14.06.16
Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА
Книга в
Москве
Несостоявшаяся
другая Америка – романтическое исследование
http://leo-mosk.livejournal.com/3291139.html
«Русская
Америка: Романтическая быль» Сергея Бабаяна (М.: ПРОЗАиК, 2012. – 544 с., тир.
3 тыс.) стала еще одним ярким изданием на полке новой русской литературы,
подтверждающим наши нехитрые наблюдения о ее расцвете.
От чтения
невозможно оторваться. Чувствуешь себя там, два века тому на другом континенте,
населенном дикими тлинкитами. Эффект присутствия погружает и лишает связи с
текущей реальностью. В то же время роман имеет необходимую атрибуцию издания
академического, снабжен библиографией, примечаниями и словарем. Приведена глава
первоисточника о кораблекрушении брига «Святой Николай». Эпилог содержит
перечисление причин, почему русские не могли удержаться в Новом свете со своей
государственностью.
Два века
назад Россия была больше по территории и меньше по населению и ресурсам. Судя
по исторической реконструкции Бабаяна, теневая борьба Североамериканских
Соединенных Штатов с Российской Империей уже вовсю шла примерно в той форме,
каковая получила ныне определение «гибридная война». «Бостонцы» – предтеча
новой расы людей со своими правилами игры – завалили немногочисленный
контингент в Ситхе и Россе ромом. Диких тлинкитов снабжали ружьями для отстрела
русских. Сами же торговали с русскими мукой.
Роман-исследование
доказывает, что генетическая конституция коренного населения Северной Америки
не позволяла вовлечь его в империю евразийского (континентального) формата.
Данный факт автор не указывает прямо, но наряду с известным набором причин
ухода России из Америки именно эта причина сквозит буквально по всему тексту.
Дикие тлинкиты жестоко мстили за кровь, используя любой повод, и с трудом поддавались
переговорам, откровенной ложью ставя себя изначально в тактически выигрышное
положение.
Не
оправдывая политику англосаксов на уничтожение коренного населения, отметим,
что по факту многочисленные племена диких сами подписали себе смертный
приговор. Государственности у них не было в нашем понимании, но жесткая модель
племенной самоорганизации была весьма совершенной. Национальной бедой коренного
населения Северной Америки стала замешанная на жестокости безжалостная
агрессивность. Исполнителем приговора стала раса пришельцев, еще более
агрессивная в той же игре без правил fire game. Нам трудно судить, кто раньше
это придумал. Ясно одно: цивилизация на основе лжи и fire game существовать не
может.
Из 21 века
мы видим, как шло зарождение расы-монстра, по агрессивной экспансии
переигравшей индейцев, испанцев, русских. Fire game возведена в ранг
сверхценности в унаследованной от матери-Британии островной ментальности.
Таким
образом, роман-исследование Сергея Бабаяна не просто захватывает динамикой
красочного повествования, он неоценимо полезен в познавательном плане.
Что
характерно, мирные – «замиренные» – алеуты по договору с США отошли России.
Алеуты сохранили черты русификации два века под звездно-полосатым флагом.
Политика
Петербурга для заокеанской колонии поощряла креолизацию (метизацию) и в том
сходна с испанскими нормами, но недопустимо для англосаксов по известным
причинам, упоминать которые лишний раз не хочется. Наш сказ о русских, расе
загадочной и неповторимой, непонятой собою же. Gringo достаточно откровенно
рассказывают от себе сами. Более агрессивной расы на них пока не нашлось.
Отчего
русские бежали за волей в Сибирь, затем и за океан? Почему сама государственная
система русских поддерживала определенный, как бы дозированный, градус вольности
изобретательного и предприимчивого народа?
Тяжелые
раздумья персонажей выписаны на основе поиска баланса воли и единоначалия. Бунт
на корабле, затем добровольный отказ штурмана вести команду все равно
завершается выбором его же. Единодушный выбор маленького русского мiра скреплен
договором на бумаге.
Бунт и
шторм, вероломство диких выписаны ужасающе правдоподобно. Каждый читатель может
найти в многоликом романе «Русская Америка» свое. Одной из наиболее ярких линий
романа стала как ни странно линия естественной женской любви к мужчине, любви
жертвенной и безоглядной.
Списать
241-242