24.09.14 Лев МОСКОВКИН

Кино для всех – смотреть обязательно!

Парламентский киноклуб показал в среду 24.09.14 новый фильм «Поддубный» Глеба Орлова с Михаилом Пореченковым в главной роли.

Фильм очевидно предназначен для наполнения ожившей патриотической струи в постсоветском кино – «Август. Восьмого», «Легенда N17», «Чемпионы», «Василиса».

В отличие от привычной советской формы патриотического жанра, тут труднее найти повод для пародий типа «Шпионские страсти». Современные голливудские ленты того же художественного формата сами по себе пародия. Их много, не только «Армагеддон» в подготовке к затоплению орбитальной станции «Мир».

В «Поддубном» патриотическая линия и вовсе ненавязчива, скорее логично встроена в художественный замысел. Тем более, что тема неадекватного западного судейства сейчас супер актуальна. Художественный замысел авторов фильма раскрывает ее зрелищно и ожидаемо, в терминологии теории СМИ – релевантно переменам в массовом сознании.

Сейчас почти по каждому фильму приходится отмечать высокий уровень новых гуманитарных технологий, особенно в кино. Театру в этом плане сложнее. Неадекватная критика путает «потребителя услуг», как навязывают нам западные технологии правотворчества. Особенно это бич для кино и литературы. В кино справляются, для «Легенды N17» негативной критики в прессе не было. Оттянулись на «Сталинграде» нынешнего Бондарчука. Но ведь тому самому Бондарчуку за «Войну и мир» досталось, хотя фильм был качественный.

«Поддубный» – красочная лента. Выразительные персонажи, прекрасные актеры. Чудесная Маша, красивая и какая-то архаично родная. Если в стране хотя бы у части мужчин были такие жены, страна бы поняла, что такое «настоящий мужчина». В роли Маши Дозмаровой, девушки-стрекозы Ми-Ми, очаровательная Катерина Шпица.

Обыграны клички актеров цирка. Это тоже актуально и релевантно одновременно. Показана эволюция эмигранта в США в двух вариантах – игры по взятым с собой правилам и по местным. Грубоватый контраст, но в принципе показывает общую тенденцию, если сравнить судьбу Феодосия Добжанского с тем, что произошло в США с многими другими людьми той же сферы, сильной в России генетики – Борисом Лейбовичем, Александром Грагеровым. Мы уже дождались заключения математика-экономиста Алексея Савватеева «В США нет науки». Скоро кто-то из особо одуревших от новой голливудчины для третьих стран, скажет что и кино в США нет. Это конечно не так, но зачем переносить старый антисоветизм на экран?

Чтобы понять это и многое другое в современном мире, нужны такие фильмы, как «Поддубный». Советская модель культуры включала воспитательный и образовательный аспекты. Запрос вернулся. Зритель приблизился к последней черте непонимания очевидной истины: декларация свободы от цензуры и воспитательного момента скрывает переподчинения центру влияния, который вовсе не зависит от населения страны с дефицитом суверенитета.

Однако можно надеяться, что фильм «Поддубный» понравится зрителю и без приведенного анализа. Завершающий текст проясняет смысл информации о том, что Поддубный никогда не проигрывал – уточнение: Поддубный никогда не проигрывал в честной борьбе.