07

Опубликовано Вестник университета, издание ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», N2, 2014, стр. 217-219

07.12.13 Вакурова Наталья Владимировна, доцент, кандидат филологических наук, доцент, кафедра рекламы Государственного университета управления

Vakurova Natalya Vladimirovna, associate professor, Ph.D, chair of Advertising of The State University of Management), moskovkin_lew@mail.ru.

Психологические причины формирования неадекватной повестки дня посредством СМИ

PSYCHOLOGICAL CAUSES OF FORMATION OF AGENDA INADEQUACY THROUGH THE MEDIA

 

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема навязанной или неадекватной повестки дня [1]. Анализ текущей ситуации представлен в сравнении с данными экспертного опроса. Выявилась проблема идентификации адекватной повестки. Быстрые и непредсказуемые изменения массового сознания определяют внутренние причины неадекватности повестки дня.

Annotation

The article deals with the actual problem of inadequate imposed agenda. Analysis of the current situation is presented in comparison with the data of the expert survey. Revealed the problem of identifying the appropriate agenda. Rapid and unpredictable changes in the mass consciousness determine the internal causes of the inadequacy of the agenda.

 

Ключевые слова: информационная повестка дня, конвергенция, массовое сознание, социальные сети, средства массовой информации, экспертный опрос.

Keywords: information agenda, convergence, mass consciousness, social networks, media, expert interviews.

 

2013 год отмечен таким явлением в отечественной журналистике, как тенденция попыток преодоления неадекватной или навязанной повестки дня. В Госдуме звучат обвинения СМИ в навязывании аудитории агрессии и разврата, вредных привычек и неадекватного поведения, информации о жизни звезд и пропагандой сверхпотребления в ущерб традиционным ценностям. Данные обвинения послужили мотиватором проведения исследования.

Однако запрос фактически исходил от самих журналистов. Третий десяток лет номинальной свободы журналистики принес заметное намерение преодолеть дистанцию между знаниями журналистов о текущих событиях и тем, что удается публиковать.

Достаточно много активно работающих репортеров оказались в ситуации необходимого выбора – либо сменить профессию на copywriting в PR-агентстве или пресс-службе, либо, преодолевая апатию пренебрежительного отношения к собственному изданию и теряя в заработке, публиковать свою информацию на личных страницах социальных сетей (facebook, twitter, youtube). Этому способствует и общая тенденция конвергенции в политике самих СМИ, которые ее вынужденно поддерживают. Однако есть такие СМИ, в которых осуществляется слежка за сотрудниками и практикуется увольнение за критику [2].

Публичная позиция журналистов выглядит выхолощенной до утраты признаков личности, вопросы ньюсмейкерам единообразны, что не сочетается с общим стремлением получить эксклюзивную информацию. Утрачивается интерес к пресс-конференциям, из-за неявки журналистов назначенные мероприятия отменяются. Сокращается количество пресс-центров.

Общая причина известна. Мир стал меняться быстрее, чем корпус редакторов СМИ успевал осознавать перемены, чтобы они могли воплотиться в новости по мере появления. Репортеры из числа наиболее прогрессивных увлеклись и оторвались от коллектива той редакции, в которой они работают [3].

В контексте данной статьи нас интересует проблема в том плане, как она воспринимается нашими экспертами и прежде всего самими журналистами в оценке информационного наполнения СМИ.

В качестве экспертов выступили журналисты парламентского пула, политические журналисты, сотрудники пресс-служб и редакций, аналитики и исследователи журналистики.

Перед экспертами было поставлено три вопроса:

1. Какие темы вы считаете наиболее актуальными?

2. Что, по вашему мнению, избыточно освещается в СМИ?

3. Какие темы СМИ незаслуженно обходят?

Выводы состоят в следующем.

1. Спектр ответов данного опроса отличается оригинальным разнообразием. Пересечений и повторений мало. В основном они касаются избытка освещения криминала и шоу-бизнеса, частной жизни звезд, так называемой «чернухи» и политики. В целом из совокупности ответов можно составить картину текущего состояния журналистики без противоречий с тем, что получается в результате формального анализа.

2. Удачный выбор даты рассылки (суббота и воскресенье 28-29.09.13 отмечены приподнятым позитивным настроением с выраженным стремлением к общению) способствует получению ответов эффективнее, чем составление обращения с необходимыми просьбами и извинениями. За два дня разослано 311 писем с вопросами и получено по 13 ответов и почтовых возвратов. На второй день число ответов обогнало число возвратов. Появились ответы с благодарностью за интересные вопросы. Последний ответ 52-й получен 22.10.13. Фактически до адресатов дошли 278 запросов. Таким образом, эффективность опроса оказалась очень высокой.

3. В то же время особое настроение людей в день рассылки способствует генерации единичных заведомо несерьезных ответов, более уместных в развлекательном ток-шоу, чем в социологическом опросе.

4. Ответы экспертов заметно связаны с их деятельностью в отличие от ответов студентов, склонных следовать навязанной повестке и высказывать ее искусственные приоритеты как собственное мнение. Соответственно у экспертов большее разнообразие в выборе тематики. Встречаются как заведомо адекватные характеристики, так и, наоборот, противоречащие результатам анализа. Эксперты отмечают то, чем занимаются сами: проблемы слияния высших судов, оформление земельно-имущественного комплекса, духовность и нравственность, свобода совести, возможности самого человека помимо государства и общества, « чушь» в освещении достижений науки и т.п.

5. В ответах журналистов, работающих в роли репортера, отмечены нарекания на недостатки освещения того, что они сами могли и должны были бы восполнить. Достижению адекватности в их работе мешает концепция СМИ, формируемая на основе системных эффектов психологии журналистов. Как правило, они действуют в рамках установок тем более, чем влиятельнее СМИ, на которые они работают, вне зависимости от оформления трудовых отношений с конкретным изданием.

6. Как и в предыдущем экспертном опросе, вновь проявилась странная особенность наиболее опытных и осведомленных парламентских журналистов. Отвечать на простые вопросы анкеты им настолько трудно, что они затягивают с ответом и стараются уклониться. При этом сами они обладают серьезным опытом « выбивания» содержательных ответов из таких медиа-персон, для которых каждое непродуманное слово может оказаться роковым.

7. Преподаватели Журфака МГУ в отличие от журналистов, с которыми они отказываются общаться, отвечают легко и обоснованно. их ответы в разных ракурсах отражают текущую ситуацию.

8. Ответы депутатов оригинальны без совпадений. Недостаточно обсуждается волна нового «людоедского либерализма», заявления об опережении роста зарплаты относительно производительности труда. Это при том, что из оборота исчезает примерно столько же, сколько составляет бюджет – 20 триллионов. Громадные цены на нефть, практически нулевой рост в экономике – эта проблема как-то обсуждается, хотя и недостаточно. События без фактического подтверждения внезапно находят необоснованно широкую огласку в СМИ. Потом выясняется, что это была ложная информация, но уже сложно человеку или организации отмыться от лжи.

Депутаты призывают журналистов к объективности, больше освещать героев, а не бандитов, и регионы, а не только столицу.

 

Экспертный анализ публичного информационного поля показывает наличие трех тематических групп актуальной тематики:

1. Природные причины кризиса, его биологические и в частности общественные последствия: использование глобализирующих волн анархизма, коммунизма, фашизма, либерализма. Всплеск турбулентности в структуре хаоса, изменения климата с «нервной погодой», повышение базовой тревожности с пандемией иммунодефицитов, болезней сна и общения. Инверсия половых ролей в семье и обществе, проблемы управления коллективами и инсайдерское вредительство, mobbing, bulling и bossing как развитие идеи В.П.Эфроимсона «ген альтруизма» в отражении явления «неэтической конкуренции». Современные следствия: механизм ведомственного расследования (известными жертвами стали Валери Плейм, Елена Котова, Геннадий Гудков). Коррумпирование агентов международного влияния (Фрэнк Джадд, Бенита Ферреро-Вальднер, Мод де Бур-Букиккио, Хайди Тальявини, Кэтрин Эштон, Билл Браудер, Мэтью Брайза, Майкл Макфол и др.) для использования их в качестве эмиссаров «проверки демократии» и насаждения «демократических ценностей», осуждения геополитических конкурентов при отсутствии или бездействии уставов международных организаций и проведении так называемых «двойных стандартов». Коррумпирование международных институтов (ВОЗ, МОК, ООН, Кабмин СЕ, ПАСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, Сохнут) и национальной элиты. Управление национальным законодательством. Запрет на поставки средств ПВО, не подпадающих под санкции ООН. Запрет на обучение иностранных военных специалистов. Идеологические установки мирового влияния из трудов Фрэнсиса Фукуямы и Айн Рэнд (Алиса Розенбаум): запутанное неисполнимое законодательство, превращающее в нарушителей всех; оранжевые революции, управление национальной прессой и выборами.

1.2. Системная конкуренция разных стратегий развития – с курсом на революционное обновление или на приток ресурсов за счет «экспорта кризисов», приписок и того, что было названо «мягкой силой» или «управляемым хаосом». Идеологическое управление наукой. Превращение экологии в полит-экологию. Шельмование климатологии в интересах англосаксонской нефтянки. Создание мировых систем манипулирования и информационной машины. Вывод механизма принятия решений в непубличную среду. Рост влияния вторичных структур – ФРС США, ТНК, квази-государств Катар и Саудовская Аравия. Кэщ-финансирование политической элиты США через Фонд Карлайла. Финансирование «нового Голливуда» из Qatar foundation. Убийства журналистов в Ираке, Парагвае.

1.3. Внешнее управление и дефицит суверенитета с заменой Пленума ЦК КПСС тандемом ВШЭМинэк над Администрацией президента, замена «китайской» системы ручного управления иерархии КПСС на западных (в основном североамериканских) советников. Упразднение государственного планирования и ценообразования. Бюджетные правила изъятий из экономики; долларизация, оффшоризация и деривативы, прямая зависимость Банка России от ФРС США, размещение суверенных резервов в квазигосударственных облигациях US Treasure bills и в оффшорах Caribbean banks. Запреты на переработку и обработку: НДС, завышенные ставки кредитов, заниженный предел уставного капитала АО; ликвидация ГОСТов, страховая медицина, Болонский процесс с ЕГЭ, грантовое финансирование науки, инклюзивное образование и др.

2. Вопросы навязанной повестки. Постоянно действующие: рыночная экономика и свободная конкуренция, вред планирования производства и государственного ценообразования, постиндустриальное общество, демократические ценности, нарушения на выборах. Есть также временные викарирующие темы. На момент исследования – иностранное усыновление, передача государственных функций НКО, права искусственных меньшинств включая педофилов, объединенных в искусственное ЛГБТ-сообщество. Искусственные показатели уровня развития и рейтинги. Индекс Хирша. Искусственный показатель ВВП за счет присвоения и приписок, уровень жизни населения в условиях подавления экономики или притока ресурсов. Выпуск на рынок новых гаджетов.

3. Достижения в отечественной истории, особенно советской и новейшей. Эффективность самоорганизации в России и склонность к обновлению. Прогрессивность самоорганизации в российском обществе по степени изоморфности общественных процессов, ВНД человека и переменам на молекулярно-генетическом поле, двухкомпонентная организация (оперативная и консервативная компоненты), высокая активность «мобильных элементов» – трикстер, «пронзающий барьеры» (обманщик, ловкач, социальный джокер, router – «пройдоха»). Высокая скорость организации демократических выборов и разработки Конституции, создания адекватной ювенальной юстиции, выставок, кинологии, тестовых испытаний для проверки знаний, научных исследований и научно-популярной журналистики, энергетики и машиностроения. Низкая затратность российского УМС в сравнении с англосаксонским PR. Открытость России мировым новациям как позитивным, так и негативным. Международная доступность достижений России включая открытие Антарктиды, обслуживание в космической деятельности и атомной энергетики, легкость заимствований российских know-haw и преодоления авторских прав – МиГ, автомат Калашникова, достижения космической биологии, открытие жидких кристаллов, радиопередачи. Глобальное влияние русской культуры в литературе, балете, фотографии и кино. Естественный тип эстетизма в сравнении с извращенным англосаксонским. Тенденции в русской журналистике в освещении новости против стремления потрясти аудиторию в западной журналистике. Склонность населения к бюрократической законопослушности, исторически чередующаяся активацией массового протеста с выражением в бунт. Национальные традиции сильного унитарного государства. Эффективность власти в управлении бунтом в том числе превентивное использование для частичного обновления с предотвращением полной потери управления.

Межстрановое сравнение организации и освещения избирательного процесса, организации и работы парламента. Непрерывная история представительной власти России. Культурный проект «Юность», PR-эффект мирового уровня от поддержки Пленумом ЦК КПСС Н.В.Тимофеева-Ресовского и В.П.Эфроимсона. Роль России и российской журналистики в ключевых моментах истории: Алоизий Мак-Гаен и Илья Эренбург из списка Дэвида Рэндалла (соответственно турецкий геноцид болгар и немецкие концлагеря). Газета «Красная Звезда» Давида Ортенберга. Новые технологии фронтовой журналистики Anna news Марата Мусина. Исторически традиционное и эволюционно оправданное использование России в качестве полигона испытаний новых проектов и заведомо провальных моделей. Заметное повышение влиятельности России, ее лидеров и ее дипломатии.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод об отсутствии директирующего смысла во внешнем влиянии на национальную повестку дня. Причина неадекватности повестки состоит прежде всего в отсутствии ощущения общности в понимании того, что такое адекватная повестка. Наличие различных психотипов препятствует этому [4]. Журналистский корпус распадается на ряд несхожих кластеров. Паттерн кластеров изменчив непредсказуемо для исследователя и неожиданно для самих участников процесса. Иными словами, причина неадекватности повестки внутренняя. Она кроется в текущем психическом состоянии популяции, которое к тому же быстро меняется. При таком состоянии массового сознания проще им управлять, чем информировать аудиторию.

 

Литература

1. Вакурова Н.В. Информационная повестка дня как инструмент управления массовым сознанием посредством СМИ. В сб.: «Актуальные проблемы управления – 2013». Тезисы международной научно-практической конференции. Вып.4 – М.: 2013

2. Вакурова Н.В. Влияние общего контента журналистики, PR и рекламы на доверие аудитории к СМИ. – В сб.: Проблемы управление в реальном секторе экономики: вызовы модернизации (Актуальные проблемы управления – 2012). Вып. 2. – М.: 2012.

3. Московкин Л.И., Вакурова Н.В. Теоретическое значение «фактора трех восьмерок» – история познала сослагательное наклонение (постановка задачи журналистики). – В сб.: СМИ и общество, проблемы взаимодействия (к 75-летию Оренбургской области): материалы региональной научно-практической конференции. – Оренбург 2009.

4. Н.В.Вакурова. Новые тенденции в журналистике в условиях политической и общественной нестабильности (по материалам анализа прессы за 2012 год). Вестник университета, издание ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», N14, 2013, стр. 245-248.