Путин выступило в ООН и все должны цитировать – благо не Брежнев. Я-то тут не здесь при чем. Путя – президент мира, но не России. Россияне горды и голодны

Зюганов. ООН родилась в нашей стране на Ялтинской конференции. США закусили удила. Везде течет кровь. Мне кажется они завышают свои показатели. Обама много рассуждал как наставник и пастырь. Он собеседник довольно любопытный. Я его спросил когда прекратите издеваться над Кубой? Ничего не оставалось как снять блокаду с Кубы. Американцы несколько сбавили обороты в высказываниях о России. ООН будет играть в три раза больше роль, если будем эффективно работать внутри страны. Нам надо менять финансово-экономический курс тогда и внешняя политика будет более эффективной. Как можно ориентироваться на правительственный прогноз, когда там чушь сплошная?

 

29.09.15 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Комитет СФ просит Минтруд регламентировать слухи в общении с прессой

В правительстве нет методик расчета стоимости пенсионного коэффициента и от расчета индексации отказались

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский провел расширенное заседание с участием Министра труда и социальной защиты Максима Топилина.

У сенаторов сложная работа. Приходится ходить вокруг острых вопросов кругами, приближаясь спирально-постепенно к точке G на теле правительства. Если резко вдарить по больному, накроет всех. Или проигнорируют, и станет крепче иммунитет наплевательства.

Максим Топилин проигнорировал вопрос Елены Бибиковой о расчете стоимости пенсионного коэффициента. Зампред Госдумы Андрей Исаев объяснил МП, что проблема в отсутствии у Минтруда методики расчета индексации пенсии. Исаев настаивает на возврате к методике 13-го года расчета от инфляции.

Будучи докладчиком по законопроекту, Бибикова не может поднимать вопрос на пленарном заседании палаты. Придется решать в частном порядке непублично.

Минтруд Максим Топилин приглашен рассказать о направлениях совершенствования законодательства РФ в сфере социальной политики. Для отчета выбрал то, чем легко отчитываться.

С поддержкой парламента реализовали повышение мобильности трудовых ресурсов. Сертификат на переезд триста тыс рублей, федеральная составляющая 225. Выпустили все документы на портал «Работа в России». Долго не могли разработать проект поддержки детей-инвалидов из материнского капитала. Законопроект внесен в Думу. Готовится перечень расходов на адаптацию и социализацию ребенка. Идет работа по созданию регистра инвалидов. Предложения ОНФ по ограничению зарплаты для руководителей бюджетных учреждений Минтруд расширил на замов и главбухов. Механизм оценки квалификации работника выстраивается по линии работодателей. Разрабатывали закон по критериям нуждаемости для различных выплат. Называли закон об адресности, но это разные вещи. Только два региона не поддержали законопроект Тула и Петербург. Регионы просят учитывать нуждаемость для компенсация платы родителей за содержание в детском учреждении.

Регионы настоятельно просят отменить в законе о монетизации льгот 122-ФЗ вторую часть статьи 153 о недопустимости ухудшения при переводе натуральных льгот в денежные. Валерий Рязанский и Галина Карелова всполошились и попросили назвать регионы. Топилин держался, как партизан на допросе.

Отдельно министр остановился на щекотливой теме присуждения ведомственных наград. Нагрузка ложится на регионы в присвоении звания «Ветеран труда». Порядок выдачи будет определен правительством. Кто выработал стаж, для того порядок сохраняется.

Сенаторы не могут избежать вопросов по упорной долбежке общественного мнения пенсионным возрастом.

Игорь Чернышев напомнил, что статистика реализации слухов у нас в России в сторону отрицательных. Люди пугаются и массой пишут заявления на пенсию, а то вдруг не успеют. Сенатор попросил внимательнее относиться к вбросам в СМИ и подумать о законе по порядку изменения пенсионного возраста.

Рязанский посчитал предложение разумным, чтобы вопрос пенсионного возраста не решался кавалерийским наскоком во время бюджета. Однако Топилин человек подневольный и изменить регламент слухов из правительства он не может.

Среди прочего министр не без удовольствия пнул журналистов. По его словам, тему профстандартов надо обсуждать с профессиональным сообществом. Если хотите чтобы кто угодно работал журналистом – пожалуйста.

 

Сообщения

 

О профстандартах Максим Топилин в комитете Валерия Рязанского: Хотите, чтобы кто угодно работал журналистом – пожалуйста http://leo-mosk.livejournal.com/2758562.html

Максим Топилин не может сделать регламент слухов и сокрушается, что некоторые регионы не научились считать

Расширенное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике с участием Министра труда и социальной защиты Максима Топилина провел во вторник председатель комитета Валерий Рязанский.

Трудная работа сенатором: О методике расчета стоимости пенсионного коэффициента Топилин не сказал, замотав вопрос Елены Бибиковой. Андрей Исаев сказал МП, что пенсионный коэффициент это индексация. Методики индексации у Минтруда пока нет. Мы настаиваем чтобы по методике 13 года от инфляции за предыдущий год. Бибикова знает, что методики нет, обсуждать можно после определения индексации. Бибикова не будет поднимать вопрос на заседании СФ, этот вопрос надо решать в частном порядке.

Рязанский начал с благодарностей команде Топилина. Лето было непростым. 92 тыс избирательных участков. Задавали вопросы по социалке. Присутствует зампред ГД Андрей Исаев.

1. О направлениях совершенствования законодательства РФ в сфере социальной политики в период осенней сессии 2015 года и в среднесрочной перспективе

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Приток заявление на материнский капитал. Микрофинансовые организации исключили. Идет разработка мер на рынке труда. Для снятия неблагополучия в 17 регионах программы реализуется. Переобучение, сохранение коллективов от массовых увольнений. По 17 регионов 3,7 млрд руб. Очень тщательно относимся к отбору программ и предприятий. Татарстан, Алтайский край, Саратов, Коми и др. Не везде идет гладко. С вашей поддержкой реализовали повышение мобильности трудовых ресурсов. Сертификат на переезд триста тыс федеральная составляющая 225. Выпустили все документы на портал «Работа в России». Чтобы могли подбирать рабочую силу, там она стоит дороже. Поддержка инвалидов. Долго не могли разработать проект поддержки детей-инвалидов из материнского капитала. Законопроект внесен в Думу. Параллельно готовим перечень расходов на адаптацию социализацию ребенка. Работа по созданию регистра инвалидов. Законопроект в осеннюю сессию. Звучало на заседании ОНФ ограничения по зарплате для руководителей бюджетных учреждений. Мы предлагаем не только для руководителей но и замов главбухов. Независимые центры оценки квалификации. Реальный механизм оценки квалификации выстраивается по линии работодателей. В разных странах такая оценка существует. Конвенции МОТ 102 о минимальных социальных стандартах наконец удалось согласовать 175 о рабочем времени. Мы разрабатывали закон по критериям нуждаемости по различным выплатам. Называли закон об адресности, но это разные вещи. Только два региона не поддержали законопроект Тула и Петербург. Мы предоставляем субъектам по нескольким направлениям. Сельские учителя. Льготы по ЖКХ ничем не регулируются. Жалуются что используют как льготы. Компенсация платы родителей за содержание в детском учреждении 20, 50 и 70% за первого второго третьего ребенка. Регионы просят учитывать нуждаемость. Щекотливая тема присуждение ведомственных наград. Я например подписываю только по представлению губернатора. Представляете какая нагрузка ложится на регионы в присвоении звания «Ветеран труда». Порядок выдачи будет определен правительством. Кто выработал стаж для того порядок сохраняется. Вы знаете 122-ФЗ статья 153 вторая часть определяет недопустимость ухудшения при переводе натуральных льгот в денежные. Настоятельные просьбы регионов отменить. Не хочется залезать в 122-ФЗ, ну было и было.

Галина Карелова и Валерий Рязанский. Назовите регионы фамилии губернаторов.

Топилин. Есть письма. Предполагается двигаться по требованиям к стажу. Мы предлагаем сделать постепенно, а не сразу. Предлагаем эту тему также обсуждать. 8 октября на правительстве обсуждается бюджет. Решения пока не приняты, обсуждение идет. Время непростое и финансовая неопределенность. Накопительная пенсия связанная конструкция. Сделаем чтобы обязательства исполнить. Приняли 419-ФЗ о доступности услуг и объектов для инвалидов. По этому закону субъекты должны поправить свое законодательство. Ограничиваются изменениями законов о занятости, но не здравоохранения. Не уверен что удастся принять в эту сессию но мы продолжаем работу по персонифицирванному учету переход на помесячные данные чтобы передавать регионам о нелегальной занятости. Закон крайне важен и для субъектов тоже.

На правах полугостя полусвоего Андрей Исаев. Общество взбудоражено заявлениями Минфина о повышении пенсионного возраста это его собственное мнение?

Топилин. Нам придется обсуждать, но не предмет этого года. Консультации по индексациям идут.

Карелова. Система социальной поддержки очень сложно переживать изменения. М.б. поэтапно? Критерии нуждаемости. В не затронули тему обеспечения инвалидов ТСР. Очень трудно ФСС. Мы знаем насколько разнятся пенсии госслужащих по регионам, надо унифицировать.

Топилин. Мы исходили что это полномочия регионов. Ситуация изменилась, давайте попробуем, мы такой закон не готовили. Насчет ТСР. Ставим задачу освоить эти деньги освоить. Надеемся будет сто процентов с учетом ошибки. 25% расходов сорбирующего белье. Проблема импортозамещения. Все сырье целлюлоза импортные. Цены по регионам скачут. Есть сговор. Ведем работу по единственному поставщику. Единая конструкция передать регионам мы не пойдем потому что некоторые не готовы. Некоторые регионы не научились считать. Один был шаг о показаниях противопоказаниям для экспертизы.

Елена Бибикова. Досрочная пенсия учителям и врачам. Пенсия работающим пенсионерам ограничения. Методика определения стоимости пенсионного коэффициента.

Топилин. Досрочная пенсия учителям и врачам надо отказываться, но вопрос на повестке дня не стоит. ФБР селянам предлагаем перенести, требуются дополнительные ресурсы. Пенсия работающим пенсионерам пятьсот тыс не обсуждается. На 16 год остается но я ничего не сказал о размерах.

Людмила Козлова. Ваше мнение по повышению пенсионного возраста.

Топилин. Чего мы хотим? Повышение пенсионного возраста на три месяца повышение продолжительности жизни. Дольше работают повышаются пенсионные права. В перспективе придется повышать.

Рязанский в 1932 году когда принимался пенсионный возраст продолжительность жизни была 35 лет.

Козлова. Уровень безработицы?

Топилин. 5,4% по сравнению с прошлым кризисом было 9%. Критичности не видим. Возможно будем помогать регионам. Пока выделенных ресурсов хватает.

Игорь Чернышев. Статистика реализации слухов у нас в России в сторону отрицательных. В одном городе Томской области 90% написали заявление на муниципальную пенсию боятся что не успеют. Можно ли внимательнее относиться к вбросам в СМИ? Можно ли ввести закон о порядке изменения пенсионного возраста, чтобы за три года до выхода на пенсию знал какой у него будет пенсионный возраст. Не обязательно пандус в каждой школе, спросить общество инвалидов, наш закон прокуратура.

Топилин. Регламент слухов не можем изменить. Как же они пишут региональные законы не читая федеральных.

Рязанский. Предложение разумное.

Топилин. Прокуратура некоторые ведомства буквально читают закон. Переходные нормы у в законе у нас есть, все школы оборудовать пандусами не требуется

Виктор Водолацкий. Профстандарты. Новые профессии, дизайнерские специальности.

Топилин. Работаем над топ-50 профессий. Совет Шохина одобрил список. Главное согласование проходит через профсообщество. Хотите чтобы кто угодно работал журналистом – пожалуйста.

Людмила Косткина. Шум идет жесткий закон о повышении возраста госслужащим. Субъекты ждут документа.

Топилин. Что касается госслужащих я бы шел по пути смягчения законопроекта. Мы эту тему пока не отрабатывали.

Рязанский. Для того чтобы не засыпать министерство одними и теми же вопросами Чернышев передал список по Томской области, если у вас есть давайте интегрируем и направим в министерство общее письмо.

Александр Борисов.

Топилин. Нам не удалось согласовать с профсоюзами погружение районного коэффициента в МРОТ. Профсоюзы настаивают чтобы сверх. Тогда нам не удастся реализовать приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму, он все включает.

Елена Попова. Мы приняли закон о ГЧП. Регионы направляют заявки и получают поддержку. Появляются предложения по социалке.

Топилин. Я не знаю регионов где были бы такие проекты. Насколько мне известно Минэк готовит весь пакет законопроектов. С бизнесом пытаемся выяснить.

Рязанский. Тут есть загогулина по известному выражение. Санпины поменяли.

Карелова. 32 региона приняли так что для чистоты не очень нет проектов.

Топилин. Если вы подскажете, я буду вам благодарен, но Минэк ни копейки на это не дает.

Круглый. Как вы относитесь к законопроекту который бы уравнял врачей частных

Пудов. От формы собственности не зависит что касается частных вопрос решенный.

Рязанский. Представляю нового сенатора от ХМАО тяжеловес Исаков Эдуард Владимирович.

Рязанский. Легализация занятости. Без шуток у белорусов налог на тунеядцев.

Топилин. Нормы раньше не было субсидии только если нет задолженности по страховым взносам. Подтягиваем 44-ФЗ о ФКС к задолженности по страховым сборам и налогам. Но есть риски, у Минобороны которое участвует в госзакупках не все гладко. Пошаговая тема. Нам надо искать то что мы пока не нашли. Например выделение лесных участков никто не думает кто там будет потом работать.

Рязанский. Наши предложения по НИОКРам о научных подходах по повышению пенсионного возраста, чтобы не было кавалерийских наскоков во время бюджета.

Рязанский. Приятно поразил социальный центр в Иркутской области. Все для себя производят сами тумбочки. Не знаю как обходят 44-ФЗ. Работают в цехах инвалиды, готовые к рынку труда. Давайте работать с 44-ФЗ. Вы печатаете столько макулатуры и правовой и рекламной, мы не можем дать работу инвалидам. Живот они на земле Дерипаски. Он задрал и душит.

 

2. 798796-6 О Федеральном законе «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2014 год». Внесен Правительством РФ.

Председатель Правления ПФР Антон Дроздов. Фонд профинансировал все социальные обязательства. 8,3% вместо 8,1% на 853 рубля ели говорить о пенсии по старости. На маткапитал 270 млрд руб. больше чем в предыдущем году на 14%, но меньше лпана на 10% в связи с сокращением кредитов, маткапитал проиндексирован на на 5% и составил 429408,5 руб.

Начальник инспекции СП Евгений Романов. Вопрос об уголовной ответственности, главное чтобы не было отдельной ответственности по взносам и налогам иначе будет размывание. СП вывила нарушения 19 млн руб. и 51 млн израсходован на научные работы без какого-либо результата.

Бибикова. Объем задолженности?

Дроздов. В абсолютном выражении повышается, но удерживаем. Налоговых полномочий у нас нет. Закон об уголовной ответственности внесен в Госдуму. Из четвертой очереди при банкротстве нам трудно. Работаем с Минтрудом в одной связке. М.б. нам совместно с правительством единый план?

Людмила Козлова. Как оцениваете результативность научных работ, которые щедро финансируете?

Дроздов. Не щедро а 40%. Планы внедрения есть. По коэффициенту замещения.

Рязанский. По методике.

Дроздов. Все было внесено в правительство, но пошла дискуссия и нам затормозили.

Правовое управление замечаний не имеется.

Рязанский. Докладывает Бибикова. Просьба не засыпайте цифрами, объемные показатели.

3. 800658-6 О Федеральном законе «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 2014 год». Внесен Правительством.

Председатель ФСС Андрей Кигим. Средства Минфина которые просто нам перечислили. Сбалансированность достигнута. Мы отдали Минфину 55 млрд которые они нам передавали на сбалансированность. 414 млрд социальных обязательств исполнено. На 9% выше. Страхование от несчастных случаев на производстве собираемость неплохая. На 2% уменьшилось число нечастных случаев на производстве, 43% утраты. Приобретено 32 млн средств индивидуальной защита. Стратегия на сокращение инвалидизации. Сан-кур проблема с освоением. В Крыму 76% освоения сертификаты не те. Выдано 138 тыс путеок. ТСР больная тема деньги выделены в декабре. Контроль выдачи денег на ТСР будет по методике. В шести регионах не контролировали цены возник дефицит. Большая работа с Бюро медико-социальной экспертизы чтобы посмотрели обоснованность заключений. Почему нужна методика. В некоторых регионах цены росли теперь они исполmpуются как база и получают больше. Нам удалоcь контролировать цены памперсов.

Начальник инспекции СП Евгений Романов. Не было израсходовано сто миллионов на обеспечение жильем сотрудников Фонда. Всего 5% на реконструкцию зданий и сооружений. Реабилитационные центры.

Рязанский. Реабилитация нужна и мы будем настаивать чтобы реабилитационные центры остались в центре не передавать их в регионы.

Вопрос про ТСР

Кигим. Тема достаточно деликатная. Провели большую работу с Минтрудом и Минфином, показали реестр. Нам говорят Вы начинали с четырех миллиардов и догнали до тридцати. Была утверждена методика реализация до ста процентов. Но нам Показатели по инвалидам должны войти в макропоказатели бюджета. Нам говорят не повышать обязательства.

Рязанский. В сентябре дополнительно выделено 10 млрд и есть надежда что в этом году деньги будут истрачены.

Людмила Кононова. Сан-кур.

Кигим. Законтрактовано на 95%.

Правовое управление замечаний не имеется.

Рязанский. Докладывает Игорь Чернышев.

4. 801369-6 О Федеральном законе «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год». Внесен Правительством РФ.

Председатель ФОМС Наталья Стадченко. На строительство перинатальных цнтров 47 млрд руб. свыше трех тыс медработников привлечено на село. В полном объеме удовлетворили заявки на родовые сертификаты. Направлены в медицинские учреждения.

Аудитор СП Александр Филипенко. Выявлен финансовые нарушения. Выявлены нарушения размещения временно свободных средств свыше 80 морд. Установлены факты которые свидетельствуют о недостоверности численности застрахованных. Минздравом подготовлен законопроект. Применение коэффициентов пересчета могут быть завышения стоимости строительства и цены квадратного метра. Есть фраза что СП подтверждает все показатели – все кроме НСЗ.

Стадченко. Чтобы не было бури в стакне воды

Рязанский.

Стадченко. 24% освоение на 1 сентября. Темпы набрали все, опасения вызывают Сахалин перезаключали контракт и Норильск поздно заключили. По остальным 30 форсирование отставания идет большими темпами. Если не снизят, есть возможности попасть в план 16 года.

Рязанский. Тему Якутии не снимаем, якуты настаивают что решить можно только сохранением коек в первичном звене. Другие регионы легко решили вопрос созданием социальных гостиниц 20-25 коек.

Козлова. Было ли недофинансирование МЗ и компенсация из ФОМС?

Стадченко. Субъекты вправе добавляют собственные средства. Это нецелевое использование средств.

Косткина ведет вместо Рязанского. Докладывает Кононова Людмила. Закон мы одобрили с замечаниями по численности застрахованных, ответ мы получили и сняли.

Филиппенко. Не считаю правильным снимать эту тему, вы почитайте наше заключение.

Косткина. Идет сверка численности. Обратить вниманеи на числоенность про субъектам. От этого зависят бюджеты. Все

5. 679165-6 О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и в отдельные законодательные акты РФ» (в части внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»). Внесен Правительством.

Косткина. Ответственный от комитета Вячеслав Фетисов.

Статс-секретарь замминистра спорта Наталья Паршикова закон разработан во исполнение поручения президента. Эксперимент в 12 субъектах, субсидии получают 67. к сайту gto.ru подключились 9 млн человек. Просим поддержать.

Игорь Чернышев. Как будет реализоваться статистика? Некоторые будут завышать.

Паршикова. Безусловно должно будет учитываться. Мы утверждаем перечень национальных номинаций лучший субъект по охвату ГТО. Минэк считает что мы должны пройти полный этап внедрения. Мы тоже беспокоимся в отношении приписок. Должно отслеживаться по базе данных.

Косткина. Нужно много документов. Они готовы?

Паршикова. 14 подзаконных актов три постановления правительства.

Лебедева. По инвалидам?

Паршикова. Готовим нормы. У нас смущение как назвать.

Лебедева. Опять вешаем все на субъекты, а Минспорта будет отчитываться. Субсидии копейки.

Косткина. Это в порядке.

Чернышев. В порядке денег не будет.

Паршикова. Минфин выделил нам 1.2 млрд и не сокращает. Предполагается как национальный проект.

Вячеслав Фетисов. Понятно инициатива президента всеми поддерживается. Как это все будет осуществляться возникают вопросы. По существу речь идет о создании системы. Олимпийские чемпионы сдадут, остальным нужна подготовка. Справки, травмы. Возникает вопрос как мы будем контролировать приписки. Тема по большому счету требует людей которые будут осуществлять. Внутренний контроль получишь значок на который ты не сдал нехорошо.

Косткина. Закон принимать будем?

Чернышев. Вопрос по медицинскому сопровождению. МЗ пошел навстречу? Справка нужна? Город 50 тыс нет спортивного врача. Подписывать должен спортивный врач.

Косткина. Порядка пока нет. Дело хорошее мы все за.

Правовое управление на выходе замечаний нет, все сняты.

Косткина. Докладывать готовы?

Фетисов. Как пионеры.

Фетисов знает, что нормативы ГТО занижены, чтобы не распугать т.к. уровень физического развития упал.

6. 771468-6 О Федеральном законе «О внесении статью 217 части второй Налогового кодекса РФ» (об освобождении от налогообложения налогом на доходы физических лиц премий Правительства РФ в области туризма). Внесен Правительством РФ.

Игорь Чернышев докладчик.

Не обсуждался 790782-6 О Федеральном законе «О внесении изменения в статью 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в части установления срока, в течение которого лицу, признанному больным наркоманией, необходимо обратиться в соответствующую организацию). Внесен Правительством

8. Разное

Вячеслав Фетисов. Роддом 3 Владивостока работает психолог с женщинами, которые решили оставить ребенка в роддоме. 60% забирают ребенка. М.б. распространить этот опыт на другие территории?

Людмила Косткина. Опыт хороший, но по 442-ФЗ и так обязаны это делать.

 

Круглый стол по Арктике в СФ: Время пришло и Рогозин дал поручение Минэку по морскому планированию http://leo-mosk.livejournal.com/2758703.html

Арнольд Тулохонов. Очень мало уделяем внимания океану. Есть Роскосмос, но нет Главморя. А будущее не за космосом а за океаном

Круглый стол Экспертного совета по Арктике при СФ «Морское пространственное планирование как инструмент стратегического развития Арктической зоны РФ и ее континентального шельфа» провел Вячеслав Штыров.

Директива ЕС по Морскому пространственному планированию принята Европарламентом 17.04.14 предписывает государствам-членам ЕС разработать планы морского пространственного управления своими исключительными экономическими зонами с отражением всех существующих видов морского природопользования и пути управления. Фактически это самозахват акваторий, как в 70-х двухсотмильные зоны.

Штыров. Мы впервые в постсоветское время возвращаемся к территориальному планированию. Возникает необходимость относительно территориального шельфа. Нельзя сказать что есть какой-то эталон, но и такой опыт есть. Учитывая экологические требования и отношения с соседними государствами необходимо морское планирование. Мы должны сегодня принимать принципиальное решение и начинать работать.

Председатель комитета СФ по федеративному устройству Дмитрий Азаров. Достижение баланса между промышленным и социально-экономическим планировании. Взаимоувязка морского и берегового планирования. Необходимо предусмотреть дополнение законов о водопользовании.

Руководитель рабочей группы Игорь Зуга. Для введения этого инструмента необходимо учитывать что морские объекты находятся в федеральном ведении. Требуется развитие инфраструктур включая социальную. Занимаются добывающие компании и дублируют друг друга. В условиях политической и экономической турбулентности мы принимаем важные решения.

Арнольд Тулохонов. Я хотел бы выступить как географ. Мы очень мало уделяем внимания океану. Есть Роскосмос, но нет Главморя. А будущее не за космосом а за океаном. Затраты на картографию у нас составляют 7 на квадратный метр, в США 116. Погружение на Северном полюсе в 2007 произвело фурор. Арктика велика и неоднородна. Недопустимо повторение того что случилось в мексиканском заливе. Все соседи будут тыкать в нас пальцем. Российская Арктика: европейская, западносибирская и дальневосточная.

Елена Станиславовна Чугуевская. Неблагоприятные факторы слабая инфраструктура, значительная стоимость инвестиционных проектов, низкая плотность населения. В 2014 утверждена госпрограмма, по существу является рамочной. Арктика зона активного взаимодействия. Между тем России лидирует по численности населения и ВВП в Арктике, но существенно уступает по качеству жизни в Арктике. Охрана экологии. Охрана границы в Арктике. Более сорока стран используют морское планирование. В США распространяется не только на моря но и на все крупные водные объекты, Великие озера. 172-ФЗ о стратегическом планировании играет сегодня ключевую роль. Зонирование для целевого использования. На рассмотрение правительства внесен законопроект.

Зампред Русского географического общества Владимир Разумовский. В систему правового планирование необходимо внести ряд документов. Морское планирование традиционно связывается с сохранением биоценозов. Создание систем морских особо охраняемых акваторий и ООПТ прибрежных территорий. Создание морских ООП акваторий. Складывается бассейновый принцип ООП. Экономическая целесообразность соотносится с экологической. Российский участок Балтики большое количество затонувших кораблей, статус объекта культурного наследия имеют лишь несколько десятков.

Татьяна Григорьевна Супрядкина, Газпромнефть. 6,5 трлн тонн условного топлива. Практика опережает законодательную базу. С берегом все в порядке. С морскими объектами не так хорошо. Когда мы начинаем массовое освоение арктики, должно быть одинаково для всех. Система комплексного планирования должна базироваться на нескольких принципах. Единые документы со смысловой нагрузкой и единой терминологией.

Штыров. Это вам нужно для борьбы с Гринписом.

Стоимостная оценка чтобы богатства превратить в ресурсы.

Супрядкина. Прогнозировать некие цифры надо быть смелым человеком.

Штыров. Начало развиваться новое направление морекльтуры. Вот тут-то начались столкновения. Законы тогда хорошо действуют когда вытекают из практики.

Георгий Викторович Иванов, Академия Генштаба. Морское планирование необходимо для всех территорий. Сегодня у нас территории Арктики больны, идет устойчивый отток населения. Минобороны собрало все силы в один кулак. На Новосибирских островах строятся военные города 21 века. Партнеры видят что мы пришли надолго и можем защищать свою Арктику. Сложно решаются проблемы, м.б. провокации против РФ. Деятельность европейских партнеров пытаются ущемить РФ.

Штыров. Там большая военная составляющая присутствует, если ходите это наш форпост. Главная задача у них оборонная, гражданская по мере возможности. Необходимо принять этот закон.

Депутат Михаил Слипенчук. Планирование это по существу некое действие. Напряженно. Невозможно отвязать от территориального планирования. Необходимо принять закон о районировании территорий России. Раньше был Госплан. Схема нужна для того чтобы когда пришло время ддя экономической деятельности, уже известно, где нельзя там тюлени. Минэк районирование сегодня отменяет, завтра не отменяет. Я пока один. Но это правильная тема.

Профессор Арктический и Антарктический институт. Зоны экологического разнообразие. За 10 лет должны в 55 раз возрасти перевозки по Северному морскому пути. В пояснительной записке не отражена. Законы об освоении шельфа это другого рода законы.

Статс-секретарь, замминистра Дальнего Востока Кирилл Игоревич Степанов. То что мы детально прописали развитие территорий, все детально прописано в Градотроительной кодексе. Для морских сделано не было. Нужно определить процедурно. Но время пришло, Рогозин дал поручение Минэку по морскому планированию. Мы поддерживаем закон и готовы участвовать. Надо параллельными путями не идти а оптимизировать.

Губернатор Мурманской области. Полномочий нет пустой пункт.

Штыров. Мы должны поддержать и поручить правительству этот закон разработать.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» на тему: «Морское пространственное планирование как инструмент стратегического развития Арктической зоны РФ и ее континентального шельфа»

Временная комиссия Совета Федерации по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности И Экспертный Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ под председательством Председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко, с участием членов Совета Федераций, членов Правительства Российской Федераций, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, представителей государственных компаний, иных хозяйствующих субъектов, общественных объединений, профессионального и экспертного сообщества, средств массовой информации провели «круглый стол» на тему: «Морское пространственное планирование как инструмент стратегического развития Арктической зоны РФ и ее континентального шельфа», Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также посту пившие в ходе обсуждения предложения и замечания, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Активизация хозяйственной деятельности, а также обеспечение обороны И безопасности в Арктической зоне РФ, поддержание суверенитета страны в границах российской Арктики включая ее сухопутные территории и морские арктические пространства, осуществление суверенных прав и Юрисдикции в исключительной экономической зоне арктических морей является важнейшим направлением реализации геополитических и национальных интересов РФ.

По экспертным оценкам в Арктической зоне РФ сосредоточено не менее 30% мировых запасов нефти и газа и не менее 80% всех разведанных общероссийских запасов газа промышленных категорий. Начальные суммарные извлекаемые ресурсы углеводородов на Шельфе арктических Морей составляют 13016,8 млн. т нефти и 95118,5 млрд. м свободного газа. Таким образом, Арктика рассматривается как стратегическая ресурсная база развития страны и ведения транснациональных торговых операций по Северному морскому пути.

Инициировать морское пространственное планирование в Арктической зоне РФ следует до Начала активного развития хозяйственной деятельности, которое ожидается в ближайшие 20 лет. Однако в РФ морское Пространственное планирование До сих Пор не получило развития, поскольку отсутствует соответствующая нормативная правовая база.

Разработка инструментария морского пространственного планирования – стратегическая задача, которая должна быть решена в целях реализации национальных интересов в сфере морской экономической деятельности и обеспечения условий для устойчивого развития страны. Эта задача также вытекает из международных обязательств РФ.

В последние годы в РФ формируется система документов стратегического планирования. Применительно к Арктической зоне РФ к таким документам относятся:

- «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»* утвержденные Президентом РФ 18 сентября 2008 года № Пр-1969;

- Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ», в котором перечислены территории, входящие в состав Арктической зоны РФ;

- «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденная Президентом РФ 20 февраля 2013 года;

- Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 года № 366, На повестке дня стоит подготовка Стратегии пространственного развития РФ в соответствии с Федеральным законом РФ от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», которая должна выявить приоритеты развития производительных сил И расселения, направленные в совокупности на достижение оптимальной структуры экономического комплекса и распределение населения, а также на создание эффективной и отвечающей природно-климатическим условиям, Географическому положению, геополитической И геоэкономической ситуации пространственной структуры РФ, в том числе И в Арктической зоне РФ.

В нормах законодательства, касающихся деятельности, обеспечивающей совместное сбалансированное пространственное развитие как территории, так и акватории, должен быть установлен порядок планирования, утверждения и реализации мероприятий, отвечающих условиям осуществления государственных целевых задач, отраслевых интересов, охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» открывает перспективы комплексной разработки документов стратегического планирования Арктической зоны РФ. Для реализации стратегических Направлений развитии Арктической зоНЫ РФ 19 Части использования Морского пространства Необходимо формирование системы стратегических документов в области управления морской деятельностью и морского пространственного планирования.

Основным системообразующим документом в области морской политики является Морская доктрина РФ, утвержденная Президентом РФ в новой редакции 26 Июля 2015 года, в которой большое внимание уделяется Арктическому региональному направлению морской деятельности в связи со стратегическим значением региона в обеспечении национальной безопасности, актуальностью задач формирования и инженерного обустройства Северного морского пути и особым геополитическим И экономическим значением Арктической зоны для России.

Задача создания инструментария морского пространственного планирования впервые поставлена в Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2010 года № 2205-р. Морское пространственное планирование, согласно этому документу, входит в систему документов, регулирующих природопользование по отдельным видам природных сред, для чего предусматривается разработка схем морского пространственного планирования.

Таким образом, впервые в России в документе федерального уровня Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года» – появились положения о комплексном управлении морелользоваиием и морском пространственном планировании.

В 2012 году по заказу Министерства экономического развития РФ научно-исследовательским и проектным институтом по разработке генеральных планов и проектов застройки городов АО «НИИП Градостроительства» (Санкт-Петербург) было выполнено Научное Исследование «Разработка инструментария Морского экваториального (пространственного) планирования и предложений по его применению на примере Балтийского моря». Результатом работы стали проекты методических документов и рекомендаций по созданию отечественной Нормативной правовой базы в сфере морского пространственного планирования, а также пилотный модельный проект функционального зонирования российской части Балтийского моря.

Внедрение в практику документов морского пространственного планирования требует разработки Федерального закона «О морском Пространственном планировании в РФ», а также нормативных правовых актов, которые будут регулировать осуществление хозяйственной деятельности в акваториях российских морей. Необходимая нормативно-правовая база морского пространственного планирования должна быть увязана с с существующей нормативно-правовой базой территориального планирования РФ в единую систему.

Упорядочение норм о государственном управлении морской деятельностью позволяет выявить имеющиеся в отечественном морском законодательстве повторы, Несогласованности, пробелы, наметить пути устранения недостатков, основными из которых можно считать;

- преобладание отраслевого подхода, отсутствие системного правового механизма обеспечения общегосударственных интересов;

- недостаточное число нормативов прямого действия, в том числе касающихся фу и кци он ал ьной оптимизации морской деятельности, комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий, морского пространственного план и ро вам ня; деф и ци т правового регулирования механизма согласования интересов субъектов хозяйственной деятельности осуществляемой ими в прибрежных водах и в приморских районах Российской Федераций;

- отсутствие надлежащей институциональной основы эффективного государственного управления морской Деятельностью, в том числе во внутренних Морских водах И в территориальном море РФ;

низкий уровень профессионального учета Международного законодательного опыта обеспечения общегосударственных интересов в управлении морской деятельностью;

- отсутствие законодательной основы глобального государственного мониторинга морской деятельности.

В качестве главного системного недостатка современного законодательства выступает отсутствие федерального закона «О морском пространственном планировании в РФ».

В данной связи создание комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования морской деятельности на акватории и шельфе арктических Морей, направленных на укрепление лидирующих позиций РФ в изучении И освоении морских пространств Арктики, реализацию задач формирования и инженерного обустройства Северного морского пути, создание условий для деятельности российского флота, нефтегазодобывающих и Газотранспортных компаний с приоритетом охраны окружающей среды – являются основой глобальной стратегической стабильности Арктической зоны РФ.

Мировой опыт в области морского пространственного планирования показывает высокую заинтересованность ведущих морских держав в разработке и внедрении морских планов для акваторий, находящихся под их юрисдикцией. Около 40 стран Западной Европы, Северной Америки, Юго-восточной Азии и Океании активно ведут разработки морских планов: 9 стран разработали такие планы, а 6 уже ввели их в действие. В настоящее время две арктические страны – Норвегия и Канада – активно работают по внедрению документов морского пространственного планирования для своих акватории, тем самым укрепляя свои позиции в этом регионе.

Развитие морского пространственного планирования нашло системное продолжение в Директиве Европейского союза (ЕС) по Морскому пространственному планированию, которая была принята Европарламентом 17 апреля 2014 г. В данном документе государствам-членам ЕС предписывается разработать планы морского пространственного управления своими исключительными экономическими зонами, в которых должны быть отражены все существующие виды морского природопользования и предложены пути наиболее эффективного управления ими на соответствующих акваториях.

В результате анализа опыта зарубежных стран, осуществляющих планирование морской деятельности, и возможностей Использования этого опыта при развитии морского пространственного планирования в РФ, сделан вывод о необходимости интеграции основных принципов морского пространственного планирования и опыта Других стран в российскую нормативно- правовую базу.

Таким образом, документы морского пространственного планирования должны стать политически и экономически важной частью системы стратегических документов РФ, которые также, как и документы территор и ал ы i ого планирования, призваны обеспечить комплексный подход к использованию ресурсного потенциала страны при реализации приоритетных направлений социально-экономическою развития И обеспечения национальной безопасности.

Учитывая изложенное, участники круглого стола считают необходимым:

- внедрение новой системы управления морской деятельностью, в том числе включение морского пространственного планирования в систему

- обеспечение разработки стратегии пространственного развития Арктической зоны РФ, включая акватории Северного Ледовитого океана;

- установление правовых основ морского пространственного планирования с учетом существующей нормативно-правовой базы территориального планирования в РФ;

- законодательное закрепление полномочий органов государственной власти РФ, органов государственной власти приморских субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию использования морского пространства и прибрежных территорий;

- обеспечение разработки нормативных правовых актов по вопросам размещения, строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов на континентальном шельфе;

- обеспечение участия представителей РФ в работе международных организаций по морском) пространственному планированию, расширить практику изучения И использования международного опыта регулирования морской деятельное! и в исключительной экономической зоне.

Совет Федерации способен объединить представителей законодательной и исполнительной власти, профессионального и экспертного сообщества, заинтересованных лиц для выработки концептуальных и действенных мер по реализации стратегических задач освоения Арктической зоны РФ, в том числе ее морские пространства, осуществлению национальной политики через развитие законодательства о морском пространственном планировании.

Учитывая стратегические планы развития Арктической зоны РФ На ближайшие десятилетия, связанные с освоением ресурсов углеводородного сырья на континентальном шельфе арктических Морей, созданием морских транспортных коридоров, а также строгие экологические стандарты использования морских ресурсов, участники «круглого стола» рекомендуют:

I. Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности:

а) приступить к разработке проекта федерального закона «О морском пространственном планировании в РФ»;

б) приступить к разработке дополнений к федеральному закону «О государственном стратегическом планировании в РФ»;

в) приступить к разработке дополнений к федеральному закону «Градостроительный кодекс РФ» в части планирования использования акватории морей;

г) проработать вопрос о необходимости создания единого органа, ответственного за подготовку нормативных Правовых актов в области морского пространственного планирования;

д) проработать вопрос о необходимости совершенствования законодательного регулирования вопросов деятельности нефте- газодобывающих предприятий на континентальном шельфе;

ж) проработать вопрос о необходимости законодательного регулирования конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности на акватории морей и на континентальном шельфе;

з) проработать вопрос о необходимости формирования межведомственной рабочей группы по вопросам нормативно-правового обеспечения морского пространственного планирования;

и) проработать вопрос о необходимости учета в национальном законодательстве опыта ведущих зарубежных стран в области управления использованием морского пространства.

II. Правительству РФ

а) определить федеральный орган Исполнительной власти, ответственный за координацию работ в области морского пространственного планирований;

б) рассмотреть возможность проведения рабочих обсуждений й подготовки дополнений к федеральному закону «О государственном стратегическом планировании в РФ»;

в) разработать проект Стратегии пространственного развития арктической зоны РФ;

г) рассмотреть возможность подготовки предложений по совершенствованию законодательства РФ с целью введения морского пространственного планирования в нормативные правовые акты РФ.

III. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федераций и органам местного самоуправлении;

а) законодательно и нормативно обеспечить комплексный подход к оптимальному использованию морских ресурсов * в пределах своих полномочий;

б) рассмотреть возможность законодательного регулирования разграничения участков морской акватории и приморской территории между субъектами хозяйственной деятельности.

 

Морское пространственное планирование как инструмент стратегического развития Арктической зоны РФ и ее континентального шельфа

1. Правовые аспекты регулирования вопросов морского пространственного планирования

В настоящее время проблемы стратегического территориального планирования в основном решаются в границах страны, отдельных регионов и муниципальных образований. При этом в отношении морских акваторий сегодня не разработаны документы пространственного планирования. Поэтому морское пространство не является предметом комплексного, эффективного, экологически безопасного и рационального природопользования. Принятые планы и программы поддержки некоторых видов морской и морехозяйственной деятельности носят узковедомственный характер. Такая ситуация может привести к конфликту интересов различных ведомств и регионов в целом.

Активизация морехозяственной деятельности, которая сейчас ведется компаниями из развитых стран, вызывает необходимость создания специального вида планирования ее пространственной организации – морского (экваториального) пространственного планирования (МПП). При этом МПП должно быть как на национальном, так и на международном уровнях.

Сегодня планирование организации морской деятельности – это необходимость. Особенно значение этого вида пространственного планирования возрастает на участках мирового океана и морей, омывающих континенты северного полушария Земли, в зонах активной экономической деятельности.

Как отметил Президент России В.В.Путин: «Планы развития Арктической зоны России на ближайшие десятилетия содержат целый ряд крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением ресурсов углеводородов на побережье и шельфе арктических морей, а также с созданием новых промышленных объектов и транспортных коридоров, прежде всего, конечно, имею в виду возрождение Северного морского пути. ...При вовлечении этого региона в хозяйственный оборот мы обязаны придерживаться тщательно выверенного, взвешенного подхода. В его основе, во-первых, точное знание ресурсного, природного потенциала Арктики и объективная оценка целесообразности тех или иных действий, развитие собственных научно-технологических возможностей по освоению Севера; во-вторых, чёткое, обязательное следование самым строгим экологическим стандартам, безусловный приоритет природоохранных мероприятий; в-третьих, предельная прозрачность хозяйственной деятельности»1.

Общая площадь акватории Северного Ледовитого океана составляет около 14 млн. км2. Инициировать ее МПП необходимо до начала бурного развития хозяйственной деятельности, которое ожидается в ближайшие 20 лет. Только две арктические страны – Норвегия и, в некоторой степени, Канада – активно работают по внедрению I планов морского пространственного управления для своих акваторий. Если Норвегия уже внедрила такие планы для всей собственной ИЭЗ, то Канада только внесла рекомендации по разработке МПП в План комплексного управления морем Бофорта. Восточная часть арктического побережья Канады не имеет даже таких рекомендаций.

В настоящее время в РФ деятельность по комплексному территориальному планированию начинает развиваться. В частности, речь идет о Стратегии пространственного развития РФ, которая пока только упомянута в Федеральном законе РФ от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Так, п. 26 Закона гласит: «стратегия пространственного развития РФ – документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития РФ и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории РФ».

Ст. 20, п. 2 гласит «Стратегия пространственного развития РФ разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований».

Территориальное планирование имеет сходные с морским планированием инструментарий, принципы и методы проведения. Но различаются характеристики объекта планирования, принципы установления границ территории и морской акватории, полномочия органов власти по их развитию. В ряде законов РФ морское пространство, его части и виды морепользования (водопользования) и их регламентация уже нашли свое отражение, однако целостный механизм морского планирования на законодательном уровне еще не сформирован.

В «Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ № 2205-р от 8 декабря 2010 года) поставлена задача создания инструментария морского пространственного планирования. В 2012 году Минэкономразвития России была реализована НИР «Разработка инструментария морского акваториального (пространственного) планирования и предложений по его применению на примере Балтийского моря». Результатом работы стала разработка методических документов и рекомендаций по созданию отечественной нормативной правовой базы в сфере разработки схем морского акваториального (пространственного) планирования как способа функционального зонирования и стратегической оценки возможностей использования морских акваторий, сопряженных с документами территориального планирования РФ и согласованных с соответствующими документами Евросоюза1. Кроме того, в 2011-2012 гг. представители России участвовали в рабочей группе ХЕЛКОМ-ВАСАБ 2 по морскому пространственному планированию. В 2012 году НИИП Градостроительства в Санкт-Петербурге выиграл конкурс Минэкономразвития России по разработке инструментария МПП. Был проведен систематизированный сбор и анализ зарубежного опыта морского планирования, подготовлены предложения по отечественной нормативной базе МПП, осуществлен пилотный проект применения разработанного инструментария на акватории российской части Финского залива.

«Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года» направлена на обеспечение интересов РФ в Мировом океане, предусмотренных в Морской доктрине РФ. «При реализации Стратегии предполагается последовательное выполнение проектов, осуществляемых на функциональных и региональных направлениях морской деятельности...». Основную часть проектов, связанных с развитием морской деятельности, предполагается осуществлять посредством реализации таких федеральных целевых программ, как «Мировой океан», «Развитие транспортной системы России (2010-2015)», «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020 годах и на период до 2023 года», «Государственная граница РФ» до 2020 года, а также других федеральных целевых программ, имеющих отношение к морской деятельности.

В Стратегии выделяются основные проблемы и риски, среди которых: «необходимость дополнения существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития морской деятельности комплексным подходом». Однако в чем суть комплексного подхода, для чего он нужен и каким образом необходимо дополнить существующий отраслевой подход – не уточняется.

«Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждена президентом РФ 18 сентября 2008 года №Пр-1969). В документе среди основных национальных интересов РФ в Арктике указано «сбережение уникальных экологических систем Арктики». Главной целью в сфере экологической безопасности заявлено «сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата». Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне РФ является «установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения».

Тем не менее, необходимо признать, что до последнего времени в России вопрос комплексного управления морским природопользованием на уровне официальных документов не рассматривался. Управление российскими морскими пространствами и ресурсами осуществляется федеральными министерствами и ведомствами, находящимися в ведении единого координирующего органа – Правительства РФ. Достижение заявленных целей и задач «Стратегии развития морской деятельности» предполагается в основном путем реализации отдельных отраслевых программ.

В то же время необходимо отметить, что, возможно, впервые в России в документе федерального уровня • в «Стратегии», появились положения о комплексном управлении морепользованием и морском территориальном планировании.

Изучение законодательства РФ в сфере морского пространственного планирования приводит к следующим выводам.

Во-первых, термин «Морское экваториальное (пространственное) планирование» в настоящее время не используется ни в одном законодательном акте РФ.

Во-вторых, правовое регулирование отношений, связанных морскими акваториями, находится в исключительном ведении федеральных органов власти. Управление морскими акваториями осуществляется рядом министерств и ведомств, для которых морская деятельность не является основной. Такая ситуация не позволяет оптимизировать управления в этой сфере в целях комплексного, экологически безопасного и рационального освоения ресурсов.

Разработка инструментария морского (акваториального) пространственного планирования в РФ -стратегическая задача, которая должна быть решена в целях реализации национальных интересов в сфере морской экономической деятельности и обеспечения условий для устойчивого развития страны. Эта задача также вытекает из международных обязательств РФ.

2. Международная практика 3

Первые шаги по разработке механизмов морского пространственного планирования были предприняты в Австралии в конце 1970-х годов. Позже процессы МПП были запущены во всех акваториях вокруг Австралии, акваториях с активной хозяйственной деятельностью Западной Европы, территориального моря Китая, в акваториях, прилегающих к некоторым прибрежным штатам США. На сегодняшний день около 40 стран по всему миру реализуют собственные программы МПП.

Примечательно, что лишь несколько государств (Бельгия, Великобритания, Германия, Швеция) обладают соответствующей законодательной базой, закрепляющей терминологию и процедуры МПП. В остальных странах МПП реализуется в рамках существующего, природоохранного законодательства либо в рамках специальных соглашений между министерствами и ведомствами (Норвегия, Нидерланды).

Планы МПП, имеющие обязательную юридическую силу, внедрены в нескольких государствах. При этом большинство национальных планов МПП носят рамочный, рекомендательный характер и реализуются преимущественно отраслевыми органами управления. Управленческие решения в сфере МПП, принятые отраслевыми министерствами и ведомствами, обладают обязательной силой.

Разработка и внедрение планов МПП в большинстве стран финансируется из государственных бюджетных средств. Однако существуют примеры использования альтернативных финансовых источников – средств негосударственных фондов, платежей с пользователей морских ресурсов.

Сегодня весьма редко реализуются трансграничные, межгосударственные планы МПП, между тем Европейский Союз, например, настаивает на внедрении именно трансграничного подхода на акваториях Северного, Балтийского, Средиземного и Черного морей. Директива ЕС по морскому пространственному планированию 2014 года преследует в первую очередь именно эту цель.

Европейский союз

В конце 2014 года Европейская комиссия издала директиву (постановление) для государств-членов, в соответствии с которой всем государствам-членам ЕС предписывается разработать планы морского пространственного управления своими исключительными экономическими зонами, в которых должны быть отражены все существующие виды морского природопользования и предложены пути наиболее эффективного управления ими на соответствующих акваториях. Среди обязательных принципов составления таких планов:

• взаимодействие между берегом и морем – осуществление взаимосвязанной хозяйственной деятельности на море и на берегу;

• взаимодействие между государствами;

оеспечение участия общественности и всех заинтересованных сторон;

• использование имеющейся информации и обеспечение свободного доступа к ней и т.д.

Указанная директива подчеркивает исключительное право государств-участников Европейского союза на разработку таких планов и на формулирование целей, социально-экономического и экологического развития с учетом собственных интересов и правовых традиций. Государства-члены самостоятельно, без участия структур Евросоюза, должны организовать процессы постановки целей и задач, сбора и анализа информации, разработки процедуры планирования, регулирования и принятия решений, мониторинга и оценки эффективности выполнения плана, участия общественности.

К 2016 году государства должны отразить основные положения Директивы в своем национальном законодательстве и назначить орган государственной власти, ответственный за МПП. Реализация планов должна начаться не позднее 2021 года.

Китай

В 1997 году во исполнение стратегии Правительства КНР Государственная морская администрация КНР разработала проект Закона об управлении морепользованием. Он был утвержден в 2001 году, а с 1 января 2002 года вступил в силу.

Закон КНР об управлении морепользованием установил следующие принципы использования морских ресурсов:

в соответствии с Законом море и его ресурсы принадлежат государству; Госсовет КНР распоряжается ресурсами моря от имени государства; любое претендующее на использование ресурсов моря юридическое или частное лицо должно в установленные сроки подать соответствующее заявление. Право пользования морскими ресурсами возникает только после положительного решения Госсовета КНР;

любой вид хозяйственной деятельности на море осуществляется в строгом соответствии с установленной государством системой морского функционального зонирования акватории;

государство вводит систему платежей за пользование морскими ресурсами, при которой все пользователи морских ресурсов обязаны вносить плату в соответствии с правилами, утвержденными Госсоветом КНР.

Закон об управлении морепользованием вводит двухуровневую систему управления — на национальном уровне и на уровне провинций. Муниципальные органы власти не имеют полномочий по регулированию морской хозяйственной деятельности. В соответствии с Законом, около 70% платежей за пользование морскими ресурсами поступает в бюджет провинций, и около 30% платежей поступает в национальный бюджет КНР.

В 2002 году был утвержден Национальный план морского функционального зонирования (МФЗ) КНР, что дало толчок к разработке региональных планов морского пространственного зонирования на уровне провинций.

Внедрение МФЗ в Китае выявило несколько слабых мест, характерных и для других стран: 1) необходима более серьезная координация пространственного планирования на суше и на море; 2) необходимо более качественное разрешение конфликтов между хозяйственной деятельностью и охраной природы; 3) необходимо уделять больше внимания мониторингу и оценке эффективности реализации планов морского пространственного управления; 4) необходимо более широкое и качественное вовлечение общественности в процесс разработки планов и принятия решений по поводу развития хозяйственной деятельности.

3. Значение морского пространственного планирования для решения экологических проблем при осуществлении хозяйственной деятельности в акваториях

Для сохранения природных ресурсов мирового океана как базы для развития человечества необходимо при осуществлении любой морехозяйственной деятельности стремиться к обеспечению сохранности качественных характеристик водной среды, сохранности морских экосистем.

Для этих целей важной составляющей МПП является картографирование. Карты экологических характеристик, распределения видов гидробионтов и их ареалов их обитания, схемы расположения проблемных мест экосистемы, ведение человеческой деятельности и ее влияния на состояние природной среды требуют большого массива данных, которые далеко не всегда можно получить. Зачастую это является основным препятствием для МПП. В настоящий момент для решения этой проблемы необходимо создание инфраструктуры для сбора достоверных данных о состоянии морских экосистем и для обмена информацией. Также необходимо обеспечить участие представителей России в работе международных организаций по данной проблематике и дальнейшую разработку соответствующего законодательного массива внутри страны.

Существует также мнение, что МПП и связанная с ним методология комплексного управления прибрежными зонами опасны для России. Сторонники этой точки зрения настаивают на том, что данная методология, изучение угроз экологического характера и изменения климата, а также реализация концепции устойчивого развития не выгодны России. Они нужны США для сохранения влияния и лидирующих позиций в вопросах, связанных с деятельностью в Мировом океане.

 

Пресс-релизы

 

В. Штыров: В Арктической зоне России необходимо создать систему территориального планирования морского шельфа

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Председатель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при СФ Вячеслав Штыров провел «круглый стол» на тему «Морское пространственное планирование как инструмент стратегического развития Арктической зоны РФ и её континентального шельфа».

Сенатор напомнил, что в 2014 году был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ», в котором, в частности, речь идет о том, что в стране должна действовать система территориального планирования.

Парламентарий отметил, что по мере развития экономики, продвижения экономических и других интересов на морские акватории возникает необходимость создания системы территориального планирования применительно к морскому шельфу.

«Для того, чтобы согласовать интересы РФ и ее субъектов, интересы отраслей, которые так или иначе связаны с морской деятельностью, чтобы взаимодействовать с отдельными государствами, мы должны разработать основу морского планирования», – подчеркнул Вячеслав Штыров.

Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров сообщил, что интенсивное промышленное освоение Арктической зоны РФ диктует необходимость принятия первоочередных мер по планированию, природопользованию и распределению производственных сил на ее территории, выработки современных подходов к научно обоснованному управлению этим важнейшим макрорегионом.

«Наш Комитет готов самым активным образом участвовать в этой работе, и она уже ведется», – сказал Дмитрий Азаров.

Участники «круглого стола» рассмотрели международный опыт и правовые аспекты регулирования вопросов морского пространственного планирования, обсудили подготовку комплексных планов развития акваторий с целью освоения континентального шельфа.

Выступавшие отмечали, что внедрение в практику документов морского пространственного планирования требует разработки Федерального закона «О морском пространственном планировании в РФ», а также нормативных правовых актов, которые будут регулировать осуществление хозяйственной деятельности в акваториях российских морей.

По итогам заседания приняты рекомендации к Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности, Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.

 

Россия рассматривает ООН как субъект международного права – А. Клишас

В выступлении Президента РФ Владимира Путина на заседании Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке четко прослеживается позиция, согласно которой Россия рассматривает ООН, как субъект международного права и основу системы международной безопасности «для всех, а не для избранных». Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

«ООН – важнейший международный институт, а не инструмент, которым можно воспользоваться, а можно и отбросить в сторону, если он неугоден», – подчеркнул парламентарий, комментируя выступление Президента РФ Владимира Путина на Генеральной Ассамблее Организации объединенных наций в Нью-Йорке.

По словам сенатора, то, что Россия четко и последовательно придерживается правовой позиции в международных вопросах и именно с этой точки зрения подходит к решению таких острых мировых проблем, как, например, кризис на Ближнем Востоке, делают создание международной коалиции по борьбе с терроризмом реальной, выполнимой задачей.

«Что касается непосредственно встречи двух лидеров, то, очевидно, что диалог между нашими странами существует, это важно для поддержания международной безопасности», – заключил Андрей Клишас.

 

Депутаты фракции «СР» выступили за установление 50-процентной компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

29 сентября депутаты фракции «СР» Государственной Думы Сергей Миронов, Галина Хованская, Анатолий Аксаков, Андрей Руденко внесли в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

Председатель Партии СР, руководитель фракции в ГД ФС РФ Сергей Миронов о законопроекте:

Данным законопроектом мы предлагаем закрепить в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» право на получение инвалидами компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт.

Как известно, такая льгота уже введена в некоторых субъектах РФ. Нашим законопроектом мы предлагаем узаконить эту норму на всей территории России. Инвалиды, независимо от региона проживания, должны иметь равный доступ к правам и свободам, гарантированным Конституцией. В сегодняшних непростых экономических условиях это окажет реальную помощь людям.

 

Сергей Миронов: Инвалиды должны платить за капремонт вдвое меньше

Руководитель парламентской фракции «СР» Сергей Миронов совместно с коллегами внес в Госдуму законопроект о введении 50-процентной компенсации взносов на капремонт для инвалидов и семей с детьми-инвалидами.

 «Такая льгота уже установлена в некоторых субъектах РФ. Нашим законопроектом мы предлагаем узаконить эту норму на всей территории России», – пояснил Сергей Миронов.

Предложение главы и депутатов фракции «СР» вносит поправки в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Список коммунальных услуг, при оплате которых инвалиды имеют право на льготы, предлагается дополнить взносами за капремонт.

«В сегодняшних непростых экономических условиях это окажет реальную помощь людям, – уверен С. Миронов. – Инвалиды, независимо от региона проживания, должны иметь равный доступ к правам и свободам, гарантированным Конституцией».

Напомним, ранее партия СР собрала свыше миллиона подписей за 5-летний мораторий на сборы в фонды капремонта. Лидер партии Сергей Миронов уверен, что сначала необходимо устранить ряд серьезных противоречий, имеющихся в программах капремонта. В том числе государство обязано выполнить свои обязательства по ремонту многоквартирных домов, прежде чем перекладывать их на плечи граждан.

Внесенный депутатами Госдумы Г. Хованской, С. Мироновым, А. Руденко, А. Аксаковым законопроект № 889649-6 «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»« и сопроводительные документы к нему размещены на сайте Государственной думы: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/F4AAFFCD4828F6AE43257ECF00257135/$FILE/889649-6.PDF?OpenElement

 

Лидер ЛДПР: Без участия России невозможно принять решение по международным вопросам

Западные страны 10 лет пытались не привлекать Россию к участию в решении международных проблем, но поняли, что нельзя решать многие ключевые вопросы без учета мнения России, отметил Владимир Жириновский, комментируя выступление Президента РФ на Генассамблее ООН.

«Нельзя принимать решение по Ближнему Востоку, Украине, по всем ключевым вопросам без учета мнения России и возможного ее участия. Америка пробовала, но ничего не получилось. В Сирии они надеялись, что «Исламское государство» раздолбает эту страну до конца, и Штаты потом туда направят специалистов для создания другого государства, но Сирия выстояла. И Россия, используя договор о дружбе и сотрудничестве, готова ей оказать военно-техническую помощь», – начал Владимир Жириновский.

По словам политика, весь мир увидел, что Россия имеет огромное влияние, ибо во всех ключевых вопросах Америка не могла добиться успеха, и лишь с участием России возможны какие-то достижения.

«Никакого возвращения холодной войны не произошло, все страны – равноправные участники международных отношений. 10 лет наш Президент не приезжал в ООН, эти годы кризиса были попыткой не привлекать нас к участию. Но Ближний Восток – это узел проблем для России, там США ничего не смогли сделать. Я этим регионом занимаюсь 50 лет и знаю, что там любят Россию, хорошо знают русский», – заявил лидер ЛДПР и подчеркнул, что именно Россия сможет повлиять на них по всем позициям, и США пошли в этом вопросе навстречу.

От санкций в настоящее время страдают все стороны, как и от наплыва беженцев, утверждает политик, и участие России в решении конфликта поможет также освободиться от этих напастей.

«Миллионы людей будут продолжать двигаться на Запад, это беспокоит Европу, поэтому участие России поможет Европе освободиться от излишнего наплыва беженцев, принести мир на Ближний Восток и спокойствие на Украину. А Евросоюз, НАТО и США не были способны это сделать», – сказал Владимир Жириновский.

Также Председатель ЛДПР заметил, что 70-летие со дня создания ООН – хороший повод для встречи всех мировых лидеров, и это можно увязать с 70-летием окончания Второй мировой войны.

 

Сергей Миронов: Решение Киева – удар по людям

Председатель партии СР Сергей Миронов считает, что украинские санкции против российских авиакомпаний нанесут ущерб не только межгосударственным отношениям, но и человеческим связям между народами наших стран.

 «Уже давно не удивляюсь бездумным решениям украинских властей. В них есть своя логика: Киев усилено форсирует разрушение отношений между нашими государствами. Но ведь Россию и Украину объединяют не только межгосударственные отношения, – отмечает Сергей Миронов. – Нас связывают века общей истории, а главное – тесные дружеские, родственные, культурные отношения между народами, в которые вовлечены миллионы россиян и украинцев. Решение киевской власти о фактическом прекращении авиасообщения – удар по этим человеческим связям».

Украинские власти заявили о закрытии воздушного пространства страны для большинства российских перевозчиков, включая «Аэрофлот» и «Трансаэро». Запрет должен вступить в силу 25 октября. Российская сторона вынуждена принять ответные зеркальные меры.

«Киев решительно намерен «резать по-живому», лишая друзей и родственников, разделенных границей, возможности нормального общения, – комментирует Сергей Миронов. – Это не просто политический демарш. Это не просто удар по экономикам России и Украины. Это – удар по людям. И по гражданам Украины, может быть, даже сильнее, чем по гражданам России».

По данным Минтранса РФ, около 70% пассажиров, совершающих перелеты между странами – украинские граждане. С января по сентябрь этого года российские авиакомпании перевезли на Украину свыше 300 тысяч человек, обратно – почти 290 тысяч.

 

Заместитель Председателя Государственной Думы Николай Левичев прокомментировал заявление Министра труда и соцзащиты Максима Топилина о пенсионном возрасте.

Если тема повышения пенсионного возраста уйдет на ближайшие годы из повестки дня — думская оппозиция может считать это своей значимой победой. Подтверждение информации, министра труда и социальной защиты Топилина, будет означать, что принцип социального государства все-таки пока одерживает верх над рыночным отношением к человеку.

Если финансово-экономический блок Правительства не знает где взять деньги — мы готовы подсказать. К примеру, возглавляемая мной рабочая группа из депутатов, ученых РАН и экспертов установила, что ежегодно на российской таможне бюджет недополучает порядка 2,4 трлн руб. После наведения порядка в таможенной сфере Правительство, может быть, обратит внимание на фискальную сферу и научится собирать налоги по дифференцированной ставке, поддержав давнее предложение фракции «СР». Тогда не только решится проблема дефицита Пенсионного фонда. Найдутся средства на повышение качества медицинского обслуживания и развитие массового спорта, что поможет довести продолжительной жизни граждан России до современных европейских стандартов.

 

Участники «круглого стола» в Совете Федерации рассмотрели законодательное обеспечение борьбы с экономической преступностью

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров провел «круглый стол» на тему «Состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия экономической преступности».

Сенатор подчеркнул, что противодействие экономическим преступлениям является одним из приоритетов для Министерства внутренних дел РФ. «В тех сложных финансово-экономических условиях, в которых находится наша страна, преступления в этой сфере отрицательно сказываются на функционировании экономики, а значит, и на возможности пополнения федерального, республиканских и местных бюджетов», – отметил парламентарий.

«Оборонно-промышленный комплекс, реализация государственного оборонного заказа – это достаточно денежный сектор для федерального бюджета», – напомнил глава Комитета СФ.

По словам Виктора Озерова, законодателей в первую очередь интересует состояние той правовой базы, которая направлена на противодействие преступности в экономической сфере. «Современное законодательство в области противодействия преступлениям экономической направленности требует совершенствования, единообразного понимания и правоприменения».

Начальник 1-го Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел РФ Эдуард Васильев обратил внимание на имеющиеся в законодательстве упущения, которые мешают эффективно бороться с экономической преступностью. В частности, это отсутствие системности, несовершенство и противоречие отдельных правоприменительных норм.

Старший прокурор Генеральной прокуратуры РФ Елена Малык рассказала о борьбе с преступлениями, связанными с незаконным получением и нецелевым использованием средств материнского капитала.

На заседании «круглого стола» также выступили представители Следственного комитета РФ, Федеральной таможенной службы РФ. Они остановились на вопросах ответственности юридических лиц в уголовном судопроизводстве, обеспечения валютного контроля при экспортно-импортных товарных операциях.

По итогам встречи были приняты рекомендации к Правительству РФ, Государственной Думе, Комитету СФ по обороне и безопасности, Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету, профильным министерствам и ведомствам, направленные на усиление борьбы с экономическими преступлениями.