Вышла в свет статья Натальи Вакуровой Фигурное катание как критерий физического и эстетического развития человека // Сборник научных статей по итогам Международной практической конференции «Актуальные теории, концепции, прикладной характер современных научных исследований. / Санкт-Петербургский центр системного анализа.Санкт-Петербург 30-31 мая 2019 года. Стр. 99-103

https://leo-mosk.livejournal.com/6401365.html

http://www.spbcsa.ru/public/users/994/konf/Sbornik-Konferentciia-mai-2019.pdf

 

СПОРТ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 7.08

ББК 75.7

 

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ КАК КРИТЕРИЙ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Н.Л.МОСКОВКИНА,

Н.В.ВАКУРОВА,

Институт современного искусства

 

Аннотация. Статья посвящена анализу фигурного катания на коньках, сочетающего спорт и искусство. Сделан вывод о том, что данный уникальный вид спорта позволяет максимально раскрыть человеческий потенциал в широком спектре возможностей. Системный подход к изучению физических, психоэмоциональных и эстетических аспектов фигурного катания позволяет выявить эволюционные истоки феномена красоты.

Ключевые слова: артистизм, координация движений, музыкальность, скольжение, физические возможности человека, хореография, эстетика фигурного катания.

 

FIGURE SKATING AS A CRITERION FOR PHYSICAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF THE PERSON

 

N.MOSKOVKINA,

N.VAKUROVA,

Institute of contemporary art

 

Annotation. The article is devoted to the analysis of figure skating, combining sport and art. It is concluded that this unique sport allows you to maximize the human potential in a wide range of opportunities. A systematic approach to the study of physical, psycho-emotional and aesthetic aspects of figure skating reveals the evolutionary origins of the phenomenon of beauty.

Key words: artistry, coordination of movements, musicality, sliding, physical abilities of the person, choreography, aesthetics of figure skating.

 

Фигурное катание относится к сложно-координационным видам спорта, где необходимо проявить сочетания множества способностей одновременно – скорость, силу, выносливость, координацию, веру в себя и силу воли, эстетическое чутье и находчивость на случай экстраординарных ситуаций.

Сочетание спорта и искусства характерно не только для фигурного катания, оно имманентно присуще также художественной гимнастике и синхронному плаванию. Красота сродни истине, она вызывает разные и не всегда простым образом объясняемые чувства. Природа реакции на красоту проанализирована в монографии А.В.Гулыги, где красота сопоставлена с истиной и среди прочего отмечена красота ритуала, который, несомненно, присутствует в фигурном катании [2]

Опыт детского тренера по фигурному катанию, которому предшествовала собственная практика воспитания чувств на льду, свидетельствует о привлечении к данному виду спорта людей с адекватной мотивацией. Конечно, не обошлось без таких провокаций, как ложное сообщение о бомбе для срыва соревнований или волна сфабрикованных обвинений для удаления наиболее эффективных тренеров. Организаторы подобных акций редки, но их деятельность оставляет значительные деструктивные последствия. Стоит понять, что неадекватные реакции и подлость вместо спортивной конкуренции является одним из критериев признания заслуг, зачастую опережающим формальную фиксацию рекордов. Как говорит олимпийская чемпионка С.С.Журова, русским спортсменам для признания надо быть на две головы выше.

Достаточно характерен момент предательства со стороны тренера «Повесь коньки на гвоздь», отраженный в воспитательном и одновременно высокохудожественном фильме «Чемпионы», где Журову сыграла популярная актриса С.В.Ходченкова.

Надо сказать, решения тренерского совета в фигурном катании не всегда поддаются понимаю и служат предметом разногласий. В таких случаях недовольство выплескивается в виде недомолвок на пресс-конференции и журналистам приходится самостоятельно домысливать, что же собственно произошло на самом деле.

Неадекватная картина фигурного катания в целом связана с тем, что в советском прошлом избегали сообщений об иностранных фигуристах, в настоящее время из истории вычеркнули отечественных.

История фигурного катания в России связана с именем выдающегося человека Николая Александровича Коломенкина, который выступал на международных соревнованиях под псевдонимом Панин. Он стал первым олимпийским чемпионом от России в 1908 году. Признание сопровождалось драматическими событиями с истериками чемпиона мира Ульриха Сальхова (Швеция). Несмотря на занижение оценок русскому фигуристу, судьи были вынуждены присудить ему победу: Панин выполнил то, что казалось невозможным.

На 18 лет раньше в 1890 году на неофициальном чемпионате мира в Петербурге с участием сильнейших фигуристов мира победил Алексей Павлович Лебедев. Он сочетал успехи как в беге на коньках, так и в фигурном катании. Именно от 1890 года отсчитывается история фигурного катания в России.

Фигурное катание отличается от других видов спорта еще и тем, что неизбежная в спорте политика проявляется буквально с первого появления ребенка на льду. Коньки приходится постоянно держать в поле зрения. Зафиксирован случай, когда бабушка одной нынешней чемпионки агрессивно выбросила сумку с коньками другого ребенка из раздевалки на лед.

Подобные проявления вторичны и связаны с тем, что людям с адекватной мотивацией тренировки юных фигуристов приносят высокое и ни с чем не сравнимое эстетическое удовлетворение. На соревнованиях, конечно, бывают разные варианты. Однако налицо и такой факт: к странам первого ряда относятся не только те, у кого есть ядерное оружие и атомная энергетика, собственное производство мощных самолетов и ледоколов, но и фигурное катание.

Национальные школы воспитания фигуристов достаточно сильно различаются. В последние годы, в том числе за счет интернационализации русской тренерской школы, происходит взаимная конвергенция. В самых разных видах деятельности параллельно и независимо набирает популярность принцип обучения (воспитания) через вовлечение без принуждения и с категорическим запретом наказания, причем не только физического, но и морального. Это стало возможным в связи со значительным и достаточно резким ростом качества человеческого капитала, как теперь принято говорить.

Судя по собственному опыту автора статьи, дети, попавшие в орбиту фигурного катания, получают удовлетворение от тренировок. В их сознании физические и моральные нагрузки, как и выступления на соревнованиях с участием в борьбе за первенство, становятся неотъемлемой частью жизни. Это происходит раньше, чем малыши получают навыки встраивания в Google-культуру и таким образом прививается иммунитет к суррогатам жизни.

Быть детским тренером не менее почетно, чем чемпионом. Чтобы успех состоялся, необходим мотивированный контроль кого-то из родителей. Тренеры тоже люди, и мотивация у них может быть разной. В отличие от жесткого контроля учителя общеобразовательной школы, ДЮСШ отданы на произвол судьбы. Олимпийский чемпион В.А.Фетисов поставил своей целью на посту зампреда комитета Совета Федерации по социальной политике навести порядок в ДЮСШ и проиграл. Поэтому родителям приходится самостоятельно следить за хронологией соревнований и записывать ребенка для своевременного получения спортивных разрядов. Доходило до того, что приходилось самостоятельно покупать и заполнять зачетную книжку.

Можно только надеяться на завершение периода, который в момент распада СССР был отмечен разрушением института детских тренеров.

С другой стороны, китайский опыт имплементации советского государственного патроната воспитания спортсменов не принес результата, сообразного с затратами. Все-таки дело, прежде всего, в людях и только потом уже в технологиях.

Россиянам повезло со способностями, страна обладает собственным фигурным катанием и уникальной тренерской школой международного уровня. После выхода советского фигурного катания из изоляции на льду блистала пара Людмила Белоусова – Олег Протопопов. С этого момента открылся второй этап российского лидерства в фигурном катании.

Формально Россия не считается родиной фигурного катания. Вероятно, прообраз коньков возникал неоднократно и независимо у разных народов. Исторически первоначально для скольжения на льду использовались кости животных. Считается, что первые металлические (железные) коньки появились в Голландии, а первые клубы фигурного катания в Британии.

«Фигурным» катание на коньках стало, когда в качестве критерия его оценки использовалась способность вычерчивания определенных фигур на льду. Судьи выходили на лед и скрупулезно изучали траектории лезвий. С тех пор фигурное катание прошло трансформирующую эволюцию и приобрело наряду со статусом вида спорта специфическую форму искусства. Оценка была шестибалльной.

Субъективность оценки порождала возможность судейского сговора. В итоге после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 году система оценок была изменена и под нее программы фигуристов стали более техническими.

В прошлом требование вычерчивать фигуры выводило на пьедестал таких фигуристов, как австрийка Беатрис Шуба, которая всегда занимала первое место по обязательной программе, а в произвольной с трудом осиливала двойные прыжки. «Шуба сделала тулуп» – этот каламбур комментатора надолго запомнился любителям фигурного катания. Как и оговорка «На лед выходит парик Петра» о французском фигуристе Патрике Пера. В прошлом комментаторы запросто выходили с микрофоном на лед. Однажды легендарный комментатор Сергей Кононыхин упал на льду и исчез из кадра. Поднявшись, он невозмутимо произнес ключевую для фигурного катания фразу: «Да, лед действительно скользкий!»

Таким образом, каноничность каждого этапа развития фигурного катания не препятствовала его преобразованиям с изменением системы оценок.

Фигурное катание на коньках признано видом спорта в 1871 году на Первом конгрессе конькобежцев (ISU). При желании в истории фигурного катания можно насчитать несколько тысячелетий, учитывая возможности вестибулярного аппарата человека со способностью скользить по льду, сохраняя равновесие на двух нижних конечностях и используя возможности верхних конечностей исключительно в качестве инструмента управления центром тяжести и моментом инерции.

Данный факт привлекает к фигурному катанию внимание людей и создает мотивацию участия.

Зрители без специальной подготовки могут видеть, что телосложение состоявшихся в фигурном катании людей наиболее близко к идеалу.

Понятие идеала является неотъемлемой составной частью самого феномена человека. В отличие от большинства животных, идеальные параметры человека находятся далеко за моментами распределений статистических параметров популяции. Причина в отсутствии у человека высокой стабилизирующей гибели, когда от появления на свет до репродукции доживает не более двух процентов особей. В отличие от других пойкилотермных животных, у человека красота тела и поведения не являются критерием полового подбора. Генетическая стабилизация реализуется иначе, а красота преадаптировала сеть каналов цивилизационного развития.

Феномен преадаптации в эволюции отражает предопределенность будущего – «антропный принцип в синергетике» С.Н.Курдюмова. В контексте статьи нам важно, что эстетический инструмент активного управления собственной эволюцией, возникший в общем корне пойкилотермных животных (птиц и млекопитающих), предопределил человеческое в человеке, само его появление на эволюционной арене. В данном смысле фигурное катание можно считать вершиной эволюции, и она не окончена. Возможности фигуристов продолжают прогрессировать.

Неким тревожным признаком является растущий разрыв мальчиков и девочек. Считается, что мальчиков перетягивает на себя хоккей. Это не совсем так, хотя конкуренция с хоккеем налицо. По словам В.Л.Мутко, хоккеисты более агрессивны в борьбе за лед, а льда никогда не бывает достаточно. Общая тенденция в том, что мальчики более уязвимы и инфантильны, медленнее взрослеют и не так мотивированы, как девочки. Это общие признаки современного полового диморфизма. Конкретно в фигурном катании выступления мальчиков менее стабильны.

И.И.Авербух не видит в этом проблемы. Еще совсем недавно у России было достаточно много чемпионов-юношей, и они вернутся, уверен Авербух.

В то же время практически все фигуристы остро чувствительны к волнам физических аномалий природы, которые определяют экстремальные погодные явления и параллельно влияют на психоэмоциональное состояние людей посредством специфического механизма генетической нестабильности в динамике нейрогенеза. Если на соревнованиях с утра что-то пошло не так, то, как правило, почти у всех участников. Спортсмены неожиданно падают на отработанных элементах и только благодаря личному мужеству с заметным трудом докатывают программу. Подобные короткие стрессы являются естественными, они закаляют характер спортсмена и тренируют иммунитет. Нельзя допускать перехода стресса в длительное хроническое состояние с обратным результатом.

Родителям следует внимательно относиться к выбору тренера и со стороны контролировать тренировочный процесс, не вмешиваясь в него. Некоторые тренеры склонны запрещать съемку и наблюдение за тренировкой. Однако от агрессивных родителей-всезнаек запреты не спасают, и сам по себе запрет служит первым сигналом, что тренера пора менять. Второй признак: тренер не работает с родителями и не объясняет, какими должны быть коньки и одежда. Третий признак – длительное отсутствие успехов, постановки программы и получения очередных разрядов. В любом случае, молчаливый тренер является неудачным выбором.

Фигурист просто обязан научиться говорить красиво и содержательно еще до того. как станет тренером.

Итак, красота является виртуальным признаком объекта, генерируемым системой эстетического восприятия человека как субъекта науки и культуры.

Отсюда понятно, что фигурное катание как естественное гармоничное сочетание спорта и искусства стало для человека способом возвращения к естественным биологическим истокам.

Спортсмен-фигурист не только показывает свою технику, но и создает на льду художественный образ в соответствии с музыкальным сопровождением. Спортивный тренер должен обладать наряду со знаниями и навыками по конкретному виду спорта знаниями физиологии и анатомии человека, биомеханики и биохимии. В этом смысле фигурное катание не отличается от любого другого вида спорта.

Однако от тренера по фигурному катанию требуются также способности выбора, подбора и композиции всех составляющих спортивного спектакля на льду – элементов программы, костюма, музыки, хореографии.

С чемпионом работает команда узких специалистов. Человек, которого на трансляции соревнований показывают в роли тренера, не всегда появляется на тренировках. У него важнейшая роль продюсера и спортивного адвоката для своего подопечного на месте. Известный факт: на Олимпиаде 2010 года в Ванкувер получили аккредитацию люди, которые не занимались спортсменами. Результат был достаточно печальный для фигурного катания. Чемпионом стал Эван Лайсачек (США) без четверных прыжков. То время было тяжелым для отечественного спорта. Чемпионаты по фигурному катанию не транслировались. Фигуристы не сдавались, как, например, футболисты. Они оказались брошенными наедине с проблемами.

Детский тренер должен обладать широкой специализацией, выполняя все роли параллельно, включая психологическую поддержку, вывод на лед и контроль действий судейской бригады. Базу для психологического настроя на победу создает профессиональная работа тренера как хореографа.

Хореографическое искусство в постановке спортивной программы фигуриста играет важнейшую роль. Не случайно тренеры, причем не только в танцах на льду, стремятся получить хореографическое образование. Так, заслуженный тренер Е.А.Чайковская заканчивала ГИТИС. Э.Г.Тутберидзе в начале своей карьеры обучалась в ИСИ у выдающегося балетмейстера Г.Г.Малхасянца, выпускника Пермского хореографического училища.

Хореография – вид искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений и пластики [3].

Именно эстетическая составляющая спортивной программы является главной трудностью при оценке выступления фигуриста. По новой системе судейства первая оценка ставится за технику выполнения элементов, а вторая – за так называемый «артистизм», куда входит скольжение, выразительность пластики, соответствие постановки музыкальному сопровождению и так далее.

Из-за второй оценки часто говорят о субъективности судейства в фигурном катании, хотя критерии четко прописаны в правилах.

В постановке программы большую роль играет музыка. Задача тренера – подобрать музыку, которая соответствует уровню подготовки и индивидуальным особенностям спортсмена. Очень важно раскрыть эмоциональный смысл и характер музыки, в противном случае программа будет выглядеть как сумбурный набор элементов.

Занятия всеми формами хореографии заняли прочное место в общей подготовке фигуристов. Основные формы: классический, характерный и народный танец, этюды, упражнения на льду для придания элементам фигурного катания пластической законченности (прыжки, поддержки, вращения, шаги и т.д.), постановка программы в зале и ее отработка на льду.

В последние годы повышается интерес к пластике. Для этого используют специальные уроки: джаз-класс, современные бальные танцы, диско-разминка, танец-модерн [1].

В фигурном катании многие элементы требуют, как и в балете, выворотности (кораблик, чоктау и т.п.), а также растяжки (спирали, позиции во вращении).

В отличие от балета, «сцена» (ледовая арена) фигурного катания открыта зрителю со всех четырех сторон. Ее стандартные размеры достаточно велики, что требует принципиально иной композиции и ракурсов. Размеры площадки позволяют развивать большую скорость. Правила фигурного катания требуют охвата всей площадки, что тоже учитывается во второй оценке. В фигурном катании все элементы, даже самые сложные, невозможно выполнять на месте, только в динамике.

Разумеется, нельзя переоценить роль костюма, так как он, в сочетании с музыкой и движениями фигуриста, помогает создать определенный образ на льду.

При оценке короткой и произвольной программ спортсмена-фигуриста первая оценка является суммой баллов за техническое исполнение элементов, вторая оценка складывается из баллов, которыми судьи оценили так называемые «компоненты» программы – раньше ее называли оценкой «за артистизм»). В истории современного фигурного катания известны спортсмены, у которых эта оценка всегда была выше, чем оценка за технику: Стефан Ламбьель (Швейцария), Патрик Чан (Канада), Каролина Костнер (Италия) славились прекрасным скольжением и уникальными с эстетической точки зрения программами.

К компонентам программы по действующей системе судейства Международного союза конькобежцев ISU относятся:

1. Skating skills – владение коньком, умение скользить на одной ноге, удерживать равновесие и делать дуги на крутом ребре.

2. Transmission – связующие элементы, умение переходить с элементов в связки и обратно, сложность и разнообразие связок.

3. Performance – артистизм, красота исполнения, единство партнеров.

4. Composition – построение программы, оригинальность, способность задействовать всю ледовую площадку.

5. Interpretation of Music – передача музыки и образа движениями на льду.

 

Если говорить об эстетической составляющей в постановке программы фигуриста, следует рассмотреть все перечисленные компоненты, так как каждый из них формирует общее художественное впечатление от выступления фигуриста. Эстетика катания – наиболее субъективный критерий, ведь красота исполнения воспринимается как зрителями, так и судьями по-разному. Однако работа хореографа и его вклад в программу могут быть оценены по ряду определенных критериев, которые создают общее впечатление от катания. Это правильная постановка рук, корпуса, координация хореографических движений и спортивных элементов.

Важнейшим критерием катания было и остается скольжение. Скольжение – основа выполнения всех элементов, причем качество скольжения (реберное скольжение по дугам, плавность, бесшумность, скорость) отражается не только на технической оценке, но и на оценке за компоненты программы. В прошлом, как было сказано выше, в регламент соревнований входила так называемая «обязательная программа» – скольжение по дугам, выполнение «троек», «восьмерок». Судьи оценивали правильность фигур, вычерченных лезвием конька фигуриста на льду. В настоящее время такие тесты не входят в программу соревнований, но скольжение, важнейшая техническая и эстетическая составляющая катания, оценивается судьями как в короткой, так и в произвольной программе фигуристов. Характерно, что наиболее строго оценивается скольжение в танцах на льду, что подтверждает близость фигурного катания и хореографического искусства.

При постановке программы важной задачей хореографа является соединение элементов в единое целое, для чего используются так называемые связки – шаги и другие движения, подводящие к выполнению элемента или следующие за выходом из прыжка или вращения – выездом. Связки, безусловно, определяются техникой выполнения элемента, но также должны соответствовать характеру музыкального сопровождения и образу, создаваемому фигуристом. Хореограф помогает спортсмену правильно поставить руки, следить за движениями корпуса, головы и даже выражением лица, так как программа – это целостное произведение, где все компоненты неразрывно связаны между собой.

Таким образом, артистизм является комплексным результатом постановки программы и выразительности исполнения, того заряда энергии, которую спортсмен не только чувствует сам, но и может передать зрителю. На исполнение программы в каждом конкретном случае существенно влияет психоэмоциональное состояние фигуриста, его настрой на максимальный результат, способность полностью выложиться, что делает его выступление особенно ярким и артистичным [5].

Особое значение при постановке программы имеет музыка. Как правило, именно характер музыки определяет идею программы и всю хореографическую часть. Не всегда удается поставить программу под какое-то одно музыкальное произведение. Это связано с тем, что технические элементы, исполняемые с различной скоростью, требуют соответствующего музыкального сопровождения. Поэтому чаще всего программа состоит из двух-трех частей различного темпа из одного или нескольких произведений. Умение соединить разные «куски» музыки в единую композицию – особый талант не только постановщика, но и звукорежиссера, владеющего мастерством компоновки музыки с помощью компьютерных программ.

 

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о том, что в фигурном катании нельзя разделять и тем более противопоставлять спортивное и эстетическое начало. Именно в их неразрывном единстве – гарантия дальнейшего прогресса фигурного катания как вида спорта [4].

Хореография в постановке спортивной программы имеет столь же важное значение, как и выполнение технических элементов. Программа фигуриста – итог работы не только тренера, но и педагога-хореографа, что подтверждается примерами выступлений мастеров фигурного катания, создавших незабываемые образы на льду благодаря искусству хореографии.

Общий вывод состоит в том, что фигурное катание как вид спорта и одновременно форма искусства объединяет практически все спортивно-эстетические возможности человека, позволяя концентрированно выразить их на соревнованиях в постановке программы как единого завершенного произведения. Таким образом, фигурное катание на коньках в его современном виде позволяет человеку вернуться к эволюционным истокам феномена красоты, предопределившего многообразие цивилизационного развития.

 

Список литературы

1. Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн. Пособие для начинающих. – М.: Лань, Планета музыки, 2011

2. Гулыга А.В. Творцы русской идеи. – М.: Молодая гвардия, 2006

3. Меднис Н.В., Ткаченко С.Г. Введение в классический танец. – М.: Лань, Планета музыки, 2011

4. Мишин А.Н. Фигурное катание на коньках. – М.: Физкультура и спорт, 1985

5. Чайковская Е.А. Конек Чайковской. Обратная сторона медалей. – М.: Эксмо, 2017