Вышла в свет статья: Вакурова Н

Вышла в свет статья: Вакурова Н.В., Аксенов М.Д., Московкин Л.И. ДВА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВЗГЛЯДА НА РАБОТУ ДУМСКОЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ // Южный университет «Институт управления бизнеса и права» (ИУБиП) НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ЗАМЕТКИ УЧЕНОГО» № 6 / 2018 г. Ростов-на-Дону – 2018, стр. 46-56

http://nauka-prioritet.ru/wp-content/uploads/2018/10/Сентябрь-2018-1.pdf

https://leo-mosk.livejournal.com/5823830.html

 

 

Н.В.Вакурова

доц., килол.н. (ГУУ, г. Москва);

М.Аксенов,

аспирант кафедры рекламы ГУУ

Л.И.Московкин

(газета «Московская правда»)

 

Два альтернативных взгляда на работу думской пресс-службы

Аннотация. Представлено сравнительное исследование работы думской пресс-службы двумя способами – со стороны аккредитованного журналиста и практиканта в аппарате Госдумы. Соответственно статья состоит из двух частей.

За время работы проведен экспертный опрос журналистов, который выявил три типа журналистского отношения к Думе.

Установлено, что Дума как один из наиболее открытых органов власти, не имеет адекватного образа в общественном мнении. Для связей с общественностью и работы со СМИ проводится массированная системная работа, которая не достигает цели. Принимаемые властные решения в значительной степени ориентированы на общественные оценки и их формирование. Налицо противодействие виртуальных центров власти, проводящих деструктивные решения или принимающих меры для преодоления негативных последствий.

Ключевые слова: аутсорсинг, fake news, mainstream media, пресс-служба, stop-list

 

N.Vakurova

Assoc. professor, candidate of philological Sciences

(GUU, Moscow);

M. Axenov,

post-graduate student of advertising Department

L.Moskovkin

(the newspaper «Moskovskaya Pravda»)

 

Two alternative views on the work of the Duma press service

Annotation. The article presents a comparative study of the Duma press service in two ways - by an accredited journalist and trainee in the state Duma. Accordingly, the article consists of two parts.

During the work, an expert survey of journalists was conducted, which revealed three types of journalistic attitude to the Duma.

It is revealed that the Duma as one of the most open authorities does not have an adequate image in public opinion. For public relations and work with the media, a massive systematic work is carried out, which does not reach the goal. The decisions made by the authorities are largely focused on public assessments and their formation. There is opposition from virtual power centers that make destructive decisions or take measures to overcome negative consequences.

Key words: fake news, mainstream media, outsourcing, press-service, stop-list

 

Основу исследования составила выпускная квалификационная работа студента кафедры рекламы и связей с общественностью Государственного университета управления Максима Аксенова. Материалы собраны во время производственной практики в пресс-зале Государственной Думы.

Согласно принятой в ГУУ новации, формат и даже смысл ВКР определяет не научный руководитель, нормоконтролер англосаксонского образца. Нормоконтролер на основании ГОСТ от 2013г. диктует состав работы с выводами независимо от полученных результатов. Измененные требования вменили выпускникам спустя пять лет неожиданно накануне защиты уже после того, как ВКР были сверстаны и переплетены.

Для сравнения приведен анализ деятельности пресс-службы на основе опыта 20 лет работы парламентского корреспондента газеты «Московская правда» Льва Московкина. На «Московскую правду» не распространяются презумпции относительно Государственной Думы. Сравнение выявило универсальную установку на освещение Государственной Думы. Установка транспонируется в схему взаимодействия пресс-службы и СМИ, более свойственную как СМИ, так и принятым нормам преподавания журналистики, PR и рекламы.

Таким образом, имеет место типичная ситуация вменения заданного результата в научных и учебных работах. Думская тематика не приветствуется, для зачета практику пришлось оформлять фиктивно в самом ГУУ.

Тема имеет глубокие исторические корни. Во время преобразования Руси в Россию на Западе сформирован устойчивый стереотип на основе преюдиции набора презумпций. Сформированный фейковый образ России транслируется некритично и расширительно (индуктивно). Можно воспринимать полученную таким образом картину абсолютной истиной или считать ее объектом исследования, но не реальной истиной, однако в настоящих условиях построить адекватную модель публичного информационного поля практически невозможно.

В то же время, формальная сторона исследования представляет самостоятельный интерес. Студент Максим Аксенов в заданных условиях сделал максимум возможного для выявления истины. Дипломник получил опыт на месте, провел экспертный опрос журналистов и досконально изучил ситуацию изнутри. Его ВКР отражает организацию и функционирование Управления Госдумы по связям с общественностью и связям со СМИ.

Для поведения опроса потребовалась настоящая дипломатия, журналисты по каким-то причинам относятся к предмету освещения неадекватно.

Вывод состоит в неожиданности полученного результата. В таких условиях адекватная оценка и освещение государственного органа невозможна. И в то же время, полученный результат косвенно свидетельствует об эффективности Государственной Думы и ее пресс-службы, способной преодолевать искусственно выстроенные барьеры.

 

Часть 1. Взаимодействие пресс-службы Госдумы и парламентских корреспондентов – кто виноват и что делать?

Целью работы является исследование и анализ эффективности взаимодействия «Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ» с журналистским корпусом в Государственной Думе РФ, выявление основных проблем взаимодействия и разработка практических рекомендаций по их решению.

Автор проверил ряд гипотез, в том числе о том, что наибольшее влияние на эффективность процесса взаимодействия пресс-службы и журналистского корпуса оказывают проблемы дифференциации журналистов. С данным типом проблем взаимодействия встречалось абсолютное большинство опрошенных экспертов.

Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы отвечает за взаимодействие с журналистским корпусом. Управление включает Отдел пресс-службы, Отдел аккредитации и организации работы СМИ, Отдел телевизионных трансляций и видеоархива, Отдел мониторинга, Отдел современных информационных технологий и новых коммуникаций.

 

В обязанности Отдела пресс-службы входит:

1 Подготовка и оперативное распространение в средствах массовой информации официальных заявлений, сообщений о заседаниях Государственной Думы, парламентских слушаниях, пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах», законотворческой деятельности, проводимых в Государственной Думе и ее Аппарате мероприятиях.

2 Информирование прессы и общественности о работе депутатских объединений, комитетов и комиссии палаты, международных визитах и встречах официальных лиц, представляющих Государственную Думу, других мероприятиях и событиях в Государственной Думе.

3 Подготовку оперативных информационных сводок, экспресс-обзоров периодической печати о деятельности палаты и депутатского корпуса.

4 Обеспечение связи и обмена информацией с пресс-службами государственных органов власти и учреждений, средствами массовой информации через информационные системы.

5 Оказание содействия центральным и региональным изданиям в подготовке материалов, освещающих деятельность Государственной Думы, сотрудничество с корреспондентами центральных и региональных изданий, специализирующихся на парламентской тематике.

6 Подготовка для прессы авторских информационных и аналитико-публицистических материалов о работе палаты.

7 Подготовка и выпуск для региональной прессы информационно-аналитического вестника «Думская панорама».

8 Организацию выступлений, бесед и интервью с руководителями Государственной Думы, фракций, депутатских групп, комитетов и комиссий, публикация их в российских и зарубежных средствах массовой информации.

9 Оказание помощи «Парламентской газете» телепрограмме «Парламентский час» в подготовке материалов по парламентской проблематике.

10 Вносит руководителю Аппарата Госдумы согласованные с куратором управления, заместителем руководителя Аппарата Госдумы, предложения.

 

В обязанности Отдела аккредитации и организации работы СМИ входит:

1 Аккредитация представителей средств массовой информации при Государственной Думе.

2 Содействие аккредитованным журналистам в освещении заседаний палаты, парламентских слушаний, работы фракций, депутатских групп, комитетов и комиссий Государственной Думы.

3 Подготовка и проведение официальных пресс-конференций, брифингов по парламентской проблематике, информационных встреч руководства Государственной Думы с аккредитованными журналистами.

4 Предоставление справочных материалов и консультации парламентским корреспондентам.

5 Обеспечение работы журналистов на Совете Государственной думы.

6 Обеспечение работы пресс-зала и операторской комнаты.

7 Обеспечение аккредитованных для работы в думе журналистов, необходимыми печатными документами.

8 Организация и подведение итогов творческого конкурса на лучшее освещение деятельности Государственной Думы в российских СМИ

 

В обязанности Отдела телевизионных трансляций и видеоархива входит

1 Выпуск информационно-просветительской передачи Государственной Думы «Парламентский час» на телеканале ВГТРК.

2 Осуществление видеозаписи заседаний Государственной Думы и мероприятий, проводимых в Государственной Думе.

3 Организация функционирования и развития телевизионного комплекса Государственной Думы;

4 Формирование и хранение в установленном порядке видеоархива заседаний Государственной Думы и мероприятий, проводимых в Государственной Думе

5 Подготовка материалов о деятельности Государственной Думы для информационных программ ведущих телекомпаний.

6 Создание телевизионных передач и распространение их на территории РФ.

7 Предоставление СМИ информационных сообщений, видеотрансляций, фото- и видеоматериалов, в том числе совместно с другими структурными подразделениями Государственной Думы.

 

В обязанности Отдела мониторинга входит:

1 Подготовка периодических обзоров публикаций и сообщений в СМИ, а также справок и аналитических материалов по вопросам, отнесенным к ведению Управления.

2 Осуществление оперативного мониторинга СМИ по вопросам, отнесенным к ведению Управления.

3 Оказание консультативной помощи структурным подразделениям Аппарата Государственной Думы по вопросам, относящимся к ведению Управления.

4 Разработка предложений о совершенствовании деятельности Государственной Думы по вопросам, относящимся к ведению Управления.

 

В обязанности Отдела современных информационных технологий и новых коммуникаций входит:

1 Управление официальным сайтом Государственной Думы РФ, наполнения сайта необходимой информацией.

2 Управление официальными группами Государственной Думы РФ в социальных сетях.

3 Работа с обращениями граждан, поступившими через социальные сети, уточнение необходимой информации и перенаправление обращений в соответствующие комитеты.

 

Еженедельно Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Государственной Думы РФ издаёт информационный бюллетень. Он рассылается федеральным СМИ. В бюллетене представлены анонсы событий на неделю, пресс-релизы аппаратов и комитетов Государственной Думы Федерального Собрания. Издание помогает редакциям спланировать свою работу на неделю вперед. На данный момент бюллетень выходит и в электронном виде, на официальном сайте – что естественно сильно упрощает и удешевляет работу редактора над изданием.

 

Основой исследования стал экспертный опрос 15 респондентов, отобранных с помощью первичного интервью и фильтрующих вопросов о наличии образования и стажа работы в Думе.

Вопросы основного блока исследования предполагали ответы в свободной форме и позволили получить массив данных для выполнения задач исследования и достижения поставленной цели:

1. С какими «организационными проблемами» вы сталкивались?

2. Как по вашему мнению можно решить существующие «организационные проблемы» взаимодействия?

3. С какими «ситуационными проблемами» вы сталкивались?

4. Как по вашему мнению можно решить существующие «ситуационные проблемы» взаимодействия?

5. Как на ваш взгляд можно решить существующие проблемы «оперативности взаимодействия»?

6. Стоит ли вводить дифференциацию журналистов и как на ваш взгляд введение подобного разделения отразится на журналистском сообществе?

 

В ответах на вопрос «С какими «организационными проблемами» взаимодействия пресс-службы журналистского корпуса вы сталкивались в своей карьере?» указали:

1. Повышенный уровень секретности, наличие пула негласной информации – 8 экспертов

2. Высокий уровень бюрократии в государственных структурах – 7 экспертов

3. Наличие регламента, устанавливающего порядок общения пресс-службы и журналистов – 6 экспертов

4. Наличие Stop-list – пула вопросов, которые запрещено задавать ньюсмейкерам – 6 экспертов

5. Блокирование некоторыми пресс-службами деятельности журналистов – 4 эксперта

6. Политическая изоляция от СМИ некоторых депутатов по их желанию – 4 эксперта

 

В результате проведения исследования удалось выявить, что журналистский корпус неофициально разделён на три группы по характеру отношения к пресс-службе Государственной Думы. Члены этих неофициальных групп по-разному относятся к существующим проблемам взаимодействия. По мнению экспертов, журналисты, занимающие «продумскую» позицию, корнем всех проблем взаимодействия считают своих коллег, а те, кто кому близка «прожурналистская» позиция – винят во всём сотрудников пресс-службы Госдумы. Есть и те, кто держит нейтралитет и критикует в равной степени как своих коллег, так и сотрудников пресс-службы.

Автор работы делает вывод, что наибольшее влияние на эффективность процесса взаимодействия пресс-службы и журналистского корпуса оказывают организационные проблемы взаимодействия. То есть проблемы, связанные с построением внутренней структуры самой пресс-службы органов государственной власти, системы внутреннего документооборота и материально-технического обеспечения, отсутствием контроля за наличием профессиональных компетенций у сотрудников и повсеместным вмешательством сотрудников пресс-службы в профессиональную деятельность аккредитованных СМИ.

 

Часть 2. Работа думской пресс-службы глазами парламентского корреспондента: презумпции и преюдиция для подавления источника информации

Существуют две несовместимые концепции описания работы пресс-службы. Распространенная концепция связана с вестернизацией журналистского образования. Однако выводы о том, что институт пресс-службы является для РФ достаточно молодым, не соответствуют исторической реальности. Исторический разрыв форматов не означает автоматически смыслового разрыва и в деятельности по управлению массовым сознанием и в самом парламентаризме.

При этом работа журналиста после распада СССР коренным изменилась образом. Профессия репортера утратила ореол исключительности именно в тот момент развертывания исторических событий, когда репортер становиться фигурой, определяющей настоящее и будущее общества.

PR и Press-relations в СССР были развиты не хуже, чем сейчас. Они были намного эффективней североамериканкой модели, на которую жестко завязано преподавание журналистики. Только называлось все иначе и организация была другой. Основной задачей были не контроль и подавление, как принято считать, а организация работы журналиста. Организация данной организации была системной в масштабах страны и мира.

В настоящее время те же функции выполняют разрозненные пресс-службы органов власти. Ресурсов у них намного меньше, иерархия и системность в конструктивном плане отсутствуют. Именно на открытой площадке парламента постоянно сталкиваешься с действием машины подавления истины в глобализованном мире. Из публичного информационного поля изъят ряд тематических блоков. Деформация сознания несоразмеримо больше советского времени, в том числе у журналистов.

Поток fake news, о котором все больше говорят в последние годы, по нашему опыту, упрощает задачу репортера, потому что правда стала простым отрицанием заведомой лжи. Борьба с фейками приобрела уровень государственной важности и на журналистском уровне отошла в сферу компетенции пресс-службы.

Таким образом, системная цель пресс-службы Госдумы обратная цензуре.

Дума является наиболее мощным источником информации в единицу времени на единицу места. Здесь помешать журналисту очень трудно. Психологические проблемы действительно создает дифференциация журналистского корпуса, но на системном уровне она работает как стимулятор. Журналисты больше ценят информацию, которая досталась с трудом.

Подавление информации вменяется пресс-службе по преюдиции, но определяет его далеко не она. Отражается противодействие двух полюсов глобального мира. Дума, СФ, ЦИК и РИАН используются для передачи в СМИ существенной информации о событиях и ситуации в мире. Журналисты такую информацию воспринимают плохо, поскольку она опровергает принятые стереотипы и как правило отправляется редактором в корзину.

В настоящее время основная проблема взаимодействия пресс-службы и журналистов коренится в самих журналистах. Они не успевают за развитием событий в мире, не ориентируются в обрушивающейся на них информации и ключевую социально-значимую информацию не передают.

Наши опросы показали, что журналисты склонны избегать темы кризиса и потому оказываются беззащитными, когда кризис генерируется в самих СМИ через повышение цен на бумагу и аренду. Дифференциация СМИ связана с концепцией издания, но такие факты поддерживаются на уровне профессионального фольклора и в публичное информационное поле практически не попадают.

Не освещаются и волны давления на Думу, хотя их эффективность наращивается и механизмы диверсифицируются.

Пресс-служба Госдумы является одной из наиболее эффективных по сравнению с любой другой в России и мире включая соответствующую структуру Совета Федерации. Уступает разве что пресс-службе ЦИК РФ. Качество думских пресс-релизов несоразмерно выше продукции корпоративных пресс-служб. Двадцатилетний опыт работы в Думе заставляет предположить, что все проблемы в работе пресс-службы происходят из двух источников, которые можно обозначить мемами из англосаксонской ментальности – «Большой брат» и «Хвост виляет собакой». Оба фактора порождаются вне Думы и иногда заметна их внешняя глобализующая природа. Наличие в органе власти резидентов и инсайдеров является чрезвычайно распространенным явлением. В палатах Федерального Собрания они работают как агенты прикрытия, на европейских надправительственных площадках совершенно открыто, а в США лоббирование с коррупционным подкупом просто узаконено.

Если парламентский корреспондент сталкивается с дефицитом времени-информации, как правило проблема оказывается искусственной в связи с двумя приведенными факторами.

Для англосаксонской ментальности достаточно типично, что решение принимает не человек во власти, который несет за него ответственность. Явление приобрело глобальный характер и приносит вред существенно больше коррупции.

В Думе зафиксированы случаи внедрения личностей с неадекватной психикой для создания проблем и хаотизации деятельности. Пресс-службе приходится мобилизовать усилия, чтобы локализовать и блокировать такого человека, исключая дискредитирующие Думу утечки в СМИ. Более обычный вариант – наличие инсайдера, блокирующего существенную информацию, например, по генетике человека или цифровизации. Обе проблемы являются хроническими с полувековой историей.

В истории Думы зафиксированы случаи, когда пресс-секретарь депутата занимался его изоляцией от СМИ или дискредитацией в СМИ.

Кроме того, мы постоянно сталкиваемся с фактами подавления думской информации через управление вне Думы непосредственно СМИ, когда образовались специфические выпадения в трансляции думского контента. В данном случае пресс-служба Думы практически бессильна, не имея инструментов подкупа журналистов и финансирования СМИ. У нас нет информации об этом. Так было, например, в РАО ЕЭС во время реформирования. Простейшую задачу выполнял Леонид Гозман и журналистам это стало известно через пресс-службу фракции «Единая Россия». На глобальном уровне тем же занимается USAID. Таким образом, крупнейшие СМИ России финансируются как из бюджета России, так и США.

Из подобных источников системно поступает ангажированный контент. Чтобы пресс-служба Госдумы занималась размещением заготовок, такие факты нам неизвестны. Для этого есть консалтинговые агентства.

Дифференциация журналистов, выявленная в опросе студента ГУУ Максима Аксенова на практике в Госдуме, по данным Льва Московкина связана с наличием внешней зависимости в концепции издания mainstream media. Получая невыполнимую задачу, пресс-служба отдает MSM предпочтения в плане организации работы. Журналисты MSM более требовательны, склонны к наглости и провокациям. Они же получают приоритетное право в вопросах, не являясь их авторами. Их вопросы основаны на презумпциях и потому разрушают национальную повестку через подмену потоком фейков. Фейки генерируется по критерию релевантности при отсутствии актуальности. Стране, органу власти или конкретному ньюсмейкеру вменяется в вину по преюдиции нечто резонансное за пределами реальных потребностей аудитории. Является ли смысловая суть фейка истиной, значения не имеет.

Наши попытки выяснить у ретрансляторов фейков, чем лично тебе вредит, например, сексуальная ориентация человека во власти, если она им не афишируется, ни разу не встретили адекватной реакции. Аналогичная ситуация с сакральным вопросом «кто сколько украл».

Дума дает исчерпывающий ответ на вопрос Владимира Высоцкого «Где деньги, Зин?» Информация никого не интересует, то есть нерелевантна. Парламентскому корреспонденту кажется, что его усилия напрасны, хотя это не так.

В результате формируется деформация массового сознания. Журналист в идеологически простреливаемой зоне дезориентируется и выглядит глупее своего читателя. Фейковая реальность складывается в самостоятельный уровень жизни с диагностическими признаками зомби-паразитизма.

Надо понимать, чтобы обеспечить эффективность работы пресс-службы наполовину, достаточно сформировать списки «наших» и «не наших» СМИ, имитировать бурную деятельность и объяснять случайный успех своими заслугами, сваливая неудачи на непреодолимые обстоятельства. Поскольку чаще всего так и есть, самоорганизовалась страта профессионального PR, зарабатывающая надежные деньги на имитации. Некоторым ведомствам вменяется в обязанность передавать PR на аутсорсинг монополистам международного консалтинга. Через Думу в некоторых случаях становились известны факты бессмысленной вредной работы и поражающие воображение суммы ее бюджетного финансирования.

В работе Думы аутсорсинг присутствует, но он нивелируется деятельностью пресс-службы. Наращивание эффективности пресс-службы требует усиления работы в геометрической прогрессии. На примере пресс-службы Думы это особенно заметно. Зарплата сотрудникам к седьмому созыву повышена, но объем обязанностей растет быстрее и сохраняется дефицит адекватно мотивированных кадров, который в первых созывах составлял непреодолимую проблему.

За время работы Думы ее пресс-служба прошла заметную эволюцию и стала органической частью системы информационного обеспечения с открытым в сети зеркалом думского Интранета SOZD.

Не соответствует действительности насаждаемая позиция о голосовании в Думе, не вникая в суть закона. Мы полагаем, в данном случае имеет место вменение Думе англосаксонских практик включая голосование списком. Известное специалистам явление получило огласку на факте голосования после демонстрации пресловутой пробирки Колина Пауэлла для получения согласия Конгресса на бомбардировки Ирака.

В Думе существует практика подготовки аналитики как по законопроектам, так и по данным мониторинга СМИ.

В обязанности пресс-службы входит подготовка для информационных агентств рабочих стенограмм по пресс-подходам. Все названные материалы проходят серьезные согласования, поэтому для обеспечения оперативности требуется весьма напряженная работа с нарушениями трудового законодательства.

Из нашей практики известны случаи, когда пресс-служба обращалась с просьбой задать вопрос на пресс-конференции, который не мог придти в голову самому журналисту. Например, на итоговом мероприятии визита парламентариев США, когда глава делегации Генри Хайд выразил несогласие с политикой своей страны. СМИ перевели доминанту освещения визита на неприспособленность Думы для инвалидов.

Таким образом, пресс-служба, как и депутаты, заинтересована в открытости. Однако подавление прямой информации могло приводить к лишению мандата или увольнению сотрудника пресс-службы. Наученный опытом, депутат может повести себя агрессивно в отношении журналиста, имея с ним общие цели. Доходило до полетов в воздухе на глазах сотрудников ФСО, которые журналистов не защищают, или обещаний «набить морду». Вопрос о лишении журналистской аккредитации ставился неоднократно, однако реальный такой случай нам известен только один в отношении ОРТ, да и то ненадолго. В последние годы ряд СМИ сами отказываются от работы на месте, получая готовую информацию по своим каналам. Данный факт отражает глобальную тенденцию сокращения корреспондентской сети и относится преимущественно к MSM.

Мы надеемся, что описанная нами картина является временной, отражая определенную турбулентность в мире. Однако предсказывать динамику данного физического фактора в условиях дефицита информации невозможно. Пока же парламентский корреспондент может наблюдать перманентную борьбу с описанными нами последствиями. В результате Дума приобрела образовательную и исследовательскую функции в дополнение к традиционным парламентским – законодательной и представительской.

В условиях глобального кризиса лидерства с социальным лифтом менеджеризации на основе центрифугального отбора именно парламентские партии показывают пример ступенчатого воспитания кадрового резерва в преемственность с отечественной школой подготовки ответственных управленцев.

Недопустимо сдавать фигуры национальной власти в итоге проводимых против них кампаний дискредитации. Наоборот, следует минимизировать роль антидетских и антисемейных программ постмодернизма. Это необходимо для ограничения роста напряженности в обществе. В то же время в русском обществе постоянно присутствует сегмент аудитории с антинациональной позицией. У этих людей вызывают обратную реакцию убеждения, что глава государства или его парламент – хорошие. С другой стороны, аргументированное представление работы Думы и организации государственной власти в естественнонаучной терминологии вызывает интерес и способствует адекватным связям с общественностью. Проблема в отмеченной недоступности науки.

Наши рекомендации состоят в необходимости отдельной работы с интеллигенцией и в том числе с журналистами.

Наиболее существенные выводы состоят в наличии парадоксов. Дума является одним из наиболее открытых органов власти и при этом не имеет адекватного образа в общественном мнении. Для связей с общественностью и работы со СМИ проводится массированная системная работа, которая не достигает цели. Принимаемые властные решения в значительной степени ориентированы на общественные оценки и их формирование. Налицо борьба виртуальных центров власти, проводящих деструктивные решения или принимающих меры для преодоления негативных последствий.

Работа Думы показывает, как в России трансформируют деструктивные решения в стимул развития. Тем не менее, надежды на развязку не оправдываются, ситуация развивается по линии обострения и несет значительную опасность.