14.03.15 Лев МОСКОВКИН

Изумизм

Поэтом ты не СМОГ не быть, ведь дернул черт – рожден в России!

Литературный клуб «Стихотворный бегемот» в Малаховке представил в рамках цикла «50-летие основания СМОГа» 14 марта, в субботу лекцию Владимира Сергиенко.

Поэт Владимир Сергиенко – учёный-кристаллохимик, по собственному определению – постСМОГист, автор воспоминаний о СМОГе – Самом Молодом Обществе Гениев.

Мем «СМОГ» придумал хулиган Ленька Губанов, родоначальник поэтического жанра изумизм: все на изм кончается, а у нас еще и начинается.

СМОГистов было много. Сохранился членский билет N52. Они были очень разные с общей особенностью: не желали публиковаться и четко читали свои стихи без стыдливого подвывания.

Поэт Евгений Евтушенко, который уж точно больше чем поэт и медиатор власти и андеграунда, опубликовал в журнале «Юность» формата 1964 года три строфы из поэмы Губанова «Полина».

Двенадцать коротких строк из 107 советское литературное сообщество восприняло как диверсию против основ собственного благополучия. Негативные рецензии отмечены креативом, давно забытым почившей на лаврах литературно-партийной монополией. Беда упала откуда не ждали – от собственной идеологической крыши.

Люди круто менялись. Кто его знает, может хулиган Ленька – мессия будущего?

Житуха была скверная. Пили зверски. Секрет личного успеха – кто первый задвинет утюгом по башке: поэт или жена поэта? Тут КГБ точно не при чем.

Все решалось в честном поединке. Лучшие слова возникали в борьбе за скудный денежный перевод. Зомбированный поэтическим прекрасноречием почтальон отдавал бабки, которые тут же шли на водку.

Тут многое непонятно. Откуда хулиган Ленька Губанов, не окончивший ни одной школы и изгнанный с позором из каждой, оказался столь грамотным в культурологическом плане?

Аббревиатура СМОГ оказалась гениальным брендом. Наживку Запад заглотил слету.

В борьбе КГБ с Пленумом ЦК КПСС за контроль массового знания обе стороны готовы были сдать страну с потрохами третьей силе. Ленька с сотоварищи отрицал каждую и все сразу, отвергал любой официоз – советский и антисоветский вместе с посредниками сверхпоэтами Евтушенко и Вознесенским.

Однако именно хулиган Ленька произвел брендирование манящего опасностью нового направления в поэзии.

Шестидесятые в истории – то же что ревущие сороковые в географии. Воздух свободы убрал из души народа страх власти. Государство сыпалось, теряя духовный контроль. В СССР нашли способ игры с национальной бедой – русским антипатриотизмом.

Феномен СМОГ чрезвычайно интересен для истории и практики управления массовым сознанием. Ни филологи ни генетики не знают, почему та или иная последовательность вдруг неистово размножается, консолидируя население в единое целое. Авторы, способные придумывать «духовные скрепы», никакой власти неподвластны.

В наши дни сотни тысяч стихов публикуется в сети. Их никто не контролирует и за них ничего не платят. Значит, это русское?

 

Сообщения

 

Традиционные ценности, глубоко моральные – спектакль «Валентина» на Малом Каретном

Театр «Удивительная театральная студия Юрия Мартынычева» на Малом Каретном, 7 показал в воскресенье спектакль «Валентина» по пьесе А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

Театр маленький, всего сорок посадочных мест. Актеров девять – трое женщин и шестеро мужчин, десятый сам Юрий Мартынычев за пультом.

Фабула предельно проста. Очень правильная девушка Валентина постоянно чинит палисадник в безумной надежде приучить людей ходить правильно по тротуару. Работает она подавальщицей в столовой. В нее влюблен сын буфетчицы Павел. Он не в себе и опасен. Валентина влюблена в мента, следователя Владимира Пахомова.

Мент как ему положено гуляет к местной приме деревенского масштаба Зине.

Единственное желание мента – поскорей выйти на пенсию. Он устал. Жил в городе на всем готовом, жена – дочь большой шишки. Своя машина. Занесло следователя искать правду, когда сынок другой шишки насмерть задавил человека.

Надо отметить два удивительных момента. Кондово советский спектакль актеры играют на надрыве. Мне как человеку пожилому в натуре страшно. Я же помню, что люди тогда были другими и буквально каждый второй опасен.

Реквизит прошлого подобран комплектно: телефон с диском, газеты и котлеты того времени, фуфайка-ватник с дешевой ушанкой. Ружье правда настоящий бокфлинт. Впрочем, какая разница, если для самострела из охотничьего ружья нужна нехилая эквилибристика.

Я давно живу и хорошо помню, что тогда люди были иными и гораздо хуже. Для своего времени пьеса Вампилова была серьезным прорывом. Зачем сейчас такое ставить? Марынычев не был доволен вопросом и сослался на решение режиссера Давида Ливнева.

Второй момент – зрители восприняли советскую мораль, как будто так и надо.

Из иных реалий оказалась единственная парочка, пришедшая с иными целями, причем мужик принял на грудь для смелости. После антракта их места остались пустыми и все кончилось хорошо.

То есть, кончилось очень плохо, но по сценарию так и положено. Зрители долго хлопали. Актеры вышли явно усталыми. Они играли жизнь.

 

Гении России. 50-летие основания СМОГа в Малаховке: Владимир Сергиенко артистично читал на память стихи Губанова и свои

http://m.livejournal.com/read/user/leo_mosk/2491354

Литературный клуб «Стихотворный бегемот» в Малаховке на Быковском, 37 представляет в рамках цикла «50-летие основания СМОГа» 14 марта, в субботу у нас в гостях Владимир Сергиенко – поэт, по собственному определению – постСМОГист, автор воспоминаний о СМОГе (Самом Молодом Обществе Гениев, группе молодых авторов, в которую входили Л. Губанов, В. Алейников, Ю. Кублановский и другие), а также участник группы «Московское время».

Печатался в самиздатовских сборниках «Московского времени», в 1989 году выпустил сборник стихов «Письма без ответа».

Владимир Сергиенко – учёный-кристаллохимик, доктор химических наук. Просвечивал рентгеном кристаллы и получал пространственные расположения. Зачастую напрямую

В программе – стихи и рассказ о СМОГе и его участниках. Провел Николай Милешкин.

Наш клуб находится в живописной, богатой своими культурными традициями подмосковной Малаховке. «Стихотворный бегемот» – ко мне все время приходит какой-то стихотворный бегемот, а раньше приходил какой-то стихотворный крокодил. Каждый вечер приходят постоянные жители, причем не имеющие отношения к поэзии.

На первом вечере «50-летие основания СМОГа» выступал Владимир Алейников.

Владимир Сергиенко артистично читал на память стихи, органично вплетая в грамотно выстроенный экспромтом рассказ о СМОГе как явлении советской действительности. Полтора часа на одном дыхании.

Сергиенко рассказал что пишет стихи с 22 лет понемногу с большими перерывами.

Гете: До 30-ти поэтом быть почетно и срам кромешный после 30-ти.

Сергиенко по поводу первого своего перерыва восемь лет: Я имя свое не ославил ни строчки ни дня... срамитесь без меня.

Попутно закончил заочно Литературный институт по классу Льва Ошанина.

Поделков был стихотворец такой, в свое время отсидел уникален был уникальной библиотекой. Там познакомились с Аркадием Пахомовым – СМОГистом. Потом на Божедомке еще с тремя Леня Губанов Владимир Алейников Кублановский.

НЛО издается Ириной Прохоровой.

В прошлом году вышла книга Андрея Журбина, он защитил диссертацию по творчеству Лени Губанова.

Владимир Олдейников к мифологии смогистов приложил руку. Рождение СМОГ январь 1965 года Губанов позвонил Алейникову и сказал придумал название с двояким смыслом Смелость Мысль Образ Глубина.

Во время выступления вошли четыре человека в штатском.

Арсений Прохожий получил членский билет номер 52. Знал только двух. Никаких собраний смогисты не проводили.

Одним из организаторов был некий Тарсов, который быстро отвалил в Лондон, успев издать два самоиздатовских сборников Скиф, вошли в Грани.

Начинал там Миша Соколов «Школа для дураков».

Примыкал Алексей Цветков.

Объединяло смогистов абсолютное отстранение от советской литературы, полное нежелание печататься. Евтушенко и Вознесенский положительно относились к СМОГу и всячески ему споспешествовали. Вышли с лозунгами Долой Евтушенко и Вознесенского! Они были не очень советские поэты. Начали чесать репу. Когда надумали позвонить, разошлись.

Вышел указ с запретом выступать на открытом воздухе. Начались репрессии. Вышибли из университета. Забрали однако по пьянке.

Смогисты пили много.

Два активных Леня Губанов и Слава Лен придумали названия кавализм и изумизм. Все кончается на изм, а у нас будет еще и начинаться. А еще изумление и изюм.

Они очень рано состоялись.

В московском андеграунде не было популярнее стихотворения Провинция Владимира Алейникова: Когда в провинции болеют тополя ... и ласточек надломленные крылья.

Леню Губанова в журнале Юность в 1964 году напечатали первое стихотворение Художник три строфы из разным мест поэмы Полина 107 строк. Пробил Евтушенко. Было много рецензий – ругательных в Комсомолке Огоньке Крокодиле.

Мы уходим от жен и денег на полнолуние полотен.

Евтушенко пробил публикацию, кое-что изменив и Бродского, тот озверел.

Кублановский был антисоветчик. Только бы не умереть а жить и жить как можно больше.

Аркадий Пахомов ничего не печатал. Был любитель гульбы. Огромное количество собутыльников и все почитали за честь его угостить.

Классика Губанова все было написано рано. Губанов скончался в роковом для русских поэтов возрасте 37 лет при странных обстоятельствах.

Аркадий Пахомов талантлив но рано начал предаваться русскому пороку.

Вы должны завести крольчат, обязательно двух. Смотреть на закат. Я вас очень прошу разрешайте крольчатам бегать к вам в огород.

Похороны новогодней елки.

У Сергиенко есть пародия на это стихотворение Похороны юбилейного рубля. Анекдот про алкоголика: Сука, у меня не в Мавзолее, не залежишься.

...Это нам не впервой это все же поминки не забудьте швейцару на водку на чай.

Саша Конишев задумал снять фильм о смонистах в Москве и Париже. Сели в самолет. У них для подарков кошелка чинариков коньяку. Поскольку все были пьющие кошелку отдали Алейникову. Долетели до Парижу, коньяку нет. Он был человек закрытый, выйти в булочную стресс, а уж долететь до Парижа...

Редко вспоминают Татьяну Полетаеву, вдову Саши Сопровского. Она поет под гитару стихи стилизованные под народные. А подруга утешать, горю моему не мешать.

Говоря о СМОГе, не сказал о Кублановском, ничего не печатал мотивируя тем что ничего не помнит. Волны на берег выносят рыбью силу женских ног.

Ориноко в этом городе одиноко ходят голые короли.

Люблю я ячменное пиво с сушкой соленую с воблой сухой.. Но посмотри на пузатого фавна три подбородка четыре руки как его мысли от нас далеки.

Стихи Сергиенко издавала Анна Крахмальникова под псевдонимом Владимир Семенов.

Был Тютчев нерадивый дипломат неисправимый острослов... Страстей не хоронил... И на бессмертие набрел.

Не желая как люди трудиться воробей бултыхался в пыли... Я и сам не желаю трудиться.

Воспоминания о 52-м годе: Нас ровно тридцать остриженных под ноль одетых бедно.

Октябрь: И воздуху просторного глотнуть иззябшим горлом... Все прикасается к беспечной смерти

Снег в октябре: ...тень большая отдельно мокнет на шоссе.

Жизнь в андеграунде когда не печатают располагает огненной воде.

По дороге в Загорск понимаешь невольно... Что тоскуют поля ... Что с рожденьем ребенка теряешь право на выбор.

С Леней Губановым вышло забавно: сборник о нем вышел раньше его сборника.

Пирушка с пластинкой. Слова тусовка еще не было. Все пирушки происходили под какие-то пластинки. Одна зима под только что вышедший диск Вертинского.

И есть в крови у нас грустинка

Вдова Вадима Делоне мало что может сказать о СМОГе.

Час волка. Проснешься трудно мой товарищ... Пока в садули огороде волчонок молодой войдет... Куда идем в какие дали? Мы пили пили мы время наше упустить. Как страшно мы не состоялись как славно напились и никому ты не подсуден лишь богу и себе.

Стихи бывают лирические гражданственные и художественные.

Когда гнетет душевный непокой…

Да разве мир непоправим?

Вопросы

Николай Милешкин, традиционный вопрос клуба: когда вы начали писать стихи? – Только окончил университет 1963 год, был дремучим. Повлияло на меня неудача в личной жизни, соперник мо писал прозу. И я могу. Писал с огромными перерывами.

Лианозовсая группа. СМОГ как направление состоялся? – Тарковский достаточно традиционный поэт открыл в ЦДЛ семинар который сам не вею так кстати и Эдик Лимонов. Мы ходили там бар был. Маленький еврей вытаскивал нас и запихивал на семинар. Нет, они очень разные.

И вместо привычного слова товарищ тебя окликали здорово старик!.. И помнится 60-е годы железной страны золотая пора.

Пугая ворон, ворон за ворон не считая... налево Мамона направо Аллах. Налево умрешь направо потеряешь коня. Туман расстилается прямо. Поехали по небу мама.

Губанов: Грудь твоя две капли вот-вот упадут жить с тобой на Капри а то украдут.

Олег Потапов: Поэты технари у них поэзия логична.

Отвечая на вопросы Л.М., Сергиенко сказал что хорошо читали. Потрясающе читал Губанов, получалось шаманство.

Несмотря на то что я технический человек у меня большая беда с техникой. Компьютер только как пишущая машинка. Сейчас сто тыс пишут стихи хотя за это ничего не платят. Значит это российской

У меня единственное стихотворение связанное со специальностью На капусту: До гроба городской с неделю деревенский... Нахожу в капусте кристаллики живой воды.

Могу про себя сказать. Вдруг меня позвали позвонили зайдите в первый отдел. Сказал что сейчас не могу через полчаса. Обзвонил. Потом человек расспрашивал о Кублановском, выказывая знание Кублановского, суля повышение по службы. Потом вызвали на Лубянку. Сказал что я все рассказал Кублановскому. Его и вызывайте. А я вам кто, если свидетель, то присылайте повестку. Отстали. Могло произойти все.

А читать-то читали все. Посадить могли того кто читает.

Леньки пил мало, косел с первой рюмки. У него было больное сердце. Пришел на день рождения и опрокинул себе на лицо всю ветчину. Шутка такая. Тяжелый для школы был человек.

Слава Лен был завлитчсастью Тетра на Таганке. Придумал Бронзовый век русской литературы. Творчество и жизнь это одно и то же.

У была кликуха Вини-Пух. Хорошо живет на свете Винни-Пух хоть одрязг он и одрях и опух. У жены была договоренность с почтальоном. Но он был краснобай. ... Вот такая житуха.

Гениями себя числят немалое количество.

Настоящий вечер это 20 минут себя, 20 минут корешей и 20 минут антология русской поэзии.

Леня Губанов и Володя Алейников два лидера, причем разные. Губановские стихи замечательно поют. Мирзоян пел. Лена Фролова поет Баженова и Губанова.

 

Вопросы Л.М.: Поэты обычно так читают стихи будто им стыдно, подвывая и глотая слова. Четкость как у вас это общее свойство смогистов?

Сейчас все возможно и есть в сетях, мир поэтов там для многих стал смыслом жизни. Есть нечто подобное СМОГу, и всегда ли объедение на основе дистанции?

Есть что-то что может связать с вашей естественнонаучной специальностью, запуск кристаллизации, самоорганизации. Если особенности и структура сразу не видно, то ведь и гомогенности все равно нигде нет.

Организующая и направляющая роль Пятого управления Филиппа Бобкова?

 

Для завершения Николай Милешкин сделал несколько анонсов.

Всемирный день поэзии начинается с понедельника 16 числа с группы Альманах.

28 в библиотеке Над оврагом Сакко и Ванцетти, дом 1

11 апреля в рамках Всемирного дня поэзии Лев Рубинштейн один из самых крупных современных поэтов.

 

Из воспоминаний В. Алейникова «Своим рождением и дальнейшей действенностью СМОГ целиком обязан поэту Леониду Губанову.

...Вот так забытая стрела Не думает о крупных вишнях. Вот так в серьезные дела Мы как в перчатки папы вышли.

Это – из манифеста. Не буду говорить о времени, ушедшем на творчество. Оно не прошло даром. Факт тот, что 29 января 1965 года наконец-то был организован СМОГ (Самое молодое общество гениев). Все это Леня придумал в теплых переменах сумасшедшего дома. Нужно было срочно что-то делать, Надоело писать в стол. Первая программа была подписана Губановым, Алейниковым, Батшевым... В начале февраля (в 10-х числах) был произведен съезд. На съезде присутствовали поэты, художники, прозаики и т. д. Были приняты главные положения. И наметка дальнейшей работы. Февраль кипел. Помню фантики и грохот печатных машинок. Пили. Стенограмму съезда украли для КГБ. Читайте, милые, читайте.

Смогизм начинался фатально, как проститутка, и неожиданно, как премия. На квартире председателя множились пригласительные билеты, отбирались картины. Это было похоже на ад без яблока.

Первое выступление произошло в библиотеке имени Фурманова, Беговая, 13. Это было 19 февраля. Ярко освещенная зала. 350 рыл в табачном дыму. Гениальные стихи и средневековая музыка. Картины, Помост похож на плаху и чуть подмигивает, Будем ходить босыми и горячими! Лишим соцреализм девственности! Ура. товарищи! Как смешно и мило. Как смело. Вечер прошел с успехом Айседоры Дункан.

Отмечали вином. Дальше закипело по инерции. Институт Сурикова, общежитие Строгановского училища, МВТУ, опять Беговая, школы и т.д. Смогизм обладал тремя гениальными поэтами, а именно: Губанов, Алейников, Кублановский. Держались как пуговицы. Кто оторвет – поцелую. Все было. Живопись, поэзия, проза, музыка, Старались друг друга перекричать. А зачем вам мороженое? Я повторяю: все было бы хорошо, если бы...»

Дальше рукопись Губанова прерывается – листы вырваны.

 

Эта фотография Леонида Куцилло публиковалась много раз. Она сделана в общежитии Строгановского училища на «Соколе» в 1965 году. После многих уточнений, на фотографии опознаны следующие лица. Слева – направо: Николай Недбайло, Леонид Губанов. Юрий Кублановский, Владимир Алейников. Аркадий Пахомов, нижний ряд: Вячеслав Са-мошкин, Леонид Куцилло, Марк Ляндо. Остался неизвестным только крайний левый персонаж, которого почти не видно, на фото только половина лица.

Алейников написал целый том под названием «СМОГ». Мне кажется, что раньше он писал лучше и несколько иначе. Приведу кусочек из его ранней прозы, опубликованной в журнале «Молодой коммунист». («Молодой коммунист». 1989. N8. С. 79 – 89.)

 

http://www.bards.ru/archives/part.php?id=41546

Губанов Леонид

Художник

Леонид Губанов

Холст 37 на 37.

Такого же размера рамка.

Мы умираем не от рака

И не от старости совсем.

Когда изжогой мучит дело,

Нас тянут краски теплой плотью.

Уходим в ночь от жен и денег.

На полнолуние полотен.

Да, мазать мир! Да, кровью вен!

Забыв болезни, сны, обеты!

И умирать из века в век

На голубых руках мольберта.

 

http://gostinaya.net/?p=9958&cpage=1

ОПРАВДАНЬЕ ЧЕРЕЗ 8 ЛЕТ

До тридцати – поэтом быть почетно

И срам кромешный – после тридцати.

А. Межиров

Был возраст кромешного срама,

Хреновые были дела,-

Кошмарная мелодрама,

И сердца разбитого дама

К другому навеки ушла.

Я имя свое не ославил –

Ни строчки отныне, ни дня!

Я стал подтвержденьем из правил,

Почетную младость исправил,

Поэзию эту оставил –

Срамитесь, друзья, без меня!

Поэты, вы дурно живете!

Поете любовь до седин,

Влюбляетесь, горькую пьете..

Ведь был исключительный Гете,

И хватит! На вечность один.

А я промолчал бы до гроба,

И после, отсюда уйдя,

Когда бы не страсть до озноба

Постыдная, в общем, хвороба,

И вовсе другая особа,

Особая вовсе статья…

 

http://www.stihi.ru/diary/geliy/2013-11-15

http www. stihi. ru 2004 01 19-183

Геннадий Титов: литературный дневник

В. СЕРГИЕНКО ПАМЯТИ СМОГА

А. П.

Проснешься трудно, мой товарищ, Монеты истово сочтешь, Посуду полую затаришь, В недальний магазин пойдешь.

Там будешь маяться при входе, При виде двери запертой, И каждый миг – столетья вроде, Пока – «В саду ли, в огороде», -

Волчонок выйдет молодой.* Каким усилием завидным, Пронзая очередь, как нож, Насущный яд в подвале винном,

Как царство Божие, берешь! С каким раскрепощеньем духа, Пророку, гению под стать, Подруга наша – «Бормотуха» – Начнет вещать и бормотать!

И горькой жизни смысл туманный Вдруг станет ясен и высок, И речью путаной, пространной, Самозабвенной, несказанной Уходит слово между строк...

Куда идем? В какие дали? По воле хлебного винца Мы облик Божий утеряли, Не вняли замыслу Творца.

Мы пили, пили, пили, пили! Огнем бенгальским просверкав, Мы время наше упустили, Пока ловили легкий кайф.

Какие строки замышлялись! Какие планы не сбылись! Как страшно мы не состоялись! Как славно снова напились!

Гуляй, старинный мой товарищ! На белый свет, на медный грош! Какую свару вновь заваришь? В какой участок попадешь?

Жонглируй кеглями посудин, Таланту в пику и судьбе...

И никому ты не подсуден, Лишь Богу только да себе...

 

http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=7409

Поэтоград N28 (79), 2013

Евгений СТЕПАНОВ

СМОГ

(Леонид Губанов)

СМОГ — легендарное неофициальное сообщество поэтов, прозаиков и художников, возникшее в СССР в застойные шестидесятые годы.

Информация из Википедии: «СМОГ (расшифровывается как “Смелость, Мысль, Образ, Глубина”) — литературное объединение молодых поэтов, созданное Леонидом Губановым в январе 1965 года. Одно из первых в СССР и самое известное из творческих объединений, отказавшееся подчиняться контролю государственных и партийных инстанций.

Организаторами СМОГа были: Леонид Губанов, Юрий Кублановский, Владимир Алейников, Аркадий Пахомов. Через некоторое время в СМОГ также вошли Саша Соколов, Сергей Морозов, Вадим Делоне, Борис Дубин, Владимир Сергиенко, Татьяна Реброва, Александр Величанский, Владимир Бережков, Юлия Вишневская и другие — всего несколько десятков человек. К СМОГистам был близок художник Николай Недбайло. Почетным членом СМОГа был философ Арсений Чанышев.

Аббревиатура СМОГ расшифровывалась обычно как “Самое Молодое Общество Гениев”, лозунгом которого был: “Смелость, Мысль, Образ, Глубина”, а творческий девиз — “Сжатый Миг Отраженный Гиперболой”. По свидетельству Юрия Кублановского первоначально СМОГ был аббревиатурой от слов “Смелость, Мысль, Образ, Глубина”, а остальные значения появились позже». [1]

В интервью пишущему эти строки один из отцов-основателей СМОГа Владимир Алейников рассказывал: «О СМОГе я сам написал довольно много. Другие — тоже писали, да только изрядно врали. Всю правду о СМОГе знаю сейчас только я один. Когда-нибудь, возможно, напишу новые книги о нашем содружестве. Осенью 1964 года я подружился с Леонидом Губановым. Идея — создать содружество талантливых молодых поэтов и прозаиков — была моей. Губанов — придумал слово СМОГ. Оно стало знаком времени, паролем, девизом целого поколения. Начало СМОГа — январь и февраль 1965 года. Все тогда происходило стремительно и шло по нарастающей — бурное общение, чтения стихов, преследования. Власти вовсю старались изничтожить нас на корню и считали, что СМОГ разгромлен. Но он выжил, был — с нами, в наших писаниях, остался — навсегда. Для меня было неприемлемым стремление некоторых сомнительных деятелей втащить СМОГ в политику. СМОГ — это литература». [2]

Владимир Алейников к СМОГистам также относит, помимо перечисленных в Википедии, поэтов Олега Хмару, Юрия Каминского, Леонарда Данильцева, Александра Величанского, Петра Шушпанова, Александра Морозова, прозаиков Вячеслава Горба, Николая Бокова, Дмитрия Савицкого, художника и поэта Игоря Ворошилова, публициста Вячеслава Самошкина. [3]

Безусловно, ярчайшей фигурой СМОГа является Леонид Губанов (1946—1983), значительный русский поэт, который сумел создать собственную неповторимую поэтику.

Наследие Губанова невелико, и не случайно редки его посмертные публикации на портале «Журнальный зал» — всего 2 (в журнале «Знамя», N11, 2007, и журнале «Дружба народов», N7, 2009).

Основным правилом Губанова было — не соблюдать правила; он разрушал метр и ритм стихотворения, не выдерживал канонов рифмовки (об этом — ниже), использовал эмоционально экспрессивный словарь («я умилен, как Гумилёв/ За три минуты до расстрела!»). Чувства, переполнявшие поэта, врывались в каркас его стихотворной строки и разрушали ее, создавая гармонию хаоса. Эклектичность письма не только не ослабляет поэтику Губанова, но делает ее максимально гармоничной и естественной. Именно т а к а я форма позволяет выразить т а к о е внутреннее содержание. Показательно в этом смысле стихотворение «Молитва».

 

МОЛИТВА

Моя звезда, не тай, не тай,

Моя звезда — мы веселимся.

Моя звезда, не дай, не дай

Напиться или застрелиться.

Как хорошо, что мы вдвоем,

Как хорошо, что мы горбаты

Пред Богом, а перед царем

Как хорошо, что мы крылаты.

Нас скосят, но не за царя —

За чьи-то старые молебны,

Когда, ресницы опаля,

За пазуху летит комета.

Моя звезда, не тай, не тай,

Не будь кометой той задета

Лишь потому, что сотню тайн

Хранят закаты и рассветы.

Мы под одною кофтой ждем

Нерукотворного причастья

И задыхаемся копьем,

Когда дожди идут нечасто.

Моя звезда — моя глава,

Любовница, когда на плахе,

Я знаю смертные рубахи,

Крахмаленные рукава.

И все равно, и все равно,

Ад пережив тугими нервами,

Да здравствует твое вино,

Что льется в половине первого.

Да здравствуют твои глаза,

Твои цветы полупечальные,

Да здравствует слепой азарт

Смеяться счастью за плечами.

Моя звезда, не тай, не тай,

Мы нашумели, как гостинцы,

И если не напишем — Рай,

Нам это Богом не простится. [4]

 

Любопытно, что при всей кажущейся неряшливости и «мятежности» стиля этого стихотворения (где бросаются в глаза неточные рифмы) оно написано строгим и выверенным четырехстопным ямбом. В этом сочетании несочетаемого — весь Губанов.

Рифменная система Губанова заслуживает отдельного разговора, это как раз тот показательный случай, когда форма и содержание едины, когда форма является квинтэссенцией сущности лирического героя.

В одном стихотворении Губанов, как, наверное, никто другой, легко переходил от перекрестной рифмы к попарной или опоясывающей, от мужской и женской — к дактилической и гипердактилической; он употреблял неточные глагольные рифмы (например, веселимся—застрелиться) и рифмоиды (царя—опаля; горе—поле). Он использовал широкий набор ассонансных рифм (сиренью—серебряно; полупечальные—плечами; высятся—виселиц;), составных (это лог еще— это ло-го-ви-ще!; Господь поди—Господи!; ни о чем—парчой; в спине мне—зазвенели; дал молодость?! —даже, может быть).

Губанов, развивая традиции Константина Бальмонта, успешно находил лежащие на поверхности аллитерационные возможности поэтического языка — «как просто — под простынь, / забыться и сжаться»; «вербую вербную неделю».

Частотность неточных рифм в поэтике Губанова — велика. И это тоже не случайно. Поэт искал себя, искал свою Россию, свой стиль, нащупывая собственную индивидуальность.

Неопределенность жизненной судьбы, родная страна, оказавшаяся в предверии глобальных бифуркационных перемен… Все это вылилось в рваный, метрически раскованный строфико-синтаксический почерк поэта.

При этом версификационный уровень Губанова, конечно, очень высок. В случае необходимости он использовал и точные рифмы, и внутренние, и эхо-рифмы, когда конечные созвучия пронизывали всю строфу, как, например, в стихотворении «Набат! Почем огонь?»:

 

Набат! Почем огонь?

Арбат! Почем слеза?

На бал, как черный конь

горячие глаза… [5]

 

Суггестивный напор экспрессивного губановского словаря, доминантный лексический повтор (как прием), широкие возможности его рифменной системы служили реализации главной цели — выражению нюансов ego лирического героя. Губанов зачастую как бы удваивает слова, конкретизируя лексические и семантические детали — «не тай, не тай», «Серебро, серебро слез; Богоматерью, Богоматерью». В таких случаях семантика за счет рефренизации расширяется и уточняется.

Губанов — безусловно, русский национальный поэт. Поэт надлома и надрыва, мятущийся, как сама Русь.

В ныне хрестоматийном стихотворении «Петербург» четко очерчены нравственные ориентиры и путеводные звезды поэта — это Гумилёв, Блок, боярыня Морозова, протопоп Аввакум. А еще, наверное, Есенин, Цветаева…

Свое предназначение Губанов сформулировал в одном из лучших своих стихотворений «Я родился, чтобы пропеть».

 

Я родился, чтобы пропеть,

отзвенеть на ветру осиной.

Я родился, чтобы терпеть

смех твой звонкий и свет твой синий.

Я родился, чтобы понять

век погромный и миг наш краткий.

Я влюбился, чтобы обнять

мир огромный и стан твой сладкий,

виноградную гроздь сломать,

гвоздь погнуть и шагнуть в бессмертье.

Я родился, чтобы с ума

вас свести, как рисунок с меди.

И вдали черешневых глаз,

звездам преданный, как собака,

я родился, чтобы хоть раз

на груди у счастья заплакать.

В этом зеркале — небеса.

В небесах — золотая тайна.

Тайна в том, что я написал,

ведь родился я неслучайно. [6]

 

Поэт прав, он родился не случайно. Его поэтическое слово смогло «шагнуть в бессмертье».

 

Литература:

[1] Википедия, Url: ru.wikipedia.org›wiki/СМОГ

[2] Владимир Алейников, «Крылатое горение», интервью Евгению Степанову, «Дети Ра», N2, 2012, Url: www.detira.ru

[3] Там же.

[4] Леонид Губанов, «Молитва», http://www.rvb.ru/np/publication/01text/15/01gubanov.htm

[5] Леонид Губанов, «Знамя», N7, 2011, Url: magazines.russ.ru› Знамя›2007/11/gg5.html

[6] Леонид Губанов, «Дружба народов», N7, 2009, magazines.russ.ru› Дружба народов›2009/7/gu6.html