Елена Котова. Период полураспада. – М.: Вече, 2015. – 352 с., тир. 3 тыс – (Романы Елены Котовой).

 

13.12.14 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Несбывшееся как результат мечты: Гули-гули, мама-Алка, до и после

Роман Елены Котовой «Период полураспада» (М.: Вече, 2015. – 352 с., тир. 3 тыс) – это не только мастерски выписанная биография пяти покорений семьи Кушенских, прошедшей вместе со страной все испытания, радости и беды, взлеты и падения. Это еще и учебник жизни, из которого читатель может почерпнуть столь необходимую каждому информацию, которая, накладываясь на собственный опыт, помогает жить, выживать и продвигаться – пусть и не без потерь, но в направлении позитивной цели.

В каждой семье находился человек, который был способен определить эту цель. Но, как известно, далеко не все следуют советам и доверяют знаниям других. Особенно тяжело в плане взаимопонимания дела обстоят у близких родственников, в наибольшей степени зависимых друг от друга.

Так же, как родителям Гули (Елены) было трудно смириться с выбором работы и мужей, самой Елене были непонятны жизненные приоритеты ее сына Юрия. Ей, стремившейся всегда «вперед и выше», считавшей себя избранной – так воспитала мама Алка – было нелегко узнать, что ее сын Юрий совсем другой человек. Сын хочет жить не ее, Елены, а собственной жизнью.

Тем не менее, именно благодаря усилиям Елены, жизнь ее сына с его семьей проистекает в США. Стоит ли говорить, что тот «полураспад», который переживала Россия, вовсе не хотела разделить Елена. Но ее семья распалась не столько во времени, сколько в пространстве. Муж, сын и мать – в Штатах, а сама она в России в роли топ-менеджера Всемирного банка. Она человек, давно и прочно вошедший в российскую элиту. То и дело упоминаются в романе имена звезд российской политики и культуры: Шеварднадзе, Черномырдин, Хакамада, Лужков, Евтушенков, Шохин, Гнесина, Пикайзен. С ними Елена Котова общалась и дружила, делила жизнь и работу, делила и не всегда поделила по-дружески.

На протяжении всего чтения книги не покидает тоскливое чувство несбыточности задуманного. Ведь если столь несовершенна жизнь элиты, что же говорить о нас, простых смертных? У средних и не хватающих звезд с неба людей тоже есть свои мечты и желания.

Впрочем, в России обычных людей нет, все судьбы яркие и кто напишет, сделает учебник жизни для всех соратников по времени и месту в пространстве до и после очередного полураспада. В России жизнь с этого только начинается, о чем и говорит роман Котовой.

Повествование начинается на побережье океана близ Нью-Йорка и в конце закольцовано тем же географическим местом. Между вступлением и финалом приведено описание дореволюционной жизни барышень Кушенских в Тамбове, затем довоенной жизни в Москве, далее – военного времени в бегах от голода и бомбежек, опять в Москве. На финальном отрезке любое начинание удачно использовало рамки системы – квартира в ведомственном доме, дача в Серебряном Бору, лето в Юрмале, учеба в престижной школе и вузе.

На том все не кончилось. Елена Котова не новичок в литературе и каждая ее книга, как говорится, обухом по голове, несет серьезный содержательный смысл о нашей общей жизни в стране и мире. Соратники по судьбе, дворяне или евреи, мы везде и всегда останемся русскими. Стимулом создания именно этого романа «Период полураспада» была надежда на диалог с сыном, попытка объяснить ему, рассказать о смысле собственной жизни и о корнях семьи через естественный в определенном возрасте разрыв поколений.

Идея не нова, многие пытались. У кого получилось, сумели создать свой учебник жизни с системным смыслом далеко за рамками локального междусобойчика и семейственности.

История пяти поколений одной семьи показывает, насколько менялась доминанта приоритетов. До революции в дворянской семье Кушенских ответственность за образование и воспитание детей, причем не только своих, нес глава семьи до своей достаточно нелепой смерти. У крестьян Котовых ту же ответственность глава семьи сохранял до ареста НКВД. Барышни Кушенские, став взрослыми и выйдя замуж, сохранили традиционную роль женской вторичности. Их дочери были уже совершенно иными. Мать Гули Алка лепила дочь по своему усмотрению. Она лучше знала, какая школа и какой муж нужны ее дочери. Отцу Виктору оставалось быть на подхвате – гладить школьную форму, ходить в мундире с наградами на беседы с директрисой школы, чтоб изобретательную дочку не отчислили за очередные хулиганские художества.

Это поколение не понимало жертвенности бабушки Кати, для которой ее собственное здоровье было на втором плане – «лишь бы со Слоником», на самом деле капризном и избалованным с детства своей типичной «А идише маме» Соломоном.

Наследовала ли Алка свой непреклонный характер от еврейской бабушки, произошел ли на ней перелом семейных стереотипов или случился генетический конфликт национальных программ развития, славянской и иудейской? Двадцатый век принес значительное увеличение брачного расстояния. В одной постели оказывались и становились родителями люди, которых в другой эпохе немыслимо представить в одной комнате. Одни лупили друг друга, иные не разговаривали. Но было и прочное счастье, в нормальной жизни недостижимое.

Елена Котова – прекрасный автор. Она описывает итог нескончаемого эксперимента без моральных оценок и эта способность раскрепощает искренность. Есть в романе «Период полураспада» Котовой что-то от «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург.

Роль рецензента обязывает привести дежурные замечания. Книга написана хорошим литературным языком. Язык более публицистический, нежели художественный. Для полноценного романа не хватает образности, хотя в принципе «период полураспада» и есть ключевой образ. Почти не выписаны портреты персонажей, из-за чего они путаются и выстраиваются в общий ряд мужчин и женщин – Мила, Катя, аж три Виктора, Наталия (почему-то Алка), Елена (она же Гуля), Ирина, Таня, Соломон (он же Слоник) и другие. Их всех трудно запомнить.

Традиционные эпические романы значительно больше по объему за счет описания многочисленных персонажей.

На наш взгляд недостаточно использованы возможности нарративных технологий, что особенно важно при описании жизни нескольких поколений героев. Использована закольцованность, но недостаточно структурированности.

В целом это может расцениваться и как достоинства произведения с его эпическим характером «романа века» при достаточно небольшом объеме. В любом случае задача создания учебника жизни для сына и его поколения выполнена. Жизнь продолжается, в мире назревает очередной полураспад.

 

Вариант

 

13.12.14 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

История пяти поколений одной семьи с чередой разломов «до и после»

Взлеты и падения международного банкира Елены Котовой

Гули-гули, или традиция семейных купаний

Кто придумал новому роману Елены Котовой название «Период полураспада»? (Елена Котова. Период полураспада. – М.: Вече, 2015. – 352 с., тир. 3 тыс – (Романы Елены Котовой).

Понятно, что мы живем в век неистово пишущих женщин. Почему-то лишь некоторые равнее прочих и лишь Юлии Латыниной дозволяется выпускать в свет свои шедевры нетронутыми шаловливой ручонкой завистников из числа редакторов-корректоров.

Татьяна Устинова и Галина Артемьева (Лифшиц) одинаково говорили в ответ на журналистское недоумение, что к названиям своих произведений отношения не имеют.

18.12.14 Валерий Попов, автор очаровательного сборника «Жизнь удалась», заявил Оргкомитету Года литературы, что читатель отрезан от писателя и магазины не берут новую книгу, а в метро ее буквально сметают. Понимания не нашел, председатель Думы Сергей Нарышкин не без укора посоветовал меньше надеяться на власть и больше – на свой Союз писателей.

В советском прошлом это было одно и то же. Тогда СП для того и создали, чтоб властной волей остановить самоедство писательского сообщества.

Роман Елены Котовой – свидетельство полураспада, остановившегося на первом полупериоде синусоиды и восставшем вспять. Всего-то пять-шесть опечаток на 350 страниц книги. Вполне адекватная аннотация, что теперь редкость. Даже предисловие наличествует по советской традиции, тоже полураспадное, ибо писал его типичный агент влияния Николай Злобин. Таково внимание к личности Елены Котовой.

Не надо путать этого Злобина с персонажем книги, бывшим мужем Ирины Хакамады. Это другой Злобин.

Сейчас не Советский Союз, когда за ошибку в слове «Сталин»... И сейчас страшно. Судьбу литературы и конкретных писателей решал лично диктатор.

Страна стала многогранной и многоликой. А ведь и прежде играют прямые связи Котова – Злобин – Хакамада. Далее везде, но мужья не у всех общие. Есть факт репродуктивной изоляции в элите.

Кто у нас сейчас диктатор? Вопрос к женскому таланту иного рода, антиподу Злобина Веронике Крашенинниковой. Она на базе МИА «Россия сегодня» провела исследование, позволяющее понять судьбу Котовой в той части, которая отдельно описана в романе «Третье яблоко Ньютона» с продолжением в Кащенко.

Роман Котовой «Период полураспада» – шедевр иного рода. Выдающегося в нем не более того, что это посредник в диалоге своеобычного быта. Диалоге перекрестья безумного мира между здесь и там, уехать и вернуться, уйти или остаться, до и после.

Вся наша жизнь делится на «до и после», утверждает автор.

Роман «Период полураспада» обманывает читателя начиная с лейбла – названия, если не отпала нужда называть по-русски. Жажда язвораздирания в жанре «наша Рашка-гавняшка» от Котовой удовлетворения не найдет в идеологии отторжения министра культуры Владимира Мединского. Он сам нехилого разлива писака и его назначение имеет не меньше суверенного смысла, чем замена Минобороны «табуреткина» Сердюкова на политически гибкого солдафона Шойгу.

Донести до людей правду о них очень трудно в литературе, а в журналистике без подкрепления литературой вовсе невозможно.

Плохо получилось с вопросом «Уехать или вернуться?» Встречаются два парохода, один туда и другой обратно. На бортах обращенных друг к другу стоят евреи и дружно крутят указательным пальцем у виска. Капитан надрывается в мегафон: граждане, уйдите с левого борта, пароход перевернется!

Анекдот. Жизнь перевернется и не кончится. В романе Елены Котовой наиболее тщательно описан именно быт. Быт везде – в бегстве на эшелонах, в новосибирской эвакуации, в элитном гараже Серебряного бора, в новой квартире с видами на пустое поле и тремя градирнями ТЭЦ на Хорошевке, и с чего все началось – семейного гнезда тамбовских дворянок, барышень Кушенских.

Их связала традиция семейных купаний по вечерней заре. Менялось все, города и страны. Осталась традиция. Барышни-дворянки выходили замуж не за ровню, так положил суровый век. Рожали детей, тоже девочек. Девочек со стальным характером vis vitalis.

Незаметно появляется и наша героиня, она же автор. По жизни ее зовут Гуля.

В каждой нормальной семье есть свой несовместимый с жизнью заскок. Семья Кушенских – ненормально дружная и в ней всегда находился человек, кто внятно убеждал родственника: так нельзя и ты должна настоять!..

Девочку Гулю ее мама Наталья Хесина изначально воспитывала на исключительную роль. Сама Наталья – Наталка – Алка – дочь мезальянса разжалованной в обслугу дворянки Екатерины Кушенской и если невысоко, то основательно поставленного сотрудника киностудии Соломона Хесина.

Алка крутила безумную любовь с фантастическим красавцем из Югославии Зораном. Провожая его навсегда: жалею лишь об одном – что не успела забеременеть.

Алка вышла замуж за ЧСИР – члена семьи изменника Родины Виктора Котова. Опять мезальянс, мужик-то деревенский. Проектирует, как и она, канализацию. Что еще можно доверить столь ненадежным людям?

Как бы сложилась судьба девочки Гули, отдай ее мама в школу в шесть лет? Получилось что получилось, переросток выстрелила так, что мало кто знает в стране России, что значат ее пост во Всемирном банке, потом в ЕБРР. А она там стояла на страже России и здравого смысла за всю Евразию. Без опыта Котовой результат исследования Крашенинниковой трудно воспринять адекватно.

Мне довелось спросить сотрудников той же международной организации в московском офисе. Сама фамилия «Котова» подействовала на манер кураре. Приличные люди с аристократичными замашками впадали в ступор. Котову достали и в России. О том еще роман «Третье яблоко Ньютона». И как достали, тоже есть роман по опыту Кащенко. Страна с настежь открытыми форточками кажется последним прибежищем души.

Жанр романа «Период полураспада» – тьфу, дурацкое название – не нов, но необычен. Жизнь в этой странной стране России меняется столь быстро, что возникает острая потребность рассказать о ней детям и внукам. Потребность литературная выходит на прагматический смысл, выходцев из России в Израиле ограничивают в росте. В США и Британии они и вовсе становятся заложниками.

Получилось эпическое описание истории одной семьи больше века длиной на протяжении пяти поколений. Тоже не новация, таких семейных историй мировая литература много вмещает.

Не хочу повторять названия, потому что оно врет – нет в этой стране распада без возрождения. Роман Елены Котовой существенно отличается от всего прочего подобного. Прежде всего, в нем всего 350 страниц. Это рекорд, таких коротких и вместе с тем вместительных «романов века» еще не было. Классика «Семья Тибо» Роже дю Гара в двух томах втрое больше.

История моей семьи может и более крута, но я не смогу написать столь откровенно и остается только завидовать таланту Елены Котовой.

Был еще сакральный момент, когда Виктора Котова заставили сделать выбор и написать расписку – кого спасать, мать или дочь.

Выжили обе и так пришла в мир девочка Гуля, будущая Елена Котова.

Книга предполагает неспешность. Пока прочтешь, напишешь рецензию, проходит быстрое время и уже можно требовать от автора другой роман.

У Елены Котовой шли представления книги в разных книжных магазинах, в это время ситуация в мире стремительно менялась. Конечно, эта книга – один из ответов на главный вызов, о котором в Думе говорят «нет у нас худших врагов, чем мы сами». Почему и кем ведется война с истиной в мире, я говорить не могу, общественное мнение слишком далеко от понимания. Ведется она через войну с Россией, а война с Россией ведется через насаждение русофобии в мире начиная с наших умов.

Судьба автора романа яркое тому доказательство. Я не пугал родителей в детстве призывами уехать, да им и все равно было. Но дураком был.

И эту книгу бы не понял, если б не был генетиком. И Думу не понял бы.

Я не патриот этой страны, где все друг над другом издеваются. Мне не жаль никого конкретно, кто не понимает. Даже детей. Не жаль автора. Но я вижу как зашельмовываются и вышибаются фигуры, действующие на суверенность. А суверенитета ни у кого нет. Поэтому англосаксы, владея двумя наиболее зависимыми из числа зависимых от них стран, уже не могут остановиться на избранном в 1909 пути, когда была создана частная ФРС. Точку невозврата поставила пуля для Кеннеди – последнем и м.б. единственным президентом США, способным к суверенным решениям. Жизнью он поплатился за намерение национализировать ФРС. Возник вопрос: а кто у нас в Америке принимает решения?

С тех пор стало США все равно, кто принимает решения. Страну подсадили на транквилизаторы. Каждый гражданин должен громко хвалить свою страну, детей, жену, ее детей от предыдущих браков и для естественности принимать не менее двух препаратов в день.

К эпохе Котовой сложилась система работы с национальными элитами через манипулирование общественным мнением, шантаж, коррупционный подкуп, организацию уличных протестов и цветных революций. Россия в этой ситуации занимает уникальное место. Россиянками в международных организациях очень трудно управлять и невозможно остановить.

 

Я человек бесконечно далекий от круга Елены Котовой – Лужков, Гусинский Евтушенков, Ходорковский, Злобин, Хакамада, руководство Всемирного банка и МВФ. Разве что видел раз Ходорковского, ругался со Злобиным, добром писал про действия Лужкова или Хакамады.

Оказалось, что моя роль на совершенно ином уровне вполне изоморфны роли Котовой. Понять ее мне легко, ибо я раз пять входил в ту же свою реку.

Мне абсолютно понятно, для чего и чьим решением был снят Лужков. На переломе эпох он принял новое не столь грубо, как Ельцин, и с его гибкой политикой его было невозможно держать на психотропных препаратах и сложнее было дискредитировать.

Это было на глазах Котовой с ее постом в Москомимуществе. Время изменилось и пришлось уйти. Обидно, но не самое страшное в жизни «до и после».