04.01.16 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

http://leo-mosk.livejournal.com/2937852.html

Н.В.Вакурова, Л.И.Московкин,

Москва

Тридцать тезисов о современной русской литературе: расцвет, скрытый от читателя – факторы и причины, признаки и следствия

Аннотация

В статье анализируется состояние новой русской литературы на основе мероприятий прошедшего Года литературы, обсуждений проблем книгоиздания, грамотности, авторских прав. Обсуждения актуальных вопросов проходили в палатах парламента, на публичных лекциях, конференциях по журналистике, при подведении итогов Тотального диктанта, на мероприятиях книжных выставок. В потоке новых изданий выделяются две группы жанров – направленного на запросы невзыскательного читателя детектива или изложения в литературной форме исследований феномена человека. В настоящее время ценностные ориентиры перевернуты в пользу отстраненной от реальности выдумки. Читатель дезориентирован. Однако эксперимент над русской литературой не убил ее традиции, но стимулировал их развитие адекватно яркости потока событий новой реальности.

Ключевые слова: авторские права, Год литературы, издательская стратегия, социальные сети, плагиат

Прошедший в 2015 в России Год литературы отмечен серией мероприятий с участием писателей, издателей и журналистов, лекциями по литературе в Государственной Думе, двумя традиционными выставками ММКВЯ на ВДНХ и Non/fiction в ЦДХ, новым фестивалем книги на Красной площади.

Независимо от Года литературы прошли обсуждения проблем научно-популярной журналистики в Совете Федерации и издательского дела в Госдуме.

Приняты законодательные поправки в защиту авторского права и по Национальной электронной библиотеке.

Общий итог состоит в том, что ключевой информации о текущем состоянии русской литературы прошедшие мероприятия не содержали и оставили серьезные вопросы, требующие не только ответов, но и определенной властной реакции.

1. Подавляющее большинство новых изданий недоступны широкой читательской аудитории. Особенно это касается детской периодики и научно-популярной литературы.

2. Писатели жалуются на недоступность полки в книжном магазине для их творческих продуктов. Из-за этого популярный в советском прошлом писатель уходит в небытие. Не соответствует действительности мнение о том, что сейчас можно купить любую книгу. Мы не нашли роман «Да поможет мне бог» Феликса Джексона о природе террора Маккарти в США, вновь актуальный. Недоступны в отдельных изданиях романы Паустовского, Эренбурга, Фейхтвангера, Дос Пассоса.

3. Попытки издательств перевести и выпустить на русском произведения известных авторов, забракованных советской цензурой, за исключением отдельных книг, показывают адекватность прошлого выбора с цензурой по качеству, а не по политическим причинам.

4. Издатели не могут ответить на вопросы журналистов и не всегда способны объяснить свою издательскую стратегию. Автор не может контролировать ошибки издательского процесса – верстку с ошибками, безликое название книги, неадекватную аннотацию. Очевидно, авторы аннотаций и названий не читают рукописей, наугад определяя их читательскую судьбу. Акции рекламной кампании могут быть нацелены на неадекватный сегмент аудитории и вызывают отторжение и книги и ее автора.

5. В 2015 году ситуация несколько выправилась, однако остается общая проблема отсутствия системного подхода к обслуживанию запросов населения в сфере культуры, кино, театра, литературы, поэзии. В литературе остаются популярными имена, введенные в русскую и мировую культуру проектом «Юность».

6. Наряду с доступом на полку, основной проблемой остается отсутствие системной ориентирующей критики потока литературных произведений. Читатель поставлен в условия самообслуживания. Опубликованная на собственном аккаунте в социальной сети непрофессиональная рецензия на случайно попавшуюся книгу может открыть ей окно в мир.

7. Аннотации книг и отклики читателей на литературных порталах, обслуживающих сетевые продажи книг, носят рекламный характер и дублируют продукцию издательств.

8. Обеспеченность населения России библиотечным фондом и книжными магазинами отстает от западноевропейской. При этом сеть книжных магазинов продолжает сокращаться. Дом книги на Новом Арбате удалось сохранить благодаря вмешательству председателя СФ Валентины Матвиенко. Книжные магазины в регионах России не защищены от закрытия.

9. В 2014-2015 годах в России произошло очередное повышение цен на бумагу. Соответственно подорожала печатная продукция и сократились тиражи. Обсуждения проблем ценообразования в палатах Федерального Собрания выявило антирыночность решения, источник которого остался недоступным идентификации.

10. Поведение посетителей книжных выставок, разговоры у издательских стендов выявили незнание современных произведений и новых литературных имен. Среди участников мероприятий Года литературы отмечены люди, принципиально не читающие издания, вышедшие в свет после 1991 года.

11. Повышение цен на печатную продукцию не было значительным. Соответственно повышена стоимость билета на выставку. Однако в то же время произошло значительное снижение доходов населения. Обнищал основной потребитель литературы, традиционно неблагополучная творческая интеллигенция, с проблемами доступа к Интернету. В социальных сетях встречались жалобы на то, что отмеченную премией книгу в своем городе купить невозможно. Любители книги сознательно отказывались от посещения книжной выставки, чтобы не вводить себя в соблазн.

12. На разных не связанных между собой мероприятиях (Non/fiction, лекции по литературе в Думе, лекции polit.ru, поэтические клубы, кинофестиваль студенческих работ «Святая Анна», организационные мероприятия международной Олимпиады по русскому языку и Тотального диктанта) отмечены попытки однотипных скандалов. Расшифровать суть скандалов можно на основе опыта парламентского журналиста. Можно наблюдать столкновения внешнего управления культурой с попытками ее возрождения. Ситуация настолько типична и банальна, что при желании легко купируется организаторами.

13. Новые скандалы можно расценивать как рецидивы проваленной попытки оккупации отечественной культуры глобальными проектами Google и некоторыми британско-североамериканскими фондами. По словам сенатора Людмилы Боковой, проекты Google в России свернуты и замещены российскими.

14. Выставка Non/fiction в 2015 году показала, как минимум, сокращение «анально-генитальной» литературы для детей, представленной на предыдущей выставке. В целом переводная литература в выставочном объеме превышает издания отечественных авторов. Некоторые из них имеют возможность литературного творчества благодаря проживанию за рубежом. В отечественной литературе лидирует женское авторство.

15. Дискуссии на литературных и поэтических мероприятиях не дают представления о современной русской литературе и оставляют неожиданное впечатление: писатель или поэт для поддержки и продвижения своего творчества должен взять на себя некую политическую миссию подобно тому, как в прошлом для карьерного успеха требовалось вступить в КПСС. В настоящее время речь идет об открытом обслуживании антироссийских интересов, что ограничивает свободы творческого самовыражения не меньше, чем в СССР. С фактами цензуры указанной направленности можно столкнуться неожиданно практически в любой сфере путем манипуляций доступом к микрофону, финансированием и распространением – литература, поэзия, кино, журналистика, законотворчество. Жестко контролируются образование и журналистика. Тематика журналистики исключена из регламента научных конференций.

16. В то же время ситуация неоднозначна. В числе лекторов думского цикла отмечен поэт Андрей Дементьев – один из трех авторов и исполнителей советского проекта «Юность». Дементьев продолжает исполнять свою миссию поддержки молодых авторов в обеспечение единства русского мира. По его инициативе открыт Русский культурный центр в Израиле.

17. Анализ источников и причин известного мнения о потере грамотности и утрате интереса к чтению выявил отсутствие связи с реальностью. Авторы негативных оценок показывают незнание фактов и в ответ на вопросы журналиста проявляют агрессию. Небольшое исследование Журфака МГУ показало, что чтение книг существует не вопреки Интернету, а параллельно ему. Книги на полке и компьютер для дела без игрушек соседствует в одной и той же семье.

18. Тотальный диктант позволил сделать вывод, что неграмотность не повысилась, а стала более заметной благодаря тому, что большое количество людей пользуются письменной речью для общения в публичном информационном поле Рунета. Первым этот факт отметил Максим Кронгауз на лекции polit.ru. Выявлены характерные типы неграмотности генетической природы.

19. Максим Кронгауз отразил волны быстрой эволюции языка как моды в типичном проявлении общего явления волн жизни Сергея Четверикова. Описания Андрея Зализняка показывают «горизонтальный» характер эволюции языка.

20. Наш опыт рецензирования для тематической полосы «Книга в Москве» газеты «Московская правда» показывает, что большинство источников информации о состоянии современной русской литературы неполны и недостоверны. Деятельность по рецензированию обнаружила очаги профессионального литературоведения. Например, исследования поэтического творчества Леонида Губанова ведет в Астрахани Андрей Журбин. Историк Ольга Герасимова выпустила монографию о жизни студенчества МГУ в период культурного расцвета «оттепели» и «заморозков».

21. Описанные в тезисах границы условны. Например, лучший прогноз будущего человечества в соответствии с макроэволюционными закономерностями представила Юлия Латынина в романе «Нелюдь». Роман тщательно выстроен в любимом жанре science fiction с новыми реалиями. Читательская судьба романа характерна. Читатель с запросом на содержательную информацию не верит Латыниной. Поклонник «Новой газеты» или «Эха Москвы» содержательной информации не ищет и не видит. Благодаря своей политической ориентации Латынина оказалась в числе привилегированных авторов, которым позволено контролировать издательский процесс и выпускать книгу в свет в авторской редакции. Оказавшийся номинально в том же лагере Дмитрий Быков несет содержательную информацию буквально каждым своим изданием. С другой стороны, феерическому и фантастически точному описанию новой реальности в романе Маргариты Симоньян «В Москву!» в доверии отказано с ярлыком автору «подстилка Путина». По той же причине ограничено доверие литературному творчеству Павла Астахова с его увлекательным и динамичным учебником жизни (роман «Квартира»), иногда со сценарием будущего (сценарий будущей смерти политического продюсера Березовского в романе «Продюсер»).

22. Данные министра культуры РФ Владимира Мединского показывают, в чем не соответствует реальности известное заключение о спаде книгоиздания. Тиражи изданий в постсоветский период действительно упали в тысячи раз. Однако примерно так же выросла номенклатура изданий. Издательские технологии значительно продвинулись. Снизилась себестоимость, сократился процесс выхода в свет. Стоимость печатного издания от тиража почти не зависит. Издать книгу тиражом 300-500 экземпляров проще, чем 10-15 тысяч, когда возникают серьезные проблемы с распространением и окупаемостью затрат. Для примера: авторы этой статьи получили в подарок книгу, изданную в одном экземпляре за 4800 рублей – качественный фотоальбом о домашнем спектакле по стихотворной повести Леонида Филатова «Про Федота-стрельца» (поставила Юлия Сарычева к дню рождения Натальи Вакуровой https://dropmefiles.com/tgajt).

23. До 2015 года устойчивое преимущество получали издания, оплаченные зарубежными грантами, например, книги Михаила Веллера, Николая Злобина, Ричарда Докинза, Александра Маркова. Борьба с агентами влияния и зарубежным финансированием изменила ситуацию. Выведены из формата «междусобойчика» отечественные литературные премии, где ареопаг награждал сам себя. Два романа – «Лавр» Евгения Водолазкина и «Период полураспада» Елены Котовой – получили литературную премию после того, как наши рецензии на них опубликовала «Московская правда». Предыдущие книги тех же авторов не менее интересны и содержат серьезные прорывы в познании текущей реальности. В частности, генерация смысла в машинном тексте (рассказ Е.Водолазкина «Ошибка рецензента») или методы fire game преследования ФБР в формате ведомственного расследования пророссийского должностного лица (роман Е.Котовой «Третье яблоко Ньютона»).

24. В потоке изданий мы достаточно случайно обнаружили качественные учебники малоизвестных авторов по фракталам и структуре динамического хаоса Сергея Деменюка, геномике Вадима Попова, макроэволюции Юрия Чайковского. Есть любопытный римейк «1984» Джорджа Орвела на основе развития событий в постсоветском однополярном мире – роман «Слепая вера» Бена Элтона. В числе переводных книг можно найти описания войны США против СССР в Афганистане («Война Чарли Уилсона» Джорджа Крайла), борьбы ФБР против источника опровержений сфабрикованных аргументов бомбардировки Ирака («Игра без правил» Валери Плейм Уилсон), также состояния финансов, здравоохранения и пенсионной системы США. Эти книги пользуются абсолютной популярностью в узкоспециальных сегментах аудитории. Менее известно художественное описание мотивации и движущих сил позднесоветской эмиграции в сборнике Наталии Червинской «Поправка Джексона» или описание феноменологии женской социальной межполовой агрессивности «Психоз» Татьяны Соломатиной (частная клиника «Психология озарения»). Соломатина больше известна как автор популярных сборников «Акушер-Ха!», а также книги «Коммуна. Студенческий роман». Роман Ники Муратовой «Гавань развитых ракушек» описывает пример вклада гибридного дизгенеза в развитие современного мира за счет увеличения брачного расстояния в советское время.

2015 год принес новую попытку возрождения генетики. Научно-популярные монографии и учебные пособия по генетике выведены в отдельный раздел. Теоретически в этом есть смысл при условии репрезентативности номенклатуры: эволюционная и сельскохозяйственная генетика, геномика, эпигенетика, генетика поведения, ДНК-генеалогия, клиническая генетика.

25. Книгоиздание в России развивается не благодаря выстроенной системе защиты авторских прав, но вопреки ей. Система не защищает права автора на произведение, а использует искусственные права неких правообладателей для отчуждения произведения от авторства и ограничения доступа произведения к аудитории. Система закрывает возможность легального издания альманахов, массовых учебников и мультимедийных продуктов на основе отечественных брендов и мемов – мелодий, стихов, крылатых выражений. Информирование аудитории о достижениях отечественной науки, новинках литературы и кино подпадают под ограничения рекламы. Однако воровство брендов и мемов в той же рекламе фактически не контролируется ФАС, на которую возложена данная функция.

26. Новый автор в поисках признания должен сделать непростой выбор. Попытка издания книги в бумаге требует времени и, как правило, искажения авторского замысла и не приносит дохода. В случае успеха текст обязательно будет украден и издан под другим именем, с другим названием и с незначительными изменениями начала и окончания. Защитой авторских прав является индексируемая публикация в Рунете. Профессиональные писатели выступают категорически против Интернета, однако реальность опровергает их доводы. Остается впечатление, что от Рунета защищаются не столько доходы профессионального писателя, а некое право на плагиат и возможность использования труда «литературных рабов». В некоторых книгах заметны нестыковки текста. Из числа попавших к нам на рецензию это издания под раскрученными именами, заложенными в основу конвергентных проектов, когда одна и та же звезда поет, танцует, появляется в телевизионных проектах и одновременно пишет книги.

27. Содержательная информация попадает в бумажные издания при прямой властной поддержке аналогично тому, как были изданы в советское время произведения В.Некрасова «В окопах Сталинграда», А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Зубр» Д.Гранина. В настоящее время подобных публикаций намного больше. Например, исследование РИСИ украинского проекта Вашингтона в мировой прессе (монография «Кризис на Украине и крымские события 2014: практика информационной войны») или издания Центра международной журналистики Вероники Крашенинниковой о феномене частной армии BlackWater, поэзии Донбасса при поддержке Фонда «Русский мир», сборников по истории Крыма и по информационной войне. Согласно заключению депутата Вячеслава Никонова, поэзия Донбасса отражает пассионарный толчок, невольно спровоцированный войной и геноцидом.

Агрессия на Южном Кавказе, в Ливии, Сирии, Донбассе спровоцировала развитие на современном технологическом уровне российской фронтовой и в общем смысле универсальной журналистики, о которой писал Дэвид Рэндалл в монографии «Универсальный журналист». К годовщине гибели Андрея Стенина МИА «Россия сегодня» выпустило его альбом «Зона конфликта», который следует расценивать как типичный и в то же время выдающийся пример творчества русского универсального журналиста. Презентацию альбома провела Маргарита Симоньян. Коллеги Стенина рассказали о технологиях подготовки и работы журналиста в зоне конфликта.

28. Можно сделать вывод, что развитие Рунета, национального корпуса языка и поисковых систем вызвали эффект, аналогичный тому, что в эволюции жизни на Земле для молекулярно-генетической информации дало появление Эукариот с настоящей Хромосомой. Фактически созданы информационное депо и полигон значительного объема, обеспечивающие полный цикл (генерация, депонирование, эмиссия, сукцессия и рецессия информации), свободный от текущих оценок, обязанностей по применению и политической конъюнктуры. Президент Фонда «Русский мир», депутат Вячеслав Никонов утверждает, что благодаря Рунету за пределами географических границ РФ существует вторая, виртуальная Россия, по числу читателей превышающая страну в off-line реальности.

29. Наш вывод состоит в том, что русская литература испытывает новый расцвет на основе национальных традиций описания естественнонаучных исследований в литературной форме. Выдающимся примером остается предсказание Федора Достоевского будущего открытия мобильных элементов генома, общий объем которых в хромосомах человека достигает половины. В форме неких «трихин» в мозгу человека Достоевский описал влияние мобильных элементов генома на массовое поведение человека, так называемые «кооперативные эффекты психики».

30. В экспертной оценке поток новых изданий можно разделить на две большие группы жанров. Примером раскрученного автора детектива служит Татьяна Устинова. Ее антипод – Елена Котова, которой неинтересно писать о том, что лично ей неизвестно и что она не пережила сама. В этом смысле Котова продолжает линию познания феномена человека в русской классической литературе девятнадцатого века. Творчество Устиновой немного напоминает абстрагированный от реальности романтизм восемнадцатого века.

Литературоцентричная Россия в прошлом предпочитала содержательные исследовательские произведения. Их авторы пользовались авторитетом в обществе и литературным трудом зарабатывали на жизнь в достатке для своей семьи. В настоящее время ценностные ориентиры перевернуты в пользу отстраненной от реальности выдумки, нацеленной на аудиторные ожидания невзыскательного читателя. Творчество оплачивается скудно и нестабильно. Авторство не защищено. Искусственный эксперимент над русской литературой не убил ее традиции, но стимулировал их развитие адекватно яркости потока событий новой реальности в том числе и в самой литературной среде.

Погруженному в события парламентскому журналисту, преподавателю теории и практики массовой коммуникации выдуманные детективы не интересны. Зачем нагромождать неестественные фабулы и изобретать искусственные сюжеты, когда источником фантастики стала сама жизнь?

 

Natalia Vladimirovna Vakurova, State University of management;

Lev Izrailevich Moskovkin,

Moscow

Thirty theses facts on contemporary Russian literature: the rise, hidden from the reader – factors and causes, signs and consequences

Abstract

The article examines the state of modern Russian literature based on events of the past Year literature, discussions of problems of book publishing, literacy, copyright. Discussion of topical issues took place in the houses of Parliament, at public lectures, conferences on journalism, summarizing the results of Total dictation, at events, book fairs. In the stream of new publications are two groups of genres – requests aimed at the lowbrow reader of detective or presentation in literary form studies of the phenomenon of man. Currently values are inverted in favor of detached from reality fiction. The reader disoriented. However, the experiment on Russian literature didn't kill her traditions, but stimulated the development of adequate brightness of the event stream a new reality.

Keywords: copyright, plagiarism, publishing strategy, social network, Year of literature

 

Приложение. Российский книжный союз опубликовал в 2015 году итоги исследования инфраструктуры чтении в рамках проекта «Культурная карта России. Литература. Чтение» – рейтинг регионов по развитости инфраструктуры чтения.

Задачи проекта:

- Анализ текущего состояния книжной отрасли и каналов распространения.

- Мониторинг обеспеченности населения РФ книготорговыми объектами, библиотеками.

- Анализ интересов и предпочтений читательской аудитории. Форматы чтения.

Цель проекта — создать интегральный индекс и оценить с его помощью инфраструктуру чтения в российских регионах.

При разработке индекса использовались следующие ключевые предпосылки:

- Индекс должен позволять разрабатывать меры, направленные на развитие сбалансированной и эффективной инфраструктуры чтения во всех регионах РФ.

- Индекс должен охватывать только факторы и элементы инфраструктуры, относящиеся к чтению книг, так как книга выполняет роль сохранения, передачи и преумножения интеллектуального, культурного и творческого потенциала.

Предложенная концепция индекса включает 31 показатель, характеризующий состояние четырех ключевых элементов инфраструктуры чтения: продвижение книг и чтения; библиотек; традиционных каналов распространения; онлайн-распространения и доставки.

Веса показателей в индексе определялись:

- На первом этапе исходя из фактического объема распространения книг через отдельные элементы инфраструктуры; их популярности среди населения; экспертного мнения участников отрасли.

- На втором этапе через корреляционный анализ, в рамках которого была оценена степень взаимосвязи показателей инфраструктуры чтения с активностью чтения и объемом покупки книг.

Использованный подход показал, что уровень развития общественной инфраструктуры чтения (библиотек) напрямую влияет на читательскую активность, а уровень развития коммерческой инфраструктуры (магазинов, киосков, активности издательств в вопросах продвижения книг) влияет на нее опосредованно через покупку книг.

По результатам расчета индекса, в лидеры вошли Санкт-Петербург, Москва и Московская область, наименьшие оценки получили Республика Крым, Забайкальский край, Республика Ингушетия и Чеченская Республика.

При этом даже регионы-лидеры существенно отстают по уровню развития отдельных ключевых элементов инфраструктуры чтения от зарубежных стран, уделяющих внимание чтению и развитию инфраструктуры чтения.

Проблематика, цели и задачи, обозначенные президентом РФ на Литературном собрании:

- Общая тревога – это падение интереса к книге, особенно среди молодежи.

- Наша страна – некогда самая читающая в мире – уже не может претендовать на это почетное звание.

- Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе.

Индекс инфраструктуры чтения включает 31 показатель, веса которых предварительно определялись на базе данных о фактическом распространении книг или популярности каналов у населения.

Ключевые факторы формирования индекса:

- Традиционное распространение (книжные магазины, FMCG-сети, киоски по продаже печатной продукции) – 50%

- Онлайн-распространение и доставка (интернет, электронные устройства для чтения, почтовая доставка) – 15%

- Библиотеки (Включает все доступные библиотеки без учета библиотек учебных заведений) – 25%

- Продвижение и информирование (социальная реклама, мероприятия издательств, мероприятия книжных магазинов, выставки и ярмарки, литературные СМИ) – 10%

 

РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЧТЕНИЯ

Несмотря на сопоставимые объемы, фонды российских библиотек характеризуются большим возрастом (т.е. отстают в актуальности).

 

Число книжных магазинов на 1 млн населения

Франция 69,8

Канада 55 7

Швеция 54,3

Великобритания 46,8

Финляндия 58,2

Санкт-Петербург 32,7

Великобритания 16.6

Москва- 10,0

 

Число библиотек на 10 тыс. населения

Финляндия 11,4

Норвегия 8,2

Канада 4,9

Великобритания 4,8

Швеция 4,8

США 3,3

Франция 0,8

Санкт-Петербург 0,5

Москва 0,4

 

Библиотечный фонд, число экз. на душу населения

Финляндия 15,5

Швеция 11,1

Санкт-Петербург 0.8

Великобритания 8,9

США 8,3

Канада 7.7

Москва 7,5

Великобритания 6,1

Австралия 5,8

Франция 4,1

 

Для сопоставления были выбраны экономически развитые страны, которые уделяют внимание развитию читательской активности и инфраструктуры для чтения.

Источники: Росстат, Eurostat. аналитика Strategy Partners Group.

 

Итоговый рейтинг регионов при весах после корреляционного аНАЛИЗА

Санкт-Петербург 36,83

Москва 34,38

Тюменская область 32,28

Московская область 29,50

Ярославская область 26.82

Республика Марий Эл 26,57

Вологодская область 26,14

Псковская область 25.90

Краснодарский край 25.74

Новгородская область 25,02

Республика Мордовия 24.57

Ленинградская область 24.29

Республика Татарстан 23.98

Республика Карелия 23.81

Костромская область 23.26

Омская область 23.07

Самарская область 22.88

Рязанская область 22.67

Челябинская область 22.57

Ставропольский край 22.45

Мурманская область 22.32

Ненецкий АО 22,20

Астраханская область 22.08

Удмуртская Республика 21,57

Республика Адыгея 21.32

Тульская область 21.18

Чувашская Республика 21.12

Ростовская область 20.95

Республика Коми 20.80

Ханты-Мансийский АО 20,68

Владимирская область 20.59

Калужская область 20,43

Калининградская область 20,42

Свердловская область 20,03

Чукотский автономный округ 19.99

Белгородская область 19,95

Липецкая область 19,91

Смоленская область 19,84

Пермский край 19.84

Волгоградская область 19,84

Республика Башкортостан 19,68

Тверская область 19,26

Кировская область 19,15

Ульяновская область 19,14

Архангельская область 19,03

Новосибирская область 18,92

Курская область 18,90

Ивановская область 18.86

гевастополь 18.64

Курганская область 18,59

Нижегородская область 18,58

Саратовская область 18,54

Хабаровский край 18,53

Томская область 18,36

Тамбовская область 18.17

Камчатский край 17,27

Кемеровская область 17,12

Пензенская область 17,05

Красноярский край 17,01

Орловская область 16,88

Сахалинская область 16,56

Республика Алтай 16,33

Воронежская область 15,98

Ямало-Ненецкий АО 15,69

Алтайский край 15,25

Карачаево-Черкесская Р-ка 15,10

Республика Бурятия 14,37

Магаданская область 14,31

Брянская область 14,31

Оренбургская область 14,01

Кабардино-Балкарская Р-ка 14,00

Республика Саха (Якутия) 13,36

Иркутская область 13,15

Республика Северная Осетия 13,07

Республика Калмыкия 12,91

Амурская область 12,4 2

Приморский край 11,81

Еврейская АО 11,42

Республика Тыва 11,39

Забайкальский край 11,05

Республика Крым 11,05

Республика Дагестан 10,95

Республика Ингушетия 10,33

Чеченская Республика 6,00

 

Источники: аналитика Strategy Partners Group

Данные по Крыму и Севастополю из открытых источников. В некоторых случаях носят оценочный характер