Аэрофлот отомстил Сергею Кнышову за выигранный в пользу пилотов судебный процесс (см. http://leo-mosk.narod.ru/works/12_10_19.htm)

Вести-Москва заставили арестовать бирюлевского провокатора Геннадия Шибанова и показали провокатора с Манежной Левона Арзуманяна

 

Нестандартное искусство

В воскресенье 20.10.13 в ЦВЗ «Манеж» завершила свою работу 5-я Московская биеннале «Больше света/More Light». По сравнению с давними выставками советского времени когда обилие плотно размещенных экспонатов не позволяло осмотреть все за один раз экспонатов кажется немного, но они поражают масштабностью. Однако в сравнении с недавними выставками в Москве волны нашествия англосаксонского анти- и вне-эстетизма биеннале серьезно выигрывает.

Что бы ни писали изощренные в словоблудии искусство-еды и профильные журналисты, отбор экспонатов подчинен единственному принципу нестандартности и внежанровой антиканоничности. В эволюционном плане согласно классификации Вигена Геодакяна поиск художника – в случае искусства автора, в варианте естественной эволюции самой природы – нацелен на прощупывание неизведанного будущего в мужском варианте отклонений от доминирующей нормы в отличие от женского, обращенного на стабильно пройденное прошлое.

Поиск художника может быть обозначен как реа-реализм – реальный больше реальности. Или например впечатляющие рисунки на тему постановления 1955 года «ОБ устранении излишеств в проектировании и строительстве», выпущенном родной партии в преддверии массового строительства коммунизма и хрущобок.

Настоящий срез новейшей истории дает плотный экспонат из тысячи фотографий с протестных акций. Такой набор невозможно представить без карикатур Путина «Youre not fooling anyone» или предупреждений «Украина не Алина!», обнаженных женщин «Рятуйте! Гвалтують!» и просто призыва «Положить конец безнаказанности преступлений против журналистов!»

В некоторых экспонатах присутствует англосаксонский налет непривычного для славянского эстетического восприятия. Некоторые экспонаты, особенно проекционные, откровенно ни о чем. Да и стоят ничего. Есть абстрактно эстетичные экспонаты вроде причудливо развешанной бумаги с вырезами. На ее фоне с удовольствием фотографируются посетители, составляя единое целое с авторским замыслом. Такое же ощущение дает причудливая экспозиция из тонкой арматурной сетки.

В целом выставка оставляет светлое ощущение. Даже такие курьезные экспонаты, как «вход под землю» с газосветной буквой «М» на скошенной будкой. Такие старые доски и дверную ручку надо найти – предел мечтаний композиционных фотографов. Расположен «вхож» на поле из скомканной фольги.

Не меньше впечатляет экспонат из кирпичей разобранной старой кладки местами с торчащей арматурой, украшенной цветными пушинками. Давно-давно у нас в дачном поселке Госплана в «Заветах Ильича» завезли такое на дорогу и все кляли почем зря незадачливое правление. А на выставке в Манеже очень даже хорошо смотрится.

Есть целый дирижабль со странными моторами и настоящими винтами, старинными пожарными костюмами в корзинке гондолы. Там же ворчит и стонет компрессор.

Креативно смотрится китайская экспозиция протиста против сверхпотребления.

Название «Много света» – контрастное для составившей отдельную экспозицию выставки нижнего этажа без окон. Свет пробивается сквозь дыры в ткани или еще как-нибудь, на что способна фантазия. Здесь особо много проекционных экспонатов. Все они проигрывают такой инсталляции, как имитация присутствия Сталина при подписании проекта Конституции на выставке 20-летия действующей Конституции. Проекционные экспонаты биеннале примитивнее и в замысле и в техническом исполнении.

Однако на этой выставки нет ничего такого, что наносит непоправимую ущерб эстетизму незрелой личности или настроению – зрелой. В недавнем прошлом так бывало на выставке в Манеже западных проектов. Характерный признак – спонсоры российские. Видимо волна англосаксонской культурной агрессии прошла или ее искусственно сменили на что-то другое.

 

Описание совсем другой выставки в Манеже

15.04.12 фотобиеннале в Манеже Девятый Международный месяц фотографии в Москве. US – Russia. Bilateral Presidential Commission. American Seasons in Russia. http://leo-mosk.narod.ru/works/12_04_16.htm

 

Описание других западных антиэстетичных проектов

http://leo-mosk.narod.ru/works/12_01_06.htm

http://leo-mosk.narod.ru/works/11_11_06.htm

http://leo-mosk.narod.ru/works/12_03_31.htm

http://leo-mosk.narod.ru/works/12_10_27.htm

 

Пресс-релизы

 

http://5th.moscowbiennale.ru/ru/press/press_releases/2013/9/Post-relis%20.html

В рамках Основного проекта биеннале представлено творчество 72 художников и художественных групп, в том числе 13 из России. Около 30 произведений создано специально для пространства ЦВЗ «Манеж». Среди них работы таких художников, как Альфредо и Исабель Акилисан, Александр Бродский, Джумаади, Давид Клаербоут, Валерий Кошляков, Алия Сайед, Йона Фридман и другие. Крупнейшая выставка актуального искусства объединила проекты художников из 40 стран, большинство из которых впервые показаны в России.

В торжественном открытии 5-й Московской биеннале 19 сентября приняли участие Минкульт Владимир Мединский, замруководителя Департамента культуры Москвы Екатерина Проничева, арт-директор МВО «Манеж» Андрей Воробьев, член наблюдательного совета Московской биеннале председатель совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк» Петр Авен, управляющий директор Хендэ Мотор СНГ Денис Петрунин, комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн и куратор Основного проекта 5-й Московской биеннале Катрин де Зегер.

За несколько часов открытия биеннале посетило около 5000 человек, среди которых были: руководитель департамента культуры г. Москвы Сергей Капков, генеральный директор «РОСИЗО» Зельфира Трегулова, заместитель директора Музея Востока Татьяна Метакса, директор музея архитектуры им А. В. Щусева Ирина Коробьина, Директор МАММ / МДФ Ольга Свиблова, исполнительный директор ММСИ Василий Церетели, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, куратор программы «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков, куратор «Манифеста-10» в Санкт-Петербурге Каспер Кёниг.

Инициатором 5-й Московской биеннале современного искусства, взявшим на себя финансовое попечительство, выступило Министерство культуры РФ. Также в этом году Московская биеннале современного искусства впервые получила финансовую поддержку Правительства Москвы.

 

http://5th.moscowbiennale.ru/ru/press/press_releases/2013/9/press_more_light.html

Тема 5-й Московской биеннале «Больше света/More Light» имеет множество интерпретаций – практических и философских, материальных и нематериальных, физических и духовных. В размышлениях о различных структурах пространства-времени – как в контексте капиталистического перепроизводства, так и в контексте новых технологий – биеннале «Больше света» показывает пространство-время как энергию, рождающуюся среди нас, как свет и созидательную силу. Вся экспозиция говорит о том, что для развития нового мышления необходимы посвящение, просвещение и творчество.

Художники, участники выставки, исследуют темы, связанные с нарастающей нехваткой времени («у нас нет времени») и корпоративным вторжением в пространство, в результате которого появляются «не-места». Значительная часть работ на выставке посвящена различным путям течения времени и критически осмысляет привычную организацию пространства. В большинстве проектов энергия подается как нечто, что накапливается и обладает порождающей силой. Эти формы энергии присутствуют во всех сторонах нашей жизни. Мы воспринимаем энергию, путешествующую по частотам и волнам, как свет и как солнечное тепло; если мы устаем от работы, мы чувствуем энергию в собственном теле и в собственной душе. Свет – это энергия, а для нас свет связан с осознанием и с бытием. Видеть можно только при свете; «просветлением» мы называем момент осознания. Время и пространство, которые мы воображаем как измерения энергии, приводят нас к размышлениям об энергии нашей собственной жизненной силы.

Искусство является частью этого процесса и тоже может пониматься как порождающая энергия – энергия, которая возникает в результате совместных размышлений и общего понимания. Она противостоит негативным процессам разделения и вытеснения, которые процветают в современном обществе, полном жестокости, отчуждения и эксплуатации. Все изменчиво и подвижно, все способно реагировать. Медленное пространство-время способно расширяться – это такое пространство-время, в котором происходят и привлекают к себе внимание разные события. Говоря так о свете, мы в результате видим световой поток и воспринимаем свет как энергию. Это место для воображения, для осознанного творчества.

На выставке рассмотрены практики, которые не находятся ни на гребне выдуманного, воображаемого настоящего, ни на вершине времени, – но принадлежат к текущему, связному и медленному настоящему, – это искусство глубокого и радикального настоящего, искусство, намеренно идущее не в ногу со стремительной «творческой экономикой» современности. Одна из целей, которую ставила перед собой куратор – осветить тему течения времени, которое проходит сквозь экономику, общество и искусство, но в то же время захватывает пространство, что в результате вызывает резонанс в культурных контекстах и институциях по всему миру.

В рамках Основного проекта биеннале представлено творчество 72 художников и художественных групп, в том числе 13 из России. Около 30 произведений создано специально для пространства ЦВЗ «Манеж». Среди них работы таких художников, как Альфредо и Исабель Акилисан, Александр Бродский, Джумаади, Давид Клаербоут, Валерий Кошляков, Алия Сайед, Йона Фридман и другие. Крупнейшая выставка актуального искусства объединит проекты художников из 40 стран, большинство из которых впервые будет показано в России.

Выдающийся архитектор Йона Фридман представит гигантскую конструкцию (15х15 м) из стальной сетки и картона, которая станет продолжением его теоретических и практических изысканий в направлении «утопической архитектуры». Эта парящая в воздухе скульптура из переплетенных лент осуществлена совместно с молодыми архитекторами из школы МАРШ.

Инсталляция «Web» (2006) палестинской художницы, живущей в Великобритании, Моны Хатум представляет собой огромную паутину с нанизанными на нити созвездиями хрустальных шаров. Работа, одновременно завораживающая своей минималистской красотой и способная создать у зрителя чувство ожидания «невидимого монстра», характерна для всего творчества художницы: привычные объекты меняют свой масштаб.

Индонезийский художник Джумаади представит работу «Женщина, которая вышла замуж за гору» (Woman who married the mountain). В ней автор, следуя традициям национального театра теней «ваянг», переплетает вымышленные сюжеты с народными легендами. Перформанс с участием артистов Кэмерона Фергюсона и Вари Павловой можно будет увидеть в период с 20 по 28 сентября ежедневно в 18.30 и 20.30.

Работа австралийской художницы польского происхождения Госи Влодарчак представляет монументальную галерею контуров, в которой слились разнообразные детали: фрагменты архитектуры, мебель, инструменты, лица… Для ЦВЗ «Манеж» она распишет поверхность стеклянных стен конференц-зала беспрерывным графическим узором «морозных рисунков» (Frost Drawing).

«Воображаемое поселение» Эда Пина состоит из прозрачных домиков, расположенных внутри большого размера палатки (6х6 м), пространство которой наполнено танцующими, движущимися, отраженными во множестве зеркал тенями. В этой работе Эд Пин, родившийся на Тайване и с 11 лет живущий в Канаде, поднимает темы миграции, жизни вдали от родины, утраты корней и стирании межнациональных различий.

Схожие сюжеты присутствуют и в инсталляции Альфредо и Исабель Акилисан, художников, семь лет назад эмигрировавших из Филиппин в Австралию. Их проекты, реализованные в разных странах мира, основываются на исследовании повседневной жизни людей. Акилисан интересуют личные истории и вещи, они собирают объекты, которые становятся основным материалом для их масштабных инсталляций. В ЦВЗ «Манеж» авторы создали произведение о России – стране, которая для многих жителей планеты ассоциируется со снегом.

 

Список художников Основного проекта биеннале:

1. Альфредо и Исабель Акилисан (Alfredo and Isabel Aquilizan). Филиппины / Австралия, 1965, 1962

2. Виктор Алимпиев. Россия, 1973

3. Абилсаид Атабеков. Казахстан, 1965

4. Умида Ахмедова. Узбекистан, 1955

5. Эйя-Лииса Ахтила (Eija-Liisa Ahtila). Финляндия, 1959

6. Вячеслав Ахунов. Узбекистан, 1948

7. Шувинаи Ашуна (Shuvinai Ashoona). Канада, 1961

8. Ричард Белл (Richard Bell). Австралия, 1953

9. Петр Белый. Россия, 1971

10. Джета Братеску (Geta Bratescu). Румыния, 1926

11. Александр Бродский. Россия, 1955

12. Андреа Бьянкони (Andrea Bianconi). Италия, 1974

13. Сара Ванагт (Sarah Vanagt). Бельгия, 1976

14. Дмитрий Венков. Россия, 1980

15. Риа Верхаге (Ria Verhaeghe). Бельгия, 1950

16. Адриан Вильяр Рохас (Adrian Villar Rojas). Аргентина, 1980

17. Гося Влодарчак (Gosia Wlodarczak). Польша / Австралия, 1959

18. Аслан Гайсумов. Россия, 1991

19. Гао Жун (Gao Rong). Китай, 1986

20. Симрин Гилл (Simryn Gill). Малайзия / Австралия, 1959

21. Жизель Гордон (Gisele Gordon). Великобритания / Канада, 1964

22. Микро-арт-группа «Город Устинов». Россия

23. Ульрике Гроссарт (Ulrike Grossarth). Германия, 1952

24. Эдит Декиндт (Edith Dekyndt). Бельгия, 1960

25. Джумаади (Jumaadi). Индонезия / Австралия, 1973

26. Ирина Затуловская. Россия, 1954

27. Инь Сючжэнь (Yin Xiuzhen). Китай, 1963

28. Амар Канвар (Amar Kanwar). Индия, 1964

29. Сучан Киношита (Suchan Kinoshita). Япония / Нидерланды / Бельгия, 1960

30. Давид Клаербоут (David Claerbout). Бельгия, 1969

31. Елена Ковылина. Россия, 1971

32. Николя Козакис и Рауль Ванейхем (Nicholas Kozakis and Raoul VanEigem). Бельгия, 1967, 1934

33. «Коллектив авторов»*. Россия, Украина, Франция

34. Лоррейн Коннелли-Норти (Lorraine Connelly-Northey). Австралия, 1962

35. Эва Котаткова (Eva Kotatkova). Чешская Республика, 1982

36. Валерий Кошляков. Россия / Франция, 1962

37. Рикардо Лансарини (Ricardo Lanzarini). Уругвай, 1963

38. Фариде Лашаи (Farideh Lashai). Иран, 1944–2013

39. Марк Ликари (Mark Licari). США, 1975

40. Михаил Лукачевский. Россия, 1986

41. Алан Майклсон (Alan Michelson). США, 1953

42. Габриэлла и Сильвана Мангано (Gabriella and Silvana Mangano). Австралия, 1972

43. Коллектив «Масасит Мати» (Джамиль Алабиад) (Masasit Mati Collective (Jameel Alabiad)). Сирия

44. Жюли Мерету (Julie Mehretu). Эфиопия / США, 1970

45. Том Моллой (Tom Molloy). Ирландия, 1964

46. Вонгечи Муту (Wangechi Mutu). Кения / США, 1972

47. Эрин Мэннинг (Erin Manning). Канада, 1969

48. Эйвис Ньюман (Avis Newman). Великобритания, 1946

49. Майя Онода (Maya Onoda). Япония, 1979

50. Панамаренко (Panamarenko). Бельгия, 1940

51. Александра Паперно. Россия, 1978

52. Сопеап Пик (Sopheap Pich). Камбоджа, 1971

53. Эд Пин (Ed Pien). Канада / Тайвань, 1958

54. Робин Род (Robin Rhode). ЮАР, 1976

55. Алия Сайед (Alia Syed). Великобритания, 1964

56. Александр Сигутин. Россия, 1959

57. Сун Дун (Song Dong). Китай, 1966

58. Фрэнсис Старк (Frances Stark). США, 1967

59. Самуил Стоянов (Samuil Stoyanov). Болгария, 1975

60. Таварес Страхан (Tavares Strachan). Багамы / США, 1979

61. Тантрические рисунки (Tantra drawings)**

62. Сельма и Софиан Уисси (Selma and Sofiane Ouissi). Тунис / Франция, 1972, 1975

63. Парасту Форухар (Parastou Forouhar). Иран / Германия, 1962

64. Йона Фридман (Yona Friedman). Венгрия / Франция, 1923

65. Аиша Халид (Aisha Khalid). Пакистан, 1972

66. Бушра Халили (Bouchra Khalili). Марокко / Франция, 1975

67. Н.С. Харша (N.S. Harsha). Индия, 1969

68. Мона Хатум (Mona Hatoum). Ливан / Великобритания, 1952

69. Адам Цвиянович (Adam Cvijanovic). США, 1960

70. Ранджани Шеттар (Ranjani Shettar). Индия, 1977

71. Рена Эффенди (Rena Effendi). Азербайджан, 1977

72. Ян Юнлян (Yang Yongliang). Китай, 1980