Опубликована статья: Научное наследие Израиля Соломоновича Файнберга и его вклад в приборостроение https://leo-mosk

Опубликована статья: Научное наследие Израиля Соломоновича Файнберга и его вклад в приборостроение https://leo-mosk.livejournal.com/4419819.html

Московкин Л.И., Давыдова И.Е., Вакурова Н.В. Научное наследие Израиля Соломоновича Файнберга и его вклад в приборостроение. / Сб. статей ЦНС «Международные научные исследования» по материалам XIX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современной науки», г. Москва: сб. статей (уровень стандарта, академический уровень). – М.: «ISI-journal”, №19, 2017, с. 77-84

 

Научное наследие Израиля Соломоновича Файнберга и его вклад в приборостроение

 

Л.И.Московкин,

Газета «Московская правда»;

И.Е.Давыдова,

ВНИИКПП;

Н.В.Вакурова,

ГУУ

 

Аннотация. Статья посвящена научно-техническому наследию Израиля Соломоновича Файнберга, ведущего специалиста в сфере теории цвета, автора изобретения автоматического электронного цветокорректора.

Ключевые слова: оптическая плотность, аддитивный и субтрактивный синтез, полиграфия, теория цвета, цветоделение, цветокорректирование.

 

SCIENTIFIC HERITAGE OF ISRAEL SOLOMONOVICH FEINBERG AND HIS CONTRIBUTION TO THE INSTRUMENTATION

L. I. Moskovkin,

The newspaper "Moskovskaya Pravda";

I.Davydova,

Institute of complex problems of printing;

N.Vakurova,

The State University of management

 

Abstract. The article is devoted to the scientific and technical heritage of Israel Solomonovich Feinberg, a leading expert in the field of color theory, the author of the invention of the automatic electronic color corrector.

Key words: optical density, additive and subtractive synthesis, printing, color theory, color separation, color correction.

 

Израиль Соломонович Файнберг (15.02.1910 – 02.02.1990) известен тем, что в 60-х годах его электрофизической лаборатории ВНИИ Полиграфической промышленности удалось выполнить правительственное задание по разработке электронного цветокорректора как устройства автоматического безретушного цветоделения. Существующая на то время элементная база позволила ограничить размеры прибора. Он помещался в одной достаточно небольшой комнате и заменял бригаду корректоров-художников. Корректор-художник обрабатывал изображение для печати тонкими колонковыми кисточками несколько дней. Электронному цветокорректору требовалось на обработку одного изображения не более часа.

Разработка была удостоена Ленинской премии, лаборатория получила новое, конкретное название лаборатория цветокорректирования.

Авторское свидетельство на изобретение «Электронный цветокорректор» №225011, выдано Всесоюзному научно-исследовательскому кинофотоинституту по заявке № 1169915 с приоритетом от 3 июня 1968 г. Предмет изобретения: «Электронный цветокорректор, содержащий развертывающее устройство, анализирующее устройство, запоминающее устройство в виде электроннолучевой трубки, полупрозрачной маски и фотопреобразователя, отличающийся тем, что, с целью упрощения моделирования функции цветовой коррекции и повышения ее точности, анализирующее устройство выполнено в виде блока цветоделения тест-оригинала и блока цветоделения тест-изображения или репродуцируемого объекта, соединенных через блок формирования разности сигналов с управляющим электродом электроннолучевой трубки, отклоняющие пластины которой соединены с блоком цветоделения тест-изображения или репродуцируемого объекта».

Анализирующее устройство электронного цветокорректора выполнено в виде блока цветоделения репродуцируемого объекта или тест-изображения и блока цветоделения тест-оригинала, соединенных через блок формирования разности сигналов с управляющим электродом электроннолучевой трубки, отклоняющие пластины которой связаны с блоком цветоделения репродуцируемого объекта или тест-изображения. Устройство позволяет упростить моделирование функции цветовой коррекции и повысить ее точность.

Теоретический аппарат электронного цветокорректирования И.С.Файнберг описал в своей диссертации на соискание учений степени кандидата технических наук «Метрика цвета в триадном полиграфическом процессе», которая была защищена в Московском полиграфическом институте в 1966 году.

Автор очевидно предвидел будущее развитие не только полиграфии, но и всего спектра инструментов формирования информационного поля, считая наиболее важной задачей широкое применение цветной иллюстрации как средства передачи актуальной информации в газетах и журналах.

В автореферате диссертации записано, что улучшение оформления изданий должно проходить параллельно с удешевлением репродукционного процесса, чтобы изделия были доступны массовому читателю. Высокое качество воспроизведения цветных изображений с наименьшими затратами достигается в трех- или четырехкрасочном репродукционном процессе с применением универсальных триад, имеющих большой цветовой охват.

Как и предвидел И.С.Файнберг, переход к унифицированной триаде создал основы для использования фотомеханических и затем электронных способов безретушного цветоделения – цветокорректирования, способствуя повышению актуальности и снижению стоимости иллюстраций за счет упразднения длительной в трудоемкой операции ручной корректуры.

Для реализации достигнутого при цветоделении качества коррекции необходимо четкое воспроизведение градаций во всех последующих стадиях процесса. Требуемая точность выполнения промежуточных операций в растровом, формном и печатном процессах может быть получена только с применением инструментальных методов объективного контроля. «Цвет» на промежуточных стадиям существует лишь в скрытом виде, выраженном в таких параметрах, как оптическая плотность и относительная площадь растровых элементов.

Отсутствие приборов и методов объективного прямого и косвенного контроля цвета в полиграфии тормозило развитие качественных и дешевых репродукционных процессов в первую очередь в офсетном способе для журнальных изданий.

В диссертации дан критический анализ колориметрических методов оценки цветовых качеств триад красок. Разработан новый, более совершенный метод построения цветового охвата в равноконтрастном трехмерном пространстве, позволяющий сравнивать различные триады как по общему охвату, так и по сечениям охвата для любого характерного цветового тона. Авторский метод дал возможность установить оптимальные поверхностные концентрации пигментов триадных красок и воспроизводимость цветов оригинала данной триадой.

Разработаны два фотоэлектрических прибора для прямого и косвенного производственного контроля цвета: сигмометр дли контроля градаций в офсетном формном процессе и цветной денситометр-колориметр ЦДК для контроля зональных плотностей и параметров цвета полиграфических образцов и оттисков.

Разработаны производственные методы контроля градаций в офсетном растровом, формном и печатном процессах с использованием приборов ЦДК-1 и сигмометра.

Цветной денситометр выпущен в опытной серии и нашел широкое применение в научно-исследовательских организациях и ряде полиграфических предприятий.

Авторское свидетельство на изобретение «Денситометр» №350014 выдано Всесоюзному научно-исследовательскому институту комплексных проблем полиграфии по заявке № 1600817 с приоритетом от 31 декабря 1970 г. Предмет изобретения: «Денситометр, содержащий фотоэлектрический датчик с источником питания и нагрузочным сопротивлением и логарифмический преобразователь, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и стабильности измерения оптической плотности, в нем логарифмический преобразователь выполнен на основе зарядно-разрядной С-цепочки, связанной через управляемый модулятором ключ с источником опорного напряжения и включенной последовательно с нагрузочным сопротивлением и фотоэлектрическим датчиком, общая точка которых подключена к нуль-органу, соединенному с триггером, другим входом подключенного к модулятору, причем источник опорного напряжения включен встречно по отношению к источнику питания фотоэлектрического датчика.

Еще одно авторское свидетельство выдано на изобретение «Устройство для воспроизведения изображений» №398010 по заявке № 1696673 с приоритетом от 7 сентября 1971 г. Предмет изобретения: «Устройство для преобразования изображений, содержащее фотоэлектрический блок съема оптической информации, преобразователь электрических сигналов и выводной блок, отличающееся тем, что, с целью оценки качества изображения в целом и автоматического определения оптимального преобразования оригинала, например, в полиграфическом репродукционном процессе, между указанными преобразователем электрических сигналов и выводным блоком последовательно включены блок статистической выборки, преобразующий аналоговый сигнал, пропорциональный искомому параметру, например светлоте, в дискретный, и анализатор импульсов, например амплитудный, распределяющий дискретный сигнал по амплитуде».

Надо представить, что описанные приборы были сконструированы в середине 60-х, когда для открытых НИОКР стала доступна элементная база микроэлектроники, созданная для освоения Космоса и военных целей. СССР вплотную подошел к созданию электронной государственной информационной системы. Однако в рамках политики угроз-уступок Н.С.Хрущева произошел размен и Москва отказалась от перспективных направлений кибернетики. Тем не менее, благодаря энтузиастам эпохи подъема 60-х, элементная база микроэлектроники не только применялась для гражданских целей, но и развивалась в соответствии с ее требованиями. Например, миниатюризация для создания слуховых аппаратов. Лаборатория Файнберга в это время получила значительный запас сопротивлений, конденсаторов, транзисторов. Сотрудникам не было нужды бегать по магазинам подобно персонажу фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Тем более, что это происходило десятилетием раньше, когда в магазинах ничего этого не было.

На цветокорректоре выполнялись исследовательские работы прикладного значения. В частности, И.Е.Давыдовой в 1975 году защищена диссертация на соискание ученом степени кандидата технических наук «Разработка объективных методов контроля оптических параметров печатных красок и исследование цветового пространства, воспроизводимого европейской триадой красок».

До цветокорректора другая разработка Файнберга могла быть выдвинута на Сталинскую премию – потенциометр ЭПП-09, но этому помешало увольнение основного исполнителя. Работы проводились в Центральной лаборатории автоматики на улирова (Мясницкой). Потенциометр-самописец стал таким же необходимым элементом лабораторной базы, как тестер или ЛАТР. Для создания потенциометра использовали зарубежные идеи. В отличие от него, цветокорректор был полностью оригинальной отечественной разработкой.

Основой процесса цветокорректирования является инструмент цветоделения аналогично процессам обработки зрительной информации в мозгу человека. В итоге разработки цветокорректора Файнберг стал неформальным лидером научно-технического направления и ведущим, международно признанным специалистом по теории цвета. Этому способствовали его незаменимость в роли переводчика со знанием с детства немецкого и французского языков, открытость и доброжелательность, склонность «думать вслух», когда решение той или иной проблемы открывалось в результате пересказа ее сути буквально любому человеку, который оказался рядом и был способен выслушать восторженный поток специфической терминологии. Невыездной статус, дискриминация по признаку происхождения и, что еще более существенно, по месту рождения в швейцарском Берне, исключала привлечение Файнберга в качестве официального руководителя. Однако его щедрость, обилие его идей позволяли любому мотивированному человеку в его сфере влияния и обаяния повышать свой образовательный научно-технический уровень и формальный статус.

Статьи Файнберга перепечатывали на немецком, английском, польском, венгерском языках. Вывести этого человека из равновесия могла только ситуация безысходности в условиях нелепых административных указаний начальства, подчиненного условностям советского времени.

Прогрессивным направлением лаборатории Файнберга стала попытка разработки теории красоты. Объективные общие критерии эстетизма не выявлены до сих пор и мы не знаем, возможно ли это в принципе. Файнберг использовал метод, который позже получил название фокус-группа. Наблюдателям показывали картинки, красоту которых следовало оценить. Затем в объективной инструментальной процедуре изучали распределение яркости и цветовых параметров. Выяснилось, что для адекватного восприятия изображения человеком гистограмма оптической плотности должна быть распределена в соответствии с плавной гауссианой, заполняющей все разнообразие оттенков по всему полю изображения.

Теорией красоты занимался старший научный сотрудник лаборатории Роман Литван, судьба которого сложилась трагически. Впоследствии он написал автобиографическую повесть «Между верой и болью. Прекрасный миг вечности», в котором отражена работа автора во ВНИИ Комплексных проблем полиграфии.

Роман Литван написал: «Мне посчастливилось принять участие в разработке методики преобразования изображения на базе открытия, сделанного Израилем Соломоновичем Файнбергом. Золотые мозги были у человека. Но с таким именем-отчеством в 1969 году, да еще с невероятно коверканным языком, и с записью в паспорте «год рождения 1910, место рождения – город Женева» – все пути-дороги в славной стране советов были для него перекрыты. Во ВНИИ полиграфии он занимал должность заведующего лабораторией. Один он не смог бы добиться даже включения в план своей сумасшедшей идеи. Для ее воплощения он вынужден был делиться на равных – привлечь заместителя директора института по научной работе: только тот мог продвинуть разработку, выделить средства, создать достаточную группу людей, закупить оборудование. Предложив мне тему для диссертации, они поставили меня во главе группы приблизительно из восьми человек. Сам Файнберг был оформлен научным консультантом моей диссертации, статус научного руководителя уступив заму по научной работе. Сегодня можно диву даться, как в 1969-ом, когда не было ни сканеров для ввода изображения, ни устройств, куда его можно вводить, – Файнбергу пришла в голову мысль «снимать сигнал» изображения!.. И количественно (!) определять эстетическое восприятие изображения человеком на основе гистограммы. Мы получили два авторских свидетельства на метод и на устройство, на том дело и кончилось: никто в те годы не собирался тратить валюту на патентование нашего изобретения в «ведущих капиталистических странах». Сегодня эта методика реализуется в компьютерных преобразованиях любых репродукций».

Ради справедливости следует отметить, что Файнберг родился в Берне, а не Женеве. В Москве достаточно быстро овладел литературным русским языком и пользовался им лучше знающих язык с детства. Добился правительственного задания на разработку цетокорректора не Файнберг, а сотрудник по фамилии Сульповар, которого ему уступил институтский друг Борис Саркисян, и который по складу характера довести исполнение до результата не мог. Делать это пришлось Файнбергу. Он так и не смог приспособиться к реалиям советского времени, которые к тому же постоянно менялись. Относительное благополучие его судьбы определила серия попыток милосердной помощи. В личном листке по учету кадров вместо Берна записали Саратов. Потеряв жилье, работу и паспорт, Файнберг получил просьбу участкового милиционера не быть дома в назначенное время, когда его придут арестовывать по месту проживания без прописки. Многочисленные доносы и «невыездной» статус были связаны не только с политическими запретами, но и с профессиональной ревностью к его таланту.

Трудно представить, что сотрудники милиции, отдела кадров или первого отдела действовали по собственной инициативе, руководствуясь личными симпатиями или антипатиями к чуждому им человеку. Просматривается государственная политика поддержки прикладной науки, исключенная с начала 70-х. Судя по рассказам зоолога Я.А.Бирштейна, биофизиков С.Э.Шноля и Л.А.Блюменфельда, генетиков Р.Б.Хесина-Лурье, В.П.Эфроимсона и Рапопорта, судьба И.С.Файнберга в СССР была по-своему типична. Типичным было и контрастное различие судеб членов одной семьи. Двое, брат и сестра И.С.Файнберга остались за границей, где достигли небывалого по советским меркам благополучия, но не достигли лидерства в науках, которым себя посвятили. Еще один брат репрессирован и расстрелян. Другой заброшен в фашистский тыл на верную гибель. Еще одна сестра с высшим образованием работала на пуговичной фабрике и такой вариант в эпоху космополитизма мог считаться удачным. Отец И.С.Файнберга, С.Ю.Файнберг, будучи убежденным марксистом, категорически отрицал факт политических причин в личных проблемах своих детей.

Судьбы ученых отражали контрастную систему организации советского общества включая шарашки как эффективный инструмент НИОКР, нацеленные на развитие научного сотрудничества и подавление профессиональной ревности агрессивной научной среды, безошибочно выбирающей талантливых людей. С 70-х началась редукция роли государства в управлении наукой и хаотизация человеческих отношений. О советской науке написано много негативного, однако столь же эффективная альтернативная система организации науки не появилась.

Учителем Файнберга в теории цвета стал неординарный человек Н.Д.Нюберг, закрытый для общения вследствие психических особенностей личности. Файнберг поставил себе задачу конструктивного общения с этим человеком как единственным на то время носителем истины в теории цвета, которого он невольно заместил во ВНИИ Полиграфии. Решению задачи способствовало предваряющее знакомство на нейтральной территории.

Файнберг в своих воспоминаниях о Нюберге написал, что познакомился с «замечательным человеком» в маленькой студии у Киевского вокзала, где его приютили в «золотой век» космополитизма. Студия осваивала гидротипное размножение кинофильмов. Нюберг консультировал по проблемам цветоделения и гидротипного синтеза цвета, а Файберг, электронщик по образованию и профессии, с любопытством пытался вникнуть в тайны колориметрии. В маленькой комнатушке работала его ученица и помощница Ирина Нечаева на старинном визуальном спектрофотометре и субтрактивном колориметре, разработанном самим Нюбергом.

«В сложной натуре Николая Дмитриевича и размахе его интеллекта я разобрался значительно позже, работая с маленьким коллективом во ВНИИ полиграфии над созданием электронного цветокорректора, когда надо было разбираться во всех проблемах полиграфического цветоделения и цветовоспроизведения. К сожалению, высококвалифицированная школа, созданная Николаем Дмитриевичем во ВНИИ полиграфии еще в довоенные годы, почти полностью рассеялась, распалась. И, как это ни печально, в Московском полиграфическом институте, где долгие годы работал Николай Дмитриевич, положение было не лучше. Николай Дмитриевич надолго опережал свою эпоху. Остались, однако, фундаментальные труды Н.Д.Нюберга и среди них написанные еще в 1941 году «Теоретические основы цветной репродукции», которые представляют собой законченную теорию и практику триадного полиграфического цветовоспроизведения. Многое изменилось с тех пор в полиграфической технологии. Электронно-оптические средства вытеснили фотомеханические способы репродуцирования. Но все же научные основы, созданные Николаем Дмитриевичем, не потеряли своей значимости. Яркая индивидуальность Николая Дмитриевича проявилась на защитах диссертационных работ: после резкой и всегда четкой критики, на первый взгляд уничтожающей диссертанта, всегда следовало мягкое окончание. Вспоминаются дискуссии на заседаниях колориметрической комиссии в Ленинграде: непрерывно орудуя маленькими ножницами, из простого листа бумаги Николай Дмитриевич, казалось, сосредоточенно вырезал замысловатые объемные фигурки замечательных зверушек, но всегда он затем критиковал очередное выступление, выявлялось, что он не только слушал, но уже и глубоко анализировал положения докладчика. Дискутировать с Николаем Дмитриевичем всегда было напряженно, но пре дельно интересно и запоминающее», – написал И.С.Файнберг.

Особенности личности Нюберга вернули к воспоминаниям о необычных персонажах в Институте мозга, их неосознанное проникновение в тайны мыслительных процессов, далекое от уравновешенной рациональности.

Развитие Файнбергом теории цвета стало основным, но не единственным делом его жизни. Созданный природой зрительный анализатор как аппарат генерации цвета по уровню значимости является таким же достижением эволюции, как и система хронотопов Ухтомского-Бахтина в восприятии человеком пространства-времени. Инструмент цвета возник значительно раньше и стал основой активного инструмента управляемой эволюции теплокровных, реализуемого в процессе полового подбора.

Адекватность цветокорректирования в приборе потребовала деления цвета для субтрактивного синтеза не четыре составляющие: голубой, пурпурный, желтый и яркость, то есть общая нейтральная по цвету составляющая. Человеческий глаз обеспечивает процесс цветоделения на аппаратном уровне непосредственно в сетчатке, где располагаются разные рецепторы.

Для аддитивного синтеза используется триада оранжевый, зеленый и лиловый.

В настоящее время обработка изображения строится по тем же принципам, но не аппаратно, а программно. В 60-х годах для цветоделения использовались светофильтры.

К сожалению, от разработчика не зависел запуск серийного производства цветокорректора, и сделать это не удалось. Однако заложенные в его основу принципы применялись неоднократно, в том числе для обработки изображения Марса и первых цветных газет.

Изображение поверхности Марса получено с цветоделённых плутоновых негативов, переданных по космическим каналам связи с АМС «МАРС-5» и обработанных в ИППИ АН СССР. Восстановление цвета и полиграфическое воспроизведение изображения выполнено во ВНИИ полиграфии Госкомиздата СССР под руководством Н.А.Аватковой, О.М.Свешниковой и И.С.Файнберга.

Файнбергом проводилось много работ междисциплинарного характера. Например, совместно с кардиологом А.С.Сметневым был разработан прибор для измерения скорости кровотока с помощью оптического измерения через мочку уха динамики концентрации изумрудного красителя.

Объем работы лаборатории Файнберга гигантский: разработка ГОСТов и ОСТов, методов и приборов контроля на всех этапах полиграфического процесса в разных вариантах глубокой, офсетной и высокой печати. Для каждого фото- и формного этапа разрабатывались тест-объекты. Филиал Института в Старой Руссе выпускал денситометры в проходящем и отраженном свете, затем сигмометры для измерения площади печатающих элементов.

Файнберг родился 15 февраля 1910 года в швейцарском городе Берне в семье выходцев из Российской империи, познакомившихся в марксистском кружке. Отец Соломон Юльевич Файнберг (первоначально Юддович) происходил из семьи витебских раввинов. После переезда семьи из Германии в СССР он стал ведущим специалистом в актуальном на то время направлении химии «Анализ руд цветных металлов». Мать И.С.Файнберга Евгения Борисовна Виленкина. Судьба их детей выстроилась по-разному. Рафаил Файнберг в Лондоне занимался электроникой больших мощностей, то есть сферой, в которой СССР был ведущей страной мира. Юлия Файнберг, в замужестве Мейер, пыталась закончить Геттингенский университет и попала в концлагерь. От гибели в Германии она была спасена по схемам, описанным Ремарком. В Лондоне не прижилась и обосновалась в Чикаго. До конца жизни страдала дистрофией и утратой интереса к живому общению. Самый младший Иосиф Файнберг после переезда семьи в Москву был заброшен с комсомольским отрядом в германский тыл. Эпизод гибели отряда описан в романе В.П.Аксенова «Московская сага». Яков Файнберг работал руководителем группы труда Мособлплана. Репрессирован 30.11.1937, расстрелян 06.07.1941 на Бутовском полигоне, реабилитирован 08.12.1956.

Переезд семьи в Москву был связан как с идейными соображениями, так и проблемами работы главы семьи. Из Берна семья переехала во Франкфурт-на-Майне, где в то время действовал Институт марксизма-ленинизма на средства миллионера из США по фамилии Киль. В институте работали по идейным соображениям Яков и Иосиф, причем уже тогда другие активные сторонники марксизма-ленинизма предупреждали, что этим двоим ехать в Россию опасно. В Германии активно нарастал фашизм. У С.Ю.Файнберга начались проблемы, связанные с «русским» происхождением, причем этому способствовали изобретательные шалости детей, фактически издевательства над чиновниками, примкнувшими к партии Гитлера. В то время это было возможно и даже поощрялось общественным мнением.

После переезда в Москву И.С.Файнберг пытался поступить на физический факультет МГУ. Несмотря на недостаточное знание языка, блестяще сдал экзамены. Однако зачислен не был в связи с еврейским происхождением. Окончил в 1939 году с красным дипломом небольшой Московский электротехнический институт связи по специальности «Инженер-электрик по радиотехнике», который к моменту окончания учебы вместо частного приобрел государственный статус. Несколько лет занимался распространением радиоволн. Данная тематика требовала понимания явлений дифракции, интерференции и турбулентности, то есть того, что было воплощено в теории Эдварда Лоренца структуры динамического хаоса.

И.С.Файнберг был талантливым инженером-прибористом, что позволяло ему во времена нищеты зарабатывать какие-то деньги в роли лаборанта Института мозга Фогта до перевода его в Берлин-Бух. Сейчас этот Институт известен в основном как место работы с Дрозофилой выдающегося генетика Н.В.Тимофеева-Ресовского.

Позже Файнберг исключительно для приработка изготовил по заказу Политехнического музея в домашних условиях действующий демонстрационный макет одного из первых усилителей на полупроводниковых триодах – транзисторах.

Работа в Институте мозга дала Файнбергу не только приработок, но и привила интерес к механизмам работы мозга, что потом обеспечило развитие теории цвета. Институт активно изучал электрические ритмы мозга. Применялась, в частности, аппроксимация с помощью гармонических рядов Фурье. Содержательный результат получить не было возможно из-за отсутствия вычислительных мощностей.

Период работы Файнберга во ВНИИ Комплексных проблем полиграфии с 1957 года и до конца жизни стал наиболее продуктивным. Опубликовано огромное количество статей и оформлено множество авторских свидетельств. В 1966 году защищена диссертация на соискание степени кандидата технических наук на тему «Метрика цвета в триадном полиграфическом процессе». Предложение оформить диссертацию в качестве докторской Файнберг отверг, так как не хотел рисковать. Впоследствии ВАК присвоил ему научное звание доцента.

Таким образом, научно-техническое наследие Израиля Соломоновича Файнберга и судьба семьи от Берна до Москвы через Франкфурт-на-Майне представляют самостоятельный интерес в качестве иллюстративного сравнительного материала по организации и развитию науки в зависимости от национальных особенностей страны проживания. Эволюция науки протекает с системной памятью о прошлом, открывающей путь в будущее. К настоящему времени индустрия обработки визуальной информации претерпевает бурное развитие и далека от завершения. И.С.Файнберг так построил описание своих достижений на биологической основе, что его формат не теряет своего значения по мере научно-технического прогресса и революционного совершенствования аппаратной базы.

В настоящее время мы постоянно сталкиваемся с непреодолимым убеждением об отсутствии в СССР науки и собственных изобретений. Данная статья в какой-то степени восполняет исторический пробел. В ней описывается один конкретный пример, опровергающий указанное заблуждение.

PS. Для чистоты картины. Уже после сдачи статьи в печать обнаружилась сотрудница лаборатории цветокорректирования, которая историю с Ленинской премией не помнит. То есть помнит, но другую и за другие работы, в которых участвовал Файнберг по передаче изображений Венеры по заявке ИППИ.

 

Список опубликованных работ и изобретений по теме диссертации И.С.Файнберга «Метрика цвета в триадном полиграфическом процессе»

1. И.С.Файнберг. Денситометрический и колориметрический методы измерении полиграфической продукции. Журнал «Полиграфическое производство», № 2-3, 1960.

2. И.С.Файнберг, Я.М.Сульповар. О стабильности схем выходных каскадов электронных измерительных приборов, используемых для контроля технологических показателей печатного процесса. Сборник научных работ, вып. 10, ВНИИПП, М., 1959.

3. И.С.Файнберг, Ю.М.Овчинников, А.Н. Литвишко. Измеритель влагосодержания печатных красок ЦВК-2. Журнал «Приборы и средства автоматизации», № 4, 1961.

4. И.С.Файнберг, И.Е.Давыдова. Электронное цветоделительное устройство для построчной развертки изображения в отраженном свете. Журнал «Вопросы электроники», серия IX. Техника проводной связи, вып. 5, 1961

6. И.С.Файнберг. Денситометрический и колориметрический контроль цветной репродукции. Сборник научных работ, вып. 14. ВНИИПП, М., 1962.

7. И.С.Файнберг, И.Е.Давыдова, Л.П.Горбунова. Метод объективного контроля колориметрических свойств печатных красок и выбор оптимальной триады красок для офсетной печати. Сборник «Обмен передовым опытом по процессам печати и путям их совершенствования», вып. 3, НТО полиграфии и издательств, М., 1963.

8. И.Е.Давыдова, И.С.Файнберг. Методы и при боры для измерения глянца полиграфической продукции. Сб. «Технология полиграфии», ВНИИПП, М., 1963.

9. И.С.Файнберг. Испытания полиграфических материалов, ч. II. Контроль рабочих свойств полиграфических материалов, гл. III. «Определение цвета», стр. 293-306, изд-во «Книга», М., 1964.

10. И.С.Файнберг, И.А.Солнцев. Электронный цветокорректор ВНИИПП. Тезисы докладов научно-технической конференции, посвященной 400-летию русского книгопечатания. ВНИИПП. НИИПМ, М., 1964.

11. Ю.Д.Осадчая, И.С.Файнберг. Цветовые допуски в офсетном печатном процессе. Сборник научных работ, вып. 15. ВНИИПП, М., 1964.

12. И.С.Файнберг. Ю.Д.Осадчая, И.А.Солнцев. Метод и прибор для измерения относительной площади, занятой печатающими элементами на офсетных печатных формах. Авторское свидетельство по заявке № 900442/28 – 12. Решение ГКСМ СССР по делам изобретений и открытий от 22 июня 1965 г. с приоритетом от 16 мая 1964 г.

13. И.С.Файнберг, К.В.Шипков. Фотоэлектронное устройство для контроля количества краски на оттиске в процессе печати. Авторское свидетельство по заявке № 882906/26-25. Решение ГКСМ СССР по делам изобретений и открытий от 6 октября 1965 г. с приоритетом от 22 февраля 1964 г.