29.01.17 Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Наше будущее в наших руках

Возможно, существует что-то важнее бессмертия

Звезды как ангелы: Русский вариант «Ангар-18», альтернатива – фильм «Притяжение» http://leo-mosk.livejournal.com/3700867.html

Знал наперед, что Федор Бондарчук снимает этакий вариант вторичного Голливуда и «Сталинград» не смотрел. К моменту выхода в прокат «Притяжения» допекло от потока неадекватной рекламы и критики. Захотелось узнать самому, что же это такое.

Скажу честно, мне страшно видеть кадры с молодыми людьми, весело болтающими ножками, целующимися и валяющими дурака на крыше многоэтажного дома без ограждения. Просто раз видел последствия девичьей шутки в парочке на бордюре подземного переходе. Шалунья убежала, тело парня осталось на асфальте в луже темно-красной крови.

Страшных кадров в фильме «Притяжение» много. Великолепная компьютерная графика, спецэффекты, драки и динамичные массовки. Фигура корабля пришельцев нетрадиционной формы. Не тарелка, а нечто вроде гигантского глаза. Ужасающие экзоскелеты-скафандры с мигающими цветными светодиодиками.

Фабула фильма настолько проста, что лучше ее не раскрывать, потому что после всего наворота с драками и убийствами завершение неожиданно доброе. Притчевая поучительность ненавязчива, служит какой-то разрядкой, будто проснешься от страшного безысходностью сна и уже точно знаешь, чего не надо делать и что стоит попытаться.

Подростковый сленг, настрой на решение любой вселенской задачи собственными кулаками и битами, «Это моя девушка!» перерастает в «Это наша земля!» Кто первый ударил, уже неважно, действует логика ненависти, логика толпы, превращенной в стаю тем, что специалисты уже называют не PR, а интегрированные маркетинговые коммуникации.

Персонажи Бондарчука круто переживают пубертацию все поголовно, от внучки до бабушки включая залетного пришельца. Группа крови у него такая же. Это все тоже ненавязчиво. Есть что-то поважнее подросткового пренебрежения к смерти, будто впереди вечность.

Очевидно: пубертацию переживает вся огромная страна. Эти дела в отечественной истории привычны с беременностью будущим. Впервые, пожалуй, кризис возраста пришелся на высший уровень развития кинематографии. Получилось впечатляюще, завораживающе и поучающе одновременно. Вкусно и полезно, как горчица в блине. Вопрос «Зачем?» у нас ответа не имеет и потому заставляет задуматься над своим поведением.

Чувство рефлексии имманентно для россиян вместе с эндемичной интеллигенцией и феноменом тоски. Нацизм здесь плохо приживается и империя получается вывернутого наизнанку потока из метрополии в провинции. Россия отличается от остального мира, как Deuterostomia от Ptotostomia. Любопытный был заход в эволюции жизни на Земле.

Фильм «Притяжение» как бы отталкивается от североамериканского «Ангар-18» и тоже содержит антропософскую идею Циолковского в основе. По времени она вполне уместна. У Бондарчука идея космичности человеческого разума получила роль инструмента, показавшего главной героине Юле утопию идеального города будущего без смерти и без агрессии.

Феномен идеала – имманентная составляющая человечество разума. Идеал неосуществим, но мы по крайней мере нарисовали себе картинку, к чему стремиться и чего не надо делать. Потому что фильм Бондарчука прежде всего о том, что люди после вавилонского столпотворения опять и опять теряют способность понимать друг друга. Сказать прямо страшно и бесполезно. Смотришь на них как бы со стороны и злишься: почему нельзя просто договориться? Ведь это же кино!

Да вот в том-то и дело, что мы в таком «кино» живем. Российский быт такой, что каждый день прилетают пришельцы, любой диалог начинается от Адама про вечной и как правило заканчивается перепалкой на пустом месте. В нас живет вечность.

У этого фильма может быть множество ассоциаций. Он безусловно является альтернативой для «Ангар-18». Как ни странно, и для «Трудно быть богом». По замыслу Стугацких, спасают пришельца, но не условное человечество. Все-таки мы не столь плохи, как могли бы быть и как нас представляют некоторые режиссеры включая Алексея Германа или Павла Лунгина. С перестроечной продукцией трудно сравнивать, это из иной системы жанров и другой тип кризиса, за которым нет чувства будущего.

Разница как между эротикой и порнографией. Одна возбуждает естественные чувства, другая подавляет естественное и возбуждает неестественное выражение агрессии в жестокость. То же половое влечение, но извращенное. Экологическую агрессию тоже подавляет, хотя нынешние виоленты WASP имеют имперский успех методом планомерного насаждения глобальной путаницы. Вот такие, как Бондарчук, типа идут по Алеппо и разминируют.

В эволюционно-генетическом ракурсе разница планов с будущим или без оного незначительна и требует верного эстетического чутья, если кто-то очень хочет выступить генетическим инженером для человечества. Одно неосторожное решение порождает угрозу глобальной трагедии. В этом тяжелая в моральном плане аналогия с трагедией киевского Майдана. Это уже для старшего поколения из числа тех, кто способен осмыслить события, сопоставить с отражением в телевизионной картинке, а не отмахнуться от нее, и представить, насколько более масштабной могла быть трагедия после попытки устранить угрозу оружием. Ведь именно на это и была рассчитана экспансия ненависти через провокации.

Ох, как сладко адресовать собственную мучительную ненависть неким чуждым пришельцам! Однако оставим антиутопию англосаксам с их островным мышлением. Бондарчук не оставил сомнения, никто в мире не собирается людей уничтожать, кроме них самих.

Один чужак из далекого Космоса поверил в нас больше чем мы сами. В этом плане Федор транслирует идею Льва Толстого, воплощенную на экране его отцом Сергеем.

Еще одна ассоциация и пища для размышлений. Теперь понятно, что фильм Бондарчука-ст. был лучшей экранизацией романа, но кто тогда сумел внушить нам, что он слабый? Любой советский интеллигент был уверен – дали бы ему такие возможности с немереным бюджетом и послужной Советской Армией, сделал бы лучше.

Фильм начинается с воспоминаний девушки Юли о маме и звездах, как ангелах. Заканчивается тем, что на Земле крайне агрессивная социальная среда четыре млрд убитых за последние пять тыс лет, пять тыс вооруженных конфликтов.

Возможно, существует что-то важнее бессмертия.