Опубликована статья: Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Журналист и пресс-служба: практика взаимодействия. - Информационное поле современной России: практики и эффекты: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции (9-11 ноября 2017 г.) под ред. Р.П.Баканова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – с. 69-79 https://leo-mosk.livejournal.com/4507787.html

 

Н.В.Вакурова

доц., килол.н.

(ГУУ, г. Москва);

Л.И.Московкин

(газета «Московская правда»)

 

журналист и Пресс-служба: практика взаимодействия

 

Аннотация. Статья основана на практическом опыте журналистской работы парламентского корреспондента газеты «Московская правда» и «Международной еврейской газеты». Рассматривается деятельность пресс-службы с позиций действующего репортера. Сравниваются пресс-службы трех типов: корпорации, органа власти и организатора пресс-конференций и других публичных мероприятий. Деятельность пресс-служб разных типов проанализирована в сравнении. Приведены варианты взаимодействия пресс-службы и журналиста с указанием мотивации. Аргументированы причины различного поведения и отношения к журналистам сотрудников пресс-службы. Показано, почему продукция пресс-службы служит базой журналистских материалов. Приведены практические рекомендации.

Ключевые слова: актуальность, конвергентная журналистика, MSM, метажурналистика, ньюсмейкер, релевантность, самоагрессия, stop-list, фрустрация, широкая специализация

 

 

N.Vakurova

Assoc. professor, candidate of philological Sciences

(GUU, Moscow);

L.Moskovkin

(the newspaper «Moskovskaya Pravda»)

 

JOURNALIST AND PRESS service: PRACTICE OF INTERACTION

 

Abstract. The article is based on practical experience working as a journalist, parliamentary correspondent of the newspaper "Moskovskaya Pravda" and "International Jewish newspaper". Discusses the activities of the press service from the standpoint of the current reporter. Compares the press service of three types: corporations, authorities and organizer of public events including press conferences. The activity of press services of different types are analyzed in comparison. Given the options of interaction of the press service and journalist with an indication of motivation. Argued the reasons for different behaviors and attitude to journalists of the press-service. Shows why the products of the press service serves as a base of journalistic materials. Provides practical advice.

Key words: relevance, convergent journalism, MSM, meta-journalism, newsmaker, relevance, self-aggression, a stop-list, frustration, wide specialization

 

Журналист и пресс-служба тесно связаны сложными взаимоотношениями, которые необходимо выстраивать для конструктивного взаимодействия. Желательно избегать как прямого подчинения, так и непримиримой конфронтации, исключающей взаимодействие. В то же время демонстративная конфронтационная игра необходима, поскольку встроенный в систему власти журналист не может рассчитывать на доверие аудитории.

Материалы пресс-службы служат базой журналистской работы по ряду причин и в том числе потому, что ситуация часто и кардинальном меняется.

Материалы пресс-службы должны удовлетворять определенным требованиям, включая наличие официальной информации об участниках и событии. Если требования не выполняются, журналист не имеет прямых возможностей влияния на работу пресс-службы без конкретного повода для публикации. Недостатки могут иметь системные причины, и сам данный факт является значимой информацией, но не может служить доминантой журналистского сообщения.

Освещение любого события строится либо на основе подготовленных материалов, либо журналисту приходится выполнять эту часть работы самостоятельно, выстраивая так называемый back-ground. За точность сведений в публикации ответственность несет не пресс-служба, а журналист. Ограничиваться одним источником нежелательно. Проблема в перегрузке и неадекватной оплате труда репортеров после кризиса СМИ 2015-2016 гг. Кризис закрепил тенденцию экономии на репортерах, проводником которой является конвергентная журналистика. Для журналиста она означает не конвергенцию, а вынужденный многоролевой универсализм с увеличением нагрузки (широкая специализация).

Вопрос искусственной хаотизации межличностных отношений и наращивания непроизводительного труда с вменением неадекватной отчетности достиг критического уровня актуальности [1]. Однако тема оказалась нерелевантной и практически недоступной для освещения. Проблема проявляется повсеместно, но неоднородно, и создает преимущества для неадекватного освещения. СМИ и пресс-службы подвержены давлению избирательно в зависимости от профиля и ряда других причин, некоторые из которых указаны в настоящей статье.

Журналист не может отказаться от задания и вынужден освещать специальные вопросы без профильной профессиональной подготовки. В некоторых случаях именно журналисту приходится быть первопроходцем. Отталкиваясь от матрицы пресс-службы, журналист должен анализировать цели конкретного пресс-релиза независимо от деклараций его авторов. Существенную роль играют случайные источники. Многие разделы теории журналистики далеки от практики и зачастую носят декларационный характер. Проблематика взаимодействия пресс-служб со СМИ не систематизирована, хотя в учебных планах по направлению «Реклама и связи с общественностью» есть дисциплина «Организация работы пресс-службы» [3].

Общая схема определяется практикой журналистской работы. Корпоративные пресс-службы в части своих прямых обязанностей ограничиваются техническими вопросами аккредитации, рассылки анонсов, пресс- и пост-релизов, составления списков и выдачи бейджей, расстановки телекамер, организации мероприятия и фуршета в его составе. Телекамерам отдается предпочтение, пишущие журналисты оказываются на втором плане внимания пресс-службы и дискриминируются. Пресс-секретарь должен следить, чтобы они не портили качество видеозаписи. Манипуляции на месте события создают искусственный дефицит ключевой информации.

Специалисты с образованием по профилю компании в пресс-службе отсутствуют. Корпоративные правила могут вменять пресс-службе запрет на содержательное консультирование журналистов. При этом пресс-секретарь стремится исключить прямые контакты журналиста с ньюсмейкером, требует заранее представить вопросы и затем текст интервью на согласование. Причины могут быть разные, как внешний контроль ньюсмейкера, так и демонстрация собственной важности его пресс-секретаря.

В журналистской практике встречаются редкие обратные примеры, когда сотрудник пресс-службы дает журналисту неформальные указания для получения существенной информации, актуальной или релевантной. Такие указания могут быть представлены в формате вопросов, которые следует задать ньюсмейкеру. Например, заготовленный по просьбе конгрессмена Генри Хайда вопрос позволил ему заявить в Думе о своем несогласии с политикой Вашингтона в отношении России. Евгений Примаков обосновал в Интерфаксе позицию Москвы по сдерживанию провозглашения Палестинского государства. Журналисту трудно было решиться на столь смелые вопросы, однако дальнейшее развитие событий уже после смерти названных ньюсмейкеров показало правоту их предвидения.

Известны случаи, когда пресс-секретарь ньюсмейкера обеспечивает его политическую изоляцию от СМИ, то есть выполняет роль инструмента санкционного давления, обратную номинальной. Неадекватная деятельность как журналиста, так и пресс-секретаря может определяться личными амбициями или неформальным поручением.

С другой стороны, если настойчивый журналист преодолевал персональную или тематическую блокаду, на ньюсмейкера оказывалось давление вплоть до фабрикации уголовного дела или прямого шантажа. Одновременное воздействие на ньюсмейкера и журналиста в нашей практике не встречалось. Возможно, это общий принцип.

Когда удается выяснить причину, оказывается, что тематическое эмбарго поддерживает запрет на информацию об абсурдных или депрессивных нормах, направленных на хаотизацию деятельности и увеличение непроизводительных трудозатрат. Наиболее жесткие и стойкие запреты носят глобальный характер и касаются любых исследований биологии человека и прогноза будущего. В разное время под эмбарго для прессы попали Павел Астахов, Вячеслав Володин, Руслан Гаттаров, Сергей Глазьев, Валерий Горегляд, Александр Гуров, Михаил Делягин, Сергей Лавров, Елена Мизулина, Алексей Митрофанов, Дмитрий Рогозин, Валерий Селезнев, Геннадий Селезнев, Сергей Шишкарев, Борис Шпигель, Алексей Пушков.

Сложная и динамичная ситуация вокруг таких фигур, как Владимир Жириновский или Эдуард Лимонов. Специфические отношения с прессой приводят к тому, что журналист не может по собственной инициативе опубликовать сообщение о событии с их участием.

Практически каждая пресс-служба имеет свой stop-list, иногда он открыто вывешивается на видном месте, чтобы журналисты не ошибались, с кем и о чем нельзя говорить. Наряду с матрицей запретов существует матрица предписаний, как и в каком образе следует подавать событие, публичную фигуру, орган власти.

Кризисы в отечественной журналистике неслучайно совпадали с массированными кампаниями дискредитации президентов Януковича, Путина и Асада, мэра Москвы Юрия Лужкова, министра внутренних дел Рашида Нургалиева, Верховного Совета и вслед за ним Государственной Думы, Академии наук или ВАСХНИЛ, отечественной науки в целом. Фактически в Россию была перенесена схема, примененная в США против Ричарда Никсона для отвлечения прессы от его решения об отказе вернуть золото стран Европы, что определило формат строительства однополярного мира.

Критический подход к вбрасываемой в публичное поле информации заставляет подозревать, что политику руководства КНДР определяет Вашингтон после принудительной смены военно-политической элиты. В то же время имитация влияния Кремля на выборы в США направлена на отвлечение СМИ от внутренних противоречий. В прошлом с трибуны Думы прозвучало, что первые 20 млрд долларов из Стабилизационного фонда были подарены Бушу-мл. на выборы. Если передача денег имела место, то в интересах Вашингтона, а не Москвы. В стенограммах Думы информация отсутствует, косвенно она подтверждается тем, что текущая кампания поиска русского следа избегает реальных фактов, чтобы не показывать отмеченные внутренние противоречия.

Таким образом, российская журналистика тиражирует фейки внутреннего применения. Например, о зловещей роли Джорджа Сороса, который не может действовать без основополагающей роли правительства США по проведению глобального скрининга общественных настроений через систему PRIZM, аффилированных сетевых глобальных монополистов, банковского процессинга, ICANN и т.д.

Наш опыт сравнения событий с освещением не позволяет выявить примеры СМИ, свободных от обязанностей по запретам и заготовкам. Но мы можем отделить заготовки от надежного информирующего потока, например, в эфире такого комбинированного СМИ, как «Эхо Москвы».

В то же время российская журналистика активно развивается в направлении эффективной фронтовой журналистики Anna-news, RT и ВГТРК, также новых форм журналистского расследования: публикация аналитических версий, викиномика, пранк-журналистика [5].

Устойчивые мемы «закон о монетизации льгот», «допинговый скандал», «бешеный принтер», «людоедский закон», «Дума не место для дискуссий», «империя зла», «русские хакеры» и др. являются продуктами разработок в разных аналитических центрах. Они введены в журналистику через пресс-службы.

Задача пресс-службы может состоять в мониторинге СМИ с целью выявления поводов для судебных исков. В других случаях пресс-служба ведет переговоры с редакцией по цене отказа от компрометирующей публикации. Размещение материалов о компании в СМИ обеспечивается заказными материалами, которые могут быть подготовлены на аутсорсинге сторонней консалтинговой компанией, привлекающей экспертов по своему усмотрению [4].

В некоторых инновационных направлениях, например, красной биотехнологии, связанной с биомедицинскими продуктами, в обязанность пресс-службы входит организация или информационное сопровождение полноформатных научных конференций. При этом производится идеологический рекрутинг специалистов и определяются направления развития. Организация научных конференций может быть эффективнее рекламы и в некоторых случаях менее затратной. Тема конференции может быть заведомо ложной в связи с рекламой бесполезного продукта, однако ученые охотно идут на сотрудничество из-за запретов на адекватную постановку задач в науке.

Организация научной конференции служит испытанием для пресс-службы, выявляя системные недостатки ее деятельности.

Для корпоративной пресс-службы количественное наполнение пресс-конференции важнее качественного состава представителей СМИ, могут присутствовать личные друзья или случайные лица. Отсутствие специалистов по профилю компании исключает содержательное взаимодействие и способствует выхолащиванию освещения. Специалисты, заинтересованные в новой информации, вынуждены участвовать лично и избегать посредников в лице как пресс-службы, так и журналиста. Такая ситуация сложилась в сферах, наиболее существенных для прогноза будущего: климатология, эволюционная генетика, психология и антропология. Публичное информационное поле наполняется самовоспроизводимыми блоками на основе прошлых проектов по управлению массовым сознанием. Чтобы выявить принципиальное новое в потоке, нужно обладать специальными знаниями и подготовкой.

Органы власти вынуждены ориентироваться не на истину, а на то, что в качестве истины воспринимается общественным мнением. Доминанта общественного мнения формируется в системе с высокой степенью сложности и динамичной сетью обратных связей. Создается впечатление непреодолимой власти СМИ. В то же время журналисты сами подчинены общественному мнению и тому, что эмитируется через пресс-службу органа власти.

В органах власти отношение к журналистам двойственное. Мы не знаем представителя власти, избежавшего сфабрикованного компромата. Медийный образ органов власти России принципиально не соответствует реальности. В некоторых случаях данные об указанном расхождении происходят из структур, вовлеченных в его формирование, например, в исследованиях КГИ или ВШЭ.

Работа с журналистами может строиться как по принципу полной закрытости, так и с затратным производством исчерпывающей аналитики.

Сложность отношений журналистов и власти стремительно нарастала с начала века. Например, в первых созывах Госдумы аккредитация представляла собой не более чем пропуск на объект, как отмечал профессор Я.Н.Засурский. В аппарате палаты адекватно работающих людей было не больше инсайдеров, резидентов и маргиналов. Одни пришли на парламентскую арену искать публичного внимания к себе. Задача других состояла в том, чтобы оставаясь в тени, контролировать и блокировать информацию.

Мотивация сотрудника имеет ключевое значение для журналистского успеха, однако идентифицировать ее в прямом межличностном контакте невозможно.

К настоящему времени на государственном (федеральном) уровне стала приоритетной задача обеспечения адекватного и независимого освещения законодательной деятельности. Налажена система документооборота, в том числе специально для журналистов. Законодательная база с информационными и аналитическими материалами действует в отрытом доступе на портале http://sozd.parlament.gov.ru/ Кроме того, все обсуждаемые документы размещаются на общем федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/#

На региональном и местном уровнях ситуация более сложная. Есть примеры как полной зависимости СМИ от власти, так и зависимости власти от СМИ в формате mainstream media (MSM) внешнего управления. СМИ с иной редакционной установкой либо дискриминируются, либо ставятся под авторитарный контроль главы органа власти.

Суверенные задачи отличаются долгосрочностью, это диагностический критерий для любой властной деятельности. Фейковые проекты требуют вложений в искусственную деформацию сознания и оставляются без внимания после прохождения точки невозврата. СМИ могут доказывать факт обмана, когда дело сделано и исправить ничего нельзя. Фейковая краткосрочность сопровождает как внешние проекты, так и местничество.

Вторым диагностическим признаком является прозрачность или закрытость финансирования проекта независимо от его рекламного оформления как благотворительного и несущего добро. В случае закрытости источника финансирования за добром скрывается вред. Бесплатное участие журналиста в рекламе такого «добра» нелогично и основано на отсутствии специального образования.

Для пресс-службы органа власти приоритетен качественный состав журналистского пула, подготовка вопросов и определение их очередности. Журналистов и СМИ разделяют по их целевой аудитории, концепции издания, форматам освещения, стилям изложения, идеологической установке. Учитываются коммерческие отношения с редакцией, отношение данного СМИ к органу власти и его первому лицу. Предпочтительное внимание уделяется MSM с их внешней политической поддержкой, особенно при наличии конфронтации данного СМИ и органа власти. Работа такого СМИ либо нейтрализуется административно, посредством GR или передачи журналисту MSM недоступных для использования материалов, либо оплачивается исключение публикации или замены текста на заготовку со скрытой рекламой.

Редакция MSM имеет международную политическую поддержку и может направлять запрос об информации в форме императивного требования, как будто является контролирующим органом власти. В неявной форме это так и есть, если иметь в виду систему сетевого глобального управления. Однако в данном случае запрашивается не информация для выявления нарушений деятельности, а поводы для негативной релевантности с целью дискредитации. Такая метажурналистика выстраивается по иным правилам, отличным от декларируемых в профессии [2].

Наиболее существенное значение для пресс-службы органа власти имеет грамотный выбор канала ввода информации в публичное информационное поле. Формат передачи эксклюзива позволяет пресс-службе приобретать союзников в журналистском корпусе и возбуждать конкуренцию за источник информации, которая может не содержать актуальности, но быть релевантной с эффектом сукцессии. Обилие публикаций или любых упоминаний в них считается критерием эффективности работы пресс-службы.

Подбор приглашенных и организация публичного мероприятия определяется работой со списками СМИ и конкретных журналистов. Их разделяют на тех, кого следует пригласить или как-то иначе мотивировать на публикацию, и кого следует лишить любого возможного повода для публикации. Однако исключение доступа корреспондента на мероприятие в некоторых случаях дает основание для сообщения о выявленном факте цензуры или давления на журналиста. Например, утверждение «Московская правда» о нас неправильно пишет» или признание ведущего пресс-конференции «Меня просили вам микрофон не давать».

Журналист обязан представляться, источник запрета со своей стороны может этого не делать.

Среди мероприятий Совета Федерации известен казус с обсуждением концепции национальной кибербезопасности, когда у журналиста вырвали из рук только что розданный документ. Пострадавшим оказался корреспондент УНИАН Роман Цымбалюк, который позже стал источником русофобской позиции в качестве представителя Украины в ток-шоу на российских телеканалах и пресс-конференциях В.Путина.

В Думе розданную бумагу из рук не вырывали. Был случай, когда вынесли вместе с креслом. В прошлом, когда журналист входил в комнату, переворачивали бумаги на столах. Но в Думе замечены и такие люди, кто, получая доступ по журналистской аккредитации, занимался блокированием работы коллег и подготовкой фейков для публикаций.

Особый тип предпочтительности относится к многопрофильным журналистам со способностью задавать общие вопросы по любой теме. Они заполняют публичное пространство и вытесняют за пределы отведенного времени острые вопросы, сама постановка которых угрожает авторитету организатора или участника.

Информация об оплате пресс-конференции и источнике финансирования скрывается от СМИ именно потому, что является социально-значимой. Косвенная информация неубедительна и ее публикация несет опасность автору. Вследствие нарастающей в мире проблемы дефицита суверенитета сокрытие источника финансирования связывается с внешними интересами.

Если пресс-секретарь создает журналисту проблемы, журналисту приходится в условиях дефицита времени делать выбор в пользу дефицита информации. В таком случае журналист обязан исходить из принципа С.Н.Юшенкова презумпции виновности власти и может рисковать, применяя такую форму журналистского расследования, как публикация версии. В нашем журналистском опыте опровержения версий не было. В редких случаях имели место либо угрозы, либо благодарности. Иногда отрицались доказанные факты, причем без приведения аргументов, что воспринимается признаком бессилия власти перед журналистикой и доказательством правоты. В реальности ситуация может быть обратной, если событие является сфабрикованной провокацией или факт отражает редкое нетипичное явление. Журналист с аналитическим подходом может определить, что из актуального скрывает искусственная релевантность.

Публично обозначенные угрозы не реализуются, но это не значит, что журналист может не страховаться. Известны случаи, когда сотрудник СМИ, принимая решение о публикации, входит в прямые коммерческие отношения, минуя редакцию, утрачивая чувство реальности и самосохранения. Угрозу несет неопубликованная информация, как это было в случае А.С.Политковской, или попытки доступа к доказательной информации, как в случаях физического уничтожения журналистов в Ираке, Парагвае, на Украине. Описанный Дэвидом Рэндаллом случай относится к сообщениям о турецком геноциде болгар в конце XIX века, причем тогда журналист ушел от погони, и убить его не удалось.

Для снижения риска предлагается не смешивать в одном лице исполнение задач репортерских, коммерческих, боевых, разведывательных и управления сознанием.

В случае работы на MSM смешение неизбежно, и журналист претерпевает либо спасительную деформацию сознания, либо фрустрацию, доходящую до самоагрессии. В любом случае управление массовым сознанием, фабрикация виртуальной реальности с потоком fake news оценивается на порядки выше работы репортера. Конфликт в руководстве редакции может привести к тому, что с целью мести журналисту сообщают, сколько сэкономили на оплате его труда.

Отсюда должно быть понятно, почему сотрудники пресс-службы, зачастую занятые имитацией деятельности, зарабатывают значительно больше журналистов.

Третий тип пресс-службы относится к площадкам-организаторам публичных мероприятий и совмещает приведенные особенности. К настоящему времени исчезли компании, как «Независимый пресс-центр», специализирующиеся на проведении пресс-конференций. Общий объем мероприятий для журналистов сокращается. В основном они проводятся на базе информационных агентств и в интересах агентств. Параллельно по мере замещения журналистики метажурналистикой прошел процесс сокращения сети корпунктов иностранных СМИ.

Пресс-служба обязана вести мониторинг освещения мероприятия как меры собственной результативности, однако делает это редко и обычно обращается к журналистам с требованиями прислать ссылку.

Иногда пресс-служба требует показать материал перед публикацией, что выхолащивает смысл журналистской работы. Установка профессора Я.Н.Засурского заключается в том, что делать этого не следует. Свое интервью, данное авторам этой статьи, профессор проверять отказался: «Если вы наврете, я это увижу после публикации».

Из журналистской практики известны случаи, когда контроль перед публикацией не был цензурой и позволил избежать фактических ошибок. Сделали это сами интервьюируемые Г.В.Старовойтова и А.И.Гуров, их пресс-служба не была причастна.

Хронические проблемы общества создаются искусственно в случае расхождения актуальности и релевантности. Пресс-службе проще влиять на массовое сознание через СМИ. В результате журналистика утрачивает миссию информирования.

Мы выделили ряд моментов, присущих пресс-службам органов власти.

1. Линейное повышение результативности пресс-службы требует увеличения усилий в геометрических масштабах. Фактически у пресс-службы органа власти нет права на ошибку, в отличие от корпоративной, где могут не следить за результатом.

2. Названия пресс-служб органов власти достаточно объемны и они могут быть разделены на систему структур, как в МВД. Для упрощения читательского восприятия журналисты в публикации ссылаются на «пресс-службу», что является формальным поводом для отрицания приведенных фактов. В таком случае СМИ публикуют сообщения об опровержении, что не соответствует действительности, поскольку голословные отрицания не сопровождаются доказательствами. Такова сложившаяся практика.

3. К настоящему времени сложилась такая ситуация, что публичная активность органа власти и его пресс-службы жестко регламентируется активностью MSM. Чтобы не давать повода для искажения, от СМИ скрывается социально-значимая информация. Диалог власти и общества невозможен в условиях подмены журналистики метажурналистикой.

4. Пресс-служба выступает в роли front-office органа власти, ее публичная деятельность строится на основе разработок закрытых экспертно-аналитических структур. Противоречия в работе пресс-службы отражают борьбу сетевой горизонтальной глобализации с национальной вертикалью.

5. В аппаратах органов любой власти, особенно за рубежом, журналист сталкивается с инсайдерами-резидентами, контролирующими публичное поведение должностного лица, принимающими за него текущие решения и транслирующие за его подписью установки аналитических центров внешнего сетевого управления. Например, в ПАСЕ на постоянной основе открыто работает команда профессионального международного манипулятора Уильяма Браудера. В России открытая работа манипуляторов к настоящему времени исключена и подобную роль может выполнять пресс-секретарь. Попытка навязать Федеральному Собранию РФ узаконенную в США модель коррупционного лоббирования была провалена В.Р.Мединским во время его работы депутатом Госдумы.

6. Картельные сговоры для исключения национального производства наиболее жестко удерживают позиции в информационной сфере, определяющей работу СМИ и состояние массового сознания. Поставщики ПО, элементной базы и телекоммуникационного оборудования встроены в систему глобализации и пользуются политической поддержкой монопольного положения. Условием слияния бизнеса и власти в информационной сфере является постоянное подключение к открытой сети и размещение приватной информации в cloud (виртуальное облако). Для этого, например, производителю вменятся ограничение емкости дисков и прошивка несменяемого ПО, также наличие управляющего (программного) блока в текстовых файлах. При публикации в Интернете в файлы автоматически встраивается tnt-counter Gallop-media для скрытого контроля посещаемости. Информация анализируется для воздействия по системе сетевых горизонтальных связей на СМИ через органы власти и их пресс-службы, причем установки задаются через MSM. Горизонтальная система выстроена таким образом, что законодательные решения вертикального применения не способствуют импортозамещению. Зависимые страны испытывают непреодолимые проблемы с организацией информационного обеспечения органов власти, и это тоже сказывается на формате работы пресс-службы.

Журналист должен отдавать себе отчет, что его публикации могут быть прочитаны в удаленном доступе с немедленным принятием мер значительно быстрее возможной реакции аудитории.

Практический вывод состоит в том, что материалы пресс-службы в любом случае дают основу, однако разобраться в вопросе журналист должен сам. В актуальной тематике для этого необходимо систематическое присутствие на публичных мероприятиях, чтобы повысить вероятность случайной удачи и иметь возможность сравнения источников.

Журналисту рекомендуется сохранять свою информацию в формате простого текста и не пользоваться виртуальными облаками, резервировать информацию в пространственно удаленном доступе через воздушный зазор без передачи по сетям электронной связи, еще важнее обеспечить скорейшее открытое опубликование. Входящие документы следует стерилизовать (санировать), избавляясь от управляющих программ (макросов) проведением через формат сохранения «только текст», а в идеале – через воздушный зазор с помощью сканирования распечаток и конверсии программой FineReader.

В условиях глобализации журналисту приходится учитывать несовместимость островной англосаксонской и континентальной евразийской ментальностей. Для русского мира характерно представление о сильной государственности. Однополярная глобализация основана на дискредитации государства, отсутствии стандартов и регламентов, подмене ответственных государственных органов безответственными структурами неопределенного статуса. Например, БДИПЧ «под зонтиком» ОБСЕ, также МВФ и Всемирный банк, частная армия BlackWater вопреки статусу подчинены руководству США. Однако руководство США свободно от контроля их действий. Поскольку ФРС благодаря зависимости президента Вудро Вильсона от банкира Эдварда Ротшильда была создана как частная структура, правительство США не несет ответственности по облигациям US Treasure bills, государственными они не являются.

Приведенный пример показывает обязанность журналиста ссылаться на источники недостоверной информации, заполняющей публичное информационное поле, а не бездумно транслировать тиражируемые блоки и мемы.

 

Литература

1. Вакурова Н.В. Психологические причины формирования неадекватной повестки дня посредством СМИ. / Вестник университета, № 2. – М.: Государственный университет управления, 2014, с. 217-219

2. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Псевдореальность как системный эффект метажурналистики и интегрированных маркетинговых коммуникаций. / Сб. статей ЦНС «Международные научные исследования» по материалам XIV Международной научно-практической конференции “Проблемы и перспективы современной науки», г. Москва: сб. статей (уровень стандарта, академический уровень). – М.: «ISI-journal”, 2017, с. 49-54

3. Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.М.Горохова, Т.Э Гринберг. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017

4. Технология новостей от Интерфакса: Учеб. Пособие для студентов вузов / В.В.Герасимов, Р.Б.Ромов, А.А.Новиков и др.; под ред. Ю.А.Погорелого. – М.: Аспект Пресс, 2011

5. Владимир Кузнецов, Алексей Столяров. Вован и Лексус По ком звонит телефон. – СПб.: Питер, 2018