Даниилу Московкину 46 лет – поездка в деревню Сметанино, где у Даниила ботанический сад, даже ботанический лес – Саша сибаритствует – Черные облака на фоне белых – Наталья Вакурова в Клину на фоне струй

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2306449859391658&set=pcb.2306457436057567&type=3&theater

 

Не заказывайте таксипортацию в Ситимобил! Наталья заказала с Тухачевского на Ландышевую. Яндексарты показывает через Лининградку Молодежную Куркинское 20 км пятьсот  руб., ситимобил повез кругалем через Новорижское МКАД и взял «со скидкой» семьсот

 

Купил селедку в масле типа папа из сериала Воронины подешевле оптом в масле 2.5 кг. Масло оказалось машинное. А хрен его, пальма Индонезии. Отмыл селедку кипятком и она мацерировалась – ну вот закусываю

 

19.07.19 Лев МОСКОВКИН

Вести из ЦИКа

Антиизбирательная кампания: обстановка накаляется https://leo-mosk.livejournal.com/6581981.html

Центризбиркоме не хочет превращать в скандал Единый день голосования

Зампред Центризбиркома России Николай Булаев провел в пятницу заседание ЦИК России № 213. Среди прочего рассмотрели три жалобы и все три оставили без удовлетворения.

Две жалобы даже не обсуждали, настолько они очевидны.

Региональное отделение Российской экологической партии «Зеленые» жалуется на отказ в регистрации кандидатов Избирательной комиссией Хабаровского края. Отказали по банальной причине сдвига по времени партийного мероприятия по выдвижению кандидатов: заявились на 10, а провели в 5. В итоге наблюдатель от избиркома на него не попал.

Отказано в удовлетворении жалобы Андрея Аюпова на постановление Избирательной комиссии Челябинской области. Докладчик, член ЦИК Сиябшах Шапиев, утомил длиннющим докладом, состоявшим из перечисления всего того, что горе-кандидат не представил. Практически ничего из положенного по закону в пакете документов, чтобы баллотироваться в губернаторы. Зато его фамилия благодаря разбору в ЦИКе прозвучала на весь Интернет.

С третьей жалобой вышло плохо. Смысл ее трудно объяснить, а понять происходящее и вовсе невозможно. Общими усилиями члены ЦИК сформулировали, что четыре кандидата партии «Яблоко» жалуются на свои страдания в связи с тем, что у пятого кандидата из пакета для регистрации пропал документ.

Для чистоты картины Николай Булаев обрисовал общую картину в целом. По его словам, жалоб стало существенно меньше. Это означает, что избиркомы адаптировались. Из ЦИКа благодарны, освободили от работы.

Однако Петербургу приходится уделять особое внимание. Трижды выезжал десант ЦИК достаточно большой делегацией. Взяли на себя полномочия быть на месте избирательных комиссий муниципальных образований (ИКМО) и пытались навести порядок из того, что нужно делать по закону.

На примере жалобы «Яблока» из ЦИКа хотели бы сориентировать тех, кто не удовлетворен решениями ИКМО. Иногда хождение не в ту сторону приводит к необратимой потере времени и ничего нельзя сделать.

В Петербурге проходит 111 избирательных кампаний. В избиркомы поступило 1504 жалобы. При этом число отказов уже триста. Это говорит о системном пороке.

Несмотря на то, что председатель Петербургского избиркома Виктор Миненко на каждом включении видеоконференции сообщает о передаче дел в суды, про взаимодействие с прокуратурой и Следственным комитетом, ни одного решения нет. Если в жалобах содержится истина, то совершившие уголовное преступление члены ИКМО должны быть как минимум срочно отстранены. Однако судебных решений не видно.

Мы описали суть происходящего еще до выборах президента и я несколько раз об этом говорил на площадке ЦИК. Я не знаю, Булаев услышал смысл моих слов или подтолкнуло опасное развитие событий, но он наконец-то озаботился.

На 213-м заседании зампред ЦИК несколько раз подчеркнул, что должны быть приняты решения. Пока безмолвие, как будто тебя выбросили в Космос и даже не дали скафандра. Ситуация в целом выправляется, но нас ждет третий этап. Булаеву очень бы не хотелось превращать в скандал Единый день голосования.

Именно о подготовке скандала на 8 сентября я и предупреждал.

Жестоко пострадавшая от отказа в регистрации кандидатами пятерка яблочников не явилась, видимо дружно впала в депрессию. Их интересы представлял характерный для «Яблока» функционер Максим Кац. Из дискуссии в ЦИКе с его участием нарисовалась картина нелепая и безысходная.

Приходят жалобы на пропажу документов в избиркомах. Но сами жалобщики их не представляют. ЦИКу пришлось направить в Питер нарочного, чтобы получить то, что они должны были представить. Привезли двести страниц и их размножили всем членам ЦИК для изучения. От того кандидата, у которого якобы что-то пропало, вообще ничего нет.

Совершенно очевидно, партия должна организовать бюрократическое сопровождение своих кандидатов, они не всегда это могут.

Фактически партия в лице Каца требует от ЦИКа признать кражу избирательных документов и на этом основании обязать зарегистрировать кандидатов-жалобщиков. То есть признать факт уголовного преступления.

Сделать это может и должен суд. Но и он вряд ли установит истину в данном запутанном случае, потому что выяснить, где пропали документы и были ли они вообще, не представляется возможным. По крайней мере на основании того, что удалось добыть на текущий момент времени.

Дотошный член ЦИК Николай Левичев кратко представил исчерпывающее исследование махинаций с избирательными документами в питерских ИКМО и заключил: они хотят придать видимость законный, а по сути занимаются издевательством.

Булаев так и не смог растолковать позицию ЦИКа представителю «Яблока», потому что ему никакие объяснения не нужны. Ему традиционно нужно произнести на площадке ЦИКа некие заключения, которые потом будут цитироваться

Булаев заставил признать, что от «Яблока» уже зарегистрировано в четыре раза больше кандидатов, чем в 2014 году. То есть дискриминации нет. Но на каком основании надо зарегистрировать этих четырех?

На основании заявления, – утверждал Кац на голубом глазу. По его словам, в партии «Яблоко» принято принципиальное решение не обращаться в суды.

Вот на этом месте мне высветилась цель для текущего избирательного цикла того источника, которым занимается сенатская комиссия Андрея Климова по защите суверенитета.

На прошлых выборах, о чем говорил депутат Николай Гончар, «некоторые партии» не ставили задачу победы на выборах и изображали жертву для отчетов по грантам. «Яблоко» для этого само заказывало и оплачивало кандидатов-спойлеров, на что я напоролся и объяснений в партии не получил никаких.

К историческом моменту предстоящих выборов политический садомазохизм претерпел прогрессивную макроэволюцию. Неэффективные фиктивные отчеты БДИПЧ о наблюдении на выборах для принятия осуждающих Россию резолюций Европарламента заменены фатальной дискредитацией избирательной системы России изнутри.

О гениальном планировании анти-избирательной кампании говорит выявленный при обсуждении в ЦИКе факт согласованных действий «Яблока» в блоке с исполнителями ее первичного звена избирательной системы. До этого блокирование шло только с mainstream media.

Проектировщики анти-кампании используют сложность процедуры регистрации кандидата. Фактически для сбора подписей необходим доступ к базам избирателей и административный ресурс, которым можно регулировать видение или невидение нарушений.

Как мне известно естественно не от товарища Каца, партия манипулирует избирательными кампаниями своих кандидатов, перекидывая обеспечивающую команду включая сборщиков подписей с одного на другого.

Булаев поздновато озаботился. Что ожидает страну 8 сентября 2019 года, предвидеть трудно. Тут надо понимать, чтобы сделать одного человека или народ в целом счастливым, нужно выполнить массу условий одновременно. Чтобы сделать несчастным, достаточно что-то одно из массы сделать наоборот.

Идет война и мне непонятно, где наша разведка? Втемную проиграем.

В пятницу прошли еще два мероприятия, где в совершенно других сферах проявились те же инструменты: национальная власть сама по себе принимает всяческие полезные декларации, которые в гробу видели безнаказанные исполнители первичного звена в данном конкретном сегменте.

Привожу еще два примера.

На заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам председатель комитета Сергей Рябухин с сожалением сообщил, что законопроект по отмене НДС на золото Дума вернула авторам в СФ, о чем ему звонил председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. Причина – правительство не представило заключение вопреки поручению первого зампреда правительства Антона Силуанова.

Сенатор Рябухин не знает, какое будет наказание для известного ему исполнителя в Минфине, но это безобразие. Вот казахи на раз-два отменили НДС на золото. Дума ждала несколько недель и вынуждена была вернуть авторам.

Сенатор не знает, а я знаю. Из приведенной выше избирательной философии недвусмысленно следует, что наказания не может быть никакого, потому что исполнители своему номинальному начальству не подчиняются. В данном случае они защищают монополию доллара в России от универсального средства накопления в виде золота. Казахстану разрешили по двум причинам. У этой страны нет критического для экономики США объема ресурсов. К тому же Казахстан как партнера России по ЕАЭС используют против нее в той же роли для экономики, как «Яблоко» на выборах. Об этом достаточно много информации из разных источников, в частности, в плане подготовки технических регламентов или придания статуса российского продукта импорту.

Вряд ли дружественные народы казахов и русских догадываются, в какую позу их поставили относительно друг друга. А пока россияне, проклиная свою власть (на что и рассчитано), ездят заправляться бензином из нашей нефти в Казахстан, потому что там чуть ли ни вдвое дешевле.

Второй пример еще печальней и куда более демонстративный.

Зампред комитета Думы по образованию и науке Геннадий Онищенко провел в пятницу круглый стол «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников». Смысла в нем было очень мало, но его суть сшибает мозги. Известный факт низкого уровня здоровья российских школьников связался с перегрузкой учебных программ и спланированным стрессом от всероссийских проверочных работ. Их пик приходится на возраст риска в шестом классе.

Онищенко запланировал себе пригласить в Думу главу Рособрнадзора Сергея Кравцова. Мне идея кажется непродуктивной, Кравцов стал заложником чужой игры, прекрасно это понимает и отчитываться научился.

На базе массового искусственно организованного стресса в седьмом классе наблюдается старт всего нежелательного, что необратимо возрастает к одиннадцатому. Включая и вредные привычки, никотиновую зависимость или беспорядочные половые связи в зависимости от того, кто как привык снимать стресс согласно своей генетической конституции.

Статистика выстроена так, что возраст риска из нее выпадает, а потом уже ничего сделать нельзя.

Фокус в том, что выявленное на всех трех приведенных в заметке примерах глобальное управления использует естественные тенденции. Девочки-то курят больше мальчиков начиная с дебюта в седьмом классе, но при этом склонны скрывать пагубные пристрастия. Такие данные представлены на круглом столе.

Я не могу себе позволить закончить на минорной ноте не потому, что мне детей не жалко. Глобальное сетевое управление начиная с метрополии в США действует депрессивно – за исключением России. Хотя регионы очень разные судя по представленному кластерному анализу детских и подростковых болезней, всех россиян в целом можно разделить на две взаимно диссипированные страны. Кого-то стрессы ломают, но достаточно многие испытывают триумф преодоления. Россия стала эпицентром очередного исторического пассионарного толчка.

Девочки абсолютно лидируют и в фигурном катании, но Илья Авербух абсолютно уверен: юношу вернутся на арену.

 

Сообщения

 

Организация медицинского обеспечение обучающихся не адекватна – Анна Седова на круглом столе Геннадия Онищенко по здоровью детей https://leo-mosk.livejournal.com/6580467.html

https://leo-mosk.livejournal.com/6580760.html

Зампред комитета Государственной Думы по образованию и науке Геннадий Онищенко провел в пятницу в зале 830 круглый стол «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников».

В числе основных докладчиков запланированы но не пришли: зампред Думы Ольга Епифанова, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.

Участники совещания предложено обсудить пути решения следующих вопросов:

- проблемы организация медицинского сопровождения детей в образовательных организациях (статус школьного медицинского работника, обучение педагогов навыкам первичной помощи и их реализация, особенности медицинского обеспечения в малокомплектных и удаленных образовательных организациях);

- воспитание грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике (просвещение родителей и обучающихся, целесообразность и необходимость ограничений в получении образования для детей не прошедших вакцинацию);

- санитарное и эпидемиологическое состояния условий обучения в школах РФ (современные санитарные требования и их реализация в старых зданиях);

- обеспечение образовательных организаций всеми видами благоустройства; особенности санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда;

- проблемы безопасности продуктов питания, совершенствование контроля над организацией детского питания и качеством питания в образовательных организациях, возможность использования для питания детей продуктов и блюд домашнего приготовления;

- отражение задач формирования здорового образа жизни в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Конспект 11:00

Геннадий Онищенко. Поблагодарить вас за то что в самый пик отпускного периода нашли время. Еще один ограничитель пятница. Немножко оптимистическое название сохранять здоровье школьников. На низком старте вышли на укреплять здоровье. В отдаленной перспективе выйти на 80 лет активного долголетии. Задача политического цикла который у нас проходит. Разговор о здоровье школьников это о будущем. 16,1 млн школьников только, а от ноля до 17 26-30 млн. Спор медиков и педагогов хрестоматийный. Программы должны быть соотнесены с возможности. Вредные привычки алкоголизация нашего общества тоже должны нас волновать. И что нужно сделать в законодательстве. На отчете правительства всеми фракциями поднят вопрос школьного питания. Детей мы должны кормить на 46% суточного бюджета и даже в благополучных регионах не исполняется. Решаем вопрос о теплых туалетов в сельских школах. Валентина Матвиенко поставила вопрос о смартфонах. Руки чешутся запретит. Конечно же вопросы связанные с информационным воздействием. Мы остро переживали явления связанные с суицидальным воздействием. Анна Сергеевна задаст тон нашей сегодняшней дискуссии.

11:10

Анна Седова, замдиректора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Школы должны не только справляться с образовательными задачами но и способствовать улучшению здоровья обучающихся. На протяжении 30 лет ухудшается, хроническая заболеваемость выросла в полтора раза. Начало обучение 4,3% первой группе здоровья, по окончании не выявляем. Вторая группа здоровья 56,2%, третья 13,8%, дети-инвалиды 1,2%. Сердечные желудочные заболевания органов дыхания. 48,9% отнесены к группе риска для здоровья. Не обладаем данными о влиянии факторов. Идет решительный пересмотр санитарных нормативов и это не может не волновать так как обычно снижаются требования. Влияние педагогических технологий. Инновации должны проходить экспертизу. Цифровая среда прежде чем внедрять оценивать риски. Мы должны признать наши дети другие. Гиподинамия характерна для современного человека. Для детей двигательная активность является естественной потребностью обеспечивающей развитие. Ввели третий урок физкультуры но не обеспечили возможности. В одном зале занимались по два-три класса. Необоснованный допуск. Активная рекреация скиппинг. Флешмобы. Питание. Предполагается разработка рекомендаций по единому рациону. Повеление детей опасное для собственного здоровья. К сожалению поручение президента не выполнено. ВОЗ выделяет 60 факторов влияющих на здоровье. В опросе участвовали 46 стран. Российские школьники к сожалению имеют худшие показатели. Организация медицинского обеспечение обучающихся не адекватна. Низкий уровень компетенции педагогических кадров. Здоровьесберегающие технологии не проходят экспертизы. Три месяца дети отдыхают летом и месяц в межсезонье. Мы должны обеспечить безопасность отдыха. Организованный отдых более безопасен. Школы содействующие укреплению здоровье было 13 тыс но впоследствии статус был снят. Около трехсот зарегистрированы. Школы хотят содействовать укреплению здоровья но не знают как. Мы должны быть в одной лодке и руководствоваться понятными законодательными

11:26

Онищенко. Вы не привели рекомендации.

Жанна Садовникова, замдиректора департамента государственной политики в области общего образования Минпросвет. Мы начинаем с дошкольного. Элементарное соблюдение режима дня. Окружающий мир, религиозная культура, биология ОБЖ. В рамках навигатора программ идет закрепление того что заложено в дошкольный период. Совместно с Минздравом ведем мониторинг медицинского обеспечении. Школы имеют медицинские кабинеты или договора. Также проводим исследование со стороны родителей по организации питания. Уделяем внимание оборудованию спортивных залов. Есть у нас переполненность школ. С Минздравом подписан план-проект здоровьесберегающих технологий. 10 блоков например школа территория здоровья. Доля обучающихся допущенных к сдаче ГТО. Доля педагогов прошедших повышение квалификации по охране здоровья. Школьник получает из семьи школы Интернета. показатели не всем удовлетворяют есть над чем работать к чему стремиться. Магистратура Оздоровительные технологии в школьном образовании. Проведение конкурсов. Наша задача сформировать у ребенка понимание здорового образа жизни. Фестивали ГТО. Все в комплексе влияет на здоровье. Школа становится территорией здоровья.

11:44

Онищенко. Есть и трехсменки. Деньги? Медицинские кабинеты, а медики там есть? Вакцинация которую мы проводим. Вопрос финансирования детского питания. Переформатировать бюджет на 2020. чтоб выявили инфраструктуру в которой происходит.

Фарис Харисов, председатель Общероссийской организации содействия укреплению здоровья. Динамика здоровья детей вызывает особую тревогу. Целый ряд проблем остаются нерешенными. Обучение педагогов навыкам первичной помощи. Исполнение санитарных норм в старых школах. В семейных детских садах. Подготовить предложения по внесению изменения в части государственных стандартов. Провести научные исследования влияния цифровых технологий на развитие личности. Электромагнитного излучения 4G. Оценки рисков использования в рамках цифровой среды. Биологическое влияние мобильного Интернета.

Онищенко. Спасибо за конкретный развернутый материал. У вас есть анализ регионального законодательства. Могли бы как пилотные использованы и даже вынесены на федеральный уровень. Доклад показал широкую линейку от наличия туалетов до современных технологий. Определиться хотя бы на ближайшую перспективу с регулированием этой деятельности.

Наталья Санина, зампред комитета ГД по охране здоровья. Мы не дорабатываем. Соблюдая преемственность между поликлиникой и школой в передаче информации о перенесенном заболевании. Физическая нагрузка должна быть особой. Право педагогического работника на первичную медицинскую помощью. Я начинала в школе с преподавания медицинского дела то что теперь называется ОБЖ.

12:05

Онищенко. Определенные программой докладчики выступили.

Мария Мясникова, замдиректора правового департамента МЗ. Нас трое.

Горелова. О пилотном проекте. Определены ответственные лица. Информационное взаимодействие. Подготовка по программе сестринское дело бакалавриат. МЗ совместно с регионами проводит подведение итогов. Изменение в приказ определяющий штатное расписание в школах по оказанию медпомощи.

Мясникова. Приказ устарел какие медицинские работники находятся в школах. Это будут бакалавры что-то среднее между фельдшером и врачом. Второй приказ урегулированы условия по состоянию здоровья. Впервые палаточные лагеря. Какая там должна быть медицинская помощь. Укладки.

Валерий Бузин, советник министра. По вакцинопрофилактике. Медицинское сообщество негативно относится, нам приходится вести борьбу как в обществе так и среди собственных рядов. Проводим круглые столы для журналистов чтобы они правильно писали о вакционопрофилактике да и о медицине вообще. На Журфаке МГУ школа медицинского журналиста. Выявление барьеров. Дети не вакцинированные от кори не допускаются к занятиям в школе. Родители бегут вакцинировать. Ответственность родителей за вакцинацию. 20% положительно относятся, неопределившихся и избирательно настроенным, негативно относящихся.

Онищенко. Сколько у нас медицинских кабинетов лицензировано, так будут там медики хотя бы парамедики?

Садовникова. Стараемся сохранить баланс медицинских кадров. Совместными усилиями стремимся чтобы в каждом был медик.

Онищенко. Вот это уже лирика. Кадров у нас позволю не согласиться достаточно. Молодежь не идет. Какая концепция у МЗ? Бакалавры это наш внутренний вопрос. Профилактика своевременная изоляция заболевшего ребенка. Работа над ошибками. Погорячились мы убирая медиков. Я же помню вы все педагоги были по военно-учетной специальности медицинскими работниками нашими коллегами. Нам не доверяли

Галина Яновская, начальник отдела Роспотребнадзора. Согласны с тем новые технологии должны проходить экспертизу. Начата работа по оценке влияния гаджетов. С запретом телефонов не согласны. К сожалению практически ни в одно школе рекомендации не используются. Роль родителей в формировании здорового образа жизни должна быть решающей. Можно построить школу блок питания спортивный зал но проблему не решить. Идет формирование школ. Следить чтобы не было переуплотнения классов детских садов.

Онищенко. Мы от вас ждали оценки. Я не удовлетворен вашим выступлением. Надо не хотеть а делать.

Владимир Самуилович Собкин, социология здоровья. Ситуация деления 15 лет делает нас слепыми котятам. Заболевание гонореей дебют 13 лет не видим. Дума должна инициировать постановление. Своя динамика вредные привычки, преступность. Практически по всем заболеваниям рост включая травмы, которые в целом отстают. Кроме болезней нервной системы пик 1995 затем резкий спад. Факторный анализ заболеваний показывает большой разброс по регионам. Влияние институциональных факторов. Динамика курения стремительный рост 7 класс юноши 7,1, девушки 8,7, 11 класс 35,1 и 17,8. зависимость от курения какой там урок выйти бы покурить. Терпимость родителей к курению детей возрастает с возрастом. На территории школы курят 79,8 из курящих юношей и 54,5 девушек 11 класс. Чаще идут по административному пути количество проведенных мероприятий. Это не затрагивает сути дела. Знают ли учителя что вы курите? 16% говорят их вообще не интересует. Структура факторов девиаций. Удовольствие. Протестное поведение. Социальная ориентация. Исследования 2002 и 2017 ценности здоровья остается лидером но стремительно упала от 72,1 до 57,5. Связано с социальной стратификацией. Когда приходит социальная ориентация, здоровье уходит на второй план. Мы работаем вхолостую.

Онищенко. Вот так походя обсуждать нельзя курение. МЗ хорошие законы я получаю удовольствие. Советский инфантилизм уходит. Пить мы реально стали меньше. Я скептически отношусь к реляциям, но меньше. Ставим вопрос о 21 годе, а затормозились на 14 годах.

Елена Викторовна Любова, Арзамас. В моей провинциальной школе небольшого городка. Только здоровый учитель может обеспечить. Нагрузка 28 часов, у меня 25. в одном зале одной раздевалке. Ребеночек с ожирением. О строительстве модульных спортивных залов. На первом месте мотивации курения снятие стресса. Всероссийские проверочные работы 6 класс это как раз возраст риска. У шестиклассника не было ни одного дня без проверочной работы кроме субботы и понедельника. И никого не освободили. В итоговой аттестации 9 класса 4 экзамена. Будут сдавать шесть включая английский язык и историю России.

Онищенко. По поводу Арзамаса ядерный щит, а вы заштатный городок. Спасибо за восстание против загруженности программ. Кравцова пригласить. Они по велению сердца?

Любова. Всероссийские проверочные работы проводит Рособрнадзор. Проводит До 6 класса обязательно и не обсуждается, потом решает образовательная организация.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» на тему «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников».

19 июля 2019 г. госква

Заслушав и обсудив доклады Комитета Государственной Думы по образованию и науке, Министерства просвещения РФ, Министерства здравоохранения РФ, представителей других федеральных министерств и ведомств, представителей органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, членов экспертных советов при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, представителей образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы общего образования, общественных организаций, ученых, педагогов, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Обеспечить качество образования и сохранить здоровье детей и подрастающего поколения – важнейшая задача государства и общества.

Рассмотренные проблемы являются актуальными и важными для системы образования в РФ:

организация медицинского сопровождения детей в образовательных организациях: статус школьного медицинского работника, обучение педагогов навыкам первичной помощи и их реализация, особенности медицинского обеспечения в малокомплектных и удаленных образовательных организациях;

воспитание грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике;

обеспечение санитарных и эпидемиологических условий обучения в школах РФ;

совершенствование контроля за организацией детского питания и его качеством в образовательных организациях;

отражение задач формирования здорового образа жизни в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

создание условий для двигательной активности, развития физической культуры, повышения доступности занятий спортом.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (далее – Указ № 204) определил в качестве целей и целевых показателей развития образования:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Указ № 204 предусматривает решение задач формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создания условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

С другой стороны Указом №204 определены задачи в области увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья, а именно к 2024 году:

- увеличение продолжительности здоровой жизни до 67 лет (к 2030 году – до 80 лет);

- увеличение доли граждан, ведущих здоровой образ жизни; – увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55 процентов.

Таким образом, вопросы увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения обозначены в числе основных приоритетов национальной политики РФ. Комплекс представленных Президентом России целей ориентирует систему образования на повышение качества образования при обязательном сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Условия обучения детей и подростков должны обеспечивать им гармоничный рост и развитие, должны быть обеспечены оптимальные условия для поддержания и укрепления состояния здоровья, в том числе, полноценное питание и достаточная двигательная активность.

Формирование здорового образа жизни как совокупности устойчиво сформированных привычек человека, направленных на ведение правильного образа жизни, соблюдение правильного питания – длительный и системный процесс, требующий эффективного межведомственного взаимодействия и усилий всего общества.

Комитет Государственной Думы по образованию и науке направил письмо от 20.06.2019 № 3.5-12/407, запросив региональные органы государственной власти информацию о своем видении проблем в рассматриваемой области. Проблематика и предложения субъектов РФ учтены в настоящих рекомендациях

Участники круглого стола отмечают, что в последние годы в РФ сформировалась достаточно устойчивая законодательная база, обеспечивающая сохранение здоровья обучающихся и воспитанников.

Фундаментальную основу составляют признанные международные документы, определяющие права и свобода детей. Комплекс законодательных документов включает в себя более 26 федеральных законов и актов. Кроме того, около десятка СанПиНов призваны регулировать санитарно-эпидемиологические условия в деятельности различных детских образовательных и оздоровительных учреждений и организаций.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определил, что создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся – одна из обязательных функций образовательной организации. При необходимости в школе ребенку должна быть оказана своевременная и профессиональная медицинская помощь. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) является обязанностью образовательных организаций, а организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Одним из основных принципов Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни.

Медицинское обслуживание в образовательных организациях осуществляется медицинскими организациями, в штате которых состоят медицинские работники (лица, имеющие медицинское или иное образование, работающие в медицинской организации, в трудовые обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности) (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержден приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н (далее – Приказ № 822н).

Приказом № 822н определены стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, штатная численность и рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения, а также установлены порядок организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) и квалификационные требования к медицинским работникам.

В статье 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определена необходимость гигиенического воспитания и обучения граждан, направленных на повышение санитарной культуры подрастающего поколения, профилактику заболеваний и обязательное распространение знаний о здоровом образе жизни посредством обучения в образовательных организациях.

В целях повышения эффективности взаимодействия между различными организациями, оказывающими медицинскую помощь обучающимся, приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514н утвержден Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.

В соответствии с Приказом №822н разрешено проведение профилактических осмотров не только в медицинских организациях, но и в образовательных организациях. Кроме того, медицинская организация, проводившая осмотр ребенка, направляет информацию о результатах его профилактического осмотра в виде рекомендаций медицинским работникам медицинского блока или кабинета образовательной организации, где обучается ребенок, что способствует повышению эффективности индивидуализации образовательного маршрута обучающихся.

Участники «круглого стола» поддерживают деятельность Мингтросвещения России и Минздрава России, направленную на разработку и реализацию мер по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях – формирование плана по реализации проекта по здоровьесбережению обучающихся образовательных организаций, (по информации Минпросвещения России утвержден 10 апреля 2019 г), со сроком реализации до 2022 года. План разработан в рамках реализации национального проекта «Демография», федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)».

По мнению Минпросвещения России, реализация указанного плана по здоровьесбережению обучающихся образовательных организаций позволит оценить его эффективность за счет следующих показателей:

доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом;

доля обучающихся, допущенных к сдаче ГТО;

доля обучающихся, охваченных образовательными программами, формирующими здоровый образ жизни;

доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации в сфере здоровьесбережения.

Участники «круглого стола» считают, что приведенная система показателей не отражает задач сохранения здоровья обучающихся и нуждается в пересмотре. Система показателей и индикаторов этого плана (проекта) должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей здоровья, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся и т.д.

Есть позитивные изменения и в некоторых показателях здоровья обучающихся. Например, по данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России1, среди мальчиков в младших классах 31% с избыточной массой тела, среди девочек ситуация чуть лучше – избыток у 23%. В старшей школе избыточная масса тела у 22% мальчиков и у 16% девочек, то есть в школьные годы состояние здоровья детей по этому показателю не ухудшается. В 90-е годы детей с дефицитом массы тела было около 30 процентов и практически не было с избытком, сейчас пониженная масса тела наблюдается у 5% мальчиков и 10% девочек.

Вместе с тем участники «круглого стола» фиксируют и целый ряд неблагополучных тенденций.

У каждого второго ребенка обнаружена ортопедическая патология, что связано с недостаточной физической активностью и несоответствующей школьной мебелью.

Обостряется ситуация с нарушениями органов зрения, уже у 22% младших школьников мы наблюдаем миопию, в старших классах детей с нарушениями зрения уже 78%, что связано с повышением академической нагрузки и взаимодействия с компьютером.

Школьное здравоохранение должно удовлетворять потребности общества, родителей и обучающихся, использовать современные технологии, в том числе цифровой медицины, иметь адекватные ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и др.).

По данным опроса, организованного Общероссийским народным фронтом 25 марта-20 мая 2019 года, только 52% опрошенных родителей сообщили о том, что их ребенок регулярно проходит медосмотр или диспансеризацию, 84% – о том, что в школе есть медицинский кабинет. Укомплектованность школ медицинским персоналом недостаточная: в 58% школ есть врачи, медсестры – в 77%. Количество учащихся в пересчете на одного школьного медработника превышает норматив в 1,5-6 раз по разным регионам.

По информации, Минпросвещения России в 2019 году: общее количество медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность в медицинских кабинетах общеобразовательных организаций, а также сотрудников фельдшерских акушерских пунктов (далее – ФАП) и иных обособленных подразделений медицинских организаций, на базе которых организовано медицинское обслуживание обучающихся образовательных организаций, не имеющих медицинских кабинетов, составило 55 530 чел. (по состоянию на 1 ноября 2018 г. – 43 149 чел.), из них:

врачей-педиатров – 8 593 (15,47% от общего количества медицинских работников);

врачей-стоматологов – 1 820 (3,28 % от общего количества медицинских работников);

врачей по гигиене детей и подростков – 497 (0,90 % от общего количества медицинских работников);

фельдшеров – 17 140 (30,87 % от общего количества медицинских работников);

медицинских сестер – 26 135 (47,06 % от общего количества медицинских работников);

иных медицинских работников – 822 (2,42 % от общего количества медицинских работников).

Количество образовательных организаций, в которых медицинские кабинеты не соответствуют лицензионным требованиям:

дошкольные образовательные организации – 3 851 (9,34 %); общеобразовательные организации – 3 972 (9,87 %).

Количество образовательных организаций, не имеющих собственных медицинских кабинетов и заключающих договоры с иными обособленными подразделениями медицинских организаций и ФАП:

дошкольные образовательные организации – 6579 (15,95 %);

общеобразовательные организации – 13 913 (34,56 %).

Крайне остро стоит вопрос о возможности оказания работниками школ и дошкольных организациях первой помощи детям при их обращении в медицинские кабинеты в случаях, не требующих вызова бригад скорой и неотложной медицинской помощи.

Врачебный персонал в образовательных организациях часто представлен совместителями, сотрудниками работающими на часть ставки, а медицинские сестры осуществляют свою деятельность в школах и детских садах по расписанию, что приводит к срыву профилактической работы среди обучающихся.

Систему оплаты труда школьных врачей можно считать дискриминационной, особенно в сравнении с оплатой труда поликлинических врачей-педиатров, их зарплата на треть меньше.

Участники «круглого стола» отмечают, что аналогичная ситуация была и в то время, когда медицинские работники входили в штат образовательных организаций (низкая оплата труда, трудности с повышением квалификации, поддержанием уровня профессионализма и пенсионным обеспечением). В настоящее время возврат медиков в штатный состав школьных работников не решит накопившихся проблем, а только усугубит их. По мнению участников «круглого стола» необходимо сформировать современную модель медицинского обеспечения в школе, подготовив ее обоснование, проведя апробацию, и после этого принимать решения по организационным преобразованиям.

Участники «круглого стола» обращают внимание на попытки замены оказания профессиональной первичной медицинской помощи на непрофессиональную, активное привлечение педагогов к первичной скрининговой диагностике физического и психического здоровья обучающихся, попытки возложить оказание этой помощи на педагогических работников, снять ответственность медицинских работников за происходящее в школе. В последнее время российские учителя имеют чрезвычайно большую нагрузку за пределами собственно педагогической деятельности. По общей оценке отечественных учителей, полученной в рамках международного исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (ТАЛИС) российский педагог трудится почти на 5 часов больше своих зарубежных коллег. Руководители образовательных организаций почти 40 процентов рабочего времени тратят на разработку правил и инструкций, подготовку отчетности, бюджета школы, расписания, формирование классов, предоставление ответов на запросы от официальных органов образования, а на деятельность, которая является ключевым компонентом управления образовательным процессом только 13 процентов времени. Снижение бюрократической нагрузки, сокращение исполнения несвойственных педагогам функций, сокращение контроля за деятельностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций остается актуальной задачей и резервом повышения качества образования. Предложение о том, что первую помощь ученикам будут оказывать педагогические работники, приведет к тому, что непедагогическая нагрузка на педагогов возрастет, а качество образования снизится.

Участники «круглого стола» согласны с необходимостью формирования у педагогов навыков оказания первичной медицинской помощи и права на ее оказание. Однако для оказания педагогом такой помощи должны быть особые обстоятельства (поход, экскурсия), особые условия деятельности образовательной организации (удаленность, малокомплектность) а не повседневная практика. Наличие необходимых навыков у педагога не исключает обязательного присутствия в школе медработника, который должен находиться в образовательной организации в течение всего времени, пока там находятся дети, как в ходе уроков, так и во время занятий в кружках и секциях.

Участники «круглого стола» отмечают, что питание значительной части детей и подростков характеризуется выраженными отклонениями от современных гигиенических регламентов и рекомендаций.

Многочисленные исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков2, выполненные при участии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологий» свидетельствуют о существенных недостатках в организации питания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе избыточном потреблении насыщенных жиров, соли, добавленных Сахаров – «критически» значимых для здоровья элементов при недостаточном потреблении ряда минеральных веществ и витаминов.

Негативные тенденции в характере питания детей усугубляются неудовлетворительной организацией и неудовлетворенностью детей питанием в школе. Становится типичным явлением уклонение детей от питания в образовательных организациях, прежде всего из-за неудовлетворительного качества и ассортимента школьных столовых.

Участники «круглого стола» отмечают, что профилактическая медицина располагает надежными системами мониторинга организации и качества питания детей в образовательных организациях, современными школьно-семейными меню для организации питания школьников, использование которых коренным образом меняет ситуацию в школьном питании, отношении к нему детей. Рациональное питание обучающихся при этом становится здоровье сберегающим фактором жизнедеятельности детей и подростков. Сбалансированное, качественное полноценное горячее питание является одним из условий обеспечения качества образования и оно должно быть обеспечено всем обучающимся.

Участники «круглого стола» поддерживают усилия субъектов РФ по улучшению системы организации школьного питания, реализации соответствующих программ: в 22 субъектах РФ реализуются разработанные региональные и муниципальные программы по обеспечению питанием обучающихся, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации системы школьного питания; в 5 субъектах РФ реализуются только отдельные региональные программы, но не разработаны муниципальные программы; в 27 субъектах реализуются различные муниципальные программы, но при этом не разработаны региональные.

В Государственной Думе подготовлена законодательная инициатива «Об основных гарантиях прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Участники «круглого стола» считают необходимым ее скорейшее согласование и принятие.

Участники «круглого стола» отмечают, что межведомственное взаимодействие – одно из важнейших условий осуществления эффективных мероприятий в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся. Образовательные организации самостоятельно не в состоянии обеспечить оптимально-допустимые условиями обучения и воспитания, устранить причины, формирующие потенциально опасные и опасные для здоровья обучающихся условия обучения.

Развитие образовательной инфраструктуры – важнейший фактор, обеспечивающий повышение качества образования. Условия, в которых осуществляется обучение, во многом определяют возможности для предусмотренного указом Президента РФ «внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс». Несмотря на серьезное внимание со стороны государства к ресурсному обеспечению системы образования, состояние образовательной инфраструктуры на сегодняшний момент остается средним.

Соответствие мебели учебных кабинетов санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей, наличие учебно-методической и учебной литературы, медицинского и спортивного оборудования является важным условием для повышения качества образования.

В РФ накоплен значительный позитивный опыт решения вопросов развития различных сегментов образовательной инфраструктуры. Усилия, предпринятые за последние 20 лет в рамках целой серии федеральных и региональных программ и проектов (приоритетного национального проекта развития образования «Наша новая школа», проекта развития региональных систем общего образования и дошкольного образования) дали результаты, которые позволяют сейчас говорить о том, что российская система образования преодолела достаточно серьезные кризисные явления.

Участники «круглого стола» особо отмечают высокую степень дифференциации условий в разных регионах. Программно-проектный метод управления развитием российского образования, реализуемый как на федеральном, так и на региональных уровнях, при всех своих позитивных результатах в итоге определяет неравномерность в развитии отдельных элементов образовательной инфраструктуры. С сожалением можно констатировать, что уровень неравенства регионов не снижается.

Участники «круглого стола» отмечают необходимость комплексного развития инфраструктуры образовательных систем, а не только инфраструктуры отдельно взятого общеобразовательного учреждения, будь то школа, детский сад, учреждение дополнительного образования или профессиональный колледж.

Несмотря на предпринятые в последние годы усилия, существует серьезная проблема качества состояния материально-технической базы школ. По данным Управления санитарного надзора Роспотребнадзора 12% школ не отвечают нормам по уровню искусственной освещенности, 14 % школ имеют мебель, не соответствующую росту, возрастным особенностям детей, 9% школ не соответствует требованиям по микроклимату.

Решением проблемы должен стать федеральный проект «Современная школа», которым дифференцированы расходы на содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях, на что предусматриваются ассигнования федерального бюджета на создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования, модернизацию инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах РФ, создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.

Участники «круглого стола» отмечают существенное снижение показателей федерального проекта «Современная школа» по сравнению с действующей программой «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016- 2025 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года №2145-р качестве целевых ориентиров ставилось обеспечение односменности работы образовательных организаций и обеспечение обучения школьников в современных условиях, то Федеральный проект «Современная школа») к концу 2024 года ставится задача только по ликвидации обучения в 3-ю смену, а показатели для цели «создание условий, соответствующих основным современным требованиям (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях» вообще не предусмотрены.

Участники «круглого стола» считают необходимым провести дополнительный анализ программы «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016- 2025 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года №2145-р, и при необходимости подготовить предложения по корректировке утвержденных в ней целевых показателей (индикаторов) и объемов финансирования, исходя из безусловного выполнения в установленные сроки поручений Президента РФ по ликвидации многосменного режима обучения, перевода обучающихся из зданий с высоким уровнем износа;

Важнейшей составляющей школьного образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся через организацию системы физического воспитания и развития школьников. Как подтверждает многочисленная практика, поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.

Учебная перегрузка детей в школе и дома, рост интенсивности обучения, широкомасштабное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, использование электронных устройств и гаджетов даже в повседневной жизни наших детей и подростков, увлечение компьютерными играми и общением в социальных сетях усугубляют проблему гиподинамии и увеличивают дефицит возможностей (в том числе и временных) для занятий обучающихся физкультурой и спортом.

Существующее несовершенство содержания образовательных программ по учебному предмету «Физическая культура», недостаточный уровень в части общеобразовательных организациях оснащенности материальной базы для занятий физической культурой и спортом, устаревшие спортивные сооружения, оборудование и инвентарь, отсутствие во многих случаях возможностей для реализации дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта, в том числе для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, не позволяют эффективно решать задачу полноценного физического развития и сохранения здоровья школьников в общероссийском масштабе.

Ситуация усугубляется нехваткой квалифицированных учителей физкультуры и специалистов в области адаптивной физической культуры, а также низким уровнем или полным отсутствием качественного медицинского сопровождения занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях.

Участники «круглого стола» указывают что вакцинация – это одно из главнейших завоеваний системы охраны здоровья и реальная возможность для людей избавиться от множества заболеваний. Но, к сожалению, в последние годы к вакцинации сформировалось неоднозначное отношение.

Всемирная организация здравоохранения в своем последнем ежегодном докладе о десяти глобальных угрозах охране здоровья наряду с бедностью, недостаточной первичной помощью, ВИЧ-инфекцией и лихорадкой Эбола впервые указала в числе угроз отказ от вакцинации. В связи со снижением объема вакцинации населения начали возрождаться заболевания, которые практически исчезли во многих странах, например глобальное увеличение (в шесть раз) заболеваемости корью, в том числе в России оно увеличилось на 30 процентов, целого ряда других заболеваний.

Участники «круглого стола» указывают, что при посещении образовательных организаций детьми, не обследованными на некоторые инфекционные заболевания, имеется риск заноса инфекции в указанные организации, что нарушает права других детей в детских образовательных организациях на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Участники «круглого стола» считают необходимым пресекать распространение слухов о вреде прививок, отнести отрицание вакцинопрофилактики к заведомо недостоверных сведений и наказывать распространителей подобной информации за введение граждан в заблуждение.

Необъективная критика вакцинации часто поступает по каналам телевидения и печатной продукции, сети Интернет.

Участники «круглого стола» отмечают, что в настоящее время в целом ряде регионов имеются позитивные примеры целенаправленной системной деятельности по укреплению здоровья обучающихся, формированию у них здорового образа жизни. Однако на государственном уровне отсутствует системная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, а также комплексный межведомственный подход по формированию здорового образа жизни.

Сегодня необходимы мероприятия по разработке, апробации и внедрению современных моделей охраны здоровья детей в образовательных организациях, повышению качества, общедоступности медицинского обеспечения обучающихся.

В национальном проекте «Образование» также отсутствует отдельный федеральный проект по сохранению и укрепление здоровья обучающихся, как и в составе национального проекта «Здравоохранение».

Участники «круглого стола» выражают уверенность, что одним только изменением законодательно-нормативных регуляторов не обеспечить эффективное решение важнейшей государственной задачи подготовки к жизни и труду здорового поколения. Нужна государственная воля, соответствующие финансово-экономические и материальные ресурсы, а также высокая ответственность всех субъектов, участвующих в реализации этих стратегически важных государственных задач.

По мнению участников «круглого стола», для решения накопившихся в системе образования проблем со здоровьесбережением обучающихся необходимо сформировать отдельный федеральный проект по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках национального проекта «Здравоохранение». Система показателей и индикаторов этого проекта должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей здоровья, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся и т.д.

Участники «круглого стола» разделяют мнение НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России о недостатке достоверной и научно обоснованной информации. Общество, педагогические и медицинские работники не располагают достоверными сведениями об уровнях воздействия ряда школьных факторов риска здоровью обучающихся (электромагнитные излучения, освещение, акустические воздействия, физические, информационные, интеллектуальные нагрузки), их влиянии на функциональное состояние организма детей и развитие школьно-обусловленных болезней и состояний. Органы исполнительной власти, педагогическое сообщество не располагают достоверной и оперативной информацией о состоянии популяционного здоровья детского населения России, региона, школы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии обучающихся, распространенности школьных факторов риска здоровью детей, что затрудняет принятие адекватных управленческих решений в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Участники «круглого стола» считают необходимым проведение научных исследований, доказательных обследований различных факторов влияющих на состояние здоровья обучающихся, разработку методик и рекомендаций по противодействию негативным факторам и тенденциям.

По данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России 45% подростков к 13 годам уже пробовали курить, а 30% не оставили эту привычку. Остается низким уровень знаний учащихся в вопросах здоровья и подходах к его сохранению. Так, недостаток знаний об организации здоровой жизнедеятельности зачастую приводит к тому, что дети и подростки имеют неправильное представление о здоровье, средствах и методах его сохранения, что влияет на их приобщение к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ) и раннему началу сексуальной активности.

Участники «круглого стола» считают важным, что бы вопросы комплексного формирования здорового образа жизни были отражены в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Только общероссийский масштаб решения проблемы улучшения здоровья всего населения поможет решить задачу первостепенной важности для государства и общества, реализовав стратегические задачи развития РФ, определенные Президентом РФ на период до 2024 года.

С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» на тему «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников» считают, что необходимо предпринять действенные меры по разрешению имеющихся проблем и для их решения рекомендуют:

Правительству РФ:

1. обеспечить скорейшее согласование законодательная инициатива «Об основных гарантиях прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

2. принять меры направленные на снижение образовательного неравенства в части снижения высокой дифференциации условий получения образования в разных регионах РФ;

3. провести дополнительный анализ программы «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016- 2025 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года №2145-р, и при необходимости подготовить предложения по корректировке утвержденных в ней целевых показателей (индикаторов) и объемов финансирования исходя из безусловного выполнения в установленные сроки поручений Президента РФ по ликвидации многосменного режима обучения, перевода обучающихся из зданий с высоким уровнем износа;

4. инициировать разработку, апробацию и внедрению современных моделей охраны здоровья детей в образовательных организациях, повышению качества, общедоступности медицинского обеспечения обучающихся, включая введение механизма постоянного пребывания медицинских работников в образовательных организациях;

5. рассмотреть вопрос о возможности формирования федерального проекта по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках национального проекта «Здравоохранение»; система показателей и индикаторов этого проекта должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей здоровья, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся и т.д.

Министерству просвещения РФ:

1. при обновлении требований к результатам федеральных государственных образовательных стандартам учитывать необходимость отражения законодательных требований по формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, изучению основ медицинских знаний;

2. разработать методические рекомендации по организации питания обучающихся для руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

3. организовать проведение мониторинга организации питания в дошкольных образовательных организациях с привлечением родительской общественности, проведение профессионального обсуждения (экспертного семинара) результатов мониторинга; разработать методические рекомендации по организации питания в ДОО.

4. обеспечить включения в примерные основные образовательные программы начального общего образования вопросов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в целях формирования ценностной установки, потребности и навыков здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения;

5. разработать и реализовать в системе дополнительного образования развитие профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогических работников, оказания первой помощи, скрининг оценки физического и психического здоровья человека.

Министерству здравоохранения РФ:

1. сформировать современную модель медицинского обеспечения в школе, подготовив ее обоснование, проведя апробацию, и после этого принимать решения по организационным преобразованиям;

2. разработать систему мероприятий направленную на повышение эффективности проводимых профилактических медицинских осмотров с применением современного диагностического оборудования, новых технологий, в том числе в сельской местности;

3. мероприятия по совершенствованию системы профилактики распространения болезней детей школьного возраста (сколиоза, близорукости, хронического гастрита);

Министерству просвещения РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ:

1. разработать и реализовать систему мер направленную на

противодействие отказам от вакцинации;

2. обеспечить проведение широкомасштабных исследований:

о положительном и негативном влиянии электронных устройств на развитие детей разных возрастов, на образовательный процесс;

направленных на изучение функционального развития (когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья) детей дошкольного возраста (3-7 лет) с целью получения портрета современного дошкольника 6-7 лет (когнитивное, эмоциональное, социальное, физическое развитие, здоровье);

по изучению факторов (режим, образовательные программы), отрицательно влияющих на здоровье и развитие детей дошкольного возраста; разработки методических рекомендаций для детей, педагогов и родителей; разработки программы дополнительного профессионального образования.

Органам государственной власти субъектов РФ:

1. Считать работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни у детей и молодежи первоочередными задачами системы образования и системы здравоохранения;

2. Принять меры по лицензированию медицинских кабинетов в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях;

3. Оказывать поддержку и помощь инициативам, направленным на решение задач формирования здорового образа жизни у детей и молодежи;

4. Изучать и внедрять лучшие практики регионом РФ по организации питания в организациях общего образования.

Органам местного самоуправления:

1. Обеспечивать создание благоприятной социальной среды детей и молодежи по месту жительства, активное привлечение к этой работе территориального общественного самоуправления, всех институтов гражданского общества.

2. Отразить вопросы совершенствования условий обучения в общеобразовательных организациях в стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.

3. Оказывать поддержку проектам формирования здорового образа жизни, просветительскую деятельность в части иммунизации через профилактические программы, воспитания у молодежи грамотного отношения к иммунизации и понимание преимущества вакцинопрофилактики.

Средствам массовой информации для формирования ценности здорового и безопасного образа жизни населения, его физической подготовки как основы здоровья широко освещать указанные вопросы и представлять позитивный опыт в СМИ.

Ссылки

1. Баранов Д.А. Здравоохранение, просвещение и семья должны сделать все, чтобы ребенок был и образованным, и здоровым / А.А. Баранов; беседовала А. Данилина // Учительская газета. – 2018.

2 Например, Мартинчик А.Н. и др., «Анализ фактического питания детей и подростков в возрасте от 3 до 19 лет» в ж. «Вопросы питания» 2017 г.

 

В партии Яблоко принято принципиальное решение не обращаться в суды – Максим Кац не смог напугать Центризбирком политическим мазохизмом с упорной дискредитацией избирательной системы России, действия в блоке с исполнителями ее первичного звена https://leo-mosk.livejournal.com/6581159.html

Зампред Центризбиркома России Николай Булаев провел в пятницу заседание ЦИК России № 213.

Конспект 13:15

1. ЦИК без обсуждения единогласно одобрил постановление «О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 22 июня 2016 года № 13/104-7 «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва».

Зампред ЦИК Николай Булаев.

 

2. ЦИК без обсуждения единогласно одобрил постановление «О поощрении организаторов выборов и иных участников избирательного процесса».

Секретарь ЦИК Майя Гришина.

 

3. ЦИК без обсуждения единогласно одобрил постановление «О жалобе Регионального отделения в Хабаровском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» на постановление Избирательной комиссии Хабаровского края от 10 июля 2019 года № 131/1002-7.

Член ЦИК Валерий Гальченко.

Валерий Егоров. Несоблюдение сроков уведомления о проведении предвыборного мероприятия. Отказать в удовлетворении.

Булаев. Назначили на десять а провели в пять.

 

4. ЦИК одобрил постановление «О жалобе Аюпова Андрея Ренатовича на постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 9 июля 2019 года № 102/900-6 и от 13 июля 2019 года № 104/913-6.

Член ЦИК Сиябшах Шапиев. Кандидатом не представлены сведения о доходах. Подписные листы. Сведения об оплате подписных листов. Список лиц собиравших подписей. Отказать в удовлетворении.

Булаев. Не представлены никакие основополагающие документы необходимые чтобы баллотироваться в губернаторы. Доклад построен на перечислении того что не представлено поэтому получился таким длинным.

 

5. ЦИК в итоге обсуждения одобрил постановление (Колюшин Левичев воздержались) «О жалобах кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга м.о. Звездное И.В. Козловского, И.В. Павловой, М.А. Пушкарева, К.А. Чапчикова на решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 12 июля 2019 года о жалобах на решения избирательной комиссии муниципального округа Звездное об отказе в регистрации кандидатами в депутаты муниципального совета».

Зампред ЦИК Николай Булаев. ЦИК особое внимание выборам в Петербурге уделяет. Трижды выезжали достаточно большой делегацией. Взяли на себя полномочия быть на месте ИКМО и пытаться навести порядок из того что нужно делать по закону. На примере этой жалобы мы хотели бы сориентировать тех кто не удовлетворены решениями ИКМО. Иногда хождение не в ту сторону приводит к тому что время уходит и ничего нельзя сделать. Жалоб которые были 2-3 года назад стало существенно меньше. Это означает избиркомы адаптировались. Мы вам благодарны вы освободили нас от работы.

Председатель Петербургского избиркома Виктор Миненко. У нас проходит 111 избирательных кампаний. В Петербургские ИК поступило 1504 жалобы. При этом число отказов уже триста. Это говорит о системном пороке. Из 84 жалоб 65 удовлетворены. 27 кандидатов зарегистрировано. На контроле прокуратуры.

Член Петербургского избиркома Олег Зацепа. Жалобу на ИКМО Звездное комиссия расширительно толковала закон. СПб ИК не нашла оснований.

Булаев. Мы видим как много вы сделали, но пока те кто нарушает закон на понесли наказания, вы составляли протоколы но ни одно не рассмотрены в судах. Выявлены нарушения, установлены лица, решения нет. с начала избирательной кампании прошло больше месяца, нет ни последовательности ни завершенности.

Шапиев. Есть данные о привлечении у уголовной ответственности?

Миненко. Нет. Завтра переговорим с представителем СКР по Петербургу. Привлечение к ответственности по статье 141 УК.

Николай Левичев. Хотелось бы имело назидательный характер. Видим в зале представителя партии Яблока, а четырех заявителей нет. Идут сообщения о пропаже документов «пропала заверенная копия». Жалоба четырех на то что они пострадали у пятого пропал документ. В ИКМО первые три страницы заполняют машинописно, третью рукописно, выдают весь документ машинописный. ИКМО Петербурга хотят придать видимость законный а по сути занимаются издевательством.

Евгений Шевченко. Действительно интересная ситуация. У нас жалобы четырех заявителей. Жалобы Валерии Сергеевны Ковалишиной нет. Почему? Документы чтобы мы могли убедиться в правоте у нас нет. Обратиться к представителям партий не терять время на обжалование, сразу в суд представлять исчерпывающий пакет документов.

Максим Кац. По двум районам жалобы, по остальным рассмотрение объективное. У нас все страницы машинописные, в ИКМО часть вручную.

Булаев. Документы кандидатов не представлены, мы запросили нарочным. Нам привезли двести страниц, их размножили всем членам ЦИК. Партия должна, кандидат не всегда может. От Ковалишиной ничего нет.

Кац. У нас точно есть в Петербургскую комиссию представляли и Ковалишина там выступала.

Булаев. То что вы говорите не подтверждается. Если имеет место, то это преступление в ИКМО надо идти по адресу.

Кац. В партии Яблоко принято принципиальное решение не обращаться в суды. Суд начинает рассматривать, избирком прекращает. Следующая жалоба по Гагаринскому выбросили нотариалку. ИК не признает факта подлога. Петербургские правоохранительные органы не очень-то рассматривают. Ни одного кандидата в Звездном от Яблока нет. в соответствии с Конституцией надо ЦИК устанавливать преступление, направить на пересмотр.

Булаев. Я не очень понял, на каком основании ЦИК должен отменить решение Петербургской ИК? Сколько зарегистрировано кандидатов?

Кац. На основании заявления. Зарегистрировано 275.

Булаев. В четыре раза больше чем в 2014 году. Мы не можем принимать решение признающее

Левичев. Решение партии в конкретных исторических условиях является недальновидном.

Борис Эбзеев. Зеленая лужайка электората на ней белые овечки жаждущие электорального признания без единого черного волоса. И злодеи с ножами. На мой взгляд Петербургская ИК приняла обоснованное решение. Региональное отделение ненадлежащим образом выполнило. Если они потеряли, это обвинение в преступлении.

Евгений Колюшин. Два документа в одном что представлен документ в другом нет. Пока нет по Ковалишиной я воздержусь.

Булаев. Проект постановления из трех пунктов. Решение СПб ИК оставить без изменения. Направить в управление МВД по Петербургу обращение. Поручить СПб ИК изучить работу ИКМО Звездное. Установить срок я думаю достаточно одной недели. Мы предъявим претензии, если анализ будет необъективный. Должны быть приняты решения. Пока безмолвие как будто тебя выбросили в Космос и даже не дали скафандра. Пока ситуация выправляется, но нас ждет третий этап. Нам бы очень не хотелось превращать в скандал Единый день голосования.

 

Дополнительный вопрос повестки.

Сергей Даниленко, Севастополь. Региональное отделение ЕР просит еще 90 КОИБов.

Михаил Попов. Есть КОИБы.

Булаев. Передать и оставить.

Даниленко. Видеонаблюдение будет но не в Интернет, а на экраны ИК.

Булаев. КОИБы есть программное обеспечение доведено даже выше 2017.

Булаев. Нотариусу запрещается разглашать сведения. Сведения выдаются только лицу

Колюшин. Спасибо за ликбез.

Булаев. Дайте мне диплом вашего университета о вашем юридическом образовании.

14:42

 

Ирину Яровую приглашают на ковер СФ во вторник по запрету на передачу долгов ЖКХ коллекторам. А Минфин не хочет сдавать монополию доллара в России и вопреки воле Силуанова тормозит идею Бушмина снять НДС с золота https://leo-mosk.livejournal.com/6581330.html

Наталии Дементьевой понравился очень диссертабельный эксперимент по квотированию выбросов – заседание комитета СФ по бюджету

Заседание Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел к.700 председатель комитета Сергей Рябухин, только ненайденный член вам помешал

Конспект 14:00

1. 493988-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»

2. 684987-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“

3. 733124-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса РФ» (в части сроков принятия федеральных законов о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах)

4. 634972-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменения в статью 611 Бюджетного кодекса РФ» (в части зачисления государственной пошлины за совершение нотариальных действий)

5. 272020-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменения в статью 2644 Бюджетного кодекса РФ в части совершенствования парламентского контроля»

6. 719131-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменения в статью 783Бюджетного кодекса РФ» (в части повышения эффективности деятельности публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства»)

7. 472349-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части повышения инвестиционной привлекательности паев паевых инвестиционных фондов и совершенствования управления паевыми инвестиционными фондами)

8. 148795-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (в части наделения страховых организаций правом на проведение упрощенной идентификации клиентов – физических лиц)

9. 620132-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О бухгалтерском учете“ и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы»

10. 616144-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части уточнения перечня банковских операций, порядка выдачи лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами)

11. 615912-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ“ (в части уточнения совершаемых банками перечня операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость)

12. 642244-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ»(об отдельных вопросах налогообложения) (проект №)

13. 421494-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»

14. 715756-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в статью 33340части второй Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» (о возврате государственной пошлины)

15. 632702-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ (о наделении Банка России дополнительными полномочиями)

16. 739992-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов“ и статью 51 Федерального закона „Об обязательном медицинском страховании в РФ“

Член комитета Дмитрий Шатохин

Евгений Бушмин. А почему бы территориальные фонды им тарифы устанавливать.

Рябухин. Домашнее задание есть четыре дня.

17. 716663-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“ (в части совершенствования правового регулирования обращения с отходами I-II классов опасности)

Зампред комитета Мухарбий Ульбашев

18. 717365-7 Комитет рекомендовал принять закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»

Зампред комитета Мухарбий Ульбашев. Средства предусмотрены.

Наталия Дементьева. Почему только с 20 января 20 года? Там гиганты Норникель. Что загрязняют не знают только маленькие дети. Очень диссертабельный эксперимент.

19. 677227-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменения в статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата)

Зампред комитета Николай Журавлев. Два закона для борьбы с зарплатным рабством. Даем 15 дней, за пять не успевают передать документы. Увеличиваем штрафы.

20. 677255-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса РФ» (в части увеличения срока, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата)

Зампред комитета Николай Журавлев.

21. 662059-7 Комитет рекомендовал принять закон «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса РФ и статью 1 Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ (в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам)

Зампред комитета Николай Журавлев. Предприятия ЖКХ не смогут передавать просроченную задолженность коллекторам. Закон депутатский, мы не против. Но почему только ЖКХ а например не сотовых операторов, я понять не могу.

Ростислав Гольдштейн. Приставов не заставишь. Коллекторов нельзя. Может быть Минфин будет компенсировать? В ЕАО есть 60% не платят.

Рябухин. Тогда на вторник приглашаем Ирину Яровую, вы ее спросите.

22. Комитет проработал постановление СФ «О реализации единого плана деятельности Правительства РФ по достижению национальных целей в области экономики»

Зампред комитета Елена Перминова. Вопрос стимулирования населения делать накопления в золоте инициировал Евгений Бушмин. Налоговые льготы для резидентов технико-внедренческих зон. Законопроект внесен в 2018 и не прошел первое чтение.

Сергей Рябухин. К сожалению наш законопроект по отмене НДС на золото правительство не представило заключение. Есть поручение Антона Силуанова подготовить заключение. Я не знаю какое наказание для Колычева, но поручение первого зампреда правительства не выполнено. Это безобразие. Вот казахи на раз-два отменили НДС на золото. Дума ждала несколько недель и сегодня звонил Андрей Макаров возвращаем.

23.Разное

Рябухин. Создание медицинского кластера на территории Кавказских минеральных вод.

Дементьева. На первом месте Епишин. Журавлеву мешали отсутствующие члены которых мы искали затягивали вопрос.

Рябухин. Ненайденный член вам помешал

15:41

 

Пресс-релизы

 

В антикоррупционной риторике зампред Думы Ольга Епифанова ссылается на враждебную России Transparency International, которая навязывает соответствующие оценки России школьникам судя по словам Елены Мизулиной, за которые ее якобы наказали https://leo-mosk.livejournal.com/6581534.html

Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо жестко контролировать активы чиновников. Такое мнение выразила в пятницу, 19 июля, заместитель председателя Государственной думы РФ Ольга Епифанова, комментируя внесенный сегодня в парламент фракцией «Справедливая Россия» пакет законопроектов, направленных на системное противодействие коррупции. Основная инициатива пакета вводит в Уголовный кодекс РФ статью о незаконном обогащении. Тем самым устанавливается жесткий антикоррупционный контроль в отношении активов должностных лиц.

«По результатам одного из последних опросов, 45% наших сограждан считают, что уровень коррупции в России выше, чем в большинстве европейских стран. Чаще всего люди объясняют это тем, что «коррупция поощряется государством», «нет наказания и контроля», «власти сами коррумпированные», «русский не может не брать – люди такие», – заметила Ольга Епифанова.

Она обратила внимание на то, что согласно международным рейтингам, а также по данным автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» «Трансперенси ИнтернешнлР» Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню развития взяточничества в мире.

«Такая статистика негативно влияет на развитие экономики нашей страны. Нужно применять опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах, а также международные антикоррупционные стандарты. Более того, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, объективное и компетентное приобщение средств массовой информации. Основной акцент целесообразно сделать на повышение контроля над активами представителей всех ветвей и уровней власти. Внесенный нами проект закона, усилить работу в этот направлении», – заключила вице-спикер нижней палаты парламента.

Напомним о коллизии на заседаниях СФ, когда Елена Мизулина сообщила, что случайно узнала, как Transparency International проводит в школах Петербурга под видом уроков патриотизма пропаганду коррупционности страны. После этого так же случайно сенатор узнала, что ее за это потребовали наказать. И что еще более удивительно, из аппарата СФ ушла бумага о наказании, хотя ничего не было.