Сергей Деменок Просто хаос

Сергей Деменок Просто хаос. – СПб.: ООО «Страта», 2013. – 232 с., тир. 1 тыс экз.

 

30.10.13 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Чертовы сапоги всмятку

Особая страта реальности между хаосом и порядком

Сергей Деменок – Джордано Бруно современной научной популяризации

Человек как финальный продукт мировой страты динамического хаоса

Сергей Деменок предъявил своими фантазийными сводками пример высочайшей гуманитарной технологии на стыке науки и литературы, истории и алхимии, искусства и природы – Сергей Деменок «Просто хаос» (СПб.: ООО «Страта», 2013).

Популяризация достижений науки требует не меньшего творческого усилия, чем получение этих самых достижений зачастую спорных неоднозначной новизны. Жизнь человека или человечества равно представляется цепью множественных попыток познания одного и того же. Сама череда итераций в атаке инсайта на мозги автора предстает иллюстрацией предмета исследования.

Изложение щедро сдобрено множеством изящных математических игрушек в стиле Гарднера. Строгая формульная математика разбавлена литературно-историческими экскурсами.

У этой истории есть главный герой – черт в сапогах. Он многолик: Мефистофель Фауста, демон Лапласа и демон Максвелла, дьявольский полимер Мандельброта, чертова лестница Кантора – «и бог знает, сколько еще референций указывает на черта».

Сапог черта – «сапог Карла Шварца» в итоге триангуляции приобретает бесконечную площадь.

Чертовщина тут на каждой итерации познания. Черт нужен для описания множества простейших моделей катастрофических переходов в фазовом пространстве с образованием множеств Мандельброта. Вихри Тейлора, ячейки Бенара, лента Мебиуса, бутылка Клейна, прямило Липкина-Поселье, граф Калиостро и задача о мостах Кенигсберга, пыль Кантора, подкова Смейла, сдвиг Бернулли, маятник Фуко, черный монах Антона Чехова, кот Владимира Арнольда, карданный подвес и карданный и вал.

Джероламо Кардано в своем «Трактате об азартных играх» отделял фатум, удачу и примету от манипуляций при играх в карты или кости. Опытный игрок знал лучше многих, как изменение центра тяжести кости притягивает более частое выпадение одной из ее сторон. Пример показывает притяжение динамических систем в фазовом пространстве – аттракторы.

Авторская реконструкция истории познания такова. Мефистофель разворачивает перед Фаустом калейдоскоп воззрений, диффузию идей, их перекрестное опыление. Это не удивляло Фауста. Фауст знал, что можно найти миф на любой вкус. Ему самому не раз приходилось быть свидетелем девальвации мифа. Его не проведешь сказками. Он сам мастер иллюзий, он знает им цену и знает, что они ведут не к сути вещей, а от нее. Мефистофель вынужден показать правду. Голая правда шокирует. Перед Фаустом страшная картина: хаос рождается из порядка. Слова первые разлетаются в стороны. Вещи разлетаются на капли или сплавляются в глыбы. Какофония достигает слышимого предела и обрывается. В тишине различается мелодия. Из самой сердцевины хаоса возникает нечто регулярное и прекрасное.

Лао Цзы, VI-V век до н.э.: «В глубинах хаоса кроется чудесное».

Зерно порядка стимулирует цепную реакцию со стороны всего, что есть вокруг. Формируются петли обратного влияния, которые сцепляют фрагменты хаоса по случаю, но не как попало. Возникает цепная реакция. Из хаоса вырастает порядок. В терминах Николая Кузанского порядок и хаос есть coincidentia oppositorum (совпадение противоположностей). В современном языке они ортогональны, т.е. не способны взаимно проникать или проникаться. Хаос прячется за фасадом порядка и за личиной хаоса скрывается строжайший порядок.

Множественные повторы, фрактальность смысла в ячейках текста с изменением слов и ссылок на множество авторов и ситуаций, современников и древних, хорошо известных из школьных учебников по немыслимо разным предметам и вовсе неизвестных – инструменты технологии автора высшего уровня научной популяризации.

Одна небольшая книга фрактальный источник множества знаний. Представлены версии Страстей Христовых и жизни арестованного за открытие туберкул в трупе пекаря студента Мишеля де Нотрдама как PR-проект «предсказатель Нострадамус». Дотошно описан эффект бабочки Эдварда Лоренца, автора теории структуры хаоса. Авторство формулировки Деменок отдает фантасту Рэю Бредбери в рассказе «И грянул гром» 1952 года. Авторство самого эффекта досталось средневековому монаху Килиану Лейбе – метеорологу, как и Лоренц, жившему на 450 лет раньше.

Сергей Деменок вполне откровенен и тайн из природы своего мастерства не делает: «Чтобы представить новое знание хотя бы поверхностно, через текст, мы не станем далее заботиться о его соответствии той эпохе, тем более что никакого соответствия и не было. Излагая суть дела на современном языке, скажем, что сближаясь с хаосом, интерпретируя, выбирая, присваивая фрагментам и явлениям смысл и символ, мы противопоставляем дикой алеаторной массе свое бытие. ... Красота есть тот код, который прилаживает «бытие в воображении» с «бытием, стоящим в наличие». Смысл и символ выбираются по наитию, по намеку, по случаю или по произволу, но только не на авось. Ибо всякий выбор зажат «двойной клешней» необходимости. Перед нами своего рода мечущаяся необходимость» ... в процессе комбинации и рекомбинации реализуются все возможные порядки и конфигурации сил. Ваш выбор не расширит эти возможности, но способствует реализации одной из возможных конфигураций порядков и сил. Совсем не факт, что реализуется ваша цель. ... Только многократно повторенный «во времени или по ансамблю» выбор может сместить вектор реальности. Каждый отдельный выбор определяет результат не так часто, как об этом говорят, и не так существенно, как об этом думают. Судьба и сама играет в «орлянку». Поэтому – «все позволено». Этот тайный девиз средневекового мусульманского ордена ассасинов восходит к Заратустре. Эту мысль повторяет апостол Павел в 1-м послании коринфянам: «все мне позволительно». Эта мысль естественна, если верить, что бог есть, и так же естественна, если бога нет. Однако то, что все позволено еще не значит, будто ничто не запрещено, будто ничто не наказуемо».

«Сегодня динамической называется такая система, в которой каждое значение параметра в любой последующий момент времени получается из исходного набора параметров по определенному правилу. Это правило задает оператор эволюции динамической системы. Оператор эволюции может быть описан дифференциальным уравнением, если система ведет себя как поток, или рекуррентным отображением, если система ведет себя как каскад. В первом случае траектория системы есть непрерывная линия в фазовом пространстве. Во втором случае фазовой траекторией динамической системы является дискретная последовательность точек в фазовом пространстве». Фазовый портрет системы – точки в n-мерном по числу параметров пространстве, соответствующие состояниям системы. Динамическая система – некий фрагмент, мысленно вырезанный из алеаторной среды, для которого установлен характерный набор параметров. Динамические системы классической физики можно не только выделить, но и отделить. В изолированной системе энергия сохраняется. Такие системы называются консервативными. В реальности механическая энергия рассеивается и переходит в тепло. Такие системы называются диссипативными. Оператор эволюции может обуславливать деградацию системы в форме тепловой смерти или приводить к усложнению и развитию динамической системы. В отличие от консервативных динамических систем с их постоянством, кластер диссипативных систем съеживается и концентрируется на одном или нескольких аттракторах. Режим предоставленной самой себе системы забывает начальное состояние и принимает состояние аттрактора, к которому стремится.

Краткий конспект отражает действие антропного принципа в синергетике Сергея Курдюмова «будущее сегодня»: будущее засасывает нашу реальность своеобразной воронкой. Привычные чудеса происхождения мы наблюдаем без удивления. Из мерзкой гусеницы путем самопереваривания рождается прекрасная бабочка. Ребенок не просто растет в размерах, скачками идет морфогенез, требующий значительных ресурсов и энергии. Детеныш человеческий закладывается похожим на взрослое существо и это большое достижение эволюции. Что впрочем только мешает нам видеть исключительное в обыденном. Здесь же заложены принципы древней селекции одомашненных форм животных и растений. Только хорошо оплаченное сумасшествие может напугать новыми потугами генетической инженерии на фоне древнего искусства, родившегося вместе с человеком. Мы все в известном смысле ГМО в нашей Вселенной, родившейся из точки фантастической массы и породившей типичное наше многообразие путем череды чудесных катастроф.

Деменок написал «судьба играет в орлянку». У Станислава Лема эволюция – карточный шулер. Серьезный эволюционист Verne Grant писал об «удачливости эволюционной судьбы».

Автор не может быть автором, если не даст в нагромождении цитат и ссылок пищу талантливых неучей под предводительством великих Ливанова и Гельфанда с командой добровольцев-антиплагиаторов. И если не закопает в нем свой термин с новой дефиницией. Прием столь же прост сколь гениален, потому что мир людей ведет войну вовсе не с грабителями на большой дороге науки, а с самой истиной. От хорошо известного мифа общество испытывает заслуженный оргазм, не достижимый иначе как через садистское уничтожение в кострах амбиций подвернувшегося под руку носителя нового, неприемлемого в нашей системе ценностей.

Все перемешалось – мрак средневековья, чувство светлого будущего, наука с теологией и эзотерикой. Получился однако не раствор, а сапоги всмятку бесконечной поверхности.

Такую книгу, как «Просто хаос», просто так из головы не напишешь. Это продукт многолетнего увлеченного труда на базе необходимого и достаточного объема адекватных знаний. Позволю себе утверждать, что книги Деменока – лучший учебник современной физики. И еще: насильственные слухи о смерти в России и науки и научной популяризации оказались несколько преувеличенными.

 

Аннотация к книге «Просто хаос»

Регулярный или динамический хаос был открыт и стал предметом многих статей в глянцевых журналах в последние несколько десятилетий. Это открытие изменяет наши представления о реальности. В новом свете предстают архетипы старых мифов. Хаос — в древнегреческой мифологии — есть предельное распыление материи и одновременно предельное её сгущение, и поэтому он смертельно опасен для всего живого. Он же источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Хаос всемогущ и безлик, он всё оформляет, но сам бесформен. Между хаосом и космосом есть пограничная область, испокон веков известная как Тартар. На современном научном языке область между хаосом и порядком находится особая страта реальности, в которой поведение динамических систем является полностью предопределённым, но при этом непредсказуемым. Здесь мы сталкиваемся со странными аттракторами, фракталами и причудливой топологией пространств. И если древний Тартар располагался где-то далеко на периферии мироздания, то динамический хаос пронизывает всё наше существование. Это само по себе радикально трансформирует картину мира. От этой новой интерпретации реальности нельзя отмахнуться — она всё равно настигнет. На этом основании стоит иметь ясное представление о теории динамического хаоса по крайней мере в общих чертах.

Настоящая книга представляет собой упрощённое изложение основных представлений теории динамического хаоса. Она не предназначена для специалистов в этой области. Эта книга для дилетантов в теории хаоса — для тех, кто живёт в самой гуще интенсивного настоящего и вынужден динамично и адекватно реагировать на тенденции и тренды, просматривая следующие за ними метаморфозы реальных событий.