Антидарвин: красота – страшная сила

В субботу посетили МАММ/МДФ. Выбор культурных ценностей – Натальи Вакуровой. Наталья и сама чудесно выглядит, сочетая ум возраст мудрости и женскую привлекательность. Показал картинку из твиттера с обнаженкой – расшумелась: китч.

Ну, ничего общего. Наталье нравятся итальянские мужчины, мне русские женщины. Вот с такими установками мы обогащаемся культурой Москвы. Было дело, и Энни Лейбовитц было в Пушкинском музее. Цветаев в гробу Ваньку извалял. Товарища Антонову не смутило, для нее это «тоже искусство».

Вовка Мединский уже был типа Катька Фурцева, но не понял. В лучших традициях страны я ему честно настучал. Главное было впереди – нашествие на Москву генитально-анального искусства. В отличие от Западной Европы, Россия его отторгает.

На выставке в МАММ/МДФ Ольга Свиблова водила индивидуальному французу личную экскурсию по выставке старых фото двух французов, которых давно нет и не надо. Только в этой стране, имея все свое уровнем выше, можно с таким энтузиазмом показывать чужое представителям страны происхождения, которые сами видят впервые.

Кроме Натальи, от вида Ольги Свибловой никто не возбудился. Говорила она по-французски. Стелилась под француза по картинке валютного магазина из «Мастер и Маргарита».

Люди разные и есть одна черно-белость: нетерпимые к близким предпочитают чуждые ценности.

Кроме Натальи Вакуровой, великую фото-графиню Свиблову в приватизированной ею фото-кунсткамере никто из посетителей не знал. Народ эстетствующей Москвы с удивлением пялился на французское, английской, итальянское фотоискусство, отдыхая душой на советском. В этом прекрасном новом мире уже и сам Сталин не выглядит кровожадным монстром.

Эта выставка выглядит частью нашей истории, имена фотографов в большинстве Наталье известны. Некоторые фамилии известны по преподавателям Журфака МГУ. Практически все были авторами «Огонька» и создавали историографию страны. Некоторые фотографии стали графическими мемами и хорошо известны. Есть Сталин в гробу и Лысенко на сакральной сессии ВАСХНИЛ. Историческую ценность имеют подписи.

Современная отечественная фотография на выставки не попадает – разве что по периферийным галереям. В кино идет борьба за экран для отечественных фильмов. Пока безуспешная.. Фотография  сдалась. Граждане России лишены доступа к собственной культуре. Закон о культуре тут не поможет. Идет настоящая война против отечественного в культуре и науке. Пусть не будет новостей, вообще ничего нового и по радио крутят одни те же песенки. Пусть будут иностранные искусственные звезды и Белуччи с волосами на лобке и еще одна зеленая женщина мини-панковой прической на лобке, она же с зелеными ягодицами у холодильника.

Чтобы быть красивой в голом виде, женщина должна быть по-настоящему хорошо сложена. Ни разу не видел такого на престижных выставках. Голые тут либо уродливы, как у Лейбовитц или от Google. Либо частично одеты. Если в простом купальнике, то обязательно с ножом на боку чтоб резать мужиков. Вообще очень много известных людей, и среди них почти нет из мира науки.

Однако интересное и содержательное вывести из сравнения выставок можно. Например, что за время существования фотографии менялась не только фотография, но и сами люди. Примы хореографии позапрошлого века сегодня не поступили бы в училище. На фотографиях у всех почему-то отрезаны ноги. Центр внимания фотограф обращает не на лицо и не на цельную фигуру, но на точку где-то в районе груди.

В выставочной фотографии идет идеологическая борьба постановочной и жанровой съемки. В репортажном плане она ценнее. Да и в историческом тоже. Изыски по заказу домов моды приходится гражданам навязывать, превращая их в потребителей культуры как объектов нового законодательства. Основной фронт проходит между эстетизмом и антиэстетизмом, причем с грубым попранием Дарвина. Как говорится, все одно к одному.

Дальше информация с сайта МАММ/МДФ – для сравнения. На мой взгляд, сайт не дает представления о выставках.

 

АЛЬБЕРТ УОТСОН

28. II—10. V. 2015

Альберт Уотсон. Альфред Хичкок. Лос-Анджелес. 1973

Альберт Уотсон. Веер ацтеков 16-го века вместо фигового листочка. Нью-Йорк. 1990

Альберт Уотсон. Брианна зеленая с прической мини-панка на лобке

Альберт Уотсон. Брианна перед холодильником то же, вид с зеленой зади. Отель сети Budget Suites. Лас-Вегас. 2000

Альберт Уотсон — один из самых известных фотографов конца ХХ — начала XXI века. Он — любимый фотограф многих знаменитостей, среди которых: Билл Клинтон, Мик Джаггер, Джек Николсон, Альфред Хичкок, Дэвид Линч, Джонни Депп, Би-Би Кинг, Шаде, Моника Белуччи, Ума Турман, Наоми Кэмпбелл и др. Уотсон — автор знаменитого черно-белого портрета Стива Джобса, создатель культового фотоальбома «Cyclops». В 2007 году на аукционе Christie’s в Лондоне были проданы четыре фотопортрета обнажённой Кейт Мосс на общую сумму в 362 тысячи долларов. Одну из фотографий, подписанную Альбертом Уотсоном, признали самым утонченным изображением топ-модели.

Персональные выставки Альберта Уотсона прошли в Музее современного искусства (Милан); Венском Кунстхалле; Музее фотографии Антверпена; музее «НРВ-Форум» (Дюссельдорф); Музее фотографии Стокгольма. Его снимки находятся в коллекциях Национальной портретной галереи (Лондон), Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Смитсоновского института (Вашингтон), Парламента Шотландии (Эдинбург), Художественного центра Дайхторхаллен (Гамбург) и др.

Уотсон — обладатель многочисленных премий: «Грэмми» (Grammy), «Люси» (Lucie Award), трех «Энди» (International Andy Award), «Штайгер» (Steiger Award), австралийской медали Столетия (Centenary Medal), престижной награды Королевского фотографического общества Великобритании и других.

Альберт Уотсон создал сотни фотографий для рекламных кампаний: Prada, Gap, Levi’s, Revlon и Chanel, а также десятки снимков для постеров к фильмам, среди которых: «Убить Билла», «Мемуары гейши» и «Код да Винчи». Журнал Photo District News, назвал Уотсона одним из двадцати наиболее влиятельных фотографов всех времен, наряду с Ирвином Пенном и Ричардом Аведоном.

Альберт Уотсон родился в Эдинбурге в 1942 году. Учился графическому дизайну в Колледже искусств и дизайна Дункана Джорданстонского в Данди, а затем режиссуре в Королевском колледже искусств в Лондоне. В рамках учебного плана Уотсон прослушал небольшой курс фотографии, однако, с детства слепой на один глаз, Уотсон, никогда не относился к этому увлечению всерьез. До тридцати лет он работал клерком, учителем, и даже рабочим на фабрике. Несмотря на то, что первый фотоаппарат у него появился в 22 года, фотографией Уотсон занялся по-настоящему спустя почти десятилетие — после переезда в Америку.

В США, куда Уотсон отправился вместе женой, получившей место учительницы в одной из школ, будущий фотограф познакомился с художественным директором компании Max Factor, который и предложил Уотсону сделать на пробу первую фотосессию. Компания купила два снимка, из созданной Уотсоном серии. Вскоре, яркий, узнаваемый стиль фотографа привлек внимание американских и европейских глянцевых журналов: Mademoiselle, GQ и Harper’s Bazaar. В 1976-м году Альберт Уотсон сделал свою первую серию для журнала Vogue, что и послужило стартом его невероятно успешной карьеры.

Будучи знаменитым фотографом и влиятельной персоной в области современного искусства, Уотсон всячески избегает пристального внимания публики и СМИ и редко дает интервью. «Я мог бы проводить лекции для фотографов, но и они не хотят говорить о фотографии, они хотят обсуждать фотооборудование», — объясняет он.

Тем не менее у российской публике есть возможность увидеть и задать вопросы звезде мировой фотографии — Альберт Уотсон принял приглашение Мультимедиа Арт Музея, Москва, выступить на открытии выставки, а также провести мастер-класс в рамках специальной программы московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии», который состоится 28 февраля в 18:00, в МАММ по адресу ул. Остоженка, 16.

 

РОБЕР ДУАНО

КРАСОТА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

12. II—10. V. 2015

В рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2015» МАММ представляет выставку «Красота повседневности» одного из величайших фотографов XX века, кавалера Ордена Почетного легиона — Робера Дуано. Его называли волшебником объектива, шансонье от фотографии, воспевшим Париж и парижан, мастером жанровых сцен, сумевшим создать невероятно лиричный образ французской столицы. Снимки Дуано вошли в историю, стали классикой мировой фотографии, знаменитый «Поцелуй на площади Отель-де-Виль» («Le Baiser de L’Hotel de Ville») разошелся миллионными тиражами в открытках и постерах.

На выставке будут представлены более ста авторских отпечатков, из Atelier Robert Doisneau, а также крупных частных собраний, многие из которых зрители увидят впервые. Кроме того, в выставку вошли личные документы и свидетельства, предоставленные дочерью фотографа.

Робер Дуано родился в пригороде Парижа в 1912 году. Освоив азы фотографии в Школе графического искусства и печатного дела Этьенн, где он учился на гравера-литографа, свои первые снимки — виды родного Жантийи для информационного бюллетеня местного муниципалитета — Дуано сделал в 1929 году камерой, взятой в долг у своего сводного брата. Снимая Париж и его окрестности, Дуано стал в какой-то мере последователем Эжена Атже, пытавшегося запечатлеть Париж «маленьких людей» — кочегаров, булочников, шарманщиков, точильщиков», забытый в эпоху крупномасштабного обустройства французской столицы, предпринятого бароном Оссманном во времена Второй Империи.

Поворотным моментом в судьбе Робера Дуано стала встреча с легендарным Андре Виньо —фотографом моды, художником, режиссером-мультипликатором, скульптором, виолончелистом. Начав работать оператором у Виньо в 1931 году, Дуано смог познакомиться с самыми яркими представителями французского авангарда, часто посещавшими его студию. Там же, в разгар всемирного экономического кризиса, его заметил и пригласил на работу шеф фотослужбы «Рено» Люсьен Шоффар, искавший молодые дарования.

Почти каждую свободную от работы минуту Дуано, посвящал прогулкам по городу, собирая фотографические материалы, которые стали затем основой для книги «La Banlieu de Paris», посвященной жизни парижских пригородов, созданной совместно с французским писателем Блезом Сандраром и принесшей ему огромную известность.

К моменту начала Второй мировой войны Дуано уволили с завода «Рено». Он был призван в армию, воевал, а затем участвовал в Движении Сопротивления. Летом 44-го года Робер Дуано создал знаменитый фоторепортаж о борьбе героев Сопротивления против фашистов.

В первые послевоенные годы послевоенные годы Дуано с головой погрузился в работу — сотрудничал с журналами Life, Vogue и другими крупными международными изданиями, а затем был приглашен в агентство Rapho, где и проработал в качестве независимого фотографа вплоть до смерти в 1994 году.

В 1945 году Робер Дуано познакомился с Анри Картье-Брессоном — еще одной звездой мировой фотографии и основателем конкурирующего с Rapho фотоагентства Magnum, встреча с которым оказала на Дуано большое влияние.

50-е годы — стали временем расцвета таланта художника, его неповторимого стиля, искрометного чувства юмора, уникального дара рассказчика. «Фантазии повседневной жизни восхитительны. Ни один кинорежиссер не способен воссоздать те неожиданности, что встречаются на улице», — считал он.

Робер Дуано — один из самых уважаемых и почитаемых художественным, музейным и издательским сообществом фотографов во Франции. За последние десятилетия вышло более 40 книг, посвященных его творчеству. Будучи невероятно скромным, сам Дуано всегда испытывал удивление от проявляемого к нему интереса.

«В конце концов, нет ничего более субъективного, чем объектив, мы никогда не показываем вещи такими, какими они являются. Мир, который я стремился показать, это мир, в котором мне было бы хорошо, в котором люди были бы дружелюбными, где я мог бы найти нежность, которой я так жажду. Мои фотографии просто были доказательством того, что такой мир мог бы существовать», — замечал Робер Дуано.

 

ДЖАН ПАОЛО БАРБЬЕРИ

МОДА И ВЫМЫСЕЛ

26. II—5. IV. 2015

В рамках Девятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015» МАММ представляет выставку культового итальянского fashion-фотографа Джан Паоло Барбьери «Мода и вымысел». Более сорока лет его имя ассоциируется с известнейшими домами моды: Yves Saint Laurent, Valentino, Armani, Versace, Gianfranco Ferr?, Vivienne Westwood, для которых он работал над созданием рекламных кампаний. Джан Паоло Барбьери — обладатель множества престижных наград, его работы публикуются в ведущих мировых модных журналах: Vanity Fair, Vogue Italia, Vogue Paris, GQ и др. Выставки Барбьери проходят в авторитетнейших мировых музеях и галереях, среди которых: Музей Виктории и Альберта (Лондон), Национальная портретная галерея (Лондон), Палаццо Реале (Милан), Eduard Planting Gallery (Амстердам), выставочный зал Kunstforum (Вена), Институт изящных искусств (Миннеаполис) и др.

Автор обложки первого номера итальянского Vogue, один из лучших портретистов в истории мировой фотографии, создавший снимки великих кинозвезд и супермоделей: Одри Хепберн, Софи Лорен, Моники Белуччи, Верушки и других. Джан Паоло Барбьери, был не просто свидетелем происходящих в мире моды перемен, он сам оказал огромное влияние на происходящие изменения, в частности, создав новый формат модной съемки в послевоенной Европе, выступая не только в роли фотографа, но и стилиста для своих моделей.

Джан Паоло Барбьери родился в Милане в 1938 году, учился в Католическом университете. Вскоре он переехал в Рим, где в течение года стажировался на легендарной итальянской киностудии «Cinecitta», познакомившись с Лукино Висконти и Федерико Феллини, чье творчество оказало огромное влияние на формирование стиля Барбьери. Его снимки невероятно кинематографичны. Тщательно продуманные в отношении света, тени и построения кадра, они передают удивительный эффект движения, ставший визитной карточкой фотографа.

Любовь к кино навсегда стала одним из главных векторов в творчестве Барбьери. Иногда нарочно, иногда невольно, он постоянно отсылает зрителей к образам, созданным его любимыми режиссерами: Эрнстом Любичем, Альфредом Хичкоком, Винсентом Миннелли, воссоздавая атмосферу культовых кинокартин.

На «Cinecitta» его заметил модный фотограф Том Кублин, который в 1961 году предложил Барбьери должность ассистента, что позволило ему поработать с коллекциями домов моды Balenciaga и Yves Saint Laurent, а также открыть для себя мир высокой моды. Кроме того, этот опыт положил начало многолетнему сотрудничеству Джан Паоло Барбьери с издательским домом Cond? Nast.

Начиная с 90-х, поработав почти со всеми ведущими модельерами и глянцевыми изданиями, Барбьери обратился к travel-фотографии. Он снимал людей и природу Мадагаскара, Таити и Сейшельских островов. Его экзотические серии, выполненные в стиле «ню» раскрывают тему человеческой сексуальности. В настоящее время, Джан Паоло Барбьери проводит много времени между Сейшелами и Миланом, где продолжает сотрудничать с Vogue и Vanity Fair, пишет книги, работает над новыми проектами в жанре натюрморта, одного из своих новых увлечений.

 

РОССИЯ. ХX ВЕК В ФОТОГРАФИЯХ. 1946—1964

12. II—22. III. 2015

Виктор Ахломов. Рассвет. Молодежь у ГУМа. Москва, 1964. Собрание МАММ/МДФ

Александр Устинов. Массовый заплыв в честь Дня военно-морского флота. Севастополь, 24 июня 1949. Из собрания Агентства «ФотоСоюз»

Иван Шагин. Спортивный праздник на стадионе «Динамо». Москва, 1946. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Ссыльный Александр Солженицын в лагерной телогрейке. Кок-Терек. Март 1953. Из семейного архива А. Солженицына

Михаил Трахман. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. 1957. Собрание МАММ/МДФ

Всеволод Тарасевич. Семья начальника инструментального цеха ЗИЛа. 1954. Собрание МАММ/МДФ

Лев Бородулин. Москва строится. Черемушки. 1954. Собрание МАММ/МДФ

Лев Бородулин. «Все для народа!». 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Арбатская площадь. 1958. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Выбор места для памятника Владимиру Маяковскому. Москва, 1958. Собрание МАММ/МДФ

Виктор Ахломов. Никита Хрущев, Герман Титов, Юрий Гагарин, Михаил Суслов и Леонид Брежнев. Аэропорт «Внуково», 9 августа 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Твист в рабочем клубе. 1960-е. Собрание МАММ/МДФ

Всеволод Тарасевич. «Моральный кодекс строителя коммунизма». 1964. Собрание МАММ/МДФ (неа переднем плане женщина доит корову)

Лев Бородулин. Москва строится. Черемушки. 1954. Собрание МАММ/МДФ

Лев Бородулин. «Все для народа!». 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Арбатская площадь. 1958. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Выбор места для памятника Владимиру Маяковскому. Москва, 1958. Собрание МАММ/МДФ

Виктор Ахломов. Никита Хрущев, Герман Титов, Юрий Гагарин, Михаил Суслов и Леонид Брежнев. Аэропорт «Внуково», 9 августа 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Твист в рабочем клубе. 1960-е. Собрание МАММ/МДФ

Всеволод Тарасевич. «Моральный кодекс строителя коммунизма». 1964. Собрание МАММ/МДФ

Лев Бородулин. Москва строится. Черемушки. 1954. Собрание МАММ/МДФ

Лев Бородулин. «Все для народа!». 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Арбатская площадь. 1958. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Выбор места для памятника Владимиру Маяковскому. Москва, 1958. Собрание МАММ/МДФ

Виктор Ахломов. Никита Хрущев, Герман Титов, Юрий Гагарин, Михаил Суслов и Леонид Брежнев. Аэропорт «Внуково», 9 августа 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Твист в рабочем клубе. 1960-е. Собрание МАММ/МДФ

Всеволод Тарасевич. «Моральный кодекс строителя коммунизма». 1964. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Выбор места для памятника Владимиру Маяковскому. Москва, 1958. Собрание МАММ/МДФ

Виктор Ахломов. Никита Хрущев, Герман Титов, Юрий Гагарин, Михаил Суслов и Леонид Брежнев. Аэропорт «Внуково», 9 августа 1961. Собрание МАММ/МДФ

13

Виктор Ахломов. Рассвет. Молодежь у ГУМа. Москва, 1964. Собрание МАММ/МДФ

Александр Устинов. Массовый заплыв в честь Дня военно-морского флота. Севастополь, 24 июня 1949. Из собрания Агентства «ФотоСоюз»

Иван Шагин. Спортивный праздник на стадионе «Динамо». Москва, 1946. Собрание МАММ/МДФ

Неизвестный автор. Ссыльный Александр Солженицын в лагерной телогрейке. Кок-Терек. Март 1953. Из семейного архива А. Солженицына

Михаил Трахман. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. 1957. Собрание МАММ/МДФ

Всеволод Тарасевич. Семья начальника инструментального цеха ЗИЛа. 1954. Собрание МАММ/МДФ

Лев Бородулин. Москва строится. Черемушки. 1954. Собрание МАММ/МДФ

Лев Бородулин. «Все для народа!». 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Арбатская площадь. 1958. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Выбор места для памятника Владимиру Маяковскому. Москва, 1958. Собрание МАММ/МДФ

Виктор Ахломов. Никита Хрущев, Герман Титов, Юрий Гагарин, Михаил Суслов и Леонид Брежнев. Аэропорт «Внуково», 9 августа 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. Твист в рабочем клубе. 1960-е. Собрание МАММ/МДФ

 

Выставка «Россия. ХХ век в фотографиях. 1946—1964» продолжает программу МАММ/МДФ «История России в фотографии. Фотолетопись России», начатую музеем в 1997 году. Выставка приурочена к презентации третьего тома издания «Россия. ХХ век в фотографиях. 1941—1964». При подготовке книги использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента РФ от 29. 03. 2013 N115-РП и на основании конкурса, проведенного обществом «Знание» России.

На выставке представлены работы классиков российской фотографии — Дмитрия Бальтерманца, Льва Бородулина, Всеволода Тарасевича, Виктора Ахломова, Валерия Генде-Роте, Роберта Диамента, Эммануила Евзерихина, Владислава Микоши, Александра Устинова и др. — и снимки замечательных советских фотокорреспондентов, чье творчество не столь хорошо известно широкой публике — Михаила Грачева, Анатолия Морозова, Николая Волкова, Семена Мишина-Моргенштерна и др.

В экспозицию вошли фотографии из фондов МАММ/МДФ, а также Агентства «ФотоСоюз», Государственного литературного музея, Российского государственного архива кинофотодокументов, Российского федерального ядерного центра, пресс-службы ГУМа, театра «Современник», частных собраний.

Выставка представляет работы, иллюстрирующие период восстановления России после окончания Великой Отечественной войны и возвращения к мирной жизни. Снимки отражают важнейшие события тех лет, например, празднование 800-летия Москвы, ХХ съезд КПСС, чествование первого космонавта Юрия Гагарина, вручение Нобелевской премии академику Ландау. Также в фокусе выставки — повседневная жизнь, достижения в области образования, науки, культуры и спорта.

Выставка «Россия. ХХ век в фотографиях. 1946—1964» — это фотолетопись, в которую вошли кадры из самых разных географических точек страны, от Москвы до Челябинска, от Норильска до Крыма, от Ленинграда до Владивостока. И конечно, в объективе фотографов — лица. Лица детей, ученых, рабочих, писателей, поэтов, актеров, студентов, музыкантов, спортсменов. . . Наш коллективный портрет на фоне времени.

Проект «Россия. ХХ век в фотографиях. 1946—1964» позволяет каждому пережить страницы общей истории, без знания которой невозможно представить и строить будущее.

 

ФЕЛИКС И ПОЛЬ НАДАРЫ

ТРАДИЦИЯ И КАПРИЗ

13. III—26. IV. 2015

Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Феликс Надар, ок. 1865. ©Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Шарль Бодлер, ок. 1860. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Гюстав Доре, ок. 1855. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Студия Надара. Сара Бернар в роли Пьеро в пантомиме «Пьеро-убийца», дворец Трокадеро. 1883. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Студия Надара. Альбер Брассёр в постановке «Адам и Ева», театр Новинок. 1886. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Студия Надара. Нолетт в постановке «Адам и Ева», театр Новинок. 1886. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Студия Надара. Господин Гобен (в роли Соловья) в постановке «Красное яйцо», театр Фоли-Драматик. 1890. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Студия Надара. Вотье и Жанна Гранье (Юпитер и Эвридика) в постановке «Орфей в аду», театр Гете. 1887. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Студия Надара. Актрисы ревю «Париж Бульвар», театр Новинок. 1888. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

Студия Надара. Мадемуазель Лантельм в постановке «Принц Солнца», театр Шатле. 1889. © Minist?re de la Culture et de la Communication – France / M?diath?que de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

 

СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИЛЛЮЗИОНИЗМ. ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

26. II—19. IV. 2015

В 1920–1930-е годы художники-авангардисты стали искать вдохновение в сновидениях, фантазиях и глубинах бессознательного: возникло движение, получившее название «сюрреализм». Впервые этот термин использовал Гийом Аполлинер в 1917 году. Однако уже за 30 лет до «официального» возникновения сюрреализма появились открытки, демонстрирующие необычайное художественное воображение и удивительную техническую изобретательность их создателей.

Выставка «Сюрреалистический иллюзионизм» перенесет зрителя в увлекательную, но при этом почти забытую эпоху индустриальной фотографии начала XX века и позволит по-новому взглянуть на истоки современного фотоискусства.

В конце 1890-х годов в Европе появилось множество фабрик, специализировавшихся на новой форме популярного искусства. В ту пору фотографии не печатались на открытках полиграфическим способом, как это делается сегодня: открытки изготавливались посредством фотографических процессов экспозиции и проявки. Почти все открытки, представленные на выставке, — это самые настоящие фотографии, отпечатанные на бромосеребряной бумаге и раскрашенные вручную.

В 1900–1914 годах производство «настоящих фотографических открыток» было важной отраслью европейской промышленности, продукция которой распространялась далеко за пределами Европы, в том числе в Южной Америке и Австралии. Хотя это явление просуществовало всего пару десятков лет, результатом его стали миллионы фотографий, разошедшихся по всему миру.

Фотографические открытки начала XX века интересны тем, что за сто лет до возникновения «Фотошопа», для их создания использовались разнообразные приемы фотомонтажа: комбинирование фотоизображений и рисунков, множественная экспозиция и др. Так как цветная фотография еще не была изобретена, каждую фотографическую открытку раскрашивали вручную. Это превращало продукт массового производства в произведение искусства, а использование необычных цветов, благодаря использованию искусственных красителей, усиливают мистическую ауру фотографических открыток.

Золотой век фотографических открыток пришелся на начало XX века, когда в Европе активно развивалась популярная городская культура. Кинематограф, пляжная культура, эротические шоу, цирковые представления и варьете стали для создателей фотооткрыток источниками образов, а технические изобретения — например, появление аэропланов — стимулировали их воображение.

С началом Первой мировой войны популярность фотографических открыток пошла на спад. Однако она оказала влияние на ряд эстетических новаций того периода. Так, синтетический кубизм и коллаж основывались на приемах, которые широко использовались изготовителями фотооткрыток уже в начале XX века.

Открытки, вошедшие в выставку, являются связующим звеном между символизмом 1890-х годов и сюрреализмом 1930-х. В той же мере, в какой некоторые из них предвосхищают стилистические и технические приемы, характерные для радикального искусства более позднего периода, они несут на себе и отпечаток символизма конца XIX века.

Многие сюрреалисты были страстными собирателями старых почтовых открыток. Самым известным из них — был Поль Элюар. Его примеру последовали и другие — Андре Бретон, Жорж Юнье, Ханс Беллмер, Ханна Хёх, Пабло Пикассо, и наконец, Сальвадор Дали, который писал: «Мы, сюрреалисты, поворачиваемся спиной к изящному искусству и обращаемся вместо этого к почтовой открытке. Она является самым динамичным выражением коллективного сознания. Влияние открытки столь глубоко и постоянно, что сравнимо с психоанализом. Сюрреалистическая революция реабилитировала почтовую открытку — наряду с автоматическим письмом, сновидениями, умопомешательством и объектами примитивного искусства».

Именно в фотографических открытках сюрреалистический эффект проявлялся особенно ярко: фотографии в силу ее жанровых особенностей присущ элемент реализма, который затем с помощью монтажа, коллажа, ретуши и ручного окрашивания преобразовывался в нечто иное. «Сюрреалистические» фотооткрытки предвосхитили новации модернизма, и даже принципы цитирования и иронии, присущие постмодернизму.