ББК 87.25 Т11

ISBN 978-5-7310-4667-1

Т11

 

Н.В.Вакурова, Н.Л.Московкина, В.Л.Московкин. Теоретическая подготовка в фигурном катании на коньках // Теория и практика трансдисциплинарных исследований в современном мире : сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. 1-2 августа 2019 года. Санкт-Петербург. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – стр. 75-82 https://leo-mosk.livejournal.com/6716628.html

 

 

СПОРТ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 7.08

ББК 75.7

 

Н.В.Вакурова,

доцент Института современного искусства;

Н.Л.Московкина,

магистрант Института современного искусства;

В.Л.Московкин,

студент Московской государственной академии физической культуры

 

Теоретическая подготовка в фигурном катании на коньках

 

Аннотация: в статье рассматриваются виды и специфика теоретической подготовки в фигурном катании. Делается акцент на изучении технических правил ISU, включая правила судейства. Обосновывается вывод о том, что в теоретической подготовке следует придерживаться определенных методических рекомендаций.

 

Ключевые слова: система судейства, соревновательная деятельность, технические правила, теоретическая подготовка спортсмена, тренировочный процесс, фигурное катание на коньках, эстетика спорта.

 

N. V. Vakurova,

associate Professor, Institute of contemporary art;

N. L. Moskovkina,

master's student of the Institute of contemporary art;

V. L. Moskovkin,

student of the Moscow state Academy of physical culture

 

Theoretical training in figure skating

 

Abstract: the article discusses the types and specifics of theoretical training in figure skating. Emphasis is placed on the study of technical rules of the ISU, including the rules of refereeing. The conclusion that in theoretical preparation it is necessary to adhere to certain methodical recommendations is proved.

Key words: judging system, competitive activity, technical rules, theoretical preparation of the athlete, training process, figure skating, aesthetics of sport.

 

Подготовка спортсменов подразделяется на несколько видов: физическая, тактическая, техническая, психологическая и теоретическая. Теоретическая подготовка включает в себя изучение общих и специфических знаний в избранном виде спорта [3].

Теоретическая подготовка – это процесс приобретения и освоения спортсменами специальных знаний, необходимых в спортивной деятельности, с направленностью на расширение познавательного интереса спортсмена и необходимого запаса знаний в области общих и специальных основ спортивной тренировки, на осмысление сути спортивной тренировки, непосредственно связанных с ней процессов и развитие интеллектуальных способностей, без которых невозможно достижение высоких спортивных результатов [4].

В процессе занятий и соревнований спортсмен встречается с такой проблемой, как необходимость расширения системы познаний в области составления распорядка дня, сна, питания, истории спорта, теории физической культуры, судейства соревнований, правил их проведения, механизмов выявления и преодоления судейских ошибок.

В статье мы попытаемся обосновать важность знаний о правах и обязанностях спортсмена, правил и практики проведения соревнований.

Практика отечественных олимпийцев показывает, что спортсмены из России находятся на особом положении. К ним применяются повышенные требования в части допинг-контроля. Им практически запрещены терапевтические исключения, поэтому любое незначительное недомогание может привести к срыву участия в соревнованиях или по крайней мере негативно повлиять на его результат. Зачастую судьями принимаются парадоксальные решения или происходят процедурные случайности, способные вызвать деморализацию спортсмена перед выступлением и даже травмы, исключающие занятия спортом. Победа россиян может вызвать изменения в регламенте, нивелирующие их преимущество.

У россиян меньше политическая поддержка из страны, и они практически не защищены от дискредитирующих кампаний в так называемых mainstream media, которые подменяют спортивную информацию сведениями и слухами о личной жизни знаменитых спортсменов и заслуженных тренеров.

Ситуация постоянно меняется, но в целом не становится лучше. В недавнем прошлом несколько лет в России не транслировались соревнования по фигурному катанию. Российским комментаторам было запрещено говорить в эфире «наши спортсмены» или «наша надежда».

Опыт состоявшихся фигуристов выявляет проблемы с тренерами. Бывает, что тренер по различным причинам может быть не заинтересован в успехе спортсмена. Отсюда появилось унижающее выражение «Повесь коньки на гвоздь».

В особенной степени различие стартовых условий касается видов спорта, в которых Россия претендует на ведущую роль. Фигурное катание изначально было российским видом спорта. [1]

Тренер должен выпускать спортсмена на лед с последними наставлениями, следить за выступлением и при необходимости не стесняться сильным голосом подсказать спортсмену, что делать дальше. В спорте высших достижений спортсмена, кроме тренера, должны сопровождать спортивные врачи и спортивные юристы. В фигурном катании практически все те же проблемы вплоть до опыта общения с неадекватной прессой или злоупотреблениями со стороны спортивного врача возникают, начиная с первого же участия в соревнованиях и тестировании в четыре-пять лет. Соответственно все необходимые роли наряду с тренером должны выполнять родители. Они должны разбираться в спортивном инвентаре и следить за изменениями в правилах Международного союза конькобежцев (ISU), чтобы обоснованно требовать с судейской бригады немедленного исправления обнаруженных нарушений.

Желательно в порядке контроля снимать тренировки и тем более выступления на соревнованиях на видео. Отмечены случаи, когда на катке под видом запрета на вмешательство в тренировочный процесс была запрещена видеосъемка. Также на всех катках строго запрещено присутствие родителей во время тренировки спортивных групп за бортиком или на балконе.

Практически все детские тренеры практикуют подкатки, используя время свободного катания. Однако каток может ввести запрет на исполнение элементов фигурного катания. Если же запретов нет, постоянно возникают проблемы с хоккеистами. Их тренировки включают формирование агрессивного поведения и сознательное создание опасных ситуаций, что для фигуристов неприемлемо.

Фигурное катание, как и спорт в целом, вопреки лозунгам является неотъемлемой частью геополитической системы. Глобальный мир связный, поэтому события, например, на фронтах Сирии могут сказаться на решениях Кремля или Белого дома, что в свою очередь изменяет судьбы множества людей. Соответственно могут происходить изменения ситуации в спорте. Он может использоваться как для деморализации населения страны, так и для реабилитации ее имиджа.

Политическая зависимость тренерских решений в подборе спортсменов для участия в крупных международных соревнованиях известна и удивления не вызывает. Детские тренеры тоже не свободны в выборе, и родителям следует это учитывать. Необходимо ориентироваться в ситуации и не спорить с тем, кто источником проблем не является. Тем более не искать этот источник в себе или своем ребенке.

Несмотря на высокую популярность, в России практически отсутствует серьезная литература по подготовке фигуристов. Из-за различий в стратегических целях, условиях тренировочного процесса и практики участия в соревнованиях западные пособия не отражают реальности.

Отсюда понятно, что теоретическая подготовка занимает одно из главных мест в общей системе подготовки спортсмена и является необходимой частью тренировки. Она должна включать идеологическую и духовно-нравственную составляющую, чтобы спортсмен воспринимал свое поражение адекватно и направлял стрессовую реакцию в стимул для развития и совершенствования. Для этого нужна осмысленная реакция и способность решать проблемы in statu nascendi.

Теоретическая подготовка спортсмена не заканчивается только на теории и методике физического воспитания. Необходимость знаний в таких дисциплинах, как анатомия; физиология общая и спортивная; биомеханика; биохимия; психология; педагогика; лечебная физическая культура; спортивный массаж; врачебный контроль; гигиенические основы физической культуры и спорта; история избранного вида спорта и олимпийских игр. Тренер, спортсмен и обеспечивающая его команда, начиная с родителей, на старте спортивной карьеры как целая и единая система должны постоянно совершенствовать свои знания во всех аспектах тренировочной работы в процессе воспитания и обучения [5].

Теоретическую подготовку принято подразделять на общую и специальную. Задачами общей теоретической подготовки является создание системы знаний по педагогике, психологии, физиологии, гигиене и другим учебным дисциплинам. Задачами специальной теоретической подготовки является создание систем специальных знаний по избранному виду спорта.

К основным направлениям теоретической подготовки относятся:

- Физическое воспитание – осуществление специальной теоретической подготовки в избранном виде спорта.

- Интеллектуальное образование – получение знаний об эффективном решении задач, быстрое овладение специальными знаниями и применение их в течении спортивной деятельности, способность к обработке получаемой информации, ее запоминанию и воспроизведению.

- Идеологическое воспитание – воспитание стремления к победе, уважительного отношения к соперникам и к стране, которую представляет спортсмен, нетерпимость к публичным проявлениям неуважения к себе и своей стране в связи с проведением соревнований – спортсмену нужно знать слова Гимна России и как минимум не путать цвета Российского флага.

- Эстетическое воспитание – эстетическое наслаждение творчеством, воспитание духовных качеств спортсмена, умение правильно представлять себя внешне: изящность и плавность движений, ровная осанка. Воспитание эстетических чувств, вкусов и представлений содействует духовному развитию спортсмена, позволяет правильно понимать и оценивать прекрасное, стремление к нему, создавая эстетические ценности в спорте.

- Нравственное воспитание – формирование морального облика спортсмена. В течении сложной и напряженной тренировочной и соревновательной деятельности воспитываются моральные качества спортсмена, закаляется воля, приобретается опыт поведения в различных неординарных или рутинных ситуациях. Происходит воспитание трудолюбия, способностей к преодолению трудностей, силы воли и других личностных качеств.

- Воспитание устойчивого осознания собственной роли в обществе. Успех в спорте и в фигурном катании особенно приходит раньше наступления социальной зрелости. Спортсмен в своем публичном поведении зависим от тренера, у которого могут быть свои интересы. Детский тренер может ориентироваться только на заработок, и в таком случае он подбирает спортсменов не по качествам детей, а по платежеспособности родителей. В таком случае тренер не ставит программу и не записывает на соревнования. Ребенок тренируется, но для спортсмена это время безвозвратно упущено. В другом варианте ориентация тренера на высшие спортивные достижения заставляет отказываться от всего, не связанного с тренировками. В случае неудачи тренер расстается с неудавшимся спортсменом, и тот выходит в другую жизнь без школьного образования. Но и в случае успешности спортсмен не может обойтись без умения логически рассуждать и излагать свои мысли, то есть без тех навыков, которые теоретически должна прививать общеобразовательная школа.

Необходимо учиться общению с журналистами и адекватному восприятию журналистских продуктов. Это тем сложнее, чем выше личные достижения и соответственно известность. В сложных ситуациях спортсмену может помочь жизненный опыт родителей и качества, перечисленные выше.

Совокупность всех указанных направлений составляет предмет теоретического воспитания спортсменов.

В теоретической подготовке используются как вербальные, так и визуальные методы. Чаще всего передача и освоение знаний в процессе теоретических занятий протекает в таких формах, как: лекции, семинары, экскурсии, беседы, просмотр кино- и видеоматериалов, анализ собственных выступлений и выступлений известных спортсменов, знакомства с ведущими спортсменами, ознакомление с научно-методической литературой.

Воспитание и развитие интеллектуальных способностей, которые отвечают требованиям избранного вида спорта, происходят в виде выполнения специальных заданий и способов организации тренировок, побуждающих спортсмена к творческим появлениям при создании новых вариаций техники движений, разработке оригинальной тактики во время соревнований, улучшению средств и методов подготовки.

С самого начала занятий познания спортсмена должны предварять его практику и предназначаться для совершенствования тренировочной и соревновательной деятельности. Особые знания и осмысленное, активное отношение к занятиям нужны всем спортсменам, в особенности при самостоятельной тренировке, у них должно сложиться правильное представление о системе спортивной подготовки, осознание того, что в нее входит и как она реализуется. Важно знать методы тренировки, понимать, как пользоваться специальными и общими физическими упражнениями, как сосредотачивать их в занятии и определять нагрузку [6].

В фигурном катании на коньках обязательным условием успешной соревновательной деятельности является знание фигуристом правил соревнований, требований к содержанию соревновательных программ, к качеству исполнения элементов, а также шкалы стоимости элементов и системы оценки (GOE) за допущенные ошибки. Помимо этого, нужно знать правила поведения на соревнованиях, на предсоревновательных тренировках и во время официальной части, а также в случае сбоев во время соревнований из-за технических неполадок, получения травмы и т.п.

В процессе многолетней тренировки фигурист должен знать современные требования Единой всероссийской спортивной классификации по фигурному катанию (ЕВСК), требования по общей, специальной физической и технической подготовке.

Для разучивания техники важно четко понимать, как воспроизводится каждое движение, уметь мысленно представлять их и знать биомеханические основы.

Лекции и беседы по теоретической подготовке должны проводиться непосредственно в процессе тренировки и быть связаны с физической, технической, тактической, волевой и моральной подготовкой как элемент практических занятий. Чередование упражнений и объяснений служит кратковременным отдыхом и помогает закреплять полученные навыки, если соблюдать баланс и не терять динамичного ритма тренировки.

Теоретические занятия имеют обусловленную конкретными целями и задачами направленность. В результате обучения спортсмены должны уметь применять полученные знания на практике в тренировочной и соревновательной деятельности.

Необходимый материал должен рассредоточиваться на весь период обучения. Важно учитывать возраст спортсменов при проведении теоретических занятий, чтобы излагать весь материал в форме, понятной для них. Также можно вносить определённые корректировки в план теоретической подготовки в зависимости от определенных обстоятельств.

В спортивно-оздоровительных группах и на этапе начальной подготовки занятия лучше всего проводить в форме непродолжительных бесед в самом начале занятия или в процессе тренировки во время перерывов на отдых. На учебно-тренировочном этапе необходимо отводить определенное время для просмотра видеоматериалов, их обсуждения и бесед.

Содержание бесед и всесторонность сведений должны зависеть от контингента занимающихся. Существуют темы, в освоении которых не обойтись без многократного повторения. К примеру, меры предупреждения травматизма, оказание первой медицинской помощи, оценка правильности исполнения элементов фигурного катания и правила поведения на соревнованиях.

При проведении теоретических занятий следует советовать литературу для изучения истории фигурного катания, биографий выдающихся спортсменов, их воспоминания о своей спортивной деятельности. Желательно использовать архивные киноматериалы об известных спортсменах нашей страны и мира.

Приоритетным разделом, требующим изучения при подготовке фигуристов, является современная систем правил ISU. Далее в статье рассматриваются и интерпретируются следующие правила:

правило 300 Дисциплины и содержание одиночного и парного катания и танцев на льду п.1

правило 342 требования к ледовой площадке п.1

правило 343 система воспроизведения музыки п.1, п.2

правило 349 информация о содержании программы

правило 350 Вызов на старт

правило 351 Поведение Участников и Официальных лиц

правило 353 Система судейства ISU – определение и публикация результатов п.1.n, п.2, п.3, п.4

правило 500 Характеристика лезвия конька

правило 501 Одежда

правило 502 Продолжительность катания

правило 503 Падения

правило 504 Судейство короткой программы и произвольной программы

правило 512 Жеребьевки п.1, п.2(a,b,c)

правило 513 Жеребьёвки стартовых номеров

правило 514 Разминки

правило 515 Перерывы в катании, проблемы с музыкой и неполные программы

правило 610 Требования к Элементам одиночного и парного катания и запрещенные Элементы/движения

правило 611 Короткая программа одиночного катания

правило 612 Произвольное катание одиночников [2].

 

Разъяснение содержания и практического применения перечисленных правил тренером являются необходимой составляющей теоретической подготовки спортсменов.

Уже на этапе начальной подготовки фигуристы должны знать дисциплины и содержание одиночного катания (правило 300, п. 1), а именно то, что фигурист, выступающий по спортивным разрядам, должен выполнить на соревнованиях короткую и произвольную программы, продолжительностью соответственно 2 минуты 40 секунд и 4 минуты как у женщин, так и у мужчин (правило 502).

Далеко не все спортсмены, особенно дети, знают требования к ледовой площадке. Размеры ледовой арены должны быть по стандарту 60х30 метров (правило 342).

Важно помнить, что никто, кроме вызванного на старт спортсмена, не может находиться на льду. Также на льду не должно быть посторонних предметов – чаще всего это игрушки, которые бросают на лед после выступления предыдущего фигуриста

Неотъемлемой составляющей исполнения программы является музыка.

В прошлом запрещалось использовать музыкальное сопровождение со словами. На данный момент разрешается использовать музыкальное сопровождение с вокалом, однако правила предписывают соответствующие технические требования к воспроизведению музыки: ее громкость не должна превышать 85-90 децибел в любой точке катка; музыка должна быть записана на любом электронном носителе (диск, флэшка) в хорошем качестве и без брака по звуку (правило 343, п. 1, 2). Спортсмены должны знать, что диски с музыкой должны быть подписаны с указанием имени и фамилии спортсмена и точного хронометража записи. Также необходимо иметь дубликат музыкального сопровождения на случай технического сбоя.

Для надежности следует иметь запись музыкального сопровождения в удаленном доступе на своем аккаунте.

Выбор музыкального сопровождения в основном не ограничивается авторскими правами, но с публикацией выступления могут быть проблемы.

При подаче заявки на соревнования каждый спортсмен должен представить в оргкомитет информацию о содержании программы (так называемый контент). Существует официальная форма, в которую вносятся все элементы, исполняемые фигуристом в короткой и произвольной программах (правило 349). Как правило, бланк с перечнем технических элементов, подлежащих оценке судей, составляется тренером либо под его непосредственным руководством. Каждый технический элемент, а также все составляющие второй оценки (компоненты) имеют свое название и обозначаются в виде аббревиатуры, состоящей из латинских букв и цифр, соответствующих уровню вращения или количеству оборотов прыжка.

Так, 1А – это аксель в 1.5 оборота; 3Т – тройной тулуп, 2S – двойной сальхов, 2Lo – двойной риттбергер, 2Lz – двойной лутц, 2F – двойной флип, 3Lo+2Lo – каскад тройной риттбергер – двойной риттбергер.

Вращения обозначаются следующим образом: USp – стоя; SSp – сидя; Lspзаклон. Если в начале аббревиатуры стоит буква F, это соответствует прыжку во вращение; если C – вращение со сменой ноги, например: USp1 – вращение стоя без смены ноги и позиции; FSSp2 – прыжок в волчок 2 уровня; CCoSp2 – комбинированное вращение со сменой ноги 2 уровня; LSp1 – заклон 1 уровня; FCoSp2 – прыжок в комбинированное вращение 2 уровня.

Дорожки шагов делятся на технические и хореографические с соответствующим обозначением StSq и ChSq. В короткой программе исполняется только техническая дорожка, в произвольной сначала техническая, потом – хореографическая.

Грамотно составленный контент дает исчерпывающую информацию о содержании программы, что способствует адекватной оценке выступления судейской коллегией.

В ходе проведения соревнований есть ряд моментов, которые тренер должен четко объяснить спортсмену. Прежде всего, это касается вызова на старт. По причине предстартового волнения спортсмен может забыть или перепутать время своего выхода на старт. Поэтому правилами предписано делать объявление о вызове на старт по громкой связи, чтобы было слышно не только на ледовой арене, но и в раздевалках. Определено время 30 секунд от момента вызова на старт до принятия фигуристом стартовой позы. Превышение указанного времени наказывается штрафом в один балл. Если спортсмен не вышел на ледовую площадку в течение 60 секунд, он снимается с соревнований (правило 350).

К подобным моментам, имеющим психологическое влияние на результат спортсмена, относится поведение участников и официальных лиц в процессе соревнований. Главное, о чем следует помнить, это недопустимость со стороны официальных лиц какого-либо личного общения с участниками, тем более поощрения или высказывания тех или иных оценочных суждений (правило 351). Спортсмены должны знать (а детям, выступающим впервые, это должен объяснить тренер), что поклоны делаются только в конце исполнения программы, перед выступлением их делать не следует.

Поклоны на соревнованиях делаются лицом к судейской бригаде, на тренировках – к тренеру. Выпускать юных спортсменов на лед без тренерского контроля недопустимо.

Наиболее сложной частью правил, отраженных в пособии, является система судейства ISU (правило 353, п. 1 – 4).

Фигурное катание на коньках было признано видом спорта в 1871 году на Первом конгрессе ISU. С тех пор система судейства претерпела множество изменений с целью повышения объективности оценки выступлений фигуристов. Существовавшая многие годы шестибалльная система была коренным образом изменена после Олимпиады в Солт-Лейк Сити 2002 года с целью более точного определения оценок за технику и компоненты программы. В Правилах 2018 года подробно описывается система оценок и коэффициентов по каждому виду фигурного катания. Так, правилом 353 регламентируются следующие пункты:

1. Основные принципы подсчета результатов.

2. Определение результатов в каждом сегменте соревнований.

3. Определение окончательных результатов.

4. Публикация результатов.

Следует отметить, что окончательные результаты соревнований (итоговые протоколы) должны публиковаться как можно скорее по окончании вида с указанием места.

В итоговом протоколе указывается окончательное место и отдельно места в каждом сегменте соревнований (по короткой программе и по произвольному катанию). Отдельно каждому спортсмену должна быть выдана распечатка, где указаны его место и количество набранных баллов с расшифровкой оценок по каждому техническому элементу и компонентам программы.

Важным аспектом теоретической подготовки являются знания о состоянии спортивного инвентаря (для фигуриста это коньки) и одежде.

В качестве первых лезвий для скольжения по льду использовались кости животных. Первые металлические лезвия были изобретены в Голландии. От качества лезвий зависит очень многое. Сегодня технологии шагнули настолько далеко, что качество лезвий стало практически безукоризненным. Это способствует намного более высокому уровню скольжения и исполнения прыжковых элементов. В фигурном катании может использоваться весь набор лезвий, выпускаемых различными производителями. Главное требование к характеру лезвия конька – это заточенные ребра и вогнутый желоб одинаковой ширины по всей длине лезвия (правило 500). Поскольку лезвия для фигурного катания отличаются наличием зубцов, можно говорить и о совершенствовании освоения спортсменами так называемых «зубцовых» прыжков (тулуп, флип, лутц), которые исполняются как в три, так и в четыре оборота.

Немаловажную роль играет одежда, в которой спортсмен выходит на лед (правило 501). Прежде всего, костюм должен соответствовать характеру музыки и образу, создаваемому фигуристом на льду. Главное требование – это соответствие общепринятым эстетическим критериям, отсутствие вызывающих элементов. Также не приветствуются слишком открытые платья. У мужчин должны быть длинные брюки (не лосины). Правила запрещают использование в спортивных программах аксессуаров и предметов реквизита, это допустимо только на показательных выступлениях. Также по соображениям безопасности запрещены отделяющиеся части костюма, включая элементы отделки. За серьезные неполадки в костюме спортсмена, возникшие по ходу исполнения программы, могут быть сняты штрафные баллы.

Спортсмены на тренировочном этапе подготовки должны четко усвоить формат и продолжительность катания в своем виде. По существующим правилам, продолжительность короткой программы составляет 2 минуты 40 секунд, произвольной программы (как у мужчин, так и у женщин) 4 минуты (правило 502). Если фигурист превысил время выступления, то элемент, выполненный после окончания музыкального сопровождения, не засчитывается.

Распространенной проблемой в фигурном катании являются падения. Как пошутил однажды известный комментатор Сергей Кононыхин после того, как неожиданно упал, выйдя на лед с микрофоном, «лед действительно скользкий». По действующим правилам выход на лед кому бы то ни было, включая журналистов и судей, запрещен. Однако, если вспомнить времена, когда в регламент соревнований по фигурному катанию входила обязательная программа (вычерчивание на льду определенных фигур), судьи буквально ползали по льду, изучая след и траекторию лезвия фигуриста.

Что касается падений, то в правилах есть точное определение, что считать таковым: это потеря контроля движения и равновесия, когда большая часть массы тела спортсмена оказывается на льду (правило 503). Падение во время исполнения программы наказывается штрафом (снижение на один балл за каждое падение).

Как с теоретической, так и с практической точки зрения, спортсменам на тренировочном этапе подготовки необходимо знать хотя бы в общих чертах правила судейства короткой и произвольной программ (правило 504). Результат за выполнение элементов складывается из оценок на основе их базовой стоимости. Таблицы стоимости элементов публикуются и обновляются в Коммюнике ISU. Обновление происходит потому, что с развитием и усложнением программ меняется базовая стоимость некоторых элементов.

Таблица стоимости (SOV) содержит базовые стоимости всех элементов и численные значения одиннадцати градаций качества исполнения (GOE): +5, +4, +3, +2, +1, базовая стоимость, -1, -2, -3, -4, -5.

Техническая бригада определяет название элемента и уровень его сложности; качество исполнения оценивает каждый член судейской бригады.

Исполнение запрещенных элементов наказывается снижением оценки.

Наряду с оценкой за технику, судьи ставят оценку за компоненты программы, из которых в целом складывается эстетическое впечатление от ее исполнения. Тренеры должен доступно объяснить спортсменам, занимающимся в учебно-тренировочных группах, что вторая оценка не менее важна, чем оценка за технику.

Всего оценивается пять компонентов:

1. Уровень катания (Skating skills) – владение коньком, скольжение по дугам на крутом ребре.

2. Переходы (Transmission) – связующие элементы.

3. Представление программы (Performance) – красота исполнения, артистизм.

4. Композиция (Composition) – построение программы, оригинальность, способность задействовать всю ледовую площадку.

5. Интерпретация музыки (Interpretation of Music) – передача музыки и образа движениями на льду.

Каждый из перечисленных компонентов оценивается от 1 до 10 баллов. Для освоения всех компонентов спортсмену необходимы специальные занятия с хореографом-постановщиком.

В регламенте соревнований важную роль играет положение о жеребьевке, порядок выступления спортсменов должен быть определен объективно без какой бы то ни было предвзятости. Жеребьевка всегда должна проводиться публично (правило 512). В правилах указывается, что необходимо проверять не только списки участников по группам и стартовым номерам, но и правильность произношения фамилий участников и официальных лиц.

Стартовые номера в произвольном катании определяются по результатам короткой программы (правило 513). Состав групп (разминок) формируется от наиболее низких результатов к высоким, жеребьевка стартовых номеров проводится внутри каждой разминки. Количество участников в каждой разминке фигуристов-одиночников должно быть не более 6 человек. Если число участников не делится на равные группы, последняя разминка может быть на одного человека больше. Например, при количестве 25 человек, формируется 3 разминки по 6 человек и одна – 7 человек; при наличии времени может быть 5 разминок по 5 человек.

По правилам фигурного катания, всем участникам соревнований предоставляется разминка продолжительностью 6 минут (правило 514). Спортсмены могут выходить на лед только после объявления разминки соответствующей группы участников. В момент выхода на разминку диктор перечисляет находящихся на льду спортсменов. Если какой-либо участник не выходит на разминку, другим участникам группы необходимо следить за объявлением, так как возможно кто-то из спортсменов опоздал или снялся с соревнований, тогда время выхода не лед следующего за отсутствующим спортсменом участника может измениться на более раннее.

Во время исполнения программы спортсмены не застрахованы от непредвиденных ситуаций, которые могут повлечь за собой перерывы в катании, проблемы с музыкой или неполное исполнение программы (правило 515). Перерыв в катании может возникнуть по разным причинам: травма при падении, развязавшийся шнурок, повреждение лезвия конька. При возникновении проблемы спортсмен должен подъехать к судьям и объяснить причину перерыва в катании. По правилам дается максимально 3 минуты для устранения неполадок, в противном случае спортсмен выбывает из соревнований. При повторном выходе на лед фигурист должен продолжить выступление с того момента программы, где произошла остановка.

Правилами установлено, что неполные программы не оцениваются и спортсмен также выбывает из соревнований.

Одно из наиболее важных технических правил содержит требования к элементам одиночного катания (правило 610). Это прыжковые элементы (отдельные прыжки, каскады и комбинации прыжков), вращения (три базовые позиции: в либеле, в волчке, стоя), а также в заклоне назад и вбок, комбинированные вращения и дорожки шагов. В тренировочном процессе тренер должен не только научить выполнению того или иного элемента, но и объяснить его название, вид и место в общей классификации элементов фигурного катания.

К запрещенным элементам в одиночном катании относятся прыжки типа сальто.

Также спортсмены на тренировочном этапе подготовки должны четко усвоить требования к короткой программе (правило 611) и произвольному катанию фигуристов-одиночников (правило 612).

Короткая программа содержит 7 предписанных элементов, которые могут выполняться в любой последовательности. Программа исполняется в гармонии с музыкой (вокал со словами, как указывалось выше, разрешается).

В состав короткой программы (КП) у мужчин входят следующие элементы:

1. Двойной или тройной аксель.

2. Тройной или четверной прыжок.

3. Каскад 3+2 или 3+3, или 4+2, или 4+3.

4. Прыжок во вращение.

5. Либела или волчок со сменой ноги.

6. Комбинированное вращение со сменой ноги.

7. Дорожка шагов, полностью использующая поверхность льда.

В состав короткой программы у женщин входят следующие элементы:

1. Двойной аксель.

2. Тройной прыжок.

3. Каскад 3+3 или 3+2.

4. Прыжок во вращение

5. Вращение в заклоне.

6. Комбинированное вращение со сменой ноги.

7. Дорожка шагов, полностью использующая поверхность льда.

Учитывая то, что в женском фигурном катании уже исполняются прыжки в 4 оборота, они могут быть также включены в состав КП. Также есть фигуристки, выполняющие тройной аксель, хотя данный прыжок, как правило, включают в состав произвольной программы.

Произвольная программа (ПП) регламентируется правилом 612 и включает в себя 7 прыжковых элементов, один из которых – аксель, 3 вращения (комбинированное, прыжок во вращение и вращение в одной позиции), одну дорожку шагов (техническую) и одну хореографическую дорожку. Большой разницы между набором элементов ПП у мужчин и женщин нет.

Следует отметить, что отдельный прыжок в программе может иметь любое количество оборотов. Каскад может состоять как из одинаковых прыжков (например, тройной тулуп + двойной тулуп), так и из разных (например, тройной лутц + двойной риттбергер). В ПП допускается не более трех каскадов. Также ни один тройной или четверной прыжок не может исполняться в программе более двух раз [7].

 

В заключение следует отметить, что в теоретической подготовке следует придерживаться определенных методических рекомендаций.

Во-первых, теоретические знания спортсмены должны осваивать поэтапно, поэтому тренеру нужно распределить темы в соответствии с программой тренировок.

Во-вторых, для более эффективного обучения необходима наглядность в изложении теоретического материала.

В-третьих, теоретический материал должен быть адаптирован к возрастным особенностям спортсменов.

Кроме того, при освоении каждой конкретной темы следует приводить примеры из тренировочной и соревновательной практики, особенно такие, которые свидетельствуют о том, что знание теории и правил фигурного катания способствует достижению высоких спортивных результатов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Н.Л.Московкина, Н.В.Вакурова. Фигурное катание как критерий физического и эстетического развития человека // Сборник научных статей по итогам Международной практической конференции «Актуальные теории, концепции, прикладной характер современных научных исследований. / Санкт-Петербургский центр системного анализа, - Санкт-Петербург 30-31 мая 2019 года. Стр. 97-104

2. Специальные и технические правила по одиночному и парному катанию и танцам на льду. / Коммюнике 57 Конгресса Международного союза конькобежцев (ISU), 2018 г.

3. Обучение спортивным упражнениям: биомеханика, методология, дидактика / Ю. К. Гавердовский. – Москва: Физкультура и Спорт, 2007. – 911 с.

4. Теоретическая подготовка по физической культуре и спорту [Текст]: учебное пособие / П. С. Пивоваров; Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Уральская акад. гос. службы, Челябинский ин-т (фил.). – Челябинск: Челябинский ин-т (фил.) УрАГС, 2011. – 168 с.

5. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений, реализующих прогр. сред. проф. образования: рек. ФГУ «Федер. ин-та развития образования» / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – 2-е изд., стер. – Москва: Кнорус, 2012. – 365 с.

6. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физическая культура» и специальности 022300 – «Физическая культура и спорт» / Ю. Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. – 4-е изд., стер. – Москва: Советский спорт, 2010. – 463 с.

7. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках», 2018 г.