14

14.06.16 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Несостоявшаяся другая Америка – романтическое исследование http://leo-mosk.livejournal.com/3291139.html

«Русская Америка: Романтическая быль» Сергея Бабаяна (М.: ПРОЗАиК, 2012. – 544 с., тир. 3 тыс.) стала еще одним ярким изданием на полке новой русской литературы, подтверждающим наши нехитрые наблюдения о ее расцвете.

От чтения невозможно оторваться. Чувствуешь себя там, два века тому на другом континенте, населенном дикими тлинкитами. Эффект присутствия погружает и лишает связи с текущей реальностью. В то же время роман имеет необходимую атрибуцию издания академического, снабжен библиографией, примечаниями и словарем. Приведена глава первоисточника о кораблекрушении брига «Святой Николай». Эпилог содержит перечисление причин, почему русские не могли удержаться в Новом свете со своей государственностью.

Два века назад Россия была больше по территории и меньше по населению и ресурсам. Судя по исторической реконструкции Бабаяна, теневая борьба Североамериканских Соединенных Штатов с Российской Империей уже вовсю шла примерно в той форме, каковая получила ныне определение «гибридная война». «Бостонцы» – предтеча новой расы людей со своими правилами игры – завалили немногочисленный контингент в Ситхе и Россе ромом. Диких тлинкитов снабжали ружьями для отстрела русских. Сами же торговали с русскими мукой.

Роман-исследование доказывает, что генетическая конституция коренного населения Северной Америки не позволяла вовлечь его в империю евразийского (континентального) формата. Данный факт автор не указывает прямо, но наряду с известным набором причин ухода России из Америки именно эта причина сквозит буквально по всему тексту. Дикие тлинкиты жестоко мстили за кровь, используя любой повод, и с трудом поддавались переговорам, откровенной ложью ставя себя изначально в тактически выигрышное положение.

Не оправдывая политику англосаксов на уничтожение коренного населения, отметим, что по факту многочисленные племена диких сами подписали себе смертный приговор. Государственности у них не было в нашем понимании, но жесткая модель племенной самоорганизации была весьма совершенной. Национальной бедой коренного населения Северной Америки стала замешанная на жестокости безжалостная агрессивность. Исполнителем приговора стала раса пришельцев, еще более агрессивная в той же игре без правил fire game. Нам трудно судить, кто раньше это придумал. Ясно одно: цивилизация на основе лжи и fire game существовать не может.

Из 21 века мы видим, как шло зарождение расы-монстра, по агрессивной экспансии переигравшей индейцев, испанцев, русских. Fire game возведена в ранг сверхценности в унаследованной от матери-Британии островной ментальности.

Таким образом, роман-исследование Сергея Бабаяна не просто захватывает динамикой красочного повествования, он неоценимо полезен в познавательном плане.

Что характерно, мирные – «замиренные» – алеуты по договору с США отошли России. Алеуты сохранили черты русификации два века под звездно-полосатым флагом.

Политика Петербурга для заокеанской колонии поощряла креолизацию (метизацию) и в том сходна с испанскими нормами, но недопустимо для англосаксов по известным причинам, упоминать которые лишний раз не хочется. Наш сказ о русских, расе загадочной и неповторимой, непонятой собою же. Gringo достаточно откровенно рассказывают от себе сами. Более агрессивной расы на них пока не нашлось.

Отчего русские бежали за волей в Сибирь, затем и за океан? Почему сама государственная система русских поддерживала определенный, как бы дозированный, градус вольности изобретательного и предприимчивого народа?

Тяжелые раздумья персонажей выписаны на основе поиска баланса воли и единоначалия. Бунт на корабле, затем добровольный отказ штурмана вести команду все равно завершается выбором его же. Единодушный выбор маленького русского мiра скреплен договором на бумаге.

Бунт и шторм, вероломство диких выписаны ужасающе правдоподобно. Каждый читатель может найти в многоликом романе «Русская Америка» свое. Одной из наиболее ярких линий романа стала как ни странно линия естественной женской любви к мужчине, любви жертвенной и безоглядной.

 

 

 

 

 

 

Списать 241-242