10

12.04.13 Лев МОСКОВКИН

Святая Анна матом в Канны отправила Екатерина Мцитуридзе и ее ненормативные фиалки

Бунтарство молодости. Бороться и искать, найти и не сдаваться – Елизавета Стишова избрала единственно верный стиль поведения на фестивале «Святая Анна»

Налицо конвергенция художественного вымысла кино документального и т.н. игрового – «Метро», «Эта долгая счастливая жизнь»

Екатерина Мцитуридзе и ее ненормативные фиалки http://leo-mosk.livejournal.com/1604241.html

«Святая Анна» оказалась не совсем святой, но Шелест с Олешко спасли репутацию.

Кинофестиваль студенческих и дебютных фильмов в Доме кино на Васильевской завершился показом фильма Хлебникова «Эта долгая счастливая жизнь». Не досмотрел – актуально, но не натурально. Но м.б. и стоит посмотреть новорусский вариант старой истории, многократно отраженной. Например, «Гроздья гнева» Стейнбека или «Тереза Батиста...» Амаду. Вариант Хлебникова содержит прямые слова главного действующего персонажа всех подобных историй: люди – не мой вопрос, мы землей занимаемся. Это выражение нацистской идеологии прозвучало в экранном варианте в местной администрации с множеством табличек включая «Единая Россия». Игровой фильм отражает общую тенденцию нынешнего отечественного кино прятать художественный вымысел под стилем документалистики из отечественного набора ее изобретений. Так же сделан и фильм «Метро» – совершенно другой, но с аналогичными по отклику в душе зрителя признаками катастрофизма. Наиболее сильный пример пропал: фильм-исследование ТРК «Алания» о детях Беслана выявил танатогенные мотивы задолго до трагедии, когда казалось ничего не предвещало.

...Перед завершающим показом процедуру награждений провели впервые столь статусные люди – Александр Олешко и Ольга Шелест. Никогда прежде не видел столь блистательного нагромождения экспромтов, как на «Святой Анне», где кажется ничего не предвещало. Источником остроумия Олешко стали многочисленные ошибки и опечатки. Есть люди, которые забыли расписаться в своем пребывании на этой Земле – неповторимый даже сам в себе Олешко не из этих. Чтоб было весело, приглашают тех кто ничего не понимает.

Конкурс «Святая Анна» создал двадцать лет назад Борис Саркисян. В 2013 году это было нечто необычное – жюри пришлось просмотреть 370 фильмов за девять дней (в списке 401 фильм). Жюри – самое-самое. Однако сработало «правило 13-го удара» – если часы бьют 13 раз, значит врут во всех предыдущих 12-ти. Имеется в виду реклама то ли в числе спонсоров, то ли всухую в рамках «мягкой силы» западного проекта Киношкола МакГаффина». Это типичный пример англосаксонского анти-эстетизма в составе культурной агрессии в стиле эталонного примера американского фотографа Анни Лейбовитц. Подобных проектов много и они везде, практически на всех площадках с привлечением студентов. Намеренного анти-эстетизма в форме англосаксонской агрессии или отечественной похабщины не видно разве что в проектах, контролируемых лично Михаилом Швыдким.

Наша профессиональная тусовка настолько заигралась, что давно потеряла способность чувствовать разницу между желтым и кислым.

Характерным шумовым фактором режиссер-документалист Виктор Косаковский. Для затравки огорошил ведущих словами об умении молчать: вы говорите – снимать невозможно. Заявил, что премии даются авансом и вообще снимать не надо. Зал жадно слушал, что он еще учудит в своем нескончаемом монологе. Наконец добрался до того что снимать нужно – только выдающееся. Вы снимаете правду, но жизнь гораздо глубже, чем правда. Кино это искусство, даже документальное кино.

Ревность – хорошая штука, если ее грамотно направить. Косаковский умеет.

Гендиректор ОАО «Роскино» Екатерина Мцитуридзе (Это ОАО – наследник Совэкспортфильма) отобрала для направления на фестиваль в Канны восемь фильмов:

- «Через Москву» Руслан Лагутин (игровой 6 Арткино);

- «кардо» Светлана Сигалаева (игровой 30 ВГИК, SADA (Швеция);

- «Федра» Евгений Баранов (игровой 12 ВГИК);

- «Последний репортаж» Тимур Абдуллин (игровой 13:40);

- «Шубадуба в пионах» Анна Озар (игровой 30);

- «F5» Тимофей Жалнин (игровой 32 СПбГУКиТ);

- «Мертвая Пробка» Роман Сафин (игровой 22 Высшие курсы кино и телевидения ВГИК);

- «Какая разница» Ксения Шуточкина (игровой 30 СПбГУКиТ).

Понятно, что без шедевра с ненормативной лексикой на «Святой Анне» не обошлось. Многие были шокированы, но настояла Екатерина Мцитуридзе.

Фильм «Дорога на...» Таисии Игуменцевой продвигается в Каннах – со слов Мцитуридзе понять трудно, не зная хитрую систему Каннской тусовки, еще более самозамкнутую чем национальная.

(Шедевр Игуменцевой: «Пошли все в жопу! Не спать! Спать вредно! Придурки...» «Люди, вы все мудаки! ... Все мудаки! Дебилы! А я фиалка! Пельмени контуженные! А я фиалка» – после воплей среди ночи удовлетворенная известным неестественным способом парочка немного времени проводит наедине. «Ты что, дурак?» – женщина курит).

Получив очередной приз за игровой фильм «Чайка», Елизавета Стишова в одежде будто только что из лесу на полном серьезе спросила члена жюри, эффектно длинноногую Екатерину Мцитуридзе: а почему в Канны не отправили? Нет, ну пусть ответит! Мцитуридзе растерялась и наехала: не надо наезжать! Ваш фильм лоббировал Юрий Арабов, но я считаю его вторичным. Хотите – и вас возьмем, сказала уступив напору Мцитуридзе. Добившись исчерпывающего с налетом подавляемой истеричности ответ, Стишова заявила, что это была шутка.

Как всегда в каждой шутке сама шутка присутствует ненавязчиво исключительно в роли презерватива между желтым и кислым. Судя по статье киргизского киноведа «Чайка» Стишовой своей актуальностью на фоне возврата центростремительности евразийского пространства входит в конфронтацию с понятной концепцией Мцитуридзе (см. для примера кратко-исчерпывающую и глубоко-широкозахватную рецензию «Чайка – надежда последнего учителя» Гульбара Толомушова http://members.vb.kg/2013/03/27/jenis/3.html).

Стоило уйти из Думы на вечер «прикоснуться к прекрасному» киноискусству, чтобы с головой вляпаться в ту же англосаксонскую «Большую игру»! Наш мир во всех его закоулках захлестнула война информации с ее затоплением. В Думе информация по крайней мере звучит – спасибо Владимиру Бортко, камикадзе истины отечественного кино. В тот же день Станислав Говорухин на высоком зрелищном уровне провел презентацию нечто вроде анти-Мцитуридзе: умудрялись же раньше снимать без мата. Понятно, что когда бежали в атаку, не все кричали «За Родину! За Сталина!»

Все дифирамбы и множество наград как пыль пылесосом собрал фильм «F5» Тимофея Жалнина. Сам Глеб Панфилов сказал: это фильм-флагман! Диплом достался и учителю Жалнина, отсутствующему Сергею Овчарову. «Жалнин» звучало намного больше других. Он и режиссер и постановщик и хореограф. Жалнин получил сертификат Главкино на полмиллиона – «если не хватит, добавим». И сто тысяч от председателя попечительского совета фестиваля Никиты Михалкова и радостно обещал не мыть руки, подержав в руках конверт с деньгами, который запечатал сам Никита Сергеевич.

В нашей стране многие получают деньги в конверте, но пока еще мало кто этим публично хвастался.

Для разнообразия отмечу фильм – если изысканной Мцитуридзе так нужен ненорматив – где мат звучит не ради мата, а в составе художественного замысла: «Кастинг» Александр Балахонов (игровой 22 СПбГУКиТ http://www.youtube.com/watch?v=vRQNNAx-G00). Идея что называется на поверхности. Не могу сказать, что в восторге от воплощения, но по крайней мере идея присутствует. И актер настоящий – Евгений Сиротин.

Мне б хотелось видеть среди награжденных фильм «По следам Двух капитанов» Ксения Корыстова – посвящается столетию экспедиции Брусилова (неигровой 35 ГИТР http://www.travellers.ru/youtube_video-po-sledam-dvukh-kapitanov-). Фильм информативный, профессионально выстроенный, без необходимых для фестивальных побед изобретательных извращений. По счастью, он доступен в сети напрямую без рекламы. Маленькая наша победа через Рунет в «Большой игре». Отклонение такого фильма говорит о полной заигранности команды «Святой Анны». Так что права Стишова, что не постеснялась дать отпор Мцитуридзе.

Бороться и искать, найти и не сдаваться!.. «Два капитана» – мой любимый роман в молодости. Тем более, что прототип главного героя в жизни стал генетиком, как и я. Профессия не менее опасная, чем полярного капитана. Генетика поражают совпадения. Достаточно вспомнить судьбу единственного в своем времени отечественного мюзикла «Норд-Ост». Эхо трагедии Дубровки отразилось в Доме кино. Объяснить это невозможно, это можно только знать и учить эволюционную генетику. Иначе вообще ничего непонятно.