Вакурова Н.В. Творческий потенциал современной
журналистики: от образования к профессии // Искусство - образование - Культура:
традиции и современность: сборник трудов Всероссийской научно-практической
конференции (г. Москва, 5-6 апреля
http://leo-mosk.narod.ru/works2/18_04_05_thesis.htm
ТВОРЧЕСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ:
ОТ
ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИИ
Вакурова Наталья Владимировна
Аннотация: статья
посвящена актуальным проблемам современной журналистики с точки зрения
технологии творческого процесса, а также вопросам профессиональной подготовки
универсального журналиста.
Ключевые
слова: медиаконвергенция,
медиаконтент, миссия журналистики, профессиональная
компетентность, универсальная журналистика, фейковые
новости.
Журналистика сегодня – это не только
информационно-аналитическая деятельность по созданию актуального контента печатных и электронных СМИ. Журналистика выполняет
особую миссию политической и социальной ориентации, воспитания и
распространения культуры в обществе.
История показывает, что все важнейшие социальные
перемены сопровождались новым этапом развития журналистики, повышением ее
общественной значимости. События вековой давности демонстрируют примеры
признания властью важнейшей роли журналистки: «Необходимость донести до
неграмотной аудитории информацию и агитационные материалы заставила в годы
Гражданской войны и позже, в годы НЭПа, выпускать
устные газеты. В журнале «Красный журналист» подробно рассказывалось, как
должна «собираться» устная газета, на какие темы делать материалы, как привлечь
к сотрудничеству в ней рабочих. Чтение газеты советовали планировать примерно
на один час и активно включать в нее театрализованные сцены на темы публикаций»
[2, с. 83].
Сегодня объем медиапотребления
по данным различных исследователей вырос почти до восьми часов в сутки. Цифра
впечатляет, несмотря на то, что дается с учетом фонового восприятия информации
и возможности одновременного восприятия нескольких медиаканалов.
При таком масштабном и массовом медиапотреблении
резко возрастают требования к качеству журналистского контента
в СМИ и в интернете. Именно претензии к недостоверному, неэтичному и манипулятивному контенту
формируют сегодня негативное отношение к журналистике в целом. По данным
опросов аудитории и участников различных групп в социальных сетях, «опасным и
неприятным медиаконтентом, по мнению пользователей
СМК, сегодня является:
- медиатекст, создающий деструктивные социальные модели;
- медиатекст, навязывающий чуждые пользователю модели жизни;
- фейковый медиатекст, искажающй реальную
картину мира;
- деструктивное общение в социальных сетях,
построенное как псевдодиалог (участники не слышат
друг друга) и несущее опасность для эмоционального состояния человека;
- медиатекст, нарушающий нормы литературного языка» [5, с. 145 – 146].
В связи с этим снова становится актуальным вопрос, кто
должен определять содержание и форму журналистских материалов – сами журналисты
или аудитория? Должен ли править бал «его величество рейтинг» или журналистика
должна стремиться поднимать уровень информированности и культуры аудитории?
Второй вариант требует от журналиста высокой профессиональной компетентности и
эрудиции. Как известно, «журналист должен обладать двумя главными качествами:
он должен быть умным и образованным человеком, и он должен владеть словом –
уметь писать или говорить» [4, с. 59].
Сегодня журналистское образование включает в себя
значительно большее количество составляющих: сочетание творчества и технологий
требует универсального подхода к профессии. Кроме того, конвергентность
современной журналистики требует от сотрудников редакции умения производить качественный медиапродукт для всех
платформ и изданий, а также создавать мобильные версии сайтов для планшетов,
смартфонов и мобильных приложений. «Журналист, работающий в условиях слияния и
интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый ресурс, должен быть
транспрофессионалом, способным выполнять разные виды
деятельности и обладать навыками работы в различных, зачастую не имеющих к
журналистике отношения сферах. «Новый журналист» должен уметь работать «мультимедийно»: писать короткие заметки с броскими
заголовками, снимать видео для размещения на сайте в качестве иллюстраций к
тексту, делать элементарный монтаж видеокадров для создания видеоряда, с
помощью программного приложения публиковать текст с видео- и фотоиллюстрациями
на сайте издания» [3, с. 61].
Говоря о современном журналистском образовании, можно
выделить основные требования к обучению журналиста новой формации:
1.
Инновационность методики (использование кейсов на основе реальных
событий в обучении мастерству).
2.
Технологичность преподавания (использование современных информационных
технологий и компьютерных программ в проведении занятий).
3.
Мультимедийность проектов (создание журналистских материалов
для различных медийных платформ)
4.
Универсальность творчества (способность применять профессиональные знания в
различных сферах и направлениях журналистской деятельности).
В связи с этим особое значение приобретает разработка
образовательных программ нового поколения, призванных обеспечить запросы рынка
труда и потенциальную готовность выпускника к выполнению конкретных
профессиональных задач [1, с. 485].
Сами студенты, как свидетельствуют опросы, прежде всего нацелены на прагматизм в контексте получения
конкретных практических результатов в образовании. Отвечая на вопросы, какими
качествами они хотели бы обладать в результате обучения, студенты выстроили
такие приоритеты: компетентность, способность к коммуникации и аргументации,
грамотность. При этом большинство студентов выбирает универсализм [1, с. 490].
В ближайшее время журналистике предстоит содержательно
ответить на ряд вызовов, которые связаны с процессами цифровизации
и медиаконвергенции. Эти процессы непосредственно
влияют на характер и методы журналистского творчества, которое становится все
более технологичным и форматированным. Конкретное понятие «формат» во многом
стало замещать понятие «жанр» как более условную категорию. Подобного рода викарирование приводит к технологичному модульному подходу
в журналистике, когда взаимозаменяемыми становятся на только структурные, но и
содержательные компоненты медиатекста. Не случайно
наряду с созданием оригинальных новостных текстов в журналистике появилось понятие
«рерайтинг» – переписывание уже существующих текстов
и создание на их информационной основе новой публикации. Такое важное явление
как авторство в данном случает уходит на второй план.
Тем более, что производством медиаконтента,
отбором новостей для цифровой среды все чаще занимаются «роботы» – специальные
компьютерные программы, заменяющие людей.
Вместе с тем, декан факультета
журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова профессор Е.Л.Вартанова
отмечает, что «в связи с актуализацией не только понимания природы и свойств
журналистского текста, но и запроса на качественную, своего рода
«объяснительную» журналистику в центр академической и общественной дискуссии
встали многие острые вопросы, такие, как проверка информации, достоверность
новостей, этические подходы к созданию информации, поляризация и ангажированность журналистов» [1, с. 3].
Журналисты работают сегодня в сложных политических
условиях, в условиях информационной войны, в которой используются различные
методы воздействия, включая манипулятивные техники и
прямую ложь. В 2017 году Collins
English Dictionary
словом года признал слово «фейк-ньюс», означающее
фальшивую, недостоверную новость. Эксперты в области журналистики считают, что циркуляция
фейковых новостей в медиасреде
связана с деятельностью непрофессионалов и профессионалов, потерявших ориентиры
в мире цифрового медиаизобилия.
Однако же нельзя не признать, что распространение ложных новостей
прежде всего ставит своей целью воздействие на аудиторию в условиях
информационного противоборства и, в конечном счете, управление массовым
сознанием.
Журналистика и журналистское образование сегодня – это
общая система коммуникационной и образовательной деятельности, которая
осуществляется в единой информационной среде. Поэтому при обучении журналистов
все большее значение приобретает реальная практика в редакциях печатных
изданий, на теле- и радиоканалах, в мультимедийных
редакциях интернет-СМИ. Важно, чтобы эта практика
проходила не в отрыве от обучения, а непосредственно исходила из задач учебного
процесса, когда задание на практику дает именно преподаватель, и он же
принимает отчет о практике студента. В противном случае возникает разрыв между
обучением в вузе и работой студента на практике, что негативно сказывается на
профессиональном образовании журналиста.
Востребованность выпускников факультетов журналистики на медиарынке не очень высокая:
работодатели предпочитают брать сотрудников с опытом работы, тем более, что в
журналистике работает большое количество людей, не имеющих специального
журналистского образования. Эта ситуация остается проблемной, и пока не будет
решен вопрос о реальной практической подготовке и системе стажировок студентов,
говорить об эффективности обучения журналистов с точки зрения трудоустройства
не приходится.
Хорошим резервом для подготовки студентов к
профессиональной деятельности является учебная практика и освоение дисциплины
«Выпуск учебных СМИ». Это могут быть новостные и аналитические теле- и радиовыпуски, учебные газеты,
мультимедийные проекты. Помимо выполнения задач
подготовки и создания журналистского контента,
студенты приобретают организационные навыки, учатся работать в команде, что
развивает такие качества, как дисциплинированность и ответственность.
Ответственность – самое важное качество журналиста,
особенно в условиях чрезвычайно высокой роли СМИ в жизни общества и возрастающего
объема медиапотребления. Дать человеку правдивую
информацию, сформировать адекватную картину происходящего, помочь сориентироваться
в сложнейших проблемах современности – такие задачи стоят перед журналистами
сегодня. То, о чем сегодня пишут журналисты, завтра будет определять жизнь
общества. Поэтому слова «Журналистика – профессия будущего» не являются
преувеличением, а лишь свидетельствуют о роли журналистики в обществе, ее
творческом потенциале и требованиях, предъявляемых к профессиональному образованию
в медиасфере.
Литература:
1. Журналистика в 2017 году: творчество, профессия,
индустрия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. –
М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени
М.В.Ломоносова, 2018. – 616 с.
2.Минаева О.Д. История отечественной журналистики.
1917 – 1945: Учеб. пособие /
О.Д.Минаева. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 256 с.
3. Распопова С.С. Основы
журналистской деятельности: Учебник для бакалавров / С.С.Распопова.
– М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 272 с.
4. 7 интервью о научной журналистике: учеб. пособие / сост. и науч. ред. А.Н.Гуреева. – М.:
Факультет журналистики МГУ, 2016. – 100 с.
5. Ценностные ориентиры современной журналистики: сб. науч. ст. V Всерос. науч.-практ.
конф. (г. Пенза, 12-13 октября