16.09.14 Лев МОСКОВКИН

Московский театр оперетты дал во вторник «Граф Орлов» для Нарышкина и прочих думских вкл.журн.

41-й наоборот, или – вот они наши русские забавы: любовь или долг? Конфликт интересов, однако!

Оплатив долги самозванки Елизаветы Таракановой, граф Алексей Орлов по поручению императрицы Екатерины соблазняет ее, чтобы арестовать и доставить в цепях в Петербург, дабы предотвратить государственный переворот.

Тараканова под именем Элизабет – внучки великого Петра, претендует на престол российский: «Мне престол завещан дедом, буду править я Россией по его святым заветам... Есть у меня народ и родина... я растоплю снега Сибири и верну свободу Польше».

«Элизабет, значит Лиза, игрушка для каприза», – Орлов цинично включается в игру: «Я войду в ее круг как союзник и друг, обещаю ей трон, так уж и быть. – Отличный план, хороший ход. Царица наша будет рада».

Когда план начал реализовываться, граф был совсем не рад. Парочка всерьез и взаимно влюбилась. Орлов едва не изменил императрице. Отказаться от предательства Родине ему помогла возможность неучастия в аресте любимой.

Первый акт прошел в Венеции. Второй начинается с разудалых плясок в Москве с участием медведей, волков и петухов. Орлов «приехал в Москву развеять тоску, да не очень она разгоняется».

Народ готов штурмовать ледяной дворец, Орлов подбивает взять Петропавловскую крепость – да что ты барин, она ж в Петербурге!

Любимая томится в каземате, призывает своего Алешу и категорически отказывается назвать свое настоящее имя – у меня одно имя: Елизавета. Допросы безответны: кто же внушил вам этот дерзкий план, может быть французский двор или наш друг султан?

Екатерина – несчастная Софья-Августа – тоже страдает: а вдруг это и вправду внучка Петра?

Орлов в попытке примирить патриотизм с любовью просит любимую назвать настоящее имя – Екатерина обещала отпустить, но только не Елизавету.

В общем, настоящий мюзикл внешнего применения с полноценным набором архетипов. Прекрасный текст, качественные сценические технологии, актеры с чувствительными во влиянии на зрителя внешними данными и далеко не без голоса. Все это, скажем так, раскрыло тему.

Осталась интрига – кто она? Да она сама не знает. История не зафиксировала. История знает, история помнит, как ее корежили. Как Павла душили. Как Ленина зарядили. Теперь очередной Нарышкин отдувается за все. Когда все казалось кончилось, Нарышкин вышел на сцену с букетом для Екатерины – ему по штату положено как председателю Российской истории.

Елизавета взяла реванш уже после откланивания. Хороший ход, прекрасный план, еще попеть: нет ничего сильней любви и прекрасной любовью дать жизнь и хранить ее.

Что не так? Два момента. Отсутствие оркестра в музыкальном театре и крутой компьютерный модерн от молодых продвинутых создателей спектакля – казалось бы, коктейль несовместимый. Ан нет, сочетание сработало синергично и негативно, отвратив любителей классики. В оперетту такие не ходят, с Нарышкиным пришли и ушли после первого акта. Люди привыкли отделять обучение с познанием от отдыха с релаксацией и это неправильно. Можно потерять преимущества острого времени, ощутив в полной мере неизбежность его негатива.

Второй момент сложнее оформить в словах. Создатели спектакля оторвались от своей среды. Совершив прорыв, потеряли аудиторию. Поколение старше исторического разрыва не догнали и от младшего ушли. Есть ли в России патриоты, пусть разбираются Вячеслав Никонов с Владимиром Мединским. На спектакле они не замечены. Для западного зрителя мало медведей и пьяной разудалости, каземат не слишком зловещий и русские забавы без должной жестокости. Знатоков истории эта история «игрушки для каприза» не трогает. Можно услышать осуждение властности Екатерины, заточившей Лизу Тараканову в Петропавловскую крепость. Говорят, что использовать ее пытались, но опасности она не предоставляла. Запад подобные проекты льет на Россию веками. Поток усилился до перманентной совокупности PR-проектов. На очередном пике политтехнологи Кремля справились и спасли страну так, что сам народ ничего не понял. Однако на Украине ничего не поняли даже когда планы блестяще реализовались.

Поймет ли кто суть спектакля? Как минимум Нарышкин – зритель благодарный. Совершены биотехнологические прорывы. Опережать время опасно для автора. Более опасно отстать от него, опасно для всей страны.

Кем бы мы были, если б не Сергей Нарышкин не взялся рулить историей? Предваряя спектакль, Нарышкин сказал: «Прежде всего хотел бы поздравить руководство и труппу театра с новым сезона пожелать хороших спектаклей и новых премьер и конечно благодарностей восторженных зрителей. Сегодня мы вместе посмотрим спектакль-мюзикл такой исторический сюжет и это не случайно потому что сейчас к вопросам историки к нашему прошлому обращаются и политики и деятели науки и конечно сферы культуры. Это естественно. Парадокс заключается в том что изучая наше прошлое начинаешь лучше чувствовать и понимать какие-то моменты нашего сегодняшнего дня. Я не говорю уже о том что через художественные образы мы подчас лучше понимаем события и целые периоды нашей истории. Мы многое знаем о нашей истории как раз через художественные произведения. Достаточно вспомнить великие произведения Льва Толстого, Алексея Толстого, Валентина Пикуля, Михаила Шолохова. Ну и я надеюсь что сегодняшний спектакль кроме такого эстетического удовольствия много расскажет зрителям о такой удивительной интересной сложной истории нашего Отечества восемнадцатого века».

Из пресс-релиза: Мюзикл «Граф Орлов», основанный на реальных событиях времен правления Екатерины Великой, является флагманским проектом Театра оперетты. В основу сюжета легла одна из самых захватывающих и драматичных легенд из истории нашей страны.