01.10.19 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

В Думе началась работа над бюджетом-2020 https://leo-mosk.livejournal.com/6825104.html

Правительство России в понедельник, 30 сентября, внесло в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов.

Одновременно с бюджетом на рассмотрение парламента внесены девять документов. Прежде всего это трехлетний прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогнозный план приватизации, оценки ожидаемого исполнения бюджета за текущий год, страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, об индексации МРОТ, об установлении единых предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по реализации национальных проектов.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил журналистам, что законопроект составляет 6687 страниц, из них непосредственно бюджет 5056 страниц.

Таким образом, после ежегодного увеличения объема закона о бюджете отмечена обратная тенденция. Бюджет становится понятнее. Стремление все запутать, усложнить язык и раскидать показатели по разным документам, растянутым во времени, сменилась на легкое телодвижение в сторону консолидации и компактизации.

Документы размещаются на портале budget.gov.ru. Впервые публикуется оценка налоговых расходов РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом думский комитет по бюджету должен проверить материалы, представленные вместе с бюджетом на предмет соответствия статье 192 Бюджетного кодекса. Далее комитет внесет на рассмотрение Совета Думы предложения по порядку организации работы над проектом федерального бюджета.

Порядок включает определение ответственных комитетов и комитетов-соисполнителей. Устанавливаются сроки рассылки законопроектов и получение на них заключений – Счетной палаты и по межбюджетной части Совета Федерации. Будет представлен список профильных комитетов, ответственных за рассмотрение государственных программ.

Совет Думы намечен на среду 2 октября в 13 часов. Комитет по бюджету после получения заключений начнет рассматривать законопроект, его основные параметры и каждую госпрограмму, с 14 октября. На первое чтение законопроект может быть вынесен 24 октября.

Макаров рассказал о параметрах бюджета-2020. Ненефтегазовый дефицит бюджета страны снизится до 5,8%. Доходы запланированы в объеме 20,38 трлн рублей. В дальнейшем каждый год доходы будут увеличиваться примерно на триллион.

Расходы составят 19,5 трлн рублей. По трехлетке расходы будут расти, опережая темпы доходов.

Размер профицита постепенно снижается начиная с 2020 года.

ВВП страны в 2020 году в абсолютном выражении составит примерно 113 трлн рублей и дальше будет расти примерно на 8 трлн рублей в год.

Темпы роста ВВП снижаются по сравнению с теми, что в прошлом году планировались на текущий год в размере 2%. В бюджете-2020 стоит цифра 1,7%. По словам Макарова, эта цифра вызывает сомнения.

В соответствии с представленным социально-экономическим прогнозом в следующие три года снижаются темпы роста инвестиций. Планировалось 7,6%, в законопроекте 5%. Возникает вопрос: если планируется снижение темпов роста инвестиций на федеральном уровне, то почему для регионов заложено увеличение темпов роста инвестиций?

Сокращаются на 0,2% прогнозные темпы роста реальных располагаемых доходов населения. По сравнению с 2019 годом они растут на 1,4%. То есть доходы населения растут, но не такими темпами, как планировали год назад.

Макаров считает, что реальная зарплата должна расти более высокими темпами, чем планировалось.

Вопросы вызывают предложенные в законопроекте цифры предполагаемой инфляции. В законопроекте стоит 3%, между тем прогноз Банка России, который отвечает за инфляцию, 4%. Налицо желание Минфина занизить компенсации и индексации пособий и других выплат отсчитываемых от официальной инфляции.

Запланирована среднегодовая цена на нефть марки Urals 57 долларов за баррель. В то же время за январь-август текущего года она составляет 67,54. То есть цена на нефть тоже занижена. Минфин как всегда перестраховывается.

Курс рубля к доллару предполагается в следующем году в среднем 65,7.

В то же время Макарову есть чем порадовать журналистов и их читателей. Единоросс с удовольствием отрапортовал, что ключевым вопросом при обсуждении законопроекта о бюджете будет финансовое обеспечение решений президента, озвученных в послании Федеральному Собранию и в рамках поручений по итогам прямой линии.

Речь идет о финансировании ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка. Принят закон об изменении критерия нуждаемости при назначении пособия с полутора прожиточных минимумов до двух.

Увеличивается с 5,5 тысяч рублей до 10 тысяч ежемесячная выплата неработающим родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы.

В проекте бюджета заложены субсидии ДОМФ для государственной поддержки семей с детьми на погашение обязательств по ипотеке.

Дополнительные средства будут направлены на обеспечение надлежащих условий для обучения и пребывания детей в общеобразовательных организациях и социальных доплат к пенсии, на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Предусмотрены средства для распространения программы «Земский доктор» на врачей и фельдшеров в возрасте 50 лет и старше. Суммы миллион и полмиллиона рублей соответственно.

«Политика государства, оказывается, исключительно на благо народа. Только где оно, это благо???», – написала коммунист Вера Ганзя.

Предводитель эсеров Сергей Миронов отметил усиление социальной направленности проекта бюджета, но при этом указал на прежние недостатки. Предполагается увеличить финансирование здравоохранения на 50%. Увеличиваются и другие социальные расходы.

Лед тронулся, – констатировал Миронов. Впервые правительство прислушалось к многолетним рекомендациям депутатов и других социалистов. В условиях заявленного в бюджете профицита нет формального повода для жесткой экономии на социальных расходах.

В общем, пока бюджетные комментарии что называется встречают по одежке. Словесный фантик у бюджета-2020 несколько привлекательнее его предшественников. Однако наполнение по сути не отличатся, остается бюджетное правило с заниженной ценой отсечения доходов.

Судя по дискуссии в Думе, главным направлением бюджетирования на следующий год станет борьба за целевое исполнение расходов по нацпроектам и госконтрактам. Вторым пунктом по порядку, но не по значимости, идет намерение думских бюджетников вырвать статистику из зубов вредоносного Минэка. В предчувствии неизбежной сдачи ряда позиций Минэк получил оружие массового поражения двух систем «Регуляторная гильотина» и «Выполнение обязательств по выбросам парниковых газов». Тут просматривается тенденция сдачи страны и ее промышленности в формате 90-х тем, кто для России занижает и искажает расчетные показатели, отражающие межстрановую конкуренцию.

Остается кот в мешке под именем ВВП. Неадекватный показатель в принципе отражает приложенные усилия, но не достигнутые результаты.

Сохраняется трехсторонний пинг-понг Минфин – Минэк – Центробанк. В обоюдной грызне они нанесут вреда больше, чем если б объединили свои антироссийские установки.

К сожалению, отложена инвентаризация неналоговых сборов и борьба с упорным наращиванием разных креативных форм поборов, убивающим рост зарплат и развитие бизнеса. Сохраняется противоестественный НДС с преференциями для импорта. Законодательно удалось решить вопрос только для ядовитого пальмового масла, да и то посмотрим. Отняли надежду на жилищное обеспечение бедных, вливания в обещанный «институт развития» ДОМФ – что в госбанки и госкорпорации, та же черная дыра.

Короче, ожидается настоящая партизанская война, переходящая в открытые действия. Как это делается, мы видели вокруг выборов в Москве и особенно Петербурге: саботаж из тиши кабинетов и уличное шумовое оформление с кричалками, заготовленными в заокеанских аналитических центрах конкретно для каждой акции в каждой стране.

Борьбу за чистоту бюджетирования Андрей Макаров развернул еще под патронатом Сергея Нарышкина в шестом созыве. Вячеслав Володин повел работу системно. Ничего особенного, идет рутинная борьба за нас, наше будущее, будущее человечества. Успехов пока не добились, кроме того, что немножко сорвали кровавый переворот и показали журналистам – истина все же существует, если не всегда врать.

 

Пресс-релизы

 

Виталий Милонов предлагает сделать Петербург столицей российских белок https://leo-mosk.livejournal.com/6821828.html

Депутат Государственной Думы РФ Виталий Милонов готовит обращение на имя губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с предложением об увеличении популяции белок в городских парках и скверах.

«Наш город, к сожалению, не может похвастаться большим количеством зверей и животных в парках и зеленых массивах, как, например, Хельсинки, где по улицам бегают кролики и зайцы. В некоторых наших рекреациях обитают белки – люди с удовольствием их кормят, гладят и играют», – рассуждает депутат.

Парламентарий уверен, что рыжие зверьки украсят собой любой зеленый кусочек мегаполиса и положительно повлияют на экологическое сознание самих горожан и детей.

«Мы же белок видим очень редко. А это добрые, веселые, игривые звери, не боящиеся людей. Увидел белочку – весь день ходишь радостный, плохие мысли уходят, настроение повышенное. Пускай наш город встанет в авангард науки «белкотерапия», – подчеркивает Виталий Милонов.

Депутат намерен обсудить с городскими властями, в каких именно парках можно поселить белок и сколько это потребует денег и времени.

 

Петр Толстой: Нашу работу в ПАСЕ омрачает концентрированное лицемерие, свойственное большинству европарламентариев https://leo-mosk.livejournal.com/6822586.html

Заместитель Председателя Госдумы Петр Толстой, глава российской делегации в ПАСЕ считает, что главное, что омрачает работу делегации из России на осенней сессии ПАСЕ в Страсбурге, это «концентрированное лицемерие, свойственное сегодня Европе, большинству европарламентариев». Такое мнение он высказал, общаясь с журналистами.<lj-cut>

«Сегодня я уже приводил в ходе своего выступления на заседании ПАСЕ аргументы против дебатов по вопросу летних беспорядков в Москве. Обращу внимание, что мы сейчас находимся во Франции, где в результате беспорядков полиция людям резиновыми пулями глаза выбивала. А сегодня эти люди пытаются учить нас демократии. Так что политика двойных стандартов сегодня – главная проблема ПАСЕ», – подчеркнул он.

Отвечая же на вопрос об отсутствии на сессии делегации Украины, Толстой отметил, что отсутствие украинской делегации на осенней сессии ПАСЕ ещё не означает отсутствие темы Украины.

«Конечно, нет этой малороссийской карнавальной культуры, перформансов, хамства и криков. Но для того, чтобы отсутствующая украинская делегация не обижалась, европейцы делают массу реверансов в сторону Украины и специально во всех выступлениях подчеркивают, что именно возвращение России в ПАСЕ позволило освободить задержанных лиц. Конечно, идут пассажи про Сенцова и украинских моряков, но ни слова, например, про нашего коллегу Кирилла Вышинского – этой темы для них не существует, будто никто и не знает, что были лица, удерживаемые демократической Украиной», – сказал он, добавив, что двойные стандарты в ПАСЕ, к сожалению, быстро себя не изживут, и «придется с этим постоянно бороться».

 

 

Сергей Пахомов: За исполнением закона о хостелах будет установлен парламентский контроль https://leo-mosk.livejournal.com/6824043.html

Информация будет собираться на основании обращений граждан, отметил заместитель Председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ. <lj-cut>

С 1 октября вступает в силу запрет размещения хостелов в помещениях, не переведенных в категорию нежилых и не имеющих отдельного оборудованного входа в многоквартирных домах.

«Напомню, что после того, как Государственная Дума приняла законопроект в трех чтениях, коллеги из верхней палаты парламента попросили об отсрочке вступления закона в силу. По итогам работы согласительной комиссии, было решено, что до 1 октября все хостелы, не имеющие правовых оснований, должны прекратить свою деятельность», – заявил Первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

«Теперь в Жилищном кодексе есть прямой запрет на то, чтобы собственники использовали свою неприспособленную квартиру для оказания гостиничных услуг. Однако мы видим, что недобросовестные предприниматели не прекращают искать лазейки в законе, которые могут повлечь нарушение прав и интересов соседей. Наша задача реагировать на такие случаи и добиваться неукоснительного исполнения закона», – подчеркнул Пахомов.

По его словам, если депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на приемах граждан получат такую информацию, то это станет поводом для деятельности контрольно-надзорных органов. При этом запрет хостелов не распространяется на так называемые «туристические квартиры», в которых собственник как наймодатель заключает договоры краткосрочной аренды обособленных помещений (комнат).

«Отложенный срок вступления закона в силу был связан, в том числе, с высоким туристическим сезоном. Рассчитываем, что системы онлайн-бронирования также примут меры, чтобы исключить возможность бронирования мест в нелегальных хостелах на новогодние праздники. Это также станет предметом для нашего внимания», – заключил депутат.

 

Антон Гетта: Нововведения ускорят закупки необходимых лекарств https://leo-mosk.livejournal.com/6824268.html

С 1 октября вступает в силу ряд изменений в 44-ФЗ «О контрактной системе», касающихся ускорения проведения закупочных процедур – в том числе лекарственных препаратов. Об этом сообщил заместитель Председателя комитета Госдумы по <lj-cut>финансовому рынку, Руководитель экспертно-консультативного совета фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок Антон Гетта.

По словам парламентария, теперь, согласно нововведениям, в следующем плановом периоде с заказчиков снимается необходимость обоснования закупок на стадии их планирования, а сами планы закупок будут отменены (останется только один план-график). Более детально процесс регламентирует Минфин в подзаконных актах.

Он добавил, что с 1 июля этого года в 44-ФЗ заработала норма, согласно которой закупки неопределенного объема можно проводить для всех объектов закупки. Формально с 1 октября по данной схеме можно закупать и медикаменты.

Напомним, что в апреле текущего года в рамках рабочей группы Госдумы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд под председательством Первого вице-спикера нижней палаты парламента Александра Жукова был подготовлен пакет поправок в закупочное законодательство, направленных на ускорение проведения закупочных процедур и повышение их прозрачности, эффективности и качества.

Так, например, среди 128 поправок, принятых в апреле, была поправка об увеличении предельного значения цены контракта на закупку лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, без проведения конкурентных закупок с 200 тысяч до 1 млн рублей.

«Нововведения, вступающие в силу с 1 октября, в конечном итоге направлены на улучшение качества жизни людей, в том числе в плане своевременного обеспечения нуждающихся необходимыми им лекарственными средствами. И работа по внесению поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ в осеннюю сессию будет продолжена», – заявил Гетта.

 

1 октября вступают в силу поправки об отмене льготного НДС на пальмовое масло и введении пониженной ставки налога на добавленную стоимость в отношении отдельных видов плодово-ягодной продукции https://leo-mosk.livejournal.com/6824512.html

Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, комментируя вступление в силу норм, заявил: <lj-cut>

«С 1 октября 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 268-ФЗ «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса РФ.

Данный закон исключает пальмовое масло из перечня товаров, при продаже которых используется льготная ставка НДС (10 процентов), и включает в этот перечень фрукты и ягоды, в том числе, отечественный виноград.

Принимая данный закон, мы, в первую очередь, руководствовались заботой о здоровье граждан. Повышение ставки НДС на пальмовое масло приведет не только к уменьшению его использования при изготовлении молочной продукции, что снизит вредное воздействие на здоровье россиян, увеличит количество полезных молочных продуктов на наших прилавках, но и позволит привлечь в бюджет дополнительно около 5 млрд рублей, которые мы рекомендовали Правительству направить на поддержку российской молочной отрасли. Эта мера увеличит субсидию молочному животноводству более чем в два раза.

Снижение налога на добавленную стоимость при реализации фруктов и ягод является прямой поддержкой российских производителей, сделает отечественную продукцию более конкурентной, а также более доступной для россиян».

 

Сергей Неверов: Перед первым чтением бюджета фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обсудит с Антоном Силуановым предложения по законодательному решению приоритетных вопросов бюджета https://leo-mosk.livejournal.com/6823813.html

Инициативы рабочей группы фракции, разработанные совместно с Правительством, <lj-cut>коснутся бюджетной обеспеченности регионов, своевременного доведения средств до территорий и реализации программы комплексного развития сельских территорий; их предполагается включить в постановление, которое будет приниматься по итогам рассмотрения закона о федеральном бюджете на 2020 – 2022 годы.

Правительство РФ сегодня внесло в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета на 2020-2022 гг.

Комментируя внесение законопроекта, заместитель председателя Государственной Думы РФ, Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Неверов подчеркнул, что депутатами фракции создана рабочая группа, основной задачей которой является проработка законодательного обеспечения решения приоритетных вопросов, стоящих перед бюджетом.

«По итогам встречи фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с первым заместителем Председателя Правительства Антоном Силуановым мы выделили 4 основных направления. В первую очередь, необходимо, чтобы средства, которые будут приняты в федеральном бюджете, поступили в регионы в начале года. Во вторых, нам необходимо решить проблему огромной разницы в бюджетной обеспеченности регионов. Из второй задачи логично вытекает третья – поддержка инвестиционных проектов в регионах, повышение инвестиционной привлекательности на местах за счет развития инфраструктуры – транспортной, энергетической, социальной»,- рассказал журналистам глава фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Четвертой темой, приоритетной для рабочей группы единороссов, является вопрос реализации и финансового обеспечения программы комплексного развития сельских территорий. Неверов рассказал, что, в первую очередь, депутаты фракции будут добиваться от министерства финансов увеличения финансирования программы и снижения уровня софинансирования, необходимого со стороны субъектов, до 5%.

«Перед первым чтением бюджета мы еще раз пригласим Антона Германовича (Силуанова) на встречу с фракцией, чтобы обсудить предложения, которые выработает рабочая группа, и включить их в постановление, которое будет приниматься по итогам рассмотрения закона о федеральном бюджете на 2020 – 2022 годы», – сказал Неверов.

При формировании бюджета Правительство опиралось нa консервативные прогнозы и исходило из того, что он будет профицитным нa протяжении всех трех лет. Учитывая нестабильность на мировых рынках, сохраняется механизм «бюджетного правила», несмотря на довольно высокие цены на энергоресурсы, цена отсечения зафиксирована на уровне 42,4 доллара за баррель нефти марки Urals в 2020 году. Дополнительные доходы будут аккумулироваться в Фонде национального благосостояния.

Доходы бюджета в 2021 году планируются в сумме 21,2 триллиона рублей (дополнительные нефтегазовые – 2,2 триллиона рублей), расходы – 20,6 триллиона рублей, профицит – 0,6 триллиона рублей, в 2022 году – 22,06 триллиона, (2,03 триллиона), 21,77 триллиона и 0,29 триллиона рублей, соответственно. Объем ВВП прогнозируется на 2021 и год на уровне 120,364 триллиона рублей, на 2022 год – 128,508 триллиона рублей, а инфляция – не более 4% в год.

 

Андрей Макаров: Первое чтение законопроекта о федеральном бюджете может состояться 24 октября https://leo-mosk.livejournal.com/6822814.html

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам рассказал о порядке рассмотрения нижней палатой парламента проекта главного финансового документа страны. <lj-cut>

В понедельник, 30 сентября, в Государственную Думу поступил проект федерального бюджета РФ на следующую трехлетку. Председатель профильного комитета Госдумы, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров рассказал о порядке рассмотрения нижней палатой парламента главного финансового документа страны.

Прежде всего, он отметил, что в этом году на бюджетном портале впервые вместе с проектом бюджета размещается оценка налоговых расходов.

«В соответствии с Бюджетным кодексом, закон о бюджете поступает в Государственную Думу – часть на бумажном носителе, а часть размещается в электронном виде, – напомнил он. – Какие документы представляются на бумажном носителе? Сразу скажу, объем этих документов – 6687 страниц, из них непосредственно закон о бюджете – 5056 страниц. Таким образом, на бумажном носителе представляется сам закон о бюджете, а также ряд материалов: пояснительная записка, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития РФ на три года и пакет законов законопроектов, сопровождающих бюджет – в данном случае их девять – которые вносятся одновременно с бюджетом. Из тех документов, которые размещаются на бюджетном портале (budget.gov.ru), я бы отметил, что впервые в истории бюджетного процесса размещается оценка налоговых расходов РФ. Этого не было раньше, впервые в данном случае представляется это в законе».

В среду, 2 октября, состоится внеочередное заседание Совета Госдумы, на котором будет рассмотрен проект федерального бюджета на 2020-2022 годы. А первое чтение документа может состояться уже 24 октября, сообщил Макаров.

«В первую очередь, в соответствии с Бюджетным кодексом, комитет по бюджету должен проверить все материалы, представленные вместе с бюджетом на предмет соответствия ст. 192 Бюджетного кодекса, – отметил глава думского комитета. – На это даются сутки. Вот сейчас практически, сразу после нашей встречи комитет по бюджету начнет проверять соответствие этих материалов. В случае, если эти материалы соответствуют закону, комитет по бюджету вносит на рассмотрение Совета Госдумы предложения по порядку организации работы над проектом федерального бюджета».

По словам Макарова, этот порядок включает, во-первых, определение комитетов, ответственных за рассмотрения законопроектов и комитетов-соисполнителей; устанавливает сроки рассылки законопроектов и получение на них соответствующих заключений (заключение Счетной палаты, заключения по межбюджетной части Совета Федерации). Кроме того, на утверждение Совета ГД будет представлен список профильных комитетов, ответственных за рассмотрение государственных программ. «На это особо обращаю внимание, потому что каждая государственная программа будет рассмотрена профильным комитетом, комитетом по бюджету, в том числе совместно. И именно в рамках госпрограмм нам предстоит рассматривать вопросы, связанные с финансовым обеспечением национальных проектов», – пояснил парламентарий.

В соответствии с законом, на рассмотрение Государственной Думой законопроекта о бюджете дается 60 дней. «И в этой связи, если, я повторяю, у нас материалы соответствуют закону, можно обозначить сейчас несколько дат. Первое – Совет Государственной Думы может состояться в среду, 2 октября, то есть послезавтра и рассмотрит все эти вопросы. Комитет по бюджету после получения всех заключений начнет рассматривать законопроект, основные параметры, каждую госпрограмму, начиная с 14 октября. И исходя из того примерного графика, который может рассматриваться, на первое чтение в Государственной Думе законопроект может быть вынесен 24 октября», – сообщил Макаров.

По его словам, внесены еще девять бюджетообразующих законопроектов. «Назову лишь несколько из них. Это страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об индексации минимального размера оплаты труда, об установлении единых предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией национальных проектов», – перечислил он.

С материалами смогут ознакомиться все желающие. «Сегодня мы зарегистрировали получение (законопроекта о федеральном бюджете). Как только Председатель Госдумы направит данный законопроект в комитет по бюджету, первое, что будет сделано – законопроект и все документы к нему будут размещены в базе, с ними можно будет ознакомиться в полном объеме. Сразу хочу сказать, что по традиции комитет по бюджету обеспечит рассмотрение бюджета с привлечением ведущих экспертов, ведущих экономических институтов, центров страны и все заседания комитета по бюджету будут транслироваться в интернете», – заключил Макаров.

 

Андрей Макаров рассказал об основных параметрах федерального бюджета предстоящей трехлетки https://leo-mosk.livejournal.com/6823013.html

Проект внесенного Правительством в Госдуму бюджета предполагает снижение нефтегазовой зависимости российской экономики, отметил Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Правительство России в понедельник, 30 сентября, внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов.

Одновременно с бюджетом на рассмотрение нижней палаты парламента внесены: трехлетний прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогнозный план приватизации, оценки ожидаемого исполнения бюджета за текущий год.

Представляя журналистам внесенный в Госдумы документ, Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат Андрей Макаров (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что ненефтегазовый дефицит бюджета страны снизится в 2020 году до 5,8%.

«Предполагается, что доходы в 2020 году составят 20 трлн 380 млрд рублей. И в дальнейшем каждый год будут увеличиваться примерно на 1 трлн рублей», – заявил парламентарий.

Согласно предложенному проекту бюджета, расходы составят 19 трлн рублей 503 млрд рублей. «Дальше расходы по трехлетке будут расти, несколько опережая темпы доходов больше, чем на 1 трлн рублей в год», – отметил Макаров

По его словам, законопроект предполагает профицитный бюджет. «Однако размер профицита постепенно снижается, начиная с 2020 года в течение трехлетки», – указал глава думского комитета.

«Ненефтегазовый дефицит, который, строго говоря, является важнейшим показателем, отражающим зависимость страны от сырьевых ресурсов, как предлагается, в 2020 году снизится до 5,8% и останется практически в течение трехлетки на этом уровне», – подчеркнул Макаров.

Он также обратил внимание на то, что ВВП страны в 2020 году в абсолютном выражении составит примерно 113 трлн рублей и дальше будет расти примерно на 8 трлн рублей в год.

«Однако темпы роста ВВП в законопроекте даже снижаются по сравнению с теми, которые были у нас, когда мы принимали бюджет в прошлом году и которые планировались на этот год. Планировалось 2%, сегодня в законопроекте стоит цифра 1,7%, – отметил Макаров. – Думаю, что эту цифру придётся очень серьезно обсуждать в парламенте, и эта цифра, безусловно, у многих вызывает сомнения».

Также, по словам главы бюджетного комитета, в соответствии с представленным социально-экономическим прогнозом в следующие три года снижаются и темпы роста инвестиций. «Если планировалось, что эти темпы будут составлять 7,6%, то в проекте закона они составляют 5%. В этой ситуации, естественно, возникает вопрос о том, если планируется снижение темпов роста инвестиций на федеральном уровне, то почему для регионов планируется увеличение темпов роста инвестиций», – говорит Макаров.

Кроме того, сокращаются на 0,2 процентных пункта прогнозные темпы роста реальных располагаемых доходов населения. «Хотя мы видим, что по сравнению с 2019 годом они растут на 1,4%, в то же время необходимо отметить, что прогнозные темпы их роста сокращаются на 0,2 процентных пункта. То есть, в данном случае реальные располагаемые доходы растут, но не такими быстрыми темпами, как мы планировали год тому назад», – пояснил парламентарий.

Реальная заработная плата должна расти более высокими темпами, чем планировалось год тому назад, добавил Макаров.

Очень серьезные вопросы, по словам депутата, вызывают предложенные в законопроекте цифры по предполагаемой инфляции. «В прогнозе инфляции в законе стоит 3%, между тем прогноз по инфляции Банка России, который строго отвечает за этот показатель, эта цифра стоит 4%, – сказал Макаров. – Мы понимаем, насколько это цифра важна, потому что эта цифра означает компенсацию очень многих вопросов, связанных с пособиями и с доходами населения. И поэтому, естественно, вопросы, связанные с инфляцией в Государственной Думе будут рассматриваться очень серьезно».

«В законопроекте предлагается цена на нефть марки Urals среднегодовая 57 долларов за баррель, за январь-август текущего года эта цена составляет 67,54 доллара за баррель. То есть она, как мы видим, значительно выше, поэтому в прогнозе предполагается снижение среднегодовой цены», – добавил Макаров.

Что касается курса рубля к доллару, то предполагается, что в следующем году он составит в среднем 65,7, сказал глава думского комитета.

 

Поручения Президента по итогам Послания и «прямой линии» финансово обеспечены в проекте бюджета следующей трехлетки https://leo-mosk.livejournal.com/6823191.html

В проекте федерального бюджета на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрены средства на реализацию поручений Президента РФ Владимира Путина, <lj-cut>которые он озвучил в ходе Послания Федеральному собранию, и «прямой линии» главы государства. Об этом заявил в понедельник, 30 сентября, Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), рассказывая журналистам о параметрах внесенного в Госдуму бюджета.

«Безусловно, ключевым вопросом при обсуждении парламентом законопроекта о бюджете будет финансовое обеспечение решений Президента, которые были им озвучены в рамках Послания Федеральному Собранию и в рамках поручений, данных по итогам «прямой линии», – заявил Макаров.

В частности, по его словам, речь идет о финансировании ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка – ранее депутаты приняли закон об изменении критерия нуждаемости при назначении пособия с 1,5 прожиточных минимумов до двух прожиточных минимумов.

Речь также об увеличении с 5,5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей ежемесячной выплаты неработающим родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы.

В проекте бюджета заложены субсидии в адрес ДОМФ в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

Также, по словам главы думского комитета, дополнительные средства будут направлены на обеспечение надлежащих условий для обучения и пребывания детей в общеобразовательных организациях и социальных доплат к пенсии, на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Кроме того, в проекте бюджета предусмотрены средства для распространения программы «Земский доктор» на врачей и фельдшеров в возрасте 50 лет и старше. «Напомню, это суммы 1 млн рублей и 500 тысяч рублей – решение о распространении на тех, чей возраст превысил 50 лет, уже было принято в законодательстве», – сказал Макаров.

Проектом бюджета также финансово обеспечено сохранение достигнутых соотношений по оплате труда категории работников, определенных Указами Президента, реализация программы «Земский учитель», строительство реабилитационных центров и внесение сведений о границах особо охраняемых природных территорий федерального значения в единый государственный реестр недвижимости.

Предполагается, что на эти и другие цели, обозначенные в поручениях главы государства в рамках Послания Федеральному Собранию, в 2020 году потребуется около 57 млрд рублей, в 2021-м – 95,5 млрд рублей и в 2022 году – 140,5 млрд рублей, сообщил Макаров. «Средства эти сейчас есть. Мы, безусловно, должны проверить, как они распределены и как они пойдут на решение поручений, выходящих из послания Президента», – подчеркнул глава бюджетного комитета.

Андрей Макаров отдельно остановился на тех вопросах, которые были подняты в ходе «прямой линии» Президента. Он напомнил, что по ее итогам главой государства было дано поручение о повышении размера пособия на ребенка в возрасте от полутора до трех лет. «Цена этого вопроса только в 2020 году составляет 75 млрд рублей дополнительно, и постепенно возрастает: в 2021 – 78 млрд рублей и в 2022 – почти 82 млрд рублей», – указал парламентарий.

Кроме того, Президент поручил обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России с 2020 года до 32 тысяч рублей в месяц. По словам Макарова, соответствующие решения нашли свое отражение в проекте бюджета. «Мы помним это тему во время «прямой линии», Президент тогда дал поручение. Решения были приняты, потребуется в 2020 году – 16,2 млрд рублей, в 2021 году – 16,3 млрд рублей и в 2022 – 17 млрд рублей», – сказал депутат.

В проекте бюджета предусмотрены ежемесячные выплаты на третьего и последующих детей до трех лет в субъектах, входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов, а также ежемесячные денежные выплаты ветеранам, гражданам, входившим в отряды самообороны Республики Дагестан в 1999 году, продолжил Макаров.

«Решение на законодательном уровне принято, теперь оно должно быть обеспечено деньгами», – заявил он.

По расчетам бюджетного комитета, на решение обозначенных в ходе «прямой линии» вопросов в 2020 году потребуется почти 97 млрд рублей, в 2021 году – 104 млрд рублей и в 2022 году – 112 млрд рублей, уточнил Макаров.

 

Андрей Макаров: Бюджет учтет приоритеты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в части доведения средств до регионов и реализации программы развития сельских территорий https://leo-mosk.livejournal.com/6823448.html

Вопросы поддержки регионов и финансового обеспечения госпрограммы комплексного развития сельских территорий, обозначенные фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», будут проработаны в ходе рассмотрения федерального бюджета на 2020-2022 годы, сообщил глава думского комитета по бюджету и налогам, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров.

Председателем Госдумы и фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в рамках «нулевого чтения» главного финансового документа страны были обозначены и приняты как приоритеты для настоящего бюджета вопросы, связанные с обеспеченностью регионов и реализацией госпрограммы комплексного развития села. Эти вопросы будут совместно с Правительством проработаны и учтены в ходе обсуждения бюджета на 2020-2022 годы. Об этом в понедельник, 30 сентября, заявил Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров.

Правительство в понедельник внесло в Госдуму главный финансовый документ страны на предстоящую трехлетку. Говоря о предстоящей работе над бюджетом, Макаров, в частности, напомнил, что «Председателем Госдумы и фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» были поставлены и приняты как приоритеты для настоящего бюджета вопросы, связанные с обеспеченностью регионов, выравниванием того экономического неравенства, которое сегодня сложилось у регионов страны. Это один из важнейших вопросов, который будет рассматриваться в ходе рассмотрения проекта бюджета».

«Очень важный вопрос – это вопрос эффективности расходования бюджетных средств. Как с точки зрения того, чтобы ни один рубль не пропал даром, так и – очень важно, – чтобы эти средства начали работать не со второй половины года, как это обычно бывает, а непосредственно с 1 января», – заявил парламентарий.

«Соответствующее решение предстоит принять Государственной Думе при рассмотрении бюджета», – сообщил Макаров.

Председатель профильного комитета напомнил, что «фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» создала с Правительством совместную рабочую группу, которая эти предложения готовит». Он выразил надежду, что «они все найдут свое отражение при рассмотрении бюджета и тех законопроектов, которые мы будем принимать в ходе принятия бюджета».

«Очень важная тема – это поддержка, реализация программы, связанной с социальным развитием села. Эта тема является, безусловно, ключевой. Данная программа впервые находит свое отражение в проекте бюджета как самостоятельная программа. Этой программе придается особое значение как с точки зрения финансового наполнения, так и реального улучшения качества жизни на селе», – проинформировал Макаров.

Напомним, ранее по итогам Собрания фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с участием министра финансов Антона Силуанова 25 сентября Руководитель фракции, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов заявил, что во фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет создана рабочая группа по изменению бюджетного законодательства. По словам Руководителя фракции, работа будет вестись по четырем направлениям: сокращение сроков доведения средств до регионов, сокращение межбюджетного разрыва, обеспечение инвестиционных проектов регионов и развитие сельских территорий.

Он уточнил, что речь идет о сокращении реальных сроков доведения средств из федерального бюджета в регионы и муниципалитеты: «Мы обсудили с министром финансов, с профильными министрами необходимые поправки, возможно, в Бюджетный кодекс, в другие законы для того, чтобы средства, которые будут приняты в федеральном бюджете, поступили в регионы в максимально короткие сроки – конце февраля-начале марта, то есть в первом квартале 2020 года».

«Второй момент – это колоссальная разница в бюджетной обеспеченности регионов, а также ориентирование федерального бюджетного процесса на поддержку инвестиционных проектов в субъектах: по сути, это вопрос государственно-частного партнерства: строительство аэропортов, мостовых переходов, других крупных объектов, современных предприятий. Но для инвестора важны инфраструктурные вещи: дороги, железнодорожных, подъездных путей, освещение, проведение газа», – заявил Неверов.

Четвертая тема проработки – вопрос реализации и финансового обеспечения программы комплексного развития сельских территорий: во фракции намерены добиваться не только увеличения финансирования (сейчас Минфином заложено только 45% от паспортного значения программы) но и снижения уровня софинансирования мероприятий программы для регионов до 5%.

«В рамках рабочей группы, которая создана во фракции, на этой региональной неделе с министерством финансов, с профильными министерствами, на которые «завязаны» средства, мы это проговорим», – уточнил он.

По итогам обсуждения будет подготовлен, в частности, проект постановления Госдумы, в котором будут отмечены необходимые изменения в бюджете и законодательстве, которые необходимо принять вместе с проектом бюджета (во втором чтении).

 

1 октября вступает в силу закон о цифровых правах – Крашенинников https://leo-mosk.livejournal.com/6822091.html

Завтра, 1 октября 2019 года вступает в силу закон о цифровых правах – Федеральный закон № 34-ФЗ от 18.03.2019 года «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса РФ».

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сказал, что данный закон является основополагающим для регулирования отношений в рамках цифровой экономики. Это новая сфера для российского права, поэтому важно закрепить основные положения в Гражданском кодексе. Конкретные правила оборота цифровых объектов устанавливаются в специальных законах.

Законом введены в ГК РФ несколько базовых положений о новых цифровых объектах экономических отношений. Фактически эти новые объекты создаются и используются – и в России и за рубежом, но российским законодательством напрямую до сих пор не регламентировались, поэтому лица, приобретающие такие объекты, а также их кредиторы и наследники могли оказаться без правовой защиты, – отметил Павел Крашенинников.

Цифровые технологии очень прочно вошли в нашу жизнь. В сети «Интернет» развивается рынок таких объектов как «токены», «криптовалюта» и др. Довольно широко распространено заключение контрактов в сети «Интернет» путем нажатия кнопок на компьютере, смартфоне или отправки СМС. Приобретение товаров и оплата услуг онлайн уже стала одной из главных тенденций потребительского рынка. Появление новых цифровых возможностей существенно упрощает нашу жизнь, но поскольку эти отношения не были урегулированы напрямую законодательством, создавались большие риски. Закон позволяет обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, для предоставления защиты гражданам и организациям по таким сделкам, – сообщил Павел Крашенинников.

1. Законом закрепляется базовое определение «цифровое право» (юридический аналог термина «токен»), определяется его участие в обороте как объекта гражданских прав.

С этой целью вводится новая статья 141.1 ГК РФ «Цифровые права». Под цифровыми правами предлагается понимать особые «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу».

2. Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.

Устанавливается, что дистанционное выражение лицом своей воли с помощью электронных или других технических средств (смартфонов, компьютеров) будет приравнено к простой письменной форме сделки. В результате сделки, совершаемые путем отправки смс или путем заполнения формы в сети «Интернет» будут считаться заключенными и действительными. Получат признание также электронные доверенности. Исключение – для завещаний, они не могут быть составлены с использованием электронных средств.

3. Регулируется сфера «смарт-контрактов» (условие об автоматическом исполнении договора).

Такие условия договоров распространены в банковской сфере (например, клиент может поручить банку списание коммунальной платы в режиме «автоплатежа»). Также они востребованы и в электронной торговле. В результате, лицо, покупающее тот или иной виртуальный объект, получит его автоматически при наступлении указанных в соглашении обстоятельств. У продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги.

4. Решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации («big data»). Для этого вводится в ГК РФ конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации. Такой договор предусматривает защиту от получения информации третьими лицами.

Павел Крашенинников отметил, что закон закрепляет базовые нормы для регулирования оборота цифровых прав и, что очень важно, будет обеспечена судебная защита прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики.

 

1 октября вступает в силу реформа судов общей юрисдикции и правил судопроизводства – Крашенинников https://leo-mosk.livejournal.com/6822353.html

Завтра, 1 октября 2019 года вступают в силу масштабные законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства:

- о реформировании судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»);

- о реформировании судопроизводства (Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»);

- о групповых исках (Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»); и др.

1. Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2019 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов.

В настоящее время (до 1 октября 2019 года) в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные суды, областные и равные им суды (верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения и т.д.). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный Суд РФ – по определенным категориям дел. Вынесенное ими решение по закону можно оспорить в следующей инстанции – апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды. Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то обращаются с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда, поэтому не исключены искушения, – отметил Павел Крашенинников.

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции, – сказал Павел Крашенинников.

Эти изменения направлены на укрепление независимости судебной системы, снижение коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия, – сообщил Павел Крашенинников. Подобная реформа проводилась ранее в системе арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции. А также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Кассационные полномочия областных и равных им судов передаются в полной мере кассационным судам. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Законом № 1-ФКЗ определено место постоянного пребывания новых судов. Этот вопрос отдельно прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспортной составляющей, развития инфраструктуры регионов, наличия юридических вузов для подготовки кадров.

Кассационные суды общей юрисдикции:

Первый кассационный суд – в городе Саратове;

Второй кассационный суд – город Москва;

Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;

Четвертый кассационный суд – город Краснодар;

Пятый кассационный суд – город Пятигорск;

Шестой кассационный суд – город Самара;

Седьмой кассационный суд – город Челябинск;

Восьмой кассационный суд – город Кемерово;

Девятый кассационный суд – город Владивосток;

кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Апелляционные суды общей юрисдикции:

Первый апелляционный суд – в городе Москве;

Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд – город Сочи;

Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;

апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Вместе с тем, Законом № 1-ФКЗ предусмотрена возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это позволит повысить доступность правосудия для лиц, которые находятся или проживают в отдаленных местностях.

2. Отдельно необходимо сказать о реорганизации в системе военных судов, которые также относятся к судам общей юрисдикции. С 1 октября 2019 года начнут работу апелляционный военный суд и кассационный военный суд, в связи с чем были внесены изменения в структуру, территориальную юрисдикцию и названия военных судов. Система военных судов приведена в соответствие с существующим военно-административным делением РФ.

Два окружных военных суда – Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге – объединены в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в Екатеринбурге и постоянным судебным присутствием в Самаре.

3. Структурные изменения судебной системы ведут к необходимости изменения правил судопроизводства, которыми руководствуются суды общей юрисдикции. Соответствующие поправки были введены вторым масштабным законом реформы № 451-ФЗ – судопроизводственным.

В числе наиболее важных судопроизводственных изменений:

1) С 1 октября 2019 года представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности – за исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами.

При этом требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные. Такие категории лиц могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.

Правило о наличии высшего юридического образования уже действует в отношении представителей сторон по административным делам. КАС РФ также дополняется новым альтернативным критерием – наличие у представителей ученой степени по юридической специальности;

2) С этой же даты вводится сплошная кассация. Теперь каждая кассационная жалоба будет рассматриваться кассационным судом коллегиально, что позволит обеспечить качественную проверку кассационных жалоб по существу, в отличие от выборочной кассации;

3) Расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе, путем увеличения суммы исковых требований о взыскании денежных средств по таким делам.

В ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства – в размере 100 тыс. рублей.

В арбитражном процессе устанавливается для индивидуальных предпринимателей – 400 тыс. рублей, для юридических лиц – 800 тысяч рублей.

По публично-правовым категориям дел – сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство в АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей;

4) Исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим установлено правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Например, если иск был подан в арбитражный суд, а должен рассматриваться судом общей юрисдикции, то теперь суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью;

5) Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

4. Еще одно важное изменение – Законом № 191-ФЗ вводится возможность граждан с 1 октября 2019 года обращаться в суд с групповыми исками в защиту своих прав и законных интересов.

Павел Крашенинников отметил, что во многих странах давно существует и активно используется такая возможность. Это удобно для истцов, поскольку экономит их время и сокращает финансовые издержки, и для судебной системы, поскольку значительно ускоряет рассмотрение схожих дел и способствует формированию единообразной судебной практики. В нашей стране возможность обращения в суд с групповыми искам до сих пор существовала только в арбитражном судопроизводстве (в АПК РФ), но теперь она появится и у граждан при обращении в суд общей юрисдикции.

Граждане смогут подать группой иск, если к нему присоединилось не менее 20 участников, при наличие общих или однородных требований, при схожих обстоятельствах и в отношении общего ответчика. Кроме того, всеми членами группы должен использоваться одинаковый способ защиты своих прав. Т.к. если у участников группы будут разные способы защиты – один будет требовать признания, другой замены товара, третий компенсации, четвертый денежных выплат, то на практике могут возникнуть трудности, – отметил Павел Крашенинников.

Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства). Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства, – сообщил Павел Крашенинников. Это могут быть групповые иски жителей многоквартирного дома, чьи права, по их мнению, нарушила управляющая компания, или клиентов сферы услуг: гостиниц, ресторанов, клиник и т.д.

Присутствовать всем участникам в суде не нужно, их представляет определенное лицо, которое ведет дело в интересах группы, – сказал Павел Крашенинников.

Минимальный размер группы для подачи группового иска в суд общей юрисдикции составляет 20 лиц (т.е. до подачи иска к нему должно присоединиться не менее 20 граждан). При подаче группового иска в арбитражный суд минимальный размер группы остается прежним – не менее 5 присоединившихся лиц.

О возможности присоединения к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц делается предложение в публичной форме – путем опубликования сообщения в СМИ, либо на сайте суда в сети «Интернет», на порталах «Мой арбитр», ГАС «Правосудие».

Желающие присоединиться к групповому иску смогут это сделать вплоть до перехода суда к судебным прениям, т.е. даже в период рассмотрения дела в суде. Это позволит присоединиться к иску максимально большому количеству участников, – сказал Павел Крашенинников.

Присоединение новых членов группы возможно не только путем подачи ими заявления о присоединении в письменной форме, либо непосредственно в суд. Оно может осуществляться и путем заполнения интерактивной формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет» или на порталах «Мой арбитр», ГАС «Правосудие». Это сделает возможность присоединения к групповому иску более удобной и быстрой, – отметил Павел Крашенинников.

Порядок несения участниками группы судебных расходов (равно как и возможных доходов) оформляется ими в соглашении, которое подлежит нотариальному удостоверению.

Срок рассмотрения дел по групповым искам составит до 8 месяцев (в АПК РФ и ГПК РФ).

C иском в защиту прав и законных интересов группы лиц также смогут обратиться органы, организации и не являющиеся членами группы граждане, в установленных федеральными законами случаях. Кроме того, должностные лица органов государственного надзора в сфере защиты прав потребителей наделяются полномочиями обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей.

Новеллы предоставят гражданам упрощённые возможности для защиты своих прав и законных интересов в суде, позволят во многих случаях ускорить судебную защиту, – сказал Павел Крашенинников. При этом количество схожих исков уменьшится и упростится их рассмотрение судами. Кроме того, эти изменения будут способствовать формированию единообразной судебной практики.

 

Сергей Миронов предлагает правительству значительно увеличить объёмы финансирования здравоохранения

Руководитель парламентской фракции “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ” Сергей Миронов отметил усиление социальной направленности проекта бюджета, предложенного правительством на будущий и два последующих года. При этом глава “СР” считает, что главный бюджетный план страны по-прежнему содержит целый ряд недостатков.

Согласно внесенному сегодня правительством законопроекту о бюджете предполагается увеличить финансирование здравоохранения на 50 процентов. Увеличиваются и другие социальные расходы.

«Лед тронулся, – комментирует С. Миронов. – Впервые за несколько лет правительство прислушалось к многолетним рекомендациям депутатов “СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ” и других социалистов. Совершенно оправдано, что в бюджетном приоритете именно здравоохранение. Ведь ситуация в российских больницах, особенно в малых городах и селах, сложилась критическая: массовые увольнения при острой нехватке специалистов, забастовки медработников, обоснованное недовольство граждан. Летом этого года наша партия опубликовала обширный доклад о положении российского здравоохранения. Видимо, в правительстве внимательно его изучили, предложив настоящий поворот в финансировании отрасли. Но мы считаем, что надо идти дальше, чтобы устранить те системные угрозы, которые несет недофинансирование социальной сферы».

Еще в 2017 году фракция “СР” внесла в Госдуму законопроект об установления минимального объема расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование и культуру. Согласно инициативе, доля расходов федерального бюджета по этим статья должна быть не меньше семи, семи и трех процентов соответственно. Законопроект до сих пор не рассмотрен парламентом.

«7 процентов – это та красная чета, которую нельзя преступать, если мы хотим сохранить Россию как социальное государство. В условиях заявленного в бюджете профицита нет формального повода для жесткой экономии на социальных расходах. Мы еще внимательно изучим все аспекты правительственного документа: обеспечивает ли бюджет достойный уровень социальной поддержки граждан, развитие образования, науки, культуры. И при необходимости будем, как и в прошлые годы, вносить альтернативные бюджетные предложения, в которых приоритет будет отдаваться социальным расходам и поддержке реальной экономики», – заключил руководитель фракции “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ“.