06

06.02.18 Лев МОСКОВКИН

Теорию журналистики накрыла мульдисциплинарность: отношение к СМИ как в живому организму https://leo-mosk.livejournal.com/4732602.html

https://leo-mosk.livejournal.com/4739874.html

Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Журналистка в 2017 году: Творчество, Профессия, Индустрия» торжественно открылась на Журфаке МГУ 6 февраля.

На самом деле конференция проходит как всегда три дня с 5 по 7 февраля. Традиционно в первый день прошло рабочее заседание учебно-методического совета ФУМО. Преподавание журналистики 2018 года переходит на принципиально новый стандарт 3++ с переработанным набором компетенций. Журналистика отделяется от СМИ. Вузы и факультеты, которые не успели пройти аккредитацию, будут вынуждены переписать все свои программы. кто успел, тот может спокойно работать и учить студентов шесть лет. Во всяком случае, так обещает Рособрнадзор.

Как будет на самом деле, никто не знает, потому что сам источник постоянных перемен и роста неоплаченной бумажной работы неизвестен. Очевидно, Минобр не имеет для этого собственных мощностей и талантов.

Формат конференции тоже изменился. Ушла в прошлое традиция подбора для каждой для каждой конференции общей сквозной темы, чем весьма удачно занимался профессор Михаил Шкондин. Декан Журфака Елена Вартанова приняла волевое решение перейти к единой концепции «Творчество, Профессия, Индустрия» – три блока профессии.

Соответственно выстроено пленарное заседание Конференции. Начальник Отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светлана Дзюбинская рассказала, что происходило в последние годы с печатными СМИ. Это важный сегмент мирового медиа пространства. Я бы добавил – и наиболее показательный, потому что в печатный сегмент сложнее проникнуть глобализации. В России сопротивление сломлено в 15-16 году через очередное повышение цен на бумагу и аренду. Представитель Роспечати об этом не говорила.

Дзюбинская отметила, что снижение печатных тиражей – общая тенденция. Снижение продолжается, но темпы стали немного ниже. Продолжается как глобальная тенденция кризис на рекламном рынке прессы. Происходит повышение роли социальных сетей. Розничные продажи тиражей 41,5 млрд руб., по подписке 17,2 млрд минус 5% в рублях. Сокращение стационарных киосков. Вместе с тем, у РФ есть положительный опыт сохранения киоскерных сетей. С 2013 сокращение тиражей по подписке 45%.

Что делает федеральное агентство, чтобы ситуация изменилась? Прежде всего поддержка чтения. 353,1 млн руб. составляет поддержка печатных СМИ. В общем-то государственная поддержка она есть.

Получилось как-то неубедительно.

Президент Hearst Shkulev Publishing Виктор Шкулев рассказал об издательском бизнесе в условиях цифровизации. По его словам, это бизнес для тех людей, которые обладают определенными талантами. Талант важнее образования.

По словам, докладчика, российский ландшафт серьезно отличается, доля российских источников в России больше, чем европейских на европейском. Мы имеем крупнейший поисковик. Интересует россиян в порядке убывания светская хроника, терроризм и безопасность, несчастные случаи, развлечения. Секс вечная тема. В политике доминирует Путин, рядом с ним нет других политиков. Все, что он делает, вызывает огромный интерес.

Следуя моде, Шкулев замахнулся на искусственный интеллект и получил текст, созданный роботами. Использовали технологии нейронных сетей. Оказалось, робот может обработать большой массив знаний, но получается нечто нечитаемое.

Директор по медийной экосистеме «ВКонтакте» Сергей Паранько амбициозно предположил, что возможно квантовый компьютер позволит решить проблему. Медиа потеряли свою монополю на распространение информации и хотелось бы этим воспользоваться.

Фактически слушать все это особого смысла не было, разве что для получение ссылки на известные факты. С настоящим прорывом выступила сама Елена Вартанова. Это был прорыв междисциплинарости в биологию и конкретно экологию. Причем не ту, что стала служанкой глобальной энергетической политики, а строго естественнонаучного направления. Экологию мы не можем рассматривать без антропогенных процессов. Наука нужна не сухая сама по себе, она должна подсказывать, куда мы движемся. Понимание экологического процесса, развитие медиа как живого организма по циклам.

Профессор Вартанова подчеркнула, что мы продолжаем жить в условиях активной трансформации медиа. Россия с 91 года находится в процессе политических трансформаций. Сейчас мы проводим по 7 часов 41 минуту в медиа. В России много СМИ и они выходят на большом количестве языков, 102 языка России имеют письменность.

Вартанова считает, что регулировать контент нельзя, но можно регулировать условия, медиаполитику. Медиа состоят из противоречий, например, индустриальный и творческий характер.

Начала профессор владения родным языком, что важно в профессии. Составили комплект 1500 словоформ, приложение доступно на AppStore и GooglePlay.

В тот же день Вартанова как член жюри приняла участие в конкурсе «За верность профессии». Призы вручала министр Ольга Васильева, потом вернулась на конференцию. Без нее было скучновато. А на конкурсе почему-то больше говорили о лженауке, чем о науке, но каждый понимал под этим разное, потому что одно дело Жорез Алферов и другое Александр Панчин и Алексей Сурдин.

Очевидно, в словах Вартановой содержится актуальный на данный момент ответ на основной вопрос преподавателей, неоднократно звучавший на конференции: чему учить будущих журналистов? Действующие журналисты не воспринимают информацию российских аналитических центров об организации современного мира и не могут отделять личные и национальные интересы от вопросов навязанной повестки.

Сложившаяся ситуация придает преимущества людям с естественнонаучным и инженерным образованием, о чем на конференции говорил главред «Аргументы недели» Угланов, выпускник МАИ.

Установка Вартановой фактически призыв к естественнонаучному подходу.

Признаком конференции Журфака МГУ стало сокращение числа участников, люди не могут приехать не только из-за недостатка денег и отсутствия командировки, но и повышения нагрузки, которая будет еще больше после повышения МРОТ с 1 мая. Региональный состав лишился авторов содержательных исследований из Минска, Киева, Астаны, Ростова-на-Дону, Пензы и других городов России. Люди не могут приехать по прямым и косвенным политическим причинам. Научный обмен в России не финансируется, люди заняты в учебном процессе. Баланс сместился в пользу безответственных и разговорчивых малополезных ископаемых. Стало неинтересно им самим, не только москвичам. Народ выходил, недослушав.

Ведущий профессор Шкондин преимущественно давал слово приезжим и создал иллюстрацию исследования Михаила Макеенко «Развитие теорий медиа в России в 2010-е гг.» на секции «Журналистика как объект академических исследований: системный и междисциплинарный подходы». Название не отражает сути, фактически это аналитический поиск науки в том, что числится наукой. Согласно полученным данным, эмпирики в научной периодике по медиа мало, а академических обобщений и вовсе почти нет. Ключевые слова и библиография не соответствуют тексту. Западные учебники используются как источники цитат на все случаи жизни. Речь идет о содержании сертифицированных журналах.

Представленные в первой половине секции «исследования» дают основания для сомнений, откуда вообще наука тут может взяться.

Выдержать это было практически невозможно. В итоге секция затянулась на полчаса больше положенного и на наши сообщения не хватило времени. Заявленной теме секции о системных и междисциплинарных подходах соответствовали не только наши исследования и в общем люди с познаниями в синергетике присутствовали в наличии включая Вартанову, но в меньшинстве. Выступающие стремились в большей степени застолбить поляну и исследований не представили.

У нас есть и исследования и обобщения на основе междисциплинарности. Мы используем журналистику и как науку и как образование. Например Садовничий в СФ подсказал идею применения формата квантового компьютера к коллективному разума. Принцип усиления Тимофеева-Ресовского стимулировала моя публикация протокола комиссии Шувалова о передаче полей ТСХА. Исследования центра Крашенинниковой или РИСИ как устроен глобализовнный журнализм и УМС – сетевая система на основе зомби-паразитизма. Принцип квантовости работает вместе с усилением благодаря переключению каналов самоорганизации на примере появления ложной информации слухов в эксперименте Натальи Ваккуровой.

Текст непроизнесенного выступления «Принципы усиления и квантовости генетика Тимофеева-Ресовского в журналистике» после тезисов тут https://leo-mosk.livejournal.com/4731793.html

На некоторых других секциях вроде телевидения уровень был не выше, хотя например на рекламе Горохов в отличие от Шкондина по крайней мере следил за регламентом по справедливости, чтобы не комкать завершение.

Круглый стол «Популяризация науки в условиях медиатизации общества» прошел живо, но вопреки усилиям ведущей Вартановой тут свирепствовала война с лженаукой от лица настолько уважаемых и нафаршированным Хиршами фигур, что авторитет и знания Вартановой не сработал со всем ее естественнонаучным мышлением. Зачем вообще бороться со лженаукой, если нечем заменить?

Тут можно было бы согласиться с Макеенко: чтобы проводить девестернизацию теории журналистики, нужна как минимум вестернизация. Однако именно это и есть вестернизация науки для России, чтобы на выжженную поляну прививать западные схемы без конкуренции с запрещенными отечественными.

Доктор психологии Светлана Белых заявила тему «Журналистика как предмет психологического исследования», чтобы как-то обосновать приговор: журналистика не изучает картину мира, это не наука.

Перекликается с обоснованием Владимира Губарева, почему нужна лженаука. Для таких признанных ученых унижение России – не цель но средство, дело жизни и источник уверенного существования. Омерзительно. Конференция Журфака МГУ в целом создает искусственное впечатление отсутствия науки в России, что неверно, потому что значимые и содержательные работы разметали по углам научной периодики и обвинений в цензуре никто не любит. Сергей Корконосенко обиделся, хотя в связи с отклонением статьи обижаться должен я. Но мы привыкли к дискриминации с советского времени – после смерти Энвера Багирова якобы из-за семейственности Наталью Вакурову тут же уволили. Кафедра телевидения и радиовещания от этого лучше не стала. Журфак фрактально похож на Россию в целом: декан Елена Вартанова и президент Владимир Путин в одну сторону – вперед, вся руководимая ими компания в другую – назад. Такое впечатление, на Журфаке возродился всесильный партком, только не КПСС, а русофобской партии.

Панель Ивана Засурского на Гайдаровском форуме показала парадоксальный рост отдачи при снижении финансирования науки. Мы с Натальей Вакуровой самим фактом своего существования доказываем обратное установке об отсутствии науки в России и практически всегда проводили то, что было названо междисциплинарностью. Казалось, установка декана Елены Вартановой вернет науку на свое законное место, однако все непросто.

В прошлом Галина Лазутина не смогла пробить публикацию наших тезисов о «Факторе трех восьмерок», как ни курочили все равно отклонили – действовала цензурная установка «Россия напала на Грузию», запрещено, что Саакашвили под руководством Мэтью Брайза напал на Южную Осетию. Статья в нативном виде вышла в Оренбурге и получился меме о факторе трех восьмерок. На этот раз Лазутина перед началом предупредила, чтоб я не выступал. Вряд ли разумная и добрейшая Лазутина сама это придумала.

Следует удивляться и радоваться публикации наших тезисов со ссылкой на выдающегося русского генетика, эволюциониста и радиоэколога Тимофеева-Ресовского, который определили развитие науки и наследие которого под эмбарго по тем же причинам. В 2017 году на Биофаке МГУ произошла революция в сторону вестернизации. Аналогичный процесс происходит в ГУУ. Защищать Тимофеева-Ресовского мне выпало еще на кафедре генетики задолго до публикации романа Даниила Гранина «Зубр», когда преподаватель кафедры Глотов предупреждал меня, как сейчас Лазутина.

Ежегодная конференция Журфака со всеми ее спорами и претензиями является частью всей картины страны и мира, поэтому представительность здесь играет существенное значение. Мы благодарны Елене Вартановой и Ольге Смирновой за публикацию наших тезисов, обычно это непросто. Мы благодарны, но вот времени не хватило.

 

Комментарий

- Л.М.: Елена Леонидовна, то что вы сказали при открытии конференции, это ваша собственная инициатива или общая тенденция?

- Е.В.: Мне кажется, мы выступаем в данном случае на конференции как конкретные исследователи, но исследователь тем и хорош, что улавливает нужные проявления в науке. Может быть они не сложились еще в такую широкую тенденцию, но это уже проявление неких стремлений. Поэтому здесь и моя личная позиция, но и уже отражение тенденции. Я статью написала, должна выйти Байкальский вестник теории и практики журналистики. Ни один ученый не может просто строить гипотезы, не опираясь на эмпирический материал, или на идеи, которые носятся в воздухе.

- Л.М.: Спасибо вам. Вы смелый человек.

 

Книги с конференции Журфака МГУ «Журналистка в 2017 году: Творчество, Профессия, Индустрия» 06.02.18 Технология создания документального фильма Мемы как они есть Фейковые новости Основы журналистской деятельности История отечественной журналистики 7 интервью о научной журналистике Сергей Михайлович Прокудин-Горский https://leo-mosk.livejournal.com/4752760.html

https://twitter.com/leo_mosk/status/962626469154443264

УДК 791.43

ББК 76.032

Б82

Борисов С.

Технология создания документального фильма / С. Борисов. – М»: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 92 с.

ISBN 978-5-7567-0954-4

Во втором десятилетии XXI века кардинально изменилась вся техническая база кинопроизводства, однако сама технология создания документального фильма: от разработки темы через написание сценарной заявки к составлению эпизодного плана, подготовке к съёмкам, монтажу и постобработке, – остаётся практически неизменной (хрестоматийной) с советских времён. Причём эта технология равно подходит как для кинематографических, так и телевизионных документальных фильмов, форматных и авторских, крупнобюджетных и независимых, хроникальных, аналитических и художественно-поэтических.

Представленное пособие – первая в нашей стране попытка обобщить профессиональный опыт документалистов прошлого и настоящего в технологии создания документальных фильмов разных видов и жанров. Проще говоря, автор представляет вниманию читателя пошаговую инструкцию создания документального фильма, которая состоит из трёх больших производственных периодов и 14 этапов.

© Борисов С. 2018

© ООО Издательство «Аспект Пресс», 2018

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ni

 

УДК 070

ББК 71.01

Ш78

Рукопись подготовлена в ходе проведения исследования (проект № 18-01-0053) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2018-2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов РФ «5-100»

Рецензенты:

Ph. D, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ О.Байша

доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ имени М В. Ломоносова Т.Э.Гринберг

Шомова С.А.

Мемы как они есть: Учеб. пособие / С.А.Шомова. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 136 с.

ISBN 978-5-7567-0953-7

Мемы сегодня живут вокруг нас. Мы изъясняемся мемами, цитируем их, пересылаем друг другу в социальных сетях... Они не только мгновенно, с беспощадной активностью вируса распространяются в сети Интернет, но и выходят из виртуального пространства в реальное, служат «квантом» повседневной коммуникации, обретают черты полноценного бренда или даже становятся «топливом» в информационных войнах.

Предлагаемая читателю книга рассказывает о сущности этого малоисследованного феномена, об истории становления мемов в Рунете, их основных разновидностях, жизненном цикле мема и многом другом. Но самое главное – на этих страницах приоткрываются секреты превращения информации в нем к преподаются начальные азы эффективной работы с ними.

Книга предназначена не только для студентов, обучающихся по направлениям «Журналистика», «Медиакоммуникации», «Реклама и связи с общественностью», преподавателей высших учебных заведений, теоретиков и практиков в области массовых коммуникаций, но и для всех, кто интересуется миром новых медиа и современными коммуникационными технологиями.

ISBN 978-5-7567-0953-7

© Шомова С. А., 2018

© ООО Издательство – «Аспект Пресс», 2018

Учебное издание

Шомова Светлана Андреевна

МЕМЫ КАК ОНИ ЕСТЬ Формат 60x90/16, Усл. печ. л. 8,5. Заказ № 123866.

ООО Издательство «Аспект Пресс» 111141, Москва, Зеленый проспект, д. 3/10, стр. 15. E-mail: info@aspectpress.ru; www.aspectpress.ru Тел. (495) 306-78-01

Отпечатано способом ролевой струйной печати в АО «Т 8 Издательские Технологии» 109316 Москва, Волгоградский проспект, дом 42, корпус 5

 

УДК 070

ББК 76.01

Р24

Распопова С.С., Богдан Е.Н.

Фейковые новости: Информационная мистификация: Учебное пособие для вузов / С. С. Распопова, Е. Н. Богдан – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 112 с.

ISBN 978-5-7567-0940-7

Учебное пособие рассматривает происхождение фейковых новостей, разновидности авторов-мистификаторов информационных текстов» подходы к проверке фактов в журналистике, которые используют качественные СМИ и социальные сети, такие как Face book и Twitter, а также поисковик Google. В книгу вошли интервью с российскими и западными журналистами, которые могут служить путеводителем по проверке новостей.

Книга предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», а также для широкого круга читателей.

ISBN 978-5-7567-0940-7

© Распопова С. С., Богдан В. Б., 2018

© ООО Издательство «Аспект Пресс», 2018

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru

 

УДК 070

ББК 76.01

Р24

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова М. В. Шкондин;

доктор филологических наук, директор департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального университета щ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Б. Я. Лозовский

Распопова С. С.

Основы журналистской деятельности: Учебник для бакалавров / С. С. Распопова. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 272 с.

ISBN 978-5-7567-0892-9

Учебник является продолжением издания Г. В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста» и учебного пособия Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой « Жанры журналистского творчества» (2012 г.), в которых были изложены основные принципы деятельности журналиста. В учебнике содержится материал по всем разделам курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Журналистика». Рассматриваются особенности массовой информации и массовой коммуникации, методы профессиональной деятельности журналиста, основные специализации в профессии, жанровые разновидности журналистской деятельности. В основу книги вошли результаты анализа современных средств массовой информации.

Книга предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика» (бакалавриат).

© Распопова С. С. 2018

© ООО Издательство «Аспект Пресс», 2018

УДК 070+94 (47)

ББК 76.0+63.3(2)

М61

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессора. А.ААнтонов-Овсеенко

доктор исторических наук, профессора А.А.Грабельников

Минаева О. Д.

История отечественной журналистики. 1917-1945: Учеб, пособие / О. Д. Минаева. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 256 с. ISBN 978-5-7567-0948-3

В учебном пособии рассматриваются трансформации российской системы СМИ в первой половине XX века. Анализируется функционирование системы печати в период Временного правительства, затем формирование систем печати большевиков, белых армий и русского зарубежья. Дается характеристика системы партийно-советских СМИ, ее функций и методов партийного руководства. Рассматриваются особенности функционирования системы СМИ в периоды НЭПа, индустриализации и коллективизации, а также в годы Великой Отечественной войны. Для преподавателей и студентов факультетов журналистики, изучающих курс «История российской журналистики».

ISBN 978-5-7567-0948-5

© Минаева О. Д., 2018

© ООО Издательство «Аспект Пресс», 2018

Учебное издание

Минаева Ольге Дмитриевна

История отечественной журналистики 1917-1945

Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 16Д Заказ № 00590

ООО Издательство «Аспект Пресс». 1Ш41, Москва, Зеленый проспект, д. 3/10, стр. 15. tail: tnfo@aspectpress.ru; www.aspectpress.ru. Тел.: (495) 306-78-01,306-83-71

 

ББК 76

Ответственный редактор доктор филологических наук, профессор Е.Л Вартанова

7 интервью о научной журналистике: учеб. пособие / сост. и науч. ред. А, Н. Гуреева. – М.: Фак. журн. МГУ, 2016. – 100 с.

В учебном пособии собраны интервью с известными российскими научными журналистами. Опытные профессионалы рассказывают о своей работе, делятся секретами мастерства, дают советы начинающим авторам.

Для студентов, аспирантов, исследователей научных коммуникаций научных журналистов.

© Гуреева А. Н., сост. 2016

© Факультет журналист к и МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016

 

УДК 070(069)

ББК 76.01

Ж92

Ответственные редакторы:

Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский

Научные редакторы: М И. Макеенко, М. В. Шкондин

Редакционная коллегия:

А. Бакунин, Н. А. Богомолов, В. М. Горохов, И. ML Засурский, В. П. Колом йен, R Л а щук. М. И Макееико, О. Д. Минаева, Е. VL Орлова, А. В. Раскнн, В. В. Славкин, О. В. Смирнова, Г. С. Филаткина, № В. Шкондин.

Редакторы:

Е. П. Прохорова, И.А.Руденко, 3. П. Симонова, В. В. Слав юга, Ю. С. Узунова.

Журналистка в 2017 году: творчество, профессия, индустрия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – M., МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М В. Ломоносова, 2018. – 616 с.

В материалах конференции представлены результаты исследования актуальных вопросов теории и практики современной журналистики. Большое внимание уделено проблемам публичности в обществе, основным направлениям трансформации медиаиндустрии и оптимизации работы медиа. В поле изучения – исследовательские и образовательные подходы к журналистике и коммуникации. Характеризуются тенденции становления журналистики в досоветский и советский периоды как предпосылки ее современного развития.

ISBN 978-5-91177-099-5

© МедиаМир, 2018

© Факультет журналистики

МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018

 

ББК70

С30

Сёмова Людмила Валерьевна. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. – М: ИД «Комсомольская правда», 2016. – 96 с.

© ИД «Комсомольская правда»

ISBN 978-5-4470-0193-3

В книге использованы снимки С М. Прокудина-Горского с сайт библиотеки Конгресса СШ/

Редактор серии Владимир Губарев

Автор Людмила Сёмова

Дизайн обложки Дизайн-макет Корректор Верстка

Ильдар Крюков Галина Чернецова Алла Хохлова Галина Чернецова

Подписано в печать 13.09.2016. Формат издания 70x100/16. Печать офсетная, печ. л. 8,2. Заказ № 1615240.

 

Издательский дом «Комсомольская правда». 27287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23.

www.kp.ru

Адрес для писем: kollekt@kp.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством

arvato bertelsmann

предоставленного электронного оригинал-макета ООО «Ярославский полиграфический комбинат» L50049, Ярославль, ул. Свободы, 97

 

Сообщения

 

Международная научно-практическая конференция «Журналистка в 2017 году: Творчество, Профессия, Индустрия» открылась на Журфаке МГУ. Открыла профессор Елена Вартанова – прорыв междисциплинарости в биологию – подарок мне

 

6 февраля

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

10.00-12.00, ауд. 232

Приветственное слово Председателя программного и организационного комитетов д.ф.н., профессора, чл.-корр. РАО, декана факультета журналистики МГУ Е. Л. Вартановой. Творчество профессия индустрия всегда были основными блоками профессии. Владение родным языком в профессии. 1500 словоформ приложение доступно на AppStore GooglePlay. Извините я уйду ближе к 11 сегодня Министр Ольга Васильева вручает приз за верность профессии. Я член жюри и у меня есть свои пристрастия.

 

Е. Л. Вартанова, декан факультета журналистики МГУ

Теории медиа в контексте трансформации общественных практик. Мы продолжаем жить в условиях активной трансформации медиа. Цифровая эволюция. Цифровая экономика цифровая реальность. Россия с 91 года находится в политических трансформаций. 7 часов 41 минуту мы проводим в медиа. В России много СМИ зарегистрированы. На 102 языках имеют письменность. Относимся к СМИ как в живому организму. Математика. Биология. Но теория не нужна нам сухая. Регулировать контент нельзя, но регулировать условия. Медиа состоят из противоречий. Индустриальный и творческий характер. Логика процесса изучения медиа. Экологию мы не можем рассматривать без антропогенных процессов. Наука должна подсказывать куда мы движемся. Регуляция медиаполитика. Понимание экологического процесса. Движение медиа как живого организма.

 

Светлана Дзюбинская, начальник Отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Печатные СМИ: проблемы и тенденции. Печатные СМИ важный сегмент мирового медиа пространства. Снижение тиражей продолжается, темпы немного снизились. Глобальные тенденции кризис на рекламном рынке прессы. Повышение роли социальных сетей. Розничные продажи тиражей 41,5 млрд руб., по подписке 17,2 млрд минус 5% в рублях, сокращение стационарных киосков. Вместе с тем у РФ есть положительный опыт киоскерных сетей. С 2013 сокращение тиражей по подписке 45%. Что делает федеральное агентство чтобы ситуация изменилась. Прежде всего поддержка чтения, детско-юношеского чтения. Фестиваль Красная площадь. Издание альманахов народов России. 353,1 млн руб. поддержка печатных СМИ. Мы не поддерживаем государственные и муниципальные учреждения. В общем-то государственная поддержка она есть. Хотелось бы уйти к созданию стабильности. Возвращение издателям печатных СМИ уплаченных страховых взносов.

Л.М. Что произошло с ценами на бумагу и аренду в 15-16 году? Журналисты своими силами не справились.

Дзюбинская. Постоянно мониторим. Производители бумаги в основном иностранные. Работа м.б. недостаточная, но она проводится.

 

Виктор Шкулев, президент Hearst Shkulev Publishing. Издательский бизнес в условиях цифровизации. Это бизнес для тех людей, которые обладают определенными талантами. Талант м.б. быть даже важнее образования. Выросло из обычного бизнеса Комсомольской правды в середине 90-х годов. Трудно выделить четкие каналы потребления информации. Очень многоканально. У нас есть сеть женских порталов прирастает ежегодно семь млн человек. Издатель находится сегодня в сражении с гигантами. Российских ландшафт серьезно отличается, доля российских больше чем европейских на европейском. Мы имеем крупнейший поисковик. Что интересует россиян светская хроника терроризм и безопасность несчастные случаи развлечения. Секс вечная тема. В политике Путин, рядом с ним нет других политиков. Все что он делает вызывает огромный интерес. Знания. Сайты для женщин мужчин городская информация. Искусственный интеллект. Текст созданный роботами. Используем технологии нейронных сетей. Робот может обработать большой массив знаний за 20 лет журнал ELLE. Робот не сделал лучше чем делали журналисты.

 

Отсутствовала Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея Визуальная культура современных медиа

 

Сергей Паранько, директор по медийной экосистеме «ВКонтакте». Медийная экосистема «ВКонтакте»: платформы меняют мир медиа. Как воспользоваться этим? Медиа потеряли свою монополю на распространение информации. Во-первых медиа это хаос. Возможно квантовый компьютер позволит решить проблему.

Вы видите, аудитория в основном возрастная. Такой умный.

Паранько. Не зависит от возраста.

Мы спросили робота об особенностях секса после 35 лет. Робот сказал что секс нужен.

 

СЕКЦИИ И КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

 

Круглый стол «Интеллектуальный потенциал общества и ресурсы медиасистемы»

Ведущие – Т. Н. Владимирова, М. В. Шкондин

13.00-14.30, ауд. 322

Вопросы для обсуждения

- Журналистика в системе способов освоения мира: характер целостности, интегративные качества и свойства

- Общественный интеллект в массовом информационном процессе

- Интеллектуализация общества как информационный процесс

- Журналистика как фактор публичности социальной практики

- Роль журналистики как творческой деятельности в репрезентации публичности и конструировании будущего

- Роль журналистики как коммуникативной деятельности в освоении и преобразовании мира

- Роль журналиста в процессах создания, обновления и освоения интеллектуальных ресурсов общества

- Факторы интеллектуализации образовательного процесса в сфере журналистики

Главный редактор Аргументы недели Андрей Угланов. Вопросы поверхностные, надерганные из Интернета. Закончил авиационный институт. Писали об авиации, сельском хозяйстве, микроэлектронике. Государственная информационная система не писали. Microsoft Huawei это по всему миру. Под атаками все что подключено к Интернету майнерам нужна даже не информация подключатся к телевизору скачивать электричество. Естественнонаучное инженерное образование расширяет возможности в журналистике. По количеству читателей четвертая газета страны. Когда появился сайт, ниже 14-го места не опускаемся. Сноб там нет, хотя вложены миллионы долларов. Захотелось поступить на Журфак это что-то загадочное. Я ощутил мессианство газеты, когда появился Суперджет-100 где ничего российского нет. чтобы он взлетел, проект готового самолета с двигателем на супертяге НК-93 (Николай Кузнецов) сгноили и выбросили на помойку. Поддержали интеллектуальный хотя бы тех кто читает газеты. Газету читали полтора млн. Станкостроение, в США поступали наши станки. Публиковали много материалов и о заводах которые были в Москве. Редакция переехала на Тверскую за долгоруким. В этом здании живет бывший министр станкостроения Бальмонт, ему 92 года, автор проекта Буран-Энергия. А были американские космонавты на Луне? – Конечно были. Аэрофлот попал по санкции и запретили летать в Крым, летали только американские. У нас был самолет сертифицированный турбовинтовой Ил-114. Ни одного специалиста по авиации. Мантуров социолог. Был в Думе на парламентских слушаниях, началась история с возрождением Ил-114. Военный вариант будут выпускать в Ульяновске, гражданский в Воронеже. Путин подписал возрождение Ту-134 для ФСБ. Много было гонцов сколько вам заплатить чтобы вы не писали ничего ни плохого ни хорошего. Ил-96 в увеличенном варианте на четыреста пассажиров. СХ у нас образовался друг редакции фермер Шугуров. Пенза зона рискованного земледелия. Безотвальное земледелие войлочный слой сохраняет влагу после зимы. Начали публиковать к Шугурову потянулись люди со всей страны. Не в этом ли свойство журналистики. Клейковина зерна 36% сверхтвердые сорта пшеницы. Он не использует удобрения. Начал делать муку сам. Возродил школу. Много писали про ТСХА, новый министр СХ Ткачев поставил туда эту даму.

Шкондин. Я был оппонентом у нее, кандидат социологических наук Новикова.

Угланов. Этот монстр разогнала деканов. Академия появилась в 1865 году как закончилась Крымская война. У газеты нет никаких спонсоров. Даже Дримлайнер на 30% сделан из деталей сделанных в России. Для меня журналист который имеет какое-то еще образование авиационное военное. Приходят дети из МГУ глаза горят.

СЖР. Мы сейчас долго боремся со стандартами которые введены. Все издания так или иначе по ним работают, по ним готовят журналистов

Угланов. У нас газета такие темы поднимает, ни одной награды.

СЖР. Не надо вы у нас были Золотое перо России.

У вас сейчас нет парламентского корреспондента?

Угланов. А зачем он нужен? Была Мила Пивоварова, чего-то писала.

Татьяна Владимирова, МПГУ. Делают исследования социологические и создают документальный фильм. Выложили ВКонтакте за 14 минут семь тыс просмотров. НТВ купила. Моя функция завершилась. Ребята уже третий год работают на телеканале. 99% современных журналистов это девочки. Что интересует мода новые медиа. Как использовать для формирования позитивного контента. Практикоориентированное обучение. Возникает как конвергенция так и дивергенция. Иногда студенты руководят нами, когда что-то новое. Мы не уходим от социально-гуманитарного модуля, филологического модуля. На первом курсе доминирует.

Экономическая журналистика. Экономическое образование не гарантирует, сокращается период полураспада знаний. Научные экономические издания, которых тоже много. Фильтры информации тоже одна из проблем.

По выражению Александра Зиновьева, наша планета захламлена информацией не менее чем отходами индустрии. Чернуха порнуха мокруха. Содержит мощное конфликтогенное начало. Вестернизация общественного сознания. Вербальные атаки на ментальность россиян. Поддается людям удельный весь которых до 4%, т.е. чиновников. Влияние на личность не комплексно органично а фрагментарно. Серьезный кризис информационной культуры. Отсутствие в стране медиаобразование.

Наталья Кодола, Московский педагогический университет. Хотелось бы в вузах большего культурного уровня. Приходят и не знают. Аналитичность уходит. Чаще проходят проблемные очерки которые ничем не заканчиваются.

О. Е. Коханая, Московский гуманитарный университет. Закончился юбилейный год русской революции. Самым мощным детским движением были скауты. До 19 мая 1922 создание Пионерской организации. Скауты выработали модель, она была практически полностью перенесена. Даже в этом жестком моменте была преемственностью. В перестройку идеологию отменили. Патриотический всплеск, интерес к истории. Воспитание приспособленцев. Но ведь коллективизм до революции соборность.

К. В. Маркелов Филиал Московского университета в г. Севастополе. Русская весна в Севастополе ожидания и реальность. Русская весна перекинулась на Донбасс, Севастополь Крымская весна. Ожидания не оправдались в 14 году было ощущение присоединение к Советскому Союзу. Настрой продлился два года. А теперь какая стратегическая цель? А что дальше? Что сегодня вообще читают «Иди умирать бомжиха мы спать хотим» тема социальной несправедливости. Пришла в Симферополе в больницу беременная с высокой температурой недавно из мест лишения свободы. Ее отправили умерла на остановке от двухстороннего воспаления легких. Больше всего набирают просмотров коррупция, социальная несправедливость, а не политика. Инфантильное сознание. С Крымом и Севастополем Киев заигрывал. Сейчас недовольство активно не проявляется, но тосты уже не поднимают.

Так система выстроена. Если врач во внерабочее время подойдет к больному никогда уже не отмоется. Так система выстроена.

Галина Лазутина. В 3 номере Учительской газеты 16.01.18 предложения по перестройке образования начиная с медиаобразования. Тему продолжать правильно. Аналитичность уходит, что у нас интеллектуальный потенциал пропал? Да нет.

Владимирова. Чтобы современная эпоха заиграла, нам нужно менять содержание, осмысливать новые смыслы. Патриотическое воспитание в студенческой аудитории поднимает голову. Информационные ресурсы вышли на первый план. Медийное сопровождение нашей действительности приводит к новым отношениям. Новое образование что это педагогика или журналистика? Но так или иначе задействована в новой действительности. Дипломная работа опрос шестисот студентов готовы говорить неправду готовы искажать потому что есть редакционная политика правительственная. Интеллектуальный уровень студентов мое субъективное мнение не растет. Уровень очень разный. Выборы студентам не безразличны, политологи проводят дискуссии, журналисты освещают. Можем посмотреть связь между теоретическим и практическим обучением. Важно формирование профессиональной ответственности. Я хочу я могу и вот я принес вам тему. Отрабатываем в формате ролевых игр, тоже высоко эффективно.

 

Секция

«Перспективные подходы к обучению журналистов»

Руководители – Е. Л. Вартанова, М. М. Лукина

Ученый секретарь – М. А. Крашенинникова

15.00-16.30, ауд. 103

Основные доклады

В. И. Грызлова (Тульский университет) «Музейно-полевая» журналистика как инструмент для формирования профессиональных компетенций. Куликово поле палеоботаника. Поскольку мы имеем дело с историческими фактами, каждый наш шаг проверяется. Дальше отработка идеи. Фестиваль студенческой полевой журналистики.

Ольга Петрова (Тюменский университет) Кейсы на основе реальных событий в обучении профессиональному мастерству. Позволяет отработать профессиональные навыки будущих журналистов. Убийство маленького мальчика. Как в реальности поступил студент-практикант? Такие материалы лежат буквально под ногами. Мальчика высадили из автобуса и он преодолел семь остановок в двадцатиградусный мороз. Мама бросила мальчика. Выходит новость и потом ситуация становится опасной. Первая реакция она очень эмоциональная.

Лукина. У нас тоже ролевая имитационная игра.

М. А. Крашенинникова, М. Ю. Галкина (Московский университет) Роль студенческих СМИ в обучении журналистов. Мы сейчас не можем учить студентов только теории. Возможность преподавателей оценивать качество своей работы. Каждый студент приходя на первый курс немного растерян. В июле у нас был очень интересный опыт. Опыт со студенческими СМИ дает новый опыт. Отрабатываетмся теракт в метро, сход поезда с рельс.

Лукина. Конвергентная она произошла. Выпуская студентов в студенческие СМИ мы разработали стандарты. Это такой инкубатор. Мы обучаем показываем как надо тщательно проверяем этическую составляющую.

Владимир Николаевич Титов Владимирский университет. Есть приемы которые позволяют заинтересовать студентов. Например выставка фотоконкурс. Комиссия отбирает. 7-9 выставок в год. Один студент уехал в США другой во Франции. Третий с Урала.

Лукина. Командная работа и лидерство, как сформировать. Пермский университет функцию хаба осуществляет.

Медиапрактикум. Сборник упражнений по журналистике. Имеем дело с игрой все стороны работы конвергентной редакции. Это все опубликовано в открытом доступе.

Юлия Валентиновна Андреева (Казанский (Приволжский) федеральный университет. Преподаю с 2001 года. Школа академик Андреева это мой папа. У нас свосем нет бюджетных мест, они платят очень много.

 

Л.М. В учебном варианте все рафинировано. Какой м.б. вариант обучения конфликтным ситуациям: угроза журналисту и как поведет себя главный редактор. На пресс-конференции не дают задать вопрос, сталкиваешься с цензурой, а добыть материал надо. Наиболее частый вариант выбор между дефицитом времени или информации на месте.

Лукина. У нас первый курс, конфликтных ситуаций нет но проходит в жестком режиме. Новые компетенции на порядок лучше, они не переработанные, а модернизированные.

 

Секция

«Творческие процессы в современной журналистике»

Руководители – А. А. Тертычный, В. В. Тулупов

Ученый секретарь – А. С. Бугаева

17.00-18.30, ауд. 101а

Основные доклады

В. В. Тулупов (Воронежский университет) Новое лицо документального телесериала. Малахов с этого начинал. В т.ч. наш выпускник начинал в желтой энциклопедия инстинктов, сейчас энциклопедия городской жизни.

Относить подобные ток-шоу к расследовательской журналистике?

Тулупов. Элементы расследовательской журналистики присутствует. Гутионтов Любая журналистика расследовательская. Это есть это наша данность но не реагировать мы не можем.

Ирина Петровская ведет на ЭМ передачу жесткой критике подвергает ляпы.

Тертычный. Обзоры обозрения контроль. Сейчас каждое СМИ считает себя самодостаточным.

Тулупов. Я редактор АКЦЕНТЫ обещали в суд подать мы хозяйствующие субъекты. Коллектив разделился по критике. Одни говорили давайте, другие не надо.

Тертичный. Отдел похвалы.

Тулупов. В целом журналистика плохая, а я хорошо работаю.

Кирилл Маркелов Филиал Московского университета в г. Севастополе. Три тенденции современной журналистики. Перформанс вместо журналистики, массовость вместо элитарности, личность вместо текста. Иди спать бомжиха мы спать хотим. Врачи такого не говорили. Люди кликали именно заголовок. Опросил человек 15 местный бомонда что главное умение писать или что-то другое? Говорили пафос, эмпатия. Научить писать проще всего. Основное это читаемость. Броский интересный перформансный заголовок важнее всего.

Тулупов. То что вы сказали началось в 90-х. Героя не надо щадить. Это язык улиц. Не надо придираться это наш олбанский.

Маргинализация продолжается? Идеальная модель должна даваться в университете.

А. А. Тертычный (Московский университет) Феномен публицистики: существует ли он сегодня? Определить сферу существования публицистики. Публицистика явление распространенное в обществе. Документальная публицистика. Художественная публицистика. Публицистика которая базируется на правде жизни на обобщенном характере русского человека это художественная публицистика. Несмотря на то что нет единого понимания публицистики, авторы могут согласиться друг с другом. Выражение мыслей автора. Нужна ли публицистика современному обществу. Одни говорят нужна другие нет. простой гражданин способен дойти своим умом доя самой сути. Вестернизация информационной политики изданий. Это такая форма подачи минимальные затраты максимальная прибыль. Декоммунизация контента. Описание второстепенного за чертой остается человек с его ценностями. Отказ от нравственных идеалов.

Тулупов. Мои ребята и правду напишут и деньги возьмут, это Сунгоркин так сказал.

Тертычный. Аудитория в известной мере деградировала. Противодействие бюрократического аппарата. Хорошо сказал Кройчек который не присутствует. Не хотят чтобы присутствовали публицисты которые мешают им жить.

 

Круглый стол

«Популяризация науки в условиях медиатизации общества»

Ведущие – Е. Л. Вартанова, А. Н. Гуреева

17.00-18.30, ауд. 103

Вопросы для обсуждения

- Популяризация науки в 2017 г.: достижения и тренды

- Ученый и журналист: как найти общий язык и алгоритм взаимодействия?

- Трудности перевода «с научного на человеческий»: границы допустимого

- Новые форматы, жанры, платформы в популяризации науки в современном обществе

- Просветительские мероприятия и фестивали науки: перспективы развития

- Образовательные программы для ученых и научных журналистов

Елена Вартанова. Прекрасный круглый стол поставлен на 17 часов и нам казалось никто не придет. Призеры и победители конкурса за верность науке. Кто петицию писал против гомеопатии? Популяризация в условиях медиатизации. Слова придают научности. За последние годы мы видим взрыв популяризации. Минобр Васильева сказала о количестве поступивших заявок триста, было 150. Научно-популярная журналистика один из востребованных. Меня поразило сколько сегодня на вручении премии говорили о борьбе с лженаукой начиная с нобелевского лауреата Алферова. Интерес не изжит. Популяризация науки идет на уровне историй. Еще не складываются в картину. Тем не менее накануне Дня российской науки в храме науки МГУ. Тема лженауки так глубоко в нас проникла мы обязательно к ней вернемся. Планировали на весну но весной не получится, осенью обязательно.

Владимир Степанович Губарев Московский университет. Почему нужна лженаука. Мы подумали почему есть Лох-несское и нет нашего? Почему нет летающих тарелочек. Высшее достижение марсианский муравейник. Что такое познание мира это прежде всего фантастические представления. Человек севший в ракету совершает подвиг. Я говорил о той страшной опасности которая к сожалению сейчас наступила победа лженауки над наукой. Ясно что занесено из Космоса. Мы же ничего не знаем. Я видел ядерный взрыв это не просто страшно это очень страшно. Я считаю Журфак МГУ в прошлом году одержал победу Сергей Проскудин-Горский. Самое главное что реализовано.

Хлюстова Татьяна Игоревна. Новый проект. Не скажу что уникальный. Стараемся быть полезными.

Александр Панчин Институт проблем передачи информации РАН. Несколько слов в защиту Интернета. Что еще хорошего на телевидении почти ничего. Часто поднимают вопрос как нам доступно и без искажений рассказывать о науке. Не хватает базовых знаний. А вы знаете ДНК гены есть у всех организмов. Минобр не побоялся дать антипремию Материя Медика Академии наук. Есть надежда на очищение. Гомеопатия не самое страшное, есть и хуже, но надо же с чего-то начинать. Собственные научно-популярные изыскания Панчин изложил в монографии «Сумма биотехнологии».

О премии и антипремии см. http://scinquisitor.livejournal.com/111614.html

Якутенко Ирина Игоревна. Кто-то говорил лженауки стало больше, это не так ее не стало больше, мы стали больше ее замечать, кто стал об этом говорить. Изменились масштабы охвата информации. Раньше была одна программа на телевидении что сказали то и правда. Сейчас аудитория диверсифицировалась.

Губарев. Назовите мне хоть одно издание где не печатают гороскопы?

Якутенко. Понятно что лучший способ привлечь аудиторию, но не все используют. Я спросил студентов третьего курса кто такой Вернадский? Институт находится на проспекте Вернадского.

О. В. Муронец Московский университет. Аудитория очень активная. Мы в принципе даем меньше чем могли бы. Камень ножницы бумага.

 

7 февраля

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

10.00-12.00, ауд. 232

Модератор – д.ф.н., проф., и.о. зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ

Г. Г. Щепилова

В. В. Тулупов, д.ф.н., проф., декан факультета журналистики Воронежского государственного университета

Факультет журналистики как научно-образовательный центр региона

А. А. Гладкова, к.ф.н., с.н.с. факультета журналистики МГУ

В. З. Гарифуллин, д.ф.н., проф. Казанского (Приволжского) федерального университета

А. П. Данилов, к.и.н., проф., зав. кафедрой журналистики Чувашского государственного университета

Р. Р. Магадеева, к.ф.н., доц., зав. кафедрой журналистики Башкирского государственного университета

Этнические СМИ России: актуальные тенденции развития (на примере республик Татарстан, Башкортостан и Чувашия)

О. Р. Самарцев, д.ф.н., проф., зав. кафедрой журналистики Ульяновского государственного университета

Факторы трансформации журналистики в условиях цифровой медиасреды

Презентация книги «Индустрия российских медиа: цифровое будущее»

Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, С. С. Смирнов, М. И. Макеенко

 

СЕКЦИИ И КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

 

Секция «Журналистика как объект академических исследований: системный и междисциплинарный подходы»

Руководители – Е. Л. Вартанова, М. В. Шкондин

Ученый секретарь – Д. В. Дунас

15.00-16.30, ауд. 103

Основные доклады

Светлана Леонидовна Белых (Институт организационной психологии) Журналистика как предмет психологического исследования. Психология как наука. Я нашла не исследования коммуникаций. Океан исследований. Журналистика не изучает картину мира. Это не наука.

Шкондин. Журналистика как исследование?

Вартанова. Тем не менее доктор психологических наук у нас присутствует, а доктора социологии журналистики нет. возможно журналистика профессия.

А вы знакомы с работами Евгения Прохорова?

Галина Лазутина. У журналистики есть предмет? Вы не правы.

Л.М. Неправда!

Андрей Богоявленский (Воронежский университет) Медиакиберантропология: от Homo Mediatus – к Internet Sapiens. Игра с терминами превращает их метафоры. Сергей Капица об информационной революции. Первая печатная революция в 15 веке. Вторая медиа-революция аналоговая конец 19 – начала 20 века. Третья медиа-революция цифровая. Будет новая революция нейронная. Пригож диссипативные системы. точки революции точки фуркации. Возможность петли цивилизации. Возможности синергетики. Необходимость новой биологии. Идея ноосферы реализована в пространстве Интернета.

Л.М. Замечательный доклад но робкий, можно продолжить на антропный принцип синергетики Курдюмова?

Богоявленский. Конечно.

Ирина Демина (Иркутский университет) Потенциал медиаисследований в России. В списке 69 направлений науки. Индекс Хирша у топ-100 слегка повысилась. Политика политология политика социология самых продуктивных по индексу Хирша. СМИ самая нижняя граница. Насколько географически наш потенциал сравним, здесь журналистика неплохо. Лидируют доктора наук, второй сегмент кандидаты. Политологи, психологи. Массовая информация журналистика СМИ. Наибольший удельный вес занимают сотрудники МГУ. Журналисты не любят друг друга цитировать. Нам нужно друг друга цитировать.

М. И. Макеенко (Московский университет) В топ-100 массовой коммуникации попасть гораздо проще. Надо очищать.

Демина. Инструмент не у нас в руках.

Макеенко. Почему? У вас.

Корконосенко. Индекс Хирша обратно пропорционально количеству статей.

Снизим Корконосенко (С.-Петербургский университет), М. В. Шкондин (Московский университет) Интегративная функция журналистики существует. В каких случаях действует надежно. Наверное более прочные связи будут на основе реальности связывающих интересов. Ценности общее благо возможно если мы снизим уровень претензий. Теория журналистики Макуэла. Ее критиковали. Сегодня мы наблюдаем явное пересечение сообществ в сторону сетевых медиа. Соседская журналистика превалирует над гражданской. Интеграция происходит вне поля журналистики. Журналистика в этом виновата. Есть задача которая стоит перед журналистикой.

Лазутина. Неинституциональные СМИ еще называют.

Шкондин. Длинно и сложно.

Михаил Макеенко. Развитие теорий медиа в России в 2010-е гг. Я не участвую в дискуссиях является ли журналистика наукой или нет. гуманитарные науки ничего важного не делают и лишь участвуют в обсуждении, возможно. Удалось обработать статьи из пяти изданий по содержанию 2012 года. Всего 315, цели в 8% м лишь один научные. Исследовательский и академический дискурсы соответственно 60 статей 12% и всего 15 из них имеют эмпирический вывод. Эмпирическое исследование или академическое обобщение. Ключевые слова не всегда отражают то о чем статья. Мы рассчитывали количество упоминавшихся работ будет большим. Но нет. доминируют не научные тексты а учебные пособия и даже учебники чего вы не увидите за рубежом. Почему пришлось читать статьи, не все упомянутые в библиографии авторы цитировались и не все цитированные отмечены в библиографии в рецензируемых журналах. Макклюэн упоминается как источник цитат на все случаи жизни. Все что попадает это отражение нашего внутреннего дискурса. Какие теории являются базовыми в зарубежных источниках, у нас присутствуют только три. Несколько выводов на основе контент-анализа и анализа дискурса. Формирование исследовательской традиции достаточно медленно. Узость академического дискусрса. Минимальная включенность в глобальный контекст. Классические филологические теории. Бахтин, он бы никуда не делся. Необходима девестернизация и она вроде наблюдается, но необходима сначала вестернезиция.

Лазутина. Есть намек на разделения коммуникации и содержания?

Макеенко. Охватывает все сферы. Здесь всегда будут домыслы. Что такое новое знание? Это не лженаука, а то что ничего не дает.