17

17.10.13 Лев МОСКОВКИН

Кино в Думе

Мертвец расхохотался, пернул в воздух и пропал

Посвятить жизнь поискам смысла этой самой жизни, а после смерти понять, что ты как все – Игорь Ледников, «Московские сумерки»

Парламентский киноклуб показал в Малом зале Госдумы фильм Алены Званцовой «Московские сумерки» – первый российский фильм в формате IMAX 3D. На кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм награжден призом «Золотая ладья» (первое место в программе «Выборгский счёт») и призом Международной конфедерации журналистских союзов («За сценарий»).

Представила фильм зампред комитета ГД по культуре Зугура Рахматуллина (ЕР). На фестивале в Выборге «Московские сумерки» опередили такие фильмы, как лауреат Кинотавра «Географ глобус пропил» и «Уикенд». В комментарии МП Зугура Рахматуллина рассказала, что как правило Парламентский киноклуб показывает фильмы новые с креативным подтекстом, неординарные и со специфической авторской задумкой. Как правило эти фильмы не столь широко известны зрительской аудитории. Но имеют много сторонников. Презентация в Парламентском киноклубе – это своего рода стартовая площадка. По цепной реакции информация о фильме распространяется. Практика Парламентского киноклуба себя оправдывает.

Зугура Рахматуллина уверена, что фильм «Московские сумерки» зрители увидят. Показанный героями фильм очень позитивный. Наше бытие, бремя нашей повседневной жизни, как мы говорим, нашего профанного бытия, в этом фильме получает некое сюрреалистическое преломление. Они говорят, что человек должен прожить свою жизнь так, чтобы угрызения совести, недоделанные мысли, задумки не будоражили его «умершее подсознание». Этот фильм всегда найдет своего зрителя. Проблема, которая есть на отечественном экране, отечественном прокате, проблема требующая несколько иного подхода. Сегодня поверхностный фильм не пройдет. Нужны очень глубокие зрелищные яркие эмоциональные фильмы. Они всегда находят своего зрителя. У нас на киноклубе показывали «Ко-ко-ко», «Уикенд».

Режиссер и сценарист фильма Алена Званцова сказала, ей очень приятно что люди хотят смотреть нашу картину и ходят на нашу картину. Очень всегда радостно видеть это. Она хочет сразу предупредить – это не является авторским, сложным с большим набором очень каких-то глубоких мыслей кино. Чтобы не было обманутых ожиданий: это развлекательный фильм. Я уже говорила с какой-то сцены, что я жена, мама и когда я иду в кино или включаю телевизор, мне иногда хочется чтобы даже о серьезных вещах со мной говорили в развлекательной форме. Я сама простой зритель и стараюсь делать кино для очень обычных людей. Поэтому это развлекательная, ну, местами грустная, но в основном веселая история. Фильм делался в очень скудных бюджетных условиях. Я не буду вас грузить подробностями, вам это ни к чему. И вообще он был сделан только благодаря чудесной команде, всей съемочной группе, Андрею Гуркину и чудесной команде театральных актеров.

Вокруг Алены складывается замечательная команда, – сказал Тимур Бадалбейли. – Боюсь показаться нескромным, потому что я тоже уже член этой команды. Но нам всем с ней хорошо, замечательная творческая атмосфера. Надеемся, что мы с ней будем к вам шагать дальше и к вам еще притопаем.

Комментарий Л.М.: Если б мне заранее рассказали фабулу, а она предельна проста, я вряд ли бы пошел смотреть. По счастью некому было. Название «Московские сумерки» само по себе ничего не говорит, потому что говорит слишком много. Мне этот мем близок и вызывает реминисценцию «Мастера и Маргариты».

В общем, все правильно. Может показаться странным, но я почувствовал себя в шкуре главного героя Игоря Ледникова. Хотя какая может быть шкура у привидения... Ну вот поди ж ты как получилось. От прикосновения к некоторым людям в прошлой жизни я исчез и очнулся совсем в другом качестве. Именно так и было со всеми вытекающими угрызениями совести. «Профанное бытие в этом фильме получает некое сюрреалистическое преломление – эта фраза депутата Рахматуллиной исполнена смысла. «Профан» в понимании Тейяра де Шардена автор обыденно верующий.

Фильм действительно малобюджетный, но при этом сделан весьма качественно. Четкий выверен монтаж. Адекватное музыкальное сопровождение. Созвучные слова песни. Игра актеров, вжившихся в режиссерский замысел. Все на высоком уровне в лучших традициях отечественного кино. Несмотря на то, что фильм сделан откровенно малыми ресурсами, этот непреложный факт смотрится тоже частью авторского замысла. Тема не допускает демонстрации широкого формата в расходах или подходах, достаточно широты души. Условность, примененная сценаристом, ее раскрывает вполне жизнеутверждающе. Ей-богу, после такого фильма хочется жить и вернуться к людям. Они вовсе не столь плохи. Даже взяточник и бабник вполне человечен, если взглянуть на него суровыми глазами экранной условности. И черный кот пригодился. Из одного кота можно было бы привести десяток примеров, на что похоже и чьи традиции продолжает, однако не хочется. Кино Званцовой достаточно оригинально, чтобы подумать о себе – что оно раскрывает? Явно нечто человеческое. В этом смысле она права, когда говорит, что ей хочется чтобы с ней говорили просто о вещах серьезных. Жаль только, что российский кинопрокат узурпировали какие-то потусторонние привидения. Ну, там Владимир Бортко борется...

Режиссер и сценарист Алена Званцова, оператор Андрей Гуркин, композитор Дмитрий Даньков, художник Игорь Тихонов, продюсер: Рубен Дишдишян, производство МарсМедия.

Актеры: Тимур Бадалбейли (Виталий), Игорь Гордин (Игорь Ледников), Ксения Каталымова (жена Игоря), Яна Гладких (Екатерина Цыркун), Константин Гацалов, Арина Нестерова, Анна Башенкова, Владимир Скворцов (Анатолий), Владимир Виноградов (психолог), Олег Мазуров (Константин Евгеньевич Хомутов), Мария Константинова (II) (Василиса, дочь Игоря), Юлия Лебедева (Леночка).

Краткое описание: Куда податься «неприкаянному» призраку, которого не принимают ни в ад, ни в рай? Конечно же, в лоно семьи. Но есть проблема – контакт с любимой женой невозможен. Но...

Куда податься «неприкаянному» призраку, которого не принимают ни в ад, ни в рай? Конечно же, в лоно семьи. Но есть проблема – контакт с любимой женой невозможен. Но однажды призрак знакомится с себе подобными, и это приводит к совершенно неожиданным последствиям.