30

30.08.16 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Иудейская война, новое прочтение Ларисы Склярук http://leo-mosk.livejournal.com/3403529.html

Книга Ларисы Склярук «Плененная Иудея. Мгновения чужого времени». – М.: Фантом Пресс, 2015. – 400 с., тир. 1000) включает два романа, обозначенные общим названием – «Плененная Иудея» и»Мгновения чужого времени».

Поверхностное прочтение показывает одну из попыток исторического патриотизма любого народа, угнетенного и рассеянного завоевателями, истинными или нарисованными для укрепления национального духа. Для управления сохранившимися на Земле живыми народами как правило эксплуатируется образ врага, будь то поляки или корейцы, а теперь и украинцы с англосаксами Британии и США.

Чтобы вникнуть в смысл романов Ларисы Склярук, не обязательно насмерть сражаться с жертвами пропаганды, тем более, что к числу коих приходится так или иначе отнести нас всех. Просто надо очень много знать и непредвзято разбираться в текущей истории.

Нечаянные параллели из прошлого в будущее сшибают. Все становится на свои места, если подходить с позиций неизменности форматов самоорганизации со стиранием грани между аналогией и гомологией.

Роман «Плененная Иудея» выписан высокохудожественно и конечно же он прежде всего о любви, о нормальной естественной любви мужчины к женщине с неизбежным соперничеством за благосклонность юной красавицы, помноженным на расовые разделы.

Лариса Склярук виртуозно использует свой авторский талант художественного описания для репортажного отражения трагических событий середины первого века. В сознании читателя встают образы живых людей – римлянин Валерий, иудей Ионатан, юная красавица Бина, их семьи, собеседники, представители власти. Одно описание череды прокураторов достойно изучения.

Классическая картина событий двухтысячелетней давности требует непременного включения борьбы ранних христиан за истинную веру. Историческая правда требует другого, как минимум, паритетного представления основного набора враждующих течений. И перушим (избранные) и кенаим (ревнители) верили в приход Машиаха. Только одни считали возможным компромисс с римской властью, другие требовали убивать врагов для ускорения прихода Машиаха. Третий вариант – фанаты, которые резали сторонников компромисса.

Склярук представила общую картину:

«Иерусалим в эти годы кипел и бесконечно спорил. Спорил в домах. Спорил на плоских крышах. Спорил на улицах.

«Избранные» говорили, что не стоит ссориться с Римом.

«Ревнители» – что позорно терпеть и не сопротивляться.

Фанатичные «сикарии» даже «ревнителей» считали недостаточно воинственными и религиозными. Объявляли предателем любого, кто хоть в чем-то, по их мнению, отступал от Торы, и верили в убийство инакомыслящих как в инструмент политики.

- Высшая цель в стремлении к справедливости, – возглашали ессеи. – Не делайте зла, ни по своей воле, ни по принуждению. Оставьте город. Религиозная жизнь в нем и Храм безнадежно испорчены.

- Высшая цель в наживе. Хватай все, что сможешь Выколачивай налоги. Дави несогласных с политикой Рима, – цинично рассуждали римские власти.

Большинство иудеев были настолько проникнуты ожиданием чудесного пришествия потомка из рода царя Давида, который изгонит врагов и создаст сильную державу со столицей в Иерусалиме, что любой проповедник с неистовыми речами мог провозгласить себя Машиахом, обрести союзников и начать восстание».

 

Не случайно Лион Фейхтвангер в уста персонажа-первосвященника своей «Иудейской войны» вложил признание о том, что проповедника из Назарета он не помнит. Слишком много было сумасшедших на пике времени перед разрушением Храма, стремившихся привлечь внимание выкриком имени бога. С другой стороны, в последнее время набирает популярность человеческая версия происхождения сына божьего от иудейки, изнасилованной римскими легионерами.

У Склярук тема человеческой связи сквозь расовую непримиримость предстает как бы в угоду моралистам вполне целомудренно. Бина гибнет от удара меча, не доставшись никому, ни римлянину ни иудею. Так что фабула романа предельно проста. События выписаны с высоким накалом чувства. Три судьбы причудливо пересекаются в неожиданных сочетаниях взаимопомощи.

Весь роман охватывает небольшой период времени двенадцать лет с 60 по 72 год. Заканчивается взятием крепости Мецада. 960 защитников умертвили себя, чтобы не оставить жестоким римлянам возможности издеваться над своим живым телом и преданной своему народу душой.

Иудейская война закончилась в сентябре 72 года новой эры.

Перед смертью Бина успела отправить послание в будущее – мешочек с геммой из халцедона и серебряными серьгами с красными кораллами. Серьги подарил ей Ионатан. Фалера с геммой представляла собой римскую боевую награду Валерия.

Мешочек с древними предметами по воле автора случайно нашли подростки-экскурсанты и тут же отдали археологам.

Жаль, вещи не умеют говорить...

Книга опубликована в авторской редакции. На обложку вынесены фрагмент картины Франческо Айеса «Разрушение Иерусалимского Храма» и изображение монеты «Плененная Иудея». В форзаце – карты Римской империи, как она расширялась до 137 года, увеличивая провинции.

Лариса Склярук в своем эмоциональном повествовании старается следовать еврейской секулярной традиции не скатываться от истины к клерикальной пропаганде и демагогическому пафосу. Автор сохраняет сколь это возможно относительно ровное отношение к трем сторонам сложносочиненного этнического конфликта – греки, иудеи, римляне. Остается философский вопрос: почему римляне с особо непримиримой жесткостью относились именно к иудеям? Почему так распорядилась история, что победители-латины ушли, а рассеянные ими по миру иудеи заполонили человечество своим древним семенем и разумом, своей способностью все делать лучше, и хорошее и плохое?

Прошло два тысячелетия и ответ появился как удар под дых творцам описанной истории. Сейчас только упертые националисты не видят аналогий между тремя империями – римской, татаро-монгольской и современной англосаксонской. Пассионарный толчок новой действующей империи дало появление в итоге так называемой гражданской войны в США новой расы, одаренной соседями презрительной кличкой gringo. В собственной версии Yankee. При этом даже в среде профессиональных русофобов находится признание, что Россия – империя навыворот, где метрополия кормит провинции. Это что-то новое в описанной истории.

Отнюдь не новым является сопоставление русских с иудеями вопреки протестам с обеих сторон. Полноправные наследники Третьего рейха в Новом свете не смогли отсечь свою зависимость от фашистской идеологии законом FARA. Генетические носители островной ментальности прародительницы Британии, представители североамериканской вариации англосаксов развили геополитику «Большой игры» до откровенной игры без правил (fire game). В их понимании никогда не будут признаны людьми представители всех других народов включая коренное население собственной страны или пришельцев не из Британии – латинос. Тем более бывших невольников из Африки, прародительницы всего человечества.

Особое отношение к русским с лихвой проявилось на оккупированных территориях во время двух отечественных войн. Аналогично древней Иудее, здесь не действовали никакие законы. Здесь можно все. Не случайно нацистская идеология уравняла в бесправии евреев и коммунистов одинаково в Третьем рейхе или США. Оккупанты в России игнорировали международное право войны, введенное по инициативе и под давлением России, неукоснительно выполнявшееся во Франции.

Представленный Ларисой Склярук образ надменных римлян в отношении иудеев исключал возможность диалога. Нерон остался глух к просьбам посольства Иудеи и это исключение из правил стало сигналом для новых издевательств. Персонаж Булгакова Понтий Пилат кардинально отличается от прокуратура Гессия Флора, в изложении Склярук, получившего Иудею на разграбление. Притеснениям подверглись, опять же вопреки общим правилам, даже иудеи с римским гражданством. Иудея ответила недовольством. В свою очередь, римская власть ответила провокациями еще большего недовольства.

Представление латинов о собственной расовой исключительности генерировало не позволяло уступить и оно давало им право на грабительский приток ресурсов из провинций.

Современные российские американисты называют ровно те же признаки в отношении России и злятся в связи с североамериканской узколобостью. Невозможно представить, что должно произойти в США, чтобы раса современных сверхлюдей согласилась соскочить с тупиковой колеи. Репутационные издержки от имитации побед, провокации и бомбардировки, интриги и подкуп покрываются новыми интригами и бомбардировками, раздуванием русофобии и запретами на прямые диалоги.

Нам всем следует четко понять, что Россия единственная страна мира, потенциал которой способен уничтожить США военным путем.

Была ли такая возможность у Иудеи в отношении Рима? Очевидно нет по тем же двум причинам, каждой из которых достаточно. Во-первых, другая ментальность, заставляющая искать возможности диалога и следовать заданным правилам игры. Во-вторых, все другие участники игры в империю поддерживали ее, будучи винтиками единой машины коррупционных связей. И очень сильно стараются не касаться вопросов, вытекающих из исторического романа Ларисы Склярук. Примирительное произведение доктора Булгакова читать намного приятней.

Однако зачем нам история, если она шарахается от современности? Придется евреям потесниться на пьедестале избранных народов, Таково наше прочтение Иудейской войны.

 

Второй роман под названием «Мгновения чужого времени» состоит из пяти состыкованных местом и временем историй перемещения пяти персонажей. Юная балованная израильтянка Яэль недовольна мудрствованиями старшего брата и его друга о природе жестокости времен Холокоста и попадает в скотский вагон, везущий евреек в Аушвиц. Офицер из охраны концлагеря Карл Дитфрид оборачивается обитателем гетто средневековой Праги 16 века. Странствующий монах Бенедикт становится невольником Турдымом в Бухаре 14 века. Нукер Мансур из гордого тюркского племени барласов попадает на манеж с дикими зверями в Риме первого века. Жадный купец Квинт Минор переносится в древний Египет и оборачивается главой семейства Ахмосом.

Лариса Склярук использовала нехитрый авторский прием волшебного кольца со глазом Гора, надевший которое, человек падает в обморок и в другое место-время. Сам снять кольцо человек не может. Снимает его другой человек, которому кольцо приглянулось. Жадность Минора-Ахмоса сводит его с Гором и одушевленный бог возвращает себе свой глаз.

Все остальное выписано более чем естественно. Автор проявил недюжинное знание исторической атрибутики до деталей быта и традиций в человеческих отношениях. Понять чужое время человек не способен по привычке к собственному, особенно если его время объективно извращенное. Читатель романа «Мгновения чужого времени» получает возможность увидеть на контрасте объективную картину.

 

УДК 821.161.1

ББК 84(2Рос=Рус)6 С43

Все права защищены. Любое воспроизведение, полное или частичное, в том числе на интернет-ресурсах, а также запись в электронной форме для частного или публичного использования возможны только с разрешения владельца авторских прав.

Книга публикуется в авторской редакции

Склярук Л.

С43 Плененная Иудея. Мгновения чужого времени. – М.: Фантом Пресс, 2015. – 400 с.

В книгу вошли два романа Ларисы Склярук. Роман «Плененная Иудея» переносит читателя в I век нашей эры. Время отчаянной и безнадежной борьбы за независимость народа Иудеи с грозным Римом. И на фоне этой борьбы разворачивается история любви двух мужчин к одной женщине. Они никогда не должны были встретиться, их пути никогда не могли пересечься, они из разных миров. Но они встретились. И встреча их была трагична. Множество деталей точно передают колорит далекой эпохи, дают возможность прикоснуться к событиям древней истории и пережить их, словно это живая современность.

Во втором романе, «Мгновения чужого времени», реализм плотно сплетен с элементами мистики. Читатель погружается в цепочку историко-приключенческих новелл, каждая из которых обладает своей интригой. Прогуливаясь по улицам древнего Яффо, юная Яэль и не подозревает, что покупка в антикварной лавке серебряного кольца станет поворотным моментом в ее жизни. Героев романа опутывают, увлекают, затягивают чужие трагедии. Прага XVII века, средневековая Бухара, Рим времен первых христиан, Древний Египет. Любовь и ненависть, подлость и благородство, двойственность чувств и изумление собственным поступкам.

© Лариса Склярук, «Плененная Иудея», 2015

© Лариса Склярук, «Мгновения чужого времени», 2015

2015 ISBN 978-5-86471-714-1

 

Литературно-художественное издание

Лариса Склярук ПЛЕНЕННАЯ ИУДЕЯ

Роман

МГНОВЕНИЯ ЧУЖОГО ВРЕМЕНИ

Роман

Корректоры Ирина Белякова, Ольга Андрюхина Художник Елена Сергеева

Подписано в печать 16.09.2015. Формат 84x108/32.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 21. Заказ № 6906 Тираж 1000 экз. Гарнитура «Minion Pro Caption».

Издательство «Фантом Дресс»: Лицензия на издательскую деятельность код 221 серия ИД № 00378 от 01.11.99 г. 127015 Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, 1700

Тел.: (495) 787-34-63 Электронная почта: phantom@phantom-press.ru Сайт: www.phantom-press.ru

Отпечатано с готовых файлов заказчика в АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 

В оформлении обложки использован фрагмент картины Франческо Айеса (1791-1882) «Разрушение Иерусалимского Храма» (1867 г., Венеция, Галерея современного искусства)

 

Цитаты из романа «Плененная Иудея»

Стр. 17

Весь окружающий известный древним мир с восторгом принял греческую культуру, включая покорителей Эллады – заносчивых высокомерных римлян. И лишь иудеи отказывались поклоняться греческим богам, стремились жить по законам предков и, веря в своего единого, невидимого духовного Бога, испытывали чувство превосходства над язычниками, поклоняющимися каменным идолам. Греки же в отказе иудеев принять эллинских богов и эллинский образ жизни видели лишь варварское сопротивление цивилизации.

Стр. 38-39

Все тринадцать веков своего существования римляне воевали практически непрерывно, постепенно все дальше и дальше вонзаясь в окружающие их земли, откусывая и присоединяя к своим холмам чужие владения. К тому времени, с которого мы начинаем свой рассказ, Римская империя уже была государством с населением в 60 миллионов человек. В пределах одной державы оказались все народы Средиземного моря. На западе естественной границей империи стали темные воды Атлантического океана. Северные рубежи пролегли по руслам известных европейских рек – Рейну и Дунаю, южная граница терялась где-то в раскаленных песках Северной Африки, а восточная достигала Евфрата.

Более тридцати стран современного нам мира располагаются на той территории, которая прежде принадлежала империи.

Столица империи поражала современников необозримостью площади. Ни с одной стороны Рим не имел четких границ. Его предместья переходили в оливковые рощи, сады, парки, роскошные виллы. Имперское величие воплощалось в красоте и монументальности общественных зданий. Храмы и амфитеатры, термы и базилики*, триумфальные арки и статуи, статуи, статуи. Статуи всемогущих богов и божественных императоров, блестящих полководцев и влиятельных лиц империи, удачливых литераторов и просто жителей Рима.

Одиннадцать водопроводов подавали в город миллионы кубометров питьевой воды. В годы так называемого золотого века империи, в годы правления Августа, в различных районах Рима было выстроено семьсот бассейнов, пятьсот фонтанов, сто тридцать резервуаров. Из отдаленных речек и горных ручьев, из мест, где вода славилась особым вкусом и чистотой, доставлялась она в столицу и текла непрерывно, без устали наполняя городские перекрестки своим неумолчным журчанием и плеском.

Главная площадь имперской столицы, расположенная в низине между тремя холмами, Палатином, Капитолием и Эксвиланом, называлась просто – Форум. Сердце Рима билось именно здесь. Именно на Форуме совершались суды и произносились надгробные речи. Именно Форум пересекали триумфаторы, возвращаясь из победоносных походов. Именно здесь по приказу Октавиана Августа был поставлен Золотой миллиарий – столб из позолоченной бронзы, символ центра империи, точка, откуда велся отсчет расстояний до важнейших провинциальных столиц. Отсюда, от этого символического центра, вышагивая по выложенным камнями дорогам, несгибаемые легионы воинственного народа шли к новым победам и завоеваниям.

Впрочем, римляне нисколько не считали себя просто завоевателями. Даже напротив. Ведь они несли покоренным народам, варварам, закон и порядок, римский образ жизни, мир, спокойствие и культуру. Правда, взамен в Рим беспрерывным потоком текли ценности и денежный капитал. Контрибуции, военная добыча, откровенный грабеж и обширные склады на Тибре и в порту Рима Остии ломятся от товара. Медь, янтарь, соль из Германии. Лен, овцы, эмаль из Галлии. Олово и серебро из Далмации. Шерсть из Британии. Хлеб из Египта. Благовония из Аравии. Ну и разумеется, рабы, рабы, рабы.

Стр. 62-63

Иерусалим в эти годы кипел и бесконечно спорил. Спорил в домах. Спорил на плоских крышах. Спорил на улицах.

«Избранные» говорили, что не стоит ссориться с Римом.

«Ревнители» – что позорно терпеть и не сопротивляться.

Фанатичные «сикарии» даже «ревнителей» считали недостаточно воинственными и религиозными. Объявляли предателем любого, кто хоть в чем-то, по их мнению, отступал от Торы, и верили в убийство инакомыслящих как в инструмент политики.

- Высшая цель в стремлении к справедливости, – возглашали ессеи. – Не делайте зла, ни по своей воле, ни по принуждению. Оставьте город. Религиозная жизнь в нем и Храм безнадежно испорчены.

– Высшая цель в наживе. Хватай все, что сможешь Выколачивай налоги. Дави несогласных с политикой Рима, – цинично рассуждали римские власти.

Большинство иудеев были настолько проникнуты ожиданием чудесного пришествия потомка из рода царя Давида, который изгонит врагов и создаст сильную державу со столицей в Иерусалиме, что любой проповедник с неистовыми речами мог провозгласить себя Машиахом, обрести союзников и начать восстание.

Стр. 67-68

Очередной римский прокуратор – Гессий Флор, грек из Малой Азии, – был самым наихудшим из всех прокураторов, когда-либо управлявших Иудеей. Прибыв на смену Альбину, тому самому, о котором Иосиф Флавий впоследствии писал, что «не было того злодейства, которого он бы не совершил», но который, по словам того же Иосифа Флавия, «являлся еще образцом добродетели в сравнении с его заместителем Гессием Флором», прокуратор приступил к грабежу Иудеи и Самарии с неслыханным ожесточением и жадностью, достойной легендарного царя Мидаса, прославившегося в веках своей алчностью.

Получением этой должности Гессий Флор был обязан своей жене Клеопатре. Это она, будучи близкой подругой Поппеи Сабины, жены императора Нерона, выхлопотала для мужа прибыльное местечко. Не Египет, конечно, но и здесь, на задворках империи, прекрасно можно обогатиться на налогах, взятках и... откровенном грабеже.

В упоении от наживы Флор был готов позволить грабить что угодно и кого угодно, лишь бы грабители не забывали делиться добычей с ним. При нем только те из преступников оставались в тюрьме, кто не мог заплатить. В стране все спуталось и пришло в смятение. Разбойники бесчинствовали на дорогах, отбирая имущество, а зачастую и жизнь.

Но последней каплей, истощившей всякое терпение народа, было бесцеремонное изъятие прокуратором семнадцати талантов из храмовой казны. Это было встречено народом Иудеи с негодованием. С громкими криками и стенаниями, возмущенные, бросились они к Храму, молясь и взывая к милости императора.

Стр. 70

Крест был римским способом казни, предназначенной для рабов, разбойников, грабителей, а также для тех, кого хотели обесславить, покрыть позором. Этой позорной казни рабов Флор подверг даже тех иудеев, что имели римское гражданство и принадлежали к привилегированному всадническому сословию. Это было неслыханно. На это не осмеливался ни один из предыдущих прокураторов. Три с половиной тысячи человек были лишены в этот день своей единственной и бесценной жизни.

Стр. 200

– В крепости никого нет. Все мертвы, – доложили прокуратору.

– Проклятые иудеи! Они украли у нас победу. Что за героизм – взять крепость без защитников!

Жесткость и зверство – основные черты римского солдата. Его не разжалобить. Но защитники Мецады и удивили даже их. Убить своих детей, жен, себя. Какой я силой духа и веры надо обладать!

Стр. 202-203

Девятьсот шестьдесят защитников крепости Мецада убили себя. Иудейская война окончилась.

Валерий Венуст вернулся в Рим. Удачная женитьба обеспечила ему необходимый имущественный ценз и позволила Валерию стать сенатором. Он пополнел, стал медлительным и вальяжным. По утрам в прихожей его большого дома полно клиентов. Они заглядывают ему в глаза. Они сопровождают его на Форум. Он вполне спокоен и доволен своей жизнью.

И лишь иногда, разбирая бумаги в своем ларце, он находит медную монету, выпущенную по случаю победы. «Плененная Иудея», – написано на ней, и в образе Иудеи рыдает женщина, сидя на обломках.

Острая боль утраты пронзает сердце. Потерял что-то единственно стоящее, единственно важное. Высокое чувство любви. Как неприкаянна. Как пуста, как бессмысленна без нее жизнь.

Боль становится все сильнее, обжигающей горячей волной поднимается к вискам. Он задыхается. Он горит. Он умирает. Но именно тут боль отступает. К нему возвращаются усталое равнодушие, спокойствие и напыщенная важность нового аристократа. Глубоко вздохнув, Валерий прячет монету на дно шкатулки.

Похоронив Бину, Ионатан бен Боаз пешком добрался до небольшого городка Явнее и стал одним из последователей Гамлиэля. Для него, потерявшего в войне с римлянами все, осталась лишь одна любовь – любовь к Единому, одна власть – власть Торы и одно желание – внести свою лепту в дело сохранения иудаизма.