15.05.15 Лев МОСКОВКИН

Диктант

Безграмотности не стало больше, она стала заметнее

Занятием «Русский по пятницам» в РГГУ 15 мая Москва завершила свой вклад в проект Тотального диктанта 2015 года.

В этом году в Москве в акции приняли участие 9,3 тыс. человек. Это в три раза больше, чем в прошлом. На итоговое занятие собралось всего около полусотни человек из числа самых упорных включая корреспондента МП. Наступила психологическая разрядка и можно было содержательно поговорить.

Мне повезло, я писал под диктовку Сергея Нарышкина. Когда писал, ловил себя на неосознанных попытках нажать кнопку сохранения текста. Отсутствие автоматической проверки орфографии напрягало меньше. Ухитрился написать слитно наречие «набок» и неправильно выделил вставную конструкцию. Получил свой демократически-заслуженный трояк: орфографических ошибок две, пунктуационных четыре. Это на полторы страницы 282 слова почти две тысячи знаков.

Аристократ Нарышкин постарался, чтоб его поняли. Пишущим на других площадках повезло меньше. Погнавшись за статусом диктующих, организаторы привели кое-кого «из телевизора» с заметной ненавистью к аудитории. На обиженных воду возят, на подведение итогов такие не пришли.

Главный редактор портала грамота.ру Владимир Пахомов рассказал о критериях оценок и «по косточкам» разобрал текст, написанный писателем Евгением Водолазкиным специально для диктанта. Текст очень «вкусный».

При анализе написанного сделали выборку наиболее смешных отклонений: «укованные решеткой», «хрущатка», «пропылает полоска с коровьим навозом», «чтобы спасать обнаженных», «чтобы я не боялася», «от из быдка чувств», «замерзшей тропы под кока-кольный звон», «бандмейстером», «служится при душении», «отбросив голову на бок».

«Это мы собрали не для того, чтобы над кем-то посмеяться», – сказал Пахомов в комментарии МП. Кто-то мог не услышать, «диктатор» мог произнести нечетко слово. Где-то может быть и незнание.

Пахомов опроверг расхожее мнение о безграмотности. Он согласен с автором книги «Русский язык на грани нервного срыва» Максимом Кронгаузом. Безграмотности не стало больше, она стала заметнее. Никогда не имела такая масса людей доступ к публичной письменной речи. Раньше публичная речь проходила через редактора и корректора. Основная масса населения не должна быть безукоризненно грамотной. «Врожденная грамотность» без знания правил приобретается запоминанием слов, когда человек много читает.

Координатор образовательной акции Мария Ровинская тоже согласна с Кронгаузом. У лингвистов нет панических настроений по поводу неграмотности народа. Мы просто это увидели, у нас появилось много письменных текстов от людей, которые раньше не писали. Появилось много спонтанной письменной речи, и мы увидели, как на самом деле люди пишут. Кто писал грамотно, так и продолжает. Кто писал неграмотно, показывает, как умеет. Он увидел, что это осуждается. Есть такой эффект: если человек неграмотно аргументирует свою позицию, ошибки нивелируют его авторитет и доверия к его компетенции нету.

Письменной речи все больше и люди стараются эту компетенцию улучшать. Над грамотностью надо специально работать, чтобы быть убедительным. В нашей культуре знание орфографии, пунктуации, правил русского языка, правил письменной речи очень важно.

Россия – страна литературоцентричная и здесь принято быть грамотным. Бывают нарушения функций мозга – афазия. Речь становится бессвязная. Или связная, но бессмысленная.

Анализируя мои подвиги на ниве тотального диктанта, доцент ГУУ Наталья Вакурова безапелляционно заявила о либеральной оценке – могли бы и двойку влепить. Однако средний студент сделал бы в этом диктанте с десяток ошибок, а то и больше.

По словам Вакуровой, текст диктанта очень удачный как с точки зрения содержания (для такой уже несколько устаревшей формы, как диктант, лучше использовать ретро-тематику, как в данном случае), так и с точки зрения включения в него примеров на самые разные правила орфографии и пунктуации. Как всегда, особую трудность представляет правописание наречий (врассыпную, набок) или н – нн в прилагательных и причастиях (кованая решетка). Представлены вводные слова и деепричастные обороты. Есть достаточно сложные синтаксические конструкции, где необходимо поставить двоеточие, тире или точку с запятой. Также есть хороший пример на однородные члены предложения. Степень сложности диктанта, на мой взгляд, не самая высокая, но вполне адекватная уровню образованного человека.

 

Сообщения

 

15.05.15 Лев МОСКОВКИН

Мария Ровинская открыла закон языка: чтобы тебе верили, пиши грамотно без ошибок – завершение totaldict-2015 в РГГУ

В пятницу 15 мая в 250-й аудитории РГГУ на ул. Чаянова главред портала грамота.ру Владимир Пахомов провел последнее в этом году занятие «Русский по пятницам», завершающее цикл тотального диктанта-2015. Собралось всего около полусотни человек из числа самых упорных. Тяжелый марафон тотального диктанта завершился. Наступила психологическая разрядка, исчез страх диктофона и наконец-то можно было содержательно поговорить.

В этом году в Москве в акции приняли участие 9,3 тыс. человек. Это в три раза больше, чем в прошлом!

Критерии оценок. Пятерка ноль орфографических ошибок, допустима одна пунктуационная. До 8 ошибок тройка. Кавычки в диктанте ошибкой не считаются. Окончание предложения диктатор обозначает.

Пахомов подробно рассказал о всех трудностях и ошибках в текстах.

 

Любое выделение кавычками в диктанте не считается ошибкой.

Отделяется запятой: «До поры невидимое» – невидимое относится к пламени.

«Невидимое» наречие, отдельно если «никому не видимое». Наиболее частая ошибка. Иногда единственная и приходилось ставить четверку, потому что одна орфографическая – ошибка четверка. Если часто ошибаются, стоит подумать об изменении правила.

Все прилагательные означающие оттенки цветов через дефис «Огненно-желтые».

«Кованой». «Считанный» раньше было исключение довольно неоправданным. Сейчас считаные мгновения, считанные банкиром деньги.

После «обозу» двоеточие, но возможен вариант тире (тогда нужна закрывающая запятая) и даже запятой.

«Из котла – пар, из трубы – дым»: авторский вариант вставной конструкции в скобках. Здесь вставная конструкция параллелизм с тире, поэтому выделение только скобками. Если внутри тире нет, можно отделить сначала тире, потом запятой. Можно рассматривать как пояснение, тогда после «насосом» двоеточие и в конце запятая или лучше точка. Возможно отделение вставной конструкции запятыми. Невозможно только точка с запятой.

«Обожженный» производные от глагола жечь с двумя «ж».

«Замершей» – многие диктаторы читали неправильно и мы не считали ошибкой «замерзшей».

«Оттого» союз пишется слитно, но раздельное написание не считалось ошибкой.

После «страха» тире – «от избытка чувств», запятая и двоеточие недопустимы, потому что нет союза «а».

«Великой славой», не принимали «славы» потому что «восхищение славой».

После «оттого» запятая, но решили принимать «от того, что» с обязательной запятой.

«Я очень хотел стать брандмейстером» и здесь часто возникала запятая, что неправильно.

«И всякий раз, видя пожарных, – но допустимо др. вариант: И, всякий раз видя пожарных,

Идеальный вариант с тире: «Просьбу – принять меня в их ряды». Авторский вариант без тире.

«Не была услышана» – в краткий причастиях одна н.

«На пожар: держался», но допустимо тире после запятой.

«, и не знал, как» – перед каждым союзом включая первый ставится запятая. Правило прописано уже в 1956. Если ситуация критическая и влияло на оценку, засчитывали за одну ошибку несколько запятых. Но это отдельные ошибки. За одну ошибку считаются только пропущенные парные запятые.

«Набок» – наречие пишется слитно.

 

Из диктантов – мы не придумали ничего:

Якоринского зада

Укованные решеткой

Хрущатка

Пропылает полоска с коровьим навозом

Чтобы спасать обнаженных

Чтобы я не боялася

От из быдка чувств

Замерзшей тропы под кока-кольный звон.

Бандмейстером

Обрачал

Приять меня в их ряды

Служится при душении

Отбросив голову на бок

Империале

Представляюсь

 

Координатор образовательной акции Мария Ровинская: Главные по тотальному диктанту – Егор Заикин и Ольга Рябковец – прилетели из Новосибирска.

Егор рассказал, что закончил гуманитарный факультет НГУ. Тотальный диктант там и зародился, в Академгородке в НГУ. Хобости делают там же. Каждый год делают хобости к тотальному диктанту.

 

В интервью МП Мария Ровинская рассказала, что Россия – страна литературоцентричная, и здесь принято быть грамотным. Для многих людей ошибки в тексте – признак того, что нельзя доверять. Например, человек не ест в столовой, где меню с ошибками – можно ли в этой столовой доверять поварам?

- «Русский по пятницам» – это что-то регулярное?

- «Русский по пятницам» – это занятия специальной подготовки к тотальному диктанту. Они проходят везде, по всему миру. Кто может и хочет их организовывать, все города. Восемь занятий перед диктантом, они начинаются в феврале. В Москве по пятницам вечером мы собираемся и занимаемся русским языком.

- Теперь это до следующего года?

- В следующем году будет то же самое перед тотальным диктантом. Но, поскольку очень большой запрос на занятия русским языком, мы, видимо, сможем организовать такие же занятия с сентября: просто русский язык для взрослых. Мы еще пока не знаем где, кто нас примет. Скорее всего, это будет какой-то университет. Мы будем пробовать здесь, если будет возможность, будет аудитория вечером, если университету это будет интересно, то, конечно, с радостью здесь организуем.

- А с чем связан рост интереса к языку? Именно к русскому или вообще к языку в мире?

- Про другие языки мне сложно судить. Русский язык, вообще, отношение к родному языку, мне кажется, у нас всегда было очень специальным. Это очень важный фактор и показатель культуры, внутренней и социальной культуры. Так принято. У нас не принято писать неграмотно. Это всегда осуждается. Это воспитывалось многие-многие годы. У нас такая литературоцентричная, если хотите, лингвоцентричная культура. Мы любим свой язык и про него много говорим и думаем.

- Очень хорошо. Тогда такой вопрос. Вот эти ошибки, которые мы любим цитировать и которые всех веселят, это следствие генетических нарушений? – «от из быдка чувств», «Замерзшей тропы под кока-кольный звон», «бандмейстером», «служится при душении».

- Нет, не думаю. Такие совсем какие-то невозможные ошибки часто встречаются, например, в работах людей, для которых русский язык не является родным. Они совершают подвиг, приходя писать диктант.

- Если говорить про тех, для кого родной?

- Как правило те, для кого язык родной, они таких ошибок не делают. Мы это все собрали в один текст.

- У меня был друг в школе, он патологически не мог писать диктант на экзамене, давление подскакивало и получалось «-ца» вместо «-ся».

- Бывают, конечно, нарушения каких-то функций мозга, это тоже изучают. Разного вида афазия, там нарушаются именно речевые центры, и человек что-то не может. Афазия – такое заболевание, они разного типа бывают. Речь становится бессвязная, а бывает, что она связная, но бессмысленная.

- Кардинальный вопрос. Часто говорят «народ стал неграмотный». Максим Кронгауз говорит, что, наоборот, «стало модно быть грамотным». А вы как считаете?

- Я согласно полностью с Максимом Анисимовичем. У нас нету панических настроений, что народ стал неграмотный. Мы просто это увидели, у нас появилось много письменных текстов от людей, которые раньше не писали. У нас все тексты в до-Интернет-эпоху проходили редакторскую и корректорскую правку. Сейчас очень много спонтанной письменной речи, и мы увидели, как на самом деле люди пишут – не то чтобы они резко в один день все стали неграмотными. Нет, кто писал грамотно, тот и продолжает писать грамотно. Кто писал неграмотно, то показывает, как он умеет. Но, он это увидел и он видит, что это осуждается. Более того, не только осуждается. Есть такие исследования, но это такая на поверхности лежащая вещь, такой эффект: если человек неграмотно аргументирует свою точку зрения, или высказывает какое-то суждение, но делает орфографические и пунктуационные ошибки, эти ошибки нивелируют его авторитет в той области, про которую он говорит. То есть доверия к таким текстам нету. Люди это понимают. Поскольку письменной речи все больше, они стараются эту компетенцию улучшать. Над грамотностью надо специально работать, чтобы быть убедительным.

- Можно сказать что действует правило 13-го удара: если часы бьют 13-й раз, возникает сомнение в предыдущих 12-ти?

- Конечно. Для нас, в нашей культуре уж точно знание орфографии, пунктуации, правил русского языка, правил письменной речи для нас очень важно. Некоторый критерий. Если человек этого не знает, мы не доверяем тому, что он делает дальше. У меня есть коллега, который никогда не ест в заведениях общепита, где в меню есть ошибки. Она говорит: я не могу доверять поварам, не могу быть уверенной, как они относятся к своей работе, если они так относятся к меню – это же тоже часть работы. Ресторана, например. Если они пренебрегают этим, где гарантии, что они свежее мясо подают?

- В журналистике, к сожалению, наоборот. Оля и Егор закончили гуманитарный факультет НГУ. Я учился в НГУ генетике. Жена Наталья Вакурова – филолог, преподает стилистику русского языка и теорию и практику массовой коммуникации, очень высоко оценила текст Водолазкина. Когда мы сравниваем, оказывается эволюция языка человеческого и генетического шла параллельно, и стирается грань аналогии и гомологии. Линейка терминов во многом параллельна. В мое время не было компьютеров и технических возможностей; идея была популярна, но проверить было нельзя. Сейчас она почему-то затухла. Есть общие принципы эволюции языка?

- Я небольшой в этом специалист. Есть такие общеизвестные вещи.

- Налимов был Владимир Владимирович, помните?

- Да, но я не очень в это вникала. Известно, что ни один язык не появился, не появился вдруг, скорее их становится меньше и они все упрощаются. Язык не становится сложней. Все языки становятся проще. Ничего не происходит другого.

- Экономия языковых средств – идея Дитмара Розенталя, которую развил Владимир Вакуров. Мы с Вакуровой обнаружили обратную тенденцию.

- Какую? Вы меня заинтриговали.

- В бюджетном процессе усложнение языка – один из инструментов сделать текст таким, чтобы он не был сразу доступен пониманию: большой объем, сложные выражения, избыточное число отсылок, новые формы. Светлана Светана опубликовала наше выступление на конференции Журфака МГУ.

- Да, это искусственные схемы. Мне кажется, это интересная лингвистическая проблема. Не приходило мне в голову. Так и есть.

- Спасибо!

 

Владимир Пахомов настоятельно рекомендует обязательно прочитать тексты Водолазкина: Текст специально написан для диктанта и он очень «вкусный». Пахомов опроверг расхожее мнение о безграмотности.

- Владимир, часто и много говорят , что народ не читает книг и стал безграмотный. Что вы скажете по этому вопросу?

- Безграмотности не стало больше, она стала заметнее. Просто все получили доступ к публичной письменной речи.

- То, что Кронггауз давно говорит: много людей стали писать письма и стало модно быть грамотным?

- Да, да. Полностью согласен. Раньше, чтобы получить доступ, чтобы свою речь сделать публичной, что надо было сделать – публиковать, письмо в газету. Все это проходило через редактора, корректора. Никогда не имела такая масса людей доступ к публичной письменной речи. Основная масса населения не должна быть безукоризненно грамотной. Это такое вот профессиональное знание. Идеальная грамотность, для этого надо совершенствоваться. Так что безграмотности не стало больше, просто она стала заметнее.

- Бывает так что человек абсолютно грамотный, не зная правил?

- То, что называется «врожденная грамотность» – это когда человек много читает. Много читает и запоминает слово. Я много раз вижу в книге слово «оловянный», например, я уже запоминаю, как оно пишется. Мне не надо держать в голове, что стеклянный, деревянный, оловянный – это исключение из правила написания суффикса, и так далее. Нет этой цепочки, я просто знаю. Я сотни раз видел слово «оловянный» в книге хотя бы даже про стойкого оловянного солдатика, я просто знаю, как оно пишется. Вот это и есть врожденная грамотность.

- Вот эти ошибки, которые мы так любим цитировать и которые всех так веселят, что за этим стоит? Это какое-то генетическое нарушение или что это?

- Это мы собрали не для того, чтобы над кем-то посмеяться, вот именно над людьми. Кто-то мог не услышать, кто-то мог сидеть далеко. Диктатор мог произнести нечетко слово. Где-то может быть и незнание. Например, «брусчатку» кто-то мог не расслышать. А какое-нибудь слово, условно говоря, «проплывает» и «пропылает», здесь кто-то, вероятно, не расслышал. А слово «бурлящий» может быть кто-то даже и не помнит. «По гулящему Невскому».

- Могут быть за этим какие-то генетические нарушения?

-Нет, это скорее просто кто-то что-то не услышал, не разобрал. Стрессовая ситуация все-таки для многих людей. Диктант – это тоже вызов себе. Стрессовая ситуация, и там возможны разные нарушения.

- Есть нарекания известно от кого, что сейчас такое бурное время, много актуальных событий, а взяли какой-то текст из позапрошлого века какого-то Водолазкина? Зачем?

- Ну все же Водолазкин не «какой-то», писатель, который удостоен литературной премии.

- Я-то знаю, мы писали рецензии на «Инструмент языка» и «Лавр» до премии еще.

- Да. Ну в общем-то. Мне как раз очень нравится. Я читал критические отзывы, но мне кажется, что в данном случае были излишне строги к этому тексту. Текст, на мой взгляд, очень красивый. Да, у нас было 70-летие Победы, да, но...

- Для проверки грамотности как лучше выбирать тему диктанта – чтобы текст был нейтрален относительно актуальных событий современности и лучше бы содержал сложные грамматические и лексические конструкции, которые надо знать, или привлекал бы остротой темы?

- Это всегда очень сложно, потому что автор пишет текст, он, конечно, по просьбе организаторов насыщает его сложными орфографическими и пунктуационными случаями. Но все-таки это авторский текст, он художественный текст. В каких-то случаях автор идет навстречу, в каких-то случаях он может свои отстаивать какие-то необходимости. Это всегда очень такой сложный баланс. Насколько я знаю, автор идет навстречу организаторам и проблем не возникает. Текст был написан специально для диктанта. Автору тему не формулировали. Писателю же не формулируют тему. Писатель пишет о том, что он хочет выразить, чем хочет поделиться. Вот автор написал такой текст. Соответственно с таким замыслом. Очень красивый, на мой взгляд, текст.

- Спасибо.

 

Тотальный диктант: нам диктуют, а мы не слушаемся: русский – меч для битвы, слово для молитвы http://leo-mosk.livejournal.com/2577094.html

Тотальный диктант точку в конце текста не получил. Нет хуже быть обманутым по собственному желанию.

Судите сами. Согласно объявлению на сайте http://totaldict.ru/cities/msk/

«Задать вопросы и забрать работы можно будет 6 мая в 19.00 в РГГУ».

Обещания и ожидания обмануты. Ничего содержательного в этот сакральный вечер не сообщили. Ради этого можно было не сидеть в Москве, а уехать в деревню. За разбором ошибок и для апелляций надо придти еще раз 15.05.15 в 19 часов. Организаторы честно предупредили, что оценку не повысят.

Свой результат на Тотальном диктанте-2015 узнал на сайте:. Орфографических ошибок – 2. Пунктуационных ошибок – 4. Ура, у вас тройка! Вы справились с Тотальным диктантом. Это действительно очень хороший результат. Советуем вам сходить на знакомство с работами и узнать, где вы допустили ошибки и какие правила стоит повторить. Успехов на следующем Тотальном диктанте!

Мою работу проверяли судя по надписям «Пименова» синим и «Мусина» красным. Виноват сам, не распознал наречие «набок» и сделал его раздельным при полном отсутствии «бока», который «на».

Орфографическая ошибка типа лома без приема – «мужеством и великой славЫ». Правильно «славой».

Пунктуационная ошибка – «так называли передового всадника пожарного обоза» – вставочную конструкцию надо выделять одинаково. Я поставил тире, потом запятую. В оригинале скобки. Половина моих ошибок повисла на совести организаторов.

Хочешь быть прав, не заморачивайся о правоте, а заделайся контролером.

Зачли неаргументированные ошибки не только мне. Для придания значимости мероприятию организаторы диктанта погнались за знатными и известными людьми. Я писал диктант в РАНХиГС, где Сергей Нарышкин, человек аристократичный, очень старался диктовать правильно.

Пишущим на других площадках повезло меньше. Например, Лошак «из телевизора» в Европейской гимназии диктовал косноязычно. Отсутствующие ошибки зачли профессиональному корректору. Зачем она пошла на этот экзамен, непонятно ей самой. Испортили человеку праздник души.

Работа журналистом не делает человека лучше, вырабатывая ненависть к корректорам и организаторам. Чем больше знаешь, тем меньше можешь. Проявляются неприятные закономерности. Мероприятия по русскому языку неизменно кто-то целенаправленно портит. Обязательно надо кого-то унизить. Выстраивается ответ на агрессивное нытье творческой интеллигенции в адрес Думы: начните с себя, вы тоже власть, и в большинстве намного ближе и вреднее того, что сидит в Кремле. Самый заносчивый депутат – источник разума по сравнению с лучшим из преподавателей. Из-за проблем общения и организационной импотенции преподаватели навсегда впадают в состояние неприязни ко всему, что движется или послышалось. Наблюдения за преподавателями во время утомительного ожидания опровергают тезис Дарвина. Эволюция творческой интеллигенции – переживание наименее приспособленных и особенно некрасивых.

Теоретически проверяющим добровольного диктанта следовало учитывать не только правила языка, но и то, как прозвучал текст на данной площадке. Мне опять повезло, главный редактор портала gramota.ru Владимир Пахомов согласился объяснить мои ошибки без отсрочек на неделю. Сам был удивлен, но предупредил, что на оценку не повлияет. Произнес мантры про замечательное мероприятие и свое восхищение.

Пахомов впервые подключился к проекту тотального диктанта в этом году и сравнить с прошлыми результатами и не может.

Зачем надо было лишние полчаса мариновать в вестибюле добровольных участников «замечательного мероприятия»? Кто посмелее, без проволочек прошел в аудиторию и получил свою работу. Ждать нечего, никакой содержательной информации. Организаторы нервничали и объясняли задержки своей загруженностью. По словам Марии Ровинской, их мало. Разбирать «многострадальные» работы по площадкам и фамилиям пришлось непосредственно перед раздачей.

Учитывая, что это уже вторая раздача, осталось непонятным, как вообще они работают.

Уважаемый Владимир Пахомов не смог сказать, стали ли люди грамотнее. У меня есть ответ. Русский язык набирает популярность в стране и мире вслед за возвратом российской центростремительности. Исторический перелом отметил Максим Кронгауз: стало модно быть грамотным. Тотальный диктант стал типичной для власти попыткой догнать и оседлать естественный процесс викарирования приоритетов в массовом сознании. Грамотная работа власти строится на PR и известной аксиоме: когда получилось, то благодаря принятым мерам, если нет – то вопреки нашим усилиям.

Согласно исследованиям русских евгеников, гуманитарщину изобрели для неучей, кто не мог стать академиком в настоящей науке. Век спустя мы видим, как зараженные негативом специалисты по русскому языку тиражируют миф о падении грамотности и интереса к чтению. Основания для подобных констатаций есть, но они условны. Мир из черно-белого стал цветным и многообразным. Сам Минкульт Владимир Мединский не может донести нехитрую истину до носителей многообразия, куда уж мне. Если в России что-то происходит, то вопреки власти, своей или чужой. Тотальное насаждение английского провоцирует запрос на альтернативу. Депутат Вячеслав Никонов утверждает, что за пределами России носителей русского больше, чем в России.

Русский язык фантастически удачно сочетает способности впитывать в себя новое и сохранять наследственное ядро. Русский наиболее удобен для битвы и молитвы, преподавания и науки, в политическом диалоге или бытовом общении. Английский однозначно лидирует в одном – обсценной лексике. Эволюция русского увлекательна для исследователя. Она синхронна с тем, что происходит в человеческой Хромосоме. В теориях даже термины совпадают – это при том, что творят историю разные люди. Очень разные люди связаны одним языком.

 

Заключение о тотальном диктанте доцент ГУУ Наталья Владимировна Вакурова – позитивное в отличие от Жириновского

Текст диктанта очень удачный как с точки зрения содержания (для такой уже несколько устаревшей формы, как диктант, лучше использовать ретро-тематику, как в данном случае), так и с точки зрения включения в него примеров на самые разные правила орфографии и пунктуации. Как всегда, особую трудность представляет правописание наречий (врассыпную, набок) или н – нн в прилагательных и причастиях (кованая решетка). Представлены вводные слова и деепричастные обороты. Есть достаточно сложные синтаксические конструкции, где необходимо поставить двоеточие, тире или точку с запятой. Также есть хороший пример на однородные члены предложения. Степень сложности диктанта, на мой взгляд, не самая высокая, но вполне адекватная уровню образованного человека. Боюсь, что «средний» студент сделал бы в этом диктанте с десяток ошибок, а то и больше. Интересно, что покажет проверка.

 

Узнал свой результат на Тотальном диктанте-2015: 3. Орфографических ошибок – 2. Пунктуационных ошибок – 4. Ура, у вас тройка! Вы справились с Тотальным диктантом. Это действительно очень хороший результат. Советуем вам сходить на знакомство с работами и узнать, где вы допустили ошибки и какие правила стоит повторить. Успехов на следующем Тотальном диктанте!

Приговор обжалованию не подлежит и узнать ничего нельзя. Какое же это повышение грамотности без разбора ошибок?

В организации и оценках тотального диктанта выявился типичный для этой в основном женской среды негатив. К сожалению работает против страны. Организация перекрыла публичные конфликты, как было на олимпиаде по русскому языку. Такие флуктуации не редкость и они показывают именно антироссийский вектор выражения естественной девиантной жестокости от садомазохизма и в мотивации публичной деятельности. Проявления м.б. разной степени, причина одна имманентная. Может рассматриваться как тяжелое заболевание.

 

Текст диктанта

Евгений Водолазкин. Волшебный фонарь

Часть 3. Невский

Я видел, как по Невскому ехали тушить пожар – ранней осенью, на исходе дня . Впереди на вороном коне – «скачок» (так называли передового всадника пожарного обоза), с трубой у рта, как ангел Апокалипсиса. Скачок трубит, расчищая путь, и все бросаются врассыпную. Извозчики хлещут лошадей, прижимают их к обочинам и замирают, стоя к пожарным вполоборота. И вот по бурлящему Невскому в образовавшейся пустоте мчится колесница, несущая огнеборцев: они сидят на длинной лавке, спиной друг к другу, в медных касках, и над ними развевается знамя пожарной части ; у знамени – брандмейстер, он звонит в колокол . В своём бесстрастии пожарные трагичны, на их лицах играют отблески пламени, которое уже где-то разгорелось, уже где-то их ждёт, до поры невидимое.

На едущих печально слетают огненно-жёлтые листья из Екатерининского сада, где свой пожар. Мы с мамой стоим у кованой решётки и наблюдаем, как невесомость листьев передаётся обозу: он медленно отрывается от брусчатки и на небольшой высоте летит над Невским. За линейкой с пожарными проплывает повозка с паровым насосом (из котла – пар, из трубы – дым), за ней – медицинский фургон, чтобы спасать обожжённых. Я плачу, и мама говорит, чтобы я не боялся, только ведь плачу я не от страха – от избытка чувств, от восхищения мужеством и великой славой этих людей, оттого, что так величественно они плывут мимо замершей толпы под колокольный звон.

Я очень хотел стать брандмейстером и всякий раз, видя пожарных, обращал к ним беззвучную просьбу принять меня в их ряды. Она, понятно, не была услышана, но сейчас, спустя годы, я об этом не жалею. Тогда же, проезжая по Невскому на империале, я неизменно представлял, что направляюсь на пожар:держался торжественно и немного грустно, и не знал, как там всё ещё сложится при тушении, и ловил восторженные взгляды, и на приветствия толпы, слегка откинув голову набок, отвечал одними глазами.

(282 слова)

 

Нарышкин был искренне счастлив прочесть диктант, хотя для него это намного тяжелее, чем вести Думу

Нарышкин не писатель, Нарышкин – читатель и диктователь, но не диктатор

Председатель Государственной Думы, председатель Попечительского совета РАНХ и ГС Сергей Нарышкин принял участие в ежегодной международной образовательной акции популяризации грамотности «Тотальный диктант» – продиктовал текст, написанный для диктанта-2015 сотрудником Пушкинского дома Евгением Водолазкиным.

Водолазкин читал свой текст на родине тотального диктанта в Новосибирске.

Нарышкин диктовал в ауд. 339 5-го корпуса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на Вернадского, 82.

Перед диктантом Нарышкин пообщался с филологами.

Акция популяризации грамотности «Тотальный диктант» проходит в форме добровольного диктанта для всех желающих. Цель акции – дать возможность каждому человеку проверить свое знание русского языка и пробудить интерес к повышению грамотности. В этом году тотальный диктант пишут в 58 странах мира.

Я пришел как журналист, однако писать диктант разрешили. На регистрации меня узнала студентка Натальи Вакуровой Даша Сутягина и попросила передать привет. Зарегистрировали без проблем. Выдали ручку с логотипом РАНХиГС, карточку для фиксации своего кодового слова и листок бумаги с логотипами аж двенадцати спонсоров. По правилам диктанта можно не указывать свои настоящие имя и фамилию и отказаться от оценки, в таком случае сообщат только об ошибках. Узнать результат можно будет на сайте totaldict.ru, мое кодовое слово Наталья.

В аудитории крутили рекламу РАНХиГС голосом Нарышкина: «Наша Академия это не только качественное и современное образование. Ведь конкурентоспособный вуз не только место подготовки кадров. Он становится научным, просветительским и общественно-политическим центром. Здесь производится экспертное сопровождение органов власти разного уровня».

Советская власть столкнулась с теми же проблемами, жесточайший кадровый голод. 2 августа 1946 Академия общественных наук при ЦК ВКП(б). 1977 образование АНХ. Ректор Абел Аганбегян. 1991 Российская академия управления. Объединение АНХ и ГС. Руководители администрации, министры, депутаты, губернаторы, космонавты обучались или проходили переподготовку в РАНХиГС. 1280 тыс студентов.

Владимир Мау: Мы работаем в 46 городах страны

В реальности нынешний РАНХиГС поставлен под внешний контроль в отличие от ГУУ, который вопреки давлению сохраняет советский формат подготовки управленческих кадров. Там нет преподавателей с такой либеральной установкой обучения студентов, как Мау, и нет назойливой рекламы британского образования. Кадровый голод в стране на самом деле чудовищный и не только в управлении. Он вполне пропорционален обилию основополагающей респектабельной макулатуры в книжном магазинчике на первом этаже, в основном переводной – вариации на тему менеджмента и конкуренции с неизменной нефтью для комплекта, много психологии псевдопрофессиональной и квазипопулярной, множество уникумов – как добиться успеха, есть ли будущее у капитализма, менеджмент мозга, женщина сверху, искусство быть одинокой, вся правда о мужском сексе.

Надо сказать, что преподаватели РАНХиГС очень гордятся своим вузом и тем, что Попечительский совет возглавляет Нарышкин.

Корреспондент КП Елена Чинкова как и я захотела писать диктант. Как и я, сломалась об «набок» – слитно или раздельно? Оказалось, в данном случае – наречие слитно. Чтоб был «на бок», нужен сам бок.

Оборотистая журналистка Елена успела в тот же день побывать на диктанте Жириновского, который как всегда против шерсти оказывается впереди арьергарда в числе скреп главной glue. Из пишущих журналистов на Жирике была она одна и федеральные телеканалы. Рассказала, что у Жириновского было веселее и текст лучше – отрывок из Повести о настоящем человеке. Ошибку Жириновский взял на себя с твердым намерением все поставить пятерки, потому что кто напишет на пятерку того Жириновский своим решением освободит от ЕГЭ. Перед диктантом Жириновский спросил кто знает произведения Водолазкина? Получив ожидаемый ответ, Жириновский тем объяснил что потому он выбрал отрывок из другого произведения.

Замдекана, доцент кафедры маркетинга Наталья Борисовна Сафронова (Институт отраслевого менеджмента, факультет маркетинга, рекламы и сервиса) сообщила, что сегодня в РАНХиГС писали диктант в двух аудиториях. Подбор как мы их называем диктующих после того как согласился Нарышкин другие кандидатуры не рассматривали. Нарышкин легко откликается на просьбы Академии. Это очень непростое дело. Перед тем как выйти в аудиторию, Нарышкин проходил текст с филологами. Текст сложный, зачем-то стилизованный под старинный. Называется «Часть третья. Невский проспект». В другой аудитории диктовала доцент кафедры истории русской классической литературы историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ Екатерина Ильинична Самородницкая. Для нее это было проще.

Сафонова отметила ответственность Нарышкина. Он отнесся к своей миссии серьезно и при разборе текста обнаружил неплохие знания.

Сам диктант прошел в щадящем режиме. Текст прозвучал трижды. Перед диктантом участникам показали запись обращения Водолазкина: Это очень важно относиться к языку правильно. Он был как и на лекции в Думе грустен и кажется подавлен. То ли «Лавр» повлиял, то ли что еще, но у «Инструмента языка» был другой автор, веселый и свободный, с богатыми воспоминаниями о вольнице Васильевского острова п/у комсорга Валентины Матвиенко.

После диктанта запись Водолазкина запустили повторно, чтобы пишущие могли проверить.

Доцент кафедры русского языка РГГУ Светлана Маратовна Евграфова рассказала о правилах, которые надо знать, чтобы избежать ошибок в тексте Водолазкина. Попросила внимательно посмотреть на экран со словом «брандмейстер». Объяснила что означали в 19 веке линейка и империал. По словам Евграфовой, законы и профессиональные правила выше законов русского языка. Например, Государственная Дума пишется с прописных букв оба слово, а розыскной – через «о». Евграфова преподает стилистику русского языка, но не совсем по Розентали, у нее авторский подход.

С приветствием выступила директор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, декан факультета экономики недвижимости ИОМ РАНХиГС, президент FIABCI-RUSSIA Елена Наумовна Иванкина (?). Идея диктанта возникла 12 лет назад в Новосибирске. В Москве проводится пятый год. Сегодня тотальный диктант пишут в пятистах городах на шести континентах. В РАНХиГС организатором диктанта стал Институт отраслевого менеджмента. Мы благодарны Нарышкину за то что он откликнулся на нашу просьбу. Русский язык живой. Мой дедушка говорил по-старому – не таблетка а пилюля, не матрас а тюфяк. Была поражена когда дети предложили написать на мыло – претендует на предмет интимной гигиены. Оказалось это электронная почта.

Печаль Водолазкина диссонировала с бодрым фарсом креативного ролика, стилизованного под теленовость о кампании борьбы за грамотность. Ирина Лиходеева: мы наблюдаем стремительное снижение числа грамотных людей. Джеко Абатермако Департамент грамотности ЮНЕСКО: грамотных людей в Эрмитаж и другие музеи. Пандемия неграмотности, эпидемиолог Василий Егоров: неграмотность заразна – сам заразился. Организаторы тотального диктанта Егор Заикин и Ольга Рябковец. В переходах метро стали продавать «подельные сиртификаты» о написании на отличного тотального диктанта. Ежедневно в словах русского языка совершается боле шестисот тысяч ошибок. Ищут горящие туры в несуществующую страну Тоиланд. Пишите диктант и поезжайте отдыхать в Геленджик. Это были Ховости – новости на букву «Х».

После такой подготовки в зал вошел счастливый Нарышкин и Наталья Сафронова представила его как нашего главного диктатора.

Нарышкин напомнил о Годе литературы. Идея тотального диктанта оказалась настолько востребованной и популярной, что сегодня его пишут в 58 странах. Переносит меня в школьные годы, конечно на короткое время. Насколько прост и в то же время сочен русский язык.

Нарышкин читал каждое предложение не менее трех раз: полностью для определения расстановки запятых, по частям для записи, снова полностью для проверки. Обозначал точки и абзацы. Нарышкин старался вовсю и легко откликался на любые просьбы включая подсказки. Сделал две ошибки. Выпустил при первом прочтении слово «очень». Прочитал «замерзшей», что не сочеталось со смыслом предложения, и в ответ на вопрос поправился: «замершей».

Прочитав, Нарышкин отметил что текст непростой но очень красивый. На несколько минут окунул нас в атмосферу старого Петербурга. Я всегда был сторонником чтобы Петербург сохранился таким же как и был. Кстати, сегодня 18 апреля День памятников истории и культуры. Главным хранителем культуры является язык. Я получил искреннее удовольствие.

А мы-то как рады, – ответили из зала.

Два студента из Таджикистана Сафизода Кадамжон Исмат и Парви Шафионов пришли писать диктант из интереса к русскому языку и к Нарышкину, о котором знают по его влиятельности в СНГ. Таджикских студентов заинтересовал и развеселил шуточный ролик рекламы грамотности. Русский после третьего класса уже не изучали. В Таджикистане прошла гражданская война и много русского населения уехало. Студенты счастливы учиться в Москве и после диктанта купили несколько книг по русскому языку. После возвращения на родину студенты надеются работать в госслужбе. В Таджикистане активно пользуются Рунетом, mail.ru МойМир фейсбук.

Как ни старался Нарышкин, писать диктант было непросто. Пюпитры в богатом РАНХиГС мало приспособлены для писания. Узкие и с рифленой поверхностью натурального дерева, от чего ручка соскальзывала на поворотах с грамотного курса. Попытки исправления усугубляли. Значительная часть листа занята рекламой спонсоров, приходилось экономить место и ужимать текст за счет пробелов, полей и красных строк. Это не будет способствовать хорошему настроению проверяющих и соответственно распознаванию правильного написания.

Когда писал ловил себя на чувстве недостатка кнопки сохранения. мучительно вспоминал, зачем вообще нужны запятые.

Правила диктанта в советской школе не предполагали повторов. В старших классах и самих диктантов не было, писали сочинения. Мне это проще. Сочинял легко, а если чего-то не знал, применял замены. Да и то срезали. В 9-м классе 144 школы на Большой песчаной из-за одной запятой мне поставили четыре и добрейший математик Григорий Павлович Гольдберг уверено но по секрету сообщил маме известную причину. Злополучная запятая была не грамматическая, а смысловая в варианте «казнить нельзя помиловать». Проверка исходила из какого-то другого смысла, поперечного авторскому.

 

Пресс-релизы

 

Владимир Жириновский провел диктант в московской школе

Проверку знаний русского языка лидер ЛДПР устроил в школе N354.

Ученики под диктовку Владимира Жириновского записали отрывок из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Хотя текст был сложный и без ошибок не обошлось, Жириновский ребят похвалил и поставил только хорошие оценки.

Когда экзамен окончился, дети выстроились в очередь к лидеру ЛДПР на проверку своих работ. По словам Владимира Жириновского, школьники в большинстве случаев не были виноваты в том, что допускали какие-то ошибки.

«Текст достаточно сложный, много авторских знаков препинания. Ребята замечали интонацию, правильно выделяли слова, но не всегда использовали верный знак препинания. У автора тире, а у школьника запятая. Это не грубая ошибка. Кроме того, в тексте были редкие для детей слова. Ничего страшного, что не все написали их правильно», – так Председатель ЛДПР прокомментировал свое решение не ставить плохих оценок.

Отвечая на вопрос, а готов ли Владимир Жириновский сам сдать экзамен, он вспомнил, как на одной из образовательных выставок Москвы с ходу, без подготовки успешно сдал ЕГЭ по английскому языку и истории.

В заключение он призвал проводить такие же публичные экзамены почаще, чтобы пропагандировать грамотность.

 

Об ошибках в информации о лесных пожарах в ряде СМИ!!!

Пресс-служба ФБУ «Авиалесоохрана» обращает ваше внимание, что в текущем году не зарегистрировано ни одного случая перехода огня от лесных пожаров на населенные пункты. И в Хакасии, и Забайкальском крае, и в Красноярском крае сгорели дома, погибли и пострадали люди в результате перехода в деревни, села и поселки огня от самовольно проводимых населением поджогов сухой травы на землях сельхозназначения и иных категорий.

Уже есть факты, что в ряде СМИ не верно трактуется словосочетание «природные пожары», ставится знак равенства между природными и лесными пожарами.

Если разобраться, то все очень просто. Пожары бывают в населенных пунктах, на объектах экономики и в природной среде (природные пожары). В природной среде пожары могут быть на землях сельхозназначения, госземзапаса и других категорий, в степях, на торфяниках, в лесах.

За пожарную безопасность в населенных пунктах, объектах экономики, землях сельхозназначения, госземзапаса и других категорий, в степях, лесах отвечают разные ведомства.

Работники лесного хозяйства отвечают за пожарную безопасность в лесах. В этом году действительно и в Хакасии, и в Забайкальском крае площадь лесных пожаров в разы превышает площади по среднепятилетним данным. В большинстве случаев огонь в лес пришел с земель сельхозназначения от палов сухой травы, а ветер раздул пожары в лесу на большие площади.

Однако, благодаря самоотверженной работе лесных пожарных системы лесного хозяйства, в т.ч. команд федеральной авиалесоохраны, не сгорел ни один дом и даже сарай. Наоборот, в Хакасии и в Забайкальском крае работники лесопожарных служб лесного хозяйства снимались с тушения лесных пожаров на тушение пожаров в населенных пунктах, возникших вследствие палов сухой травы на землях сельхозназначения и других категорий.

Тушение лесных пожаров – это профессиональная деятельность, требующая специальных знаний и опыта. Тушением лесных пожаров занимаются специальные лесные пожарные, которые работают в системе лесного хозяйства – это воздушные пожарные авиалесоохраны и лесные пожарные наземных лесопожарных служб.

Обратите внимание:

термин – «природные пожары» часто перефразируется в термин – «лесные пожары».

Из-за подмены понятий меняется смысл, что люди в Хакасии и Забайкальском крае погибли и пострадали не от пожаров, возникших вследствие сельхозпалов и поджогов сухой травы на землях иных категорий, а от пожаров, пришедших из леса (лесных пожаров). Так искажается реальная картина случившегося и не верно доносится информация до аудитории.