Вера в чудо, вера в Деда
Мороза, вера в себя и Вера Брежнева: Восемь лет прошло
и эпоха елок закончилась, совместное валяние дурака
продолжается – Ёлки последние нелепые
грустные веселые ситуации, которыми связали себя в единое целое необыкновенные
люди великой страны
05.01.19 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА
Кино по выходным
Возвращение жанра: Несокрушимый жаворонок Т-34
https://leo-mosk.livejournal.com/5827289.html
Названия разных фильмов о побеге советских танкистов
из германского плена составили эклектичное название рецензии-оксюморона на
раскрученный для накачки патриотизма новый экранный продукт «Т-34».
Фильм вышел в прокат с 1 января и министр Владимир Мединский уже с гордой радостью сообщил в твиттере о 3,5 млн
просмотров.
Рекорд не только в просмотрах, но и оценках. По
привычке попинали министра. С этим у нас чем
культурней, тем проще: сказка – заказ на патриотизм, на войне и на костях
выдумывают фэнтези. Спорт тоже патриотизм, но спорт
не война. Ни одной реальной ситуации. Сплошные штампы про Воронеж, как долго я
тебя ждала, любовь-морковь и пузо колесом.
Ну, тем проще наша задача. Мы сами себя приговорили.
Поскольку редактора с корректором над нами нет и
кинохроника с прожектором не парит, нашей точке зрения не с чем не совпадать.
Итак, о фильме «Т-34».
Еще один пример того, как в России научились делать
кино. Тут наши кочки зрения немного поодаль – научились только при Мединском или всегда умели, однако выяснилось это только на
фоне кризиса в Голливуде? Страна у нас такая, учимся на чужих ошибках, но
только после соответствующего обезьянничанья.
Однако факт: игра актеров, работа сценаристов и
операторское мастерство – отечественное, все на надрыве для победы праздника
жизни.
Дело в том, что фишка министра Мединского
– Россия страна героев. Человек безусловно умный и с
хорошим вкусом, министр понимает, настоящий героизм абсолютно не киногеничен. А народу надо дать шанс и вернуть чувство
будущего.
Технически нет ничего проще. Тема проверенная, есть
фильм 1964 года «Жаворонок» о побеге четырех советских танкистов на полигоне из
германского плена. Подгонял альтернативный вариант «Несокрушимый», более
реалистичный и основанный, как утверждают авторы, на реальных событиях. Грубо
говоря, версии патриотизма верифицируются неодинаково у дачников или у
колхозников.
В итоге пальма первенства досталась «Т-34». Мединский два разных фильма с одним замахом одновременно в
прокат не выпустит, чтобы не портить экранную судьбу ни тому
ни другому.
Получилась действительно сказка, микст из штампов и
ремейков. Тут можно найти элементы не только «Жаворонка» или «28 панфиловцев»,
но и даже «Ключ от спальни» в деталях спецэффектов. Полет снаряда. Могила из
камня. Немного картонные и слегка очеловеченные фигуры фашистов, все как один с
садистскими наклонностями. Ожидаемый героизм с нашей стороны без намека на
сомнения.
Естественно, хронически увязшая в антипатриотизме
русская интеллигенция такие демонстрации национального героизма воспринимает в
штыки даже после триумфального шествия фашистов в подконтрольных WASP осколках
Социалистического лагеря.
Невозможно игнорировать внутренние антинациональные настроения. В любой стране – опора антинациональной глобализации. Новую Украину делали по
канве анти-хохляцких анекдотов. Прибалтику –
антисоветской идеологии лесных братьев. Для создания антисоветской России пошел
в ход контент московской кухни: надо было сдать
Ленинград, Сталин не лучше Гитлера и вообще Куликовской битвы не было, как и
подвига 28-ми панфиловцев. Плюс отработанная в США модель натравливания
провинции против столицы.
Связность глобального мира обеспечивается свободной
циркуляцией по антинациональным сегментам подобно
горизонтальному переносу генов по факультативным (оперативным) компонентам
геномов в дикой природе. Временное тактическое преимущество получают страны,
защищающие свое публичное пространство. Франции это не помогло, французы
повелись и по любому сдадут Макрона, а за ним и себя.
Китай пока держится на изоляции информационной оболочки общества, хотя там антивластные настроения сильнее России.
Россия демонстрирует уникальное сочетание
эпигенетической духовной идентичности с полной открытостью. Патриотический
стоп-лист Константина Косачева
и титаническая борьба Андрея Климова за суверенитет – жалкие потуги на модель
жестокого закона FARA США. BBG или
USAID в евразийской
цивилизации немыслимы.
Организовать в Евразии подобие террора Маккарти не удалось, вытравить
коммунистический идеализм здесь невозможно. Машина глобализации перешла от
грабежа российской интеллектуальной собственности к защите от нее. Да и грабили
не для использования, иногда даже покупали, чтобы закрыть прокат или
производство.
Новое русское кино присвоить невозможно, как и
военные know-haw. Никакой особой секретности тут нет. Причина описана
многократно, но во внимание по сути дела не принята. Например, в прошлом тогда
еще депутат Алексей Митрофанов единственный выступил против фильма «Армагеддон»
с прицелом на затоплением
орбитальной станции «Мир». Чтоб не путался под ногами победной поступи
глобализации по планете, против Митрофанова выкатили PR-спецоперацию по сути воздействия сравнимую с
арестами Берия или уже в новой истории Амирова.
В некотором смысле «Т-34» является такой же сказкой,
как «Армагеддон». Чтоб было понятно, как русские с помощью лома и какой-то
матери обыденно делают чудеса. Латеральное творческое мышление, живучесть и
жертвенность, невесть откуда вырастающее в сублетальных условиях товарищество. Русские были первые на
полюсе и в Космосе, североамериканцы подглядывали с безопасного расстояния
подобно сарычам.
«Т-34» об этом. Критики не могут понять: не важно, с
чего срисовал летописец Куликовскую битву или фронтовой корреспондент – подвиг
28-ми панфиловцев. Ответ прост, как по реальной личности Иешуа
hа-Ноцри: после разрушения Храма и рассеяния евреев назвать конкретного
человека невозможно, потому что проповедников добра было много в преддверии
торжества зла, по тем меркам глобального.
Мы не знаем, как обойтись без штампов, если все давно
сказано и все равно не дошло. Ситуация в мире людей опасно деформирована на
уровне искусственной квазистабильности.
Человечество подобно древним растениям замусорило атмосферу отходами своей
жизнедеятельности. В такой атмосфере любая искра становится причиной большого
пожара. В случае растений кислородной смерти не наступило, Жизнь на Земле
мобилизовалась и трансформировалась. То же будет с человеком
начиная с России.
В глобально деформированных условиях штампы становятся
мемами, маркирующими крупные блоки. Они вытаскивают
из подсознания при поддержке Интернета (у кого как с памятью) истории, фильмы,
целые субкультуры. Актуальные, но утратившие релевантность под прессом
деформации сознания. В социальных сетях на фоне споров. Отраженных в нашем
тексте, генерируется эффект викиномики для
расследования феномена «Т-34». Как ни странно, люди с непримиримой позицией
приходят к взаимопониманию.
Или не приходят. Однако благодаря штампам-мемам
фильм «Т-34» несет объем значительно больше собственного объема.
Он и так длинный и динамичный, смотреть было тяжело.
Устали, будто работали. Убедились, реклама в телевизоре дезориентирует.
Сходства с «Движением верх» нам не видно, кроме запредельного самоутверждения.
Плакать тут не над чем, разве что от счастья. Все фашисты повержены, война
закончилась, все герои живы, главная героиня еще и с пузом.
Сказки бывают хорошие и плохие. От плохих
мы устали. Потому что в мире идет необъявленная война против русских, русского
языка, православия, естественных человеческих отношений, национальных традиций
и культур. Люди мира устали от этой войны и с надеждой смотрят на Россию, ее
культуру, технологии и вооруженные силы. Это факт, с которым приходится
считаться. В Россию вернулся блудный сын Homo soveticus. Он сильно поумнел за годы бомжевания
и перестал смотреть на материнскую культуру дикими глазами подростка в
пубертатном состоянии.
Иронизировать над Минкультом
– все равно что ерничать в адрес президента, оба нам
рефлексивно возвращают наши представления о том, кем мы должны быть в этом
мире. В России критически высока концентрация фигур, угрожающих глобализации по
модели WASP: Путин, Шойгу, Рогозин, Мединский,
Володин, Матвиенко, Собянин. К сожалению, еще больше
удалось сместить – Астахов, Лужков, Нургалиев,
Шпигель, Митрофанов. У каждого была своя роль и многие были взаимно
непримиримы, но оказались в одном танке.
Что произошло, намекает другая сказка, которая прошла
на «Россия-1» параллельно страстям по «Т-34». Тоже штамп на штампе с множеством
ремейковых параллелей. «Родина» в фантазиях Лунгина вырулила на какую-то стабильность и ничего
фатального не произошло. Кроме одного: народ не заметил подвига и совершившую
его женщину признали сумасшедшей. Мало того, ее самое это устраивало, настолько
она устала от бессмысленной борьбы с системой.
«Только не предавай меня, Родина!» – писал устраненный Юрий Щекочихин и его цитата стала маркером
эпохи центробежности.
Центростремительность вернулась на вершины Евразийской цивилизации. В
части фабулы «Т-34» очень напоминает экранную продукцию времен второй большой
войны. Возвращение гротескного жанра. Война, оккупация, мародерство теперь
совсем другие. Не сразу распознаешь. Власти как никогда нужна поддержка народа:
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры!..»
Товарищ Сталин был не только большим ученым по части
языкознания, но и великим мастером общения с народом. Каждое его слово имело
прямую силу закона без подзаконных актов. Как сейчас бы сказали, социальным
инженером народов. Несмотря на все наши распри, Путину с народом ему повезло
больше, чем Макрону, Трампу или Меркель.
Не говоря уже о Мединском. Новое русское кино – экранное
воплощение нашего духовного мира.