28.12.19 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным

Включить светлячков и зажечь факелы – выдать нежелаемое за действительное https://leo-mosk.livejournal.com/7219922.html

Удивительным образом находятся русские люди, в сознании которых на уровне BIOS прошито пренебрежительное отношение к русскому кино. И вообще ко всему русскому. Тем не менее, маятник истории пошел в обратную сторону. Десяток лет назад невозможно было представить, что лешие, домовые, русалки и навки в лесу способны победить Микки-маусов и прочих гигантов комикс-культуры.

Фильм «Холоп» безусловно эксплуатирует возврат запроса на русское. Его создатели наши русское в сочетании отблесков татаро-монгольского ига с современным мажором и погрузили этот компот в 19 век преддверия перемен.

Мажор перевоспитывается, совершает подвиг и тем подвигает к изменению жизни своего папы, который все это затеял и оплатил. Накал страстей нагнетается профессионально. Ключевые события происходят за мгновение до прибытия полиции.

Мгновения растягиваются или уживаются по воле режиссера. Жизнь представлена как одна съемочная площадка, утыканная видеокамерами. Актеры вовремя топятся, вешаются, отрубают голову. включаются светляки и зажигаются факелы. Получается красиво.

Актеры великолепны. Главную роль однако играют не люди, а трусы главной героини. Улика остается в сене, героиня ускакивает на лошади без трусов.

По ходу пьесы выясняется, что перевоспитуемый мажор ранимый, вырос без матери.

Телевидение постаралось, показывая безнаказанных мажоров. Возникает острое желание совершить ответное унижение. Фильм «Холоп» отвечает запросам общества – выдать нежелаемое за действительное.

 

Песня фильма на сайте https://mychords.net

Если город железной челюстью тебя прикусил

И бежать по этому кругу уже не хватает сил, Посмотри-ка на глобус:

Страна велика.

Садись в самолёт, поезд, автобус;

Рукой помаши - пока!

 

Припев:

В помойку всё: ноутбуки, смартфоны, социальные сети.

Деревня, тайга, Сибирь – вот это свобода, вот это хэппи!

Ёлки, волки, грибы, фуфайка, штаны с начёсом и кепи –

Вот это счастье, вот это в натуре хэппи, Вот это счастье, вот это реально хэппи!

 

И не в пробке, и не на метро, не галопом на аэродром;

Утром проснулся: птички щебечут, а ты – к колодцу с ведром.

И куда ни посмотришь –

Поля да леса, И ты почувствуешь –

Вот, началась твоя белая полоса.

 

Припев:

В помойку всё: ноутбуки, смартфоны, социальные сети.

Деревня, тайга, Сибирь – вот это свобода, вот это хэппи!

Ёлки, волки, грибы, фуфайка, штаны с начёсом и кепи –

Вот это счастье, вот это в натуре хэппи, Вот это счастье, вот это реально хэппи!

Ох, хорошо!

 

Девчонки, парни, скамейка, семечки, баня, гармонь…

Вот это жизнь: какой там театр, какой филармонь!

Запахи сводят с ума там;

Трава, клевера.

Ни офисов, ни толпы к банкоматам, А значит, ребята, пора!

 

Припев:

В помойку всё: ноутбуки, смартфоны, социальные сети.

Деревня, тайга, Сибирь – вот это свобода, вот это хэппи!

Ёлки, волки, грибы, фуфайка, штаны с начёсом и кепи –

Вот это счастье, вот это в натуре хэппи, Вот это счастье, вот это реально хэппи!

 

Холоп

режиссер Клим Шипенко

сценарий Дарья Грацевич, Антон Морозенко, Дмитрий Пермяков

продюсер Эдуард Илоян, Таймураз Бадзиев, Вячеслав Дусмухаметов, ...

оператор Юрий Никогосов

композитор Иван Бурляев, Дмитрий Носков

художник Андрей Ивакин, Наталья Якименко

монтаж Тим Павелко

жанр комедия

премьера (мир)

27 декабря 2019

премьера (РФ)

26 декабря 2019, «Централ Партнершип»

время 109 мин. / 01:49

В главных ролях:

Милош Бикович

Александра Бортич

Александр Самойленко

Иван Охлобыстин

Мария Миронова

Олег Комаров

Ольга Дибцева

Кирилл Нагиев

Сергей Соцердотский

Софья Зайка

Роли дублировали:

Сергей Габриэлян мл.

 

https://www.film.ru/articles/ot-smerda-slyshu

Холоп (2019)

комедия

Режиссеры: Клим Шипенко, Антон Морозенко, Дмитрий Пермяков

В ролях: Милош Бикович, Александра Бортич, Иван Охлобыстин, Александр Самойленко, Мария Миронова

Премьера: 26 декабря 2019 года

Гриша – сын богача и поэтому может себе позволить разъезжать на дорогих машинах, беспредельничать на улицах и каждый раз выходить сухим из воды. Однако в отличие от Москвы, где мажор чувствует себя королём, терпение отца не резиновое. Раздосадованный родственник идёт на смелый шаг: обращается за помощью к чудаковатому психологу с лицом Ивана Охлобыстина. Тот предлагает мужчине сделать пранк года: нанять актёров со сценаристами, убедить Гришу в том, что он попал в прошлое, и научить мажора уму-разуму.

Иронично, что одновременно с масштабным и пафосным «Союзом спасения», эксплуатирующим историю декабристов ради нотаций о вреде протестов, в кинотеатрах выходит «Холоп» Клима Шипенко – комедия, где фальсификация в воспитательных целях тоже разыграна в декорациях XIX века. Правда, в этот раз подопытным оказывается не зритель, а главный герой фильма – и на том спасибо.

После помпезной космической драмы «Салют-7» и провокационного остросоциального «Текста» посмотреть на смену амплуа Шипенко стало вдвойне любопытно. Последняя его комедийная работа – вышедший пять лет назад скромный ромком «Любит не любит», в котором персонаж Максима Матвеева выбирал между дочкой бизнесмена и дерзкой журналисткой. Однако сейчас Шипенко возвращается к жанру уже в статусе если не самого перспективного отечественного автора мейнстрима, то точно одного из.

Оттого ещё интереснее подмечать, как «Холоп» неосознанно «зеркалит» недавний «Текст». Наглый мажор Гриша – прототип дерзкого персонажа Янковского, добивающегося желаемого благодаря власти и деньгам. Только теперь как раз такой отталкивающий типаж и становится центральным в истории. Мотив пережитой чужой жизни (в «Тексте» – виртуальное пространство смартфона, в «Холопе» – роль крепостного Гришки), который тоже встречается в двух фильмах, здесь оборачивается комедией воспитания, а не основой для трагедии в декорациях серых российских панелек. Перекликаются даже проблемы: полицейский произвол и (невобода в России. А ещё оба героя по-настоящему зависят от IPhone.

Впрочем, актуальные социальные темы здесь проявляются достаточно вскользь. Концепт российского «Шоу Трумана» в целом не подразумевал грибоедовскую или фонвизинскую злободневность, хотя своей дидактической стороной обязан, конечно, последнему. В фильме Шипенко прежде всего – трансформация Гриши из гадкого мажора в добропорядочного, а уже потом – бэкстейдж этой разыгранной истории. Возможно, поэтому «Холоп» иногда довольно невыносим: к российским слащавым ромкомам про волшебные исправления мы уже привыкли (тем более что это кино работает по более-менее готовому шаблону), а вот к элементам деконструкции этого жанра – нет.

С другой стороны, эпизоды закулисья автоматически делают «Холопа» довольно интересным метафильмом. Пока отец Гриши, его девушка Анастасия и безумный демиург в исполнении Охлобыстина создают искусственную среду для исправления избалованного парня, эта самая искусственная среда опосредованно влияет и на них. Счастливый и абсолютно стандартный для жанра финал – Гриша влюбляется в простолюдинку Лизу и, даже выйдя за пределы разыгранного шоу, по канонам сказки живёт с ней долго и счастливо – заключает историю в своеобразную киноматрёшку, где даже реальная жизнь начинает работать по законам кино.

Из всех отечественных новогодних фильмов последних лет (а таковым кино Шипенко, несмотря на совсем не новогодний антураж, по тону является) «Холоп» – пожалуй, самый компромиссный вариант. Ведь перед новым этапом, чистой страницей жизни, которую открывает последний день года, всегда хочется напомнить себе о том, что завтра всё обязательно будет по-другому и мы, несомненно, изменимся, если захотим.

28.12.2019 Текст: Владислав Шуравин