Побывал сегодня в РГУФК на Черкизовской. Институт точно физкультурный без ограничения невозможностей. Семь раз бегал с минус два на седьмой вход в лифт эксклюзивный С третьего раза начал узнавать моего любимого депутата Светлану Журову она висела на третьем этаже.

 

02.04.15 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Бумажная работа – удавка для страны

Член думского комитета ГД по природным ресурсам Олег Лебедев провёл в четверг круглый стол «Основные направления развития целлюлозно-бумажной промышленности России. Экологические и законодательные аспекты».

Шестая Дума в отличие от первых созывов обсуждает вопросы по отраслям, скатываясь к истокам. И на бумаге не обошлось воспоминаний, как проходила приватизация, когда растащили по заводику. Заклеймили неадекватную банковскую систему и высокие кредитные ставки. По запасам леса Россия на первом месте – четверть мировых запасов. При это лес дает всего процент ВВП. Лес отдали пользователям и обязали заботиться. При потребности в специалистах 16 тыс в год готовим 10 и из них остается в отрасли треть. Много лет говорим о лесных дорогах, их нет. На гектар леса Европа вкладывает 32 долл., США 19, Россия 1,22. говорим о лесных дорогах. Затраты на производство тонны бумаги в России вшестеро выше Финляндии. За постсоветское время не построено ни одного ЦБК. К настоящему времени Россия ввозит бумажной продукции на пять млрд евро, вывозит только на три.

Лесопользователи завалены низкосортной древесиной, на которую нет спроса. Образуется перестойный лес и завалы, источники паразитов и пожаров. Надо строить крупные ЦБК.

Распад Союза сопровождался введением массы запретов в том числе на закупки макулатуры у населения. Бутылки еще кое-где кое-как принимают, но за закупленный кг макулатуры надо оправдаться двумя кг отчетов.

Каким-то чудом Россия остается в числе крупнейших производителей целлюлозы. По товарной целлюлозе лидируют Бразилия, Канада и США. Россия на 6 месте по производству хвойной целлюлозы и на 10 лиственной. Но в России больше производится интегрированная целлюлоза непосредственно для производства бумаги.

Производство бумаги нацелено на крупнотоннажный товар. Бумагу для специальных нужд, конденсаторов или кабелей мы не делаем. Нет и производства спирта с красочным названием «сучок».

Рост цен на бумагу продолжится. В России 160 ЦБК. Ситуация на них разная. Крупные работают, мелкие не могут обеспечить рентабельность, останавливают работу и банкротятся.

Круглый стол показал, что отрасль сохранилась вместе со специалистами. Существенно изменилась риторика. Традиционная «борьба за экологию» вынужденно мигрирует от исходной задачи подавления отечественного производства к его модернизации. Печальный пример уничтожения Байкальского ЦБК показал, что состояние окружающей среды стало еще хуже. Исчез субъект ответственности и людей оставили без работы.

С тех пор бум-пром диверсифицировался. Появилось много новых форм целлюлозы практического применения включая санитарно-гигиенические цели. На другой уровень экономичности и качества выходит технология варки целлюлозы. Хлор для отбеливания заменяется озоном. Сульфитная варка переходит на сульфатную.

Слушать специалистов по любой сфере интересно. Есть в этом нечто вдохновляющее, тем более с учетом историчности момента, когда активность страны искусственно подавляется. Эффект обратный.

 

Сообщение

 

Принуждение экологии к миру: из войны с производством переходит в стимул – круглый стол по ЦБП в ГД члена фракции КПРФ Олега Лебедева – провел четко и ясно, по ходу пьесы вникая в суть прозвучавшего. О причинах принудительного роста цен на бумагу не говорили

В соответствии с решением Комитета Государственной Думы по природным ресурсам природопользованию и экологии и планом работы экспертного органа Комитета – Высшего экологического совета – в четверг 2 апреля в зале 830 ГД состоялся круглый стол «Основные направления развития целлюлозно-бумажной промышленности России. Экологические и законодательные аспекты».

Стратегические задачи лесного комплекса страны, обозначенные Правительством РФ – это развитие мощностей по глубокой переработке древесины на территории РФ, сокращение объемов экспорта необработанной древесины, импортозамещение в сегменте лесобумажной продукции.

Существующие механизмы государственно-частного партнерства в лесном комплексе не предусматривают особого подхода для крупных инвестиционных проектов (это проекты в целлюлозно-бумажном производстве или лесопромышленные комплексы, включающие в свой состав производства по переработке всей заготавливаемой древесины).

Для дополнительного стимулирования инвестиций в крупные проекты, имеющие более весомые риски по срокам возврата средств, обеспеченности сырьем целесообразно определить дополнительные меры государственной поддержки. При этом инновационность и экологичность производств должны стать критериями отбора проектов, пользующихся указанными льготами. Эти и другие вопросы будут рассмотрены участниками «круглого стола».

Ведущий круглого стола, член Высшего экологического совета, член комитета ГД по природным ресурсам Олег Лебедев сказал о важности и перспективах отрасли, отметив отставание – в России не построено ни одного ЦБК.

Замруководителя Рослесхоза Михаил Клинов выделил функционалы ведомства использование и защиту лесов. В целом развитие лесозаготовок зависит от того насколько мы обеспечиваем спрос на низкокачественную древесину, небалансы, не только хвойных но и лиственных пород. Использование древесины зависит от использования низкокачественного ассортимента. Если спроса на них нет, происходит накопление перестойных насаждений, накопление отходов, основа распространения вредителей и пожаров. Нельзя сбрасывать со счетов обеспечение экологической безопасности. Как уже было сказано, ЦБК уже давно не строились на территории России. Говорить о современности технологии и оснащенности предприятий построенных сорок лет назад не приходится. Два пути. Первый путь кажется наиболее простой. Не делать ничего понимая что экология сохраняется но при этом социальная составляющая не меняется и развития территорий не происходит. Второй путь более сложный. Мы должны сознательно идти на развитие новых производств. При этом мы должны обеспечить применение самых передовых экологических технологий. За рубежом гордятся передовыми экологически чистыми производствами.

Замгубернатора Вологодской области Николай Гуслинский: один из самых лесных регионов отражает состояние России в целом. Четверть мировых запасов, первое место в мире. Остается в потенциале. Всего 6% заготовок и только 4% экспорта. Доля торговли РФ лесов 18 до 2%. В Финляндии 20% глубокой переработки леса, в России 2%. Работает около 250 лесозаготовительных комплексов. Заготовка в области составляла 4 млн кубометров с уровнем переработки 28%, в 2014 году 14 млн кубов и уровень переработки вырос до 70%. Деревянные дома, фанера. На делянках остается низкосортная древесина, отсутствует спрос. Риск пожаров. Предусмотрено строительство крупного ЦБК. Решит проблему потребления низкосортной древесины. В Череповецком районе проработана площадка для создания ОЭЗ. Заключены соглашения с будущими резидентами. Строительство ЦБК, фанерного комбината, фибролитовых плит и железнодорожного узла.

Начальник Отдела Минпромторга Александр Орлов сообщил о росте производства целлюлозы. Рост объемов экспорта со снижением импорта до 9 млрд долл. Уменьшение поставок бумаги и мебели. Экспорт пиломатериалы бумага картон. Минпромторг проводит работу по импортозамещению у увеличению несырьевого экспорта. Одной из основных проблем является отсутствие оборотных средств предприятий, доступ к кредитам и высокие ставки. Для поддержки предприятия должны быть включены либо в перечень системообразующих, либо оказывающих влияние на развитие. Критерии: занятость населения выше 25% в данном населенном пункте. 250 тыс работающих и выручка не менее миллиарда, таким критериям соответствует большинство предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Развитие поставок для обороны, гигиены взрослых, замещение поставок мелованной бумаги. Надеемся меры Минпромторга.

Замгендиректора ООО «СВЕЗА-Лес» Борис Френкель, , рассказал о проекте. В мире потребление бумаги на душу населения падает, но развивающиеся страны со своего уровня падать не могут. В целом потребление качественной бумаги растет. Чтобы удовлетворить спрос, надо ежегодно строить такой завод как наш. В России стоимость сырья низкая и это определяет наше преимущество. По Вологодской области сырьевая обеспеченность заводов достаточная. Когда ОЭЗ будет, порядка 15 млрд руб. будет оставаться в области. Мы уверены с т.зр. экологии нам удастся построить самый лучший завод на земном шаре. Мировой лидер нам подготовил. На всех этапах датчики контроля. Целлюлозные заводы очень капиталоемкие в т.ч. за счет оборудования для защиты окружающей среды. Во всем мире такие заводы строятся с государственной поддержкой. Росно то же самое мы хотим попросить от нашего государства. В первую очередь создание ОЭЗ и создание внешней инфраструктуры за счет государства железнодорожного узла. Сжигание всех твердых отходов завод фактически является электростанцией и готов выдавать в сеть 80 мегаватт. В области средств нет. Лесоустройство не проводилось. Проект будет эффективен для государства поскольку имеет мощный мультипликационный эффект.

Руководитель проекта ООО «Пеуру Рус» Иван Андреев: НДТ – наилучшие доступные технологии. В производстве целлюлозы: использование корки, установки сжигания дурнопахнущих газов, использование молекулярного фтора. Прессование сухой корки. Наиболее загрязняющая отбелка. Загрязнение снижается при переходе на кислород, озон. Очистка механическая биологическая химическая. Снижение загрязненности стоков 40-50%. Строительство завода располагается на берегу Рыбинского завода. Доля ПДК меньше единицы соответствует нормативам. Обезвоживание и сжигание ила. Предполагается формирование 800 тыс тонн твердых отходов. Они будут сжигаться в твердотовпливном котле. Продажа золы аграрным предприятиям на удобрения или захоронение. Производство прессованных брикетов на дрова на ЦБК не предусмотрено, возможно при разделке леса. Не предусмогтрена и продажа сырья грибному производству. Спирт как побочный продукт образуется при сульфитной варке целлюлозы. ЦБК переходят на сульфатную.

Член ОП Виктор Грачев: В России производство бумаги в 1990 году 7,5 млн тонн, в 2014 мы недалеко отъехали 7,8. Китай соответственно 17 и 130.

Гендиректор ООО ЦНИИ Бумаги Евгений Тюрин: Производство бумаги наращивается, происходит импортозамещение. По прогнозам аналитиков стоит ожидать роста варки целлюлозы. Производство качественной бумаги в 2014 году снизилось на 4,7%, агитационные листки выше на 18,7%. Снижение производства полиграфической продукции на 1,8%. Объемы инвестиций в ЦБП начинают снижаться. Причины понятны. Флагман наш варит 80 тыт тонн целлюлозы в месяц. Но мелкие предприятия не сумели поправить свои дела и не могут остановить снижение рентабельности. ЦБК останавливаются и объявляются банкротами. В России 160 ЦБК выпускающих бумагу и картон. Рост цен на бумагу продолжится. Во всем мире продолжается развитие новых видов продукции. Одним из видов такого сырья является наноцеллюлоза. Использование лекарства косметика композиты более твердая бумага. Несколько заводов построено в Канаде Финляндии Швеции опытно-производственных, пытаются делать оберточную пленку с плотностью полимера. В Белгородской области построено производство, но не из древесины, а однолетнего растительного сырья. В Хотьково московской области нанесение на бумагу нано-частиц, алюминиевой пыли, для этикеток. Разработка облегченной бумаги-основы для снижения расходов сырья. Пергаментная машина на Троицкой бумажной фабрики, продлить срок продуктов. Любой ЦБК использование ферментов производство биоэтанола повышение эффективности варки целлюлозы.

Руководитель лдесной программы WWF Николай Шматков предложил быть реалистами: любой ЦБК приведет к увеличению воздействия на среду. ЦБК должны быть пионерами внедрения прогрессивных методов лосовосстановления. ЦБК не чувствуют себя временщиками. Вложив два млрд долл., не сбежит. Использовать нарушенные леса и сохранить ненарушенные. Не делать из общественности болванчиков и сесть за стол переговоров.

Научный руководитель АНО «Институт консалтинга экологических проектов» Александр Косариков: Существуют международные стандарты экологического менеджмента, которые внедряются в России, но как имитация. Работает сотня предприятий, которые работают прозрачно. Вся сотня потребляет ресурсы. Но только четыре ведет публичную отчетность по устойчивому развитию.

Вице-президент РАО БУМПРОМ Владимир Горшков: Доля лесного сектора 0,8%, Финляндия 5,7, Эстония 3,7. Бумаги выпуск 2014 год 8 млн тонн не вышли даже на уровень 1990 года. Продукции ЦБП импортируем на пять млрд долл., экспортируем на три. Вспомним, как шла приватизация каждого предприятия отдельно, хронический недостаток средств. Осталось только два НИИ. Основной фактор сдерживания ЦБП отсутствие адекватной банковской системой. По ставкам 15-20% кредитование невозможно. Передали леса в аренду и все должен делать лесопользователь. Затраты на гектар леса Европа 32 долл., США 19, Россия 1,22. говорим о лесных дорогах. Рост тарифов естественных монополий выше инфляции. Фактически ликвидирована централизованная система подготовки кадров. Прежде всего надо решить задачи на макроуровне, перестроить банковскую систему. Ввести ответственность за использование бюджетных средств. Предусмотреть средства на развитие науки и проектной работы.

НС Экономического факультета МГУ Сергей Никаноров: Хотелось бы видеть больше таких проектов как в Вологодской области. Экологические позиции предполагают использование лесов в альтернативных целях. На производство тонны бумаги мы тратим в шесть раз больше Финляндии. ЦБК работают на границах России на нашем лесе.

Вице-президент РАО БУМПРОМ Виктор Веселов: 398-е распоряжение правительства отказ от устаревших технологий и переход на НДТ. 219-ФЗ изменения в закон об охране окружающей среды один из самых масштабных актов. По импортозамещению надо смотреть позиции. Мы не выпускаем бумагу: факсимильная термостатическая термохимическая электростатическая конденсаторная трансформаторная кабельная, надо выпускать не только крупнотоннажную, но и мелкую.

Председатель правления Ассоциации специалистов бумажной промышленности Александр Чухлебов. Специалистов могут перекупать только крупные предприятия. 16 тыс потребность специалистов, выпускается по лесному воспроизводству 10 тыс и остается 30%. Средний возраст в отрасли 60 лет. Закончив университет, люди идут в совершенно другие сферы. Сейчас лесной сектор дает порядка 1% ВВП России. Разрабатываем программу увеличения до пяти.

Директор по развитию Центра биоэкономики и эко-инноваций Экономического факультета МГУ Петр Кирюшин радостно рассказал об организации студентов для сбора макулатуры и двухстороннего использования бумаги.

Замгендиректора SFT Group Анатолий Сафронов: Самый крупный переработчик макулатуры в России – тара картон сан-гиг продукции. В России произошло общее снижение и потому снижение производства макулатуру. Цена на макулатуру выросла с 6.4 до 9,5 тыс за тонну. Предложить макулатуру в список жизненно важных и возможно ввести запрет на вывоз. Летом производство макулатуры снижается. Риск остановки предприятий. Просим отменить НДС и возможно перенести администрирование со сборщиков макулатуры на крупные производство, бизнес готов заплатить 2,5 млрд руб. отмена НДФЛ на сбор макулатуры. Запрет закупки макулатуры у физлиц, законно купить невозможно. Чтобы купить кг надо заполнить два кг бумаг и отчитаться. Мы просим четыре штуки. Внести в рекомендации. рассмотреть правки в НК по отмене НДС и НДФЛ на сбор макулатуры.

Старший консультант ООО Пеуру-Рус Татьяна Якунина: Крупнейшие производители товарной целлюлозы Бразилия Канада США. Россия на 6 месте по производству хвойной целлюлозы и на 10 лиственной. Но в России больше производится интегрированной целлюлозы непосредственно для производства бумаги.

Академик Василий Азаров

Профессор Владимир Морозов

Представитель ФАС Сергей Васильевич Юшкин указал на несоответствие рекомендаций закону о развитии конкуренции в части заключения договоров. Проводить аукцион, добросовестный арендатор может не проходить, если отказывается, обязанность заключить с победителем аукциона. Или исключить слова «без проведения аукциона».

Минпромторг указал на прерогативу Минфина.

Вопросы: Л.М.: Производство гидролизата «сучок» тоже остановлено.

Сырье для выращивания грибов

Экология это что: борьба с производством?

Рост цен на газетную бумагу уже 50%. СМИ задавим.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Круглого стола «Основные направления развития целлюлозно-бумажной промышленности России. Экологические и законодательные аспекты»

Проведя с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение перспектив развития целлюлозно-бумажной промышленности в РФ, участники «круглого стола» отмечают следующее.

По данным ФАО ООН, пять стран мира владеют половиной площади мировых лесов: Россия (20%), Бразилия (13%), Канада (7,7%), США (7,5%), Китай (5%). В отношении лесов бореальной и умеренной зон Россия является абсолютным монополистом, обладая почти половиной мировых ресурсов. На одного жителя РФ приходится около 600 м3 древесины на корню, что значительно больше, чем в любой другой стране мира.

В силу географического положения РФ ее лесной комплекс определяет возможности процессов экономического развития и сохранения природных систем как в отношении европейских, так и азиатских стран. В лесах России сосредоточено более 83 млрд. м3 древесины с ежегодным приростом около 994 млн. м3. В стране произрастают высоколиквидные породы древесины, обладающие уникальными потребительскими свойствами – кедр, лиственница, бук граб и др. Потенциальный объем лесопользования составляет около 700 млн. м3 в год.

Вопросы развития лесного комплекса, создания мощностей по глубокой переработке древесины и освоения новых лесных массивов носят общенациональный характер, так как затрагивают стратегические интересы РФ в условиях мировой интеграции и должны решаться при активном участии государства.

Таким образом, леса России обладают огромным природным ресурсным и экологическим потенциалом, который позволяет, при безусловном соблюдении лесоводственно-экологических требований к их использованию, устойчиво и в длительной перспективе обеспечивать потребности общества в лесных ресурсах и услугах лесов.

Лесной сектор экономики России, помимо сырьевой обеспеченности, имеет ряд таких конкурентных преимуществ, как относительно дешевые трудовые ресурсы, газ и электроэнергия, быстро растущий рынок потребления товаров лесопромышленного производства. Но несмотря на то, что Российская Федерация — крупнейшая лесная мировая держава, лесопромышленный комплекс страны не относится к числу ведущих отраслей промышленности.

Неоднородность пространственного расположения и производительности лесов по территории страны, их различающиеся эколого-экономические функции вводят существенные ограничения на использование лесной промышленностью. По экспертным оценкам для эксплуатации доступно 52% площади лесов, однако, преобладающая их часть истощена в результате интенсивного использования в последние десятилетия.

Сложившийся экономический и лесоресурсный потенциал, существующие макроэкономические и внутриотраслевые проблемы определили относительно невысокую долю лесопромышленного комплекса в экономике РФ. В валовом внутреннем продукте ЛПК занимает – 1,3%; в объеме отгруженной продукции по промышленности в целом – 2,5%; по обрабатывающей промышленности – 4,3%; в валютной выручке от экспорта – 2,1%, в численности работающих в обрабатывающей промышленности 6,6%, в объеме мировой торговли лесоматериалами – 2,9%.

Что касается развития наиболее перспективной и рентабельной из подотраслей лесопромышленного комплекса – целлюлозно-бумажного производства, за 25-летний период экономических реформ в России не построено ни одного целлюлозно-бумажного комбината, хотя в последние годы активно шел процесс модернизации и реконструкции основных технологических процессов и оборудования в целлюлозно-бумажной промышленности на действующих предприятиях. Это позволило в определенной степени поддерживать технический уровень существующих мощностей.

В то же время, в целом, технический уровень полуфабрикатных производств в отечественной целлюлозно-бумажной промышленности заметно отстает от зарубежного.

На отечественных предприятиях при наличии новых технологий отбелки, практически не нашли применения такие технологические усовершенствования, широко используемые на зарубежных предприятиях, как: варка целлюлозы с углубленной делигнификацией, «холодная» выдувка целлюлозы из варочных котлов периодической варки, промывка целлюлозы с использованием промывных прессов и столовых машин, сортирование при средней концентрации массы.

Многие виды оборудования для всего комплекса производства полуфабрикатов отечественным машиностроением вообще не выпускаются, в частности, выпарные аппараты с «падающей пленкой», аппараты для отбелки целлюлозы методом вытеснения, кислородно-щелочной отбелки, аэрофонтанной сушки, установки для производства термомеханической и химико-термомеханической массы и т.п.

Отставание в техническом развитии отечественной целлюлозно-бумажной промышленности отрицательно влияет на расширение ассортимента и качество выпускаемой продукции. Ухудшение качества сырья, усиление дефицита необходимых химикатов снижает качество волокнистых полуфабрикатов, особенно беленой целлюлозы, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве ряда массовых видов продукции: писче-печатные виды бумаги, бумага для обоев, этикеточная, бумажно-беловые товары, обои и др.

Отечественная целлюлозно-бумажная промышленность не выпускает многие, освоенные за рубежом высокоэффективные виды продукции, как например, высококачественная бумага для художественной печати, бумага для разделительных мембран, картонно-бумажные воздуховоды, хирургические комплекты разового использования, асептические перевязочные материалы.

Оценивая перспективы поставок на внешний рынок лесобумажной продукции, следует отметить, что их поставки будут сдерживаться из-за низкой конкурентоспособности. В этой связи следует подчеркнуть важность поддержки отечественных производителей лесобумажной продукции, развивая государственно-частное партнёрство, в том числе, совершенствуя механизм реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Государственно-частное партнерство в лесном комплексе должно обеспечивать конкурентоспособные условия функционирования лесного бизнеса и привлечение инвестиций в этот сегмент экономики.

Государство как участник лесных отношений и собственник лесных ресурсов имеет экономический, политический, социальный и экологический интерес в развитии лесного бизнеса и должно создать лесному бизнесу благоприятные условия его функционирования в области законодательно-нормативного обеспечения, а также создать условия, стимулирующие инвестиционную активность бизнеса.

Государственно-частное партнерство в лесном комплексе в настоящее время осуществляется в форме предоставления лесного фонда и государственных преференций в рамках приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в соответствии с постановлением Правительства РФ 419 от 30.06.2007 г. «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»:

получение в долгосрочную аренду сроком до 49 лет лесного фонда без аукционов;

применение коэффициента 0,5 к ставкам арендной платы на период окупаемости проекта;

преференции субъектов РФ;

предоставление субсидий из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса па возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на цели реализации инвестиционных проектов создания новых высокотехнологичных обрабатывающих производств.

Стратегические задачи лесного комплекса страны, обозначенные Правительством РФ – это развитие мощностей по глубокой переработке древесины на территории РФ, сокращение объемов экспорта необработанной древесины, снижение доли внутреннего рынка импортируемой лесобумажной продукции.

Сегодня в 35 субъектах РФ осуществляется реализация 121 приоритетного инвестиционного проекта с общим объемом привлеченных инвестиций порядка 380 млрд руб. и объемом потребляемой древесины более 80 млн куб. метров. Однако из них в эксплуатацию введено только 27 проектов с объёмом инвестиций чуть более 80 млрд. рублей.

Для того, чтобы проект был признан приоритетным, администрациями регионов разработаны и установлены критерии приоритетности. Основные из них: инновационность, комплексность переработки древесины, экологичность. Основным препятствием к реализации инвестиционных проектов в лесном комплексе России является высокая стоимость новых предприятий по глубокой переработке древесины (на 35 – 40% выше, чем в Южной Америке, и на 20 -25% выше, чем в Европе). Целесообразно в кратчайший срок проанализировать имеющиеся российские нормы и правила по созданию предприятий лесопереработки и при необходимости оказать в рамках государственно-частного партнерства помощь инвесторам по строительству внешней инфраструктуры, включая лесную инфраструктуру, объектов обеспечения энергоресурсами, объектов жилищно-коммунальной сферы, внеся соответствующие изменения в законодательство.

В сфере целлюлозно-бумажного производства к наиболее крупным проектам относятся: модернизация Котласского ЦБК в Архангельской области, проект «Стен» в Республике Коми, расширение целлюлозно-бумажного производства в Иркутской области, проекты Архангельского и Соликамского ЦБК. Объем инвестиций в целлюлозно-бумажные проекты составляет более половины от всего объема инвестиций в приоритетные проекты.

Среди перспективных территорий, на которых возможно создание новых целлюлозно-бумажных производств «с нуля», следует отметить Вологодскую область и Хабаровский край. Преимуществом создания указанных производств в настоящее время является возможность обеспечения высокой степени экологичности проектов строительства указанных производств, отвечающих современным мировым требованиям эффективности, предъявляемым к предприятиям-аналогам, с учетом требований Федерального закон от 21.07.2014 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ». При этом очевиден экономический и социальный эффект для России при создании лесных кластеров, включающих в себя крупные инвестиционные проекты, осуществляющие комплексную переработку древесины.

В то же время необходимо отметить, что в настоящее время не предусматривается особого подхода для крупных инвестиционных проектов в целлюлозно-бумажном производстве или лесопромышленных комплексов, включающих в свой состав производства по переработке всей заготавливаемой древесины.

Для дополнительного стимулирования инвестиций в крупные проекты, имеющие более весомые риски по срокам возврата средств, обеспеченности сырьем целесообразно определить дополнительные меры государственной поддержки, в составе которых предусмотреть:

финансирование разработки проектов строительства;

софинансирование объектов по созданию инфраструктуры:

транспортной (лесные дороги, дороги общего пользования, подъездные железнодорожные и автомобильные пути, мостовые переходы);

энергетической (газопроводы, линии электропередач, ТЭЦ);

социальной (жилье, очистные сооружения, объекты социально-культурного назначения);

субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым в рамках реализации таких проектов;

возможность предоставления государственных гарантий на 50% привлекаемых на реализацию проектов кредитных ресурсов.

Лесной комплекс относится к отраслям, функционирующим в условиях малообжитых, труднодоступных, в ряде случаев депрессивных регионов страны. В этой связи проблемными остаются вопросы развития производственной и социальной инфраструктуры при строительстве новых предприятий в районах неосвоенных лесных массивов.

Для ввода в действие лесопромышленных предприятий помимо строительства производственных объектов необходимо создание:

внешней транспортной инфраструктуры – подъездные пути, дороги общего пользования, в том числе используемые населением; .

тепло-электро-энергетики для производственных, социальных и жилых объектов;

социальной инфраструктуры (детские сады, школы, больницы, спортивные объекты);

жилья для работников предприятий.

Затраты на создание производственной и социальной инфраструктуры повышают затраты на создание лесоперерабатывающих предприятий на 20-30%, в зависимости от масштабов и структуры строящегося объекта.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным осуществлять создание производственной и социальной инфраструктуры инвестиционных проектов за счет государственных средств.

Затраты на финансирование указанных мероприятий возможно осуществлять в рамках Государственных программ РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

(подпрограмма «Лесная промышленность») и «Развитие лесного хозяйства».

Переход к интенсивной модели развития лесного сектора, предусматриваемый Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года, также включает в себя:

- разработку новых лесохозяйственных и природоохранных нормативов с учетом специфики лесных районов и при условии сохранения экологически ценных лесов;

- переход к определению расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов и их деления по целевому назначению, а также уровня развития транспортной инфраструктуры, товарной и породно-возрастной структуры насаждений;

- увеличение объема древесины, заготавливаемой выборочными рубками в лесных насаждениях, где это обосновано лесоводственной необходимостью, с учетом совершенствования технологий и правил их проведения, а также усиления контроля за их соблюдением;

разработку и внедрение новых стимулирующих механизмов использования лесов, в том числе применение целевых хозяйств, обеспечивающих эффективное ведение лесного хозяйства и конкурентоспособность лесного сектора экономики, прежде всего для поддержки проектов по глубокой переработке древесины.

В контексте интенсификации лесозаготовок и разработки новых лесохозяйственных нормативов в последнее время на самом высоком уровне обсуждаются вопросы снижения возрастов рубок лесных насаждений.

По данным исследований, проведенных природоохранными организациями, при снижении возрастов рубки, объем равномерного пользования древесиной в эксплуатационных лесах возрастает в 1,5 раза, но при этом возрастная структура насаждений значительно изменится: к концу 100-летнего периода прогноза леса будут представлены молодняками и средневозрастными насаждениями.

Влияние подобного значительного преобразования лесов на сохранение их биологического разнообразия, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций в настоящее время почти не исследовано. Таким образом, однозначные выводы о целесообразности и необходимости интенсификации лесопользования за счет снижения возрастов рубок для предприятий по глубокой переработке древесины делать пока преждевременно.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:

1. Правительству РФ:

- рассмотреть вопрос об интеграции программных документов в лесном секторе;

разработать систему современных технологических регламентов и стандартов в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности;

- пересмотреть классификацию лесов с учетом их экономической доступности и доработать методику определения расчетной лесосеки;

- пересмотреть ставки платы за единицу лесного ресурса, ускорить переход на рентный принцип установления ставок;

разработать механизмы участия государства в создании производственной, транспортной, энергетической и социально-бытовой инфраструктуры освоения новых лесных массивов и строительстве лесоперерабатывающих объектов;

- создать инвестиционные стимулы для освоения лесов, в частности, рассмотреть вопрос об установлении льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций в виде понижения ставок по указанным налогам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в лесном комплексе, а также вопрос о субсидировании процентной ставки по кредитам, привлекаемым в рамках реализации таких проектов;

содействовать организации целевых хозяйств, обеспечивающих интенсивное неистощительное лесоразведение с целью стабильного снабжения сырьём крупных лесопромышленных предприятий;

- принять меры по обеспечению необходимого уровня подготовки высококвалифицированных управленческих, инженерных и технических кадров для отраслей лесного сектора экономики России;

- применять дифференцированный подход при регулировании тарифов государственных монополий во взаимоотношениях с лесопромышленными организациями в целях сокращения издержек при транспортировке лесобумажной продукции, продукции переработки лиственной и низкосортной древесины.

2. Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ:

- ускорить разработку и принятие законопроектов, предусматривающих внесение изменений в лесное и смежное законодательство РФ в части:

а) дальнейшего совершенствование арендных отношений, в том числе обеспечения права добросовестных арендаторов лесных участков на заключение соответствующих договоров аренды на новый срок без проведения аукционов;

б) введения конкурсных процедур при получении в аренду лесных участков предприятиями, осуществляющими глубокую переработку древесины;

б) совершенствования институтов лесоустройства, инвентаризации и оценки лесов, учет специфики определения границ лесных участков, осуществления их кадастрового учета, государственной регистрации прав на лесные участки;

в) выстраивания гармоничной системы государственно-частного партнерства при создании лесной инфраструктуры;

г) усиления мер пожарной безопасности, обнаружения и тушения пожаров в лесах;

д) улучшения качества лесовыращивания и лесовосстановления.

Депутат Государственной Думы, Член президиума ВЭС О.А.Лебедев

 

Пресс-релизы

 

Сергей Миронов о попытках сенаторов США лишить Россию права принять ЧМ-2018

Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) не пошла на поводу у ретивых американских сенаторов, выступивших с инициативой лишить Россию права проведения ЧМ-2018 по футболу.

Налицо явный «прогресс» (в кавычках, естественно): санкции в различных сферах, запрещение въезда в США людям, думающим «не по-американски», угрозы в области поставок оружия на Украину. Теперь вот футбол. Сразу вспоминается инфографика из одного старого журнала, демонстрирующая масштаб «сферы интересов США»: карта мира, практически целиком окрашенная в цвета американского флага.

Что, времена возвращаются? Едва ли. Контакты России с целым рядом зарубежных стран, готовых к сотрудничеству в различных областях, укрепление российского суверенитета – все это говорит о том, что «карта мира по-американски» существует разве что в мечтах или, точнее сказать, в фантазиях разбушевавшихся заокеанских политиков. А на деле – реальная проблема для политического бомонда США: возросшие аппетиты, которые явно не удастся удовлетворить!

 

3 апреля, в Москве, в Парке Победы на Поклонной горе будет дан старт высокоширотной полярной экспедиции «Арктика-2015». В 10:00 от Вечного огня на Поклонной горе будут зажжены три лампады для доставки на остров Шпицберген. В церемонии зажжения огня будут принимать участие Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов, Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, Председатель Правления Международного экологического движения «Живая Планета» Николай Дроздов, первый заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, Герой России Вячеслав Бочаров и другие официальные лица.

Также в рамках акции состоится торжественная установка памятной таблички на месте предстоящей закладки Березовой рощи Героев России, приуроченной к празднованию Великой Победы, где 21 мая в День полярника на территории 5000 м2 будет посажено 70 деревьев в честь Героев России и Героев-полярников.

4 апреля полярная экспедиция стартует из Москвы на остров Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Одна зажженная на Поклонной горе лампада будет передана в самый северный русский поселок Баренцбург, другая – губернатору Шпицбергена г-ну Одду Ульсену Ингерё в честь годовщины освобождения осенью 1944 года Северных районов Норвегии и в дань уважения и преклонения перед подвигами российских и норвежских солдат – освободителей. Наконец, третья лампада «поедет» на дрейфующую станцию «СП-41» на Северном полюсе. Акция стартует в честь 70-летия Великой Победы и призвана напомнить о героических сражениях за Арктику и их огромной роли в ходе Второй мировой войны.

Завоевание русского Севера было одной из важнейших стратегических задач немецкого командования во время Второй мировой войны. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия «Норвегия» в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года. Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года, а полностью очищена от немецких захватчиков территория советского Заполярья была лишь осенью 1944 года. Немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Помимо торжественного зажжения огня на о. Шпицберген арктическая экспедиция посетит русский поселок Баренцбург, норвежский Лонгйир и заброшенное русское поселение Пирамида, где силами русских, норвежских и сербских экологов планируется открыть Международную экологическую станцию. В рамках этого проекта обсуждается также восстановление самой северной железной дороги в мире.

 

Игорь Баринов возглавил Федеральное агентство по делам национальностей

02.04.2015 15:22:17

Распоряжение о назначении Игоря Баринова руководителем вновь созданного Федерального агентства по делам национальностей подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«Во вторник Президент подписал указ о создании федерального агентства по делам национальностей. Сегодня я подписал распоряжение о назначении руководителем агентства Игоря Вячеславовича Баринова», – сообщил Медведев на заседании правительства 2 апреля. Он пожелал успехов Баринову в его работе на посту главы ведомства. «Надеюсь, что все члены правительства окажут необходимую помощь и в создании новой структуры, и, естественно, в укомплектовании ее кадрами, и в решении основных задач», – сказал председатель правительства.

«Игорь Вячеславович имеет необходимый опыт, образование, чтобы справиться с поставленными задачами: с отличием закончил знаменитое Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, академию ФСБ. Работал в органах безопасности, неоднократно выезжал в командировки в районы чрезвычайного положения. Пользуется заслуженным авторитетом в силовых структурах. Достойный представитель кадрового резерва президента России. Знаком с регионами Северного Кавказа, умеет вести диалог и находить компромиссы», – отметил вице-спикер Госдумы, секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Неверов.

«Избирался по одномандатному округу в Госдуму от Свердловской области, что говорит о том, что Баринов – яркий политик. Он занимал позицию руководителя Межрегионального координационного совета «Единой России» по Уральскому округу», – добавил он.

Глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая уверена, что Игорь Баринов «оправдает оказанное доверие» на посту главы Федерального агентства по делам национальностей.

Офицер честный и волевой, сказала депутат, он знает «ценность мира и согласия, уважения и достоинства». «Уверена, Игорь Баринов оправдает оказанное доверие», – подчеркнула Яровая.

Парламентарий также отметила, что для многонациональной России с ее «великими традициями решение о создании агентства по делам национальностей является очень важным».

По мнению первого заместителя руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», члена комитета по обороне Франца Клинцевича, Баринов способен принимать самостоятельные, взвешенные решения и отвечать за них. «Уверен, что с назначением его руководителем Федерального агентства по делам национальностей попали в десятку. Межнациональные отношения – материя очень тонкая, и здесь нужен человек, который не будет рубить сплеча», – сказал парламентарий. По его словам, Баринов «способен принимать самостоятельные решения и отвечать за них».

Член комитета ГД по обороне, генерал-полковник Виктор Заварзин отметил ТАСС, что знает Баринова как опытного, решительного и смелого офицера, парламентария, общественного деятеля, профессионала своего дела. «Уверен, что его энергия, высокий профессионализм, душевные человеческие, организаторские способности, настойчивость и высокое чувство долга, будут способствовать эффективному решению поставленных задач перед агентством и интенсивному его развитию», – добавил он.