В конце: Лекция полит.ру Жанны Резниковой: Никакой культуры на лекции о культуре животных люди не обнаружили

 

Второй день я не могу попасть на заседания комитета по ЖКХ, сегодня обсуждался законопроект о предельных индексах тарифов

 

21-22.11.13 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Содержательное обсуждение пустого и понятного вопроса

Председатель ГД Сергей Нарышкин провел заседание Совета по инвестициям. Обсудили вопросы, связанные с развитием институтов государственно-частного партнерства и секьюритизации финансовых активов в РФ.

Секьютеризация – еще одно слово, которое само по себе не значит ничего. Нечто вроде ханжеского эвфемизма. Фигового листа, прикрывающего срамную истину невозможности защиты активов в существующей ситуации. Security – просто «безопасность», можно было бы сказать по-русски.

Еще лучше государственно-частное партнерство – ГЧП. Поскольку у государства денег как бы нет, уважаемые люди по поручению Нарышкина несколько месяцев ломали голову, как привлечь частные деньги. Представили итог работы. Для его обсуждения привлекли статусных людей – Виктор Вексельберг и Александр Волошин, Игорь Коваль от Минэка и Анна Попова от Сбербанка, Алексей Моисеев от Минфина и Йерг Бонгартц от Дойче Банк. Они сказали много содержательного и указали на детали, которые можно поправить.

Когда все так хорошо, стоит ли давать слово бюджетному комитету? – первые же слова главы бюджетного комитета Андрея Макарова не предвещали ничего хорошего. В конце концов, должен же кто-то говорить правду?

«Я не осторожный и в душе пессимист», – подчеркнул Макаров.

Макаров напомнил о том состоянии, в котором мы сейчас находимся. Мы говорили, что не хватит от триллиона до полутора. Правительство говорило, все классно. Мы пережили, потому что не направляли денег в Резервный фонд. Говорить о ГЧП, когда в регионах нет денег? Прогноз Макарова на 2014 год, если не изменится ситуация, в федеральном бюджете не хватит два триллиона, в региональных – два с половиной. Темпы роста, которые заложило правительство, никогда не будут достигнуты. Они происходят только за счет роста частных инвестиций. Не очень сложно посчитать, сколько нужно частных инвестиций, чтобы обеспечить такие темпы роста. Это арифметическая задача, которая оказалась не по плечу нашему правительству и Минэку, иначе они бы никогда такую чушь не написали. Уже не из области бюджетной, а области психиатрической относится то, что во всем мире столько сумасшедших с деньгами просто нет.

До кучи Макаров напомнил, что накануне при обсуждении денежно-кредитной политики Банка России все признали: существующая экономическая модель себя исчерпала.

Макаров со всем согласен – с использованием Резервного фонда, более эффективно использовать пенсионные средства. С чем категорически не согласен, что их можно использовать, пока мы ничего не изменили. Иначе в лучшем случае разворуют, в худшем случае они просто пропадут и будут истрачены бессмысленно. Потому что в той ситуации, которая сегодня существует, использовать деньги бессмысленно. Закон замечательный, но закон действует не в безвоздушном пространстве. В любой другой стране или на Луне он бы отлично работал.

Нарышкин по долгу службы встал на защиту правительства. Представитель правительства в Думе Александр Синенко повторил чужую шутку: «У каждого человека должна быть жена, невозможно ж все происходящее валить на правительство».

Макаров не удержался от ядовитого вопроса: Я правильно понимаю, что теперь правительство будет определять какую жену какому депутату сделать? То есть вы в это до сих пор не вмешивались.

Синенко невозмутимо продолжал: оптимисты учат английский, пессимисты китайский, реалисты автомат Калашникова. Но это не означает что правительство реалисты и учат Калашникова.

Как бы Макаров ни старался испортить нам настроение, ему это не удалось, констатировал в завершение Нарышкин. Благодаря скоординированной работе комитетов в декабре три законопроекта можем вынести на второе чтение.

 

Сообщения

 

Сергей Нарышкин сообщил, что в пятницу Дума рассматривает в третьем чтении бюджеты. Из-за пенсионных законов возможно пройдет еще одно заседание и мы все успеем в декабре.

Завтра Дума отклонит во втором чтении законопроект о Росфинагентстве. Готовилось множество поправок, но в результате принятой оказалась одна – отклонить.

 

Банки не хотят связывать себя двадцатью процентами секьюритизации – или просто не хотят ГЧП

Каждая птичка в парламентской клетке чирикает строго со своей ветки. В Думе просит свободы слова, из правительства посылает свободу слова в Думу. Впрочем, вряд ли Макарова пустят в БД и он относительно честен требуя чтоб министры к нему ходили.

Председатель ГД Сергей Нарышкин провел в Золотом зале заседание Совета по инвестициям при председателе ГД. Обсудили вопросы, связанные с развитием институтов государственно-частного партнерства и секьюритизации финансовых активов в РФ.

Андрей Макаров: государственных программ в бюджете нет, одна вода. Правительство и министерство делает все чтоб в Думе не обсуждалось – пусть министры сюда приходят и доказывают. Если не создать инвестиционный климат, Резервный фонд и пенсионные средства тратить нельзя – в лучшем случае разворуют

Ханжество Ханженковой: будут рассказывать, как делать Россию счастливой, но про Елену Котову ни слова – она пыталась рулить ЕБРР для России и подверглась политической смерти

Открывая обсуждение, Нарышкин сказал что сегодняшнее заседание Совета проходит на фоне значимых событий в экономике. В Госдуме заканчивается рассмотрение бюджета. Депутатам удалось найти решения социальных вопросов по детским садам, школ и т.д. Ситуация в экономике остается непростой, рост 1,8% не будет достигнут, инфляция скорее всего перевалит за планку 6%. Тем не менее говорят о привлекательности России. Мы сегодня рассмотрим результаты рабочей группы Кирилла Дмитриева и вопросы секьюритизации активов. Вторым вопросом ГЧП. закон должен создать добавленную стоимость для инвесторов.

 

Гендиректор ООО «Российский фонд прямых инвестиций» Кирилл Дмитриев сообщил что по поручению Нарышкина создали рабочую группу для обсуждения вопроса как привлечь в Россию активы. Мы интенсивно работали на протяжении пяти-шести месяцев. Результатом работы явился стостраничный документ. Совершенствование законодательства по концессионным соглашением. Работает по платным дорогам. Введение проектных облигаций. Создание общества и введение особого порядка банкротства этих обществ, чтобы инвесторы обладали защищенностью. Мы предлагаем закрепить увеличение концессионного срока на срок который превышает бюджетные обязательства, чтобы можно было финансировать проекты 5-10 лет. Регионам трудно финансировать проекты дольше трех лет. Мы говорим о некоторых инструментах которые лучше бы усилить. Контракт концессионного цикла. Мы хотим упростить оформление земельных участков за концессионерами. Крайне необходимо снять ряд ограничений для пенсионных фондов чтобы они могли финансировать эти проекты. Также мы сможем повысить доходность пенсионных фондов. Законопроект по ГЧП крайне важен.

 

Председатель комитета ГД по финансовому рынку Наталья Бурыкина сообщила что в целом законопроект сейчас на стадии выпуска. Мы планируем поставить его на второе чтение его на 10 декабря. При доработке планируем его существенно расширить, внести изменения о ЦБ, по ипотечному кредитованию. Принципиально то что предлагается два типа общества проектного финансирования. В принципе закон получился добротный. Сколько оставить для секьюритизации. Мы оставили 20%, нам говорят что в Европе пять.

 

Замминфина Алексей Моисеев встрепенулся от вопроса Нарышкина и сказал что значительно снизит стоимость финансирования для малого бизнеса. Мы конечно очень большие надежды возлагаем на работу этого закона. У нас опыт секьюритизации успешный есть как вы знаете в ипотеке. И конечно очень будет хорошо если этот опыт распространится на другие кредиты. В первую очередь на кредиты малому и среднему бизнесу.

 

Председатель СД ОАО «Уралкалий» Александр Волошин поделился впечатлением что закон реально очень нужен, он принесет большую пользу. Замечания устранимы. Для малого бизнеса это суперважно, когда прежняя модель роста уже не работает. Если не сопровождать столь же эффективными мерами по улучшению бизнес-климата то эффективность этого может быть не столь высока. То есть доступ к финансовым ресурсам мы обеспечим, но инвестирования активного может не быть, если не будет сопровождаться активными мерами по развитию бизнес-климата. Особенно это важно для малых и и средних предприятий который беззащитны к чиновничьему произволу. Что касается ГЧП, в этой теме появился один актуальный акцент мы стоим на пороге активных действий за счет финансирования за счет средств ФНБ, хотелось бы чтобы это делалось с участием частного бизнеса. Есть опасение если это чисто государственных средств их эффективность может быть не столь высока. Участие государственных средств будет нам гарантировать возврат.

 

Вице-президент ОАО «Сбербанк России» Анна Попова сказала что мы сторонники секьюритизации потому что Сбербанк является активным рыночным участником процесса. Нам нравятся ключевые вопросы по секьюритизации. Нас удовлетворяет как прописано принятие решений по банкротству не вывод из конкурсной массы, а некоторые особенности которые позволяют защитить имущество при секьюритизации. Хорошо решен вопрос что такое проектное специализированное общество. Позитивно решен вопрос субординации разных выпусков, это позволяет расширить инструменты. То что на западе называют pass through структурами, т.е. это основа проектного финансирования это тоже решено. Нас беспокоит то что 20% риска банк-оригинатор должен оставить на балансе у себя. Но почему надо так жестко вписывать в закон 20%, а не можем отдать это на нормативный акт? Ситуация с рисками меняется. Европейская практика 5%. Еще смущает то, что относится к залоговому законодательству, потому что ГК описывает нормы залогов как общие нормы. Теперь общая норма запрещает договором ограничивать право последующих залогов. Это может привести к ряду временных и финансовых издержек. При возникновении споров о приоритетности залогов все-таки залогодержатель будет себя чувствовать спокойно в ряде ситуаций, это не стопроцентная практика запрет последующих залогов. Но все же запрет на последующие залоги защищает залогодержателя и это обычная практика. Ее отмена вызывает беспокойство.

Нарышкин попросил Бурыкину с ходу не отвергать аргументы Поповой, но Бурыкина продолжала настаивать на 20%.

 

Председатель СД ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит сказал у нас есть как положительный так и отрицательный опыт. Отсутствует механизм координации при строительстве крупных объектов. В целом закон даст положительную динамику.

 

Зампред комитета ГД по жилстрою и ЖКХ Елена Николаева сказала что закон подготовленный во втором чтении отвечает на вызовы. Были жестко поставлены вопросы о собственности причем как существующей так и возникающие. В результате четырех парламентских слушаний законопроект существенно доработан. К сожалению исчезла норма о комплексном освоении территории. Жилищного строительства законопроект не касается вообще. Предлагаю расширить его на этот вид. ГЧП предполагается по одному виду объектов, а при комплексном освоении территории возникает много видов объектов. Возникает вопрос насколько выбранная модель ГЧП эффективна для государства и для частного партнера? Механизм оценки эффективности не разработан. Хотелось бы чтобы были ответы на все вопросы с т.зр. реализуемости, возврата средств.

 

Председатель комитета ГД по вопросам собственности Сергей Гаврилов констатировал что поддержка сбалансированная, она во многом оправдалась. Вследствие недофинансированости регионом и муниципалитетов необходимо привлечение инвесторов для исполнения публичных полномочий. Мы пошли по пути максимального разграничения с ФКС, чтобы исключить возможность злоупотреблений, введя конкурсные процедуры отбора. Если вопросы решаются на федеральном уровне, все-таки правительство должно определять эффективность инвестпроектов и определять преимущества ГЧП над другими формами в частности госзакупками. Мы утвердили формы ГЧП. возникла еще тема инициирована вице-премьером Дмитрием Рогозиным, о ГЧП в сфере ОПК, стрелкового оружия, в ГОЗ и продукции ограниченного оборота. Спасибо коллеги. Все наши предложения открыты, постараемся в декабре выйти на второе чтение. Обещаю что в первую пленарную неделю декабря вынесем законопроект на Совет Думы.

 

Когда все так хорошо, стоит ли давать слово бюджетному комитету? – председатель комитета ГД по бюджету Андрей Макаров внял предупреждению Нарышкина на предмет «если вы сразу скажете что хотите испортить нам настроение», Макаров сказал что со всем согласен. Единственно что страшно не понравилось ложка дегтя которую нам с той стороны подбрасывают. Сегодня это сделал Волошин. Он позволил себе намекнуть что если не изменится инвестиционный климат все замечательное о чем здесь говорили к сожалению не сработает. Это неприятное замечание. Я считаю все сработает. Не согласен с предложением давайте передадим все на уровень законодателей. Я считаю есть более оперативные методы. Налоговое законодательство передали на уровень правительства на самом деле, все кажется что Дума принимает. У нас нет ни одной статьи в НК где б не было написано «в порядке определяемом правительством».

Нарышкин предположил, что Волошин так сказал потому что он человек осторожный, а в душе он оптимист, – не заблуждайтесь.

А я не осторожный и в душе пессимист, – продолжил Макаров. В этом разница. Закон замечательный, закон действует не в безвоздушном пространстве. В любой другой стране или на Луне он бы отлично работал. Макаров говорит о том состоянии в котором мы сейчас находимся. Мы говорили что не хватит от триллиона до полутора. Так случилось. Правительство говорило что все классно. Мы пережили потому что не направляли в Резервный фонд. Сейчас внесли поправку что можно взять. Говорить о ГЧП, когда в регионах нет денег? Прогноз Макарова на 2014 год если не изменится ситуация в федеральном бюджете не хватит два триллиона, в региональных два с половиной. Темпы роста которые заложило правительство никогда не будут достигнуты. Они происходят только за счет роста частных инвестиций. Не очень сложно посчитать сколько нужно частных инвестиций чтобы обеспечить такие темпы роста. Это арифметическая задача, которая оказалась не по плечу нашему правительству и Минэку, потому что иначе они бы никогда такую чушь не написали. Уже не области бюджетной, а к области психиатрической относится то что во всем мире столько сумасшедших с деньгами просто нет. Все признали, что существующая экономическая модель себя исчерпала. Бог с ним с ГЧП, вот например Росатом ведет прекрасный проект в Турции, но он нигде не представлен. Поэтому количество спекуляций на объектах идет огромная. Очень важно чтобы проекты были представлены в первую очередь в парламенте. Чтобы не в министерстве договаривались, а приходили в парламент и доказывали необходимость проектов. Если мы хотим чтобы ГЧП не оказалось в безвоздушном пространстве, оно должно ложиться в бюджете на государственные программы. Мы рассмотрели государственные программы. В правительстве в один день приняли 35 программ, надо было галочку поставить. На самом деле как бы это помягче сказать ни одной государственной программы нет, это вода. Мы приняли решение что все эти программы должны быть переработаны. Если мы хотим чтобы то что мы обсудили было наполнено деньгами, все это надо переносить на государственные программы. Правительство очередной раз утвердит и ничего не будет. Макаров со всем согласен и с использованием Резервного фонда, более эффективно использовать пенсионные средства. С чем категорически не согласен – что их можно использовать пока мы ничего не изменили. Иначе в лучшем случае разворуют, в худшем случае они просто пропадут и будут истрачены бессмысленно. Потому что в той ситуации которая сегодня существует использовать деньги бессмысленно.

Бюджет следующего года впервые формировался на основе программно-целевого принципа. Первый блин вряд ли ожидалось что будет таким совершенным, все идет по закону жанра – сказал Нарышкин.

Однако Макаров не унимался: вы начали очень важную работу. Мне от вас на самом деле ничего не надо и пусть в подхалимы. На сегодняшний день и правительство и министерство делают все чтобы здесь эти вопросы не обсуждались. Чтобы Дума выносила постановление «правительству обеспечить», а не дать денег на проекты. Вот пусть министры приходят и доказывают.

Правительство не имеет права нам мешать, – встал на защиту правительства Нарышкин.

 

Президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг хотел бы поддержать Макарова несмотря на его агрессивность. Проектов комплексного освоения территорий в стране восемь или даже меньше. Это закон об основах и трудно туда вмести все ГЧП. Просьба в рамках программ исходя из практики определить форматы ГЧП. Если правительственных программ правительство будет утверждать, проекты будут наполняться финансовым содержанием, ГЧП заработает. Денег нет, это повод коррупционности, идите договаривайтесь, вам дам вам не дам. Если всего этого избежать мы достигнем очень много.

 

Директор Департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэка Игорь Коваль предупредил ГЧП не является абсолютной панацеей. Второе возникновение собственности в ГЧП. Мы сейчас с коллегами из Минфина работаем и находимся в конструктивном диалоге. Изначально правительство руководствовалось рамочностью законопроекта, чтобы предоставлять территориям и муниципалитетам больше гибкости. Мы заложили конструктор выбора формы ГЧП. При этом даем возможность финансирования проектов, титул собственности и выбрать необходимую форму ГЧП пользователю. Впоследствии необходимо принятие целого ряда подзаконных актах о порядке подготовки соглашения о ГЧП, порядок проведения конкурсных процедур, осуществления контроля и мониторинга за реализацией проектов. Все эти вещи будут расшиваться на более поздних дальнейших этапах.

 

Управляющий директор ЕБРР по России Наталья Ханженкова назвала очень важным создание проектных компаний, расширение видов залога и вопросы Бюджетного кодекса. Здесь больше чем трехлетний цикл бюджетирования очень важно для привлечения частных инвестиций. Изменения по залогам приблизят к международной практике и облегчат финансирование проектных облигаций, секьюритизации чтобы давать возможность малому и среднему малому бизнесу привлекать кредиты. Но мы считаем нужна большая гибкость по залогу. Что особенно важно для малого и среднего бизнеса, снижение транзакционных издержек, которые еще все-таки велики, потому что обязательное уведомление, обязательное нотариальное заверение. Призываем продолжить работу чтобы сделать более гибким законодательство.

 

Представитель правительства в ГД Александр Синенко сказал от подхалимов спасибо что вы защитили правительство. Ехал сегодня в машине слушал Русское радио замечательную шутку услышал: «У каждого человека должна быть жена, невозможно ж все происходящее валить на правительство». Это к тому что мы должны вместе работать над такой серьезной проблемой, которая коренным образом меняет подходы к бюджетированию.

Макаров не удержался от ядовитого вопроса: Я правильно понимаю, что теперь правительство будет определять какую жену какому депутату сделать? То есть вы в это до сих пор не вмешивались.

Однако Синенко невозмутимо продолжал: Я этого не говорил. Теперь по поводу пессимистов и оптимистов, есть же еще и реалисты. Помните: оптимисты учат английский, пессимисты китайский, реалисты автомат Калашникова. Но это не означает что правительство реалисты и учат Калашникова. Теперь по теме. Мне довелось проводить все эти законопроекты. Я счастлив что они вышли на финальную стадию. Это действительно рыночные законопроекты. Они не про госорганы, а про новые инструменты, которые экономике позволяют расти. У нас есть компания «Лидер» не дожидаясь изменений законодательства занимаются ГЧП.

 

Замгендиректора УК «Лидер» Юрий Сизов пользуясь поддержкой Синенко прорекламировал свою самую крупную компанию по управлению негосударственными пенсионными фондами. Мы инвестируем в ГЧП в рамках концессии. Заключили восемь концессионных соглашений в разных сферах. Транспортная инфраструктура дорога М1, обход Одинцово, Москва-Минск. 26-го Медведев там будет перерезать ленточку и откроют. Пока закрыто.

Макаров спросил: Когда ленточку перережет, закроют?

Нет, будет открыто, заверил Сизов. У нас большой опыт, пять концессионных соглашений в ЖКХ. Получается нестыковка. Привлечение инвестиций через кредиты или облигации в неравных условиях. Государство по 185-ФЗ готово субсидировать долгосрочные кредиты, но их мало кто дает. Инвесторы готовы выпускать облигации на долгосрочные средства. Пенсионные фонды и иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в облигации, но они не субсидируются по какой-то причине, хотя их природа с кредитами одинаковая. Мы проработали поправки в 185-ФЗ, они устраняют несправедливость и вводят субсидирование облигационных займов. Просьба принять эту простую поправку. Закон о концессиях развивается уже семь лет. Закон о ГЧП на первой стадии. Тактикой малых дел мы могли бы достигнуть много. Там есть еще один пункт, что субсидии распространяются на города до 250 тыс населения. Мы в Нижегородской области реализуем проект утилизации ТБО межмуниципальный на семь районов. У нас нет ни одного города свыше 15-20 тысяч. Но поскольку это треть области, в целом больше 250 тысяч. Если бы мы эти два момента примем, будет очень здорово.

 

Чудесным образом сейчас идет заседание комитета там рассматриваются поправки в 185-ФЗ, сообщила Николаева. Первую поправку Николаева уже внесла, вторую будем обсуждать.

 

Председатель правления ООО «Дойче Банк» Йерг Бонгартц в коротком комментарии высказал обеспокоенность по поводу такого момента как банковская тайна. Дело в том что институт банковской тайны, нет поправок в Гражданский кодекс и закон о банках, может ограничивать возможности которые открывает закон о секьюритизации. Ведь инвесторы заинтересованы получить дополнительную информацию о заемщике, кредит которого возможно продается. Здесь даже при согласии заемщика нет такой возможности раскрывать информацию. Предложение внести поправки в законы и Гражданский кодекс.

 

Как бы Макаров ни старался испортить нам настроение, ему это не удалось, констатировал в завершение Нарышкин. Благодаря скоординированной работе комитетов в декабре три законопроекта можем вынести на второе чтение

 

Предположительно речь идет о поправках в закон о секьюритизации, в Гражданский кодекс о договорах и налоговых поправках.

 

Пресс-релизы

 

Ужесточить наказание для недобросовестных поставщиков продуктов питания!

Чтобы защитить потребителя от некачественной пищевой продукции, опасной для жизни и здоровья граждан, депутат фракции ЛДПР в ГД Виталий Золочевский предлагает внести поправки в статью 238 Уголовного кодекса РФ.

Эта статья определяет наказание за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В части 2 статьи устанавливается повышенная ответственность в случае, если данные действия повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Часть 3 статьи предусматривает более высокую ответственность, если произошла смерть двух или более лиц.

Виталий Золочевский полагает, что не во всех случаях можно достоверно определить последствия совершенного преступления. «После сбыта пищевой продукции, хранимой или перевозимой, например, в цистернах, в которых ранее транспортировались опасные грузы, бывает очень трудно определить круг тех, кто успел приобрести эту продукцию. А значит, трудно определить и пострадавших, тех, кто в результате ее употребления получил вред здоровью или даже умер», – отмечает парламентарий. При этом он обращает внимание на пункт 5.9 «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» и международные требования. Там четко обозначен запрет на транспортировку пищевых продуктов транспортными средствами, в которых ранее перевозились опасные грузы.

«Об особой циничности данного преступления говорит то, что оно направлено не на конкретного человека, а на неопределенный круг лиц. Для тех, кто его совершает, оказываются совершенно безразличными жизнь и здоровье множества граждан. Значение имеет только личная выгода, получаемая в результате экономии средств, которые не затрачиваются на закупку или аренду емкостей, предназначенных и используемых только для хранения и перевозки пищевой продукции», – пишет Виталий Золочевский в пояснительной записке к законопроекту.

Подобный вид преступления депутат фракции ЛДПР предлагает выделить в отдельную часть статьи 238 УК и наказывать за него принудительными работами на срок до 5-ти лет либо лишением свободы до 10-ти лет. «Настоящий проект закона направлен на защиту прав потребителя», – резюмирует Виталий Золочевский. Сегодня парламентарий направил законопроект в Правительство РФ для получения официального отзыва.

Стоит отметить, что проблема, которую последовательно поднимает депутат фракции ЛДПР, более чем актуальна. Так, по данным специалистов, в каждом третьем плавленом сырке, представленном сегодня на рынке, содержится пальмовое масло и заменитель молочного жира. Эти составляющие транспортируются в цистернах, ранее используемых для перевозки нефтепродуктов и ядохимикатов.

«Сегодня принципиально важно обратить внимание широкой общественности на проблему перевозки пищевых продуктов в цистернах из-под опасных и вредных для здоровья грузов. Русских людей пытаются уничтожить тем, что мы едим. Пальмовое масло, и другие виды пищевой продукции преступным образом перевозятся в цистернах после битума и бензина. С пищей мы едим нефтепродукты!» – отмечал ранее Виталий Золочевский.

 

Сергей Миронов: Новое Министерство строительства и ЖКХ: на войне, как на войне?

В России создается новое министерство – строительства и жилищно-коммунального хозяйства. По сравнению с федеральным агентством по строительству и ЖКХ оно будет иметь больше функций. И заниматься будет широким кругом вопросов – от ЖКХ до Олимпстроя и архитектуры.

Объемы и сфера деятельности, сами по себе немалые. А уж проблемы поистине огромны. Финансирование сферы ЖКХ и привлечение негосударственных инвестиций, несовершенство правовой базы, недоработанная система ремонта многоквартирных домов, огромное количество ветхого и аварийного жилья, рост тарифов ЖКХ, который стал не просто «притчей во языцех», но и самым настоящим ударом по карману граждан.

Хочется надеяться, что глава нового Министерства Михаил Мень будет делать все возможное для решения этих серьезнейших и многочисленных проблем. Что для этого нужно? Да то же, что и для эффективной работы любой организации: сплоченная команда профессионалов, взаимодействие с властями всех уровней, умелое использование полномочий. А еще желание и решимость кардинальным образом изменить систему, которая породила все эти проблемы.

Ни коррупционеры, ни нерадивые хозяйственники, ни местные царьки не хотят и не захотят перемен. А отсюда следует очень простой вывод: строить новые модели управления и хозяйствования на прежней, порочной основе не получится. Как не получится строить красивейший дворец, закладывая фундамент на плывуне или зыбучих песках. Деятельность нового министерства должна вестись одновременно с приведением в порядок вертикальных и горизонтальных связей в этой сфере, решением правовых вопросов и вопросов финансирования. И одновременно с борьбой против коррупции. Уж слишком много «пиявок» присосалось к строительству и ЖКХ. Они жиреют, используя любые возможности урвать денег, различные лазейки и лакуны в законодательстве, скрытно или открыто попирают закон.

Не хочу ничего предрекать, но мне кажется в этой связи, что самые важные шаги Министерства будут напоминать или «разведку боем», или самые настоящие боевые действия. Что ж, на войне, как на войне. Главное, чтобы победителями оказались те, ради кого и создается новая структура – граждане России.

 

Замруководителя фракции Справедливая Россия депутат ГД Алексей Чепа сегодня внес законопроект, касающийся изменений в УК РФ, о лишении права на государственную пенсию по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет для коррупционеров.

Настоящим законопроектом предлагается дополнить перечень уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, новым наказанием в виде лишения права на государственную пенсию по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет.

Комментарий Алексея Чепы: «Большая часть сотрудников правоохранительных органов честно исполняют свой долг на службе Родине. Однако согласно соцопросам почти половина россиян не доверяет полиции. Опыт по переименованию милиции в полицию также не привел к улучшению имиджа правоохранительных органов в глазах граждан РФ. К сожалению, существующее наказание за нарушения законодательства, осуществляемые сотрудниками органов правопорядка, оказывается не достаточным для того, чтобы полностью предотвратить эти нарушения. Мировой опыт показывает, что одной из эффективных мер борьбы с коррупцией во многих странах является лишение должностных лиц, осужденных за преступления коррупционного характера, права на полагающуюся им государственную пенсию»

Действие законопроекта будет распространяться на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

По смыслу законопроекта данный вид наказания будет являться дополнительным видом наказания и по усмотрению суда может быть назначен соответствующим лицам за преступления против государственной власти и интересов государственной службы.

Введение предлагаемой меры уголовного наказания будет являться дополнительным фактором, обеспечивающим добросовестное исполнение должностными лицами своих обязанностей, и будет способствовать решению актуальной в настоящее время задачи борьбы с коррупцией.

 

Андрей Клишас: Законопроект о правилах содержания и выгула собак требует скорейшего принятия

Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» (в части установления ответственности за нарушение правил содержания, выгула животных) требует скорейшего принятия. Об этом говорится в Постановлении Совета Федерации «О мерах по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в РФ», принятом на 340 заседании верхней палаты, в котором рекомендовано Государственной Думе ускорить рассмотрение этого документа.

Авторами проекта закона выступили председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас, заместитель председателя Комитета СФ Константин Добрынин и председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов.

Законопроектом предлагается ввести ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а также за их истязание, совершенное из хулиганских или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. Наказание при этом устанавливается в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. Предусмотрены и другие виды наказаний: обязательные работы на срок до двухсот сорока часов, исправительные работы до одного года, ограничение свободы до года, арест сроком до трех месяцев.

Как отметил Андрей Клишас, в последнее время в средствах массовой информации освещаются случаи жестокого обращения с животными и случаи нападений в общественных местах животных, в основном потенциально опасных пород собак, на людей.

«В России необходимо прививать культуру содержания домашних животных, предотвращая возможность возникновения опасности, как стороны животных, так и со стороны граждан. Живодерство и самоуправство в отношении животных – недопустимо» – пояснил парламентарий.

 

А. Чернышев: Законодательное обеспечение земельной реформы в России нуждается в унификации

В Совете Федерации в рамках проекта Германо-Российский аграрно-политический диалог состоялся семинар-совещание на тему «Управление земельными ресурсами». Вел заседание заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Чернышев.

В ходе мероприятия обсуждались вопросы управления земельными ресурсами: кадастровый учет, регулирование имущественных отношений и особенностей порядка использования сельскохозяйственных земель с учетом опыта Германии.

Законодательное обеспечение земельной реформы в России нуждается в унификации, гармонизации и устранении пробелов, подчеркнул Алексей Чернышев.

В своем выступлении законодатель остановился на актуальных вопросах управления земельными ресурсами России. По его словам, в большинстве случаев принимаемые законы и законодательные инициативы не всегда отвечают задачам развития страны и модернизации ее экономики.

Сенатор отметил, что земли сельскохозяйственного назначения выделены в самостоятельную категорию и выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране. «На протяжении последних двадцати лет в России наблюдалось ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий».

В связи с этим, считает Алексей Чернышев, большое значение для решения практических задач сохранения и повышения почвенного плодородия земель имеет федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения».

По его словам, в соответствии с этой программой государство оказывает поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидирования компенсации части затрат на приобретение средств химизации.

Как полагает парламентарий, многие проекты федеральных законов имеют разнонаправленные тенденции дальнейшего развития земельного законодательства и отрицательно сказываются на формировании земельного правопорядка, экономическом, инвестиционном и социальном климате страны.

Сенатор выразил озабоченность проблемой перевода земель из одной категории в другую. «Эти действия могут создать угрозу застройки пахотных земель, разрушения агроландшафтов и утраты природных ресурсов».

Алексей Чернышев считает, что изменению Земельного кодекса должно предшествовать упорядочивание земельных отношений: определение границ земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и проведение кадастровой оценки.

Участники семинара-совещания приняли к сведению положительный опыт законодательного обеспечения в управлении земельными ресурсами Германии и высказали намерения использовать его при формировании земельного законодательства в России.

С российской стороны в мероприятии приняли участие парламентарии, представители Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития, Правительства Нижегородской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Государственного университета по землеустройству, Ассоциации частных землемеров, «Росземпроекта», Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий России.

С немецкой стороны участвовали представители Посольства ФРГ, Министерства продовольствия, сельского и лесного хозяйства федеральной земли Бавария, Агентства по приватизации в сельском и лесном хозяйстве, Института аграрного развития в Центральной и Восточной Европе.

 

В. Аксаков: Укрупнение муниципальных образований будет способствовать экономическому развитию Подмосковья

Укрупнение муниципальных образований будет способствовать экономическому развитию Подмосковья, считает представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа власти Московской области Валерий Аксаков.

Комментируя планируемую в регионе реформу территориальной организации местного самоуправления, сенатор отметил, что речь идет об укрупнении муниципальных образований в рамках реализации Федерального закона о местном самоуправлении.

По словам парламентария, предполагаемая реформа, инициированная Губернатором Андреем Воробьевым, это объективная необходимость. «Муниципалитетам были даны полномочия и возложена на них ответственность за социально-экономическое развитие территорий, но данные полномочия не обеспечивались стабильными источниками финансирования».

По данным сенатора, сейчас в области 288 городских и сельских поселений. 180 получают дотации из бюджета области. В 122 поселениях дотации превышают 50 процентов, а 83 – дотационны на 100 процентов.

Как полагает Валерий Аксаков, при укрупнении муниципалитетов число дотационных органов МСУ должно сократиться. Также снизятся расходы на содержание аппарата чиновников, и эти деньги пойдут на развитие социально-экономической инфраструктуры поселения. «Будут решаться и кадровые вопросы – при меньшей численности администраций их штат будет проще сформировать из опытных профессиональных управленцев».

По мнению законодателя, необходимо укреплять органы местного самоуправления поднимать их авторитет, «ведь они наиболее приближены к населению».

Сенатор напомнил, что при передаче полномочий с одного уровня на другой много проблем возникло там, где нет должного понимания и взаимодействия между главой района и главой поселения, образованного на базе районного центра. «Планируемая реформа должна быть продуманной, системной, всесторонне обсужденной в муниципалитетах и поддержанной людьми», – заключил Валерий Аксаков.

 

Д. Кривицкий: Конституция – прочный фундамент демократического развития России

Конституция РФ является необходимой и достаточной основой для развития законодательства и всей правовой системы России, заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Дмитрий Кривицкий.

В рамках встре0ч, посвященных 20-летию Конституции РФ и Совета Федерации он прочел лекцию для студентов юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного университета туризма и сервиса.

Как отметил парламентарий, нормы основного закона содержат в себе все необходимое для достраивания и развития государственной, социальной, экономической и идейно-политической общности, не противоречат принципам современного плюрализма и обеспечивают демократическую организацию всех ветвей публичной власти. «По структуре Конституции – ясной, логичной, всеобъемлющей – можно изучать наше государство по всем аспектам его жизни».

Дмитрий Кривицкий считает, что 20 лет для основного закона — не такой большой срок, но даже первые два десятка лет показали, что это Конституция будущего, обеспечивающая эффективную защиту прав и свобод гражданина, нацеленная на построение правового демократического государства.

 

Участники парламентских слушаний в СФ предлагают рассмотреть возможность введения «офшорного налога»

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания, посвященные деофшоризации российской экономики. Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, открывая мероприятие, отметил, что в прошлом году 42 процента внешнеторгового оборота РФ (321,2 миллиарда долларов США) проходило через офшорные зоны.

Еще одна тема слушаний – финансовый результат, который был получен после введения в действие законодательства о трансфертном ценообразовании. Состав участников слушаний подтверждает важность рассматриваемых тем: помимо членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в мероприятии приняли участие представители более 20 субъектов Федерации, 28 представителей федеральных Министерств и ведомств – всего более 90 человек.

Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин в своем докладе сделал вывод о том, что большая часть крупных и мелких российских предприятий использует офшорные зоны в своей деятельности. «Например, только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний. В стране сложился целый рынок по продаже офшорных компаний: стоимость услуг – от 550 до 1 800 долларов США».

По словам аудитора, главные причины ухода российского бизнеса в офшоры – несовершенство законодательства и судебной системы, незащищенность прав собственности, неблагоприятный инвестиционный климат, неразвитость фондового рынка, а также стремление компаний минимизировать свои налоговые обязательства. «Практика использования офшорных компаний крайне разнообразна, насчитывается несколько десятков схем оптимизации. Деятельность коммерческих организаций в офшорной зоне позволяет уменьшить налог на прибыль, полученную вне территории офшора, и избежать налогообложения при ведении международного бизнеса».

По словам Сергея Штогрина, в пятерку лидеров по офшорным операциям входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, Британские Виргинские острова.

Аудитор обратил внимание и на другую проблему: «участники внешнеэкономической деятельности часто используют договоры, по которым обязательства по поставкам товаров или услуг намеренно не исполняются. В 2012 году по таким сделкам не поступил товар на 74 миллиарда рублей, за 9 месяцев – на 58,7 миллиарда рублей. Как правило, такие контракты заключаются с фирмами-однодневками».

Заместитель Министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил об опасности так называемого «двойного неналогообложения». «Все это подрывает справедливость и целостность налоговой системы, искажает справедливую конкуренцию. Это приводит к недополучению средств в бюджеты, подрывает легитимность власти». Он призвал как можно скорее ратифицировать Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по взаимной помощи в сборе налогов, поскольку это позволит обмениваться налоговой информацией с соответствующими службами стран, входящих в офшорные зоны.

Заместитель Министра предложил ввести институт резидентства в отношении компаний, работающих в России, но зарегистрированных за рубежом. Это позволит взимать с таких компаний российские налоги.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Алексей Оверчук сказал, что глобализация вызвала изменение модели ведения бизнеса, которая часто нацелена на агрессивное налоговое планирование. «В условиях «цифровой экономики» международная система налогообложения, сложившаяся еще в начале ХХ века, не соответствует темпам развития общества. Это понимают лидеры государств «большой восьмерки» и «большой двадцатки». В ближайшие два-три года на международном уровне будут приняты решения, которые окажут значительное влияние на развитие системы налогообложения в международном масштабе. Особое внимание следует уделить транснациональным корпорациям, которые выводят в офшоры многие миллиарды долларов».

По словам Алексея Оверчука, сейчас меняется основной принцип международного налогообложения: если ранее оно строилось на избежании двойного налогообложения, то теперь главным становится вопрос об избежании двойного неналогообложения.

Говоря о проблеме трансфертного ценообразования, заместитель руководителя ФНС отметил необходимость увеличить штрафы за неуведомление налоговых органов о совершении контролируемых сделок в рамках трансфертного ценообразования. Согласно действующему законодательству, сотрудники налоговой службы могут запрашивать от налогоплательщиков дополнительную информацию по таким сделкам, а затем могут принять решение о начале проверок обоснованности трансфертных цен. «Налоговыми органами выявляются схемы уклонения от налогообложения и занижение контрактных цен при осуществлении внешнеторговых операций через низконалоговые юрисдикции. В то же время выявление подобных нарушений осложнено одним из основных принципов офшорной зоны – отсутствием прозрачности информации о бенефициарных владельцах».

Участники слушаний отметили, что схемами налоговой оптимизации пользуются и крупнейшие налогоплательщики России. Так, экспорт нефти является самой доходной частью российского бюджета. Однако действующая система налогообложения позволяет вертикально интегрированным нефтяным компаниям минимизировать свои налоговые обязательства путем реализации добытой нефти по внутрикорпоративным ценам, значительно заниженным по сравнению с ее реальной рыночной стоимостью. Так, например, добываемая нефть реализуется нефтяными компаниями своим дочерним предприятиям по заниженной внутрикорпоративной цене, после чего указанные объемы нефти этими дочерними предприятиями транспортируются и продаются за границу через фирмы, зарегистрированные в офшорных зонах по мировым ценам. Заработанная таким образом прибыль оседает в офшорных зонах, что причиняет ущерб государственным интересам.

Серьезному обсуждению подвергся вопрос установления так называемого «налогового барьера» или «офшорного сбора» – прямого налога на операции с офшорными компаниями, уже применяемого многими странами.

Участники парламентских слушаний рекомендовали законодательно закрепить понятие «офшорная зона» и критерии отнесения к ним государств. Необходимо также обязать хозяйствующие субъекты раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании, ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала.

Счетной палате предлагается провести аудит двухсторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Кроме того, необходимо активное участие РФ в международных организациях, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования.

Признано нецелесообразным оказывать государственную поддержку российским организациям, использующим схемы агрессивной минимизации налогообложения. Необходимо начать работу по заключению межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами РФ и компетентными органами офшорных государств, а также по созданию механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах.

МВД России, Следственному комитету и Федеральной налоговой службе предложено сформулировать уточнения в статью 199 Уголовного кодекса, расширяющих ответственность юридических лиц за уклонение от налогов посредством использования офшорных схем.

Совету Федерации необходимо проработать последствия распространения понятия «злоупотребление правом» на сделки, совершенные с целью применения трансфертного ценообразования с участием офшорных компаний и фирм-однодневок.

 

Уважаемые коллеги, 21 ноября 2013 года на Ближней даче И.В. Сталина прошла презентация журнала «Исторический вестник». Редакция представила на суд научного сообщества результаты года работы. В первую очередь речь идет об уникальных материалах и документах опубликованных в пятом номере журнала под общим названием «Жизнь в тени вождей». В этот номер, открывающий подписку на «Исторический вестник», вошли тексты личных записок Н.С. Власика, многие годы возглавлявшего личную охрану И.В. Сталина, отрывок из воспоминаний Н.П. Новика, руководившего Управлением охраны МГБ СССР в 1952–1953 гг., несомненный интерес представляют и воспоминания представителя младшего офицерского состава госохраны — Ю.С. Соловьева. Издание было подготовлено при участии и содействии Научно-учебного центра Кремль 9 РГГУ и Федеральной службы охраны РФ.

 

Редакционная политика журнала предполагает создание как тематических, так и общеисторических номеров. В свет уже вышло пять томов «Исторического вестника».

I том: «Начало русской государственности», под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А.А. Горского.

II том: «Терроризм в России в начале ХХ века», под общей редакцией доктора исторических наук, профессора С.В. Девятова.

III том: «Романовы: династия и эпоха», под общей редакцией доктора исторических наук, профессора РГГУ И.В. Курукина.

IV том: «История свидетельница времен», общеисторический номер. Открывает том фундаментальная и уникальная работа В.А. Кучкина, посвященная генеалогии и демографии династии московских Рюриковичей.

V том: «Жизнь в тени вождей», основной его объем посвящен материалам связанным с историей охраны первых лиц советского государства.

Научный-исторический журнал создан по инициативе издательства «Руниверс» при финансовой поддержке открытого акционерноого общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть».

Подписаться на «Исторический вестник» можно по каталогу российской прессы «Почта России» или на сайте http://vipishi.ru. Подписной индекс 83564.

 

Для немедленного распространения

Советник Хельсинкской комиссии США об эффективности закона Магнитского

21 ноября 2013 года – Советник комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, также известной как Хельсинкская комиссия, высказался об эффективности закона Магнитского.

«Даже минимальные последствия имеют значительный эффект для тех, кто привык к полной безнаказанности», – сказал Кайл Паркер, советник независимой Хельсинкской комиссии США в Конгрессе США, стоявший у истоков принятии закона Магнитского.

Говоря о законе Магнитского, Кайл Паркер подчеркнул, что трагедия Сергея Магнитского привела к появлению нового мощного инструмента в отношении всех нарушителей прав человека.

«Слабость нарушителей прав человека и чиновников-коррупционеров в том, что они особенно высоко ценят стабильность и безопасность, гарантируемые соблюдением законов на Западе, и для них такие привилегии имеют высокую цену, в частности и потому, что у себя на родине они в один день могут лишиться всего и сами стать жертвами такого же произвола», – отметил Кайл Паркер.

Дело Магнитского наглядно раскрывает взаимосвязь между коррупцией, организованной преступностью и нарушением прав человека – это, по словам Паркера, российский «Уотергейт».. Кайл Паркер выразил уверенность, что наследие Магнитского и новое международное движение в этой сфере будут развиваться и что наступит время, когда российские власти официально признают вклад Сергея Магнитского в отстаивании истины и общечеловеческих ценностей.

«Я уверен в том, что придет день, когда Сергею Магнитскому официально воздадут почести на его родине, которую он так любил», – сказал Кайл Паркер.

Напомним, Сергей Магнитский, представляя своего клиента – фонд Hermitage – дал показания о причастности сотрудников МВД, судей и иных лиц к хищению компаний клиента и 5,4 миллиардов рублей налогов, ранее уплаченных этими компаниями в российский бюджет. Спустя месяц он был арестован при участии чиновников, изобличенных в его показаниях. В течение 358 дней Магнитского удерживали в заключении, подвергнув «тюремной карусели» – постоянно перебрасывая его между многочисленными камерами и изоляторами, и отказывая в медицинской помощи. 16 ноября 2009 года в тайне от его семьи и адвокатов руководство УФСИН г. Москвы в очередной раз перевело Сергея Магнитского в «Матросскую тишину», якобы в целях «экстренной госпитализации». По прибытии в «Матросскую тишину» Магнитского поместили в изоляционный бокс, приковав наручниками к нарам, и задействовав 8 сотрудников спецназа, вооруженных резиновыми дубинками для его «усмирения».

За дополнительной информацией обращайтесь:

Hermitage Capital

+(495) 258 3160 (г. Москва)

+44 207 440 1777 (г. Лондон)

info@lawandorderinrussia.org

http://lawandorderinrussia.org

http://hermitagecap.livejournal.com

 

Лекция полит.ру Жанны Резниковой: Никакой культуры на лекции о культуре животных люди не обнаружили – полное бескультурье. Лектор представила простую феноменологию поведения. Дальше разговор вылился по воле ведущего в схоластический спор. Ученые, которых привечает Борис Долгин, попросту не умеют работать в группе. Что-то содержательное выловить можно и в т.ч. относительно поведения человека. Однако после того что получилось я лично делать этого за них не собираюсь, достаточно намучался и с Александром Марковым и немного меньше со Светланой Бурлак. У нас с Борисом Долгиным разные оценки некоторых любезных ему великих ученых начиная с Дмитрия Ливанова или Михаила Гельфанда. Это все глухари на токовище. Пистолета у меня по счастью нет, чтоб хвататься за него при слове «культура», поэтому я ушел с лекции полит.ру.

21 ноября в рамках проекта публичные лекции полит.ру выступила Жанна Ильинична Резникова – доктор биологических наук, профессор, зав. лабораторией поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН; зав.кафедрой сравнительной психологии Новосибирского государственного университета.

Тема лекции: «Есть ли у животных культура? Гипотеза распределенного социального обучения».

Каково это – быть инноватором, если ты – шимпанзе, дельфин или синица? Как появляются и закрепляются устойчивые традиции в сообществах животных? Являются ли лохматые и пернатые изготовители орудий носителями культуры? Среди многочисленных исследователей социального обучения животных в мировом сообществе кипят такие противоречия, что невольно вспоминается ставшая знаменитой фраза из пьесы Йоста «Когда я слышу слово „культура“… я снимаю с предохранителя свой браунинг!». Есть увлекательные свидетельства того, как шимпанзе и новокаледонские вороны усваивают навыки производства орудий труда в семейных коллективах. Но вот вороненок, одиноко выращенный в лаборатории, ловко достает личинку насекомого с помощью крючка, изготовленного им из растительного материала.

Несмотря на возрастающее число публикаций, посвященных социальному обучению у животных, до сих пор неясно, какие факторы способствуют, а какие препятствуют распространению новых форм поведения. Эксперименты с муравьями привели нас к гипотезе распределенного социального обучения. Неужели генетическая предрасположенность – лучший «учитель»? В лекции обсуждаются возможные механизмы становления «культуры» у животных.

 

Б.Д.: Мы очень рады застать визит в Москву Жанны Ильиничны. В первой части может говорить только один человек, спрашивать если что-то не понятно могу я потому что я гораздо менее квалифицирован большинство сидящих здесь.

 

Жанна Резникова: Чтобы нам не снимать с предохранителя браунинг при слове культура, несколько определений. Когда говорят культура у животных встают два примера: синица которая вскрывает бутылку с молоком и обезьяна японская макака которая до сих пор моет бататы потому что японцы поддерживают эту культуру и привозят бататы. Обезьяна моет в морской воде чтобы песок не скрипел на зубах и чтобы был соленый вкус.

Синицы открывали молоко с 1921 года. Строго говоря это не культура а поведенческие традиции. У шимпанзе найдено 39 таких моделей поведения. У орангутанов 24. то что Михаил Лобашев называл сигнальная наследственность передача поведенческих признаков без наследования. Лобашов был прообразом Сани Григорьева в романе «Два капитана».

Блок таких традиций и есть культура.

Некоторые поведенческие традиции появились недавно. Горилла палкой измеряет глубину воды. Пример из книги «Мыслитель джунглей» орангутан пытается копьем добыть в воде рыбу Анна Рассел описала двух орангутана которые лупят палкой по воде и вылавливают тамошних вкусных обитателей.

Зеленоспинная цапля ловит рыбу с помощью приманки палочки чипсов если там обедали люди. Вороны размачивают подобранные сушки в лужах. Опускание предметов в воду это часть поведенческих репертуаров. А вот когда ворона относит сушку на трамвайные рельсы чтобы раскрошило это уже инновации. Или точно подкладывают орех под колесо грузовика. Как это будет распространяться в популяции когда эта инновация станет поведенческой традицией.

Симпозиум по социальному обучению в рамках этологической конференции собирает много слушателей и классиков и молодежи что свидетельствует что отрасль развивается. Симпозиум я потому организовывала потому что это моя специальность в области когнитивного поведения.

Социальное обучение этологический механизм ускорения традиций.

Самая простая форма т.н. заразительное поведение. Про зевоту известно достаточно давно. Собаки глядя на своего хозяина тоже начинают зевать, это стало известно недавно. Пример заразительного поведения птицы начинают громко взлетать.

Социальное облегчение social facilitation в присутствии сородичей реакции проявляются с большей легкостью.

Синица которой предлагали бутылку с молоком, глядя на синицу которая просто прыгала без бутылки начинала бутылку расклевывать. Пример социального облегчения.

Примеры подражания у разных видов грызунов. Отличаются от точной имитации.

Способность приматов для истинной имитации используется для языка жестов как в языке глухих.

Два способа один результат метод лаборатории Людвига Губера. Обучают открывать искусственный фрукт, можно зубами или руками. Делят животных на группы. Берут достаточно авторитетного в группе животного и обучают одному из способов. Животные группы повторяют своего лидера. В данном случае инноваторов воспитывают экспериментаторы.

Обучают ли животные своих детей? Обучают ли кошки котят ловить мышей? Получается развитие поведения котят и развитие врожденного поведения кошки. Она приносит котятам еще живых мышек а они только-только сосали молоко. Кошка опережает. Бывает наоборот. Эксперименты сочли неэтичными и отлучили от научных журналов и исследователь уехал в Африку. Изучал гепардов и тоже установил что между родителями и детьми не диалог а два монолога.

Поведение скопы, рыбоядного сокола.

Путину м.б. не очень хорошо удалось научить стерхов летать. Но у скопы получается врожденное поведение с рыбой. Очень небольшого достигнутого преимущества достаточно чтобы поведение закрепилось отбором.

Учительство самая сложная форма социального поведения. Учитель намеренно передает свойствах ученику и затрачивает ресурсы. Т.е. на этом пути учитель должен как-то пострадать. Учитель жертвует своими ресурсами.

Распространение поведенческих традиций в популяции.

Whiten зеленым мартышкам предлагали контейнеры с кукурузой окрашенные в розовый или голубой цвета в одном зерна с горьким соком алоэ. При перемене мартышки переучились.

Rendell киты хлопают хвостом по воде.

Kopps

Эксперименты в природе показывают что инновации могут достаточно быстро распространяться.

Слишком часто инновации умирают вместе с их носителями. У шимпанзе замечательная поведенческая модель. Шимпанзе в двух географических точках щелкунчики. В двух других не умеют этого делать, не родились у них свои Эйнштейны.

А каково это быть инноватором это тяжело.

Обезьяна-капуцин раскалывают орех одним и тем же движением и камнем сходного размера и формы. Велика роль моторных стереотипов. Арахис хотя это не орехи а бобы каждый ребенок знает что можно раздавать. Капуцин все равно берет камень. Некоторые группировки наблюдались тридцать лет. у разных группировок свои традиции моторных стереотипов.

Роль врожденной составляющей всегда нужно проверять экспериментально. Например груминг рука об руку.

Не умаляя роли когнитивной составляющей. Лобашов называл второй наследственностью, сигнальной наследственностью.

Новокаледонская ворона с прекрасными когнитивными возможностями. Соображает что надо достать проволоку, согнуть крючок и доставать из корзины мясо. В природе достают личинок из коры. Личинка изгибается и уходит, эта деятельность оказывается более сложной.

Воспитали из яиц четыре птенца. Один из них отщепленную кромку листа использовал чтобы доставать личинок.

Последнее противоречие. Недостаточное разграничение видотипических стереотипов и инноваций, т.е. первая или вторая наследственность

Эксперименты Фирсова. Шимпанзе родившиеся в лаборатории гнезд не строят. Что они могут? Решают искусственные задачи. Используют палку чтобы достать утонувшую веревку чтобы достать лодку.

Какие факторы способствуют и какие препятствуют распространению новых форм поведения? Муравьи могут охотиться на прыгающую добычу, ногохвостку. В наивных семьях муравьев около 5% рабочих демонстрируют охотничий стереотип по принципу все и сразу. Где много ногохвосток сто процентов ловят потому что это прекрасная диетическая пища. Произошло то что описал Станислав Лем в «Формуле Лимфатера» герой строит сверхмашину со сверхмозгом. Из разбитой пробирки муравьи строят ловушки. Оказалось не все а только 5%. У нас тоже 5%.

Гипотеза полные стереотипы и их фрагменты распределены между членами группировки. Для распространения в группировке животных сложных форм поведения достаточно присутствия в иней немногочисленных носителей целостных стереотипов, если остальные обладают неполными генетическими программами достаточными для запуска стереотипа. Это проще чем обучение с нуля. Наличие спящих фрагментов поведения создает врожденную предрасположенность к обучению. Достаточно простых форм социального поведения.

С этой статьей мы долго пробивались в журнал общей биологии но не пробились. Была опубликована в Автоэтологии. На муравьях проще и перспективнее.

У песчанок изучали охотничье поведение. Есть хищные грызуны, например скорпионовая мышь ловит скорпионов. Мы изучаем зерноядных грызунов для которых охотничье поведение факультативно. Фрагментация охотничьего стереотипа у грызунов разных видов крыса полевая мышь монгольская песчанка домовая мышь. Некоторые могут поймать но не знают что с добычей делать.

Мышовка живет охотой, даже когда впервые видит добычу уже знает что с ней делать.

Адаптивные возможности популяции могут распространяться достаточно экономным путем. Достаточно обладать отдельными заготовками сложных стереотипов и способностью к самым простым формам социального обучения. Генетическая предрасположенность лучший учитель для животных по крайней мере для многих из них.

 

Вопросы

 

Б.Д.: Различаете ли синхронная трансляция от той что передается? – Мы как раз предлагаем промежуточную форму. Дельфины оборачивают рострум губкой чтоб не царапать нос переворачивая камни в поисках рыбки. Эта способность только у одной популяции. Посчитали что распространенность этой поведенческой традиции всего 140 лет.

Б.Д.: Вы вводили систематику типов подражания, можно еще раз более четко? – Заразительное поведение, социальное облегчение, подражание и истинная имитация, учительство. Подражатель понимает цель которой надо достичь. Учительство обучение с намеренной передачей навыков и с потерей ресурсов. Заразительное поведение это включение каких-то простых врожденных стереотипов. У нас одна собака такса была взята от заводчиков в месяц, вторая от этой и воспитывалась от матери. Она не могла научить волчьим стереотипом, но он высвободился.

 

Александр Марков, Палеонтологический институт: один вопрос и один комментарий. 5% муравьев проявляют охотничье поведение. Вы их в лаборатории вырастили или из куколок взяли? – Это были муравьи наивной семьи, группа из куколок в лаборатории, генетически разнородны. – Вы полагаете что это генетическая изменчивость. Мне не кажется это правдоподобным. – Для насекомых когнитивная деятельность достаточно тяжела. У дрозофил кто отличается повышенным умом у тех повышенная смертность. Т.е. если животное отягощено полным стереотипом для них это тяжело. А вот социальное облегчение выгоднее энергетически обладать неполным стереотипом. – Константин Анохин: Это не отвечает на вопрос Александра. – Это отвечает на часть вопроса. Есть носители в генотипе и есть не носители ничего. – А.М.: Это будет очень навороченная модель. Проще предположить неполную пенетрантность. – Мы бы очень хотели участия генетиков. – А.М.: Возьмите линейных мышей.

 

Фридман: Слушая вас я понял что под ваши определения подпадают песенные диалекты попугаев. Они держатся тридцать лет. свинью легко научить раскатывать ковер но невозможно научить взять пятак и положить в копилку. – Что касается миролюбивого поведения павианов. Есть корреляты. Животные и люди никогда не обучаются с чистого листа. Что касается птиц у них существует очень широкая гамма. Есть полные пересмешники. Есть такие которые могут повторить только если они в детстве слышали фрагмент песни. У тех у кого жесткое наследование песни видимо диалекты проявляться не могут. – Как я понимаю песня тем и отличается от позыва. У приматов крики врожденные, у атропоидов сменяется индивидуальным поведением. Сигналы теряют специфичность. У шимпанзе полный континуум. – Антропоидам в зоопарке для общения с противоположным полом приходится показывать фильмы как это делается. – Шимпанзе воспитанные мамой-человеком проявили видоспецифические признаки поведения. Но немножко подвинуть в сторону человеческого можно. Но их сигнальный репертуар остается врожденной матрицей. У шимпанзе каннибализм достаточно редко. – Но то же самое с криками на леопарда. – Есть одна работа есть вид уток которые раскалывают моллюсков так же как делают кулики. Больше ни у каких уток такого «куликового» поведения нет. М.б. такой стереотип сохранился из общего корня и м.б. спит у других уток. Факультативное поведение по нашему мнению обладает наибольшей изменчивостью. Чистые линии мы брали, точнее начинаем. Пока не очень повезло. Мой прогноз не совпадает с вашим. Мне кажется умозрительно представить трудно. Я думаю в какой-то линии мы должны найти. Скорее это зависит от генетического разнообразия.

 

Андрей Сокуренко: Мои вопросы попроще. Умеют ли шимпанзе учиться у орангутана? – Б.Д.: Верят ли собаки и кошки что человек у них учится? – Показали что муравьи одного вида учатся у муравьев другого вида. Обезьяны одного вида учатся у других. Одни виды птичек обучаются у других. Что касается хозяев и собак. Каких пределов может достичь собака в подражании человеку. Поощряется полное подражание. Собака расстилает полотенце. – Светлана Бурлак: Слово мама это в веках. – Есть целая область этология человека. Есть ли у человека видоспецифические движения? Нашел меньше чем пальцев на руке. Одно из них всплеск бровей. Такого нету даже у родственных нам приматов. Способность к счету, тем чем мы занимаемся сейчас на грызунах. – С.Б.: У многих человеческих племен считать особо нечего. – Другое дело почему эти племена не вымерли? Потому что им это особо не надо. Можно говорить о нейронах воспринимающих отдельно двойку или тройку. У некоторых популяций выпали гены кодирующие счет. Или они спят. В основе поведенческой модели возможно лежат генетические программы. То что нам кажется когнитивным и присущим только человеку оказывается закреплено генетическими механизмами.

 

Владимир: Любого индейца воспитанного в цивилизованном обществе можно обучить математике. Феномен решают бразильские мальчишки потому что у них есть соответствующая игра. – Я сомневаюсь во всем. В данном случае мои сомнения выглядят так. Бразильские мальчишки они тоже в Бразилии обитают. Игра существует у бразильских мальчишек потому что где-то присутствует генетический механизм. Но невозможно воспитать человека с акалькулией. Это наследственная болезнь.

 

Л.М.: На этом месте (было уже 21:39) начались возмущенные реплики, получается диалог узкого круга. Я сказал: неинтересно. Борис с хамским самодовольством альфа-самца ответил: уходите. Ну я и ушел.

На мой взгляд, не было даже диалога. Получился аккуратно выражаясь полимонолог. Борис Долгин собрал таких узких специалистов, которые подобно флюсу ничего не умеют кроме самовыражения. Из выступлений соперников в борьбе за внимание аудитории в лучшем случае выхватываются сигнальные слова-маркеры, за которые можно зацепиться. Обсуждения общей проблемы не слышно. Каждый разворачивает свою программу, записанную его личным нейрогенезом в его личный BIOS в процессе войны за степени и должности в научной иерархии. Для стороннего слушателя, каковым оказался я, поучается воинствующий дилетантизм. По отдельным вещам, которые я как-то знаю, выступающие показывают незнание предмета.

Опровергать было бы глупо, потому что это все частности, не имеющие никакого отношения к заявленной общей теме. Я ведь ждал именно этой лекции. Тем более лектор из милого моему сердцу новосибирского Академгородка. Маркова или Бурлак я уже наслушался. У меня с Борисом разные оценки некоторых любезных ему великих ученых начиная с Дмитрия Ливанова или Михаила Гельфанда. Это все глухари на токовище.

Сегодня мне кажется все вылилось в схоластический спор. Стало понятно, что пригласи Резникова таких генетиков, они только все запутают.

Например, по Тимофееву-Ресовскому пенетрантность это другое, чем пыжился Марков. Чистые линии лабораторных мышей очень сильно отличаются от тех, на которых можно изучать охотничье поведение. Лишены агрессивности.

Что касается обучения собаки, то как кинолог скажу все зависит от специализации породы. ВЕО с помощью кликера Марья Багоцкая может обучить чему угодно.

Жанна Резникова представила простую феноменологию. Т.е. идентификацию фенов поведения, что по-своему достаточно и само по себе не обязано что-то говорить о наследовании. Тимофеев-Ресовский то же для морфологических признаков мух. Потом изучал наследование, пенетрантность и экспрессивность. Только для этого надо гены погружать в разные геномы.

У меня были достаточно простые вопросы. Естественно, они не прозвучали.

Как воспринимать примеры когда животные развлекаются экспериментами над человеком? Детская память запечатлела картинку: мама сажает клубнику и не видит, что вороненок за ней вытаскивает и аккуратненько складывает на грядку. Так и не удалось ничего посадить.

Публичное поведение людей типа ЛГБТ-сообщества которого не может номинально существовать в природе, можно интерпретировать законами зоопсихологии? Марья Сотская или Елена Мычко именно так мне и объяснили.

Как доказывается что закреплено отбором? Они что вымирали?

Чем тяжело быть инноватором?

С какой ветки филогенеза инновации могут распространяться? Например у инсективора есть?