11.07.18 Лев МОСКОВКИН

Парламентский киноклуб

Хроники пикирующей империи в исполнении Кирилла Серебренникова: «Лето» – это не Цой, а наоборот https://leo-mosk.livejournal.com/5234938.html

Перед завершением заседания Госдумы в среду 11 июля Елена Драпеко от имени комитета по культуре пригласила депутатов в Парламентский киноклуб Государственной Думы.

«Сегодня показывается фильм режиссера Кирилла Серебренникова «Лето». О нем очень много писали, он довольно скандальный, этот фильм. Фильм участвовал в основной программе Каннского кинофестиваля 2018 года от имени РФ и взял приз «За лучший саундтрек», – сказала Елена Драпеко.

Я посмотрел сколько успел и ничего скандального не увидел. В данном произведении Кирилла Серебренникова все приглажено и как-то по доброму. Ни намека на что-то анально-генитальное, каковым искусством он балует со сцены. В фильме безумно много курят, почти столько же пьют и часто матерятся. Но при этом делают песни в образе Виктора Цоя, как его видит автор.

Время это мне хорошо известно, посиделки и антураж. Таких красочных металлических лестниц нет даже у Киры Муратовой. Кто его не знает, этого времени, поверил, что режиссеру удалось. Лия Ахеджакова на фоне телевизора с грузовиками очень уместна со своим «Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это». Как совершенно верно было отмечено, истеричная женщина в красном платье в исполнении Елены Кореневой для аллюзий с другим фильмом «Вам и не снилось».

Надо же было нарисовать на экране из Кореневой такую лахудру.

А я не верю. И дело не в том, что мне не близко творчество Виктора Цоя. Я все же вижу у него смысл и знаю, что он многих захватил. А у Серебренникова не Цой и реконструкция времени для России нереальна. Это экспортный вариант образа, как и заказывали. Те же презумпции относительно России и в кино и в политике.

В творчестве Цоя есть будущее, у Серебренникова оно убедительно отрицается. Его «Лето» напоминает извращенную версию «Трудно быть богом» Алексея Германа-мл. И его тоже показывали в Парламентском киноклубе. Плюрализм Думы зашкаливает.

Именно в этом романе Стругацкие описали центробежные процессы в Империи, поразившие Россию во время Цоя и ушедшие из нее. Цой – это про неведомое будущее страны, которое мы тогда еще не осознали. В фазе обновления депрессивное давление стимулирует жизненную силу. У Германа или Серебренникова об этом ничего нет. Тут с будущим для России все ясно, как в цикле Николая Сванидзе «Хроники пикирующей империи»

Кирилл Серебренников конечно талантливый человек. Ведь талант нужен и для воплощения презумпции виновности. Алексей Венедиктов тоже талантливый человек. интеллигенции нравится. Впрочем, интеллигенция угорает и от фильма «Дурак» Юрия Быкова для дискредитации власти. Его тоже как-то показывали в Парламентском киноклубе. А я среди прочего и сантехником работал, поэтому точно знаю: вранье.

Среди депутатов личностей в типе Серебренникова или Венедиктова нет. На Охотном ряду это просто невозможно. Тем более типаж Георгия Церетели в ПА ОБСЕ. Сам факт поддержки свободного творчества Серебренникова с Запада ключиком отпирает тайны Мадридского двора в стакане воды, что расплескался в Думе. Тут наиболее ярко наблюдается связность событий активного мира, о которой писал эволюционист Юрий Чайковский. Презумпции он считает недопустимыми в естественнонаучном познании.

Ученые взяли на вооружение юридический термин «презумпции», хотя презумпции виновности не может быть за пределами анархизма. Псевдонаука оперирует прецедентным вменением вины – преюдицией, продавлено в российское правовое поле. Достаточно по умолчанию считать Дарвина догмой и можно объявить Чайковского не-ученым за то, что позволил себе сказать: отбор во время кризиса не работает. Достаточно объявить США самой демократичной страной и Россия всегда будет виноватой во всем. А ведь пришел такой подход из вестернизации управления культурой и затем наукой, где Россия выигрывает. Fire game англосаксонского типа.

Таким образом, у нас образовался биполярный мир. Линия фронта прорезала все сферы цивилизации: журналистику, систему жанров литературы и кино, геополитические подходы, набор ценностей и правил поведения. Соответственно ментальности двух доминирующих видов человека, исполнителям вменяются либо презумпции правильного и неправильного, либо оставляется на откуп достижение истины. База для презумпций генерируется тем же источником. Например, фраза героини Ахеджаковой «Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это» эмитирована на платформу «московской кухни» в потоке продуктов для дискредитации Брежнева. Креатив выше, чем во время войны анекдотов про Сталина и Гитлера, потому что качество людей повысилось.

В 60-е годы мир людей получил удар кризиса физической природы, который Москва сумела обратить в позитив на пользу собственной и мировой истории с помощью генетической инженерии in populi. Был проведен партийный проект «Юность» для обновления культурного пространства. Затем домината массового сознания стала сдвигаться в сторону либерализма, как и в конце 19 века, КПСС начала постепенно страну сдавать в преддверии неизбежного. Для этого были и личные интересы в тогдашней партийно-советской элите. О чем в прокурорской риторике говорит Жириновский, потому что та элита его отторгла.

Нынешний процесс сдачи России начался давно и именно сверху. Первой ласточкой было появление в советском прокате английского дебильного фильма «Мистер Питкин в тылу врага», за которым последовала серия.

Наука, образование и культура России активно перемещались в неформальное русло. Вестернизация шла клещами с двух сторон фронта. Тогда и был построен черно-белый мир постмодернизм против модернизма, ложь против истины, депрессивно-агрессивная порнография против эротики. Чтобы люди не любили друг друга и размножались, а ссорились, оскорбляли и убивали друг друга. Как в США.

Маркером стали разные роли женщины в красном платье. Одно и то же красное может по воле режиссера порождать в восприятии зрителя как черное так и белое.

Голливуд в то же время для разных стран генерировал антинациональные фильмы. Например, «Грек Зорба» или «Скарамуш». Это искусство не греческое и не французское. Во всем чувствуются параллели с чудовищным эстетизмом выдающейся североамериканской фотохудожницы Энни Лейбовитц. Выставку в ГМИИ организовала Ирина Антонова. Каждая работа Лейбовитц нарушает законы гармонии, причем не только в фотографии, но и человеческих отношений, даже геополитики. В нашем восприятии эстетизма тут нет. Подготовленный человек с собственным чувством эстетизма в типе Владимира Мединского усматривает признаки принесенного в мир европейскими варварами уродства. Античные принципы получили преемственность в России через Византию в том числе катарсис греческой трагедии. Естественно, Запад на подвластных ему площадках поддерживает типаж Серебренникова и через подвластные СМИ массированно дискредитируют типаж Мединского. Люди с несобственным чувством эстетизма поддерживают. С собственным – испытывают как минимум дискомфорт, подобно выродкам у Стругацких.

Кино Меденский отстоял под улюлюканье Запада, а сцена отдана откровенной порнографии англосаксонских форматов.

Вывод подтверждается рецензией, которую я нашел в сети. Фактически творчество Серебренникова нравится только тому, кому нравится творчество Серебренникова.

 

https://kanobu.ru/pub/445366/

Рецензия на фильм «Лето» Кирилла Серебренникова

3 июня

Новая лента опального режиссера Серебренникова в нашей стране еще до своей премьеры стараниями высоколобой критики обрела статус одной из главных российских картин этого года. После показа в Каннах «Лету» был присвоен статус чуть ли не культового произведения, которое тонко заглядывает в нынешнюю эпоху через призму прошлого, задаёт новые вопросы, а режиссер практически был провозглашен культовым голосом поколения. Все это, конечно, не могло не завысить ожидания от просмотра до каких-то космических высот. Нагнетали чувство предстоящего катарсиса и организаторы Кинотавра, которые на открытии пускались в пафосные речи о «высоте цены поступка и цене свободы», неподдельно честном авторском видении, и внутренней цензуре, которой к счастью подвержены еще не все постановщики, очевидно намекая на автора «Лета». В общем нас готовили к тому, что мы увидим чуть ли не «Ассу» нашего времени. Но что же действительно может дать зрителю новый фильм Серебренникова, и так ли прекрасен бунтарский черт, как нам его намалевали?

Как не опиши синопсис «Лета» без спойлеров – все будет небольшим обманом. Кажется, что у фильма вообще нет единой основы, и в кинотеатры привезли сразу три, а то и четыре фильма, которые склеили в один. Основной сюжет крутится вокруг встречи двух мастодонтов отечественной рок-сцены – Майка Науменко и Виктора Цоя. Первый – уже более-менее состоявшаяся звезда, играющая концерты в ленинградском рок-клубе. Второй – молодой музыкант, который еще не придумал легендарного позывного «Кино» для своей группы. Их судьбы пересекаются то в пламенную дружбу, то в непримиримое соперничество (Цой заводит роман с женой Майка», то вообще пускаются в дебри творческих споров о высоком и вечном. Примерно также, подражая их экранной дружбе, воспринимается фильм Серберенникова. Не знаешь, в какой момент его нужно обнять, а в какой морду набить.

Сперва кажется, что «Лето» – эдакая милая мелодрама о любовном треугольнике, в который попали два известных музыканта. Жена Майка целуется с Цоем в грязной коммуналке, Науменко ругает её, и объясняет что «школьные романы, где оба держатся за ручку – самое страшное, что может случится». При этом лидер «Зоопарка» помогает Цою записать альбом, знакомит с питерской музыкальной тусовкой, и вообще всем видом показывает, что первым делом «Алюминиевые огурцы», а жены уже как-нибудь потом. И если бы Серебренников оставил эту тему центральной, то «Лето» бы получилось может быть и излишне наивной, но при этом теплой лентой о том, что самопожертвование, пусть и личное, пускай даже мелкое, в эпоху, когда ничего кроме этого уже не потерять – есть высшее благо и ценность. Но видимо постановщик решил, что заявленные в качестве главных героев фигуры слишком мелки для подобной истории. И потому в фильме появляется протест.

С ним правда все также плохо, как и с реальным протестом в нынешней России. Серебренников пытается слишком гротескно пытается связать повестку тех лет с нынешней реальностью. Забитый зал ленинградского рок-клуба, в котором на концерте зрителям запрещают проявлять хоть какие-то эмоции. По залу вышагивают дружинники, и пресекают появление в толпе плакатов, попытки привстать с кресел, а держащиеся за руки парочки так и вовсе тут же предаются анафеме. Это вам ребята метафора на отсутствие свободы слова. Воодушевленные портвейном и новым альбомом Дэвида Боуи молодые ребята сбрасывают советские серенькие платья и штанишки, и бросаются купаться голышом в местную речку. Это, детишки, аллюзия на проявление внутренней свободы, которую у вас ни одной власти не отнять. Обыденная поездка в стареньком автобусе превращается в сюрреалистичный клип на песню Игги Попа «The Passenger», где бабки с задних сидений подпевают «Singin' la-la-la-la-la-la-la-la». Вот тут дружочки мысль о том, что нужно быть творчески не зашоренными девочками и мальчиками, и музыка, цитируя героя «Побега из Шоушенка» Энди Дюфрейна, всегда будет в вас. Все эти посылы поколению тех самых гребенщиковских дворников и сторожей и так понятны. Молодым же людям все толстые и резкие режиссерские мазки по сценарному полотну покажутся напыщенными и попросту непонятными. Встает вопрос – и зачем вообще этот огромный кусок был нужен картине?

Даже аудитория, которая очевидно и без всяких высокопарных рецензий пойдет в кино – любители русского рока, тоже останется недовольной и растерянной. Не стоит говорить о том, что Рома Зверь отвратительно смотрится в роли Науменко. Вместо персонажа, который прячет все эмоции под каменной маской из торчащей изо рта сигареты и темных очков на глазах, рок-звезда нулевых показывает какого-то заторможенного апатичного чувака, уходящего во внутреннюю эмиграцию при появлении мало-мальски серьезной проблемы. Разве что Тео Ю в роли Цоя практически органичен. Но проблема здесь даже в другом. Серебренников то ли осознанно, то ли заигравшись с протестностью фильма, случайно сделал своих героев какими-то слишком уж мелкими. Как правильно сказал Гребенщиков после просмотра ленты, такое ощущение, что в те времена мы думали только о том, чтобы с кем-то потрахаться. Идолы и титаны поколения восьмидесятых здесь выглядят какой-то бесталанной мелочью. Моллюсками, прилипшими к кораблю музыкального андеграунда Запада. Они не знают, что же им играть и писать, видят выход в копировании зарубежных аналогов, о чем прямо говорит сам Майк Цою в ленте. В общем выглядят не как творческие единицы, а как господа, которые копируя чужой талант спешат затащить в постель советских простушек. Нет ни объема, ни контекста эпохи, ни поводов симпатизировать героям. Может быть оно конечно и так, и рок-сцена восьмидесятых и правда в большинстве своем вторична, но зачем тогда вообще было браться за истории жизни этих героев?

Вот и получается, что единственный зритель, которой может прийти в восторг от «Лета» – человек, который спешит в кинотеатр не на интересное кино, а на фильм Серберенникова. То есть если ты поддерживаешь взгляды режиссера, считаешь что с ним поступили несправедливо, и вообще весь из себя рукопожатный пацан, то «Лето» для тебя – лучшее отечественное кино этого года. Просто потому что тусовка диктует подобную повестку. Всем остальным же, если они решатся посмотреть фильм, предстоит два часа вычурной, порой скучной, и дидактичной истории про не таких как все. Будто бы в голливудских антиутопиях для подростков нам этого было мало.

Денис Юрьев

 

Комментарии

 

anjello

3 июня Отредактировано

Эта статья не для аудитории Канобу. И если честно, я даже не знаю для кого она на самом деле. Сейчас все популярные молодежные ресурсы паразитируют на смеси либеральности и глупости. А попытки показать то что происходило тогда с этой точки зрения (а Серебренников по другому не умеет) упускает один простой факт реальный Цой бы такому «Серебрянникову» набил хлебало при первой же встрече...

 

Денис Юрьев ? anjello

3 июня

Прочитал Ваш комментарий три раза, и все равно ничего не понял :(

 

anjello ? Денис Юрьев

3 июня

Это очень плохо Денис( ок, попробую ещё раз. Попытка показать кумиров того времени с точки зрения либерального идиотизма востребованного у публики господина Серебренникова это фиаско. Или БГ все недостаточно расшифровал?

 

Денис Юрьев ? anjello

3 июня

Теперь вас понял. Не понял на счёт аудитории и кому это нужно. Разве рецензия на выходящую на следующей неделе новинку может быть не нужна?

 

anjello ? Денис Юрьев

3 июня

Может, если люди в принципе на понимают и не интересуются тем о чем рецензия. Канобу 3Д ресурс.

 

Капитан Сарказмо ? anjello

4 июня

чего то ты фигню порешь, чувачок

 

Денис Юрьев ? Капитан Сарказмо

4 июня

Да как тебе будет угодно, чувачок

 

Капитан Сарказмо ? Денис Юрьев

4 июня

так это не тебе, чувачок

 

Денис Юрьев ? Капитан Сарказмо

4 июня

Ну просто пост отдельный,, я и подумал