Кузнецова
А.А. Тайны гримерных комнат. Документальная повесть / Анна Кузнецова. – М.: ИПО
«У Никитских ворот», 2015. – 284 с., тир. 1500 http://leo-mosk.livejournal.com/2989333.html
01.02.16
Наталья ВАКУРОВА
Книга в
Москве
Мужество на
стриптиз
Душевный
стриптиз или исповедь?
Несмотря на
разум, все равно хочет вечной яркости, первозданности чувств и страсти. Так, по
крайней мере, было у нас
Опустился
занавес эпохи шестидесятников. Но они не ушли со сцены под звук собственных
шагов. Доказательство этому – книга Анны Кузнецовой «Тайны
гримерных комнат» (Документальная повесть. – М.: ИПО «У
Никитских ворот», 2015).
В этой книге
вся ее жизнь – от юной журналистки до известного театрального критика и
сотрудника «Литературной газеты» – как пьеса талантливого драматурга, наполнена
неожиданными и будто бы случайными событиями, однако ничего случайного в этой
жизни нет. Она абсолютно закономерно вписывается в
жизнь страны – и той, которой уже нет, и той, в которой мы живем сейчас, со
всеми ее трудностями, несуразностями, глупостями, бедностью и в то же время
романтическим предчувствием чего-то нового, неизведанного...
Книга
имеет подзаголовок: «Жизнь в театральных декорациях. Четыре действия без
антрактов». Этот подзаголовок едва заметен на черной обложке, с фотографии на
которой задумчиво смотрит, вглядываясь то ли в прошлое, то ли в будущее, Анна Адольфовна Кузнецова. Ее девичья фамилия – Гольдина. Выйдя
второй раз замуж за известного журналиста Валентина Кузнецова, она поняла, как
много значит единство душ и как больно, когда близкий человек не выдерживает
испытаний жизни и профессии, и становится не тем, на кого можно положиться, а
тем, кого надо жалеть и поддерживать. «Наверное, брак не предполагает безумной
любви, ему, браку, тогда труднее выдерживать контраст неизбежно наступающих
перемен, разочарований, усталости», – пишет Анна Кузнецова.
«Брак по
любви, несмотря на разум, все равно хочет вечной яркости, первозданности чувств
и страсти. Так, по крайней мере, было у нас. Наш брак близился к
двадцатилетнему юбилею, но до него дотягивали с трудом. В его, Кузнецова, стихах – вся биография наших чувств, отношений, общей жизни,
независимо от того, были ли мы порознь в других супружествах, вместе ли в браке
или в официальном разводе. Все равно мы всегда были вместе с 1949-го, с общего
университета, до его смерти в 2009-м – 60 лет...»
В книге
много стихов Валентина Кузнецова, в основном про любовь к Анне – стихов очень
хороших, без преувеличения настоящих. Но здесь приведу одно, которое, как мне
кажется, вобрало в себя то главное, что трудно определить словами – как и чем измерить жизнь и любовь? И когда все кончается, и
кончается ли вообще?..
«Вот и
наступает наша осень,
У нее
седин не занимать.
Старости
отчетливая проседь
Говорит,
что скоро помирать.
И о главном
надо бы подумать
И себя на
этом обмануть,
Чтобы лет
истраченная сумма
Окупилась
бы когда-нибудь,
И не
славой – вряд ли будет после,
Не
деньгами – это никогда.
Бездорожья
наступает осень,
Безытожья близятся года.
Виноваты, нет ли – век рассудит.
Отберет ли
что-то, не узнать.
Не впервой
во тьму уходят люди,
О которых нечего сказать.»
Думаю, не
случайно Анна Кузнецова стала театральным критиком: театр с его концентрацией
чувств, спрессованным временем и условным пространством как нельзя более
соответствует ее мироощущению, когда надо постоянно искать главное,
докапываться до сути, жить на пределе эмоций, но всегда говорить правду. Судьба
– главный драматург, а люди – действующие лица. Для Анны Кузнецовой здесь
ключевое слово «действующие». Конечно, она человек действия. «Дерзай, живи
дальше, или прозябай» – от этого жесткого лозунга она никогда не отступала. И в первые годы работы в Малом театре, который стал ее домом,
работой, любовью – всем.
«Вот они,
действующие лица моей драмы», – пишет автор, перечисляя имена, которые сегодня
представляются высеченными на камне : Михаил Царев,
Борис Равенских, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Елена
Гоголева, Руфина Нифонтова, Алексей, Эйбоженко... Такое количество выдающихся
в одном месте было чревато конфликтами и скандалами. Борьба за первенство, за
власть – вспомним «Театральный роман» Булгакова, там все сказано.
Для Анны
Кузнецовой обсуждения и худсоветы были тем материалом, из которого она вынесла
бесценные жизненные уроки, несмотря ни на что: «Одно бесспорно: высочайший
уровень личностный, художественный оценок и суждений, с каким я – увы! – перестаю
встречаться в последнее время. И худсоветов уж нет, и, боюсь, таких их
участников, которые были неприкасаемым авторитетом для окружающих, тоже почти
не стало. И все творческие разговоры застревают на уровне: мое – не мое», «нравится
– не нравится», «принимаю – не принимаю»! Как же остановить этот очевидно
происходящий процесс обнищания театра, превращения его в массовую
самодеятельность? Вдруг мои примеры прошлого помогут?»
Здесь нет
вопроса. Конечно, примеры прошлого помогут. Дадут пищу для сравнения и
размышления. Помогут увидеть, что было и что стало. И это не получилось бы у
автора, если бы она с необыкновенной смелостью не открыла читателю свою душу. Когда
она заговорила с Кузнецовым о своем намерении написать книгу, он спросил: «У
тебя есть мужество на стриптиз?» И вот книга перед нами. Она уже живет своей
жизнью, отчуждаясь от автора. И живет не в театральных, а в реальных
декорациях: откровенный, мастерски написанный профессиональным журналистом
текст, большая вкладка с фотографиями, где путь от Анечки, Ани до Анны Адольфовны спрессован в несколько страниц. И в конце – такие
слова: «Пусть моя книжка будет моей исповедью. Моим покаянием. Публичным... Только
здесь – мое спасение. Может быть – оправдание».
Нет надобности делать вывод после вывода. Читайте – и
вы все поймете. Жизнь, пройденная со страной и с эпохой.
– перед нами.
P.S.
(цитата из книги, действие третье «Сама захотела»)
«Мне
недавно одна моя читательница, сама писатель из Иваново, прислала свою книгу «Как
жить несчастливой». И в письме – жалобы на то, как трудно жить пишущему
человеку в провинции, как много у нее проблем, а главная
– одиночество. Прочитала все внимательно: бесспорно – одаренный интересный
писатель! А разве в столице легче жить женщине-литератору, да еще если она не молодеет, а стареет... не удержалась, рядом
с ее заголовком: «Как жить несчастливой» подписала – «Стать счастливой»...