03.05.16 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Двоемыслие истории

Незнание исторических законов не освобождает от ответственности за наше будущее http://leo-mosk.livejournal.com/3185639.html

Новый для русской литературной полки роман британца Бена Элтона «Время и снова время» (пер. с англ. А. Сафронова. М.: Фантом Пресс, 2016. – 384 с., тираж 4000 экз.) описывает судьбу исторического миссионера Хью Стэнтона – отставного спецназовца и раскрученного в сети авантюриста, брошенного из 2024 года на 110 лет назад для исправления истории. Таинственный орден Хроносов по алгоритму сэра Исаака Ньютона выбрал Стэнтона для авантюрной роли предотвращения убийства эрцгерцога Фердинанда. Чтобы надежно исключить Великую войну, англичанин должен был убить воинствующего кайзера Вильгельма.

Миссия Стэнтона спровоцирована письмом Ньютона о временной петле и по деталям разрабатывается в спорах кембриджских старцев, получая идеологическое обоснование. Одно их описание достойно отдельного издания.

Таких красот в романе немало с уникальными описаниями общества разных времен и народов. Читая роман, узнаешь, чем отличалась жизнь век назад, когда еще не было такого разгула ханжества и суррогатов, еда была вкусной, обивка натуральной и женщины не брили потаенные места.

У супер-женщины с квази-мужскими личными ценностями из нового 21 века на лобке наколка, но об этом позже.

По описаниям Элтона, начало 20 века было вполне благополучным. Воинственность Германии была театрально-постановочной. Кайзер Вильгельм пользовался всеобщей любовью в роли национального лидера. Никто не догадывался о грядущих бедствиях. Отношение к Эрцгерцогу Францу Фердинанду было сложным из-за сербской непримиримости к оккупационной власти с одной стороны и династических проблем – с другой. Фердинанд женился по любви на чешке Софии Гогенберг. Золушка при дворе, София радовалась редкой возможности выехать на церемонию с мужем.

Исторический факт: ради любви Фердинанд пренебрег смертельной опасностью. 28 июня 1914 года – годовщина исторической победы над турками на Косовом поле и праздник Святого Вита – повод для демонстраций сербского патриотизма. Убийство Фердинанда спровоцировало антисербские погромы с известной цепью последствий. История ничему не научила в том числе и британских старцев, проектировавших симметричный вариант.

Элтон буквально высмеивает бездарную организацию покушений, запланированных с кратным избытком и все равно лишь по ошибке завершившихся успешным убийством.

Миссионер добавил непредсказуемости, но справился. Гаврило Принцип убит, не успев нажать на курок.

Не сложнее оказалось разнести череп кайзера пулей из снайперской винтовки. Дальше началось нечто невообразимое для историков Кембриджа.

Исходили из того, что русский СССР погубил десятки миллионов, прежде чем с ним справились. Хотели создать столетие, в котором тоталитаризма не было вовсе. Желали такого мира, где человеческая изобретательность не используется для тупого разрушения всего и вся.

Диспут в Кембридже всегда перерастал в перебранку между марксистами и романтиками. Марксисты утверждали, что история – неизменяемый продукт предопределенных экономических материальных сил. Романтики полагали, что историю творят личности и посему одна желудочная колика или недоставленное любовное письмо способны все изменить.

Сошлись на том, что надо все изменить, предотвратив Великую войну. Если бы не случилось войны, миллионы лучших юношей из отменно образованного и культурного поколения не сгинули бы в грязи, но стали цветом двадцатого столетия. Если б потерянные поколения уцелели, они бы встали на пути посредственностей и нравственных банкротов, которые вылезли из крысиных нор и увели свои нации в абсолютное зло. Чего достигли бы эти страны без разрушительного катализатора индустриальной войны?

Безумное, извращенное, упорное саморазрушение общей культуры, четыре тысячи лет создававшейся и почти в одночасье уничтоженной. Она уступит место убийственной похлебке из недоваренного фанатизма правых и левых. СССР обратил марксистскую идею в заразный глобальный кошмар, намертво поработил целые народы. США, поклоняющиеся конкуренции, потреблению и избытку, результат – угасание планеты. Не только американцы виновны в разрушении окружающей среды, но они зачинщики. Потреблять ради потребления и сверх желания учила народы величайшая мировая демократия.

Каким был бы свет, если бы великие европейские народы продолжили свой путь к миру, процветанию и просвещению? Главное, прелестные русские царевны останутся в живых!

Типична для гуманитарных историков общая путаница причинно-следственных связей скрывает локальную ангажированность. Сказывается старый счет прежней британской метрополии к бывшей североамериканской провинции. По версии персонажа Элтона – декана Сэлли Маккласки, судьба провинции в Новом свете могла сложиться иначе, поделись Лондон местами в парламенте.

По версии автора Элтона, результат эксперимента оказался обратным и намного страшнее. Из другой версии 20 века совсем другому декану пришлось посылать иного посланника Хроносов для предотвращения предотвращенного. Кейти – товарищ КТ503b678 из английской области германского СССР с наколками на всем теле включая шахне. Бритая голова с клеймом заключенной. Участвовала в захвате руин Нью-Йорка. Своими руками убила своих детей, потому что Партия запретила любовь мужчины и женщины. Дикое, истерзанное пытками существо. Партия не убивает, но возвращает к жизни для новых пыток и издевательств.

Вот эта черта англосаксонской островной ментальности воплощается в fiction Бена Элтона особенно красочно и правдоподобно. Дань популярности на родине сыграла с автором втемную. У читателя из иного мира талантливый fiction Элтона индуктивно формирует представление о недоступном в евразийской ментальности понимании механизма самоорганизации и действия аналитического центра разработки и принятия глобализующих деструктивных решений.

А мы-то не могли понять, что это за «старцы» этакие в Западном формате из восточного набора. Для них убийство невинных проходной момент в достижении цели, даже убийство детей вместе с их матерью.

В отличие от тщательно снаряженного Стэнтона с оружием и бронежилетом, деньгами и документами на несколько легенд, Кейти не имела ничего, кроме натренированной ненависти и жизненной силы. Ее вариант истории 20 века был настолько тотально беден, что для нового миссионера не нашлось обуви на каучуке. Цокающие башмаки отдал Кейти солдат, который, наверное, поплатился жизнью за утерю казенного имущества. Иначе пришлось бы отправляться босиком или в парусиновых баретках.

«Ты не представляешь нищету мира, созданного тобой» – сказала Кейти Стэнтону. Города Восточной Европы и Малой Азии опустели в повальный голод 1930-х. Прага, Варшава, Будапешт, Сараево, Загреб, Стамбул. Партия не могла всех прокормить, поэтому горожан вывезли в деревни, устроив крестьянскую войну за съестное. От голода вымерли десятки миллионов, что и требовалось. Уцелевшие пытались восстать. Партия ответила химическим оружием. К югу от Дуная отравили все что можно. К моменту отправки Кейти в прошлое в Стамбуле уже восемьдесят лет не было ни единой живой души.

Чем больше Стэнтон узнавал о спровоцированном им мире Кейти, тем сильнее убеждался в преступном заблуждении компании самодовольных кембриджских старцев. Его миссия убила кайзера и запалила революцию. Привела к правлению миром четыре поколения диктаторов-психопатов.

Информация Кейти одинаково уничтожает идеологию и марксистов и романтиков. Ты считаешь, что жил в паршивом веке? Всего-то одна война, чуть-чуть геноцида и дохленькая атомная бомбардировка. И всех забот – какая-то дурь глобального потепления. А не угодно ли пожить в веке, где уже четвертое поколение коммунистических психов правит всей планетой – одной огромной сетью концлагерей. Любовь считают предательством и заставляют матерей топить своих младенцев. Человек – управляемый автомат-робот. Людей забивают до смерти. Они загибаются на рудниках и мрут от голода. Как заводные отплясывают на Красных площадях Берлина, Лондона, Москвы, Вашингтона. Тысячные толпы размахивают алыми лентами, а партийные динозавры злорадно пялятся с трибун. Мир, где нет свободы. Нет личности. Нет радости вообще. Запрещены слова везение и удача.

Еще одна фишка Элтона – отражение двоемыслия. Согласно некоему внутрипартийному плану, к исполнению миссии товарищ декан склонил дикую Кейти откровением: он ненавидит Партию так же, как и она. Партия убила и его детей. Только они не были плотью и кровью: искусство и культура, ученость и литература, живопись и поэзия. Декан видел множество призраков сего младенца. Они спрятаны здесь, в Государственном Институте Научных Исследований, который до Славного Освобождения именовался Кембриджским университетом. Запрещенные рукописи и картины, древние тексты и забытые знания. Схоронены в глубоких темных подвалах. Замурованы в никому не ведомых стенных нишах. Погребены в затянутых паутиной гробницах.

Бен Элтон – звездный автор новой британской литературы. Его романы характерного жанра исторического fiction подаются как чистый science fiction для отображения борьбы научных идей, концепций, гипотез и теорий в его любимом предмете – истории. Быт и характеры соответствующей научной среды выписан фантастически литературно-художественно. Чем напоминает романы Станислава Лема, аналогичные для теории эволюции, где это уместно.

Зато для истории получилось ярче, да и переводчик постарался. Расцвет новой русской литературы включает высокую технологию перевода на уровне лучших традиций отечественных литературно-поэтических переводческих школ.

Целенаправленный развал советской системы литературной навигации скрыл от массового читателя расцвет новой русской литературы. На этом фоне ряду тематических британо-североамериканских изданий или авторов приданы преференции в тиражах, рекламе и распространении электронной версии. Для целей пропаганды постмодернистских ценностей из островной ментальности авторские права отодвигаются на второй план. Никто не жалуется, автор и издатель оригинала отказываются от прав в пользу русскоязычного издания в России. Среди таких изданий есть много нехудожественных и намеренно антихудожественных, достойных тем не менее изучения с элементами патологоанатомического вскрытия. Например, творчество Айн Рэнд. В переводах на русский можно найти обличительные исповеди экономического убийцы или организатора войны против СССР в Афганистане, откровения по химическому оружию и бессилию страховой медицины США.

Еще для самой читающей советской страны сделали классикой «Гроздья гнева» Джона Стейнбека с описанием банковского террора в природе Великой депрессии. В свое время была популярна повесть-исследование террора Маккарти «Да поможет мне бог» Феликса Джексона. Эти книги стали своеобразной проекцией на наше будущее. Но посланцами прошлому не стали, мы сами провалили миссию, в натуре аналогичную тому, что искусственно нарисовал Элтон.

От права на свою историю отказалась страна, бывшая автором международного права войны, инициатором Венской, Гаагской и Ялтинской конференций.

Романы Бена Элтона – высоко художественные и читаются взахлеб, пугают и увлекают. В них вживаешься и с ними трудно прощаешься. Но это не значит, что и тут не требуется анализа. Бен Элтон продолжает линию Джорджа Орвела в проекции на будущее описанных Орвелом тенденций. И в Британии и в США есть парадоксальная тенденция литературно-публицистического саморазоблачения с элементами самобичевания. Из книг Бена Элтона можно узнать о таких квази-государственных англосаксонских программах, как запрет на вакцинацию детей или по инактивации лишнего населения через вовлекающие сетевые Интернет-технологии. Самое трудное для идеологически отягощенного российского читателя – адекватное восприятие описанных Элтоном тенденций тоталитаризма и цензурно-политического управления СМИ.

Автор заставляет понять: узурпированное право на глобализацию истории генетически обусловлено островной ментальностью, а не евразийской.

Романы Бена Элтона захватывают и вовлекают, однако нехитрый сопоставительный анализ вызывает изумление больше нечитаемых продуктов Айн Рэнд или Френсиса Фукуямы. Зачем-то певцы британо-североамериканского величия выставляют напоказ свои приемы тоталитарной глобализации, по сути – организацию массовых преступлений против человечности. Как бы ни Фантастично воспринималось, здесь нет выдумки.

Но мы-то живем в России с другой ментальностью, континентальной евразийской. Мы отсюда знаем, что никакое общество не может быть единообразно. Попытка предотвратить неизбежное ускорит и усилит его. Стимуляция неизбежного ускорит революционный цикл, сделает его более эффективным. Неизбежное будущее существует в настоящем согласно антропному принципу в синергетике Курдюмова-Капицы. Россия научилась проводить революции с максимальным обновлением при минимальной крови. Для этого не надо лазить в прошлое для убийства назначенного виновника. Надо в настоящем вести кропотливую работу с тысячами внешних миссионеров и миллионами жертв их пропаганды.

В естественнонаучной России кажется странным, что историк придерживается тезиса о субъективной науке и не знает, что любая эволюция включая историю проходит по траекториям странного аттрактора Лоренца. Они не пересекаются. Петля времени не существует в природе.

 

BEN ELTON

TIME AND TIME AGAIN

БЕН ЭЛТОН

ВРЕМЯ и СНОВА ВРЕМЯ

Phantom press

Москва

УДК 821.111

ББК 84.7

Э51

TIME AND TIME AGAIN by Ben Elton Copyright © 2014 by Ben Elton First published in Great Britain in 2014 by Bantam Press an imprint of Transworld Publishers

Все права защищены. Любое воспроизведение, полное или частичное, в том числе на интернет-ресурсах, а также запись в электронной форме

для частного или публичного использования возможны только с разрешения владельца авторских прав.

Книга издана с разрешения автора и литературного агентства Синопсис

Бен Элтон

Э51 Время и снова время. Роман. – Пер. с англ. А. Сафронова. М.: Фантом Пресс, 2016. – 384 с., тираж 4000 экз.

1 июня 1914 года. Хью Стэнтон – отставной спецназовец и знаменитый авантюрист, самый одинокий человек на свете. Те, кого он знал и любил, еще не родились. Возможно, теперь не родятся вообще. Только Стэнтон знает, что грядет большая страшная война, коллективное самоубийственное безумие, которое разрушит европейскую цивилизацию и ввергнет в страдания миллионы людей. Двадцатый век станет веком Великой войны, унесшей десятки миллионов жизней. И лишь Стэнтон понимает это, ведь для него нынешний век уже история. Он прибыл из будущего – перепрыгнул с одного временного витка на другой, воспользовавшись посланием сэра Исаака Ньютона, которое тот завещал вскрыть через столетия после своей кончины.

У Хью Стэнтона есть миссия. Он спаситель человечества. Хью предстоит изменить жуткую историю столетия, обратить Век смерти в Золотой век. Он должен предотвратить войну -войну, которую начнет один выстрел, не дать Гаврило Принципу убить эрцгерцога Франца Фердинанда. Но может ли одна пуля погубить целый век? И если да, то сможет ли другая единственная пуля его спасти?

Новый роман Бена Элтона – удивительные приключения во времени, в череде альтернативных версий XX века, среди которых наша собственная – совсем не худшая.

ISBN 978-5-86471-717-2

© А. Сафронов. перевод, 2015

© «Фантом Пресс», оформление, издание, 2016

Учителям истории. Со школьных лет и поныне история – любимый мой предмет.

Литературно-художественное издание

 

Бен Элтон

ВРЕМЯ И СНОВА ВРЕМЯ

Роман

Перевод Александр Сафронов

Редактор Игорь Алюков

Корректоры Ольга Андрюхина, Ирина Белякова

Художник Елена Сергеева

Компьютерная верстка Евгений Данилов

Директор издательства Алла Штейнман

Подписано в печать 23.11.15 г Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 24.0. Тираж 4000 экз. Гарнитура типа «Тайме». Заказ №8862

Издательство «Фантом Пресс»: Лицензия на издательскую деятельность код 221

серия ИД № 00378 от 01.11.99 г. 127015 Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, 1700 Тел.: (495)787-34-63 Электронная почта: phantora@phantom-press.ru Сайт: www.phantom-press.ru

Отпечатано с готовых файлов заказчика в АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

По вопросам реализации книг обращаться по тел/факсу (495) 787-36-41.

ISBN 978-5-86471-717-2

785864 717172