Сообщение

 

Население стало очень критично относиться к качеству окружающей среды – Ирина Гехт. Однако не все загрязнения антропогены – совещание о сохранении уникальных водных экологических систем https://leo-mosk.livejournal.com/5675663.html

Зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт провела в ком. 808А совещание, на котором обсудили вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ.

Отвечали директор департамента мелиорации МСХ Валерий Жуков и замдиректора департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсом и экологии Минприроды Роман Минухин.

В Волгу сбрасывается три млн кубометров в год наша зада снизить до миллиона. Крупнейшими загрязнителями являются Москва и Московская область. Притоки Ока и Кама. Проект Чиста вода выделено 147 млрд руб. из федерального бюджета. Обеспечение чистой питьевой водой. Потребуется почти триллион, но дали 147 и надо начинать.

Оксана Коршунова. Показатель отражает потребителей питьевой воды из централизованных источников. Не из централизованных не учитывается. Ростехнадзор готовит рекомендации по расчету показателей. чтобы четко было понятно каждому субъекту муниципальному образованию сколько какого качества водой он обеспечен. К сожалению проект направлен прежде всего на централизованное обеспечение.

Андрей Сергеевич. Переход на новую систему нормирования. Готовится шесть постановлений правительства. переход на новую систему оценки сбросов. Позволит сократить расходы на строительство канализации и больше охватить.

Андрей Даниленко, и/о министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области. Система озер Новосибирской области. Естественная соленость, не связанная с антропогенной деятельностью. Объем извлекаемых донных отложений. У нас нет вблизи полигона, который может принять такой объем отходов. Мы наоборот их убрали с целью сохранения водно-болотного объекта как наследия. Практически все бессточные озера соленые. Обитает только рачок Artemia salina который может жить только в соленой воде, где больше никто не живет. Икра его высокобелковая используется как корм для рыб, аквариумисты его хорошо знают. При распреснении икра впадает в анабиоз, рачки погибают. Соленые озера имеют рекреационный потенциал, люди там отдыхают. Соль используют в пищевых целях. Системная ошибка в определении биодоступности. Марганец в колодах сточной воды недоступен, при определении ПДК коллоиды разрушаются и марганец выходит в ионное состояние.

Соленое озеро это не загрязнение, а природное явление. Мы не рассматриваем что требует неотложных мер.

Даниленко. Мы их относим к категории загрязненных. Какие бы мероприятия мы ни реализовывали, изменить ситуацию не сможем. Обследовали Обскую губу и только в одной точке обнаружили нефтяное антропогенное воздействие. Марганец не является следствием антропогенного воздействия.

Гехт. Оказывается критичным для населения и влечет социальные последствия. Население стало очень критично относиться к качеству окружающей среды.

Алексей Павлов, Карелия. Весь объем Петрозаводска сбрасывается без очистки в связи с большими затратами. Уникальность Ладожской и Онежской системы озер, крупнейших в Европе.

Модернизировать систему очистки без государственной поддержки не представляется возможным. Последнее очистное сооружение у нас было построено в 1983 году.

Член комитета Татьяна Гилель, Республика Алтай. Президент в послании дважды обращался к Телецкому озеру. Обеспечение питьевой водой. 9% населения берут воду из открытых источников. Обеспечивают нас питьевой водой финансово мелкие. Мы должны объединиться и сконцентрироваться. Обеспечение питьевой водой задача и федеральной власти. 35 млн требуется на пересмотр проектно-сметной документации. Проект был утвержден, но средства не выделялись и он устарел, требуются новые затраты.

Гехт. Сколько внимания мы уделяем этой теме, не было все последние десятилетие.

Андрей Копачевский, главный технолог по канализации Республики Крым. После перекрытия Крымского канала. Аянское, Симферопольское водохранилища обеспечивают питьевой водой Симферополь 500 тыс население. По 10 литров воды на жителя мы найдем, но есть проблема канализацию забьет люди сделают выгребные ямы и возникнет опасность эпидемии.

Гехт. Мне кажется вы сгущаете краски.

Копачевский. Нет. перебросить реку и снять риски водоотведения. Если идти стандартным путем, мы не успеваем ничего сделать. Готовится к введению ЧС. Пока режим ЧС не наступил, реакция Не надо нас пугать. Надо снижать водопотребление. Симферополь наиболее уязвимый. Такая же ситуация в Ялте.

Заксобрание Севастополя. Должен поддержать. Перекрыт Крымский канал и в 14 году режим ЧС. Уровень водоснабжения упал в шесть раз. 46-47%. 600-800 тыс жителей. Рекомендовать правительству Севастополя провести технический и технологический аудит утечек.

Минухин. Вы занимаетесь рассуждениями. Был проект, вы не согласовали и деньги ушли в федеральный бюджет. В Севастополе ни один объект не начали строить. В Крыму 30%

Копачевский. Мы когда вступили, в регламенты не вписывались.

Это не так, для вашего субъекта индивидуально изменили сроки.

Жуков. Есть регламент и есть первоочередные мероприятия. У вас руководители поменялись. С теми кто был год назад мы договорились. Программа деньги огромные а исполнение низкое. Вроде был все разработано и деньги выделены. Нужна организация которая будет эксплуатировать.

Гехт. Эти два субъекта финансируются в полном объеме о чем другие даже не мечтают.

Владимир Гвоздев. Замдиректора технологического развития ГУП Водоканал. Петербург снабжается водой из Невы. Единая водная система СЗФО: Онежское озеро – озеро Ильмень – Онежское озеро – Нева – Балтийское море.

По нашей оценке водоканал Петербурга один из лучших в стране.

Гехт. Основные выступления закончились.

Лев Скворцов, РАЕН. Сто процентов поверхностных источников не является источниками питьевой воду. Основные загрязнители МинЖКХ, МСХ, Минстрой. Отсутствие контроля за качеством очищенных сточных вод. Нам нужно пересмотреть нормативы. РФ подписала международные обязательства и не исполняет.

Михаил Страхов, Петербург. Водные объекты в федеральной собственности. Субъекты не имеют права. Мы готовы финансировать мероприятий из собственного бюджета, но необходимо внести поправку в закон. Пока очистка водных объектов возможна только за счет волонтеров.

Гехт. В городах где реки протекают по городам, центр культурной жизни.

Михаил Дыган, Минэнерго. Проблема весеннего паводка. Хотелось бы уточнить с кем надо согласовывать?

С МСХ тоже надо согласовывать.

Юлия Зайцева, ФГБУ ЦУРЭН. Росрыболовство. Объявить недействующими ряд нормативов ПДК. Нет никакой монополизации разработки ПДК. Изменения в приказ вносятся раз в год. У нас много обращений кто работает со сбросами в соление озера Алтая. Обращались со снижением норм сброса в соленые озер на что Минприроды справедливо отвечает. Чтобы согласовали нормативы по меди и железу, сложно доказать что заплатить полтора млн за норматив дешевле чем платить сотни млн за очищение сбросов. Не платит нам федеральный бюджет за разработку нормативов.

Гехт. Использовать плату за загрязнение окружающей ую срезу на охрану водных объектов.

13:56

Ирина Гехт в комментарии МП рассказала что качество питьевой воды в Башкирии не обсуждалось. Абхазия помощи не просила. Геленджик обсуждался. Качество питьевой воды в Москве, как и во всех крупных городах, соответствует нормативу. Проблема загрязнения связана с изношенностью инфраструктуры (трубы ржавые) и поступлением в стоки растущего числа ингредиентов в том числе моющих средств и антибиотиков. Антибиотики поступают со стоками сельского хозяйства.

Вопросы Л.М. Качество воды в Москве как оценивается?

Проблемы воды на Южном Урале конкретной в башкирской Хайбулле обсуждаются?

Абхазия обращалась за помощью, туда много россиян ездит и каждый год проблемы кишечных заболеваний.

 

https://leo-mosk.livejournal.com/5675663.html

https://leo-mosk.livejournal.com/5676008.html

https://leo-mosk.livejournal.com/5676129.html

ПРОТОКОЛ

совещания «Актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ»

29 ноября 2018 года Совет Федерации, к. 808 А, 12.00

Председательствовали:

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по продовольственной политике и природопользованию И.А. Гехт

Присутствовали:

1. Гигель Т.А. член комитета по продовольственной политике и природопользованию

2. Абрамова Л.Ю. заместитель начальника Управления внутреннего ветеринарного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

3. Арестов А.С. представитель Госстандарта по связям с общественностью в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, специалист по связям с общественностью ФБУ «Иркутский ЦСМ»;

4. Бадин П.В. советник руководителя «ИТС-Консалтинг»;

5. Белов А.Ю. член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, главный специалист Управления по информационной политике и внешним связям АО «Мосводоканал», руководитель секции «Водопользование и мелиорация» Экспертного совета при Комитете;

6. Борисснко Н.В. вр.и.о. руководителя постоянного представительства Алтайского края в г. Москве;

7. Борушков М.Ю. депутат Московской областной Думы, член Комитета Московской областной Думы по экологии и природопользованию;

8. Бочарова Е.Ю. руководитель Аппарата – помощник генерального директора АНО «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;

9. Бражник С.Ю. начальник отдела пресноводных рыб России ФГБНУ «ВНИРО»;

10. Бровцев С.Э. заместитель директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области;

11. Бусыгина И.Б. консультант Комитета по экологии и природопользованию Московской областной Думы;

12. Великий С.С. депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, председатель Комитета по экономической политике, региональному развитию и природопользованию;

13. Версум Б.М. ведущий консультант представительства Пермского края при Правительстве РФ Аппарата Правительства Пермского края;

14. Гайдамакин В.П. заместитель руководителя регионального отделения «Проблемы внедрения современных технологий» РАЕН;

15. Гвоздев В.А. заместитель директора департамента технологического развития и охраны окружающей среды ГУЛ «Водоканал Санкт-Петербурга»;

16. Горелов В.Н. председатель постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания города Севастополя;

17. Даниленко А.А. и.о. министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области;

18. Демидова В.М. заместитель начальника отдела мониторинга химического загрязнения окружающей среды Управления мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

19. Дубенок П.Н. заведующий кафедрой сельскохозяйственной мелиорации, лесоводства и землеустройства РГАУ-МСХА имени К.Л. Тимирязева, член Экспертного совета при Комитете;

20. Дюков В.Г. ведущий специалист по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ»;

21. Жуков В.А директор Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства РФ;

22. . Зайцева Ю.Б главный специалист ФГБУ «ТГУРЭН»;

23. Истомин А.П. и.о. заместителя председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области;

24. Картушев В.В. и.о. заместителя министра природных ресурсов Хабаровского края – начальник управления природных ресурсов;

25. Кириллов М.В. заместитель руководителя Продюсерского центра Дирекции развития бизнеса МИА «Россия сегодня»;

26. Копачевский A.M. ведущий технолог по канализационным очистным сооружениям ГУЛ Республики Крым «Вода Крыма», член Экспертного совета при Комитете;

27. Кузнецова И.В. директор ООО «Завод строительных материалов»;

28. Куреныгин И.В. руководитель направления ПАО «Т Плюс»;

29. Кушнарев А.Л. председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию;

30. Ларин Е.В. министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай;

31. Левченко И.В. директор ЗАО «Инфопарк-проект»;

32. Лихачева Л.Б. директор Дирекции но взаимодействию с госорганами Акционерного Общества «Международный аэропорт Шереметьево»;

33. Логинов В.Ю. председатель Комитета Законодательного Собрания Амурской области по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту;

34. Максимов В.А. начальник отдела экологии и природопользования Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ;

35. Максимова Т.Н. начальник отдела предупреждения вредного воздействия вод Министерства экологии Челябинской области;

36. Мартынец А.В. заместитель начальника управления экологии и природных ресурсов Липецкой области;

37. Масалов Е.И. доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики Юго-Западного государственного университета;

38. Минухин Р.Б. заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

39. Муха О.Ю. начальник управления водных ресурсов департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;

40. Намжилова Ч.С. советник Полномочного представительства Республики Тыва в г. Москве;

41. Немцев А.В. помощник ректора Юго-Западного государственного университета;

42. Остапенко И.В. начальник отдела водопользования и водного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области;

43. Орлов М.О. руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

44. Павлов А.Н. первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия;

45. Пак А.В. полномочный представитель Республики Тыва в г. Москве;

46. Попов П.Б. начальник Управления охраны окружающей среды и водохранилищ Департамента развития и стандартизации производственных процессов ПАО «РусГидро»;

47. Процько И.А. ведущий специалист по ООС АО «Мосводоканал»;

48. Рейн А.В. Начальник управления водных ресурсов и мониторинга Департамента недропользования и экологии Тюменской области;

49. Рязанова Н.Е. заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО (У) МИД России, член Экспертного совета при Комитете;

50. Савостицкий Д.В. начальник Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Федерального агентства водных ресурсов;

51. Сагиев Р.Р. помощник руководителя «ИТС-Консалтинг»;

52. Скворцов Л.C. руководитель регионального отделения «Проблемы внедрения современных технологий» РАЕН;

53. Соловьева М.А. заместитель руководителя представительства Правительства Иркутской области при Правительстве РФ в г. Москве;

54. Спицов Д.В. профессор кафедры «Инженерное оборудование зданий и сооружений» ФГБОУ ВО «МАРХИ», член Ассоциации экологического страхования;

55. Степаненко И.Ю. заместитель директора ФГБУ «Центр развития ВКХ» – руководитель проектного офиса;

56. Страхов М.А. начальник отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга;

57. Суворова О.В. советник отдела надзора на море, за водными ресурсами и координации разрешительной деятельности Управления государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

58. Суднева О.А. начальник отдела GR проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»;

59. Тудрий К.О. Ведущий специалист-эксперт отдела гидрометеорологического обеспечения Управления наблюдательной сети и гидрометобеспечения Росгидромета;

60. Филина Н. А. заместитель начальника отдела Департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии;

61. Халилов Ш.Д. главный экономист ООО «Энергоресурс»;

62. Цыдыпова А.В. советник Председателя Народного Хурала Республики Бурятия;

63. Шевченко В.А. директор ФГБНУ «ВНИИГиМ имени А.Н. Костякова»;

64. Шестаков А. А. референт Московской областной Думы;

65. Шибина В.Н. начальник отдела по взаимодействию с федеральными государственными органами представительства Правительства Иркутской области при Правительстве РФ в г. Москве.

аппарат Комитета:

66. Абакумов Д.А. заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

67. Пряжникова С.В. ведущий советник аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Выступили:

В.А. Жуков, О.В. Суворова, А.А. Даниленко, А.Н. Павлов, A.M. Копачевский, В.А. Гвоздев.

Рассмотрев актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ участники совещания решили:

1. Принять к сведению информацию директора Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства РФ В.А. Жукова, и.о. министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области А.А. Даниленко, первого заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия А.Н. Павлова, мнения и предложения других участников совещания.

2. Рекомендовать Комитету Совета Федерации продовольственной политике и природопользованию:

2.1. Обратиться в Правительство РФ с рекомендациями рассмотреть возможность:

2.1.1. Включения в Государственную программу РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов на 2012-2020 годы» мероприятий по расчистке ложа водохранилищ комплексного назначения (Новотроицкос, Чограйское, Отказненское, Красииское, Аксайское и др.), находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ;

2.1.2. Включения в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах» мероприятий по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов, а также реконструкции насосных станций федеральной собственности, находящихся в оперативном управлении подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ учреждений в области мелиорации на территории Астраханской и Волгоградской областей;

2.1.3. Внесения изменений в законодательство РФ в части наделения субъектов РФ правом по подъему, удалению и уничтожению бесхозяйных и брошенных плавсредств, с определением источников соответствующего финансирования данных мероприятий.

2.2. Обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с рекомендациями рассмотреть возможность:

2.2.1. Включения в паспорт федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов»:

мероприятия по строительству и реконструкции канализационных очистных сооружений, находящихся на побережье Ладожского и Онежского озер, а также осуществляющих сброс неочищенных сточных вод в эти водные объекты;

задач и показателей, характеризующих мероприятия по подъему и утилизации затонувших и брошенных плавсредств.

2.2.2. Внесения изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части дополнения п. 6 статьи 16.3 абзацем следующего содержания: «коэффициент «О» при размещении отходов (грунтов) дноочистительных работ на водных объектах, обезвоженных, практически неопасных на полигонах твердых коммунальных отходов», в целях решения вопросов размещения донных отложений по аналогии с отходами V класса опасности добывающей промышленности;

2.2.3. Внесения изменения в статью 26 Водного кодекса РФ, в части введения возможности расходования средств бюджетов субъектов РФ на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений в случае недостаточности средств, выделяемых из федерального бюджета;

2.2.4. Пересмотра порядка расчета объема субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений, с учегом специфики субъектов РФ, в том числе наличия уникальных водных объектов и объема средств, собираемых от платы за водопользование субъектами РФ и поступающих в доход бюджета РФ;

2.2.5. Разработки механизма адресности расходования средств, поступающих от платы за пользование водными объектами, штрафов за нарушение требований водного законодательства, включая создание специального фонда, средства которого будут расходоваться на проведение мероприятий по охране водных объектов.

2.3. Обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по рыболовству с рекомендацией сформировать совместные планы исследований компонентов окружающей природной среды для целей наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение государственных заданий подведомственных учреждений, осуществляющих научные исследования и государственный мониторинг окружающей среды.

2.4. Обратиться в Министерство сельского хозяйства РФ с рекомендацией рассмотреть возможность ограничения области применения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, в части предельно допустимых концентраций основных анионов и катионов, определяющих уровень минерализации, исключив их применение для соленых и горько-соленых замкнутых озер.

2.5. Обратиться в Министерство энергетики РФ с рекомендацией, в целях сохранения уникальных водных экологических систем и реабилитации водных объектов в зоне крупных водохранилищ (увлажнение пойменных лугов и пастбищ, нерест особенно ценных пород рыбы), рассмотреть возможность координации работы гидроэлектростанций с прохождением весенних паводков.

2.6. Обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с рекомендацией, при поведении заседаний Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада, обеспечивать учет рыбохозяйственных требований при определении режима работы водохранилищ.

2.7. Обратиться в Российскую академию наук с рекомендацией инициировать проведение научной проработки пилотного проекта блочных канализационных очистных сооружений небольшой производительности для малых населенных пунктов, позволяющих обеспечивать очистку сточных вод до нормативных значений в децентрализованной зоне водоотведения Арктической территории РФ.

3. Поручить аппарату Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию подготовить решение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию «О реализации рекомендаций совещания «Актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ».

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию И.А. Гехт

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

(Минсельхоз России)

Информация к совещанию на тему «Актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ»

Мелиоративный комплекс АПК является значительным потребителем водных ресурсов.

По данным инвентаризации в ведении Минсельхоза России имеется около 40 тысяч сооружений, относящихся к федеральной собственности, из них 18,4 тысячи гидротехнических сооружений. В их числе: сооружения 232 водохранилищ, более 2 тысяч регулирующих гидроузлов, 134 речные плотины, 42,3 тысячи км водоподводящих и сбросных каналов, 3,4 тысячи км защитных дамб и другие сооружения.

Многие объекты имеют комплексное назначение, построены в 60-80 годах прошлого столетия, в результате длительной эксплуатации и недофинансирования в значительной степени изношены, износ основных фондов на ряде объектов превышает 70%.

Из водных объектов (реки, водохранилища, пруды, магистральные каналы) ежегодно расходуется более 20,0 млрд. м3 водных ресурсов, основной объем которых идет на орошение и обводнение земель сельскохозяйственного назначения. При этом более 80% от общего объема водозабора осуществляется из бассейнов рек Волги, Кубани и Терека. Забор водных ресурсов на нужды АПК составляет 28% в структуре использования водных ресурсов другими потребителями.

Дефицит водных ресурсов имеет место в регионах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, отдельных районах Заволжья в Приволжском федеральном округе и восполняется путем подачи воды потребителям по созданной сети межрегиональных магистральных каналов и мелиоративных систем.

В составе АПК функционируют крупные водохозяйственные системы межрегионального водораспределения: Большой Ставропольский канал, Саратовский оросительно-обводнительный канал, Терско-Кумский канал, Кумо-Манычский канал, Межреспубликанские магистральные каналы, и другие объекты.

Минсельхоз России осуществляет организацию эксплуатации и поддержание в нормативном техническом состоянии комплекса гидротехнических сооружений водохранилищ федеральной собственности, находящихся в оперативном управлении подведомственных учреждений в области мелиорации земель.

За последние годы в мелиоративном комплексе в рамках программных мероприятий Минсельхозом России совместно с подведомственными учреждениями по мелиорации земель выполнены большие объемы работ по реконструкции и улучшению технического состояния гидротехнических сооружений федеральной собственности.

Сложная обстановка сохраняется на находящихся в ведении Минсельхоза России водохранилищах комплексного назначения (Новотроицкое, Чограйское, Отказненское, Красинское, Аксайское и др.), имеющих важное значение не только для развития АПК, но и для обеспечения водоснабжения населенных пунктов, регулирования паводковых вод.

В результате длительной эксплуатации ложе ряда крупных водохранилищ, построенных в 50-60-х годах, заилено наносами на 40-50 и более -процентов и подвержено активному росту сорной растительности. Это приводит к нарушению водного баланса объекта, дефициту подачи водных ресурсов на гидромелиоративные и другие мероприятия, снижению качества воды, осложнению паводковой ситуации в регионах.

В соответствии с Водным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, является Росводресурсы.

Исходя из изложенного, Минсельхоз России предлагает осуществить в рамках Государственной программы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов на 2012-2020 годы» мероприятие по расчистке ложа водохранилищ комплексного назначения, находящихся в ведении Минсельхоза России, государственным заказчиком-координатором мероприятия определить Минприроды России.

Проблемная ситуация сложилась в зоне западно-подстепных ильменей на водных трактах, подающих воду в водохранилища и имеющих большое социально-экономическое и экологическое значение для Астраханской области. Необходимо осуществление работ по расчистке водных трактов.

Мероприятия по расчистке указанных мелиоративных каналов и водных трактов, а также реконструкция насосных станций федеральной собственности, находящихся в оперативном управлении подведомственных Минсельхозу России учреждений в области мелиорации, на территории Астраханской и Волгоградской областей включены в состав приоритетного проекта «Оздоровление Волги». В настоящее время реализация указанных мероприятий не возможна в связи с отсутствием соответствующих изменений в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах».

В связи с прекращением в 2014 году подачи воды по Северо-Крымскому каналу водообеспечение Республики Крым стало одним из основных лимитирующих факторов социально-экономического развития.

В целях повышения водообеспеченности мелиоративного комплекса Республики Крым Минсельхоз России предоставляет из федерального бюджета бюджету Республики Крым субсидию на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенных при выполнении мелиоративных мероприятий.

В октябре 2018 года в адрес Минсельхоза России поступило письмо заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Ю.М. Гоцанюка о выделении средств федерального бюджета на строительство трех объектов в сумме 255,9 млн. рублей на 2019 – 2020 гг.

По информации Госкомводхоза Республики Крым реализация данных проектов позволит увеличить площадь полива на 6,1 тыс. га и покрыть дефицит воды в объеме 7,1 млн. м3.

В связи с тем, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы не предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов государственной собственности субъекта РФ, Минсельхоз России считает целесообразным осуществить данное мероприятие в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», государственным заказчиком-координатором которой является Минэкономразвития России.

Директор Департамента мелиорации Минсельхоза России В.А.Жуков

 

Минприроды России в дополнение к письму от 20 ноября 2018 г № 02-14-26/29390 направляет материалы к совещанию на тему «Актуальны вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ», которое состоите 29 ноября 2018 г. Приложение: на л. в 1 экз.

Д.Г. Храмов

Материалы к совещанию на тему «Актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ»

Водные ресурсы являются одной из основ жизнедеятельности человечества, обеспечивают экономическое и социальное благополучие населения РФ, представляют собой неотъемлемый компонент природной среды, необходимый для существования животного и растительного мира.

Водные ресурсы и водохозяйственный комплекс в целом во многом определяют социально-экономическую устойчивость и направление развития страны. Обеспечение охраны водных объектов, рационального использования и воспроизводства водных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного экономического развития России, обуславливают материальную базу развития будущих поколений.

Одной из целей, определенных Указом Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 07.05.2018 №204 в сфере экологии, является экологическое оздоровление водных объектов и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры.

Для достижения цели сохранения уникальных водных систем федеральным проектом «Сохранение уникальных водных объектов» предполагается реализация мероприятий, направленных на обеспечение сохранения уникальных природных свойств водных систем, устойчивого естественного воспроизводства компонентов их экосистем, сохранение биоразнообразия. При этом под уникальными водными объектами понимаются водные объекты, отвечающие одному из критериев:

а) водный объект находится в границах объекта (территории), включенного в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) пародов РФ, или является непосредственным объектом международного соглашения (меморандумов, договоров и пр.);

б) водный объект используется в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;

в) водный объект является средой обитания ценных видов рыб, эндемичных растений и животных;

г) водный объект находится в границах поселений и активно используется населением в рекреационных целях.

Основной целью данного федерального проекта является сохранение уникальных водных объектов за счет восстановления и экологической реабилитации, расчистки участков русел рек, а также очистки от мусора берегов и прибрежной акватории озер и рек, в том числе озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры.

Всего бюджет проекта составляет 15,152 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 13,283 млрд. рублей, средства региональных бюджетов -1,869 млрд. рублей.

В рамках федерального проекта предполагается достижение следующих результатов:

1. Экологическая реабилитация не менее 33 водных объектов площадью не менее 7580 га.

2. Расчистка участков рек (водохранилищ) и озер (не менее 35 водных объектов) на площади не менее 15200 га.

3. Расчистка не менее 30 участков русел рек и озер протяжённостью не менее 260 км и площадью не менее 730 га.

4. Очистка от бытового мусора и древесного хлама не менее 9000 км берегов водных объектов с привлечением волонтерского движения не менее 4,5 млн. человек.

5. Улучшены экологические условия проживания 4,8 млн. человек вблизи не менее 98 водных объектов.

6. Реализован комплекс мероприятий по созданию не менее 4 объектов инфраструктуры, направленных на снижение негативного воздействия на Телецкое озеро.

Экологическая реабилитация водных объектов проводится после устранения источников негативного воздействия на водные объекты и позволит восстановить способность водных объектов к самоочищению и воспроизводству компонентов водных экосистем.

Расчистка участков рек (водохранилищ) и озер направлена на улучшение экологического состояния озер и водохранилищ путем ликвидации мелководий, расчистки устьевых баров и очистки акватории от плавающего мусора.

Мероприятия по расчистке участков русел рек и озер улучшат экологическое состояние указанных водных объектов и снизят антропогенное воздействие на объекты гидрографической сети в целом.

Очистка от мусора берегов и прилегающих акваторий озер и рек с привлечением волонтерского движения позволит сформировать в сознании различных возрастных групп населения основные принципы бережного отношения к водным объектам, как к уникальным, жизненно важным ресурсам для населения страны в целом. За 6 лет реализации настоящего федерального проекта будут сформированы волонтерские экологические движения, которые после окончания проекта продолжат вести свою деятельность по заложенным принципам и методикам в рамках социальных проектов (проведение общественных работ).

В результате проведения мероприятий по сохранению уникальных водных объектов будут достигнуты высокие стандарты жизни населения, созданы комфортные экологические условия проживания, улучшено состояние водных экосистем как необходимого фактора для восстановления видового разнообразия и обеспечения условий для воспроизводства водных биоресурсов.

С целью экологического оздоровления водных объектов разработан федеральный проект «Оздоровление Волги», направленный на улучшение экологического состояния реки Волга и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги.

Большинство водохозяйственных участков на территории РФ характеризуются высокой степенью загрязнения водных объектов и низким качеством воды, что оказывает непосредственное влияние на условия для жизни и здоровье населения страны. Наиболее напряженная экологическая ситуация сложилась в бассейне реки Волги, где сосредоточено около 45% промышленного и примерно 50% сельскохозяйственного производства России.

За счёт этого, нагрузка на водные ресурсы реки Волги в 8 раз выше, чем в среднем по России, таким образом, бассейн реки испытывает значительную антропогенную нагрузку, вызывающую деградацию реки и накопление в донных отложениях загрязняющих веществ.

Основными причинами сложившегося негативного воздействия являются технологическая отсталость очистных сооружений. Не меньше, чем от стационарных источников, р. Волга загрязняется диффузным стоком, поступающим в неё непосредственно с сельскохозяйственных угодий, ферм, мест складирования отходов и удобрений, промышленных площадок, застроенных территорий. При этом водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы на р. Волге и её притоках с барьерной ролью в отношении диффузного стока не всегда справляются.

Особого внимания требует решение проблем низовья Волги, специфика которых связана не только с природными условиями региона, но и сложившимся несоответствием запросов отраслей экономики природоохранным требованиям при многоцелевом использовании ресурса. Состояние уникального природного комплекса Нижней Волги и показатели функционирования водохозяйственного комплекса этого региона, в первую очередь, определяются стоком реки. Местный сток реки Волги чрезвычайно мал и не оказывает влияния на гидрологический режим и водохозяйственную обстановку, а строительство Волжско-Камского каскада ГЭС в значительной степени повлияло на водный режим реки в целом. Изменение объемов стока по сезонам года привело к сокращению поступления воды в период половодья в Волго-Ахтубинскую пойму и в дельту реки, в связи с чем нарушились условия существования водных и наземных экосистем.

В целях улучшения экологического состояния р. Волги и условий жизни населения федеральным проектом «Оздоровление Волги» предусмотрено решение в бассейне р. Волги ключевых задач, направленных на улучшение экологического состояния реки Волга и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги за счет сокращения к концу 2024 года в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в р. Волга, и реализации комплекса мер по восстановлению водных объектов низовьев Волги, в том числе дополнительному обводнению реки Ахтуба.

Общий бюджет проекта составляет 205,3 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 133,7 млрд. рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов РФ – 39,9 млрд. рублей, внебюджетные источники – 31,7 млрд. рублей.

Реализация комплекса мероприятий федерального проекта позволит достичь следующих результатов:

1. Построить, реконструировать (модернизировать) очистные сооружения предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, обеспечивающие сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод на 2,12 км3 в год.

Разработать Концепцию по снижению поступления загрязняющих веществ с естественных ландшафтов селитебных территорий, земель сельскохозяйственного значения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронений и свалок, объектов транспортной инфраструктуры.

3. Провести контрольно-надзорные мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов несанкционированных сбросов загрязненных сточных вод в реку Волга и ее притоки.

4. Расчистить 175 км мелиоративных каналов и реконструировать 6 гидротехнических сооружений Нижней Волги.

5. Расчистить участки водных объектов общей протяженностью 319 км и осуществить экологическую реабилитацию 23 водных объектов Нижней Волги.

6. Расчистить и дноуглубить не менее 281 км каналов-рыбоходов Нижней Волги.

7. Построить и реконструировать 89 водопропускных сооружений Нижней Волги.

8. Построить комплекс гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения реки Ахтубы 100 м3/с.

9. Ликвидировать (рекультивировать) 43 объекта накопленного экологического вреда.

10. Поднять и утилизировать 95 затонувших судов на акватории реки Волга.

Мероприятия Минстроя России по строительству новых и (или) модернизации (реконструкции) действующих очистных сооружений крупнейших водопользователей водопроводно-канализационного хозяйства с применением наилучших доступных технологий, реализуемые в рамках региональных программ, позволят увеличить совокупную мощность очистных сооружений и обеспечить дополнительную нормативную очистку и сокращение сброса загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волга, с 3,17 кмЗ/год в 2019 году до 1,05 кмЗ/год в 2024 году. Ожидается улучшение экологической ситуации водных объектов Волжского бассейна, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты за счет стимулирования предприятий-водопользователей и внедрения на них наилучших доступных технологий, увеличение темпов роста объема инвестиций в сферу очистки сточных вод, а также рост качества и надежности предоставления населению коммунальных услуг в сфере водоотведения и, как следствие, улучшение качества и комфортности проживания населения.

По результатам проведения оценки загрязнения водных объектов с естественных ландшафтов селитебных территорий, земель сельскохозяйственного значения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронения и свалок, объектов транспортной инфраструктуры будет разработана Концепция по снижению загрязняющих веществ диффузного стока.

В результате проведения контрольно-надзорных мероприятий по выявлению фактов несанкционированных сбросов загрязненных сточных вод в реку Волга на систематической основе будут подготовлены все необходимые материалы по выявленным нарушениям для принятия мер прокурорского реагирования и привлечения виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности (вынесение предостережения о недопустимости нарушений закона, представление об устранении выявленных нарушений, возбуждение административных дел).

Подготовлены предложения по профилактике подобных правонарушений и совершенствованию нормативной правовой базы.

Мероприятия Минсельхоза России по расчистке мелиоративных каналов и реконструкции гидротехнических сооружений на территории Астраханской области позволят повысить водообеспеченность населения и хозяйств на площади 19,1 тыс.га, а также обеспечить благоприятные условия для ведения сельского хозяйства в зоне западных подстепных ильменей на площади 17,8 тыс.га.

Расчистка и экологическая реабилитация важнейших участков водных объектов Нижней Волги позволит улучшить пропускную способность естественных водотоков, обеспечить возможность к самоочищению и восстановить благоприятное экологическое состояние уникальных водных объектов Нижней Волги путем ликвидации мелководий, расчистки рек, заливов, проток, водных трактов и ериков на территории Астраханской и Волгоградской областей.

Мероприятия по расчистке русел каналов-рыбоходов от донных отложений позволят сформировать благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов Нижней Волги и увеличить проходимость в верховья на нерест рыб (в том числе ценных видов рыб), а также скат молоди и взрослых рыб обратно в море. К концу 2024 года ожидается обеспечение роста запасов водных биоресурсов (полупроходных и речных видов рыб) не менее 50 тыс.тонн.

Строительство и реконструкция водопропускных сооружений на водных объектах в низовьях Волги позволит не только удерживать воду после половодья, но и в полной мере обеспечивать водой местных жителей.

Обеспечение дополнительного обводнения реки Ахтубы с Волгоградского водохранилища в меженные периоды будет обеспечено путём строительства комплекса гидротехнических сооружений с расходом воды около 100 кубических метров в секунду. Реализация данного комплекса мероприятий позволит восстановить экосистему Волго-Ахтубинской поймы и предотвратить её обмеление, за счет гарантированного обеспечения заполнения реки Ахтубы в летне-осенний период.

Ликвидация и рекультивация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда позволит снизить угрозу загрязнения реки Волги от объектов накопленного экологического вреда, улучшить условия проживания населения вблизи таких объектов, снизить риски масштабных экологических катастроф для населения, проживающего в субъектах РФ прилегающих к реке Волге, а также повысить инвестиционную привлекательность территорий, ранее испытывавших негативное воздействие от накопленного вреда окружающей среде.

Подъем и утилизация затонувших судов в акватории реки Волга позволит повысить рекреационную привлекательность и улучшить экологическое состояние участков реки Волга.

В результате решения ключевых задач федерального проекта «Оздоровление Волги» будет улучшено гидроэкологическое состояние реки Волга, в частности уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги, обеспечена комфортная среда для жизни населения, проживающего на территории Волжского бассейна, включающая высокий уровень развития инфраструктуры, а также восполнено утраченное биоразнообразие.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (Роспрнроднадзор)

Приложение

Информация об исполнении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования мероприятий, предусмотренных паспортом приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги», утвержденным протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.08.2017 № 9 (далее – паспорт приоритетного проекта)

В соответствии со сводным планом паспорта приоритетного проекта Роспрнроднадзор является ответственным исполнителем по проведению инвентаризации объектов негативного воздействия на р. Волгу и ее притоки.

Указанное мероприятие перекликается с протокольным поручением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 08.08.2017 № ДМ-П9-54пр по вопросам сохранения, предотвращения загрязнения и рациональном использовании р. Волги, согласно которому Росприроднадзору поручено:

принять меры по выявлению и пресечению фактов несанкционированного сброса сточных вод в бассейне реки Волги;

обеспечить контроль за состоянием береговых полос и рекреационных зон в бассейне реки Волги, включая её малые реки и притоки, а также за местами хранения удобрений и ядохимикатов и другими опасными объектами;

сформировать электронную карту загрязнения территорий Волжского бассейна.

В целях проведения инвентаризации объектов негативного воздействия на р. Волгу и ее притоки Росприроднадзором в каждом субъекте Волжского бассейна созданы рабочие группы, в состав которых вошли представители Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росводресурсов, региональных органов государственной власти и других заинтересованных ведомств и организаций.

Проведена работа по формированию совместных маршрутов натурных обследований прибрежных территорий р. Волги и её притоков с определением участков, на которых в дальнейшем производилось обследование и аэрофотосъемка.

В результате реализации мероприятий по инвентаризации источников негативного воздействия на р. Волгу и ее притоки, Росприроднадзором обследовано порядка 600 объектов негативного воздействующих на водный объект, проведено более 700 надзорных мероприятий, в рамках которых выявлено 512 нарушений требований природоохранного законодательства, их них 109 случаев, связанных с несанкционированным сбросом сточных вод в р. Волга и ее притоки (сброс выявлен в 11 субъектах РФ, таких, как: Самарская, Тверская, Волгоградская, Костромская, Саратовская, Вологодская Ярославская области и др.). Предъявлено претензий о возмещении вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства на сумму более 1 млрд. руб., взыскано в настоящее время порядка 20 млн. руб.

Доклады о результатах проведенной работы, направленные в адрес Правительства РФ были одобрены.

Результаты проведенной инвентаризации объектов негативного воздействия показали, что наибольший вклад в загрязнение р. Волги вносят 367 юридических лиц, относящихся к различным сферам деятельности, которые эксплуатируют 498 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, из них к 1-й категории относятся 116 объектов, ко 2-й категории относятся 382 объекта.

Наибольшее количество эксплуатируемых юридическими лицами объектов 1-й и 2-й категории приходится на долю Москвы и Московской области, Республики Татарстан, Республики Чувашия, Самарской, Ярославской и Нижегородской областей.

Следует отметить, что наибольший объем загрязнённого стока поступает от предприятий жилищно-коммунальной сферы (60% от общего объёма сброса сточных вод в водные объекты).

Далее следуют предприятия нефтехимии, целлюлозно-бумажное производство, металлургия, объекты сельского хозяйства. Однако большинство предприятий промышленности в настоящее время реализуют природоохранные мероприятия, в том числе, связанные с модернизацией и реконструкций очистных сооружений, на которые выделяется соответствующее финансирование.

В связи с переходом на новый порядок нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, Росприроднадзором проведена работа с данными предприятиями по разработке ими планов природоохранных мероприятий по снижению сбросов сточных вод в Волжский бассейн. Всего разработано более 300 мероприятий, из них 88 мероприятий разработано предприятиями 1 категории негативного воздействия на окружающую среду на сумму более 20 млрд. руб.

В настоящее время Росприроднадзором проводится работа по формированию электронной карты загрязнения р. Волги на основании данных комплексного обследования береговой линии и створа р. Волги средствами визуального контроля и применения беспилотных летательных аппаратов (ШЛА).

Электронная карта загрязнения бассейна р. Волги создана Росприроднадзором на платформе федеральной государственной информационной системы «Программно-технический комплекс «Госконтроль».

На сегодняшний день полностью завершены работы по аэрофотосъемке береговой линии и створа р. Волга. Ведется координатная привязка и дешифрирование фотоматериалов. Часть аэрофотоснимков, которая прошла дешифровку уже нанесена на электронную карту загрязнения реки Волга. По мере обработке аэрофотоснимков карта загрязнения будет дополняется. Доступ к просмотру данной карты осуществляется через Единую систему идентификации и аутинтефикации (ЕСИА).

Итогом работы станет единая послойная электронная карта, состоящая из двух основных блоков – поставленные на учет объекты НВОС и выявленные в ходе надзорных мероприятий экологические нарушения (содержащие, в том числе неучтенные объекты накопленного экологического вреда, затонувшее имущество, загрязненные территории и другое), которая позволит выявить и оценить реальные площади, испытывающие наибольшую антропогенную нагрузку. Всего для объективной оценки и ранжирования территорий бассейна р. Волги по уровню антропогенной нагрузки на электронной карте будет отображено 46 тематических слоев (объекты хранения, захоронения опасных отходов; объекты сброса сточных вод; гидротехнические объекты; объекты недропользования и другие).

Проведение инвентаризации объектов негативного воздействия на р. Волгу и ее притоки будет продолжено Росприроднадзором в рамках запланированных мероприятий проектом паспорта федерального проекта «Оздоровление Волги», паспорта национального проекта «Экология», утвержденного протоколом заседания президиума Совета нри Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.09.2018 № 12, подготовленного Минприроды России во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Федеральное агентство по рыболовству рассмотрело обращение Комитета Совета Федерации по аграрно – продовольственной политике и природопользованию Федерального Собрания РФ от 8 ноября 2018 г. № 3.7-11/2796 по вопросу проведения совещания на тему «Актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ» и в рамках компетенции предлагает следующие вопросы и решения к обсуждению на указанном совещании.

В течение последних лет федеральные органы законодательной и исполнительной власти большое внимание уделяют совершенствованию законодательства области охраны окружающей среды, в том числе – системы нормирования природопользования, ликвидации накопленного ущерба и реабилитации компонентов окружающей природной среды.

Важным аспектом в развитии деятельности по оздоровлению водных объектов является планирование мероприятий и оценка возможности выполнения экологических требований хозяйствующими субъектами, основанная на объективной экологической информации. Одним из важных требований к такой информации является системность, то есть организация комплексных, многофакторных, пространственно-распределенных наблюдений за состоянием водных объектов с использованием различных методов получения и обработки данных и созданием единых информационных ресурсов о компонентах окружающей природной среды, включающих материалы академических и ведомственных исследований, данных производственного экологического контроля и других.

В этой связи Росрыболовство неоднократно обращало внимание на несовершенство природоохранного законодательства в части формирования информационных ресурсов государственного экологического мониторинга (Государственного фонда данных государственного экологического мониторинга) без учета обширной информации, получаемой научно-исследовательскими организациями Российской академии наук. В информационных ресурсах, доступных для широкого круга заинтересованных органов и организаций, отсутствуют также данные производственного экологического мониторинга и контроля.

Одной из актуальных проблем получения актуальной информации

о состоянии уникальных водных экологических систем является не только отсутствие межведомственного планирования, но и недостаточный объем финансирования научных исследований. В частности, бюджетные ассигнования на предоставление субсидий научным учреждениям Росрыболовства, выделяемые в рамках подпрограммы 3 «Наука и инновации» государственной программы РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса», позволяют проводить минимальный объем исследований по оценке запасов основных объектов промысла, уделяя внимание вопросам качества воды рыбохозяйственных водоемов, как среды обитания водных биоресурсов, по остаточному принципу. Вследствие недостатка финансирования отраслевые НИИ вынуждены сокращать количество и продолжительность экспедиций, что негативно отражается на количестве и качестве материалов по оценке запасов водных биоресурсов и водных экосистем в целом. Основная часть научно-исследовательских судов имеет высокий процент износа и из-за недостатка средств на ремонт и экспедиции значительное время проводит в отстое.

В связи с изложенным Росрыболовство при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период ежегодно формирует предложения и обоснования по дополнительному бюджетному финансированию ресурсных исследований. Однако дополнительные потребности не обеспечиваются из-за ограниченных возможностей федерального бюджета. Более того, в настоящее время в научных учреждениях сложилась критическая ситуация, связанная с необходимостью достижения целевого показателя повышения заработной платы научных сотрудников в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Проблема недостаточного объема достоверной и доступной информации о состоянии экосистем водных объектов, препятствующая установлению достаточно эффективных природоохранных требований обсуждалась в текущем году в рамках мероприятий IV Международного форума «Экология» и II Всероссийского водного конгресса.

Регулирование работы водохранилищ осуществляется преимущественно в интересах гидроэнергетики, водного транспорта и других отраслей, с недостаточным учетом требований по сохранению водных биоресурсов и экосистем в целом. В части обсуждения вопросов использования водных ресурсов предлагаем уделить внимание проблеме воздействия водохозяйственных попусков на состояние водных биоресурсов водохранилищ. Необходимо предусмотреть при планировании сработки водохранилищ квалифицированный гидроэкологический мониторинг для оценки эффективности и оптимизации режимов попуска. Результаты ихтиологических исследований должны быть обязательной составной частью общих сведений о гидрологическом и биологическом режиме рек после их зарегулирования.

В связи с изложенным, считаем целесообразным рассмотреть следующие вопросы и решения:

1. О необходимости формирования государственных информационных ресурсов о состоянии компонентов окружающей природной среды.

Решение: Федеральному собранию РФ провести мероприятия по внесению изменений в Федеральный закон от 10 января.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части расширения числа участников государственного экологического мониторинга и источников информации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.

Минприроды России, Минобрнауки России, Росрыболовству сформировать совместные планы исследований компонентов окружающей

природной среды для целей наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение государственных заданий подведомственных учреждений, осуществляющих научные исследования и государственный мониторинг окружающей среды.

2. В целях сохранения водных биологических ресурсов и водных экосистем в целом обеспечить учет рыбохозяйственных требований при определении режима работы водохранилищ.

В работе совещания примет участие главный специалист ФГБУ «ЦУРЭН» Зайцева Юлия Борисовна.

В.И. Соколов

 

Доклад

«Уникальная водно-болотная система озера Чаны Новосибирской облает и. Неурегулированные вопросы»

А.А. Даниленко исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области

На сегодня туризм признан одним из приоритетных направлений экономики» под его влиянием происходит интегрирование ряда отраслей в единый экономический комплекс. Туризм является наиболее перспективной отраслью по доходности в мировой экономике, составляя по оценкам всемирной организации туризма 11% мирового ВВП.

Водные объекты, как правило, являются главными системообразующими элементами наиболее востребуемых туристическо-рекреационных объектов.

Российская Федерация входит в группу стран мира, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Общий объём статических водных ресурсов России оценивается приблизительно в 88,9 тыс. км'' пресной воды. Новосибирская область также относится к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами регионов.

Государственный водный фонд области представлен более 7 тысячами водотоков (реки, ручьи и осушительные каналы). Свыше 6 тысяч водоемов (озера, водохранилища, пруды, болота), в том числе более 500 озер с площадью зеркала свыше 1 км»).

Одним из наиболее достопримечательных водных объектов области, имеющих общероссийскую и всемирную известность, является оз. Большие Чаны (площадь зеркала – i 500 км2, а площадь котловины оз. Чаны – 7 600 км2).

Чановская озерная система, с 1994 года имеющая статус водно-болотных угодий международного значения, является местом массового гнездования водоплавающей и болотной дичи и отдыха перелетных птиц.

Наряду с Новосибирским водохранилищем, озеро Чаны в Схеме территориального планирования Новосибирской области до 2030 года представлено как основа для формирования перспективного туристическо-рекреационного кластера.

Однако, в результатах оценки качества поверхностных вол Новосибирской области, в том числе и озера Чаны, по утвержденным методикам для контроля качества вод по гидрохимическим и гидробиологическим показателям имеются серьезные противоречия.

Так, по данным «Западно-Сибирского научно-исследовательского института водных биоресурсов и аквакультуры» Новосибирского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства, по ионному составу вода в основных рыбохозяйственных водоемах Новосибирской области соответствует требованиям, необходимым для нагула и размножения аборигенной ихтиофауны, а также для товарного выращивания перспективных рыбоводных объектов (сазан, карп, пелядь, белый амур, толстолобик). Данный вывод подтверждается стабильным и экономически эффективным развитием рыбохозяйственной деятельности на оз. Чаны в течение последних 10 лет.

В то же время величина удельного комбинаторного индекса загрязненности воды (УКИЗВ) оз. Большие Чаны (в соответствии с РД 52.24.643 – 2002) в 2017 году – 7,09 (4 «Г») – очень грязная. Оценочный балл ингредиентов, вносящих наибольшую долю в общую оценку степени загрязненности воды: – S04 и С1 – 12,2; Mg – 12,1;

нефтепродукты – 8,9; легкоокисляемые органические вещества (по показателю БПК.) – 8,1. Озеро по химическому составу относится к хлоридному классу группы магния.

Источники антропогенного загрязнения акватории оз. Большие Чаны сульфитами, хлоридами и магнием не известны. Очевидно, что основная масса указанных примесей имеет природных характер, что подтверждается фактом периодического появления высоких значений их концентраций при отсутствии сведений о явно выраженном внешнем влиянии на гидрохимический состав озера, Ситуация объясняется тем, что действующая методика оценки качества поверхностных вод (естественный фон (природный) содержания примесей в водных объектах) не учитывает гидрохимические характеристики естественного происхождения (отдельные микроэлементы, повышенная естественная соленость и т.п.).

В целях получения достоверной информации о состоянии водных объектов, необходимой для принятия управленческих решений по восстановлению водных объектов необходимо поставить вопрос о корректировке методических инструментов оценки качества поверхностных вод, позволяющих выделять природный фон для водных объектов, испытывающих экологическую нагрузку при хозяйственной деятельности человека и вбирающих в себя малые реки и протоки, в которые производятся хозбытовые и производственные стоки.

Как и многие водные объекты России, озеро Чаны нуждается в мерах охраны и экологической реабилитации.

Реализация мероприятий по сохранению, восстановлению и экологической реабилитации водных объектов предусмотрена федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федераций от 19 апреля 2012 г. №350.

Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеративной собственности и расположенных на территории Новосибирской области также предусмотрено государственной программой Новосибирской области «Охрана окружающей среды» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.01.2015 № 28-п.

Однако, при планировании и реализации данных мероприятий мы сталкиваемся с рядом проблем, возникающими из-за противоречий в действующем законодательстве.

Так, в соответствии с внесением изменений 20.07.2017 в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», донные отложения (отходы (грунты) дноочистительных работ на водных объектах обезвоженные практически неопасные) объявлены отходами V класса опасности и подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что влечет за собой обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Сказанное подтверждается позицией Росприроднадзора (письмо от 22.12.2017 №ЕК-9655).

Отнесение изымаемых донных отложений к отходам, с учетом стоимости транспортировки и платы за их размещение приводит к значительным увеличениям стоимости мероприятий направленных на охрану водных объектов по расчистке русел рек, озер.

Так, стоимость затрат по расчистке озера площадью 130 га и объемом извлекаемых донных отложений до 500 тыс. м3 возрастает с 92,0 млн. руб. до 140,0 млн. руб. (на 30-40% от первоначальной стоимости затрат), что вызывает вопрос о целесообразности и эффективности реализации данного мероприятия.

Налицо правовой казус когда при выполнении идентичных работ по извлечению инертных материалов из водных объектов при добыче общераспространенных полезных ископаемых добытый из поверхностных водных объектов песок на основании лицензии на недропользование используется в строительной отрасли и не является отходом, в тоже время обезвоженные отходы (грунты) при выполнении дноочистительных работ на водных объектах, отнесены к 5-му классу опасности.

Для решения выше озвученных вопросов:

1.В части решения вопросов размещения изымаемых донных отложений по аналогии с отходами V класса опасности добывающей промышленности (для которых в случае размещения посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова к ставкам за негативное воздействие на окружающую среду применяется коэффициент «О») предлагается дополнить п. 6 ст. 163 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» абзацем следующего содержания:

«коэффициент «0» при размещении отходов (грунтов) дноочистительных работ на водных объектах обезвоженных практически неопасных на полигонах твердых коммунальных отходов».

2. Для решения вопроса отнесения поверхностных водных объектов по фоновым значениям качества воды по степени загрязненности предлагается ограничить область применения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017 №45203), в части предельно допустимых концентраций основных анионов и катионов, определяющих уровень минерализации, исключив их применение для соленых и горько-соленых замкнутых озер.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО CAHKT-IIEТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Предложения в проект протокола совещания на тему: «Актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ»

1. Внести изменения в статью 26 Водного кодекса РФ, предусмотрев возможность расходования средств бюджетов субъектов РФ на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений (в случае недостаточности средств, выделяемых из федерального бюджета).

2. Пересмотреть порядок расчета объема субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений, с учетом специфики субъектов РФ, в том числе наличия уникальных водных объектов и объема средств, собираемых от платы за водопользование субъектами РФ и поступающих в доход бюджета РФ.

3. Разработать механизм адресности расходования средств, поступающих от платы за пользование водными объектами, штрафов за нарушение требований водного законодательства, включая создание специального фонда, средства которого будут расходоваться на проведение мероприятий по охране

водных объектов.

4. Ускорить принятие Федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс РФ» (проект № 532414-7), направленною па совершенствование разграничения полномочий в сфере предотвращения негативного воздействия вод, с учетом предложений субъектов РФ, в том числе Санкт-Петербурга.

5. Внести изменения в статью 44 Водного кодекса РФ, предусматривающие запрет на сброс сточных вод в границах первого пояса зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и разрешающие такой сброс в границах второго и третьего поясов ЗСО с соблюдением санитарных правил и норм.

 

Справочная информация (А.М.Копачевский)

Республика Крым относится к маловодному региону. Каждые 7-8 лет наблюдаются маловодные годы. Также на 7-8 летнюю цикличность накладываются и более крупные циклы, при которых наблюдается снижение осадков. Ранее проблема нехватки водных ресурсов для питьевых, хозяйственных и производственных (в том числе и сельскохозяйственных) решалось за счет использования воды из р.Днепр, приходящей в Крым по построенному в Советское время Северо-Крымскому Каналу. Поэтому благодаря разветвленной системе каналов удавалось более или менее благополучно существовать в маловодные годы.

В 2014 году по Северо-Крымскому Каналу не была пущена вода из Днепра, а сам канал был засыпан в Херсонской области на территории Украины. Прекращение подачи воды пришлось на год средней водности в фазе повышения количества осадков после маловодного периода 2012-2013 годов. Благодаря такому удачному стечению обстоятельств, наиболее острые проблемы с нехваткой водой в 2014 году возникли не сразу по всему полуострову, а только в сельском хозяйстве, степном Крыму и на востоке Крыма. В тот же период было выполнено целый ряд мероприятий, которые смогли стабилизировать ситуацию в Восточном Крыму.

В то же время, уже в 2018 году стали проявляться и другие проблемы связанные с отсутствием воды в Северо-Крымском Канале – понижение уровня гидрозатвора в кислотонакопителе вблизи г.Армянск, что привело к известной Чрезвычайной ситуации с распространением химических веществ в воздухе населенных мест и отселением детей, закрытием производства и т.д.

Следует отметить, что семилетний цикл относительно средневодного периода с благоприятным количеством осадков питающих крымские водохранилища естественного стока заканчивается, и следует ожидать регулярного маловодного периода, при котором многие крымские водохранилища естественного стока могут и не наполниться. При этом следует отметить, что наиболее уязвимыми будут наиболее крупные города. Рассмотрим что ожидает столицу Республики Крым в случае если прогноз сбудется.

В Республике Крым в связи с многолетней цикличной неравномерностью выпадения осадков в условия острой нехватки воды может попасть г.Симферополь (500 тыс. человек)

Это обусловлено нехваткой водных ресурсов в водохранилищах естественного стока обеспечивающих г.Симферополь (Симферопольское водохранилище, Партизанское водохранилище, Аянское водохранилище). Согласно одного из пессимистичных прогнозов, при котором принято, что 2018 г. подобен по количеству выпадающих осадков 1993г.; 2019г подобен

1994г, а 2020г будет подобен 1995г., при снижении отбора воды из водохранилищ уже в ноябре 2018г со средних 5.5-6 млн. м3 в месяц до 3,8 млн м3 воды в месяц (чтобы обеспечить хотя бы хозяйственно-питьевые нужды), в июле 2019г. водохранилища будут пустыми. Нулевой объем в водохранилищах продлится по прогнозу, до марта 2020г Орис.2.).

Таким образом, ожидаемый дефицит водного ресурса составит порядка 13 млн. м3. Если учитывать нужды промышленности и др., то дефицит еще больше. Следствия:

Отсутствие воды на питьевые нужды – ставит под угрозу существования г.Симферополя Решение – обеспечение жителей г.Симферополя питьевой водой из Аянского каптажа по 10 л на человека в сутки через есть автоматических дозаторов установленных в общественных местах по цене 1 рубль за 10 л (или другому обоснованному тарифу) для компенсации затрат по подвозу воды.

Отсутствие воды на хозяйственные нужды – грозит эпидемией и также ставит под угрозу существование г.Симферополя. Суть – сети водоотведения (канализации) в условиях нехватки воды забьются хоз-фекальными массами в течении первой недели. В виду нехватки воды для промывки сетей, это повлечет массовое разрушение подвальных канализационных сетей, и создаст в подвалах домов очаги эпидемий.

Решение – строительство водовода от р.Салгир до Сакской ветки Северо-Крымского Канала(новое строительство), реконструкция насосных станций СКК, гидроизоляция дна канала и водоудерживающей поверхности межгорного водохранилища, восстановление работоспособности (реконструкция) существующих ВОС Межгорного гидроузла (сущ.), насосной станции подачи воды(сущ.), водоводов подачи воды в г.Симферополь (сущ.) и г.Севастополъ (сущ.)

Главная проблема, что ТЭО на данные виды работ, сейчас находится на стадии утверждения, а для предупреждения последствий ЧС физическая реализация данных мероприятий должна быть завершена до июля 2019г. Следует отметить, если выполнять все процедурные нормы, реализация данных мероприятий при благоприятных стечениях обстоятельств возможно не ранее 2021 г, а более реально к 2024г, то есть тогда, когда уже произойдут события. В связи с этим, необходимо уже сейчас организовать особый порядок по недопущению чрезвычайной ситуации в г.Симферополе.

Привлечь к работе Сенаторов, т.к. в случае неблагоприятного ожидаемого развития событий, социально-экономическая и социально-политическая ситуация в Крыму, и комментарии со стороны недружелюбного зарубежья могут быть критическими.

Создать межведомственный штаб, для координации действий всех служб, чтобы максимально подготовиться к будущему периоду нехватки воды, и по содействию строительства необходимых сооружений и коммуникаций.

Вопрос о готовности общества к неблагоприятному прогнозу, при благоприятном, ничего не теряем, а факт таких маловодных лет имеет место быть...

Симферополь самый уязвимый, и показательный, и есть информация, однозначно необходимо готовить сценарии по всем населенным пунктам системно и взаимосвязано...

Будут предложения, о возможности подавать воду по графику, как было в 1994 году, но следует не забывать, что тогда действовал Северо-Крымский канал, и межгорное водохранилище, с постоянной подачей воды в г.Симферополъ, вода была в необходимом объеме, стояла задача ее корректно распределять, а в данном случае может не быть, что распределять (сухие водохранилища)

Также, в приложении имеется перечень предлагаемых мероприятий для включения в Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя», который предлагается утвердить и принципиальная схема подачи воды в г.Симферополь для снятия острого вододефицита в ближайшие месяцы.

Член экспертного совета секции «Водоснабжения и мелиорации» при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной

политике и природопользованию. А.М.Копачевский.

 

Пресс-релизы

 

Партия Коммунисты России потребовала перевести медбрата из Кадастровой палаты в одну из Московских больниц https://leo-mosk.livejournal.com/5677730.html

Об этом заявил Заместитель Председателя ЦК Компартии Коммунисты России Ярослав Сидоров. Коммунист отметил, что в партии "с изумлением прочитали в СМИ о том, что что глава МЭР господин Орешкин назначил на должность директора Кадастровой палаты России неизвестного уроженца Таджикской ССР с опытом работы медбратом".

Это крайне странное назначение не выдерживает никакой критики и не укладывается ни в какую логику, подчеркнул представитель Компартии. "Мы всегда помним слова И.В.Сталина - КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ - и поэтому с такими непродуманными назначениями категорически не согласны. Люди должны назначаться с учетом имеющегося у них опыта работы.

В связи с этим КПКР направила Главе правительства РФ Д.А.Медведеву обращение, в котором предлагает перевести уважаемого господина Парвиза Тухтасунова в одну из московских больниц с учетом имеющегося у него опыта работы медбратом. " По нашим данным, в больницах Москвы ощущается острый недостаток именно сестринского персонала". - подчеркнул Зампред ЦК Компартии Коммунисты России.

Пресс-служба Центрального Комитета КОМПАРТИИ КОММУНИСТЫ РОССИИ

 

Леонид Левин прокомментировал новый состав Центрального штаба ОНФ https://leo-mosk.livejournal.com/5677017.html

Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член Центрального штаба ОНФ Леонид Левин прокомментировал избрание новых сопредседателей.

«Масштабные задачи, которые стоят перед нашей страной, и на реализацию которых, как сказал Президент, направлены беспрецедентно большие средства, требуют серьезных вложений в развитие человеческого капитала. Вхождение в состав сопредседателей Центрального штаба сразу двух представителей сферы образования, Елены Шмелевой и Алексея Комиссарова, дает основание считать, что это направление деятельности ОНФ будет реализовано с максимальной отдачей.

Отрадно видеть в руководстве Леонида Рошаля, чей весомый авторитет в медицинских кругах, как в России, так и за рубежом, позволит Общероссийскому народному фронту активно участвовать в решение проблем системы здравоохранения.

Высокая оценка, которую сегодня дал Владимир Путин реализованным проектам ОНФ, и подчеркнутая им необходимость участия общественных организаций в процессах государственного управления и реализации национальных программ подтверждают эффективность работы Фронта и вселяют уверенность в его успешной работе в будущем».

Канал в TamTam

https://tt.me/infokomitet_gd

 

Газзаев отметил важность эффективной двусторонней связи с региональными парламентами https://leo-mosk.livejournal.com/5677100.html

Зампредседателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Валерий Газзаев в четверг, 29 ноября, получил почётный знак «За заслуги в развитии парламентаризма» Народного собрания Республики Дагестан.

«Я расцениваю эту награду, как высокую оценку своих усилий в деле развития региона, а также, как знак ещё большей ответственности за реализацию планов развития Дагестана и в целом Северного Кавказа, за те положительные изменения, которые сегодня происходят в Вашей республике. Уверен, что и в дальнейшем мы будем вместе работать на благо нашей великой Родины», – заявил Газзаев, поблагодарив Народное собрание Дагестана.

«Переоценить важность эффективной двусторонней связи с региональными парламентами невозможно, поскольку именно на местах как нельзя лучше известно о проблемах региона», – сказал он.

«Мне особенно приятно вручить эту заслуженную награду человеку, который много делает для развития нашего региона, для развития спорта, для того, чтобы у нас на Северном Кавказе спорт, физическая культура и здоровый образ жизни стали доступны каждому вне зависимости от его общественного статуса и финансового положения. Валерий Георгиевич оказывает нашим органам власти и мне лично неоценимую помощь в работе. Думаю, мы все искренне рады за него», – заявил, в свою очередь, председатель Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидов.

Почётный знак Народного Собрания вручается за особый вклад в развитие законодательства и парламентаризма, в укрепление демократии и конституционного строя, обеспечение прав и свобод граждан.