региональных народных дружин в субъектах РФ по примеру Москвы создать специальные подразделения, тесно взаимодействующее с региональными Управлениями ФМС;

– исключить возможность использования отселенных или выселенных жилых домов для проживания в них российских и иностранных граждан, оперативно решать вопрос о сносе таких домов;

– в качестве одного из шагов по наведению порядка усилить административную ответственность должностных лиц ДЭЗов, ЖЭКов и управляющих организаций, за попустительство нелегальному проживанию любых людей в объектах городского нежилого фонда, введя для ответственных должностных лиц соответствующие штрафы, определить ответственность собственника здания, управляющей компании, организации, эксплуатирующей жилой дом, в том числе отселенный, за незаконное представление помещений гражданам для проживания;

– наделить субъекты РФ полномочиями определять требования к государственным и негосударственным медицинским учреждениям для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан, планирующих осуществлять трудовую деятельность и составить реестр таких уполномоченных заведений;

- ввести в качестве обязательного требования к иностранному гражданину одновременно с подачей заявки для оформления разрешения на работу, предоставление документов, подтверждающих отсутствие у него заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

– в целях усиления миграционного контроля целесообразна обязательная дактилоскопия иностранных граждан всех иностранных граждан пребывающих в нашу страну.

9. Необходим универсальный медицинский полис иностранного гражданина, в обязательном порядке приобретаемый при въезде, по которому иностранным рабочим и просто гостям страны смогут оказывать помощь в любом регионе России. Эта мера должна касаться и работающим на основании патента («патентников»), которые ныне совсем не обследуются.

10. На заседаниях ОКС звучало предложение о создании соответствующих межведомственных комиссий как на федеральном, так и на региональном уровнях для разработки экстренных мер по нормализации эпидемиологической обстановки. В состав этих Комиссиях должны войти представители ряда профильных региональных департаментов и ряда федеральных ведомств – департамента здравоохранения, департамента труда и занятости, департамента жилищно-коммунального хозяйства, несущего непосредственную ответственность за допущение массового проживания мигрантов в нежилых помещениях, а также ФМС, МВД, Прокуратуры, Роспотребнадзора, Минздравсоцразвития, Минсоцтруда и Росстата.

11. В связи с тем, что одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу по переоборудованию нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях, оказании поддержки соответствующим структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях. Также с целью стимулирования строительства общежитий необходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дефицит легального, дешевого жилья.

12. На общественных мероприятиях, посвящённых вопросам миграции, поднимался вопрос о проблемах социального обеспечения детей иностранных граждан (прежде всего приехавших из безвизовых стран), и в этой связи высказывались предложения о дополнительном рассмотрении урегулирования правового статуса детей иностранных граждан (в том числе и в случае нелегального нахождения на территории РФ родителей данного ребенка) и разработке эффективного механизма обеспечения детей иностранных граждан правом на медицинское обслуживание, что не только будет содействовать адаптации и интеграции приезжих, но и будет способствовать улучшению эпидемиологической обстановки.

13. Необходима предварительная проверка тех из иностранных граждан, кто отправляется на заработки в Российскую Федерацию (на туберкулез, ВИЧ, сифилис, лепру, а в перспективе и на гепатит) с целью недопущение на территорию РФ тех из них, что болен заразными болезными.

Концепция государственной миграционной политики предполагает уже на первом этапе реализации (2012-2015 гг.) «создание центров … медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом».

Заслуживает внимания положительный опыт российских неправительственной организации – Фонда развития международных связей «Добрососедство» (генеральный директор Н.А. Алисов), который при содействии Федеральной миграционной службы России и миграционных служб Киргизии и Таджикистана в аэропортах «Манас» (гишкек) и Душанбе создал «Выносные единые миграционные центры» (ВЕМЦ). Подобные центры будут открыты в Оше, а затем в Ташкенте.

ВЕМЦ уже сейчас помогает иммигрантам подготовиться к жизни в России: собрать пакет документов, необходимых для легализации, получить правовой минимум и иные услуги.

Представляется целесообразным процедуру первичного медицинского освидетельствования организовать также в этих центрах, непосредственно в странах исхода мигрантов. Это приведёт к улучшению общеэпидемиологической обстановки не только в РФ, но и на всём постсоветском пространстве.

В более отдаленной перспективе именно такие зарубежные миграционные центры помогут рациональнее распределять потоки трудовой миграции по России, содействовать профессиональной подготовке, адаптации и интеграции иностранных граждан.

14. Требуется организовать выпуск соответствующей разъяснительной литературы для иностранных граждан и российских работодателей об их правах и обязанностях по соблюдению режима эпидемиологического контроля на территории РФ, по правам в области получения медицинской помощи, привлекая к её выпуску и распространения некоммерческие и религиозные организации, вести работу в области адаптации и интеграции иностранных граждан.

15. Разумеется, необходима серьезная научная работа для изучения тех миграционных процессов, которые идут и будут идти в нашей стране, являющейся частью глобализирующегося и урбанизирующегося мира. При этом нам необходимо изучать не только зарубежный опыт и практику, но и не забывать историю собственной страны, весьма успешно справлявшейся с аналогичными проблемами.

16. Конечно же, для реализации задач по улучшению миграционной обстановки в стране и связанной с нею эпидемиологической ситуации необходимо более широкое привлечение к их решению общественных объединений, в том числе общественных советов при органах государственной власти, некоммерческих организаций и просто неравнодушных граждан.

Комплекс предлагаемых мер поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в России и в сопредельных государствах, снизит смертность среди населения и улучшит демографическую ситуацию – он будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений между странами и народами, будет содействовать снижению уровня ксенофобии и экстремизма, и, в конечном итоге, приведёт и к снижению социальной напряженности в российском обществе.

 

Вчера, 26 сентября 2013 г., активисты федерального проекта «БезмошенничествРФ» провели межрегиональную онлайн-акцию по борьбе с незаконной продажей алкоголя в ночное время в интернете. Были выявлены 62 случае нелегальной продажи спиртного, соответствующие заявления направлены в правоохранительные органы.

В онлайн-акции приняли участие активисты из трех регионов России: Москвы, Липецкой области и Красноярского края. В течение всего дня молодые борцы с незаконным предпринимательством мониторили интернет с целью обнаружить активные сайты, форумы и страницы в социальных сетях, через которые осуществляется реклама и продажа алкоголя в ночное время суток.

В результате мониторинга активистами в трех регионах были выявлены 62 случая незаконной продажи спиртного в ночное время. По итогам акции участники проекта подготовили и направили соответствующие заявления в правоохранительные органы своих регионов.

Комментарий руководителя проекта Владимира Демихова:

«Несмотря на уверенные попытки нашего правительства побороть тяжелейшую для россиян проблему пьянства, некоторые хитрецы все-таки умудряются обходить прямые запреты на ночную продажу алкоголя – они продают его в интернете. Очевидно, эти мошенники считают, что в сети они недосягаемы. Да и аудитория наиболее подходящая – подростки и молодежь. Только за один день активной работы мы обнаружили более 60 таких «умельцев». Мы очень надеемся, что правоохранительные органы детально изучат присланные нами материалы и примут все необходимые меры по нейтрализации мошенников, спекулирующих на здоровье российской молодежи. Также мы очень надеемся, что в дальнейшем к нашей инициативе присоединяться и другие регионы, потому что проблему нелегальной продажи спиртного в сети можно побороть только совестными усилиями».