Вакурова Н

Вакурова Н.В. Творческий потенциал современной журналистики: от образования к профессии // Искусство - образование - Культура: традиции и современность: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 5-6 апреля 2018 г.). - Москва: Институт современного искусства, 2018. - 416 с.: ил. (с. 53 - 56). https://leo-mosk.livejournal.com/4980768.html

http://leo-mosk.narod.ru/works2/18_04_05_thesis.htm

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ:

ОТ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИИ

 

Вакурова Наталья Владимировна

 

Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам современной журналистики с точки зрения технологии творческого процесса, а также вопросам профессиональной подготовки универсального журналиста.

 

Ключевые слова: медиаконвергенция, медиаконтент, миссия журналистики, профессиональная компетентность, универсальная журналистика, фейковые новости.

 

Журналистика сегодня – это не только информационно-аналитическая деятельность по созданию актуального контента печатных и электронных СМИ. Журналистика выполняет особую миссию политической и социальной ориентации, воспитания и распространения культуры в обществе.

История показывает, что все важнейшие социальные перемены сопровождались новым этапом развития журналистики, повышением ее общественной значимости. События вековой давности демонстрируют примеры признания властью важнейшей роли журналистки: «Необходимость донести до неграмотной аудитории информацию и агитационные материалы заставила в годы Гражданской войны и позже, в годы НЭПа, выпускать устные газеты. В журнале «Красный журналист» подробно рассказывалось, как должна «собираться» устная газета, на какие темы делать материалы, как привлечь к сотрудничеству в ней рабочих. Чтение газеты советовали планировать примерно на один час и активно включать в нее театрализованные сцены на темы публикаций» [2, с. 83].

Сегодня объем медиапотребления по данным различных исследователей вырос почти до восьми часов в сутки. Цифра впечатляет, несмотря на то, что дается с учетом фонового восприятия информации и возможности одновременного восприятия нескольких медиаканалов.

При таком масштабном и массовом медиапотреблении резко возрастают требования к качеству журналистского контента в СМИ и в интернете. Именно претензии к недостоверному, неэтичному и манипулятивному контенту формируют сегодня негативное отношение к журналистике в целом. По данным опросов аудитории и участников различных групп в социальных сетях, «опасным и неприятным медиаконтентом, по мнению пользователей СМК, сегодня является:

- медиатекст, создающий деструктивные социальные модели;

- медиатекст, навязывающий чуждые пользователю модели жизни;

- фейковый медиатекст, искажающй реальную картину мира;

- деструктивное общение в социальных сетях, построенное как псевдодиалог (участники не слышат друг друга) и несущее опасность для эмоционального состояния человека;

- медиатекст, нарушающий нормы литературного языка» [5, с. 145 – 146].

В связи с этим снова становится актуальным вопрос, кто должен определять содержание и форму журналистских материалов – сами журналисты или аудитория? Должен ли править бал «его величество рейтинг» или журналистика должна стремиться поднимать уровень информированности и культуры аудитории? Второй вариант требует от журналиста высокой профессиональной компетентности и эрудиции. Как известно, «журналист должен обладать двумя главными качествами: он должен быть умным и образованным человеком, и он должен владеть словом – уметь писать или говорить» [4, с. 59].

Сегодня журналистское образование включает в себя значительно большее количество составляющих: сочетание творчества и технологий требует универсального подхода к профессии. Кроме того, конвергентность современной журналистики требует от сотрудников редакции умения производить качественный медиапродукт для всех платформ и изданий, а также создавать мобильные версии сайтов для планшетов, смартфонов и мобильных приложений. «Журналист, работающий в условиях слияния и интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый ресурс, должен быть транспрофессионалом, способным выполнять разные виды деятельности и обладать навыками работы в различных, зачастую не имеющих к журналистике отношения сферах. «Новый журналист» должен уметь работать «мультимедийно»: писать короткие заметки с броскими заголовками, снимать видео для размещения на сайте в качестве иллюстраций к тексту, делать элементарный монтаж видеокадров для создания видеоряда, с помощью программного приложения публиковать текст с видео- и фотоиллюстрациями на сайте издания» [3, с. 61].

Говоря о современном журналистском образовании, можно выделить основные требования к обучению журналиста новой формации:

1.                Инновационность методики (использование кейсов на основе реальных событий в обучении мастерству).

2.                Технологичность преподавания (использование современных информационных технологий и компьютерных программ в проведении занятий).

3.                Мультимедийность проектов (создание журналистских материалов для различных медийных платформ)

4.                Универсальность творчества (способность применять профессиональные знания в различных сферах и направлениях журналистской деятельности).

В связи с этим особое значение приобретает разработка образовательных программ нового поколения, призванных обеспечить запросы рынка труда и потенциальную готовность выпускника к выполнению конкретных профессиональных задач [1, с. 485].

Сами студенты, как свидетельствуют опросы, прежде всего нацелены на прагматизм в контексте получения конкретных практических результатов в образовании. Отвечая на вопросы, какими качествами они хотели бы обладать в результате обучения, студенты выстроили такие приоритеты: компетентность, способность к коммуникации и аргументации, грамотность. При этом большинство студентов выбирает универсализм [1, с. 490].

В ближайшее время журналистике предстоит содержательно ответить на ряд вызовов, которые связаны с процессами цифровизации и медиаконвергенции. Эти процессы непосредственно влияют на характер и методы журналистского творчества, которое становится все более технологичным и форматированным. Конкретное понятие «формат» во многом стало замещать понятие «жанр» как более условную категорию. Подобного рода викарирование приводит к технологичному модульному подходу в журналистике, когда взаимозаменяемыми становятся на только структурные, но и содержательные компоненты медиатекста. Не случайно наряду с созданием оригинальных новостных текстов в журналистике появилось понятие «рерайтинг» – переписывание уже существующих текстов и создание на их информационной основе новой публикации. Такое важное явление как авторство в данном случает уходит на второй план. Тем более, что производством медиаконтента, отбором новостей для цифровой среды все чаще занимаются «роботы» – специальные компьютерные программы, заменяющие людей.

Вместе с тем, декан факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова профессор Е.Л.Вартанова отмечает, что «в связи с актуализацией не только понимания природы и свойств журналистского текста, но и запроса на качественную, своего рода «объяснительную» журналистику в центр академической и общественной дискуссии встали многие острые вопросы, такие, как проверка информации, достоверность новостей, этические подходы к созданию информации, поляризация и ангажированность журналистов» [1, с. 3].

Журналисты работают сегодня в сложных политических условиях, в условиях информационной войны, в которой используются различные методы воздействия, включая манипулятивные техники и прямую ложь. В 2017 году Collins English Dictionary словом года признал слово «фейк-ньюс», означающее фальшивую, недостоверную новость. Эксперты в области журналистики считают, что циркуляция фейковых новостей в медиасреде связана с деятельностью непрофессионалов и профессионалов, потерявших ориентиры в мире цифрового медиаизобилия. Однако же нельзя не признать, что распространение ложных новостей прежде всего ставит своей целью воздействие на аудиторию в условиях информационного противоборства и, в конечном счете, управление массовым сознанием.

Журналистика и журналистское образование сегодня – это общая система коммуникационной и образовательной деятельности, которая осуществляется в единой информационной среде. Поэтому при обучении журналистов все большее значение приобретает реальная практика в редакциях печатных изданий, на теле- и радиоканалах, в мультимедийных редакциях интернет-СМИ. Важно, чтобы эта практика проходила не в отрыве от обучения, а непосредственно исходила из задач учебного процесса, когда задание на практику дает именно преподаватель, и он же принимает отчет о практике студента. В противном случае возникает разрыв между обучением в вузе и работой студента на практике, что негативно сказывается на профессиональном образовании журналиста.

Востребованность выпускников факультетов журналистики на медиарынке не очень высокая: работодатели предпочитают брать сотрудников с опытом работы, тем более, что в журналистике работает большое количество людей, не имеющих специального журналистского образования. Эта ситуация остается проблемной, и пока не будет решен вопрос о реальной практической подготовке и системе стажировок студентов, говорить об эффективности обучения журналистов с точки зрения трудоустройства не приходится.

Хорошим резервом для подготовки студентов к профессиональной деятельности является учебная практика и освоение дисциплины «Выпуск учебных СМИ». Это могут быть новостные и аналитические теле- и радиовыпуски, учебные газеты, мультимедийные проекты. Помимо выполнения задач подготовки и создания журналистского контента, студенты приобретают организационные навыки, учатся работать в команде, что развивает такие качества, как дисциплинированность и ответственность.

Ответственность – самое важное качество журналиста, особенно в условиях чрезвычайно высокой роли СМИ в жизни общества и возрастающего объема медиапотребления. Дать человеку правдивую информацию, сформировать адекватную картину происходящего, помочь сориентироваться в сложнейших проблемах современности – такие задачи стоят перед журналистами сегодня. То, о чем сегодня пишут журналисты, завтра будет определять жизнь общества. Поэтому слова «Журналистика – профессия будущего» не являются преувеличением, а лишь свидетельствуют о роли журналистики в обществе, ее творческом потенциале и требованиях, предъявляемых к профессиональному образованию в медиасфере.

 

Литература:

1. Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2018. – 616 с.

2.Минаева О.Д. История отечественной журналистики. 1917 – 1945: Учеб. пособие / О.Д.Минаева. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 256 с.

3. Распопова С.С. Основы журналистской деятельности: Учебник для бакалавров / С.С.Распопова. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. – 272 с.

4. 7 интервью о научной журналистике: учеб. пособие / сост. и науч. ред. А.Н.Гуреева. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2016. – 100 с.

5. Ценностные ориентиры современной журналистики: сб. науч. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 12-13 октября 2017 г.) / под ред. доц. Е.К.Рева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 2014 с.