12.04.13 Лев МОСКОВКИН
Святая Анна матом в Канны отправила Екатерина Мцитуридзе и ее
ненормативные фиалки
Бунтарство молодости.
Бороться и искать, найти и не сдаваться – Елизавета Стишова избрала единственно верный стиль поведения на
фестивале «Святая Анна»
Налицо конвергенция художественного вымысла кино документального и т.н. игрового – «Метро», «Эта долгая
счастливая жизнь»
Екатерина Мцитуридзе и ее
ненормативные фиалки http://leo-mosk.livejournal.com/1604241.html
«Святая Анна» оказалась не совсем
святой, но Шелест с Олешко спасли репутацию.
Кинофестиваль студенческих и
дебютных фильмов в Доме кино на Васильевской завершился
показом фильма Хлебникова «Эта долгая счастливая жизнь». Не досмотрел –
актуально, но не натурально. Но м.б. и стоит
посмотреть новорусский вариант старой истории,
многократно отраженной. Например, «Гроздья гнева» Стейнбека или «Тереза
Батиста...» Амаду. Вариант Хлебникова содержит прямые слова главного
действующего персонажа всех подобных историй: люди – не мой вопрос, мы землей
занимаемся. Это выражение нацистской идеологии прозвучало в экранном варианте в
местной администрации с множеством табличек включая
«Единая Россия». Игровой фильм отражает общую тенденцию нынешнего
отечественного кино прятать художественный вымысел под стилем документалистики из отечественного набора ее изобретений.
Так же сделан и фильм «Метро» – совершенно другой, но с аналогичными по отклику
в душе зрителя признаками катастрофизма. Наиболее сильный пример пропал:
фильм-исследование ТРК «Алания» о детях Беслана выявил танатогенные
мотивы задолго до трагедии, когда казалось ничего не
предвещало.
...Перед завершающим показом
процедуру награждений провели впервые столь статусные люди – Александр Олешко и Ольга Шелест. Никогда прежде не видел столь
блистательного нагромождения экспромтов, как на «Святой Анне», где кажется ничего не предвещало. Источником остроумия Олешко стали многочисленные ошибки и опечатки. Есть люди,
которые забыли расписаться в своем пребывании на этой Земле – неповторимый даже
сам в себе Олешко не из этих. Чтоб было весело,
приглашают тех кто ничего не понимает.
Конкурс «Святая Анна» создал
двадцать лет назад Борис Саркисян. В 2013 году это было нечто необычное – жюри
пришлось просмотреть 370 фильмов за девять дней (в списке 401 фильм). Жюри –
самое-самое. Однако сработало «правило 13-го удара» – если часы бьют 13 раз, значит врут во всех предыдущих 12-ти. Имеется в виду реклама
то ли в числе спонсоров, то ли всухую в рамках «мягкой силы» западного проекта
Киношкола МакГаффина». Это типичный пример
англосаксонского анти-эстетизма в составе культурной
агрессии в стиле эталонного примера американского фотографа Анни
Лейбовитц. Подобных проектов много и они везде,
практически на всех площадках с привлечением студентов. Намеренного
анти-эстетизма в форме англосаксонской агрессии или
отечественной похабщины не видно разве что в
проектах, контролируемых лично Михаилом Швыдким.
Наша профессиональная тусовка
настолько заигралась, что давно потеряла способность чувствовать разницу между желтым и кислым.
Характерным шумовым фактором
режиссер-документалист Виктор Косаковский. Для
затравки огорошил ведущих словами об умении молчать: вы говорите – снимать
невозможно. Заявил, что премии даются авансом и вообще снимать не надо. Зал
жадно слушал, что он еще учудит в своем нескончаемом монологе. Наконец добрался
до того что снимать нужно – только выдающееся. Вы снимаете правду, но жизнь
гораздо глубже, чем правда. Кино это искусство, даже
документальное кино.
Ревность – хорошая штука, если ее
грамотно направить. Косаковский умеет.
Гендиректор ОАО «Роскино» Екатерина Мцитуридзе (Это ОАО – наследник Совэкспортфильма) отобрала для направления на фестиваль в Канны восемь фильмов:
- «Через Москву» Руслан Лагутин (игровой 6 Арткино);
- «кардо» Светлана Сигалаева
(игровой 30 ВГИК, SADA (Швеция);
- «Федра» Евгений Баранов (игровой 12 ВГИК);
- «Последний репортаж» Тимур Абдуллин (игровой 13:40);
- «Шубадуба в пионах» Анна Озар (игровой 30);
- «F5» Тимофей Жалнин (игровой 32 СПбГУКиТ);
- «Мертвая Пробка» Роман Сафин (игровой 22 Высшие курсы кино и
телевидения ВГИК);
- «Какая разница» Ксения Шуточкина (игровой 30 СПбГУКиТ).
Понятно, что без шедевра с
ненормативной лексикой на «Святой Анне» не обошлось. Многие были шокированы, но
настояла Екатерина Мцитуридзе.
Фильм «Дорога на...» Таисии Игуменцевой продвигается в Каннах – со слов Мцитуридзе понять трудно, не зная хитрую систему Каннской
тусовки, еще более самозамкнутую
чем национальная.
(Шедевр Игуменцевой: «Пошли все в жопу! Не
спать! Спать вредно! Придурки...»
«Люди, вы все мудаки! ... Все мудаки!
Дебилы! А я фиалка! Пельмени контуженные! А я фиалка»
– после воплей среди ночи удовлетворенная известным неестественным способом
парочка немного времени проводит наедине. «Ты что, дурак?» – женщина курит).
Получив очередной приз за игровой фильм «Чайка», Елизавета
Стишова в одежде будто только что из лесу на полном
серьезе спросила члена жюри, эффектно длинноногую Екатерину Мцитуридзе:
а почему в Канны не отправили? Нет, ну пусть ответит! Мцитуридзе
растерялась и наехала: не надо наезжать! Ваш фильм лоббировал Юрий Арабов, но я
считаю его вторичным. Хотите – и вас возьмем, сказала
уступив напору Мцитуридзе. Добившись исчерпывающего с
налетом подавляемой истеричности ответ, Стишова
заявила, что это была шутка.
Как всегда в каждой шутке сама шутка присутствует ненавязчиво
исключительно в роли презерватива между желтым и
кислым. Судя по статье киргизского киноведа «Чайка» Стишовой своей
актуальностью на фоне возврата центростремительности
евразийского пространства входит в конфронтацию с понятной концепцией Мцитуридзе (см. для примера кратко-исчерпывающую и
глубоко-широкозахватную рецензию «Чайка – надежда последнего учителя» Гульбара Толомушова
http://members.vb.kg/2013/03/27/jenis/3.html).
Стоило уйти из Думы на вечер «прикоснуться к
прекрасному» киноискусству, чтобы с головой вляпаться
в ту же англосаксонскую «Большую игру»! Наш мир во всех его закоулках
захлестнула война информации с ее затоплением. В Думе информация
по крайней мере звучит – спасибо Владимиру Бортко,
камикадзе истины отечественного кино. В тот же день Станислав Говорухин на
высоком зрелищном уровне провел презентацию нечто вроде анти-Мцитуридзе:
умудрялись же раньше снимать без мата. Понятно, что
когда бежали в атаку, не все кричали «За Родину! За Сталина!»
Все дифирамбы и множество наград как пыль пылесосом собрал фильм
«F5» Тимофея Жалнина. Сам Глеб Панфилов сказал: это
фильм-флагман! Диплом достался и учителю Жалнина,
отсутствующему Сергею Овчарову. «Жалнин»
звучало намного больше других. Он и режиссер и
постановщик и хореограф. Жалнин получил сертификат Главкино на полмиллиона – «если не хватит, добавим». И сто
тысяч от председателя попечительского совета фестиваля Никиты Михалкова и
радостно обещал не мыть руки, подержав в руках конверт с деньгами, который
запечатал сам Никита Сергеевич.
В нашей стране многие получают деньги в конверте, но пока еще
мало кто этим публично хвастался.
Для разнообразия отмечу фильм – если изысканной
Мцитуридзе так нужен ненорматив
– где мат звучит не ради мата, а в составе художественного замысла: «Кастинг»
Александр Балахонов (игровой 22 СПбГУКиТ
http://www.youtube.com/watch?v=vRQNNAx-G00). Идея что называется на
поверхности. Не могу сказать, что в восторге от воплощения, но
по крайней мере идея присутствует. И актер настоящий – Евгений Сиротин.
Мне б хотелось видеть среди награжденных фильм «По следам Двух капитанов» Ксения Корыстова
– посвящается столетию экспедиции Брусилова (неигровой 35 ГИТР http://www.travellers.ru/youtube_video-po-sledam-dvukh-kapitanov-).
Фильм информативный, профессионально выстроенный, без необходимых для
фестивальных побед изобретательных извращений. По счастью, он доступен в сети
напрямую без рекламы. Маленькая наша победа через Рунет в «Большой игре».
Отклонение такого фильма говорит о полной заигранности
команды «Святой Анны». Так что права Стишова, что не постеснялась дать отпор Мцитуридзе.
Бороться и искать, найти и не
сдаваться!.. «Два капитана» – мой любимый роман в молодости. Тем более, что прототип главного героя в жизни стал генетиком, как и
я. Профессия не менее опасная, чем полярного капитана. Генетика поражают
совпадения. Достаточно вспомнить судьбу единственного в своем времени
отечественного мюзикла «Норд-Ост». Эхо трагедии Дубровки отразилось в Доме
кино. Объяснить это невозможно, это можно только знать и учить эволюционную
генетику. Иначе вообще ничего непонятно.