11.07.18 Лев МОСКОВКИН
Парламентский киноклуб
Хроники
пикирующей империи в исполнении Кирилла Серебренникова: «Лето» – это не Цой, а наоборот https://leo-mosk.livejournal.com/5234938.html
Перед завершением заседания Госдумы
в среду 11 июля Елена Драпеко от имени комитета по
культуре пригласила депутатов в Парламентский киноклуб Государственной Думы.
«Сегодня
показывается фильм режиссера Кирилла Серебренникова «Лето». О нем очень много писали, он довольно скандальный, этот фильм.
Фильм участвовал в основной программе Каннского кинофестиваля 2018 года от
имени РФ и взял приз «За лучший саундтрек»,
– сказала Елена Драпеко.
Я посмотрел сколько успел и ничего скандального не увидел. В
данном произведении Кирилла Серебренникова все приглажено и как-то по доброму. Ни намека на что-то анально-генитальное,
каковым искусством он балует со сцены. В фильме безумно много курят, почти
столько же пьют и часто матерятся. Но при этом делают песни в образе Виктора Цоя, как его видит автор.
Время это
мне хорошо известно, посиделки и антураж. Таких красочных металлических лестниц
нет даже у Киры Муратовой. Кто его не знает, этого времени, поверил, что
режиссеру удалось. Лия Ахеджакова на фоне телевизора с грузовиками очень
уместна со своим «Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это». Как
совершенно верно было отмечено, истеричная женщина в красном платье в
исполнении Елены Кореневой для аллюзий с другим
фильмом «Вам и не снилось».
Надо же
было нарисовать на экране из Кореневой такую лахудру.
А я не
верю. И дело не в том, что мне не близко творчество Виктора Цоя.
Я все же вижу у него смысл и знаю, что он многих захватил. А у Серебренникова
не Цой и реконструкция времени для России нереальна.
Это экспортный вариант образа, как и заказывали. Те же презумпции относительно
России и в кино и в политике.
В
творчестве Цоя есть будущее, у Серебренникова оно
убедительно отрицается. Его «Лето» напоминает извращенную версию «Трудно быть
богом» Алексея Германа-мл. И его тоже показывали в Парламентском
киноклубе. Плюрализм Думы зашкаливает.
Именно в
этом романе Стругацкие описали центробежные процессы в Империи, поразившие
Россию во время Цоя и ушедшие из нее. Цой – это про неведомое будущее страны, которое мы тогда
еще не осознали. В фазе обновления депрессивное давление стимулирует жизненную
силу. У Германа или Серебренникова об этом ничего нет. Тут с будущим для России
все ясно, как в цикле Николая Сванидзе «Хроники пикирующей империи»
Кирилл
Серебренников конечно талантливый человек. Ведь талант нужен и для воплощения
презумпции виновности. Алексей Венедиктов тоже талантливый человек. интеллигенции нравится. Впрочем,
интеллигенция угорает и от фильма «Дурак» Юрия Быкова
для дискредитации власти. Его тоже как-то показывали в Парламентском
киноклубе. А я среди прочего и сантехником работал,
поэтому точно знаю: вранье.
Среди депутатов
личностей в типе Серебренникова или Венедиктова нет.
На Охотном ряду это просто невозможно. Тем более типаж Георгия Церетели в ПА ОБСЕ.
Сам факт поддержки свободного творчества Серебренникова с Запада ключиком
отпирает тайны Мадридского двора в стакане воды, что расплескался в Думе. Тут
наиболее ярко наблюдается связность событий активного мира, о которой писал
эволюционист Юрий Чайковский. Презумпции он считает недопустимыми в
естественнонаучном познании.
Ученые
взяли на вооружение юридический термин «презумпции», хотя презумпции виновности
не может быть за пределами анархизма. Псевдонаука оперирует
прецедентным вменением вины – преюдицией, продавлено в
российское правовое поле. Достаточно по умолчанию считать Дарвина догмой и
можно объявить Чайковского не-ученым
за то, что позволил себе сказать: отбор во время кризиса не работает.
Достаточно объявить США самой демократичной страной и Россия всегда будет
виноватой во всем. А ведь пришел такой подход из вестернизации
управления культурой и затем наукой, где Россия выигрывает. Fire game англосаксонского типа.
Таким
образом, у нас образовался биполярный мир. Линия фронта прорезала все сферы
цивилизации: журналистику, систему жанров литературы и кино, геополитические
подходы, набор ценностей и правил поведения. Соответственно ментальности двух
доминирующих видов человека, исполнителям вменяются либо презумпции правильного
и неправильного, либо оставляется на откуп достижение истины. База для
презумпций генерируется тем же источником. Например,
фраза героини Ахеджаковой «Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это»
эмитирована на платформу «московской кухни» в потоке продуктов для
дискредитации Брежнева. Креатив выше, чем во время
войны анекдотов про Сталина и Гитлера, потому что качество людей повысилось.
В 60-е
годы мир людей получил удар кризиса физической природы, который Москва сумела
обратить в позитив на пользу собственной и мировой истории с помощью
генетической инженерии in
populi. Был
проведен партийный проект «Юность» для обновления культурного пространства.
Затем домината массового сознания стала сдвигаться в сторону либерализма, как и
в конце 19 века, КПСС начала постепенно страну сдавать в преддверии неизбежного.
Для этого были и личные интересы в тогдашней партийно-советской элите. О чем в прокурорской риторике говорит Жириновский, потому
что та элита его отторгла.
Нынешний процесс
сдачи России начался давно и именно сверху. Первой ласточкой было появление в
советском прокате английского дебильного фильма «Мистер
Питкин в тылу врага», за которым последовала серия.
Наука, образование
и культура России активно перемещались в неформальное русло. Вестернизация шла клещами с двух сторон фронта. Тогда и был построен черно-белый мир постмодернизм против
модернизма, ложь против истины, депрессивно-агрессивная
порнография против эротики. Чтобы люди не любили друг друга и размножались, а
ссорились, оскорбляли и убивали друг друга. Как в США.
Маркером стали
разные роли женщины в красном платье. Одно и то же
красное может по воле режиссера порождать в восприятии зрителя как черное так и белое.
Голливуд в
то же время для разных стран генерировал антинациональные
фильмы. Например, «Грек Зорба» или «Скарамуш». Это
искусство не греческое и не французское. Во всем чувствуются параллели с чудовищным
эстетизмом выдающейся североамериканской фотохудожницы
Энни Лейбовитц. Выставку в
ГМИИ организовала Ирина Антонова. Каждая работа Лейбовитц
нарушает законы гармонии, причем не только в
фотографии, но и человеческих отношений, даже геополитики. В нашем восприятии
эстетизма тут нет. Подготовленный человек с собственным чувством эстетизма в
типе Владимира Мединского усматривает признаки
принесенного в мир европейскими варварами уродства. Античные принципы получили
преемственность в России через Византию в том числе
катарсис греческой трагедии. Естественно, Запад на подвластных ему площадках
поддерживает типаж Серебренникова и через подвластные СМИ массированно
дискредитируют типаж Мединского. Люди с несобственным
чувством эстетизма поддерживают. С собственным – испытывают
как минимум дискомфорт, подобно выродкам у Стругацких.
Кино Меденский отстоял под улюлюканье Запада, а сцена отдана
откровенной порнографии англосаксонских форматов.
Вывод подтверждается
рецензией, которую я нашел в сети. Фактически творчество Серебренникова нравится
только тому, кому нравится творчество Серебренникова.
https://kanobu.ru/pub/445366/
Рецензия на фильм «Лето»
Кирилла Серебренникова
3 июня
Новая лента опального
режиссера Серебренникова в нашей стране еще до своей премьеры стараниями
высоколобой критики обрела статус одной из главных российских картин этого
года. После показа в Каннах «Лету» был присвоен статус чуть ли не культового
произведения, которое тонко заглядывает в нынешнюю эпоху через призму прошлого,
задаёт новые вопросы, а режиссер практически был провозглашен культовым голосом
поколения. Все это, конечно, не могло не завысить ожидания от просмотра до
каких-то космических высот. Нагнетали чувство предстоящего катарсиса и
организаторы Кинотавра, которые на открытии пускались
в пафосные речи о «высоте цены поступка и цене свободы», неподдельно честном
авторском видении, и внутренней цензуре, которой к счастью подвержены еще не
все постановщики, очевидно намекая на автора «Лета». В общем
нас готовили к тому, что мы увидим чуть ли не «Ассу» нашего времени. Но что же действительно может дать зрителю новый фильм
Серебренникова, и так ли прекрасен бунтарский черт, как нам его намалевали?
Как не опиши синопсис «Лета»
без спойлеров – все будет небольшим обманом. Кажется,
что у фильма вообще нет единой основы, и в кинотеатры привезли сразу три, а то
и четыре фильма, которые склеили в один. Основной сюжет крутится вокруг встречи
двух мастодонтов отечественной рок-сцены
– Майка Науменко и Виктора Цоя.
Первый – уже более-менее состоявшаяся звезда, играющая концерты в ленинградском рок-клубе. Второй – молодой
музыкант, который еще не придумал легендарного позывного «Кино» для своей
группы. Их судьбы пересекаются то в пламенную дружбу, то в
непримиримое соперничество (Цой заводит роман с женой
Майка», то вообще пускаются в дебри творческих споров о высоком и вечном.
Примерно также, подражая их экранной дружбе, воспринимается фильм Серберенникова. Не знаешь, в какой момент его нужно обнять,
а в какой морду набить.
Сперва кажется, что «Лето» – эдакая
милая мелодрама о любовном треугольнике, в который попали два известных
музыканта. Жена Майка целуется с Цоем в грязной
коммуналке, Науменко ругает её, и объясняет что «школьные
романы, где оба держатся за ручку – самое страшное, что может случится». При этом лидер «Зоопарка» помогает Цою записать альбом, знакомит с питерской музыкальной тусовкой, и вообще всем видом показывает, что первым делом «Алюминиевые
огурцы», а жены уже как-нибудь потом. И если бы Серебренников оставил эту тему
центральной, то «Лето» бы получилось может быть и
излишне наивной, но при этом теплой лентой о том, что самопожертвование, пусть
и личное, пускай даже мелкое, в эпоху, когда ничего кроме этого уже не потерять
– есть высшее благо и ценность. Но видимо постановщик решил, что заявленные в
качестве главных героев фигуры слишком мелки для подобной истории. И потому в
фильме появляется протест.
С ним
правда все также плохо, как и с реальным протестом в нынешней России.
Серебренников пытается слишком гротескно пытается
связать повестку тех лет с нынешней реальностью. Забитый зал ленинградского
рок-клуба, в котором на концерте зрителям запрещают
проявлять хоть какие-то эмоции. По залу вышагивают дружинники, и пресекают
появление в толпе плакатов, попытки привстать с кресел, а держащиеся за руки
парочки так и вовсе тут же предаются анафеме. Это вам ребята метафора на
отсутствие свободы слова. Воодушевленные портвейном и новым альбомом Дэвида Боуи молодые ребята сбрасывают советские серенькие платья и
штанишки, и бросаются купаться голышом в местную речку. Это, детишки, аллюзия
на проявление внутренней свободы, которую у вас ни одной власти не отнять.
Обыденная поездка в стареньком автобусе превращается в сюрреалистичный клип на
песню Игги Попа «The Passenger», где бабки с задних сидений подпевают «Singin' la-la-la-la-la-la-la-la».
Вот тут дружочки мысль о том, что нужно быть творчески не зашоренными
девочками и мальчиками, и музыка, цитируя героя «Побега из Шоушенка»
Энди Дюфрейна, всегда будет
в вас. Все эти посылы поколению тех самых гребенщиковских
дворников и сторожей и так понятны. Молодым же людям все толстые и резкие
режиссерские мазки по сценарному полотну покажутся напыщенными и попросту
непонятными. Встает вопрос – и зачем вообще этот огромный кусок был нужен
картине?
Даже аудитория, которая
очевидно и без всяких высокопарных рецензий пойдет в кино – любители русского
рока, тоже останется недовольной и растерянной. Не стоит говорить о том, что
Рома Зверь отвратительно смотрится в роли Науменко.
Вместо персонажа, который прячет все эмоции под каменной маской из торчащей изо
рта сигареты и темных очков на глазах, рок-звезда нулевых показывает какого-то
заторможенного апатичного чувака,
уходящего во внутреннюю эмиграцию при появлении мало-мальски серьезной
проблемы. Разве что Тео Ю в роли Цоя
практически органичен. Но проблема здесь даже в
другом. Серебренников то ли осознанно, то ли заигравшись с протестностью
фильма, случайно сделал своих героев какими-то слишком уж мелкими. Как
правильно сказал Гребенщиков после просмотра ленты, такое ощущение, что в те
времена мы думали только о том, чтобы с кем-то потрахаться. Идолы и титаны поколения восьмидесятых
здесь выглядят какой-то бесталанной мелочью. Моллюсками, прилипшими к кораблю
музыкального андеграунда Запада. Они не знают, что же им играть и писать, видят
выход в копировании зарубежных аналогов, о чем прямо говорит сам Майк Цою в ленте. В общем выглядят не
как творческие единицы, а как господа, которые копируя чужой талант спешат
затащить в постель советских простушек. Нет ни объема, ни контекста эпохи, ни
поводов симпатизировать героям. Может быть оно конечно
и так, и рок-сцена восьмидесятых и правда в большинстве своем вторична, но
зачем тогда вообще было браться за истории жизни этих героев?
Вот и получается, что
единственный зритель, которой может прийти в восторг от «Лета» – человек,
который спешит в кинотеатр не на интересное кино, а на фильм Серберенникова. То есть если ты поддерживаешь взгляды
режиссера, считаешь что с ним поступили несправедливо,
и вообще весь из себя рукопожатный пацан, то «Лето»
для тебя – лучшее отечественное кино этого года. Просто потому
что тусовка диктует подобную повестку. Всем остальным же,
если они решатся посмотреть фильм, предстоит два часа вычурной, порой скучной,
и дидактичной истории про не таких как все. Будто бы в голливудских
антиутопиях для подростков нам этого было мало.
Денис Юрьев
Комментарии
anjello
3 июня Отредактировано
Эта статья не для
аудитории Канобу. И если честно, я даже не знаю для
кого она на самом деле. Сейчас все популярные молодежные ресурсы паразитируют
на смеси либеральности и глупости. А попытки показать то что происходило тогда
с этой точки зрения (а Серебренников по другому не умеет) упускает один простой
факт реальный Цой бы такому «Серебрянникову» набил хлебало при первой же встрече...
Денис Юрьев ? anjello
3 июня
Прочитал Ваш комментарий
три раза, и все равно ничего не понял :(
anjello ? Денис Юрьев
3 июня
Это очень плохо Денис( ок, попробую ещё раз. Попытка
показать кумиров того времени с точки зрения либерального идиотизма
востребованного у публики господина Серебренникова это фиаско. Или БГ все
недостаточно расшифровал?
Денис Юрьев ? anjello
3 июня
Теперь вас понял. Не понял
на счёт аудитории и кому это нужно. Разве рецензия на выходящую на следующей
неделе новинку может быть не нужна?
anjello ? Денис Юрьев
3 июня
Может, если люди в
принципе на понимают и не интересуются тем о чем
рецензия. Канобу 3Д ресурс.
Капитан Сарказмо ? anjello
4 июня
чего то ты фигню
порешь, чувачок
Денис Юрьев ? Капитан Сарказмо
4 июня
Да как тебе будет угодно, чувачок
Капитан Сарказмо ? Денис Юрьев
4 июня
так это не тебе, чувачок
Денис Юрьев ? Капитан Сарказмо
4 июня
Ну просто пост отдельный,, я
и подумал