01-26.01.15 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

УДК 070:004.738.5

Н.В.Вакурова   Организация групповых тренингов в профессиональной подготовке универсального журналиста для современных условий высокой неопределенности

Аннотация. В статье описаны формы групповых тренингов в профессиональной подготовке универсального журналиста в современных условиях высокой неопределенности.

Рассматриваются различные формы проведения и применения тренингов. Автор делает вывод о том, что использование профессиональных групповых тренингов является эффективным способом формирования компетенций универсального журналиста в современных условиях высокой неопределенности.

Ключевые слова: блогосфера, компетенции, конвергенция, информационная повестка дня, социальные сети, профессиональные тренинги, самоорганизация, универсальный журналист, управление случайностью.

 

Natalya Vakurova        Organization of group training in vocational training universal journalist for the current conditions of high uncertainty

Annotation. This article describes the form of group training in vocational training universal journalist for the current conditions of high uncertainty. Discusses the various forms of training and application. The author concludes that the use of the professional group training is an effective way to build competencies universal journalist in modern conditions of high uncertainty.

Keywords: blogosphere, competence, managing accident, media convergence, agenda, social networks, professional training, self-organization, universal journalist.

Современные условия высокой неопределенности требуют от журналиста универсального подхода и специальных знаний. Важным инструментом формирования компетенций универсального журналиста является проведение групповых профессиональных тренингов.

В процессе работы журналист сталкивается со значительным объемом неопределенности в условиях дефицита времени. Вполне реальна ситуация, когда получение ключевой информации о медиаперсоне наталкивается на имманентные причины недоступности. Ни журналисты, ни организаторы не несут ответственности за информирование. Однако ее отсутствие в продукте их труда может быть использовано как свидетельство непрофессионализма для предъявления заказчику «слабого звена» [6].

Преднамеренная причина может отсутствовать или оставаться неосознанной самим источником проблем в коллективе редакции, пресс-службы, PR-агентства. Наши наблюдения показывают, что личных проблем общения у журналистов в массе не меньше, а может быть и больше, чем в среднем у большинства населения. Экстремальное, «героическое» поведение журналистов может быть следствием проблем в семье или отражать дефекты социализации. Эксцентричное поведение до некоторой степени может компенсировать недостаток компетенций, однако рассчитывать на это недопустимо.

Профессиональные тренинги предоставляют такому человеку шанс оценить свое поведение «со стороны», осознать и скорректировать его, чтобы сформировать базу для компетенций. Компетенции как навыки делового общения и умение задавать вопросы формируются тренингами, но не простым обучением через усвоение информации. Если человек к этому способен, изменения могут спровоцировать кризис личности, подобный возрастному. Стойкий отказ увидеть причину в себе означает анозогнозию как признак болезни, выражающийся в неприятии диагноза. Есть примеры карьерной успешности носителей подобных дефектов, скрывающих профнепригодность.

Известны и обратные примеры «профессиональных жертв» моббинга.

Групповые тренинги проводятся в форме «экспериментальной журналистики» подобно тому, как это делается в экспериментальной археологии, суггестопедии, боевых учениях военнослужащих и спасателей.

Журналистские тренинги позволяют выработать модели поведения в условиях неопределенности, дефицита информации и проблем доступа к ней. В случае успеха происходит не только и не столько обучение, сколько генетическое созревание медийной личности. Основу тренингов составляет практика устных вопросов. [2]

Профессиональные тренинги журналистов внешне похожи на фокус-группы, ролевые игры, игровые имитации политтехнологии управления массовыми группами или психологические тренинги личности, игровое тестирование на способность преодоления препятствий в выполнении поставленной задачи, создаваемых в процессе выполнения.

Однако по сути профессиональные тренинги журналистов имеют принципиальные отличия.

Тренинги отличаются в зависимости от опыта работы для начинающих и действующих журналистов.

Есть существенные отличия тренингов от профессиональных ролевых игр в формате пресс-конференции, интервью, «пятиминутки» в редакции.

Как уже было сказано, основу профессиональных тренингов составляет практика устных вопросов с целью выработки способности выполнять задание редакции в условиях неопределенности и дефицита информации.

Форматы тренингом могут быть следующими.

Группа, состоящая примерно из десяти – пятнадцати человек, делится на две части и рассаживается в аудитории отдельно в зависимости от наличия или отсутствия одного конкретного и однозначно идентифицируемого признака. Признак может быть внешний, например, наличие шнурков на обуви. Более интересно использование внутренних признаков, например, успеваемости. Для этого требуется надежное знание членов группы друг о друге. Преподаватель участвует в тренинге в составе соответствующей подгруппы.

Один из участников (как правило, он вызывается на эту роль сам) на время обсуждения и выбора признака разделения на подгруппы выходит из аудитории. Далее он должен с помощью вопросов, требующих ответов «да» или «нет», установить признак, по которому разделилась группа..

Эксперимент не может закончиться неудачей и продолжается до точного определения признака. Для сравнительной оценки может быть использован показатель числа вопросов. Показателем успешности тренинга служит качество вопросов.

Другой формат тренинга – ответы на вопросы группы. Один человек отвечает на вопросы группы, сидя к ней спиной. Он не видит, кто задает вопрос. В правила игры входит требование формулировки ответа без высказывания оценок и собственного мнения по данному и смежным вопросам.

Таким образом, профессиональные групповые тренинги формируют следующие компетенции:

1. Умение извлекать смысл из большого объема информации (неограниченного потока);

2. Способность к ассоциативному мышлению и выработке на его основе креативных решений;

3. Умение правильно (адекватно) формулировать и задавать вопросы с учетом психодинамики диалога;

4. Умение переключать дискуссию в русло актуальности для аудитории и задач редакционной политики;

5. Способность дифференцировать вопросы по доступности прямому информационному ответу;

6. Умение работать в команде.

В целом профессиональные тренинги журналистов формируют и развивают способности универсального журналиста. В понимании Дэвида Рэндалла, универсальный журналист характерен именно для русской журналистики.

Современный универсальный журналист воплощает принципы широкой конвергенции и так называемой широкой специализации. Будучи встроенным в редакционную команду на основе профессионального доверия и опыта совместной работы, универсальный журналист действует как полноформатная редакция в одной голове. Он ориентируется на месте в зависимости от ситуации с помощью вопросов репрезентативного открытого набора, пополняемого в процессе работы или ее имитации в профессиональных тренингах.

В ситуации неопределенности управление случайностью с запуском альтернативных треков самоорганизации перехватывает журналист, обладающий способностью говорить раньше, чем думать над формулировками. Он оценивает свои высказывания после того, как они прозвучали, и в случае необходимости корректирует свое поведение в зависимости от реакции участников публичной площадки, но не является ее рабом или служителем.

Последнее чрезвычайно важно в текущей ситуации острого расхождения интересов населения и правящих национальных элит единого глобализованного комплекса. В ряде стран национальная элита выстроила административно-командную систему управления СМИ.

Россия выбрала уникальный путь, недостижимый в других странах. Развитие Рунета направлено на создание условий широкой конвергенции. Сознательно избранный курс на сотрудничество со всеми, включая авторов санкций, распространен и на журналистику. В России сложилась уникальная инвертированная модель отношений агрессивной прессы и лояльной к прессе власти.

Для этого в 2014 году проведена глубокая трансформация СМИ РФ с целью возврата утраченных преимуществ информирующей журналистики. Ряд федеральных СМИ перенастроены с навязанной внешней повестки на общенациональную. Для СМИ и блогов, продвигающих в публичное поле затопляющую дезинформацию, введены ограничения. [3, 5]

Неопределенность и нестабильность охватила буквально все стороны жизни. Разнообразный мир 21 века подвержен синхронизации не стремлением к единообразию, как это было в 20 веке, а физической турбулентностью. Во многообразном мире универсальный журналист широкой специализации получает конкурентные преимущества.

В процессе подготовки такого журналиста тренинги должны быть подкреплены профессиональными ролевыми играми в формате пресс-конференции или интервью, также тренингами на способность фиксации и анализа текущей информации.

По тем же указанным выше причинам максимально возможный тематический охват содержат выступления президента России. Регламентные выступления в формате послания президента Федеральному Собранию или ежегодные пресс-конференции могут служить объектами тренинга на способности фиксации первичной информации в сравнении с ее освещением в СМИ или блогосфере.

Участники тренинга должны выполнить следующие задачи: выявить и зафиксировать все темы выступления; сравнить с тем, что попало в освещение конкретных СМИ согласно личному выбору; соотнести с тематическим набором аналогичного выступления прошлого года; сопоставить с текущей индексацией в поисковых системах, сравнив данные одной из национальных поисковых систем и одной из транснациональных.

Обсуждение в группе под контролем преподавателя должно выявить упущенное тем или иным участником тренинга. Необходимо также составить список наиболее актуальных вопросов и проанализировать характер их освещения в СМИ.

Преподавателю следует обратить внимание на выработку способности выбора существенного в естественнонаучном подходе изучения реальности, свободном от политической конъюнктуры.

В качестве домашних заданий с последующим обсуждением в группе могут использоваться компаративный анализ контента новостных программ «Время», «Вести», «Euronews».

Значительные возможности «экспериментальной журналистики» представляет форма участия в социальных сетях. Работа строится поэтапно, начиная с анкетирования обучающихся для выявления их аккаунтов в тех или иных сетях. Второй этап как правило проходит успешно и состоит в обсуждении особенностей контента доступных русскоязычных сетей. Эффективным методом обучения является выполнение задания по продвижению тех или иных тематических вопросов через собственные аккаунты участников тренинга. Возможна организация сетевых опросов, зондирование релевантности или запуск групп по интересам для поиска решения поставленной модератором задача.

В планировании тренингов следует учитывать особенности современных студентов и населения в целом, чтобы у студентов не возникали риски конфликта с микросоциальным окружением других возрастов и социальных групп, включая родителей и детей. Профессиональные тренинги вырабатывают гибкость в поиске канала общения с сохранением собственной позиции. Обычно для этого бывает достаточно попыток незаметного выстраивания приватного общения в виде ролевого взаимодействия в группе. Необходимо отделять договоренность о правилах игры от самой игры.

Мировая тенденция состоит в снижении общественного интереса к политике и повышении запроса на содержательную информацию и популяризацию науки, причем не только дистанцированной от сиюминутной действительности физики высоких энергий, но и наук, способных адекватно отразить состояние человека и предсказать его будущее. [3]

Наши предыдущие исследования выявили изоморфизм описания биологической и социальной сфер с размыванием грани аналогии и гомологии. Используя данный факт в качестве инструмента, можно стимулировать мотивированный интерес к журналистике и к предмету ее освещения. [5]

С помощью русской универсальной журналистики широкой конвергенции в России как открытой страны мировая система СМИ получает шанс избавиться от рабского подчинения журналистики PR и рекламе, вернуть новостную информирующую журналистику в публичное информационное поле, оккупированное продуктами, созданными для управления массовым сознанием (УМС) [4].

Таким образом, проведение профессиональных групповых тренингов является эффективным инструментом в формировании компетенций современного универсального журналиста для работы в условиях высокой неопределенности, множественных потоков информации с наложениями дефицита смысла и информационного шума в каналах передачи.

Литература

1. Амзин А.А . Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Аспект-пресс», 2011.

2. Вакурова Н.В. Психологическая подготовка интервьюеров телевидления и радиовещания. ИПК работников телевидения и радиовещания. Учебно-методическое пособие для слушателей заочного отделения. М., 1996

3. Вакурова Н.В. Психологические причины формирования неадекватной повестки дня посредством СМИ. Вестник университета. Государственный университет управления. – М., 2014, N2, стр. 217-219.

4. Вакурова Н.В. Современная конвергентная журналистика и блогосфера: синергизм в управлении случайностью. Вестник университета. Государственный университет управления. – М., 2014, N8, стр. 227-230.

5 . Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Российские СМИ нового формата в условиях конвергенции журналистской деятельности.в сб. Ценностные ориентиры современной журналистики. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. Под ред. Е.К.Рева. Пенза. 24-26 сентября, 2014 г., стр. 39-44.

6. Магронт М.В. Новости как профессия: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Аспект-пресс», 2015.