19.11.18 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Любовь девичья в эпоху террора: Выбери себе время https://leo-mosk.livejournal.com/5663499.html

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1957760697593911&set=a.296931043676893&type=3&theater&notif_t=feedback_reaction_generic&notif_id=1543134466871678

Люди не хотят знать, как меняются они сами, и предпочитают переоценивать роль власти, чтобы относить на ее счет все самое пакостное со дна своей души. Или наоборот, принижают свою роль, придавая власти сакральность идеала, который ведет их за собой.

Оба типа людей присутствуют в череде персонажей нового романа «Горечь сердца» необычного писателя Ларисы Склярук (Склярук Л. М. Горечь сердца: романы.М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. – 400 с., тир. 1000).

Предыдущие три исторических романа Ларисы «Мгновения чужого времени», «Плененная Иудея» и «Испытание веры» весьма сильные, даже какие-то литературно мощные, с эффектом присутствия и актуальности для нашего острого текущего времени.

Два новых произведения в одном сборнике «Горечь сердца» и «Предательство» уровнем не слабее и с тем же эффектом присутствия. Автор буквально вживается в своих героев, проникается их чувствами, страхами и радостями, говорит их языком. Ничего не придумано, романы Ларисы Склярук создаются на основе исторических архивных изысканий.

Названия романов точно отражают чувства их героев, однако они не информативны для тех, кто ищет на книжном прилавке незнакомые имена. Что касается поиска, то робот Yandex выдал первой в списке рецензию в «Литературной газете» Людмилы Тарасовой с названием «Сегодняшняя Ася». Анонс продаж Московского дома книги без фамилии автора книгу не видит. Google выдал ту же рецензию на десятом месте среди миллиона ссылок. Для сравнения: название рецензии получает ссылок на два порядка меньше. Yandex видит ее первой строчкой.

В общем, такова в России издательская политика оказалась. Аннотация безликая и с признаками неадекватности. Например, никакого возмездия за предательство не было. Если разобраться и принять рассказанные автором истории на свой счет, то и предательства не увидишь. Наоборот, несостоявшаяся свекровь Анастасия Григорьевна, разрушая любовь сына Сергея Одинцова, фактически спасла главную героиню Елену от судьбы, которая постигла коллегу Ларисы по писательскому цеху Елену Котову, судя по ее семейной хронике «Период полураспада».

В целом Лариса Склярук идеализирует образ женщины, но и не щадит. Два совершенно разных романа имеют много общего и особенно среди прочего – то, что воспето и поэтому кажется фантастикой: любовь девичья. Оба романа заканчиваются не точкой, но многоточием. Последнюю страницу переворачиваешь с грустью расставания с персонажами, как с живыми людьми. Остается элемент интриги – что дальше? Однако раскрывать не хочется.

Роман «Горечь сердца» охватывает период от начала Первой мировой войны до конца Второй. Фабула проста и до боли знакома – девушка Анна Ляхова из русской крестьянской семьи и ее любимый Иосиф Карлинский, инженер-строитель. По ходу развития сюжета описаны будни жизни – сиротской и солдатской, трудовой и раскулаченной, людей, попавших под клеймо «врага народа» и уцелевших. Кому как рок назначит.

Казалось бы, ключевую роль управления будущим развитием выполняют такие известные документы, как манифест Николая Второго от 20 июля 1914 о вступлении России в войну, статья Сталина «Головокружение от успехов», секретный приказ «О мерах наказания репрессируемых и количество подлежащих репрессии».

Однако в романе «Горечь сердца» наряду с документами во весь рост встает другой фактор личных отношений неравных людей. Почему-то судьбоносные моменты истории отмечены торжеством завистливых уродов, лодырей и пьяниц. В это опасное время действует не социальная лестница постепенного воспитания руководящих качеств, а социальные лифты буквально из «грязи в князи». Тут безумствует фактор случайности. Пассионарное поднятие начала прошлого века случилось параллельно у русских крестьян и русских евреев. Собственно, именно такие персонажи избраны автором для основы повествования. Почему ключевую роль в их жизни сыграли лодыри и пьяницы Семен Панков и Тимофей Маслов? Само течение времени подсказало им, наступает их черед стать уполномоченными отбирать хлеб и решать судьбу крестьян.

Собрание колхоза выписано со всей тщательностью. Впрочем, окопный быт тоже, как и страх ночных арестов.

Читаешь такие романы с историей человека и получаешь такую странную картину, будто мы, оставаясь на месте, постоянно переплываем из одной страны в совершенно другую. Сходство состояния общества по обе стороны океана, в Старом и Новом свете намного больше и по организации голода и по реализации репрессий. Поэтому романы Стейнбека являются необходимым дополнением понимания России через романы Склярук. Ее творчество вызвало бы шок, если бы ранее не читали Фейхтвангера, Ремарка, Орвела, Анатолия Рыбакова, Феликса Джексона, Бена Элтона, Евгению Гинзбург, Елену Котову.

Автор уделяет необходимое внимание изменению лексики своих героев под действием пропаганды печатного слова. И дает понять, что не пропаганда определяет судьбу, а быт, зависть и ревность.

Слова меняются, суть остается. В прошлом были уполномоченные, сейчас эффективные менеджеры. Ту же роль накачанных ненавистью домработниц в наше время выполняют активистки ЮЮ.

Эпиграф романа «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (Александр Кушнир) опровергается его персонажами, которые сами создают и выбирают себе время. Тут надо понимать, что название «Горечь сердца» неслучайно, потому что потерь очень много. Люди гибнут нелепо и случайно, а потом оказывается, что выжившие обладают какими-то особыми качествами. Собственно, известно по собранным интервью Фонда Спилберга, какие должны быть качества и у спасенных и у спасавших. Придумать правду невозможно, она разительно отличается от пропагандистских мифов на основе запроса общественного мнения.

Чем отличается террор царских погромов от сталинского террора? Тяжелый вопрос, но ведь отличается кардинально. В одном случае припадок группового зверства, в другом имитация правосудия. Террор и геноцид все же не одно и то же. Все это А есть еще главный вопрос, за который человечеству рано или поздно придется ответить: Можно ли обойтись без террора? Можно ли без крови и страданий вызвать к жизни новый стимул ее развития на другом, более совершенном уровне?

Во всяком случае, герои романов Ларисы Склярук к этому стремятся, не считая свою жизнь нормальной. Человек не может жить без идеалов, этим он отличается от других теплокровных животных. Но мы уже знаем, что в мире бывает террор без развития, а вот наоборот еще не было ни в Старом ни в Новом Свете.

Второй роман «Предательство» описывает период жизни в Ташкенте «тургеневской девушки» Елены Цветковой начиная с 1974 года. Тогда еще узбекам было намного тяжелее, чем русским. Трудовую повинность на сборе хлопка узбекские дети отбывали с первого класса. Жителей Ташкента вывозили на хлопок, как москвичей на картошку. Перед сбором хлопка поля обрабатывали токсичными дефолиантами.

Узбеки и условные русские включая евреев жили согласно традициям национальных культур. В Ташкенте была та же интеллигенция и те же незаконные книжные базары с обменом-продажей, что и в Москве. Автор описывает феномен сосуществования разных культур и с теплотой вспоминает узбекское национальное явление махалля.

Судьба дважды подвешивала жизнь Елены Цветковой буквально на волосок – когда от нее отказался любимый человек и спустя два десятилетия. Тогда мы все послушно отказались от своей страны. Ведь вроде и войны-то не было, а страсти и испытания человеческой прочности тоже весьма далеки от идеала.

Однако счастлив не тот, кто раз и навсегда достигает вожделенной цели, а тот, кто способен стремиться к идеалу, кто способен любить. Человек так устроен.

Бывают ли в реальной жизни «тургеневские девушки», вопрос открытый. Описание образа Лены Цветковой предоставляет читателю возможность понять, что такое нормальный человек, нормальная женщина. Ибо вопрос о норме у человека, наверное, самый спорный за гранью фола.

В повествовании нет эксцессов или натурализма, необходимых для привлечения невзыскательного читателя. Все, как в нашей собственной жизни. Невероятные пересечения судеб и у нас тоже были. И такие же скачки по социальной лестнице, минуя ступени. Кто вверх, кто вниз, кому что рок назначит.

Романы Ларисы Склярук в поверхностном восприятии напоминают произведения Василия Гроссмана и Анатолия Рыбакова. На наш взгляд, они лучше из-за отсутствия малейшего намека на принятые обществом стереотипы, кто виноват и что делать. Они оказываются в одном ряду с творчеством Елены Котовой и показывают, как назидательность скрывает правду.

Нам духовно близко творчество Ларисы Склярук по простейшей причине: данный автор проявляет иммунитет к идеологическим установкам, описывая их. Это означает, что ее книги вряд ли попадут в топ рейтингов и не попадут в первую линию атаки на посетителей книжных магазинов. Мерчандайзинг следует за издательской политикой. Хорошо уже то, что книги Ларисы выходят в свет. Благодаря им мы видим анатомию террора и причины, почему люди в таких условиях выживают, получают стимул развития, осознают в себе жажду жизни. Возникает эффект жизненной силы соответственно генетической конституции человека. В свете текущих событий в мире романы Ларисы Склярук весьма актуальны. Новый террор по форме и мишеням отличается, и это не должно обманывать. Новый террор косвенный, он глобализован и направлен прежде всего на православных, как в прошлом иудеев. Нам как бы доказывают: нормальной жизни не будет никогда.

Косвенный террор очень сложно идентифицируется. Исследования комиссии Совета Федерации по суверенитету Андрея Климова показывают, вмешательство в суверенитет затрагивает буквально все сферы жизни. Каждый отдельно взятый элемент кажется случайным и лишь вместе они складывают в общую картину. С другой стороны, с помощью социальной инженерии и глобализованных СМИ убирают людей, которые по должности должны предотвращать то, что теперь называется моббинг, буллинг и боссинг, должны бороться с организованной преступностью, огосударствленной или национальной. Жестокость эклектично смешивается с агрессивностью, исследования запрещены. Мучитель в удаленном доступе и не идентифицируется. Избранный на роль жертвы человек остается один на один со своей бедой. Он плохо понимает, что происходит и как действовать. В нашей собственной жизни был случай, которому не было прецедентов: из попавших под конкретную схему ее до нас никто не пережил, чтобы описать. Опыт других стран не помогает. Многочисленные исследования массовых протестов и современной сетевой социальной инженерии показывают, что реализация косвенного террора жестко привязана к этническим и местным особенностям на основе тотального скрининга приватного контента.

Характерный пример: владея информацией и просчитывая будущее, Иосиф Карлинский перед уходом на фронт мгновенно принимает решение об эвакуации семьи из Харькова в преддверии неизбежной оккупации. Пока его жена Анна сомневается, ее мать Васса Михеева, пережившая раскулачивание, без слов собирает семью к отъезду.

Схожий элемент есть у Елены Котовой.

Романы Ларисы Скляруг могут служить руководством к действию в неведомых новых условиях, поскольку автор неизменно вычленяет инвариантный доминирующий радикал любого острого времени. Он практически не меняется. В частности, взрослая судьба Вассы начинается с острых чувств, которые яркая девушка вызывает у мужчин. Один, Никифор Ляхов, отвечает на девичью любовь естественным образом и становится ее мужем, что еще больше распаляет другого, Семена Панкова. Это тоже форма любви, только вывернутая наизнанку. Персонаж отвратительный, но любопытный, с его предчувствием будущего. От пола и расклада не зависит. С похожей ролью в другой главе романа выступает домработница Петровна. Подслушивать разговоры хозяев для обвинений в троцкизме ее научили на собраниях домработниц. Кто такие троцкисты, она не знает – «А не важно, враги оне». Главное, ей квартира достанется как приз за предательство.

Во что вылился эпизод Вассы и Семена, стоит прочитать в романе. Повествование структурировано и каждый эпизод завершается достаточно неожиданно, как и в жизни. То, что Васса выжила, стало следствием случайных совпадений. В искусстве, литературе или кино, счастливые случайности выглядят авторской натяжкой. И мы бы так подумали, если б подобных пересечений не было в нашей собственной жизни. Роль фактора случайности в управлении самоорганизацией, переключении каналов развития, резко повышается в острое время благодаря физической турбулентности. Оно потому и острое, а человек является лучшим объектом глобального эксперимента. Некоторые жертвы террора испытывают нелепое чувство, что наваждение скоро кончится, как дурной сон. Другие чувствуют себя подопытными кроликами нелепого эксперимента. Судя по «Крутому маршруту» Евгении Гинзбург, вычислять цели и задачи организатора возможно.

Выдающийся советский физик-синергетик Сергей Курдюмов назвал отмеченный эффект «будущее сегодня», или «антропный принцип в синергетике». Благодаря чистой физике острое время со всеми человеческими страданиями и потерями воспринимается выжившими так, будто событиями руководил Адон олям.

Автор-гуманитарий не является не медиком, ни физиком, и тем не менее описывает феноменологически точно. Таким образом, романы «Горечь сердца» и «Предательство» стали в ряд великой русской литературы с исследованием феномена человека в художественной форме. В новой русской литературе подобных произведений намного больше, чем в литературоцентричной России XIX века. Только нет ни литературной навигации, ни адекватной критики.

Лариса Склярук живет в Израиле и остается русским писателем, как Дина Рубина. Она обладает сильным русским литературным языком, которым создает эффект присутствия и придает словесному тексту некоторую кинематографичность.

 

УДК 82-3 ББК84(2Рос-Рус)6.44

Склярук Л. М.

С 55 Горечь сердца: романы. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. – 400 с., тир. 1000

ISBN 978-5-00095-638-0

Действие романа «Горечь сердца» протекает на юге России с 1913 по 1943 годы и рассказывает о простых, обычных людях, судьбы которых складываются и меняются вместе с судьбой страны. Каждый из героев совершает в своей жизни особый, по-своему героический поступок, не считая его таковым. И у каждого от несправедливости мира остаётся горечь в сердце.

Роман «Предательство» рассказывает о судьбе прелестной, истинно тургеневской девушки в современном мире. Это история искренней любви, подлого предательства и справедливого возмездия.

© Склярук Л. М, 2018

© Оформление ИПО «У Никитских ворот»

Времена не выбирают, в них живут и умирают.

Александр Кушнир

Лариса Михайловна Склярук родилась в Ташкенте. Живет в Израиле. Автор нескольких книг исторической прозы: «Мгновения чужого времени» (2012 год), «Плененная Иудея» (2015 год), «Испытание веры» (2016 год). Печаталась в журнале «Дальний Восток». Повести: «Месть по-женски» (2013 год), «Яэль» (2016 год).

 

Анонс https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1946292162074098&set=a.296931043676893&type=3&theater