ЭМ: Прожили долгую жизнь пилоты и штурманы самолета, сбросившие атомную бомбу в Японии. Пострадали 70 тыс человек.

ЭМ: Сенатор Константин Добрынин предложил проверить международные конвенции и соглашения на предмет вреда России

ЭМ: Депутат Вадим Соловьев готовит законодательный запрет на публикации военнослужащими информации о службе

Антон Орех успешно отрабатывает, смешивая в отравленном эфире ЭМ отравленные фильмы с отравленной украинской сметаной и свининой – интересно слушать

Евгений Федоров выступил с идеей запрета на вредную работу западных консалтинговых компаний в России – давно пора

Александр Дугин: Страны-агрессоры поддерживают геноцид Новороссии – Австралия Канада Британия. США страна глобального террора

Презервативы нужны самим «Известиям» – чтоб не остались без читателей, а то вымрут все от журналистского напора

 

29.07.14 Лев МОСКОВКИН

Электронное образование

Круглый стол по электронным учебникам без острых углов, но с двойным смыслом

Американский пес Клиффорд в русской школе не прижился, а дорогого Чебурашку Минобр не рассматривал

Введение электронных учебников выпало на фазу насильственной хаотизации в системах работы с информацией. Это в общем правильно. Однако странно, что на ключевые вопросы специалистам ответить нечего, показал круглый стол в пресс-центре МИА «Россия сегодня» о создании информационной образовательной среды, внедрении в школе интерактивных образовательных технологий и электронных учебников.

С 1 января издательства должны будут представлять на экспертизу учебники, существующие как в печатном, так и в электронном виде. Минобрнауки предложил профильным издательствам представить рекомендации по разработке требований к электронным учебникам.

Организаторы круглого стола предложили представителям издательств высказаться о подходах и тенденциях. Важный вопрос – готовы ли к этому педагоги? Система образования имманентно консервативна.

Участникам представлены интересные итоги исследования того, что уже сделано и что из этого получилось.

Замдиректора ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга» Александр Арефьев сообщил о результатах опроса по итогам десятилетнего внедрения электронных учебников. Минобр отобрал 49 учебников. Опрошены 408 школ. В среднем в одной школе сохранились шесть учебников, из них используются три. В гимназиях на один больше. Всего девять учебников опрошенные назвали полезными для учебного процесса, в основном по естественным наукам – биология, физика, химия, география, два по математике и один по истории. В числе нужных учебников, которых в школе нет, назвали: готовые издания конкретных фирм: «компьютерная графика и дизайн», «Обществознание», «Отечественная история» до начала ХХ века, «Сдаем единый экзамен» и «Химия для всех XXI: Решение задач. Самоучитель».

Наименее полезными назвали пять учебников из 49: «Редактор расписания занятий учреждений профессионального образования», «Системы поддержания информационного пространства (организация образовательного процесса) на уровне школы», «Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн», «День Рождения Клиффорда» и «Клиффорд готовится к школе».

Понятно, графика и дизайн нужны, полезность издания зависит от его качества. Другое дело с неким Клиффордом. Что это за учебник, по какой дисциплине и почему его выбрали для внедрения? Арефьев не знает, однако реклама игрушек с псом Клиффордом в сети хорошо индексирована.

Исследование выявило основные причины недоиспользования электронных учебников – недостаток компьютерных классов или компьютеров. Среди недостатков электронных учебников назвали: плохо влияет на здоровье, теряются традиции работы, несоответствие стандартам, технические недоработки. Некоторые версии только сетевые. Другие в сети не работают. Надо предварительно готовить учителей, у них бывают трудности с компьютером. Всего отрицательно высказались 56,9%. Проблем больше в сельских школах. Предметники вынуждены приносить в школу собственные компьютеры.

Противоречивость результатов не должна пугать. Картина пестрая, потому что Россия многообразна и в ней есть все. В т.ч. и то, чего нет у законодателя электронной моды США.

Нам не надо комплексовать, отставания точно нет, – заявил гендиректор ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний» Михаил Бородин. Он сослался на мнение американцев, которые на конференции в прошлом году должны были учить, однако посмотрели наши учебники и сказали: учить вас нечему, вы и так все знаете.

Бородин предложил расширить понятие электронного учебника до экосистемы со стиранием граней самого учебника и других материалов. В электронной экосистеме школьник может выбрать индивидуальную образовательную траекторию.

Замдиректора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева сказала, что толчком к развитию электронных учебников стал проект 2011 года. Практически это были PDF. Несмотря на низкое качество контента, мы поняли – наши учителя готовы творить чудеса, готовы к инновациям. За два года ситуация изменилась на рынке производства и предложения. Ни в коем случае нельзя выпускать электронные учебники без апробации. Оказалось, у нас много учителей не способных продуцировать новые педагогические практики. Школы еще не используют дидактические инновации. Мы не ушли от дидактики Яна Коменского.

Удорожают учебники правообладатели. Урвать свою копейку в цене массовом доступном продукте может любой, кто зарегистрировал на себя песенку, музыку, мультфильм. Даже брендовые названия сайтов приходится выкупать за сотни тысяч. С американским псом Клиффордом получается дешевле, чем с доморощенным крокодилом Геной. Издатели получают дилемму: делать выхолощенный учебник или платить.

Директор департамента учебной литературы «Планета знаний» издательства «АСТ» Павел Стеллиферовский сообщил, что создание электронного учебника дорогая вещь, не менее четырехсот тысяч рублей. Однако это небольшие деньги, потому что другие делают дороже. Печать сравнительно недорогая. Больше всего идет программистам. Есть еще те кто тестирует, художник и редактор.

Замдиректора издательства «Русское слово» Марина Лобзина эмоционально добавила, платить приходится за музыкальный контент и не дай бог вставить кусочек какого-то фильма.

Лобзина настаивала на том, что учителю нужно дать внятные понятные стандарты. Очень быстро развивается ребенок и очень быстро развивается среда. Сегодня учитель отказывается от старого PDF в пользу EPUB. Учитель должен быть артистом.

Замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобра Павел Сергоманов подчеркнул, что школы имеют право закупать учебники только из утвержденного перечня. До 1 января идет аппробационный период. Учебник – это логика, она может быть развернута в разных носителях.

Отвечая на вопрос МП об участии русской Wikipedia в создании образовательной среды, Сергоманов заверил, что Википедия Минобром конечно учитывается, потому что школы делают свои информационные ресурсы, электронные библиотеки, профессиональные базы данных. Министерство этот вопрос регулирует только через школьные библиотеки.

Круглый стол обозначил пять вопросов одного корня: задержка национального стандарта в пользу международного, навязывание BigData, монополия Microsoft с передачей данных третьим лицам, любимый в США пес Клиффорд, принижение русской Wikipedia. Особо больные вопросы предпочли не жевать перед журналистами и они сместились в кулуары. Можно не сомневаться, что и в условиях абсолютной открытости российские умельцы создадут нормальную образовательную среду. Мало того, она уже есть в Рунете. Инновационная страна Россия завсегда готова к любой кампанейщине любого Минобра в любом составе. Проблема возникает у Минобра – как это все утвердить, не беря на себя ответственности?

 

Сообщение

 

Введение электронных учебников выпало на фазу хаоса в системе работы с информацией – круглый стол МИА РС

Основные затраты на электронный учебник – зарплата программистов и плата правообладателям музыки и мультиков

Пресс-центр МИА Россия сегодня провел во вторник круглый стол: «Создание информационной образовательной среды: вопросы внедрения интерактивных образовательных технологий и электронных учебников в школе». С 01.01.15 издательства должны будут представлять на экспертизу учебники, существующие как в печатном, так и в электронном виде. По итогам встречи, которая состоялась 11 июля, руководство Минобрнауки России предложило профильным издательствам представить рекомендации по разработке требований к электронным учебникам.

Какими будут основные подходы к созданию, распространению и использованию интерактивных образовательных технологий и электронных учебно-методических материалов? Каковы основные тенденции внедрения электронных ресурсов в российских школах? Готовы ли к этому педагоги?

Ведущий Олег Солодухин предположил что электронный учебник не будет неожиданностью школьников – в отличие от него самого, представителя старого поколения.

Замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Павел Сергоманов сообщил что новой базой за три года охвачено 1,8 млн школьников. Создана законодательная база электронного обучения. Конечно мы понимаем что это тренд, многие страны создают электронные учебники. В министерстве считают электронный учебник отражением бумажного. Прошла дискуссия, понятно что как и электронные деньги имеют свои свойства. Приказ Минобра определяет что электронный учебник должен быть отражением бумажного, содержать минимальный набор мультимедийных приложений. Воспроизводиться в общедоступных системах, не содержать лицензионных ограничений для пользователя.

Гендиректор ООО «Орфограф» Рубен Акопов рассказал о международном опыте. Мир давно шел к тому мы сейчас делаем. IDPF собрал крупнейших игроков, вступил туда и Google. Возник стандарт EPUB согласованный сообществом по которому работают большинство издательских домов. В нем описано как можно оформлять субстанцию в единый текст. В США с их немножко извращенной идеологией комиксов. Плавающая верстка облегчает распространение книг для электронных книг любого размера. Стандарт м.б. использован для чтения в Интернете.

Замдиректора ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга» Александр Арефьев сообщил о результатах опроса по итогам десятилетнего начиная с 2003 года внедрения электронных учебников. Минобр отобрал для внедрения 49 учебников. Опрошены 408 школ. Электронные учебники почти в 80% школах. В среднем в одной школе сохранились шесть учебников, из них используются так же в среднем три. В гимназии на один больше. Всего девять учебников признаны большинством опрошенных как наиболее полезные, причем в основном по естественным наукам – биология химия география два по математике и один по истории. Положительные отзывы есть по всем учебникам, но для сорока их мало. Каких учебников в школе нет но они нужны: компьютерная графика и др. Наименее полезных назвали пять в т.ч. «День рождения Клиффорда». Что это за учебник, по какой дисциплине и почему его выбрали для внедрения, Арефьев не знал. Позже выяснилось, что игрушку подали как учебник английского.

Основные причины недоиспользования электронных учебников – недостаток компьютерных классов или компьютеров. Среди недостатков электронных учебников: плохо влияет на здоровье, теряются традиции работы, несоответствие стандартам, технические недоработки. Некоторые версии только сетевые. Другие в сети не работают. С некоторыми надо предварительно работать, трудности учителей которые не очень хорошо работают с компьютером. Всего отрицательно высказались 56,9% экспертов, положительно 84,7%. Положительные стороны – компактны и удобны, наглядный материал современной подачи, повышают самостоятельность в обучении и проще контроль знаний. Проблемы особенно в сельских школах. Предметники вынуждены приносить в школу собственные компьютеры.

Сергоманов добавил важный аспект, что школы имеют право закупать только из утвержденного перечня. Пока период аппробационный до 2015, если директора школ говорят что закупают это нарушение.

Заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева отметила важность сначала говорить о неком глоссарии. Было разработано много электронных ресурсов. Толчок к электронным учебникам дал проект в семи регионах в 2011 году. Практически это были PDF, тем не менее старт был дан. Несмотря на низкое качество контента мы поняли что наши учителя готовы творить чудеса, готовы к инновациям. За два года ситуация реально изменилась на рынке производства и предложения. Работали с шестью издательствами по разработке прототипов которые вошли в основу электронных учебников. Электронные учебники позволяют сформировать образовательную среду. Южная Корея должна отказаться от традиционного учебника, однако представитель Кореи утверждал что это не так, школы будет иметь выбор. Ни в коем случае нельзя выпускать электронные учебники без апробации. У нас много учителей которые не способны продуцировать новые педагогические практики.

Вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» Артем Соловейчик мы крупнейшее издательство и не можем ошибаться. Зачем нужен электронный учебник? Никакого другого давления на педагогику нет кроме того что дети стали другие. Мотивирующая составляющая электронного учебника. В США учителя стали серьезным барьером, там издательства доплачивают учителям. Только 20% учителей имеют личную компьютерную почту, мы не можем привязать личный кабинет. Есть тенденция все впихнуть в этот учебник и учитель не нужен – это невозможно. Многое учитель еще не оценил просто от незнания. Все пути открыты. В Москве в шести школах будет обязательное обучение по четырем предметам.

Заместитель генерального директора издательства «Русское слово» Марина Лобзина просвещение идет вперед но вы говорите что учитель в принципе не хочет. Вы говорите о конкурсах, это настолько было вчера. Учителю сегодня нужно дать внятные понятные стандарты. Конечно стандарты должны основываться на мировом опыте. Введение стандартов должно быть поэтапное. Очень быстро развивается ребенок. Очень быстро развивается среда. Сегодня учитель взяв старый PDF и отказывается в пользу EPUB-овского. Учитель должен быть артистом. Учитель начинает по другому понимать стандарт. Очень важно коллективная борьба издательства в защиту авторского права.

Директор департамента учебной литературы «Планета знаний» издательства «АСТ» Павел Стеллиферовский констатировал что школа не готова. Насколько готово издательство? Создание электронного учебника дорогая вещь, мы их продаем. Не менее четырехсот тысяч рублей. Это небольшие деньги потому что другие делают дороже. Сегодня востребован, вчера еще нет. вопросы авторского права, учебник должен быть доступен. Не хотелось бы чтобы 1 января отчитались друг перед другом: электронные учебники сделаны, школа не готова. Минобр отказался от методички к учебнику в электронном виде – «наши эксперты не готовы». Ушли в Академию наук. Многие учителя жалуются на негативные последствия для здоровья. Идти вперед но постепенно.

Лобзина подчеркнула что мы не говорим о полном вытеснении бумажного учебника, кто-то из учеников захочет остаться на бумажном учебнике.

Главный редактор издательского центра «Вентана-Граф» Надежда Иванова идея появления электронного учебника не должна вытеснить идею учебника полиграфически исполненного. Очень важен вопрос узнаваемости учебника.

Генеральный директор ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний» Михаил Бородин сослался на мнение американцев, которые должны были учить на конференции в прошлом году, посмотрели наши учебники и сказали что учить нас нечему, мы и так все знаем. Нам не надо комплексовать, отставания точно нет. Очень правильно министр на последнем совещании сказал о смешанном использовании бумажного и электронного учебника. При этом Бородин предлагает расширить понятие электронного учебника до экосистемы, в которой грани учебника и других материалов будут стираться. В электронной экосистеме можно выбрать индивидуальную образовательную траекторию.

Авдеева сурово напомнила Бородину, что у нас есть УМК. «Я знаю», – отмахнулся Бородин. Договорить ему ведущий не позволил.

Замдиректора ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» Максим Драгункин рассказал что ресурсы предоставляются учителям, детям родителям бесплатно и трафик высокий. Школы заинтересованы в применении электронных образовательных ресурсов. В комментарии МП Драгункин рассказал что его организация занимается информатизацией образовательного процесса. К сожалению, в сфере образования достаточно политики. Кто занимается информатикой как обучением работе с информацией, он не знает. программистов удается привлекать, зарплата у них высокая – м.б. сто тысяч.

Вопросы

Участники мероприятия никак не могли отбиться от молодой журналистки с ее идеологической борьбой за доступ школьника к BigData, современный образовательный стандарт не позволяет их формировать. Бородин предложил идти step-by-step, вряд ли кто-то будет говорить, что через пять лет произойдет отрыв от бумажного носителя не произойдет. Есть банки которые формируют BigData. Нет задачи формировать BigData, только систематизировать контент. А если говорить про BigData, то вот пожалуйста Microsoft коллеги присутствуют, с ними можно обсуждать.

Ведущий Олег Солодухин сам же выбрал для вопроса «девочку» и больше всех устал от ее американских BigData, прерывал на середине ответа и наконец перевел в кулуары. Вопрос больше напоминает выступление.

Авдеева успела рассказать в ответ «девочке», что стандартов по разработке электронных учебников нет. Образовательный стандарт много позволяет что не используется. Есть четыре уровня электронного учебника начиная с PDF-контейнера. В одном из регионов где много денег выделяется на ИКТ в школе, опрос показал 78% используют электронные учебники, но у 60% детей вообще нет ИКТ в школе. Кто-то лукавит и конечно не дети, ребенок еще не научился так лукавит. Фокус-группы показали, что ребенок говорит что в ИКТ ничего не делает, смотрит на интерактивную доску. Школы еще не используют дидактические инновации. Мы не ушли от дидактики Коменского.

Акопов сообщил о росте мощности и падении стоимости оборудования. Кто-то должен взять материальную ответственность за устройство. Если родитель не может, ребенок использует бумагу. Дети к хорошим устройствам относятся адекватно и это сближает с преподавателями. Цифровой разрыв между детьми и родителями. Школьник читает с телефона, преподаватель ждет методичку, как это использовать. Скачать на телефон конечно сможет.

МП досталось предупреждение Солодухина, чтоб вопрос не был выступлением. Пришлось призвать участников не тратить время и не агитировать за советскую власть, все и так все знают.

Отвечая на вопрос МП об участии русской Wikipedia в создании образовательной среды, Сергоманов сказал что Википедия Минобром конечно учитывается, потому что школы делают свои информационные ресурсы, электронные библиотеки, профессиональные базы данных. Но министерство этот вопрос регулирует только через школьные библиотеки. Здесь предметом разговора являлись еще раз подчеркну т.н. учебники в электронной форме.

Отвечая на неудобный вопрос с подковыркой пренебрежительного отношения Минобра к русской Wikipedia, Сергоманов вспомнил про что ему к слову пришлось из предыдущих вопросов и менторским тоном произнес: Учебник это ло-ги-ка, она м.б. развернута в разных носителях. По закону об образовании министерство уполномочено регулировать два объекта: учебник и пособие. При этом мы понимаем что мы обсуждаем более широкий класс объектов, условно говоря электронные образовательные ресурсы, инструменты, среды – как хотите назовите. Здесь министерство регулирует в рамках государственных образовательных стандартов с 5 по 11 класс.

Отвечая на вопрос МП о составляющих стоимости электронного учебника, Стеллиферовский сказал, что печать сравнительно недорогая. Больше всего тратим на оплату программиста. Есть еще те кто тестирует, художник и редактор. Лобзина добавила что приходится платить за музыкальный контент правообладателю, и не дай бог кусочек какого-то фильма.

Позиция журналиста – удушить правообладателей ради доступности учебника – вызвала радостное понимание участников. Все расхватали включая удобные адреса Рунета.

Что это за экзотические учебники в числе нежелательных «День рождения Клиффорда»? – вопрос Л.М. получил интересный ответ: никто не знает, чей день рождения выбрал Минобр и что это за предмет.

Однако в Яндексе легко найти, что это издание «Новый диск» в 2001 году выпустило Adventure для малышей – популярную в США игру. «Действие начинается утром в день рождения Клиффорда – любимого пса Эмили, и девочке надо многое сделать для подготовки праздничной вечеринки».

Так кампания по введению электронных учебников выпала на фазу насильственной хаотизации в системах работы с информацией. С т.зр. генетической инженерии в экспериментах над населением и особенно детьми, это в общем правильно. Однако странно видеть со стороны, как специалисты истязают друг друга вопросами без ответов и единственно невозмутимым остается представитель Минобра. Смелость в том. что пришел.

Североамериканский пес Клиффорд в русской школе не прижился, а дорогого Чебурашку или Матроскина Минобр не рассматривал.

В том же ракурсе – спор о BigData. Для постсоветского образования или науки равно стал сакральным и приобрел зловещий смысл старый вопрос что такое студент – факел который надо зажечь или сосуд который надо наполнить? Североамериканская ментальность требует сбора огромного количества данных, создания химических библиотек, складирования терабайтов информации. Вопрос об извлечении смысла подавлен. Кластерный анализ забыт, популярный в прошлом в ряде сфер включая генетический анализ филогенетических связей.

Больной вопрос про задержку национального стандарта в пользу международного касается одинаково учебников или еды, всего массового. На круглом столе вопрос надкусили и предпочли не жевать перед журналистами.

Вопрос о платформе и облаках на круглом столе по электронным учебникам не поднимался. В образовании пока не видно такой тревожности, как в Центризбиркоме, по поводу монополии Microsoft и глобальном сборе персональных данных спецслужбами США.

Есть еще один вопрос, который волнует только наиболее опытных преподавателей информатики. Тут тоже провал, работе с информацией никто не учит. В 90-х был адекватный стандарт информатики и была линейка учебников Симоновича. Уже тогда в преподавании информатики ее предмет замещался программированием или системами счисления. Сейчас вернулась кибернетика и это хорошо. Однако информатики нет. В лучшем случае обучают работе с программами-редаторами.

Все пять вопросов одного корня: задержка национального стандарта в пользу международного, навязывание BigData, монополия Microsoft с передачей данных, любимый в США пес Клиффорд, принижение русской Wikipedia. Однако можно не сомневаться, что и в условиях абсолютной открытости российские умельцы создадут нормальную образовательную среду. Мало того, она уже есть в Рунете. Инновационная страна Россия готова к любой кампанейщине.

 

Доклад Александра Арефьева, любезно предоставленный МП

Об электронных средствах обучения в школе

(мнения руководителей общеобразовательных учреждений)

В ходе общероссийского мониторинга, проведенного в 2014 году, нами были опрошены (в качестве экспертов) директора, заместители директоров и заведующие учебной частью 408 общеобразовательных учреждений в 1/3 субъектов РФ. Согласно полученным ответам, электронные средства учебного назначения (т.е. учебники и пособия) имелись в 84,1% школ и гимназий. Нами был предложен список из 49-ти электронных учебников, которыми школы снабжались последние 10 лет. И, как оказалось, имеются всего 9 учебников, которые находятся в наличии в каждом втором обследованном общеобразовательном учреждении и которые более половины руководителей этих образовательных учреждений назвали полезными для учебного процесса. Интересно, что это прежде всего учебники естественнонаучного цикла для средних и старших классов (по биологии, физики, химии, географии), два учебника по математике (также для средних и старших классов) и один учебник по истории для 5-го класса. 

А каких электронных учебников в школе нет, но они очень нужны? По мнению экспертов, это прежде всего пять следующих учебников (см. слайд 2):

Слайд 2 – Экспертная оценка отсутствующих в школе электронных средств обучения, в которых наблюдается наибольшая потребность, %

Наименование электронных наглядных пособий

В школе их нет, но нужны

 «Компьютерная графика и дизайн», («Компания Гиперметод»)

39,6

Обществознание, («Марис»)

38,8

Отечественная история (до начала ХХ века), («ИНТ»)

37,3

Сдаем единый экзамен, («IC»)

37,0

Химия для всех XXI: Решение задач. Самоучитель, («IC»)

36,1

 

Экспертам задавался и вопрос: а какие из поступивших в школы электронных учебников наименее полезны?  Были названы прежде всего следующие  (см. слайд 3).

Слайд 3 – Экспертная оценка наименее полезных электронных средств обучения, имеющихся в школе,%

Наименования электронных наглядных пособий

Бесполезные

ХроноГраф Колледж Плюс. Редактор расписания занятий учреждений профессионального образования, («Хронобус»)

15,1

Системы поддержания информационного пространства (организация образовательного процесса) на уровне школы, («Хронобус»)

15,1

День Рождения Клиффорда, («Новый Диск»)

11,8

Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн», (ММТ и ДО)

10,1

Клиффорд готовится к школе, («Новый Диск»)

10,1

 

Электронными учебниками оснащены сегодня примерно половина общеобразовательных учреждений, но слабее всего обычные школы. Так, из 49-ти протестированных учебников, в них имелось в среднем по 6, а активно использовались только 3 учебника (то есть половина). При этом не менее трети обычного типа школ нуждались в 22-х электронных учебников из предложенных для тестирования 49 наименований. В то же время в каждой  второй гимназии имелось в среднем 7 учебников из указанных 49, и все они использовались активно.

Основные причины недоиспользования в школах электронных учебников отражены в таблице 4 (см. слайд 4).

Слайд 4 Мнения экспертов об основных причинах недоиспользования в школе электронных учебников, %

Причины недоиспользования электронных учебников

Доля ответивших

Мало компьютерных классов

28,4

Мало компьютеров

17,5%

Учащиеся воспринимают электронные учебники хуже, чем традиционные

11,5

Электронные учебники по содержанию не вписываются в традиционные стандарты школы

9,8

Базовые обеспечивающие программы наших компьютеров не пригодны для работы с электронными учебными программами

7,1

Качество электронных учебников в методическом отношении хуже, чем традиционных

6,2

Имеющиеся в школе компьютеры не пригодны для работы с электронной учебной программой

4,1

Не работают (или плохо работают) компьютеры, их некому наладить

3,3

Др. причины (не все учителя готовы к использованию электронных изданий; электронные издания имеются в школе только для 5-х классов – остальные приобретаются родителями; учителя находят в Интернете материалы более отработанные; электронные учебники используются как доп. пособие)

3,8

 

Эти проблемы чаще встречаются в обычных школах и школах с углубленным изучением иностранных языков. В школах обоих типов высказаны в основном две причины неиспользования электронных учебников в нужном объеме: нет необходимого количества компьютеров для проведения полноценного занятия с классом и недостаточное число компьютерных классов, чтобы в них могли работать все «предметники» по расписанию.

Очень перспективными использование электронных учебных учебников в общеобразовательных учреждениях считают, согласно проведенному нами исследованию, 41,2% директоров школ и гимназий, а по мнению 52,7%, электронные учебники эффективны только в сочетании с традиционными.

Более 4/5 опрошенных руководителей общеобразовательных учреждений (а точнее 84,7%) высказали положительные мнения о применении электронных средств обучения (см. слайд. 5).

Слайд 5 Мнения экспертов о положительных сторонах электронных учебных пособий для школы, % 

Положительные стороны использования электронных учебников

Доля ответивших

Компактны, легки, удобны

42,9

Содержат наглядный материал

32,1

Характеризуются современностью подачи учебного материала

27,0

Способствуют повышению самостоятельности детей в учебном процессе

14,2

По ним упрощен контроль знаний

5,1

Мобильны

4,9

Разнообразны

4,9

 

В то же время в ответах почти 57% экспертов прозвучали и отрицательные высказывания (они отражены в слайд 6).

Слайд 6 – Мнения экспертов об отрицательных сторонах электронных учебных пособий для школы, %

Отрицательные стороны использования электронных учебников

Доля ответивших

Использование электронных учебников плохо влияет на здоровье детей, нагрузка на зрение, психику

24,3

Теряются традиции работы с бумажными учебниками

12,0

Среди электронных учебников много несоответствующих по содержанию госстандартам

11,0

Имеются технические недоработки (сложный поиск, нет возможности делать закладки, мелкий шрифт, не всегда есть цветные изображения, сложность использования, не все подходит под программу, не очень высокое качество, бесполезность карт)

10,0

Нет финансирования для покупки электронных учебников

5,4

 

Отказ школ от использования ряда электронных учебников или нежелание их приобретать, по мнению экспертов, обусловлены следующими причинами. Основной недостаток присылаемых электронных учебных материалов – в их несоответствии или неполном соответствии учебным программам. Имеются нарекания и по содержанию ряда электронных учебников и пособий: мало иллюстративного материала по сложным разделам, и наоборот, много ненужного, второстепенных вещей; некоторые электронные пособия - это просто пересказ традиционных учебников; нет методических описаний уроков, нет плавных, логичных переходов от одной темы к другой, мало тестов, проверочных и практических заданий. По мнению экспертов, отсутствуют единые требования к учебным материалам, встречается много ошибок в содержании материала. Кроме того, эксперты отмечают и технические недостатки присылаемых электронных материалов: не все компакт-диски хорошо устанавливаются и работают. Некоторые версии электронных учебников являются только сетевыми, а другие в сети не работают. Ряд экспертов указали также, что электронные средства учебного назначения иногда несовместимы с программами, установленными на школьных компьютерах.

Часть электронных материалов в том виде, в котором они присылаются, считают эксперты, просто не годятся для использования на занятиях с ними надо предварительно много работать, переделывать их с учетом учебных стандартов и школьных программ по соответствующим предметам. А это вызывает у учителей, особенно не имеющих достаточных навыков работы с компьютером и слабо разбирающихся в компьютерных программах, боязнь (неприятие) данных электронных пособий и учебников.

Вместе с тем эксперты, как отмечалось, видят и много положительного в присылаемых электронных материалах. Главное, – наглядность, яркость, красочность, возможность расширения рамок занятий и дополнения традиционных учебников за счет привлечения нового, повышения интереса к предмету у учеников. Учителям, хорошо владеющим компьютером, по мнению экспертов удобно работать с электронными учебниками и учебными пособиями, ибо это экономит время, позволяет давать учащимся большой объем информации.

Есть также ряд объективных причин, препятствующих применению в школах и гимназиях электронных учебников.  Согласно экспертным оценкам, компьютерной техникой в среднем оборудованы 4 рабочих места в расчете на каждую государственную школу, гимназию. Учитывая, на одно общеобразовательное учреждение в настоящее время приходится 26 учителей, из которых не менее 80% (то есть 20-21 человек) являются предметниками, получается, что лишь пятая часть из них теоретически может использовать электронные средства учебного назначения. Наименьшее количество оборудованных рабочих мест учителей в сельских школах. В регионах часть учителей-предметников вынуждена приносить в свой школьный кабинет собственный компьютер из дома. Запросы, посылаемые директорами школ в районные (городские, окружные и т.д.) управления образованием по поводу комплектации их образовательных учреждений компьютерной техникой (и прежде всего мультимедийными проекторами) как правило, остаются без удовлетворения, либо комплектация компьютерной техникой осуществляется по усмотрению вышестоящего органа управления образованием без учета пожелания директоров и заведующих учебной частью школ. Поэтому вопрос комплектации российских общеобразовательных учреждений компьютерной техникой за счет средств федерального и местного бюджетов, а также с привлечением других источников - один из наиболее актуальных.

 

Пресс-релизы

 

Письмо Сергея Миронова руководству Социнтерна о политических репрессиях в отношении Коммунистической партии Украины

ПРЕЗИДЕНТУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА ГЕОРГИОСУ ПАПАНДРЕУ

ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА ЛУИСУ АЙАЛЕ

Дорогие друзья!

Украинская власть сегодня открыто проводит политику уничтожения своих политических оппонентов, взяв курс на запрет деятельности неугодной ей Коммунистической партии Украины.

24 июля Окружной административный суд города Киева начал рассмотрение дела о запрете Коммунистической партии Украины. 22 июля Верховная Рада приняла изменения в регламент, необходимые для роспуска фракции Коммунистической партии Украины, и уже 23 июля президент Петр Порошенко подписал их. 24 июля глава Верховной Рады Александр Турчинов объявил о роспуске фракции Коммунистической партии Украины.

Коммунистическая партия Украины является одной из старейших политических партий в стране (зарегистрирована в октябре 1993 г.). В ходе всенародного голосования на парламентских выборах в 2012 году партия заняла 4-е место (13,18 %) и получила 32 мандата в Верховной Раде Украины.

Из истории мы хорошо помним, что коммунистическая идея генетически противостоит идеологии национал-социализма и фашизма.

С партиями левого толка нас, левоцентристов, объединяет близость идеологических взглядов, схожее понимание роли и места человека труда в современном обществе. Сегодня во многих странах мира, таких как США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Перу, Чили, Уругвай, Индия и других, коммунистические партии, как оппозиционная политическая сила, свободно осуществляют свою деятельность, способствуя, таким образом, укреплению и демократизации общественно-политических процессов.

В условиях, когда нынешняя власть в Киеве открыто демонстрирует всему миру неуважение основополагающих принципов демократии – свободного волеизъявления граждан своей страны, проголосовавших за Коммунистическую партию Украины на очередных парламентских выборах, Социалистический Интернационал не может оставаться в стороне и должен определённо выразить своё отношение к политическим репрессиям на Украине.

В связи с этим, полагали бы важным и своевременным сделать от имени руководства Социнтерна заявление о недопустимости запрещения деятельности Коммунистической партии Украины, немедленном прекращении преследования её членов и сторонников по политическим мотивам.

С братским приветом,

С. Миронов

 

Сергей Миронов: правовой беспредел с уголовным оттенком становится визитной карточкой Башкортостана

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции «СР» в Госдуме Сергей Миронов выступил с заявлением по поводу инцидента с избиением члена Партии Фарита Юсупова в Республике Башкортостан:

– Страна идет к массовым выборам 14 сентября 2014 года. Избирательная кампания в целом проходит корректно, без существенных нарушений. Однако на положительном фоне черным пятном выглядит Республика Башкортостан.

В одном из районов Республики член Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, муниципальный депутат Фарит Юсупов после давления, оказанного на него и его коллег, обратился к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой о помощи. Это только раззадорило местных князьков. Четверо бандитов зверски избили депутата железными трубами и прутьями с наставлениями впредь более не обращаться к первому лицу государства.

К сожалению, правовой беспредел с уголовным оттенком становится визитной карточкой Башкортостана. На протяжении последних лет выборы в регионе сопровождаются регулярными расправами над кандидатами, агитаторами и журналистами. Такое беззастенчивое применение криминальных мер в политической жизни является главным препятствием на пути становления здорового гражданского общества и демократии.

Считаю, что ответственность за происходящее целиком лежит на региональной власти.

Мною направлено письмо в адрес Министра внутренних дел РФ В. Колокольцева с просьбой взять под личный контроль расследование избиения Фарита Юсупова. Виновные обязательно должны быть найдены и привлечены к ответственности.

 

Кавказский вызвал Кузьминова на дебаты

Кандидат в Мосгордуму по 45 округу от партии «ЯБЛОКО» Николай Кавказский предложил в Твиттере Ярославу Кузьминову, кандидату по этому же округу, провести открытые дебаты. Кузьминов согласился.

«Ярослав Иванович, давайте проведем открытые дебаты между Вами и мной? Можно на любой площадке», — предложил Николай Кавказский. «Давайте. Только лучше когда начнется официальный агитационный период, после 17 августа», — ответил Ярослав Кузьминов.

Лидер «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин поддержал Кавказского. «Я уверен, что Коля победит», – написал он.

Заочные дебаты уже прошли на площадке коалиции «За Москву!». Координатор штаба коалиции Денис Билунов после встречи с Кавказским и Кузьминым написал: «Если бы выборы состоялись завтра, я бы без колебаний проголосовал за Кавказского».

 

29.07.14 13:16 МСК

Говорухин призывает осудить запрет показа фильмов «Поддубный» и «Белая Гвардия» на Украине

Председатель комитета ГД по культуре Станислав Говорухин считает, что отказ государственного агентства Украины по вопросам кино выдать разрешения на показ российских кинофильмов «Белая гвардия» и «Поддубный» демонстрирует уровень невежества киевских властей.

«Цензурирование культуры со стороны новых киевских руководителей в высшей степени демонстрирует уровень их невежества. Украина, объединенная с нами общей исторической судьбой, всегда была открыта для культур различных народов, при этом сама представляет собой полиэтнический регион», – сказал Говорухин.

«Однако я уверен, что на Украине много интеллигентных людей, которые будут сопротивляться этим необдуманным действиям. В связи с этим я считаю, что мировая культурная общественность должна выступить с осуждением подобного рода околокультурных экспертиз», – заключил режиссер.

ИТАР-ТАСС

 

29.07.14 15:59 МСК

Бурматов: Разделение ЕГЭ по математике на уровни должно сопровождаться созданием открытой базы заданий

Изменения порядка проведения Единого государственного экзамена по математике потребуют от Министерства образования создания открытого банка заданий ЕГЭ 2015 года по этому предмету, считает депутат Госдумы, член Генсовета «Единой России» Владимир Бурматов. Парламентарий убежден, что «это единственный вариант дать возможность школьникам нормально подготовиться к сдаче экзамена по новым правилам, избежать стрессов и проверить свои способности».

«Изменения порядка проведения Единого государственного экзамена по математике потребуют от Министерства образования создания открытого банка заданий ЕГЭ 2015 года по этому предмету. На мой взгляд, это единственный вариант дать возможность школьникам нормально подготовиться к сдаче экзамена по новым правилам, избежать стрессов и проверить свои способности.

Считаю, что решение Рособрнадзора, предполагающее разделение экзамена по математике на два уровня, базовый и профильный, должно повлечь за собой также изменение порядка подготовки школьников к сдаче ЕГЭ. Мы не можем допустить ситуации, аналогичной ситуации в этом году, когда на ходу менялись правила. Это повлекло за собой большое количество стрессов среди школьников и, вполне вероятно, стало причиной резкого роста количества случаев самоубийств среди школьников на почве ЕГЭ.

На мой взгляд, задания по математике должны быть доступны заранее. Считаю, что Министерство образования имеет смысл открыть все варианты. Прорешать их полностью будет нереально, а вот использовать, чтобы проконтролировать уровень своих знаний, можно будет вполне.

Соответствующее предложение о создании открытой базы заданий ЕГЭ мною уже направлено на имя вице-премьера Ольги Голодец. Министерству образования и Рособрнадзору сейчас дано поручение рассмотреть возможность реализации этой инициативы. Это был бы разумный и закономерный шаг, который сделал бы прозрачной процедуру сдачи ЕГЭ, снял бы целый ряд крайне серьезных проблем. Помимо уменьшения стрессового фактора для школьников и повышения открытости процедуры экзамена это могло бы снизить коррупцию вокруг ЕГЭ, уничтожив бизнес на продаже якобы актуальных заданий экзамена через многочисленные мошеннические сайты, а также пресекло бы незаконный бизнес чиновников Минобразования по составлению и продаже многочисленных «решебников» для школьников», – заявил Бурматов.

О возможном разделении ЕГЭ по математике в 2015 году на базовый и профильный уровни 29 июля сообщил Рособрнадзор. Новая модель сдачи ЕГЭ была подготовлена Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). По мнению специалистов, нововведение позволит выпускникам, желающим учиться в профильных вузах, в полной мере продемонстрировать необходимый уровень знаний для поступления, остальным участникам проявить свои знания на спектре заданий базового уровня.

 

29.07.14 17:43 МСК

Нарышкин: Вводя санкции, Токио вручает третьей стране ключ от отношений с Россией

Спикер российской Госдумы Сергей Нарышкин назвал японские санкции в отношении России юридически несостоятельными и контрпродуктивными и заявил, что они ничем не помогают народу Украины. Он подчеркнул, что Токио вручил третьей стране ключ к состоянию своих отношений «с крупнейшим и надёжным партнёром» – Россией.

Правительство Японии в понедельник ввело новые санкции в отношении России из-за ситуации на Украине. Они предполагают замораживание активов в Японии лиц, «непосредственно причастных к присоединению Крыма к России и к дестабилизации ситуации на востоке Украины». Япония согласует действия по новым проектам по линии Европейского банка реконструкции и развития с мерами, принятыми ЕС. Кроме того, будет ограничен импорт крымских товаров.

«Так называемые дополнительные санкционные меры, объявленные Японией в отношении России, ничего кроме глубокого сожаления у меня лично не вызывают. Не раз говорил, что практика подобного давления на нашу страну не только юридически несостоятельна, но еще и контрпродуктивна», – заявил Нарышкин журналистам во вторник.

По его мнению, главное – что такая практика «ничем не помогает народу Украины, где идет настоящая гражданская война, где каждый день гибнут мирные жители от рук собственной украинской армии».

Спикер Госдумы отметил, что в начале июня посещал Японию, где встречался, в том числе, с коллегами-парламентариями.

«И у меня сложилось впечатление, что многие японские партнёры настроены вполне конструктивно и способны трезво и объективно оценивать происходящее. Но пресловутые «санкции» говорят об обратном. Ключ к состоянию своих двусторонних отношений с крупнейшим и надёжным партнёром, Россией, Япония почему-то вручила третьей стране», – сказал Нарышкин.

РИА Новости

 

29.07.14 16:57 МСК

Руденский: Cанкции Японии не говорят об ухудшении отношений с Россией

Введенные Японией санкции против РФ не отразятся на отечественной экономике и не свидетельствуют об ухудшении российско-японских отношений, поскольку на Японию оказывается давление со стороны США, считает глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.

Правительство Японии в понедельник обнародовало новые санкции против России из-за ситуации на Украине. Санкции предполагают замораживание активов в Японии лиц и организаций, «непосредственно причастных к присоединению Крыма к России и к дестабилизации ситуации на востоке Украины». Япония согласует свои действия относительно новых проектов по линии Европейского банка реконструкции и развития с теми мерами, которые принял Евросоюз. Кроме того, будут введены ограничения на импорт крымских товаров.

«У нас не такой большой был товарооборот… Я думаю, что с Японией у нас достаточно неплохие отношения, и не думаю, что ситуация с Японией как-то отразится на нашей экономике», – сказал Руденский.

По его мнению, у японского правительства не оставалось выбора, так как на них оказывает давление США. «Я не думаю, что это ухудшение российско-японских отношений. Япония просто присоединилась к тем санкциям, которые сегодня вводят Соединенные Штаты и частично Евросоюз. Поэтому все, что касается Японии, я думаю, что на нее такое же давление оказывается, как и на Евросоюз, который не очень хочет санкции вводить», – пояснил парламентарий.

Депутат отметил, что экономические санкции Запада и Японии заставляют обратить большее внимание на внутренний рынок РФ, и это, по его мнению, положительный фактор, так как запреты «заставляют нас мобилизоваться». Парламентарий также подчеркнул, что в данной ситуации необходимо «быстро и эффективно» проводить политику импортозамещения, тогда, по его мнению, «никаких санкций мы не почувствуем».

«Соответственно, нам нужно принимать, как я считаю, экстренные меры для того, чтобы у нас развивалось проектное финансирование, внутренние инвестиции нужно развивать, ни в коем случае не повышать налоги, а делать все, чтобы сегодня все, кто хочет инвестировать свое производство, все, кто хочет инвестировать в Россию, получили максимальные льготы», – добавил Руденский.

По мнению депутата, необходимо оказать поддержку реальному сектору экономики. Для этого, по его словам, можно докапитализировать крупные банки.

«Я считаю, что нужно докапитализировать банки, нашу банковскую систему. За счет чего? Нужно подумать, у нас есть Резервный фонд, ФНБ для того, чтобы эти банки могли именно под проектное финансирование, именно под техперевооружение и модернизацию кредитовать по льготным ставкам наш реальный сектор. Но эта докапитализация должна носить связный характер с тем, чтобы направлять средства на строительство новых предприятий и модернизацию», – пояснил Руденский.

РИА Новости

 

29.07.14 13:44 МСК

Нарышкин пообщался с жителями Всеволожского района Ленобласти в формате видеоконференции

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин провел во вторник в формате видеоконференции прием граждан – жителей Всеволожского района Ленинградской области.

«Я думаю, что такой формат с использованием новых технологий будет особенно востребован для тех депутатов Госдумы, которые избирались в регионах России, намного удаленных от Москвы, – в Сибири, на Дальнем Востоке, районах Крайнего Севера», – сказал Нарышкин.

В ходе видеоконференции жители региона обратились к председателю нижней палаты российского парламента с рядом просьб. В том числе, люди поднимали вопросы о содействии в оказании денежной помощи многодетной вдове с целью подготовки детей к новому учебному году, в прокладке тротуарной дорожки в деревне от дома культуры до детсада, в устройстве спусков и пешеходных дорожек к железнодорожной станции, в ремонте баскетбольной площадки и в установке на новое почтовое отделение в деревне рабочего места кассира для оформления единых социальных проездных билетов.

Нарышкин поинтересовался у представителей властных структур Всеволожского района, есть ли возможность решить данные проблемы, и дал соответствующие поручения.

Со своей стороны руководители Всеволожского района, а также населенных пунктов, жители которых участвовали в приеме граждан, пообещали, что все просьбы будут удовлетворены в конкретные сроки.

ИТАР-ТАСС

 

Пресс-релиз: Москвичи предложили более 5 тысяч идей, как сделать офисы госуслуг еще лучше

МФЦ города Москвы и российская инновационная компания Witology сообщают о результатах краудсорсинг-проекта «Мой офис госуслуг», реализованного при поддержке Правительства Москвы.

[ Краудсорсинг-проект «Мой офис госуслуг», реализованный МФЦ города Москвы при поддержке Правительства Москвы, завершил свою работу, собрав от жителей столицы более 5000 идей по улучшению процесса предоставления госуслуг и многофункциональных центров...

...Директор ГБУ МФЦ Елена Громова о результатах проекта: «Диалог с жителями для нас – самое важное, потому что они являются непосредственными пользователями услуг МФЦ. С помощью проекта «Мой офис госуслуг» мы смогли узнать об ожиданиях клиентов, услышать их мнение о том, как мы можем сделать офисы и процесс получения государственных услуг удобнее именно для них. Мы получили множество практических идей, которые планируем внедрить в самое ближайшее время».]

Смотрите полную версию пресс-релиза в приложении.

Сайт краудсорсинг-проектов Правительства Москвы http://crowd.mos.ru/