30.12.19 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным

Прививка от революции https://leo-mosk.livejournal.com/7220028.html

Свобода обернулась рабством в зубах высшего диктатора – массового сознания в ожидании перемен с ощущением неопределенности. Пожалуй, это единственный прямой вывод из масштабного фильма «Союз спасения», по значимости сравнимого может быть с «Waterloo» или «Война и мир».

Фильм «Союз спасения» не содержит прямого осуждения декабристов, но именно в нем революционеры двухвековой давности впервые представлены в свете беспощадной бессмысленности. Снято не просто масштабно, но нагнетающее. Самые страшные фильмы о войне не воспринимаются столь тяжело.

Государственный заказ на прививку от анархизма не скроется от самого аполитичного зрителя. Константин Эрнст за что ни возьмется, любое дело доводит до высшей степени гротеска. Однако трудно представить, что фильм посмотрит его целевая аудитория, для которой он предназначается. Причина проста.

Вопреки ожиданиям, ничего общего с современностью мы не увидели. Прокатившаяся по Земле волна государственных переворотов стала продуктом социально-генетической инженерии. Она не была удовлетворением запроса общества. Ценой больших репутационных и территориальных потерь с имитацией сдачи под внешнее управление Россию удалось удержать от серии вовлечений в кровавую мясорубку.

В отличие от декабристов и последующих идейных анархистов, нынешние имеет с ними общего разве что то, что никакой оппозицией не является. Организация протеста заразна игрой в собственную значимость с иллюзией власти.

Ниже приведены рецензии, к которым нам больше нечего добавить.

 

22.01.20

«Союз спасения» посмотрели в Думе не приходя в сознание https://leo-mosk.livejournal.com/7275391.html

Прививка от анархизма: Комитет Государственной Думы по культуре и Парламентский киноклуб им. Станислава Говорухина организовал в Малом зале Госдумы демонстрации фильма режиссера Андрея Кравчука «Союз спасения».

Согласно анонсу, фильм повествует об истории первого тайного политического общества декабристов, которое было создано группой молодых гвардейских офицеров. Наши войска заняли Париж. Россия стала первой державой мира. Теперь все кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят – здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву все – положение, богатство, любовь, жизнь… и саму страну.

Обсуждение состоялось перед просмотром, потому что демонстрация в Думе догоняет широкий прокат и кто хотел, уже посмотрел.

Продюсер Анатолий Максимов сообщил что фильм уже посмотрели 2.5 млн человек. Картина еще идет, еще звучит. Реакция разная. Высокий градус обсуждения. Мы пытались показать, что гражданская война – свои против своих, а не свои против чужих. Главная задача было представить максимально объектив, насколько прошлое живет в нас.

Константин Эрнст начал с того, что Россия страна с непредсказуемой историей. Мы все читали Натана Эйдельмана. Все оказалось не совсем так. Письма губернаторам Николая с разъяснениями что произошло. Протоколы допросов. Было известно что вышли на площадь и кто-то погиб. На самом деле никто ничего не знает. Погибло 1300 человек, в основном гражданских. Картина не пропагандистская, а историческая.

Председатель комитета ГД по культуре Александр Шолохов заявил, что для него подход очевиден. Правду говорить легко, трудно истину.

Жириновский попросил оценивать последствия. То что хотят революционеры, вы у них спросите: они готовы умереть? Жириновский голосовал за Брагина, потому что знал что Ельцин развалит страну. Но все хотят Че Гевару. Царь благородный, повесил всего пятерых. Иван Грозный повесил бы пять тысяч. Жириновский ненавидел коммунистов но не хотел чтобы они ушли с позором. Почему Трубецкой не пришел на площадь? Он понял: нельзя этого делать молодые пришли. Поэтому вырабатывайте чутью. Противно но живем. Три дня революции и погибли.

Петр Толстой. Невозможно осознать, как построить наше будущее. Война своих против своих.

Фильм ВГТРК «Вторжение» депутаты не смотрели и не собираются. По словам Шолохова, Парламентский киноклуб показывать его не будет. На мой взгляд, сегодня он актуальнее «Союза спасения». Невозможно объяснить, почему после победы в отечественной войне 1812 года в России волной возникали тайные общества. Фильм с этого начинается. Однако в Думе не решают стратегические вопросы и потому не решаются их формулировать, предпочитая узнавать свое мнение от руководящих товарищей. Товарищи одобрили продукт Первого канала. Если же смотреть Первый в телевизоре. Становится понятно, он борется даже не со Вторым, а сам с собой. Революционер и судья в одном флаконе.

В российский прокат вмешалась некая третья сила, раскидав кинозрителя по пестрому коктейлю: «Союз спасения», «Вторжение», «Холоп». Получилась артподготовка общественного мнения к посланию президента и затеянным им переменам. Депутатам об этом сказать забыли. Ну хоть не наврали, как в прошлом выходило с Царем Лунгина и Лето Серебренникова, не говоря уже о Дураке Быкова. Думские зрители по указке восхищались художественной дискредитацией национальной власти.

 

Кирилл Шишкин

Фильм «Союз спасения» глазами историка

Очередная громкая премьера российского кинематографа. Мощная и пафосная реклама на телеканалах. Министр культуры считает, что этот фильм надо включить в список обязательных к просмотру для школьников.

Но едва ли до этого дойдёт. Скорее всего, через полгода-год, даже Александр Домогаров не сразу вспомнит, что это за фильм. Мало ли у него было таких проходных ролей. А вообще он хорош в мундире начала XIX века. Собственно, сочетание одного из самых уважаемых мною российских актеров, да ещё и сыгравших одного из интереснейших русских генералов той эпохи, вот что меня заинтересовало в этом фильме.

Александр Домогаров даже похож немного на настоящего Милорадовича. В любом случае мундир ему очень идёт.

Да ещё и Ингиборга Депкунайте, сыгравшая некую княгиню Бельскую. Мне как-то очень давно довелось столкнуться с Ингиборгой на съемках, попасть в плен её шарма и влюбиться в актрису навсегда.

Кстати, роль, которую она играет – полная выдумка, не было никакой княгини Бельской, равно как и возлюбленной у Муравьёва-Апостола. Всё это обычные фантазии киношников.

Словом, про сам фильм писать нечего, но зато он затрагивает интересных людей и интересные события.

Восстание декабристов – это одна из самых спорных страниц нашей истории. Современники оценивали те события совершенно по-разному. К сожалению, в советский период истории декабристов приравняли к революционерам, они же против царя и помещиков (последние уже неправда) боролись. Пытаться рассматривать объективно события того времени было в СССР крайне проблематично, критиковать декабристов – это почти как на большевиков наезжать.

Советский же период очень серьезно повлиял на восприятие большей части нашей истории. От многих сложившихся стереотипов отойти трудно даже самым объективным историкам.

Но если постараться подойти максимально не предвзято, то что мы получим.

Имеем заговор против законной власти, с целью вооруженного государственно переворота.

Самое главное, на мой взгляд, не особенно понятно, ради чего свергать самодержавие? Ведь если изучить, а что собственно хотели декабристы, то выводы очень странные.

Во-первых, вообще невозможно говорить о какой-то программе в целом, поскольку и конституция Н. М. Муравьёва, и «Русская правда» П. И. Пестеля, и «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого, и всё прочее, было в лучшем случае о разном, а порой и противоречили друг другу.

Во-вторых, если критически подойти ко всем пожеланиям декабристов, то не очень видна разница между тем, что они хотели видеть в России, и тем, что в ней уже было.

Мне кажется, что очень правильно провести аналогию между декабристами и современной оппозицией.

Молодые люди, с огромной долей романтики в душе, мечтают о чем-то светлом и высоком, совершенно не понимая, как и что надо делать конкретно, чтобы к этому светлому будущему прийти.

Им кажется, что всего лишь нужно свергнуть действующую власть, встать на её место, а там уж оно само всё пойдёт. И сразу заживём!

Увы, подобного за последние десятилетия России насмотрелась и натерпелась. И если бы вдруг (у них совершенно не было шансов) декабристы власть захватили, то было бы в нашей истории ещё одним смутным временем больше.

Всё восстание на Сенатской площади в декабре 1825 года могло легко развалится благодаря всего лишь одному человеку. Ведь собственно, на площадь вышли простые солдаты, которых туда привела кучка офицеров-заговорщиков. Солдатам же до этих высоких материй было как до Луны. Их дело стрелять да помирать, а за что, господину полковнику известно.

Но когда к ним выехал генерал Милорадович, всё восстание оказалось под угрозой, поскольку за этим генералом солдаты могли просто уйти с площади.

Генерал от инфантерии Михаил Андреевич Милорадович тогда был Петербургским губернатором. Но знала его вся армия по другим заслугам.

Карьера представителя знаменитого сербского рода была стремительной. В 1788 году он в чине поручика участвовал в войне со шведами, а уже в 1798 году стал генерал-майором, шефом знаменитого Апшеронского полка.

Милорадович участник Итальянского и Швейцарского похода и дежурный генерал при Суворове. В войне 1805 года произведён в генерал-лейтенанты. Потом одержал ряд славных побед в войне с турками, и в 1809 году произведён в генералы от инфантерии.

На Бородинском поле Милорадович командует правым флангом русской армии. После Бородина он возглавляет арьергард, а когда французы начинают отступать из России командует авангардом. В битве под Лейпцигом под началом Милорадовича русская и прусская гвардия, после взятия Парижа он командует русской гвардией. За подвиги в заграничных походах Михаил Андреевич Милорадович возведён в графское достоинство.

Про его боевые дела можно написать толстую книгу. Но так получилось, что в советское время про него старались не упоминать. И именно из-за восстания на Сенатской.

А ведь это один из тех людей, которые сделали Россию великой.

 

Stanislav Lyulin

Итак, сходил я таки на «Союз Спасения»...

Начнем с хорошего: картинка, «экшн» и динамика съемок впечатляют. Слегка поглумились над нашими бывшими братьями меньшими, что приятно. Но, на этом хорошее ВСЁ...

У фильма в принципе отсутствует сюжет... Это просто набор клипов о неких модных хипстерах, зачем-то решивших убить царя и установить конституцию, и о собравшемся с духом Николае Павловиче, который никого не хотел убивать, но таки пришлось. Декабристы весь фильм пьют, дерутся, махают пистолетами, рефлексируют, бегают с горящими глазами, что-то делают, но непонятно, что и зачем! Разгадка этой беды проста: в 130 минут экранного времени просто не вошёл весь отснятый материал, да и вырезали-то самые интересные и драматические моменты, как раз и нужные для понимания происходящего, но совершенно не динамичные и не зрелищные. Вылетел штурм Парижа в 1814 г., вылетела трагическая судьба разжалованного майора Баранова, вылетел самый напряженный момент восстания, когда у Николая Павловича в наличии были лишь гвардейские саперы, и было непонятно, за кого стоит подходящий ко дворцу батальон преображенцев, и сколько ему и его семье осталось жить и т.д. и т.п. Восстание снято красиво, но совершенно упущен тот момент, что от стрельбы правительственной артиллерии погибло более 1000 питерских обывателей и около 150 солдат. Что гвардейский артиллерист, на вопрос офицера, почему тот не стреляет, ответил: «Так свои же, Ваше благородие...» – весьма показательные и трагические слова, и куда более яркие, чем сопли сенатора Мордвинова о том, что «там русские убивают русских». Конногвардейцы атакуют высокоскоростным галопом, чего не было – от Адмиралтейства до памятника Петру так на лошади не разгонишься, да и современники описывают унылое пихание и вялую перестрелку, но не лихую «атаку под Аустерлицем». Фильм, как и положено в нынешнем российском «патриотическом» кинематографе, совершенно верноподданнический: все хорошие, но Николай Павлович лучше и правильнее, ибо он ВЛАСТЬ, а всякая власть от Бога...

Из того, что снималось у нас про XIX век, униформа в фильме показана лучше всего. Впрочем, есть ощущение, что с униформой произошло то же, что в известном мультфильме с письмом дяди Фёдора родителям – к «костюмной части» приложили руки разные люди, и вышло нечто варьирующееся от «великолепно» до «полный п*здец». Косяки начались с первой же сцены (хрен с ним, что даже клоун Зеленский на Наполеона похож больше, чем игравший его в фильме актёр): уважаемый Михаил Шмаевич стоит за спиной императора в своем замечательном белом мундире, который..ыл введен у карабинеров лишь в 1809 г., но никак не в 1807 г.! Лакей, прислуживающий Александру I, одет в ливрею, украшенную орлами, которые будут введены лишь 30 лет спустя. Декабристы радостно бьют тарелки из дворцового сервиза с вензелями будущего цесаревича Александра Николаевича, который тогда и цесаревичем-то не был! Совершенно убили (в переносном смысле) конногвардейцы (или кавалергарды) стоящие в карауле во дворце в кирасах(!). У офицера Ахтырского гусарского полка почему-то лядуночная перевязь из белёной кожи, да и сами ахтырцы к подавлению восстания Черниговского полка никакого отношения не имели. Косяков в показанной униформе масса, но я лишь скромный специалист в прусской военной форме, а посему пусть все их разбирают знатоки русского военного костюма!

Итого, если снабдить видеоряд комментариями, то получится отличный учебный фильм по теме «Восстание декабристов», который можно показывать в школах для визуализации пройденного материала. Сходить на кино можно и нужно, но чем-то знаковым и эпохальным оно не станет. Аминь.